0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1715
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 19
ГОСТЬ: 19
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Наставления Феофана Новозерского (7)
293. Подлинно удивляться надобно премудрости Божией, что Господь открыл это нам: которые спасутся в мире, хотя будут святые и получат места свои, однако в этот чин не будут вчинены; это ангельский чин, и мы, сколько будем жить, все новое будем видеть, все удивительное и все непостижимое! И здесь теперь, ежели мы с места на место переходим, все видим новое; а там-то, там все новое будет! Итак, что бы такое удерживало нас в здешней жизни, да еще и мысли худые принимаем, какая от них польза? Ежели сказать, "что нельзя, и я не могу". Нет этого нельзя сказать потому, что были такие люди, которые могли это сделать. Ежели мы призовем Господа Бога, "какая мысль устоять не может, но только тогда, как совершенно в смиренном духе припадем к Нему. 305. Одной новоначальной, которая говорила, что провела всю жизнь в житейских заботах, он сказал: а теперь надобно помышлять о вечности и начинать новую жизнь, новую науку, новые слова, новые мысли и воображения; телом вышли из мира, а теперь надобно выйти духом. Вы только положили намерение, а имена ваши написаны на небесах: "Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразить тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его!" Великое дело, ежели послужить Ему в здешней жизни! 319. Выговорили слово, и время прошло; в будущей же жизни не будет ни прошедшего, ни будущего, только одно настоящее; ни вечера, ни утра, а один день будет; ни годов, ни месяцев, ничего все один день, свет немерцающий! "И праведницы просветятся якоже солнце во Царствии Отца Небесного. Делайте дела дондеже свет есть, да тьма вас не постигнет неготовых". Все послушания святы, и кто спадет от святого послушания, то есть преслушает, тот спал как бы с небес; в послушании с хорошими мыслями, а не с развращенными, имеете в себе Бога; Дух Святый осеняет душу вашу; а которые в преслушании, те подручны врагу, и он тут всю свою волю в них делает. Теперь вы почитаетесь в земном небе, и все самые низкие послушания, да с памятью Божиею исполняемые, выше тех, которые пред престолом Божиим предстоят священники с развлеченными мыслями; а ежели предадите себя прекословию и лености, будете указывать, для чего ты не делаешь; ропщете, прекословите и празднословите, все труды свои погубляете. 325. Одной просящей пострижения о. Феофан сказал: надобно сперва исправить жизнь свою, чтобы соответствовала этому званию; учиться скромности, благоговению, тихости, а потом поплакать иногда, и просить Господа Бога со слезами: "искуси мя, и испытуй мя и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен". 333. Но и всем живущим в обители должно иметь духовные мысли, а мирские оставить; всех почитать за святых: место святое и какое воздаяние! "Что вас наречем, Святии? Херувимы ли? яко на вас почил есть Христос. Серафимы ли, яко непрестанно прослависте Его. Ангелы ли, тела бо отвратистеся. Силы ли, действуете бо чудесы, многая ваша имена и большая дарования". Оглавление Об искушениях 90). В письме вы о себе упоминали, какую жизнь правождать. Очень хорошо; даруй, Боже, вам в земное небо—во святую обитель вступить и на служение Господу Богу себя посвятить, во вся дни жизни вашей, по слову Святого Давида, «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». А что обыкновенная молва говорит, якобы большее искушение бывает в монастыре, нежели в мирской жизни—от кого же оное искушение зависит? Можно сказать: от нас самих, по слову святого апостола Павла: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Римл.1, 28). вот от чего бывают нам искушения. Кто велит без нужды ходить по кельям, празднословить, чужие дела пересказывать, осуждать, жаловаться, скучать, унывать, отчаиваться, роптать, злословить других, себя оправдывать, гордиться, тщеславиться, хвалиться, укорять, не примиряться, завидовать, лгать, худыми мыслями заниматься, лениться, не покоряться, противоречить, не почитать старших, а паче настоятельницу, о молитве внутренней нерадеть и прочими бесовскими делами заниматься? -Такая жизнь, конечно, большее искушение навести может, нежели жизнь мирская: да еще иные исповеди духовнику, свои недостатки остави, хотят чужие пересказывать и о своих согрешениях не признаются при Богом и не сокрушаются; и приступая к Святым Тайнам не думают, к Кому приступают, и Кого приемлют. Хотя они и молятся, но молитва их в грех бывает, а причастие Святых Таин в осуждение. Итак, мы сами своему искушению виновны, Бог не требует от нас поклонов, когда мы в таком положении, а требует от нас смирения, Сам смирив Себя,—послушания, Сам послушлив быв до смерти,—терпения, Сам претерпев поругания, биения, оплевания, заушения; требует незлобия, ибо и Сам за врагов своих молился: «Отче Небесный, отпусти им, не видят бо, что творят», (Лук. 23, 34); требует любви, ибо Сам нашего ради спасения, оставив недра Отца, нашу нищету посети и любви ради душу Свою за нас положи; велит нам пребывать в молитве, говоря: «бдите к молитеся, да не внидете в напасть» (Матф.26, 41), и Сам к Отцу Своему Небесному приносил молитву. Сверх сего должно нам иметь намять смертную, что нам миновать сего нельзя: смерть грешников люта, а честна смерть преподобных Его, по смерти же сказано: «да возьмется нечестивый, да не видит славы Господа» (Ис.26, 10); а праведным — «примите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Матф.25, 34). Ежели таким образом жизнь будем провождать, чтоб угодить Господу, то монастырская жизнь нам будет раем. 104. Письмо ваше я получил, для меня весьма удивительное. Вы просили меня на 18 число сего месяца для пострижения в Ангельский образ. А теперь я получаю от вас противное, чтоб отпустить вас в Москву. Вы пишете с каким-то восхищением и радостью о неизвестном. Сие не что другое, как искушение вам от врата. Истину вам говорю. Вот что Христос Сын Божий пречистыми Своими устами сказал: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже на приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Матф. 10, 37. 38). Вы отрицаетесь от любви Божией и от креста своего. Какая же любовь влечет вас к своим, когда вы оставили ради вечности всю свою родню? Любовь плотская вредная противная Богу, зовущему вас к Себе, дающему вам царствие небесное, Ангельское достоинство, венец вечной славы. Итак, советую вам не полезное сие предприятие оставить; а я на 18 число хотел приехать и постричь вас. Что ж вы печетесь о племяннице? Бог знает, и без вашего старания, что ей полезно, и приведет ее в служение сие. От Бога все возможно. Ты о себе имей попечение, чтоб враг не порадовался и не поругался над тобою. Должно учиться познавать сети вражии и его вредные предлоги и искушения. Он и Христа Сына Божия искушал; но Христос Сын Божий от Писания ему ответствовал: не искусиши Господа Бога твоего (Матф. 4, 7). Так и нам должно последовать учению Христа Спасителя нашего. Нужно тебе видеться с М... П... а враг предлагает все способы. Ты против того скажи: увижусь после, ежели Господь благоволит; я предала себя Господу и без Его благоволения не могу сего исполнить. Враг будет предлагать, тебе, что неотменно надобно в Москву ехать для племянницы больной, Е...., а ежели не приедешь, то она умрет в мирской жизни. А ты напротив того скажи: Господь приведет ее и без меня, ежели Ему угодно, послужит Ему, а ежели умрет, то намерение ее примет и вчинит ее в число праведных, чего она желала. Итак должно со всех сторон нападающего врага побеждать: несть наша брань к плоти и крови, но в началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12). Горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Колос. 3, 2. 3). Итак, советую вам предприятие сие оставить, яко неугодное Богу. И не дайте порадоваться врагу. Вам кажется, что вы не можете перенести столь неприятную остановку. Ты поручила себя Господу; к Нему прибегни и помолись: Господи Боже мой! помози мне тяжкое сие искушение перенести. И Господь поможет тебе. А в Москву отпиши: хотя бы и я хотела приехать в Москву и вас видеть, но ныне никак невозможно. 107. С письмом вашим монахиня Костромской Епархии, пришедши в нашу обитель сего апреля 5 числа, в Церкви просила меня объясниться в своей нужде, для чего странствует. Я, после мефимонов в гостиной келлии нужду ее выслушал; совет давал ей возвратиться в прежний общежительный монастырь; а с терпением и в других монастырях можно бы жить. Но она отозвалась, что нигде в тамошних монастырях жить не может, а ежели в ваш монастырь принята не будет, то лучше в мир располагается выйти. Я говорил ей, что жизнь человеческая подвержена искушениям, но должно в таковых случаях быть непоколебимой и не малодушествовать, а просить Господа о терпении. Лучше потерпеть в здешней жизни скорбные приключения, нежели в будущей. Грешно и гибельно, начавши жизнь духовную, к плотской возвратиться. И так, когда она уже расположилась к вашей обители быть: и ежели не к тягость вам будет, примите ее и избавьте от вражия искушения, а может Господь подаст исправление: тогда всем будет польза, по слову Господа: аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши (Иерем. 15, 19): видно, что сия монахиня не знает, как противоборствовать мыслям, и не слыхала ни от кого, а потому в расстройство и пришла. Даруй, Боже, ей исправление и спокойствие духа. 126. Что же вы изволите упоминать о своих, в жизни спасительной, недостатках, не смущайтесь: сему должно быть по слову Священного Писания: "Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушене". Но, по слову святого апостола Павла: "Искушение вас не постиже, точию искушение человеческое", то есть от сестер происходящее. Если чем ни есть недовольна, на сие сказать в себе должно: сыщется ли человек на земле, чтобы кто временным был доволен? Довольство бо наше от Бога, а не от временных благ, или от человек. Если мысли гневные приразятся, вспомнить надобно слово святого Давида: "Гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся". 244. Без искушения нельзя: Чадо! "Аще приступаешь работать Господеви Богу, управи сердце твое во искушение и потерпи. Вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблю потекут". 258. Во время искушений молитесь: "Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, предвариша мя сети смертныя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах!" 277. Да вот, иногда чего нибудь не достает по своему желанию, так тотчас уныние. "Я роптала на холод". Так слушай: не ты одна роптала, шестьсот тысяч роптали в пустыне, и за то ни один не вошел в обетованную землю. 390. Без искушений нельзя. "Чадо, аще приступаеши работами Господеви Богу, уготовь душу твою во искушение" (Сир. 2, 1). А какая награда, когда претерпишь искушение! "Вмале наказани бывше, великими благодетельствованы будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их, возсияют: и яко искры по стеблию потекут. Судят языком, и обладают людьми" (Прем 3, 5 8). (Он прочитывал это всегда с особенным одушевлением). Господи, мы поползновенны от юности: Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши. 391. Мы живем не во времена гонений; но нельзя сказать, чтобы и ныне не было гонений: есть гонения от врага, то одно представит, то другое, чтобы привести в уныние, в печаль, отчаяние, чтобы как-нибудь отторгнуть от Бога, представляет, чего совсем не было, увеличивает, из макового зерна делает гору. Терпеть надобно, Господь Бог не оставит. Оглавление Примеры обличений и увещеваний себя 132. Вы жалуетесь на себя, что нравы ваши хуже становятся; советую вам на сие относиться к себе же такими словами: "Феофания, опомнись; в каком ты звании и чем ты занимаешься? вспомни, что ты причислена к жителям небесным; посмотри на житие святых преподобных матерей, как они жили на земле, как исправляли свои нравы; должно и тебе подражать их жизни. Они гордились ли? Гневались ли? Враждовали ль? Беспокоились ли? Но сего в них когда расположились работать Господу не было а были, яко агнцы или агницы незлобивы, и за незлобие Господь их приял в небесные Свои кровы; а ты, Феофания, где живешь? в простом ли доме? Бог тебя призвал к Себе в служение, в сие земное небо, в святую обитель! будь покойна, почитай всех за Ангелов Божиих". И так себя поувещевайте, и нравы свои приводите к незлобию и душевному смирению; а Бог призирает на смиренные сердца: "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит и смиренным дает благодать"; вот, что приятно Господу Богу, смиренное сердце. Ежели будете говорить. "что не можете стяжать сего"; и я с моей стороны тоже скажу: что мы сами собою доброго сделать ничего не можем без помощи Божией; должно просить Его Божественную благость, по слову Его Святому: "Просите и дастся вам". Итак, не должно нерадению себя предавать; Господь Бог не многих словес в прошении нашем требует, а сказать только: "Господи, Ты видишь мою слабость даждь ми исправление и сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления, и подаждь ми благодать Свою любить начальницу и сестер моих; и подаждь мне усердие притекать на церковное пение, приносить мою недостойную молитву с молящимися, и всегда за все Твои ко мне благодеяния, благодарить Тебя, Создателя моего! Ты Отец мой милосердый и Бог мой!" И так Господь Бог, видя твое усердие, и подаст исправление в жизни твоей. 133. Даруй, Боже, чтоб вы здоровы были душою и телом, и послужили Господу Богу с горячею к Нему любовью, радовались, а не скорбели, о во исправлении своей жизни не отчаивались; ежели бы не положено было покаяния грешнику во спасение, то мы бы самые несчастливые здешней маловременной жизни жители были. Господь Бог сколько милосерд к нам, что велит отпущать грехи в день до седьми крат седьмерицею, а почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или душе вашей перебывает ежеминутно, для того должно ежеминутно и каяться, и говорить: "Господи, согрешила, прости! Господа, даждь ми мысль благу! Господи, даждь мне исправление!" Ежели будете примечать мысли свои в воображении и истреблять худые, и стараться насаждать добрые духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою; им еще новоначальные, только что вступили в духовную сию науку и жизнь; в скором времени не можете истребить миpcкиe нравы, мирские привычки, миpские шутки и слова, а долго еще мечтаться будут и подделываться к словам Священного писания; и для того нужно смирять себя и обращаться к своему ничтожеству, что мы земля и пепел и червь, а не словесное животное, и как святой Давид: "Скотен бых у Тебе, виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя". 135. Объясняете свои недостатки ко угождению Божию, что не можете смирить непреклонное душевное свое расположение к любви сестер, и чувствуете неисправную свою жизнь, а чрез то приходите в огорчение и смущение. На сие вам ответствую из Священного Писания: "Чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу свою во искушение". Не отчаивайтесь милости Божией, искушение вас непостиже, точию человеческое; упоминает о сем апостол Павел, исправить жизнь в скором времени не возможно, а постепенно. Не огорчайтесь, ежели что услышите противное, скажите против того: Феофания, надобно исправить свою жизнь, говорят к пользе твоей: "обратися душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя" и другое что от Божественного Писания что вспомните, упомяните себе; от искушения мы познаем себя, каковы мы есть: любим ли мы Бога, исполняем ли волю Его святую? Господь нам все средства, как спастися, объявил: хотите в спокойствии быть? Он изволил сказать: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". 141. Преподобнейшая мать Феофания! Пишете о душевном своем расстройстве и не знаете, что с собою делать, что приходите к худшее состояние, и даже до отчаяния, и просите меня, чтоб я вас побранил. На сие вам отвечаю: кто любит наказание и обличение, и приемлет оное, тому может быть это врачевством душевным. Св. Апостол Павел говорит к Тимофею 2, гл. 3. ст. 16: "всяко писание Богодухновенно и полезно есть: ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован". Теперь уже доходит дело, по просьбе вашей, и до того что должно побранить вас; но и вам же по поручаю: побраните вы себя хорошенько. Скажите себе: "Феофания кто ты? земля, прах, пепел, пища червей, и как можешь противиться слову Божию, небесному учению? 142. Христос Сын Божий велит терпеть! "в терпении вашем стяжите души ваша", а ты терпеть в случающихся скорбных приключениях не хочешь. Христос Сын Божий Сам изволил терпеть нашего ради спасения будучи безгрешен. И так, скажите еще себе: "опомнись! ежели в здешней жизни неприятные случаи приводит тебя до такого нетерпения, что порываешься к отчаянию, то как будешь терпеть в будущей бесконечной жизни вечное мучение? Сходно ли оно с христианскою жизнью, а паче с духовною? Господь тебя призвал в служение Себе, вчинил тебя в число Ангельское, ввел тебя в свою небесную ограду, в Святую Обитель, но ты нечувствительна, чего ж тебе недостает? только что преселения в Царствие небесное? потерпи со смирением, получишь, что Господь обещал. Занимаешься ты пустыми мыслями, оставляя Господа Бога, надежду на Него не полагаешь; бежишь мысленно от лица Его; Он зовет: "приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, обрящете покой душам вашим". Еще скажите себе "Феофания, смотри, что ты делаешь? пренебрегаешь смиренные глаголы Создателя своего, приятное призывание: "придите ко Мне, я упокою вас". Что сего драгоценнее? хотя б имел сокровище всей вселенной, может ли оно упокоить, может ли дать Царствие Небесное? но ничего вечного дать не может, а только что одно, мечтание покажет к прелести, как находящемуся во сне. "Уснута сном своим и воставше ничтоже обретоша в руках своих". Ежели Феофания, скажите себе, не очувствуешься, и не хочешь смирить себя и предать себя Господней воле, чтоб испытать страшное изречение Господа своего Благодетеля, Отца премилосердого: "отъидите от Мене", куда ж? "во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его". Страшное изречете благого, кроткого и премилосердого Отца! вот до чего нас доводит грубость, ожесточение, и окаменение, и нечувствие наше о всех излиянных на нас милостях! И с моей стороны, прошу вас, признайте свою погрешность пред Господом Богом, падите пред лицем Его и скажите: "не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и духом владычним утверди меня". Тогда услышишь благословенный глас: "отпущаются грехи твои, будь в мирной жизни и тишине, и к тому не согрешай". Нам довольно примеров, погрешали и святые, и получали прощение; были и великие грешники и грешницы, обратились ко Господу, раскаялись, Господь даль им жребний такой же, как и святым. Не смущайтесь, скажите себе пророческое слово: "обратися, душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя, яко изъят душу мою от смерти и нозе мои от поползновения". 154. Что касается до вас, вы жалуетесь, что не можете утвердить мыслей своих в Богомыслии. Надобно чаще говорить себе: Феофания, от кого ты отлучаешься, и перед кем ты предстоишь? И просите Его благость: не остави меня, Господи Боже мой, ниже отступи от меня; и после вспомните Давида святого слова: "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся". И так помаленьку успевайте не отлучаться от Господа, а себя представляйте во уме землею и пеплом. Я писал бы еще и более, но за краткостью времени прекращаю сим; будьте смиренны, терпеливы, и претерпев до конца, спасены будете. Святых Таин и соединения тела Христа Сына Божия и пречистой Его крови, Бог вас благословит. 161. О вашем малотерпении, советую вам себя увещевать и говорить: "Феофания! что ты малодушествуешь и не терпишь неприятных слов? Сам Христос Сын Божий чего не претерпел, и нам дал образ терпения, чтобы последовали стопам Его". Ежели кто оскорбил, в тайне сердца своего помолись за оскорбившую так: спаси Господи и помилуй сестру мою (такую-то) и святыми ее молитвами помилуй мя грешную, и так скажи: Господи вонми молению моему, яко смирихся зело! А ежели увидишь кого из сестер, не соответствующую своему званию, скажи себе: "Феофания! ты не видишь бревна в очесе своем и не чувствуешь, а в других видишь только сучець"; и так помолись, чтоб Господь исправил сестру, а ежели в чем недостаток, то приведи жизнь Господа, какое на земле Он продовольствие имел? самое бедное, но всю землю наградил великим изобилием для человека, но для того Себе умалил продовольствия, чтоб, смотря на Его жизнь, бедные себя в терпении укрепляли; так и вы скажите себе: "насыщуся внегда явитимися славе Твоей". Причащаться страшных Христовых Таин Бог благословит, но во время гнева, вспомните слово св. апостола Павла; "солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите место диаволу"; а св. Давид говорит: "гневайтеся и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся". И так помалу исправляйте внутренние советы душевные! "Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят!" 180. Ежели хочешь спастись и бремя греховное уничтожить, то надобно себя укорять, бранить и за нетерпение плакать: всех почитать, яко вам они родные сестры, всех любить и так спасетесь. 182. Приложу библейское слово к пользе вашей: "Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну, Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя". 183. Можем ли мы что-нибудь сами собою хорошее делать, кроме одних грехов? И чем можем оправдать себя, когда не можем исполнять воли Божией? 185. "Господи и Владыко живота моего!" Он наша жизнь, Создатель и Бог, просим Его, яко рабы непотребные: 1) чтоб Он, "дух праздности, уныния, любостяжания и празднословия не дал нам", или избавил от поползновения к оным непотребным делам 2) а чтоб дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви дал нам, Своим рабам, 3) чтобы, яко Царь царствующих и Господь господствующих, даровал нам зреть свои согрешения и не осуждать других. 233. А более всего не надобно спорить и не противоглаголить; эта жизнь требует более всего, чтоб себя укорять и не тяготиться, когда говорят и открывают наши погрешности, которых сами в себе не видим; не досадуй на это но еще благодари. 281. Имеете образ Спасителя, Пресвятой Троицы, Божией Матери; вы языком говорите молитвы, а ум ваш где? Ежели приходит какие нибудь мирские мысли, тотчас скажите: мы уже теперь в небе, до нас это не касается; после перекреститься и себе сказать: "что ты думаешь, и где ты стоишь?" Господь Бог на сердца смотрит: "в вышних живый и на смиренныя призираяй!" Сердца смотрит! Не отревайте милости Божией и не унывайте! Радуйтеся праведнии о Господе! Мы теперь отдалены от адской жизни и в части праведных. Когда постригают, то поют: "Объятия Отча отверзти ми потщися"; ей пришли в объятия Отца небесного, помните же сие неизреченное благодеяние! 290. Вот эти мысли хороши: "что я земля, что мне дано только посмотреть на это здание премудрое; что я только посмотрю да опять возвращусь в землю". "Страшусь, чтобы не прилепиться к суетному". Да будто и трудно, ты посмотри только на создание. 344. Для чего нам оправдываться: "Яко не оправдится пред Богом всяк живый! Аз егда прииму время, правоты ваши возсужду". Господь и правды наши судить будет, то какое оправдание пред Богом? "Погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века". Ты проси так: Господи, скажи мне кончину мою и число дней моих. С дурным нравом худо умирать; прежде надобно много исправиться и много молиться, чтоб Бог очистил душу от непримирения, зависти, вражды, злобы, жестокости, гордости. Оглавление Советы о монашеской жизни 114. Изволите объяснять прискорбность вашу и тягостные чувствования, касающие до души вашей, что сердце ваше в беспрестанном волнении, мир становится несносен, леность устрашает принять на себя строгую жизнь ангельского образа, и боитесь смущения монашествующей жизни, на которую якобы без звания Божия положиться не должно. Когда думаете принять твердое намерение о перемене жизни: приходят в волнение все страсти и сильный ужас обуяет; требуете от меня наставления: что предпринять ко спасению вашему? Я, рассматривая сии обстоятельства, решить оные затрудняюсь, а советую прибегнуть ко Господу Богу, и просить от него милости, яко милосердого Отца, пекущегося о спасении нашем, и воззвать к Нему: "скажи ми Господи путь в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою: Господи, к Тебе, прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой". Многие Господь Бог устроил ко спасению пути, и всякий избирал себе но своему усердию; спасались в пустынях, горах и в пропастях земных, в странничестве, в юродстве, затворах, и стоянием на столпах: но сии пути, весьма жестоки и прискорбны; монастырская же жизнь устроена по воле Божией, по слову Спасителя нашего: "идеже два или три собрани во имя Мое, ту есмь посреди их"; кольми же паче в большем собрании? Еще монастырская жизнь святою Церковью почитается и земным небом, где беспрестанно славословится Бог, как от Ангел на небеси; но как в большом собрании случаются между собою, на малое время и смущения, потому что собираются из разных мест, разного воспитания, разных нравов, и не зная как друг друга успокоить, и друг друга тягости понести, и чрез то оскорбляются; но ежели кто имеет здравый ум, может сам успокоиться, и других успокоить, прощением и любовью. В обителях св. Церковью по уставу положено иметь и приготовлять простую пищу, для того чтоб удобно было снискать, и чтоб не утрачивать время на излишнее попечение; также, чтоб и одежда была простая, а к сему самая удобная, черного цвета; как для смирения, так и для немаркости. В прежние времена в монастыри вступали царицы и царевны, а в мужские и царевичи, как в других государствах, так и в нашем Российском, и не боялись: и нельзя, чтоб не несли они прискорбия, а чрез то спасались. Бог зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ. "Приидите", глаголет: "ко Мне, вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы: возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Ежели у Вашего Превосходительства к мирской жизни склонности нет, приступите ко Господу, поработайте Ему в сей кратковременной жизни; Бог больших подвигов не требует, а только кротости и смирения, и чистоты душевной и телесной. "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят"; для Бога немного потрудиться в здешней жизни; но воздаяния много, чего ум человеческий постигнуть не может. Бог истинен и нет неправды в Нем, что обещал исполнит, но избави Боже лишиться сего, за слабость и неверие наше! "Честна пред Господем смерть преподобных Его, в память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится", напротив того: "да исчезнут грешницы от земли и беззаконницы, якоже не быти им". Страшное прещение! 115. Советую Вашему Превосходительству на первый случай, чтоб, без привычки, не трудна казалась монастырская жизнь, попробовать таким образом: сперва попеременно поживите в Горицком монастыре (как в оной обители устав, соответствующий монашеской жизни, и церковное пение и чтение порядочное), не переменяя своей одежды, и когда скучно покажется, можете в доме побывать, пока привыкнете к оной жизни. Ежели невместно покажется, что делать уже, хотя и в доме дни свои провождать можете, и как Бог зовет к Себе, а не принуждает, равным образом и я, Вашему Превосходительству, предлагаю только мое мнение, а не утверждаю, а вы, смотря свои силы, изберите путь, как я упоминал по воле Божией. И так, желаю Вашему Превосходительству всякого благополучия, и да будет на вас благословение Божие. 201. Рясофорным монахиням, при пострижении их, о. Феофан сказал: На небеси разные чины ангельские, иные меньше, другие более, так точно и здесь, разные образы монашеские; теперь ваши имена впишутся на небеси, и вам надобно беречься, чтоб их не изгладить непослушанием и непокорством. Хотя у людей мирских в презрении монашество, но у Бога в большой чести. Мы мало потрудимся, но и за малое получим великое, воздаяние и славу, на небеси. Малый пожар легче угасить, нежели когда он усилится; так и мысли сначала удобнее удержать. Если бы мы не прилеплялись к временному, а более обращали мысли к небесному, тогда бы земное ничто нас не трогало и не смущало. 211. В мире по умерших носят черное, а мы одеваемся в черное для напоминовения о душе нашей, умершей под грехами. 216. Монастырь есть дом Божий, земное небо; а церковь есть самое небо и рай. Так как Господь привел вас сюда служить Ему, то читайте в церкви и приносите Ему славословие: пришедши в церковь, вы бываете пред лицем Божиим. 223. Общежительная жизнь есть жизнь ангелов; ангелы на небеси не сердятся; общежитие положено Церковью; хуля оное, противишься Церкви, а глава Церкви Христос, то противишься Богу. Христос сказал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, по сему познают, яко Мои учетцы есте, аще любовь имате между собою". 225. Иные пренебрегают монашеством: но это таинство. Мы часть Божия, Он взял нас на часть Себе. Мы знаем только слово "Царствие небесное", а что означает оно, совсем не понимаем, ум наш постигнуть не может. Вот, мы видим свод небесный и маленькие звездочки, а что это такое, и какой конец будет всему, мы не постигаем. Вот как премудр Отец наш! и как мы ничтожны! как самая малая мошка, которая чуть-чуть движется, столько-то и мы понимаем о Божестве. Ниже ангелы Божии могут постигнуть, что такое Бог. 235. Чрез что можно быть монахинею, и чего требуется в монашестве? Вот чего требуется: Снести обиду и укоризну; когда оскорбят и осмеют, должно смолчать и не отомстить, потому что обещаешься терпеть поношения, насмеяния, уничижения. За всякое праздное слово будет наказание, а за слово полезное будет награждение. Кто сам о себе хорошо мыслит, это значит высокоумие, и что такой человек под гневом Божиим. 245. Ты не сама пришла в монастырь: без воли Божией нельзя; это конечно Бог определил и предвидел, что тебе здесь полезнее и лучше; а если пойдешь в другие монастыри и изберешь себе начальницу по своей воле, которая будет тебе понаровлять и все спускать ты погибнешь. Зри: А если наставляют и делают выговоры, то оными дорожи, как драгоценным бисером; это драгоценное сокровище выговоры; отрекаясь их, отрекаешься своего спасения и отпадаешь от Бога. 274. Общежительная жизнь есть ангельская жизнь! У всех нас один Отец Бог! посему все должно быть общее у нас; и мы должны любить одна другую, как родные сестры и звать сестрами. 275. Монастырь есть дом Божий, или земное небо; а Церковь есть самое небо или рай! Монастырская жизнь есть преддверие царствия небесного; теперь имена ваши написаны на небесах. Святой Иоанн в Апокалипсисе пишет: "Ежели, которых имена не впишутся на небесех, ввержены будут в озеро огненное. 279. В обители жить, как вы думаете, это уже не мирское увеселение. В дому Божией Матери, в пристанище неволнуемом точно тихое пристанище обитель; да еще чтите всех за святых. Можете ли вы это? Хотя бы кто худо делал; представьте себе, что "я, может быть, хуже делаю". Ежели в пище какой недостаток, то сказать: "Насыщуся внегда явитимися славе Твоей". 280. Вот там то обитель сладостная, там-то насыщение совершенное! теперь все это не понятно нам! 306. Вот иногда что бывает: входят в обитель с хорошими намерениями, но не вникают в слово Божие, от сего бывают смущения, а тут враг с кознями своими: предложит какой прилог, и мы согласимся с ним, тогда уже враг всю волю свою исполнить в нас; это все в нашей воле; только надобно смирение, а без него не обойтись. В мире совсем иное, нежели в монастыре: "один брат не стерпел слова от другого, зачем он сказал ему: "ты без благословения взял белый хлеб"; смутился за сие и почел, что тот называет его вором. Батюшка говорит ему: "в мире ты зимою босыми ногами ходил и терпел, тебя били, и ты терпел все; а как же здесь слова стерпеть не можешь?" Он отвечал: "да здесь тяжелее терпеть". А батюшка сказал ему: "как тыне разумеешь, что это вражье искушение; со страхом и трепетом спасение свое должно соделовать; в будущей жизни будешь же терпеть, когда отвержен будешь от лица Божия"! 314. Может быть последнее время проживаем, по пророчествам: все загорятся, и будет новая земля. Какой страх и какой трепет! Те, которые в мирской жизни угодили Господу Богу, наследят землю; а которые угодили Ему в монашестве, те будут между ангелами. 329. Неизреченное милосердие Божие! создал нас возлюбленным себе творением; умалил малым чем от ангелов, а мы этого не чувствуем и не понимаем, все скучаем и унываем! Все святые утверждают, что в монашеском чине, чем больше будут жить, тем более будут видеть все новое, как и Ангелы все еще успевают в познании Его Существа. Живый во свете неприступном позволяет нам именовать себя Отцом! 359. Мирская жизнь это дым, пар и сонное мечтание; вы пришли в монастырь не для того, чтоб искать чего нибудь земного: "Взыщите прежде всего Царствия небеснаго". Когда вы предали себя Богу, то к Нему и обращайтесь; Он зовет нас: видите, из разных мест собрал всех сюда; вы должны почитать, что вы теперь не на земле, а в небесном селении. Сколько обитает там святых! иных в девстве и других в мученичестве просиявших! 360. "Что-то по смерти будет! в такую надобно идти неизвестность!" Хотя и знаем из святого Писания, но не совершенно, как в догадке; ум человеческий не может этого постигнуть. По надобности Господь прославляет, тела угодивших Ему в здешней жизни, в пример другим. В Симонове монастыре копали могилу в выкопали гроб; хотели открыть его и полюбопытствовать: огонь вышел из гроба и опалил их; там в прежнее время жили монашествующие примерно-хорошо. 364. "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа". Монастырская жизнь пред мирскою, как солнце и луна; в мирской жизни украшаются жемчугом и бриллиантами, а нам должно в угождение Жениху Небесному украшать душу нашу любовью, смирением, послушанием, терпением: вот сокровища душевные. 369. Нам надобно радоваться и благодарить Бога, что привел вас в тихое пристанище в дом свой, нарочно для вас уготованный, селение небесное, земное небо! Земные жители! подражайте же Ангелам небесным. 370. Вы должны почитать, что вы не на земле, а в небесном селении. Там сколько обитает святых, иных в девстве, иных в мученичестве просиявших! какое множество преподобных! Где же они обитают? "В дому Отца Моего обители многи суть" (Иоанн. 14, 2). Какое пространство! 371. "Блажени, яже избрал и приял еси, Господи!" От скольких миллионов избраны вы! Вы часть Божия! это преддверие царства небесного, это звание Божие. Надобно верить этому что вы включены в книге животной: так старайтесь же, чтобы не изгладить из нее свое имя. 372. "Вы храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16): в какой же чистоте надобно вам быть! Вы отлучены в жребий святых: так нечего завидовать мирской жизни, от которой отлучились, а надобно благодарить Бога, что привел вас в тихое пристанище. Когда корабль бывает в море волнуется, обуревается; а в пристанище тишина, спокойствие. 377. Если мы и в монастыре живем, да занимаемся миром и помним о том только, что там говорили и делали, то нам будет такая жизнь не на пользу. 378. Враг представляет, что здесь не так полезно, в другом месте лучше. Сказать против этого: Господь Бог знает лучше нас, куда меня привел. 379. Не допускайте мысли, что вот здесь худо, в том монастыре, может быть, лучше: это враг льстит. Враг пожалуй и в небе представит худое. С худыми мыслями везде худо, а с хорошими везде хорошо. 380. Телом вышли из мира: надобно и духом выйти. Вышли из мира; смотрите же не озирайтесь: помня жену Лота. Что стало с ней, когда обратилась посмотреть на оставленный Содом? 381. Враг всячески старается, как бы нибудь привесть в развращение, как бы опять возвратить в мир, как бы вложить мирскую мысль, и если кто, не рассудя, этой мысли последует, то поведет за ворота монастырские, исполнит слух дурными словами, ум помрачит. 468. Вот, когда грамоте учатся, сначала кажется весьма трудно и непонятно читать склады: так-то и монастырской жизни учиться! наша азбука: согрешила, простите.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 22
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  21:28 | 16.12.2017