Меню
Назад » »

Наставления Феофана Новозерского (6)

151. Поручаю я вашему преподобию показать сию бумажку смущающимся сестрам, чтоб не отчаивались милости Божией и своего спасения, а старались бы угождать Господу своему, чтоб горняя мудрствовали, а не земная, и украшали душевную свою храмину благими делами: смирением, терпением, незлобием, послушанием без роптания, примирением и благодарением пред Создателем своим, за все Его милости, а паче всего истребляли бы из душевной своей храмины нечистоту: гордость, тщеславие, ненависть, вражду, гнев, зависть и злобу, и рождающуюся от плотских страстей любовь непотребную, и пристрастие к какому-нибудь лицу, чтоб никакой грех не обладал душою их, потому что все приобщаются страшных Христовых Таин, и должно обитать в душевной храмине их Христу Сыну Божию, как выше я к вашему преподобию писал, чтоб сия храмина была чиста. Всякий грех мерзок пред Богом, а всякая добродетель благоприятная Ему жертва, и чтоб всегда с Богом быть, а грехов яко яда змиина смертоносного бояться. 160. Вашему преподобию известно, что жизнь здешняя непрестанной перемене подвержена, а настоящая на небесах по слову святого апостола Павла: "Наше бо житие на на небесех есть, отгонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его" (К Филип, гл. 3, ст. 20 и 21). Еще он же пишет "Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтесь; кротость ваша разумна да будет всем человекам, Господь близ. Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе". (Там же, гл. 4, ст. 4). Итак, не скучайте и не грустите, а скажите себе: "Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? уповай на Бога яко исповемся Ему, спасение лица моею и Бог мог". Враг всячески старается влагать в мысли наши противное судьбам Божиим и чрез то приводить в уныние, в смущение, в грусть и тоску, чтоб ум отлучить от Бога и молитвы. Мы сами собою преодолеть столь жестокого нападения вражия не можем; но имеем Помощника в скорбях, Господа, к Нему должно припасть и просить Его помощи, чтобы Он благодатью Своею, свыше ниспосланною, укрепил вас во время прискорбия. "Близ Господь всем призывающим Его во истине, волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет их. Советую вам радоваться о Господе, как выше сказал св. Павел. Как же и не радоваться, какого мы Отца имеем, Отца не земного, но небесного? Он нас извел из мира с надеждою получения вечного блаженства: "Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его". Сие неисповедимое блаженство воспоминая, должно вседушно и всеусердно благодарить Господа и со смирением творить волю Его святую. Ежели бы совершенное смирение было, то и смущения бы никакого не было, по слову Его святому: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Дарение небесное получают смиренные и чистые сердцем; будьте кротки и смиренны, чрез сие Спасителя нашего учение, будете спокойны. 162. Не скучайте приключающимися прискорбиями: "Скорби терпение соделывают". Мы сами собою ничего хорошего и угодного Господу Богу не можем сделать, а должно просить Его Божественной помощи: о исправлении нашей жизни, мыслей и желания, к совершению начатого путешествия г вечному покою. Наше житие на небесах, не отчаивайтесь милости Божией, прочтите в утренних молитвах: "Многомилостиве и всемилостиве Боже мой" и прочее до конца; тут наши дела совсем исключаются, просите Его благость, чтобы Он положил начало благое, споспешествовал любить Его, яко премилосердого Отца; Ему угождать, Ему посвятить свою жизнь, чтоб Он был помощник в кротости, в смирении, в терпении, в любви, в незлобии и в прочих добродетелях, а паче в молитве: чтоб никаких посторонних мыслей не было, а только мысленные очи возводить ко Господу, и себя оными зреть, что земля и пепел. А ежели кто оскорбил, и будет враг представлять то лице, чтоб молитву в ничто обратить или в грех привести оную, то вспомните словеса Спасителевы: "егда стоите молящеся, отпущайте, что имате на кого, да и Отец ваш, иже на небесех, отпустит вам согрешение ваше". Мы видим, что Господь за малое терпение со смирением как в здешней жизни, а паче в будущей награждает; прочтите сего месяца 25 числа житие преподобной Евпраксии; не можно последовать ей в трудах, а в смирении; "смиренным дается благодать"; и так советую вам, но слову св. апостола Павла, "радоватися всегда о Господе, кротость ваша разумна да будет всем человекам". Господь близ, а Христос Сын Божий изволил пречистыми Своими устами сказать: "научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". 163. В письме своем пишете, что тяжко грустите, но причины от чего случилось хотя не упоминаете, но известно, что грусть не от Бога, а от врага душ наших; иго Христово не тяжко, по слову Его святому: "Иго Мое благо и бремя Мое легко есть", сие Он изволил пречистыми Своими устами сказать; а наложил на вас иго тяжкое враг: должно его свергнуть, и последовать учению Спасителя нашего, как Он изволил сказать: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Попросите Господа, чтоб Он призрел с высоты славы Своей и Божественною Своею силою помог вам очистить сердце ваше от помыслов лукавых. и так говорите в молитве: "сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей", и ежели всем сердцем обратитесь ко Господу, Он услышит молитву вашу: "близ Господь всем призывающим Его во истине сердечной"; а себя укоряйте во всяком нетерпении и всякую тонкую мысль против учения Спасителя нашего примечайте и отвергайте молитвою. Вдаваться во вражье внушение опасно: ныне видимого мучения нет, но невидимое продолжается от невидимого врага, и приводит во изнеможение душу и тело, и так наводит сугубое мучение; и ежели будете переносить терпеливо, без смущения, получите сугубый венец от Господа; Он изволил повелеть терпеть всем нам: "в терпении вашем стяжите души ваши; претерпевый до конца, той спасен будет". 164. Терпеть без смущения - благоприятная Богу жертва. 166. Не огорчил ли я вас своими словами? Но слова мои были внушаемы вам к славе Божией, к понесению терпения и ига, возложенного на вас от Бога. Христос Сын Божий уверяет нас, что иго Его благо и бремя его легко есть. Прошу вас утешать, сколько Господь поможет и вдохнет в сердце ваше, прилепившихся к вам любовью, по духу сущих младенцев. Заведете обители вашей богоугодное: Бог призирает с высоты славы своей на смирение ваше и не оставит своим промыслом во всех ваших требованиях; просите Его помощи против всякой неугодной Ему мысли, и услышит: Он волю боящихся Его исполняет и спасает во время печали, скорби и уныния. Уныние есть грех смертный, потому что происходит от ада; в вечерних молитвах мы просим Бога, чтоб уныние бесовское далече отогнано было святыми Его Ангелами. 167. Мне кажется, что все мы должны бы продолжать служение Божие не воздыхая, а с радостью и радостными слезами, а не с огорчительными, подкрепляя себя каждая и друг друга, смотря на примеры угодивших Господу нашему Иисусу Христу, предавшему Себя нас ради на смерть, сотворившему нас наследниками царствия небесного. 168. Бог устрояет, как изволите в письме упоминать, к утешению вашему полезное. Не скучайте отлучкою из монастыря и продолжением лишнего времени в Петербурге. По нужде обительской вы труд предприняли, а не для собственной. Бог преклонил сердце царей и прочих высоких лиц, чтобы исполнить не только, чего нужда требовала, но и больше того. С вашей стороны должно благодарить Господа за Его великое к вам милосердие и напечатать памятью на сердце вашем, как Он печется о вас; не отлучайтесь мыслю от Него, яко чадолюбивого Отца, и что б вы полезное ни получали, относитесь к Нему с признательностью, что недостойны столь великого к вам милосердия; а чрез то удостоитесь Его большего к вам милосердия. Упоминать еще изволите, что у Государыни Марии Феодоровны были и получили от рук Ее Величества Евангелие. Слава Господу Богу, благоволившему так! 169. Вы в смущении, и обитель в смущении; вы за великую тягость почитаете быть настоятельницею; сестры ваши слышать не хотят, чтоб на место вас была другая из сестер, а паче из посторонних. А враг сему радуется и торжествует, и все адские силы подвизает, чтоб обитель привести в расстройство. И советую вашему преподобию предать себя в волю Божию. Он пречистыми Своими устами изволил сказать святому апостолу Петру: "маловере, почто усомнился еси? и влезшема има в корабль, преста ветп" (Матф. гл. 14 ст. 30); так и вы, когда возвратитесь в свою обитель, яко в волнующийся корабль, тогда услышат все сестры глас Господень: "дерзайте, не бойтеся, Аз есмь" (27). Что делать, а должно повиноваться архипастырю, ежели он на вашу просьбу не согласен будет, Господь к вам милостив будет. "Возверзите на Господа печаль вашу, и Той" вас с сестрами "препитает". И не возрадуется враг, восстающий на обитель вашу, чтобы испытать веру вашу: да будет вам Бог и помощник. 170. О болезни своей пишете, что непрестанно находят обмороки, и боитесь внезапной смерти. На сие вам ответствую: хотя бы и смерть случилась, в таком случае надежда есть получить милость Божию, по Его неложному обещанию: "Аз есмь пастырь добрый; Пастырь добрый душу свою полагает за овцы" (Ин. 10, 11). Христос Сын Божий с небес сошел спасти грешных, верующих в Него истинным сердцем и душою, и грешным покаяние таинство во спасение. С вашей стороны, всегда приносите покаяние, и причащаетесь тела и крови Христовой; итак, отчаиваться в милости Божией грех. А ежели будете просить при исходе души, чтоб удостоиться вам сего великого таинства, Бог исполнит прошение ваше. А я о себе вам скажу, что последние дни, а уже не лета оканчиваю. 173. Имеете разум разделить доброе дело от худого, вы всем снабжены, к житию нужным: пищею и одеждою, сравните бедных с собою; и не в лучшем ли вы состоянии пред теми, которые имеют болезни, лишены членов и дневного пропитания? должно бы вам со смиренным духом припадать к существу Божию, страшному паче Царей земных. Смотрите, пока время не прекратилось, обратитесь к Господу Богу всем сердцем, и всею душою, и всею мыслью. 266. Чем мы пользуемся и здесь, и этого недостойны; надобно за все благодарить Господа; когда будет на трапезе какой либо недостаток или скорбь, тогда вспомните, какие нужды и скорби претерпевали святые, но за все благодарили Бога! Зри: Тесный и прискорбный путь ведет в жизнь вечную. А в чем теснота? Претерпеть когда обидят, оскорбят, осмеют или не любят тебя. А пространный и широкий путь ведет в пагубу. Не смотри и не замечай чужие недостатки, а только знай свои. Иногда мы и не думаем о том человеке, которого пренебрегаем, а он угодил Богу более всех; ежели один угодит Господу, то может умолить и о всех. 268. Господь наказует нас, любя: "Егда наказание терпите, аки сыновом вам обретается Бог; биет же всякого сына, егоже приемлет". А в чем состоит это наказание? В попущении искушений: когда обидят тебя, оскорбят уничижат, все это должно претерпеть и молиться: "Господи! даждь ми терпение!" 269. Ежели понесешь недостаток в чем нибудь и претерпишь, за сие будешь награждена от Бога, Он всеведущ; ничего не оставит без награждения, за малейшую черту, за полезное слово и дело, за все будешь награждена Он все видит и знает. 303. Уже Господь Бог всем утешает нас, а мы все свое! и какое обещание? надобно же за что-нибудь получать Царство небесное? ежели мы преодолеем какую скорбь, вот мы я сделались как бы мучениками; а которые не стерпели муки, те так и пропали; претерпевшие же все мучения, прославились от Бога. Святой мученик Орест, явился святому Димитрию Ростовскому и говорит: "я не столько претерпел ран, сколько ты написал»; тот думает: не тот ли это Орест, из числа пяточисленных? "Нет, говорит он, я тот, житие которого ты теперь писал". 335. С благодарением кто претерпевает болезни, того Господь Бог скоро посетит; а кто за болезнью не ходит в церковь, тот не должен сомневаться, но говорить: "Да будет воля Твоя! виждь труд мой и болезни моя, и остави вся грехи моя!" Бог выше сил не требует. Когда же стоите в Церкви: "Стояще во храме славы Твоея на небеси стояти мним!" 363. Одному монаху показалось, по его мнению, что его не любил один брат и он пошел в другой монастырь; там не полюбили его три брата; он и оттуда ушел, а в третьем еще более; и так он возвратился в первый монастырь и написал на хартии, или на бумаге: "Терплю Бога ради". И когда его чем нибудь оскорбят, он вынет сию записочку и прочитает: "Терплю Бога ради". Братия, заметивши сие, подумали, нет ли у него какого волхвования и донесли о том настоятелю. Игумен, призвавши его, велел ему громко прочитать написанное, и нашли только сии слова: "Терплю Бога ради". Бог велит нам: терпи, а враг говорит: не терпи. Если исполнишь волю Божию, то Он отверзет нам двери Царствия небесного. "Претерпевый до конца, той спасен будет". Монашеским чином пополняется отпадший чин ангелов! Почитайте за великое счастье, что Бог привел вас в монашество и будьте усердны. 392. Скорбеть не надобно, печалиться не надобно, что вступили в эту жизнь. Бог поможет, просите Его Иногда случаются какие-нибудь немощи, болезни: надобно благодарить Господа. Ежели с благодарением будем терпеть, получим венец мученический. 393. Мы бегаем скорбей; а святые-то скорбели о том что нет скорбей: можно ли, говорили, спастись без них? Надобно и скорби-то претерпевать с благодарением. Мы думаем, что скорби так, просто приходят. Нет! Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения. 394. Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя! Он ко всем вопиет: "призови Мя в день скорби твоея, и изму тя" (Пс. 49, 15); призови, не сомневаясь, а с верою. 395. Не думайте, чтобы Господь Бог не призирал на ваши труды, на ваше терпение: Он на все доброе призирает, и если поживете так, не оставит вас. Потрудитесь, и Господь Бог успокоит вас. 396. Немного в здешней жизни и потерпеть то; а что есть лучшая и не имеющая конца будущая жизнь, в этом мы несомненно и твердо должны быть уверены. 455. Ежели кто оскорбит, надобно подумать, что это Господь хочет привести меня в чувство, напомнить, что я худа. 456. Авва Дорофей, когда видел одного брата, терпеливо сносившего оскорбления, хотел узнать, с каким разумом он переносит их: "тебя оскорбляют; как ты это сносишь"? "Я почитаю это все равно, как собака лает". Так старец перекрестился и сказал: "избави Боже такого наружного терпения!" 526. Во время скорби, вместо ропота и дерзкого обвинения других, молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страждете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется. 614. Если случится несносная скорбь, или какое искушение, стань на молитву во уединении, и припадая, проси Его благости, чтоб избавил от сильного всей внутренности возмущения, и восставшую сильную борьбу в тишину преложил, и не принимайте во время сие мыслей, что ты грешник. А как Христос Сын Божий изволил пречистыми Своими устами сказать: "просите, и дастся вам, и всяк просяй приемлет" (Матф. 7, 7), из сего речения не изъемлются и грешники, потому что всяк просяй приемлет. Советую вам во время скорбных мыслей почаще в себе говорить: "вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41, 6). 615. Наставление той, которая лишилась мужа, сына и наконец другого сына, бывшего последним ее утешением и надеждою к содержанию. Милость Божия да будет с тобою! Письмецо твое я получил, в котором изъясняете свое душевное прискорбие напоминанием отшедшего сына твоего от здешней жизни, и прочих прежде отшедших; особливо ж прискорбие твое чувствительно в сей радостный пресветлый праздник. Просите меня, чтоб я к отраде твоей что ни есть написал, на сие вам ответствую: для чего вы так предаете себя печали, даже до изнеможения? Жизнь наша известна, что она временна, дети Ваши отошли в отечество свое вечное, не земное, но небесное, они предварили вас или упредили, где и тебе должно быть; отшествие их точно так, как бы они отлучились от вас куда-нибудь в гости; и как бы вы об них в таковой день думали? и не терпеливо ли отшествие их сносили? Не малодушествуйте, а просите Господа о терпении, и чтоб не лишил Он, по своей милости, вас небесных своих благ. Вы читаете жития святых: чего с ними не случалось, а паче со святыми мучениками! Какие претерпевали нужды, нуждную смерть! А мы, славу Богу, еще против их прискорбия ни миллионную часть не претерпеваем; страдание твое против их ничто; но они по окончании страдания наслаждаются вечною славою; вы, ежели с благодарением будете терпеть ваше скорбное приключение, получите с ними славы венец неувядаемый; не скучайте вашим прискорбным жребием, определенным вам в здешней маловременной жизни от Господа Бога, и говорите против искушения, на душу вашу приходящего от воображения: "аще благая от руки Господней прияхом, злых ли не стерпим" сии слова страждущего праведного Иова; не последуйте безумной жене его, не терпящей прискорбия и внушающей Иову, чтоб он предал себя роптанию, Также и ты, У. К., не ропщи, а благодарна будь пред Богом, сотворшим нас, чтоб не прогневать Его благость. Бог знает, что нам на пользу, и по своей премудрости жизнь нашу устрояет. Итак, советую вам радоваться о Господе, о вечном жребии вашем, который вам готовится; вы надеялись в здешней жизни радоваться благоденствием детей ваших; сия ложная радость вам изменила; но сия измена десницы Вышнего в пользу души вашей; хотя бы вы и ничего не имели к пропитанию, не унывайте, с голоду не умрете: Господь печется о вас. Итак, пребуду усердный доброжелатель. Оглавление О рассеянии и расслаблении 44). Надобно усиливаться, в расслабление не надобно вдаваться, а должно подкреплять себя, чтобы и руки чувствовали, и плечи чувствовали; так и мысли то будут покрепче к Богу, и понятие будет получше к тому, что читают; ведь это-то и есть наука душевная. 45). Всем надобно трудиться; без этого нельзя: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3, 19). Какие здесь огорчения? Враг представит слово какое-нибудь, умножит мнение и введет в уныние; в своем глазу бревна не ощущаем, а в чужой сучек видим. В здешней то жизни и потерпеть и потрудиться; какое бы послушание ни было, да если с памятью Божией,—благоприятная жертва Господу Богу; если ничего незначущее, самое маленькое послушание, да с усердием, с хорошими мыслями, то великая и приятная Богу жертва. 157. Возьмите же в пример жизнь мирскую или, сказать, плотскую; там смехотворство, шутки, танцы и прочие веселости и невоздержание и до чего оные доводят? До грехопадения! Сравните ж с сею жизнь духовную, какое сходство в них найдете? В плотской жизни: веселости, шутки, и смехотворство, и роскошь: а в духовной: скромность, смирение, молитва, воздержание, пост; и та греховная жизнь Богу противна, а добродетельная - приятна; сверх сего нужен для нас и плачь. Христос Сын Божий ублажает плачущих: "блажени плачущии, яко тии утешатся", как в здешней, а паче в будущей жизни, в царствии небесном. А о плотской жизни сказал Господь: горе вам смеющимся, яко восплачете а возрыдаете: где ж? во аде! Так сказано в притче о богатом. Итак, лучше бы последовать учению Спасителя нашего и исполнять оное, нежели следовать внушению вражию и не полезному любопытству и пренебрегать свое спасение; богатый пил и ел и веселился в здешней жизни славно, а после капли воды просил. Матери В. скажите в пополнение к прежнему: ежели она попустит себе шутить и смеяться, то непрестанно враг будет влагать ей шуточные мысли и смехотворство во всяком месте, даже и в церкви Божией, и чтобы почаще читала: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей", и так Господь поможет исправить ей жизнь свою. Когда я буду у вас, то поговорю о сем. 195. А когда уныние найдет: "Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай пи Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой". 288. На что скучать, и на что роптать? "Ты молишься, да помощи нет". У тебя ума нет? "Близ Господь призывающим Его"; а мы сами, отвернувши головы, отворачиваемся от Него. Когда тебе скучно, так о смерти размышляй и о пришествии Христовом; помыслите, как будем по воздуху удержаны, и что будем отвечать на мытарствах. Молитвой занимайся и, как можно, принуждай себя к чтению; когда же все сие исполнишь, то, кажется, некогда будет и скучать. 302. Чтоб вам в праздности не быть, то с молитвою имейте послушание: дело в руках. а молитва Иисусова во устах. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! 337. Ежели заниматься рукоделием в келлии, то надобно с одним бесом бороться, а ежели быть в праздности, тогда со ста бесами будешь бороться. "От юности моея враг мя искушает, сластьми палить мя, аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего". Надобно надеяться на единого Бога, сотворившего небо и землю. "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения!" 346. А когда в келлии найдет уныние, тогда возьми четки, поклонись пред образом Божией Матери и скажи: избави меня от печали и уныния; а себя поувещевай, для чего смущаться тебе и скорбеть: "Вскую прискорбна еси душа моя и вскую смущаеши мя: уповай на Бога, яко исповемся Ему: Спасение лица моего и Бог мой!" 612. Ежели случится с прочими над кем пошутить, и посмеяться, приведите на намять слово Спасителево: "глаголю же вам, яко всяко слово праздно, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный" (Матф. 12. 36). Оглавление О чревоугодии и посте 52). Пища, ежели вам не покажется, благословите ее знамением животворящего Креста Господня и скажите сами в себе, что ты враг мне препятствуешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто Бога ради живет, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно. Как кто захочет есть, так худую и суровую пищу будет есть без всякого рассуждения. Иоанн игумен говорит Симеону: «почто так много постишься чадо? брашно не человека». Он отвечал: правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделения, утолстевает плоть, и претворяет духовного человека в плотяного». Так вот видите, он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. Пища сладкая неискусным много вредит: если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться,—такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет,—и голодом сидите — Захотелось одному отцу поесть; он овса насыпал и сказал себе: ешь, осел! Так вот как себя подкрепляли! Это было, вы скажете, в прежние годы; а наследия то равного с ними желаем! Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где ж, иначе, будет терпение-то, для которого вы пришли сюда? 153. Изволите вы писать, чтоб я написал вам собственной своей рукой несколько строк к назиданию душевному. Спрашивают вас: что за противность Господу, чтоб человек изнурял себя пищею, когда все для него отдано; и почему пост и всякое изнурение так нужно, тогда так трудно и малейшее воздержание? На сей вопрос вам ответствую: Господь Бог управляет вселенною и ежегодно и ежедневно дает пишу всякому животному: но человеку - умному созданию, сколько разных родов пищи приуготовил на земле и в водах? Ему позволено оные употреблять: одну пищу для укрепления сил как хлеб разный; а другую пищу для услаждения; но сколько же разного состояния людей и народов, и все должны снискивать себе пищу разными способами, но при всем изобилии для человека еще мало: для того и посты положены, по благоволению Божию от святой Церкви, чтоб лишнюю пищу сберечь на другое время. А хлебная пища, которая укрепляет человека, не запрещена, и так может человек, в меру употребляя хлебную пищу, и крепок быть и здоров: но ежели принимать от врага мысли, для чего то, для чего - другое не равно для всякого; то, изыскивая причину, чрез то враг вринет в такую пропасть, что беспрестанно будет ум занимать сими пустыми мыслями; а лучше бы последовали Марии, которая просидела у ног, Спасителевых и слушала слово Его, нежели Марфе, пекущейся о лишнем для плоти приуготовлении. А что мать В. спрашивает: для чего грех смеяться и шутить, для чего надобно, напротив быть серьезной, что приводит в уныние и тоску; на сие вам ответствую: дела одни бесовские, а другие Божии; ежели хочет быть веселою, то пусть радуется о Господе, пусть благодарит Его за великие милости, что Он делает ее наследницею царствия небесного. 156. На прежде полученное ваше письмо, к посланному моему к вашему преподобию письму сим дополняю. Все допрашивают вас: "что за противность Господу, чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него нужно, когда так трудно и малейшее воздержание?" На сие вам ответствую: когда св. Церковь положила посты и постные дни и под проклятием запретила не постную пищу во оное время употреблять, должно сему повиноваться и исполнять оное, ежели кто хочет спастись и жизнь вечную получить, а не испытывать причины; до изнеможения же доводить себя не нужно, а постною пищею в оное время поддерживать должно свои немощные силы. Христос Сын Божий постился 40 дней, сие было для Него не нужно, но нам дал образ, чтоб последовали стопам Его; а потому положены и посты, и время положено Церковью, сколько в какие дни поститься должно; многие святые, последуя примеру сему, и по сорок дней постились. Господь, видя их усердие, помогал им Своею благодатью, но не всякий может оное исполнить, да Он и не требует выше сил наших такого поста; пост нужен но силе нашей, для уменьшения стремления плотских страстей, а потому для нас оный полезен. Жизнь наша двоякая, одна плотская, а другая духовная, по слову св. апостола Павла: Сущия бо по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу духовная, мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, зане плотское мудрование вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (к Римл. Гл. 8, ст. 6 и далее). 358. Христос постился сорок дней и этим подал нам Собою пример; итак в посты и постные дни надобно удержаться от излишества; а в праздники можно разрешить, но осторожно. 362. Одинаково всех нельзя содержать в обители, иным грубая пища вредна и может привести во изнеможение; одни пришли из бедности, от трудов в покой, а другие от богатства и из нежного воспитания: для них и то в великое вменится, что они все оставили; а брашно и питие не поставит нас пред Богом, только бы не было раздоров. непримиримой вражды, ненависти о клеветы. 492. Не думайте, что, попостившись неделю, вы уже достойны причащения. Нет; сколько бы ни постились, один пост не делает достойными принятия страшных и пречистых Таин. 493. Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться: надобно внутреннее очищение, - чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности! чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту! 496. Увидите в трапезе какой либо недостаток, встретите в другом чем нужду, будьте терпеливы. Мы недостойны и того, чем здесь пользуемся: надобно и за это благодарить Господа. За все благодарите. 497. Что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать, кушайте, а нет и голодом сидите. Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что и сего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где ж иначе будет терпение, для которого вы пришли сюда? 498. Когда чувствуешь голод, худую и суровую пищу будешь есть без всякого рассуждения. 499. Если же пища вам не покажется, осените себя знамением животворящего креста Господня и скажите в себе: Что ты, враг меня смущаешь? у других и такой пищи нет! Сам Царь небесный благословил меня вкушать ее; кто живет ради Бога, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно. 500. Иоанн игумен говорит Симеону: "почто так много постишься, чадо? брашно не осквернит человека". Он отвечал: "правда, пища человека не оскверняет, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного человека в плотяного". Так вот видите: он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. 501. Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать, сухоядение не на пользу мне. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем" (Матф. 11, 29): вот в чем спасение! Иоанн милостивый укорял себя: ты избранные рыбы ешь, вино пьешь. Нельзя сказать, чтобы он употреблял суровую пищу: он был патриарх; но пища не повредила ему, когда он смирял себя. 502. Плоть наша тлению подвержена, прах, пища червям. Зачем же ее упитывать и гордиться ею? Чем гордиться? разве червями-то? Оглавление О духовной жизни 94. Кого лучше слушать, брата ль своего, или Христа Сына Божия, Бога и Создателя Своего? Он пречистыми Своими устами идущим с Ним народам сказал: "аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего и матерь и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может быть Мой ученик" (Лук. 14, 26). Вы вступили в другой свет, в другой мир, т. е. в духовную жизнь; надобно более внутренними очами свое отечество небесное, наследие свое созерцать; о сем должно воздыхать, о сем и плакать, а не о чести или преимуществе пред тобою других; должно просить Господа Бога, чтоб сей злобы корень Он от души вашей истребил. Не надобно думать, что мы можем сами собою себя исправить, и молитвы нам должно просить от Господа ж, как Святые Апостолы просили: "Господи, научи ны молитися" (Лук. 11, 1). 95. Ежели скажем, что мы молимся, но взять рассмотреть молитву нашу, сколько в ней непристойных мыслей, не принадлежащих к молитве! Языком молимся, а ум наш без плода; занимаемся мыслями, что меня пренебрегают, а других предпочитают, меня уничижают, а других любят и ласково обходятся, а притом возбуждается и досада, зависть и рвение. Таковая молитва бывает не в умилостивление, а в грех или раздражение Бога. А должно просить у Господа Бога благодати Его, чтоб Он споспешествовал молитве и просить, чтоб просветил очи душевные, и, что Ему угодно, о том просить; а угодно Ему смирение, терпение, незлобие, любовь к сестрам и матери игуменье, послушание, скромность, тихость и мирная жизнь, всех почитать за святых, а себя грешною, представляя, что вы не в простом доме живете и не в селениях грешничих, а в доме Бога своего, и не скучать сею жизнью, а паче радоваться, что Господь Бог привел вас в тихое пристанище. Итак, начните от сего времени, положить намерение к лучшему, исправление своей жизни, оставя мирскую, принять духовную. В оной есть чему поучаться, можем умом своим вознестися в самое небо, можем сойти и во адово дно. Рассмотрите хорошенько каковы жители небесные: "праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их" (Матф. 13, 43), а во аде огнь неугасающий и червь неумирающий (Мар. 9, 44), по слову Христа Спасителя. Итак, чтоб не впасть в сию несчастную и мучительную жизнь, должно все оставить мирское мудрование и пристрастие, мирскую любовь, которая уязвляет паче, нежели исцеляет душу, мирскую политику, по внешнему иметь мир с ближними своими, духовными сестрами, злая же в сердцах своих, по видимому скромность, а во внутренности досаду и мщение, по видимому смирение, а во внутренности гордость, и другие подобные сим страсти, как волны морские, восстающие во внутренности души. И ежели не будем ко Господу вопить, как святый апостол Петр, отважившийся ходить по водам возопил во время обуревания: Господи! спаси мя погибаю, то много страдать должны и в непрестанном будем душевном обуревании. Однако не бойтесь, Господь близь вас, ибо "близ Господь всем призывающим. Его", всем призывающим Его "во истине: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я" (Псал.144. 18). 145. Придти в сознание своих недостатков и переменить жизнь, есть действе Божие, ко слову Его святому: "без Мене не можете, творити ничесоже". (Иоанна. Гл. 15. Ст. 5). Но как начать жизнь духовную, просить вашего же наставления, яко свою учительницу. С вашей стороны должно отвечать: чтоб она училась от Самого Господа, по слову Его святому: "Научитеся", изволил Он пречистыми Своими устами сказать: "от Мене, я ко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Вот первая наука, а потом: "в терпении вашем стяжите души ваши". (Луки. Гл. 21. Ст. 19). Приготовляться надобно к кротости, смирению и терпению: всего будет много, противного сему. Что же касается до молитвы, то всякая молитва благоприятна Господу; святые отцы поучались, чтоб не расхищен был ум, в оной молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного", ходя, сидя, делая что. А иные 12 псалмов читали во дни и в нощи, которые и положены в Молитвенниках; иные Псалтирь, в обителях церковная служба и общее Правило. Итак, что хочет на первый случай избрать в ее воле, или что ваше преподобие назначите ей. А я, с своей стороны, советовал бы читать со вниманием утренние и вечерние молитвы: в них все изображено и к признанию своих недостатков и ко умилостивлению Господа. А св. праотец Давид имел во уме своем Господа, говоря так: "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся; сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании"; и хотя сего стяжать трудно, чтоб всегда иметь, в разуме Господа, однако не невозможно, как св. Отцы стяжали оное и поучали других, о чем многие их поучения мы имеем; а паче преподобного Макария Египетского. И так, пусть приступает ко Господу без сомнения: Он зовет всех ко спасению, обещания ради будущих благ, и кто обратится от греховной жизни, на небеси радость бывает о едином грешнике кающемся паче, нежели о 99 праведных, иже не требуют покаяния. (Луки. Гл. 15. Ст. 7). Дивна дела Твоя, Господи, дивен во святых Своих, дивен и в грешных; Он праведных любит, а грешников милует, и о обращающемся на небеси радуются ангелы Божии, а кольми паче святые, угодившие Господу. И когда она имеет способ решиться с мирскою жизнью, да поможет ей Господь; только на первый случай должна осторожно поступать, чтоб не навести какого искушения, когда сказано "что мудрование плотское вражда на Бога", кольми паче рабов Его или на рабынь; спасет ее Господь за благотворение к вашей обители, а во обители живущие, хотя по поклону положат за благотворящую, то 120 поклонов носиться будут в пренебесный и мысленный жертвенник. 158. Изволите упоминать: "что к своим ездила в деревню, исполняя свое желание, но мало доброго получила, или и ничего для души. Что делать, и как поправлять свои недостатки, полагая начало благое, и просить Того, Который нас из небытия в бытие произвел?" Отчаиваться милости Божией не должно, но признавать свои недостатки пред Создателем своим должно; но повергать себя пред Его величеством, яко пред отцом своим милосердым, с детскою любовью и просить Его милосердия, чтоб Он наставил, как Его любить и провождать монашескую жизнь, яко ангельскую, но Его изречению: "без Мене не можете творити ничесоже". Изволите писать, что живете с Марьею Никитишною и желали бы быть ей полезною, и просите научить вас обеих, вразумить и наставить, каким образом спасти душу? О сем мнение мое предлагаю: Марья Никишина, как сестра младшая, должна принимать спасительные ваши советы чистосердечно, а ежели что покажется ей противно не охуждать оные внутренно, а открывать сомнение свое вашему преподобию и не противоречить, а вы помолитесь Господу Богу, чтоб подал мысли к решению сомнения ее. Между же собою должно иметь любовь беспристрастную, в прискорбиях утешать и укреплять в терпении, но слову Христа Спасителя нашего: "в терпении вашем стяжите души ваша", последуя и учению Его святому, как Он изволил пречистыми Своими устами сказать: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Не должно принимать прилогов вражьих тщеславных, в каких-нибудь отличиях внешних пред прочими сестрами, а почитать себя внутренно хуже всех. Должно умом своим всегда просить Господа, чтоб послушание и служение не к человекам, а к Нему относить; и так святое послушание будет во спасение души ей, и за малые труды получит великое награждение; в здешней жизни мир душевный, радость в надежде получения будущих благ, а потом и совершенное награждение в царствии небесном. Мы оное своим тщанием и смирением и по силе трудами духовными приобресть с помощью Божией можем, но понять о сем царствовании в нынешней жизни не можем: даруй, Боже, всем нам оное получить, как и просим: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Житие наше на небесах, отъонудуже и Спасителя ждем. Господа нашего Иисуса Христа, "иже преобразит тело смирения нашего, якоже быти сему сообразно телу славы Его (к Филип, гл. 3, ст. 21). Вот какая честь нам обещана, ежели мы во смирении пребудем. Слава Богу, что племянница ваша возвратилась в тихое пристанище и послужит своему милосердому Небесному Отцу, Которому и должно с любовью яко благоприятную жертву, приносить житие чисто и смиренно. 171. Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива и паче смиренна. 179. Занимайтесь более Божественными размышлениями и молитвою. Рассматривайте здешнюю краткую и многоболезненную жизнь. Вникайте в чудесное видимое небесное творение Божие; как все устроено, и безмерное пространство небес, и подумайте о себе: что мы? Червячки движущиеся. 236. Если бы мы знали, какое будет нам воздаяние за воздержание в пище и за терпение, тогда бы мы жили совсем не так. Если будем смиряться и терпеть, то Бог просветит око душевное наше, и когда придет мысль от диавола, мы тотчас поймем. А то мы, как слепые, претыкаемся, то упадем, то встанем, то споткнемся; когда же нам скажут, что мы ошиблись и не тем путей идем, так мы сердимся, зачем указывают нам! 239. Так как мы не имеем понятия о Царствии небесном, и не понимаем сладостей его, то не знаем также, что есть мука. 249. Старайтесь иметь чистое сердце: "Правии и чистии сердцем прилепляхуся мне". 251. На мысли, что "некому вразумлять нас". Да Евангелие, разве не учение? это глас Божий; а Апостол? это дух Божий! по них должно наставлять себя.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar