Меню
Назад » »

Новый эклогион / Избранные жития святых, пересказанные преподобным Никодимом Святогорцем (1)

Подвиги святой славной мученицы Фотины (Светланы) и иже с ней пострадавших в 66 году Сия святая мученица Фотина (Светлана) есть та самарянка, о которой рассказывает апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии. Она беседовала с Господом нашим Иисусом Христом у колодца патриарха Иакова и уверовала в Спасителя. По Его Вознесении и по схождении в День Пятидесятни-цы на божественных апостолов Святаго Духа, вместе с двумя своими сыновьями и пятью сестрами Фотина была крещена Иисусовыми учениками. Затем она стала переходить с проповедью о Воскресшем Сыне Божием из страны в страну, тем самым обращая многих идолопоклонников в истинную веру и приводя к благочестию. Во дни нечестивого Римского царя Нерона против христиан было воздвигнуто сильное гонение. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла, в суетной попытке уничтожить во всем мире имя Христово, гонители стали искать его учеников и всех тех, кто уверовал в Единого Господа. И не знали, безумные, что чем больше они гнали веру Христову, тем более она укреплялась и расширялась, ведь «врата ада не одолеют ее» во век (Мф. 16:18). В то время святая Фотина вместе с младшим своим сыном Иосией находилась в Карфагене, одном из африканских городов, где дерзновенно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор служил в римском войске солдатом. За проявленную доблесть и отвагу во время войны с аварами, совершавшими набеги на Римские земли, царь Нерон сделал его полководцем и, не зная, что тот был христианином, послал в Италию наказать всех находившихся там христиан. Правитель Италии Севастиан попытался уговорить Виктора, несмотря на его убеждения, исполнить приказ императора: - Я знаю, прекраснейший полководец, что ты, как твоя мать и твой брат Иосия, христианин. Все вы последователи апостола Петра. Однако советую тебе исполнить приказ царя и наказать христиан, чтобы не подвергать опасности свою собственную жизнь. - Я исполню волю Небесного и Бессмертного Царя Христа, Истинного Бога, а приказ царя Нерона наказать христиан я не только не исполню, но даже и слышать о нем не хочу, - ответил ему Виктор. - Как истинному своему другу советую тебе сделать то, что послужит к твоей же пользе, - вновь обратился к полководцу Севастиан. - Если сядешь на судилище и будешь искать христиан, а найдя накажешь, то этим ты угодишь царю и наследуешь их имущество. Еще советую тебе предупредить свою мать и брата, чтобы они не проповедовали с дерзновением Христа, уча еллинов отрекаться от отеческой веры, чтобы из-за них тебе самому не подвергнуться опасности. - Да не будет, чтобы я сделал все то, что ты мне говоришь: наказал христиан, или взял что-либо от них, или стал советовать своей матери или брату не проповедовать, что Христос есть Бог. Да я сам есть и буду проповедником Христа, как и они, посмотрим, что тогда будет, - возразил христолюбивый воин. - Брат, я советую тебе то, что служит к твоей пользе, а ты подумай, что тебе делать, - вновь стал увещевать Виктора правитель. Однако, не успев закончить свою речь, Севастиан тотчас ослеп и, упав на землю от сильной и страшной боли в глазах, пребывал безгласен. Слуги подняли его и положили в кровать, где он безмолвно пролежал три дня, а на четвертые сутки громко воскликнул: "Один есть Бог - Бог христиан!". - Почему ты так неожиданно изменил свое мнение, Севастиан? - войдя к нему в покои, спросил Виктор. - Потому что меня призывает Христос, сладчайший мой Виктор, - ответил наместник императора в Италии. И тотчас же наставленный Виктором в христианской вере он крестился, и как только вышел из святой купели, снова стал видеть, и прославил Бога. Наблюдая за этим странным чудом, все идолопоклонники из дома Севастиана испуга-лись, как бы и с ними не случилось за их неверие того же, что произошло с их господином. Они все прибежали к Виктору и, оглашенные в вере Христовой, приняли Крещение. Прошло немного времени, и до Нерона дошел слух, что военачальник и правитель проповедуют в Италии учение Петра, Павла и других апостолов, что многих еллинов они обратили в христианскую веру, и что мать полководца, Фотина, вместе с другим своим сыном Иосией, были посланы в Карфаген, чтобы и там проповедовать Распятого. Услышав это, царь воспылал гневом и разослал по Италии воинов, чтобы приводили в Рим всех тех, кто исповедует христианское учение. Между тем, Сам Господь явился многим мужам и женам и сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. и: 28). Не бойтесь, ибо Я с вами, и Нерон будет побежден вместе со своими приспешниками». Среди наблюдавших это видение был и Виктор, к которому Иисус Христос обратился: "Отныне имя тебе будет Фотин (свет), ибо через тебя просветятся и уверуют в Меня многие. Севастиана же укрепи на мучение своими словами. Блажен и счастлив тот, кто будет подвизаться до конца". После этих слов Господь вознесся на Небеса. Грядущие события были открыты и Фотине. Поэтому вместе со множеством христиан она отправилась из Карфагена в Рим, где также с необычайным дерзновением стала проповедовать Христа. И все жители столицы Великой Империи смутились, говоря: "Кто она, которая пришла сюда с таким множеством людей?". В это же время в Рим вместе с правителем Италии Севастианом воинами был приведен и ее сын Фотин. Все вместе они предстали перед царем, который лично допрашивал доставленных христиан. Сначала император пытался разговорами, без устрашения и без применения пыток, вынудить исповедников отречься от своей веры: - Отрекитесь от Христа или умрете злой смертью, - обозлившись, пугал их Нерон. - Да не будет этого никогда, Христе Царю, чтобы мы отреклись от Тебя и разлучились от Твоей веры и любви, - молились в ответ мученики, среди которых были: Анатолия, Фото, Фотис, Параскева, Кириаки - сестры Фотинии, Фотин, Иосия - ее сыновья. Все они были согласны с радостью и ве-селием умереть ради любви к Распятому Господу. Тогда тиран приказал сломать им суставы рук железными шарами. Схватив святых, слуги Нерона привели их на место мучения и положили руки на наковальню. Начались пытки. От третьего часа дня до шестого бьющие сменились трижды, а мученики совершенно не чувствовали боли, даже руки их не сломались. Это странное чудо смутило Нерона, и он приказал отрубить мученикам руки. Тотчас же схватив Фотину и связав ей руки, слуги стали многократно ударять мечами по рукам святой жены, но ничего не смогли сделать. Они были парализованы и замертво упали на землю, мученица же осталась невредимой и благодарила Бога, говоря: «Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя» (Пс. 117: 7). Царь стал думать, как ему победить этих христиан и убедить их не поклоняться своему Богу. Он приказал ввергнуть мужей в темницу, а святую Фотину вместе с пятью ее сестрами привести к нему в золотую залу, поставить золотой стол и семь золотых тронов, принести много денег, золотые украшения, одежды и золотые пояса, полагая, что приманками ему удастся изменить их веру. Затем также повелел своей дочери Домнине вместе со всеми ее рабынями прийти в эту залу и быть со святыми. В случае отречения мучеников от Христа Нерон пообещал им не только подарить все, что находится внутри этой роскошной комнаты, но также удостоить их великой славы и чести. Несчастный заблуждался: помышляя о Небесном, эти жены презрели все земные блага и не хотели даже и смотреть на них. Такое непонятное языческому сознанию христианское миропонимание удивило дочь императора. Заметив это, Фотина обратилась к ней со словами: - Радуйся, невеста Господа моего! - Радуйся и ты, госпожа моя, светильник Христов, - ответила ей Домнина. Услышав, что принцесса упомянула имя Христово, святая весьма обрадовалась и, возблагодарив Господа, обняла ее и поцеловала. А затем обучила христианской вере и крестила дочь императора вместе с сотней дворцовых рабынь. По совершении этого великого Таинства, во время которого Домнине было дано имя Анфуса, царская дочь при-казала Стефаниде, старшей из своих рабынь, раздать нищим все золотые украшения и деньги, бывшие в золотой зале. Узнав об этом, Нерон застонал и повелел тотчас разжечь печь, а потом бросить туда святую Фотину с ее товарищами. В этом огне мученики провели три дня и остались живыми и невредимыми. Когда жители города Рима услышали об этом чуде и увидели их, то сначала недоумевали, как такое могло произойти, а потом, вслед за христианами, прославили Бога. Тогда тиран приказал дать всем исповедникам смертоносного яда, изготовленного искусным магом Лампадием. Сначала яд дали святой Фотине; взяв его в руки, она сказала: "Не должно было нам брать в руки этот яд и пить его, потому что сам ты нечист. Но для того, чтобы ты, царь, и этот маг познали силу Христа моего, я прежде других выпью его во имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа, а потом его выпьют все, кто находится со мной". Так с ними и случилось - яд не причинил мученикам никакого вреда. Увидев это, чародей удивился и произнес: "У меня есть другой сильный яд. Но если вы выпьете его и не умрете в тот же час, то я уверую в вашего Бога". Когда принесли новое зелье, мученики вновь выпили и нисколько не пострадали. Колдун же пришел в изумление и, собрав все свои волшебные книги, бросил их в огонь. Следуя данному обещанию, он уверовал во Христа, крестился и был переименован в Феоклита. Узнав об этом, царь повелел воинам схватить бывшего мага и вывести за городскую стену. Здесь ему усекли мечом голову. Так блаженный Феоклит ранее всех принял мученический венец. После этого беззаконный Нерон повелел перерезать этим непокорным христианам жилы. Воины исполняли приказ, а мученики поносили и насмехались над бессилием царя и его богов, ни во что не вменяя переносимые ими страдания. Тогда император приказал растопить свинец, перемешать его и, когда закипит, залить рот святой Фотине, а другим святым лить его на спину. Однако и после этого мученики продолжали славословить Создателя: "Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что кипящим свинцом прохладил наши жаждущие от этого великого жара сердца". Это не остановило Нерона, и он придумал для них другую пытку. Святых повесили, безжалостно строгали их тела, жгли факелами, но чем большее мучение царские слуги причиняли христианам, тем больше они укреплялись Бо-жественной благодатью и прославляли Бога. Тогда жалкий и суетный Нерон вздумал сломить их несокрушимый дух другим истязанием: им стали вливать в носы смешанный с сильнейшим уксусом пепел. Но и эти действия не увенчались успехом. Святые по-прежнему благодарили Бога и говорили, что эта адская смесь для них «слаждшия паче меда и сота» (Пс. 18: 11). Такое поведение привело тирана в бешенство. Он приказал ослепить исповедников, а затем заключить их на три года в зловонную темницу, кишащую ядовитыми змеями. Своим присутствием и постоянными молитвами мученики освятили это страшное место: все ядовитые гады, обитавшие в темнице, издохли, зловоние превратилось в благоухание, а тьма - в ослепительный свет. И стал посреди святых Господь наш Иисус Христос, сказав им: Мир вам (Ин. 20:19). Затем, взяв за руку святую Фотину, поднял ее и сказал: «Всегда радуйтесь» (Ин. 17: 24)... потому что «Я с вами до скончания века» (Мф. 28: 20). В этот миг к мученикам вернулось зрение, и, увидев Бога, они поклонились Ему. Благословив подвижников, Христос произнес: "Мужайтесь и укрепляйтесь", и с этими словами вознесся на Небо. С тел святых сошла как бы чешуя, и они совершенно выздоровели, став такими же, как и прежде. Через три года царь велел привести из темницы одного из своих слуг, заключенного там. Когда посланные пришли в тюрьму, то увидели, что мученики пребывают в здравии: слепые галилеяне снова видели, темница была наполнена светом и неизреченным благоуханием, сюда приходили толпы народа и, уверовав в Воскресшего Спасителя, принимали Крещение. После такого донесения Нерон вышел из себя и снова вызвал мучеников на допрос. Спросив, почему они не послушались его и продолжают проповедовать имя Христово, он решил предать христиан новым наказаниям за нарушение своего указа. Сначала святых распяли вниз головой и строгали их тела три дня подряд, пока не распались сухожилия. Исполнив это, звероподобные и бесчеловечные слуги оставили мучеников висеть так четыре дня. По прошествии этого времени они пришли посмотреть, живы ли еще исповедники, однако, даже не успев подойти к ним, немедленно ослепли. В тот самый момент Ангел Господень сошел с Неба, развязал святых и, облобызав их, уврачевал все раны. Сжалившись над ослепшими слугами, святая Фотина сотворила о них молитву к Богу, и они тотчас же снова стали видеть, после чего уверовали во Христа и приняли Крещение. Когда Нерону донесли об очередном чуде, случившемся с мучимыми им христианами, царь повелел содрать с Фотины кожу. Во время этой пытки святая, подобно Псалмопевцу, возглашала: "Господи, Ты искусил меня и познал меня"(см. Пс. 25: 2). Содранную кожу бросили в реку, а святую - в пересохший колодец. Затем Севастиану, Фотину и Иосии отрезали детородные органы и кинули псам, потом и с них содрали кожу, бросили в реку, а самих мучеников заперли в старой бане. Пяти сестрам святой Фотины, представшим перед тираном, отрезали груди, и также содрали кожу. Когда очередь дошла до святой Фотисы, та не захотела, чтобы ее удерживали насильно, но с великим мужеством сама сдирала свою кожу, так что тиран удивился ее терпению. Но и после этой муки всезлобный тиран изобрел для нее другое ужасное наказание: в саду Нерона согнули вершины двух деревьев, привязали к ним блаженную Фотису и отпустили. Святую разорвало на две части, и так она предала свою душу в руки Божий. Тогда повелел мерзкий Нерон обезглавить прочих мучеников мечом, а блаженную Фотину, вынув из колодца, заключить в темницу. Она же, поскольку осталась одна и не была увенчана мученическим венцом вместе с прочими, опечалилась и просила об этом Бога, Который явился ей и, трижды перекрестив ее Честным и Животворящим Крестом, исцелил от всех ран. Спустя немного дней, воспевая и благословляя Бога, Фотина предала Господу честную свою душу. Память ее Церковь празднует 20 марта/2 апреля. Вот так все пришли к Желанному Богу и восприяли Его Небесное Царство, егоже и мы да сподобимся их молитвами. Аминь. Оглавление Житие, подвиги и мученичество святого славного свщенномученика Поликарпа, епископа Смирнского, пострадавшего в 143 году Сей славный священномученик Христов Поликарп происходил из города Ефеса. Родители его были люди весьма богатые и благочестивые: отца звали Панкратием, а мать - Феодорой. Когда Феодора была беременна святым Поли-карпом, правителю Ефеса Маркиону донесли, что они христиане. Родителей схватили и привели к нему на допрос, во время которого Маркион пытался вызнать, почему они не подчиняются царскому повелению и презирают великих богов, поклоняясь Христу. - О, правитель, мы были научены апостолами Господа нашего веровать и поклоняться Истинному Богу, Творцу неба и земли, Господу нашему Иисусу Христу, во имя Которого были крещены, Егоже исповедуем и проповедуем. Бездушных же и бесчувственных идолов, которых вы считаете богами, мы отвращаемся и презираем, - бесстрашно свидетельство-вали родители Поликарпа. Услышав это, правитель разгневался и приказал воинам бросить их на землю и сильно бить. Затем Панкратия и Феодору посадили в темницу, где они пробыли долгое время, лишенные всякой человеческой помощи, мучаясь от голода и жажды и претерпевая прочие страдания. В этой темнице и суждено было появиться на свет будущему священномученику. Всеблагий же Бог, знающий все, прежде чем это совершится, предвидя, что правитель будет искать младенца, чтобы воспитать его и научить собственному заблуждению, послал в темницу Своего Ангела, который сначала исцелил родителей младенца от ран, нанесенных им побоями, а затем сказал, что правитель умертвит их. После этого посланник Божий забрал младенца и отнес его одной весьма богатой вдове-христианке, наказав той крестить его и, никому не открывая правды, со всяким усердием воспитать. После этого Ангел стал невидим. Беззаконный Маркион много дней искал младенца, но не нашел и еще больше разгневался, подвергнув родителей святого жестоким пыткам. Наконец, видя их непреклонность, он решил предать Панкратия и Феодору на смерть. Правитель приказал воинам вывести их далеко за город и обезглавить, а тела оставить на съедение зверям. Однако всуе трудился несчастный, ибо ни один зверь не приблизился к честным останкам святых мучеников. Чуть позже на это место пришли христиане и, согласно христианскому обычаю, с благоговением погребли их. Благочестивая вдовица-христианка крестила ребенка и назвала его Панкратием в честь отца. Она воспитывала его как родное дитя. Когда ребенок пришел в возраст, подходящий для учения, женщина отдала его в школу, и через малое время он выучил все церковные службы. С самого детства имея как бы ум старца, Панкратий не играл с другими детьми, но общался с мудрыми и добродетельными мужами. Как сын мучеников он, по возможности, старался всеми силами подражать им во всех добродетелях, подвизаясь стяжать ко всем любовь, смирение, тихость, воздержание и целомудрие. Особенно же он возлюбил милость, из-за чего его и прозвали Поликарпом (греч. - плодородный, обильный плодами. - Пер.). Вот, послушайте и подивитесь. Как мы уже говорили, та боголюбивая жена, что воспитала его, была чрезвычайно богата и имела полные закрома пшеницы и прочего зерна. Будучи милостивым и весьма сострадательным, блаженный Панкратий тайно от своей приемной матери подавал обильную милостыню нищим, так что опустошил все запасы. Однажды его мать пришла за пшеницей и, найдя кладовые пустыми, удивилась, не понимая, как это могло случиться. Однако, зная о благом расположении и милосердии, какое ее воспитанник питал к нищим, она поняла, что это Панкратий опорожнил закрома. Когда она вернулась и зло посмотрела на него, юноша с веселым лицом попытался уговорить ее еще раз сходить в кладовые, чтобы убедиться, что они полны. Но женщина сильно осерчала и ни за что не хотела идти. Тогда святой отправился к месту хранения запасов один, помолился Многомилостивому Богу, и - о чудо! - тотчас же все закрома наполнились зерном. Позвав свою мать, он радостно сказал ей: "Госпожа моя, пойди в кладовые, чтобы увидеть силу и благодать Божию". Когда женщина вошла и увидела полные кладовые зерна и даже горшки, наполненные маслом и вином, она громко прославила Щедрого Бога и, поцеловав благословенного Панкратия, сказала ему: "Чадо мое возлюбленное, отныне давай нищим сколько хочешь и впредь я буду называть тебя не Панкратием, а Поликарпом". С тех пор и удержалось за святым это имя. С этого самого дня блаженный щедро раздавал зерно всем, имевшим нужду, и Божией милостью хранилища никогда не пустели, потому что, видя благое произволение святого, Всемогущий умножал запасы. В то время в Ефесской стране случился сильный голод, и тогда достоблаженный Поликарп показал великое милосердие и сострадание не только к нищим, но и к богатым, потому что многие, хотя и имели большое состояние, не знали, где купить пищу, и подвергались опасности умереть от голо-да. И святой щедро раздавал им припасы. Так, приходили к нему каждый день толпы богатых и бедных, и он никого не отпускал с пустыми руками, милосердно принимая всех, и каждому оказывая благодеяние. Когда святому было двадцать пять лет, он услышал, что Иоанн Богослов проповедует Евангелие в других частях Азии. Имея сильное желание получить пользу, Поликарп отпросился у матери и пошел к Богослову, вместе с которым были Игнатий Богоносец и блаженный Вукол. Божествен-ный Поликарп последовал за ними и, переходя с места на место, из страны в страну, подобно апостолу Иоанну, проповедовал слово Христово. Он испытывал сильные лишения, страдал от голода, жажды и наготы. Спустя некоторое время Римский царь Дометиан узнал, что апостол обращает идолопоклонников в христианскую веру. Это правителю не понравилось, и он сослал любимого ученика Христа на остров Патмос. Перед отъездом Иоанн Богослов успел рукоположить блаженного Вукола в епископа Смирны и дать ему в спутники святого Поликарпа. По дороге в Смирну святой Вукол рукоположил божественного Поликарпа во священника. И хотя тот не соглашался, оправдываясь тем, что недостоин нести столь высокое послушание в Церкви, Владыка возвел молодого священика в достоинство орфанотрофа (опекун сирот. - Пер.). Однако блаженный Поликарп был настолько смиренномудр, что не желал выделяться среди прочих и даже в собрании священников не садился согласно своему чину, но ниже всех, как простой человек. По причине такого великого смирения Всеблагой возвысил и прославил Поликарпа: предузнав о своей смерти, святой Вукол собрал всех епископов, клир и христиан епархии, сообщил им о своей приближающейся кончине и спросил собравшихся, согласны ли они с тем, чтобы отныне епископом Смирны был Поликарп. Все с великой радостью согласились с этим предложением. Так, против собственной воли, святой Поликарп был рукоположен во епископа Смирнского. Приняв великий груз архиерейства, блаженный нес свое послушание с особым прилежанием, постоянно поучая вверенную ему паству Евангельскому слову и посредством своих дел став для всей христианской общины Смирны образцом всякого блага, он не переставал посещать свое словесное стадо день и ночь: везде укреплял немощных, утешал скорбящих, исцелял недужных, заботился о сиротах, миловал нищих и помогал всем христианам. Особое тайное и явное попечение имел он о мучениках, укрепляя их в вере Христовой, ибо в то время тираны постоянно подвергали их жестоким пыткам. Владыка по достоинству назывался Поликарпом, потому что был исполнен всякого божественного плода, являясь удивительной тихой пристанью и великим прибежищем не только христиан, но и многочисленных язычников, которых он непрестанно учил, без всякого страха и робости, обращая в веру Христову. Уже при жизни святой сотворил бесчисленное количество чудес. Однажды случился в Смирне сильный и страшный пожар. Причем огонь царствовал не только в самом городе и домах, но и в поле за городом, в виноградниках, где горели деревья и животные. Это страшное бедствие не отступало в течение семи суток. Безумные и омраченные идолопоклонники призывали на помощь своих богов. Но напрасно старались, потому что чем больше просили идолов, тем больше гневался на них Бог, и огонь все усиливался. Вследствие этого христиане пришли к святому, прося его помолиться ко Господу о прекращении огня. Вла-дыка сжалился и, согласно их прошению, сотворил молитву ко Вседержителю, а затем, обличая идолопоклонников, из-за нечестия которых происходило все зло, обратился к огню со словами: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Которому я, недостойный, служу и поклоняюсь, повелеваю тебе в сей же час совершенно угаснуть!". И - о странное чудо! - страшный тот огонь в тот же момент полностью угас и исчез, а присутствовавшие в удивлении громко воскликнули: "Велик Бог христиан!" И многие идолопоклонники уверовали во Христа и крестились во славу нашего Создателя. Один из язычников, знатный сановник по имени Петроний, движимый диаволом, который всегда завидует всякому добру, стал говорить хульные слова против христианской веры и святого Поликарпа, и тотчас же подвергся приступу одержимости. Он упал на землю, стал кататься, испускать пену и сотрясаться в конвульсиях. Некоторые христиане пожалели его и попросили епископа исцелить Петрония. Подражая Владыке Христу, блаженный святитель сжалился над ним и даровал сановнику двойное уврачевание: запретив лукавому и нечистому духу и прогнав его из Петрония, он просветил тем самым его душу. Через полученное благодеяние богач познал силу, какую имеют рабы Христовы, и, уверовав, крестился вместе со всеми домашними. Прошло четыре года, и в Смирнской области наступила сильная засуха, в результате которой мог погибнуть весь урожай. Народ пребывал в печали и не знал, как его спасти. Христиане снова пришли к своему владыке Поликарпу и просили его помолиться Господу. И - о чудеса Твои, Христе Царю! - полил такой сильный дождь, что напоил все посевы. Но поскольку дождь, не переставая, лил несколько дней подряд, епископ Смирны снова с помощью молитвы воспрепятствовал его чрезмерности. Из этих немногих чудес, совершенных святым еще при жизни, можно судить о том дерзновении, какое он имел к Богу. Коротко расскажем о славном подвиге мученичества святителя Поликарпа. Когда в Риме правил Марк Аврелий, против верующих христиан было воздвигнуто великое гонение, и многие властители городов немилосердно их истязали. Так поступал и правитель Смирны: находя христианина, он предавал его бесчеловечным смертельным мукам, и дошел до того, что решил схватить святого Поликарпа, как руководителя местной христианской общины. Услышав об этом, божественный епископ ничуть не смутился и решил остаться в городе. Однако христиане, любя его и не желая лишиться такого достойного архипастыря, разными способами убедили святого покинуть город. Он ушел из Смирны и прибыл в одно селение, где дни и ночи проводил в молитве за всех христиан и за все Церкви Христовы по всему миру. Молясь так три дня подряд, он задремал и увидел во сне, что его по-душка запылала и сгорела. Тотчас же проснувшись, святой пророчески изрек бывшим с ним, что ради любви Христовой огонь должен изменить его жизнь. Тем временем слуги правителя продолжали искать владыку Поликарпа, и епископ, понуждаемый любовью братьев, перешел в другое селение. И как только святитель ушел из первого прибежища, туда пришли воины и, не найдя его там, схватили двух детей, проживавших в том доме. Чтобы узнать, где находится блаженный Поликарп, они подвергли их пыткам. Не в си-лах перенести муки, один из детей открыл местонахождение Смирнского епископа. Воины, взяв ребенка, в тот же вечер пришли в дом, где скрывался архипастырь. На этот раз святитель не захотел никуда уходить, но, уповая на волю Божию, настоял на сво-ем и сошел вниз бесстрашно, с веселым и радостным лицом, встречать незваных гостей, чем весьма удивил воинов. Пока по просьбе святого легионеры обедали, епископ молился, после чего его посадили на осла и привезли в Смирну. Когда Поликарп входил во дворец правителя, с Неба послышался голос: "Укрепляйся, Поликарп, и мужайся". Эти слова слышали многие христиане, однако никто не видел Того, Кто их сказал. Наместник императора не был уверен, что к нему привели знаменитого Поликарпа. Однако, когда святой убедил его в этом, правитель стал уговаривать его отречься от Христа и похулить Его, но епископ Смирны возразил: - Восемьдесят шесть лет я работаю Ему, и Он не причинил мне никакого зла. Как же я сейчас могу похулить Царя моего, Спасителя и Искупителя? Но тиран стал снова принуждать святителя отречься от Христа: - Если не отречешься от Христа, я брошу тебя на съедение зверям, - устрашал судья мученика. - Не медли, но бросай меня зверям, потому что я не поколеблюсь в моей вере, но скорее буду тебе весьма признателен, если на один час раньше переселишь меня из этого ложного и претрудного мира в истинный и бессмертный, - настаивал Поликарп. - Поскольку ты, - по-прежнему перечил святителю правитель, - ни во что вменяешь зверей, то, если не раскаешься, я сожгу тебя огнем. - Что ты устрашаешь меня временным огнем, который скоро гаснет? Или ты не знаешь о неугасимом огне вечного мучения, который уготован нечестивым? Итак, не трать время, но делай что хочешь, - исповеднически возразил ему божественный епископ. Говоря это и еще многое другое с великим дерзновением и радостью, мученик привел правителя в изумление, так что тот в недоумении послал глашатая трижды объявить о том, что Поликарп - христианин. Услышав объявление, вся толпа еллинов и евреев закричала громким голосом: "Это - отец христиан, который учит народ не поклоняться богам. Мы должны сжечь его живьем". Тотчас же они принесли из мастерских и бань дрова и хворост. Особенно старались преуспеть в этом нечестивом деле евреи, ведь у них, в силу той ненависти, что они питают ко Христу и ко всем христианам, в обычае усердно прислуживать подобному злу. Когда костер был готов, Смирнский епископ снял свои одежды и распустил препоясание. Воины хотели прибить святого гвоздями, дабы он неподвижно стоял в огне. Он же сказал им: "Оставьте меня, ибо Тот, Кто дает мне силу переносить огонь, укрепит меня, чтобы я был неподвижен". Ему связали за спиной руки, и Поликарп был принесен в благоприятное всесожжение Богу, подобно овну праздничному, выбранному из великого стада. Перед тем как войти в огонь, мученик, воздвигнув очи к небу, стал молиться: "Господи, Боже Вседержителю, благодарю Тебя, что удостоил меня с сего дня и часа быть сопричисленным к мученикам Твоим в воскресение жизни вечной, души же и тела. Только бы мне быть принесенным сегодня пред Тобою в жертву благоприятную, как Ты, Истинный Боже, уготовал, и предоткрыл, и совершил. Сего ради и о всех Тебя благословляю, Тебя прославляю с Возлюбленным Твоим Сыном и со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь". После этого он вошел в огонь, и - о чудо! - огонь тот, как некий свод, как будто парус, наполненный воздухом, окружил тело мученика. И стоял он посреди него не как сожигаемая плоть, но как золото, разожженное в печи золотых дел мастера, и было сильное благоухание, как будто горел фимиам или иное что из драгоценных ароматов. Наконец, увидев, что тело святого не горит, беззаконники повелели, чтобы к мученику подошел палач и умертвил его мечом. Когда это случилось, вытекло так много крови, что она совершенно угасила огонь. Наблюдая за этим чудом Божиим, вся толпа удивилась. А завистливый и злобный диавол, зная, что христиане захотят взять честные мощи святого придумал вот что. Одного сановника уговорили сказать правителю, чтобы тот не отдавал тело священномученика христианам, дабы они не стали почитать блаженного Поликарпа. Чтобы христиане тайно не взяли останки епископа Смирны, евреи взялись охранять их. По прошествии нескольких дней некий сотник бросил святые мощи Поликарпа в огонь, и они сгорели. После этого христиане, взяв то, что осталось после сожжения тела священномученика, с благоговением и почестями погребли в особом месте - во славу Христа, Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. Оглавление Житие и подвиги преподобного отца нашего Харитона исповедника, спасшегося от мученической смерти в 276 году В 270 году по Рождестве Христовом в Риме царствовал Аврелиан, который хотя и был идолопоклонником, все же в самом начале своего правления не чинил препятствий христианам, поклоняющимся Истинному Богу, однако впоследствии, подвигнутый бесами, которым служил, воздвиг на христиан великое гонение. По всем областям своего царства Аврелиан разослал нечестивый указ, согласно которому правители должны были приложить всяческое тщание и усердие в убеждении христиан отрекаться от веры Христовой и возвращаться в прелесть идолослужения, а тех, кто не подчинялся, подвергать различным мукам и позорной смерти. В Иконии одним из первых христиан был схвачен и приведен на судилище к нечестивому правителю святой Харитон, так как именно он во всей окрестности был известен как самый добродетельный муж. Во время допроса треблаженный бесстрашно признался, что верует во Христа, Истинного Бога. На вопрос, почему он противится царским повелениям и не хочет принести жертву бессмертным богам, исповедник с великим дерзновением отвечал: - Я потому не почитаю ваши святыни, что они не истинные боги, а злобные бесы, которые коварно убедили вас почитать их за богов по двум причинам. Во-первых, чтобы этих лжецов возвеличивали под славным именем божества, а они гордились, что их почитают как богов, а во-вторых, чтобы увлечь вместе с собой в неугасимый огонь мучения всех тех, кто их почитает. - О, Харитон, должно было мне сейчас весьма разгневаться на тебя и тотчас же предать на жесточайшие мучения, потому что ты похулил богов. Но, поскольку они долготерпеливы и незлобивы, то и я хочу им подражать и советую тебе избрать то, что послужит тебе на пользу: принеси жертву богам и будешь иметь великую честь у царя, - попытался уговорить святого наместник императора. - Судья, если эти глухие и бездушные истуканы - боги, то ты худо поступаешь, что терпишь наносимые им мною оскорбления. А если они не боги, как и есть на самом деле, то ты напрасно трудишься, склоняя меня к совершению беззакония, потому что я никоим образом никогда не отрекусь от Живого и Истинного Бога и не буду служить мерзким бесам, поскольку я - последователь и подражатель той знаменитой первомученицы Феклы, которая, как другой Илия, сияет лучами мученичества в этом городе иконийцев. Кроме того, я ученик великого проповедника благочестия Павла, который вдохновенно склонял Феклу претерпевать мучения ради любви Христовой. Поэтому и я сегодня перед всеми говорю словами божественного Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8: 35). Нет, ничто не разлучит меня от любви Христовой, - отвечал мужественный воин Христов. - О добрый Харитон, если святыни наши, как ты говоришь, - не боги, как же августейшие наши цари, которые им поклоняются, и мы, правители, веруя в них, имеем от них славу и счастье? - сказал тогда правитель. - Весьма заблуждаетесь вы, еллины, что признаете богами резные изваяния, вышедшие из-под рук человеческих, которые полностью лишены дара речи, ума и живых чувств, как об этом говорит наше Священное Писание: «Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих; есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им (слепы, глухи и бесчувственны) будут делающие их и всякий, кто надеется на них» (Пс. 134:15-18). Может, ты сомневаешься в том, судья, что сказанное мною истинно? Испытай на деле: предай идолов огню, прикажи сокрушить им члены, и тогда самым опытом познаешь, что они совершенно бесчувственны и не могут ни пошевелиться, ни говорить, ни причинить вред уничтожающим их, - ответил Харитон. От этих слов беззаконный судья весьма разгневался и приказал обнажить святого, растянуть по земле за руки и за ноги, и бить воловьими жилами. При этом звероподобный правитель говорил мученику: - Ну что, принесешь жертву богам? Или хочешь, чтобы на твое тело обрушилось еще больше ударов? - Не только удары, но скорее тысячу смертей я бы принял ради любви Христовой, но не согласился бы отречься от Бога и принести жертву идолам, - подтвердил терпеливый подвижник. Услышав это, тиран приказал бить мученика еще сильнее. И так сильно его истязали, что не осталось на нем живого места, но были видны внутренности. От невыносимых побоев Харитон пребывал безгласен. Тогда правитель приказал оставить его, не потому что пожалел святого, но для того, чтобы тот не умер так скоро, избежав, таким образом, больших мук. Слуги подняли полумертвого исповедника и, взвалив на плечи, отнесли и бросили в темницу. Ради краткости и умалчивая о многих подвигах сего доблестного мужа, опуская подробности, скажу, что после того как чудесным образом Господь даровал ему в заключении здравие, мученика Христова снова привели на судилище. И вновь суемудренный властитель пробовал сначала обманчивой лестью, а потом устрашениями сделать Харитона своим единомышленником. Но поскольку тот еще более укрепился в вере Христовой и лишь смеялся над его безумными речами, правитель предал его еще большим мукам и приказал жечь тело исповедника огнем, а потом снова заключить в темницу. Прошло немного времени и богоборствующий император был по справедливости наказан Богом за то зло, с которым дерзнул пойти на христиан: всезлобный Аврелиан умер страшной смертью. Заступивший после него на царство Тацит был вразумлен примером своего предшественника и, боясь, что тоже будет наказан, приказал прекратить преследования христиан во всех областях своего царства. Так, по устроению Божию, божественный Харитон не был предан смерти. И многие получили большую пользу от долгой земной жизни Харитона Исповедника, чего не было бы в результате его мученической кончины. Согласно царскому указу ему была дарована полная свобода. Хотя святой и не принял за Христа мученической смерти, однако на выносливом его теле остались победные знаки и раны. Почти умерев для этой временной жизни и желая отныне служить только Единому Богу, он вступил на узкий и скорбный путь, ведущий, по словам Самого Господа, человека в жизнь вечную (ср. Мф. 7:14). После освобождения из заключения, Харитон принял решение пойти в Иерусалим. По дороге в Святую Землю он попал к звероподобным разбойникам, которые связали ему за спиной руки, надели на шею железную цепь и привели треблаженного в пещеру, где обитали сами. Оставив его там связанным, они вышли на проезжую дорогу подстерегать других путников. А божественный Харитон, размыслив, что нашедшее на него искушение попущено Богом на пользу его души, вначале премного возблагодарил Создателя, и, обратившись к злобному диаволу, стал поносить его таким образом: "О, мерзкий и нечистый, за что ты предал меня этим разбойникам - чтобы они убили меня, или чтобы помешать мне достигнуть цели? Хотя бы ты и усердно старался умертвить меня, напрасно трудишься, потому что ты ясно видел, что я, по благодати Христа моего, презираю любую смерть. А если ты и хочешь сбить меня с пути, чтобы я жил, не подражая Господу, ничего у тебя не выйдет. Потому что, будучи милосердным по природе, Творец ищет всякий самый малый предлог, чтобы щедро даровать Свои блага тем, кто желает жить богоугодно". Во время этих размышлений в пещеру заползла гадюка, которую святой не видел, и в сосуд разбойников, наполненный вином, изрыгнула весь свой яд. Когда страждущие от жажды разбойники вернулись и выпили это ядовитое вино, то сразу умерли. Так злость была наказана, а дивный Харитон в тот же час был невидимо избавлен от уз. Однако исповедник не покинул это безлюдное место; оно было весьма пригодным для безмолвия, и святой решил там остаться. С серебром, собранным разбойниками во грехе, он поступил по справедливости: часть раздал нищим и преподобным отцам-пустынникам, а на оставшиеся деньги построил в пещере Божий храм и Святую Фаворскую Лавру, главную церковь которой впоследствии освятил Иерусалимский Патриарх Макарий, который был в числе трехсот восемнадцати богоносных отцов Первого Вселенского Собора.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar