0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 13
ГОСТЬ: 12
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 1
CIKUTA

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Наставления Феофана Новозерского (4)
513. Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется всех молитв выше; ею прямо и просто говоришь ко Господу. 514. Немногого Бог требует; вот краткая молитва, - выучите ее: Владыко, Боже Отче Вседержителю. Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешную, и ими же веси судьбами, спаси мя недостойную рабу Твою. 515. Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешную! Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Повторяйте архангельскую молитву: "честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Выше всех Ангелов и Архангелов! и Она-то ходатаица о нас к Сыну своему! Ее милосердием сколько чудес! и от икон Ее святых какая благодать дана! Твердо веруйте, что когда читаете архангельское приветствие, Она невидимо присутствует и соплетает вам венец. Иисус Христос предъизбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о пресвятой Богородице беседует токмо, и за то великое воздаяние будет: Она всех слышит и о всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам вся возможна! 516. Каждый из вас имеет при себе Ангела хранителя: потому и читается всякий день канон ему. Опасайтесь, чтобы не отогнать его худыми делами. Святии архистратизи Божии Михаиле и Гаврииле и прочие небесные силы, молите Бога о мне! Святии вси, молите Бога о мне! вот эту молитву можно говорить, и сидя и лежа, и ходя и на послушании. 517. Как нет никаких помыслов, т.-е., когда не допускаешь их, то умилительные молитвы приходят в память сами собою. 518. Начало молитвы состоит в том, чтобы приходящие к нам посторонние мысли, при первой их встрече, отражать умом; средина когда мысль наша в том единственно погружена, что мы читаем; совершенство ее в восхищении всей души нашей к Богу. Не надобно дозволять, чтобы мысль наша скиталась всюду. 519. В расслабление не надобно вдаваться, стоя на молитве; надобно, чтобы и члены в ней участвовали, чтоб и руки чувствовали и плечи чувствовали, так и мысли-то будут покрепче к Богу, и понятие будет получше к тому, что читают. Ведь это-то и есть наука душевная. 520. Когда устами читаем молитву, а ум наш бродит далеко, то, очевидно, не предстоим пред Богом. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в мгновенье можем представить, что мы видели или слыхали; но зачем же нам заниматься пустым? 521. Но с умной молитвой надобно соединять и устную. Враг и самых слов молитвы боится. Один говорил: я не понимаю умом, что читаю. Ты не понимаешь, отвечал старец, да враг-то понимает. Ведь дух наш облечен плотию. Нужно, чтобы тело свое служение приносило Богу, а душа свое! И умом и словом служите Богу. 522. Христос Сын Божий говорит: "непрестанно молитеся" (1 Сол. 5,17). Это не значит, чтобы всегда стоять да класть поклоны, а про себя, или умом, или устами произносить: Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. А ежели и стоять, да в рассеянии мыслей, что-нибудь земное созерцая умом труд без пользы, как дерево без плода. 523. Восстав поутру, не принимайте никаких помыслов, а первое сотворите молитву. Без молитвы никуда из кельи вашей не выходите, хотя бы в коридор за водою. 524. Каждый раз, как ударяют часы, надобно делать крестное знамение: Господи, помоги мне исправиться, Господи, подаждь ми помощь в исправлении жизни моей. 525. Занимаетесь ли рукоделием, или ходите, имейте на устах молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную. Молитвой все освящается. Дело в руках, молитва на устах. 527. Ложась в постель, мы читаем: Владыко Святый! ужели мне одр сей гроб будет? Как во гроб ложимся. Когда уснем, это преддверие смерти. 528. Тогда припомните наставление псалмопевца: "на ложах ваших умилитеся" (Пс. 4, 5), на ложах-то поплачьте о грехах! "Слезами моими постелю мою омочу" (Пс. 6, 1): вот св. Давид и царь был, однакоже плакал, кольми паче мы грешные! 560. Что касается до молитвы, что не можете стяжать чистую молитву и побеждаетесь от суетных помыслов, и не помете преодолеть оных и тою молитвою, которую я велел вам читать: отъими, Господи, от мене весь помысл лукавый, и даждь мысль благу; то еще читайте в вечерних молитвах положенную: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшая Твоея Матере, безплотных Твоих Ангел, и проч.; потом: изми мя от уст пагубнаго змия, зияющего пожрети мя и свести во ад жива; а в утренних молитвах, в молитве: многомилостиве, и всемилостиве Боже мой; потом: сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработаю Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего; а потом: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами, отжени от мене; и всю до конца. А иногда читай: Отче наш, иже еси на небесех, и проч. Вам известно, что приступающим работать Господеви без искушения пробыть невозможно, по слову апостола Павла: "несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, духовом злобы поднебесным" (Ефес. 6, 12) 585. Теперь на ваше письмо ответствую. Вы изволите писать, что не можете иметь в себе непрестанной молитвы ко Господу; сие сокровище приобретается долгим временем, но хотя почаще себе напоминайте: А..., ты забылась; хорошо ль ты думаешь, и к чему свои душевные очи обращаешь? Господь здесь, иже везде сый и вся исполняяй; потом скажи себе: не остави мене, Господи Боже ной, ниже отступи от мене; я отвратила мои душевные очи от Тебя; Ты, Создателю мой, не отврати лица Твоего от мене; призри на мя и помилуй мя. Молитвою отревайте прилоги вражьи, неполезные, а паче вредные. Итак, непрестанно говорите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную; или: Господи помилуй; и другое что от божественного писания напоминайте себе. А паче отечество свое небесное, некончаемое никакими миллионами лет, воображаете, а себя смиряйте в мыслях своих, что хуже всех, как Христос Сын Божий изволил пречистыми Своими устами сказать: "научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". 595. Еще пишете, чтоб вместо молитвы употреблять написанное в Добротолюбии Симеона нового Богослова, в 43 статье; сие только должно употреблять, когда нападут какие помыслы, приводящие в отчаяние, пли какое неверие; но и тогда советую молитвы не оставлять, по слову Христа Спасителя нашего: "непрестанно молитеся" (1 Сол. 5. 17). Все святые учат, чтоб ум в молитве упражнялся всегда и не отлучался от памяти Божией. Оглавление О добродетелях 9). Не доставит пользы, говаривал он, ни вериги, ни вретища, ни пост, хотя бы кто ел по одному разу в неделю, ни продолжительные бдения и стояния, ни множество поклонов, ни все телесные изнурения; ибо «телесное обучение», по слову Апостола, «вмале есть полезно» (1Тим.4, 8), если нет добродетелей духовных: Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Железо же, голод и поклоны нас не спасут. Бог ищет мира и любви чистосердечной; ибо «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5, 22). 16). Вера, надежда, любовь—три Евангельские добродетели: вера покуда живем, верим, но не видим, а когда увидим, прейдет, как и надежда, коею в жизни нашей подкрепляемся, любовь же умножаться будет в век. Когда узрим Бога, якоже есть, тогда совершенная любовь будет! К этому надобно приуготовиться в здешней жизни, чтоб очистить душу от всех мнимых мыслей и чувств, препятствующих возрастанию в нас Божественной любви.—Сподоби мя, Господи, любити Тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою!—На что мы ни посмотрим,—все есть творение Божие, даже и то, что сделано руками человеческими. Ум человеку дан от Бога, а без ума ничего не сделаешь. Много на нас милости Божьей, неизреченно Его милосердие! Се удаляющии себе от Тебе погибнут.... мне же прилепляться Богови моему благо есть (Псал.72, 27. 28). 88). Усердие ваше быть в Горицком монастыре похвальное, по слову Святого Давида: «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Псал.83, 11). 103. Господь всех зовет ко спасению, обещания ради будущих благ, не исключая никого, но с тем условием, чтоб, оставив свою волю, исполнять Его святейшие заповеди, как изволил сказать: всяк убо, иже слышит словеса Моя и творит я, уподоблю ею мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветры, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени (Матф. 7, 24. 25). Камень же сей есть Христос (1 Петр. 2, 6. 7). Он изволил заповедать мир иметь между собою, любовь даже и ко врагам, и во время молитвы отпущать обиды, по слову Его святому: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша: аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мар. 11, 25. 26). Притом заповедал, говоря: в терпении вашем стяжите души ваша (Лук. 21, 19), смирение, о котором изволил сказать: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». И прочие святейшие Его повеления если исполним, получим те блага, яже уготовал Он любящим Его. 105. Поздравляю вас, и с сестрами вашими, с настоящим праздником Воскресения Иисуса Христа. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас всяким благословением духовным в небесных о Христе, якоже избра нас в Нем прежде сложения мира быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Ефес. 1, 2. 3. 4). Вот вам я предлагаю Апостольское слово, что вы избраны Богом и должны пребывать в любви к Нему, а между собою в любви взаимной непорочной, бесстрастной и святой. Сам Господь изволил сказать ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир, Аз даю вам (Иоан. 14, 27). Итак должно нам сию небесную добродетель исполнять с усердием, подражая Небесным жителям и просить Его Божественную благость, чтобы Он сохранил нас от раздоров, ненависти, зависти, вражды и злобы, а утвердил в мире, тишине и спокойствии в смирении, терпении, в любви между собою. От сего зависит любовь к Богу; и за сии добродетели Он призрит на нас Своим отеческим милосердием и не оставит нас как в здешней, так паче в будущей жизни. Итак должно благодарить Господа нашего Иисуса Христа, нас ради сшедшего с небес, чтобы нас возвести от земли в небесные кровы; и пока в здешней жизни, последовать Его примерной жизни и учению, и получить те блага, которые уготовал Он любящим Его. А как последовать житию и учению Его? Его же беспредельную благость просить должно, чтобы Он научил и вразумил, по Его же Святому слову: без Мене не можете творити ничесоже (Иоан. 15, 5), просите, и дастся вам (Матф. 7, 7). Сим Его святым словом и заканчиваю. 116. Письмо Вашего Превосходительства от игуменьи я получил, в котором изволили объяснить всю сущность сердца вашего. "Блажени люди, имже есть Господь Бог их". Когда небесные Ангелы, служители Господа Вседержителя, радуются о едином грешнике кающемся, кольми паче о тех, которые предают себя в служение Богу! таковые причитаются к лику бесплотных сил. В здешней жизни, весь труд в том только и состоит, чтобы преодолеть стремления плоти и духа, влекущих в сети смертные, и исполнить волю Божию, "Иже хощет всем спастися и преселиться в Царствие небесное"; воля же Божия в том состоит: в терпении, в скорбных приражениях, в смиренной мудрости, в послушании неропотном, в чистоте душевной и телесной, в любви к Богу паче всякого создания и в любви к любящим и ко оскорбляющим, ради воздаяния, яже обеща Бог; "блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех". Беречь мысли надобно, чтобы не воображали ничего временного по пристрастию, а паче устремлять к Богу, свету присносущному. Но как мы сами собою ни одной добродетели ни начать, ни продолжать, ни окончить не можем, то просить должно Его благость и милосердое о нашей жизни и спасении попечение: Господи! даждь ми смирение, даждь ми терпение, Господи, даждь ми послушание, Господи, даждь ми кротость, и тогда; Господь Бог, видя вашу искреннюю к Нему любовь, исполнит во благих желание ваше; а я с моей стороны посылаю вам благословение Божие к начинанию шествовать в путь Божий, к горнему Иерусалиму, к селению святых! 139. Привыкли вы много говорить? но если бы полезное говорили, получили бы себе за сие награду, по слову самого Бога: "изводяй честное от недостойного яко уста Моя будут"; а за всякое слово праздное должно ответ отдавать в день судный. Осуждать не велит Христос Сын Божий; "не осуждайте, да не осуждени будете" Гордиться не должно: "гордым Бог противится, а смиренным дает благодать". Тщеславиться не надобно, а приписывать все, что имеем, славе Божией: "не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу". Не надобно сердиться: "да не зайдет солнце во гневе, вашем", мстить не надобно: "Мне, отмщение, Аз воздам", а Христос Сын Божий говорит: "любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас". Во время противоречия, лучше ничего не отвечать: "онемех и смирихся и умолчах", но слову святого Давида. Противу забвения: "забвенна быв, яко мертва, бых яко сосуд пагублен"; а о воздержании должно вспоминать слова Святого Апостола Павла: "пища и питие не поставят нас пред Богом, невоздержание Адама изгна из рая". Ежели что захочется покушать, возьмите благословение от Матери игуменьи и не сомневайтесь в разрешении. Не смущайтесь, будьте всегда веселы; радуйтесь о Господе, а когда Бог пошлет вам умиление, поплачьте о своих грехах, и так припадите в Нему, что Он до сего времени сохраняет вас, продолжил жизнь и здравие, излейте пред Ним сердце ваше. Не скорбите, что еще не устроили свою душевную храмину, не украсили ее хорошими делами, а просите Господа. Мы сами собою ничего доброго сделать не можем, а должно Его просить помощи: "аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии". И так, мало по малу, можете успевать в духовном делании. 155. Сон О А. О...а видел большую книгу открытую, в которой прекрасными литерами были написаны сии слова: "Небесные слова должно на своем собственном пергаменте изображать; адские слова изглаждать из сердца: они самый ад; земле дана грамота на владение всего и всех с отчетом. Рассуждение есть самая первая добродетель". 286. Вера, надежда, любовь, три добродетели великие; Вера, покуда мы живем теперь, верим, но не видим; вера прейдет, когда получим; надежды уже там не будет, а любовь умножаться будет. 308. Иисус Христос посылал святых Апостолов на проповедь, обращать к Господу Богу, проповедовать всем царствие Божие; и чем же они побеждали? Кротостью, терпением, увещанием. Он не велел брать ничего на дорогу, только благодать Его была с ними; не войною, не не силою, не деньгами, а только смирением и терпением все преодолели. 309. В Саровской пустыни один послушник был из московских купцов, 18-лет вошел в монастырь и всех удивил своею жизнью, своею кротостию и смирением и скончался 20-ти лет. 353. "Какое множество праведных, где они обитают?" Спаситель сказал: "в дому Отца моего, обители многи суть". 461. Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, и спасения не будет; ежели терпения не будет, и спасения не будет. 503. В мирской жизни, там украшаются каменьями, жемчугом; а Бог этого не требует, требует, чтобы украшали душу смирением, терпением, послушанием: это лучше всех украшений. 540. Нужно, чтобы люди пользовались, видя ваше благоговение: чрез это Господь Бог и вам подаст милость. Оглавление Об очищении от греха и покаянии 14). Поживите, так не будете раскаиваться, что потерпели! Покуда время есть, мы можем души наши очистить: стояще во храме славы Твоея, на небеси стояти мним. Ведь это не ложно сказано, что, если коснется благодать, то такое нетленное сокровище получив, ничего уже внешнего не пожелает. 18). Спокойствие душевное, просвещение ума, всегда с Богом быть. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Заступник мой! Надобно все силы употреблять, чтобы не погрешить перед Ним, чтоб была ваша жизнь мирная, любви исполненная. О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. Вот чего Бог требует! В Апостоле мы слышим: не приобщайтесь к делам неплодным (Ефес.5, 11). Избави Боже! не надобно скрывать, что худо делается; через это распространяется зло на многие души; заразятся какою-нибудь страстью, будут думать, как бы это исполнить, а тут хитрости употребить, чтобы скрыть; глядишь, и еще другие тем же заразились, а тут ссоры, противоречия, как язва. 19). Ежели и есть какие тайные недостатки, должно всячески исповедоваться; Господь Бог радуется о кающемся, так как заблудшую овцу приемлет его в объятия. Пере-крестись и скажи: изми Мя от уст пагубного змия, зияющего пожрати мя и свести во ад живу. Всякий грех—это змий испускает яд свой, умерщвляет нашу душу,—избрал нас, а других, может быть, и привлек. Никто же может прийти ко Мне, говорит Господь наш: аще не Отец небесный привлечен, его (Иоан.6, 44). Должны всегда в Нем быть, а мирского ничего в себе не оставлять. 26). Вот вы построили какой великолепный храм! Должно быть много было усердия. Теперь созидайте храмы душевные. Вступили в обитель, словесную службу приносим, предстоим Ему: так надобно исправиться: когда уже по-ручили себя Господу Богу, то и души наши должны быть в руце Божьей; для того ведь и входим в монастырь; а когда бы случилась и размолвка между собою, тотчас должно примириться. 28). Надобно благодарить Господа Бога, что привел вас в такое пристанище, в земное небо. Святой Давид говорит: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Псал.83,11)! В мире бы себя не знали, а теперь вся внутренняя наша раскрыта: видим, если непокорны, злопамятны, и должны себя укорять и стараться исправиться: исправление внутреннее очень трудно, но должно о нем стараться. 29). Святой апостол Павел был жестокий гонитель Церкви; Господь, захотев его обратить, светлостью Своего явления помрачил его очи телесные и сим просветил душевные, исцеля потом и телесные. Ежели бы мы всегда воображали, какое воздаяние будет в будущей-то жизни, то наблюдали бы за собою. Человек выше всех творений, сотворен над всем господствовать, а в каком бывает помрачении!.. На то не должно сердиться, что бранят. Сына Божия поносили. 31). Видим вещи деревянные, железные, медные, серебряные и золотые; золото всех металлов крепче; но все подвержено уничтожению! Душа же наша нетленна! Хорошо, если бы мы ее очистили в здешней жизни, чтобы она, по-добно злату, шла в будущей, или как серебро, но не как дерево, легко разрушаемое огнем; серебро огнем умаляется, золото же не умаляется, сколько ни жги его: хорошо бы быть золотыми. Если будем переносить терпеливо, без ропота, без смущения, а с благодарением всякое искушение; то душевная наша одежда просветится; и в здешней-то жизни сколько будем счастливы. 50). Лгать не должно, а если случится нечаянно что солгать, сейчас надобно сказать себе: Бог лгать запрещает и повелевает поучаться правде. 68). Из мирской жизни приходящим в монастырь нелегко, конечно, переломить себя, оставить все снисканные привычки: но, как вступают в монастырь по званию Божию, то, если Господь благословит, все оставить можно с Его помощью. В царствии небесном, верно, никто быть не отречется, а, в монастыре преддверие царствия небесного, здесь земное небо. 108. И в день праздника Преполовения, во время служения моего, на проскомидии вынимал части из просфоры общей о здравии и спасении матери игуменьи вашей, вас с сестрицею, и прочих сестер, о которых помню, за каждую порознь. Даруй Боже, чтобы вы были здоровы душою и телом и послужили Господу Богу с горячею к Нему любовью, радовались, а не скорбели, и во исправлении своей жизни не отчаивались. Ежели бы не положено было покаяние грешнику во спасение, то бы мы были самые несчастливые создания. Господь Бог столько милосерд, что велит отпускать грехи в день до семидесяти крат седмерицею (Матф. 18, 22). А почему так много? Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или в душе вашей пребывает ежеминутно! Для того и должно ежеминутно каяться и говорить: Господи, согрешила, прости; Господи, даждь ми исправление; Господи, даждь ми мысль благу. Ежели будете примечать свои мысли, воображения, и истреблять худые и стараться насаждать добрые, духовные, то и можете мало помалу исправить жизнь свою. Вы еще новоначальные, только что вступили в духовную сию науку и жизнь; в скором времени не можете истребить мирские нравы, мирские привычки, мирские шутки и слова, а долго еще мечтаться будут и подделываться к словам Свящ. Писания. И для того нужно смирять себя, и обращаться к своему ничтожеству, говоря с Давидом: скотен бых у тебе (Пс. 72, 22); виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя ( 24, 18); смирихся и спасе мя ( 114, 5). 129. "Возлюблении, ныне чада Божии есмы, и не у явися что будем, вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем и узрим Его, якоже есть, и всяк имеяй надежду сию нань, очищает себя, якоже Он чист есть." Я, с моей стороны, думаю, что вы не отвергнете тех святейших слов, которые я вам выше сего напомнил; ежели будете стараться их исполнять, довольно для вашего внутреннего спокойствия будет. Что делать? надобно преодолевать себя и свои смущения; а притом и сие сказать себе: "Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя: Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой". Кто из святых не терпел в здешней жизни разных приключений? но они во всем уповали на Господа и успокаивались; вы в числе тех же имеете жребий; не ленитесь просить Господа и просите молитв святых, которые такие же были человеки, как и мы; а хотя и обленитесь, не отчаивайтесь милости Божией яко Той печется о вашем спасении; подает вам здравие, внушает вам слово Свое; вы всегда Его слышите, когда священник читает Евангелие, также и слова святых Апостолов и св. Отцов. Каким образом исправлять жизнь свою? а в молитвах утренних и вечерних о чем просим Господа Бога и Божию Матерь? Сие должно помнить; ежели бы Господь Бог вразумил: всегда себя охуждать укорять себя, всегда на себя гневаться, а притом всех почитать за святых, а себя хуже всех, великое бы дело было, дело Божие! по слову святого Давида: "Смирихся и спасе мя". На сердца смиренных Бог призирает. Ежели вы теперь имеете пребывание в святой обители и не почитаете оную земным небом, как можете получить селение небесное? Потому, когда здесь не можем быть спокойны, с беспокойством как можем быть в таком месте, где все спокойны и, яко Ангелы Божии, всегда пребывают во услаждении и созерцании лицезрения Божия? Ныне и мы должны созерцать Бога, но в гадании, а тогда лицем к лицу Его Божественному! 174. Почтите всех сестер за святых и молитвы их призывайте ко уврачеванию своих страстей, и Бог поможет вам очистить душу и тело от скверн греховных, и увидите над собою чудеса. 175. Ежели лукавство вкрадывается в душу вашу, помните слово пророческое: "Лукавнующие потребятся". 176. Ежели в ближних пороки вам представляются помяните молитву Святого Ефрема: "Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати ближняго моего". И так можете на всякую мысль от слова Божия сыскать врачевство. Посему, земля или хуже еще, гной злосмрадный и пища червям, может ли возноситься умом? 193. Молитесь: "Господи! от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади рабу твою". Тут об очищении грехов своих молитесь, и "от чуждых", чтоб избавил от осуждения ближних и от оклеветания. 227. Малые грехи, которые мы поделаем в надежде на милость Божию, эти-то грехи и тяжки; если ты грешишь в разуме, то есть говоришь: я согрешу теперь и после покаюсь, то это тяжелее. Ты осуждаешь других! а что более греха осуждения? Ты горда? За гордость свержен с неба сатана во ад. 310. Пока мы не очистимся совсем, Господь Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша очистилась от всех страстей, то есть пороков, для того, что в царство небесное не войдет никакая скверна: "Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, всещедрый". Так тут надобно вспомнить; когда мы о чем нибудь плачем на вред, то и надобно вздумать: ежели мы лишимся вечного блаженства, что с нами, бедными, будет? Создатель мой! Младенец все к матери своей бежит; а мы, дети Твои все от Тебя удаляемся. "Воззвах к Тебе, Господи, вонми, преклони ми ухо Твое, и очисти прежде да не возмеши мене отсюду". Которые совершенно обращаются всею душою, всем сердцем, всем воображением, тем Господь обещает: "Что скорее забудет матерь исчадие свое, Аз же вас не забуду". 478. Бремя грехов и так велико; а мы прибавляем еще! ведь оно с собою в ад увлечет нас! 479. Телесные болезни, и те беспокоят! а болезни-то душевные как должны быть тяжки! Объяша мя болезни смертныя, потоцы беззакония обыдоша мя! 480. Теперь нам дано время на исправление, чтобы Господу Богу приносить покаяние. Все способы милосердия открыты: которые ожесточатся, сами виноваты! 481. Видите, как грешница-то припала с любовью к стопам Сына Божия и как Он милостиво и удобно простил! Вот и вы также припадайте к Нему в покаянии. 482. На что отлагать покаяние, говорить: покаюсь еще? Вместо этого, сказать тогда же, как согрешила: Господи, помилуй мя падшую. 483. Одни грехи повседневные, другие смертные. За смертный грех требуется большее покаяние. А рассмеяться случится, тотчас скажи: согрешила, Господи, прости; мысль дурная пришла: Господи, отыми от мене весь помысл лукавый видимого сего жития; случится солгать: Господи, прости мое согрешение. Святые дщицы такие имели, записывали грехи и после читали. 484. Когда исповедаетесь и свищенннк скажет: прошаю и разрешаю соделанное в ведении и неведении, вот вы уже и прощены. Есть такие, что пренебрегают этим: какого же дара великого они лишаются! 485. Скажете: дел немного, что же исповедываться только словами? И это немало, лишь бы с сокрушением и верою. "Аще от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах, и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя. спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель; вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой; не взыщеши дел отнюдь оправдаюших мя, но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя"! 486. Но покаяться, с намерением опять приняться за грехи - это смертный грех. Излишнее упование на Бога без добрых дел смертный грех. Надобно просить: не вниди в суд с рабой Твоей, а не думать меня Господь помилует. 487. Также и поплакать о грехах надобно. Одни слезы от огорчения, эти не полезны, эти вредны; а такие что я неисправную жизнь провожу, ленюсь, оскорбляюсь, не могу угодить сестрам своим, не имею столько любви к Богу, чтобы возлюбить Его всею душею, всем сердцем, всею мыслю, эти слезы полезны и об них надобно молиться. Господи, даждь ми слезы и память смертную! 488. "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона" (Пс. 136, 1). Плакали, что лишились Сиона, лишились здешнего Иерусалима. А нам-то как горько надобно плакать, что лишаем себя горнего Иерусалима, царства небесного, лицезрения Божия! Оглавление О христианской вере 13). Вера наша несомненная, вера наша из Иерусалима, как Пророк провозвестил; яко от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (Мих. 4, 2). Евреи ожидают Мессию в славе мирской, а мы Его знаем страждущего, понесшего на Себе грехи и болезни наши! Апостолам, посылая на проповедь, Он повелел ничего не брать с собою на путь: ни меди, ни жезла, и сказал: прокаженных очищайте, бесов изгоняйте, мертвых воскрешайте (Матф. 10, 8. 9).—Вот какое напутие дал! Чем же они побеждали? Терпением. 15). Еретики чем уклонились? Неверием. Рассуждали: как это может быть, чтобы Христос Сын Божий сошел на землю? Этому статься не можно. Все Пророки говорят, а они этому верить не хотят. Вот свои-то мнения! Тот то думал, тот другое. Ежели ты слепому будешь толковать о солнце, может ли он поверить? И ежели не понимает, — виноват ли он? А высокоумие или высокомнение в помрачение приводит, что не могут истины понять совершенно. Философы—какие премудрые были, а для чего ж они не познали Бога? Когда Святой Апостол Павел в Афинах проповедовал истинного Бога, одни ему поверили, как например Дионисий Ареопагит, а другие думали, что он это говорить без всякого основания; они так и остались со своею философиею. А нам внутренность-то свою - ум и сердце обращать надобно к Господу Богу; а если будем обращаться к какой страсти, то будем как язычники, которые почитали своих идолов. 608. Христос Сын Божий пришел на землю от небес, грешных спасти. Он изволил, вознесшись на небеса, оставить свое учение. Его должно просить, чтоб Он благодатью своею вразумил нас, как исправить жизнь свою. Советую вам читать Евангелие и апостольские послания: тут чистейшая река учения; все святые из оных заимствуют и напаяют жаждущие души, желающие спасения учением своим. 619. Что касается до веры, вы читаете: "верую во единаго Бога Отца Вседержителя Творца небу и земли, видимым и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже... и проч. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящего... и проч. Во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов..." Из сего исповедания веры изволите приметить: мы все веруем в Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго. и сии три лица по существу един есть Бог, и святая соборная, и апостольская Церковь во всей вселенной едина есть, а другой в свете нет. 620. Я слышал, что в вашем городе раскола нет, а только многие слагают персты несоответственно правой вере указательный и средний простерты, а большой с двумя малыми соединены... Уверяю вас самим Богом, что в сходность правой веры должно слагать три первые перста - большой с указательным и средним. Я пострижен в Валахии, близ Афонской горы. В Греции, в Сербии, Болгарии, Валахии и Молдавии, везде крестятся, слагая три первые перста, и во всех сих землях православные христиане единого с российскою Церковью исповедания. Двуперстное сложение в Россия вошло после, а триперстное сложение должно быть от начала введения в России веры, тому уже 832 года, от Греции, а в Греции перемены перстов не было; также и в других землях, о которых я выше упомянул. А притом о перстном сложении ни в Евангелии, ни в Апостоле не упоминается, в овое не из семи таин церковных, следовательно, относится к преданию церковному. Ежели бы в России до стоглавого собора триперстного сложения не было, то на что бы утверждать двуперстное, а отвергать триперстное? Но стоглавый собор был только в России и на нем греческих патриархов и из других вышеписанных земель митрополитов не было; то он и почтен за неправильный. Тогда-ж в России высших наук, касающихся до богословия, еще не было; то могли в России и погрешить. Ныне же, по благодати Божией, много у нас ученейших мужей, а паче были: 1) преосвященный Гавриил, митрополит новгородский и с.-петербургский, при котором и был келейным иеромонахом, муж премудрый учением, а житием добродетельный; он не мог ли бы разуметь что неправо? но он за свято почитал триперстное сложение. 2) Платон, митрополит московский, известный и в других землях, то-ж муж премудрый; он о сем писал против неправомудрствующих. 3) Никифор, преосвященный греческий, который много обратил на Иргизе раскольников своими премудрыми доказательствами, когда был в Астрахани архиереем, и после был уже на покое в московском Данилове монастыре; его есть многие сочинения: толкование на воскресные дни Евангелия и Апостола, и книга увещания на раскольников. Сей преосвященный недавно скончался; он мне был знаком, я у него бывал в Данилове московском монастыре. И многие другие были премудрые святители, которые святую Церковь охраняли и чад святой Церкви и утверждали в правоверии и истине. Ежели же кто и в малом чем иметь будет сомнение, и почитать, якобы святая Церковь погрешает, истинный сын Церкви быть не может, и противен будет Христу Сыну Божию, по слову Его святому: "слушаяй вас, Мене слушает, а отметаяйся вас, Мене отметается". Сие сказано святым Апостолам, а от апостолов преемникам их епископам, которые управляют святою Церковью. Но ежели внимать клеветам на святую соборную Церковь (и от кого ж? от раскольников), то ничего не можно услышать от уст их, только хулу: они хулят святую Церковь, где сам присутствует Господь и совершаются страшные святые Тайны, тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа; мы их приемлем, и веруем, что есть самое пречистое тело, и самая честная кровь Его, как Он пречистыми Своими усты сказал: "ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем" (Иоан. 6, 56). Но у раскольников сего нет; потому что нет у них ни епископов, ни священников, и совершать некому; и что они ни говорят, только лгут; они люди простые и не учены высшим наукам. Итак, я вам истину предложил. И ежели вы креститесь двумя перстами, оставьте, а последуйте святой Церкви; также и детей и домашних своих к оному приводите, дабы вам не быть противниками Церкви и не колебаться мнениями. Итак, о вере довольно написал. Теперь о делах кратко упомяну. Ежели имеете что, то бедных не оставляйте; в супружестве верность и согласие храните; в торговле справедливость наблюдайте, в оскорблениях примиряйтесь: и так будет на вас благословение Божие. Оглавление О памятовании смерти и Суда 20). Жалко, что мы о смерти-то мало думаем. Когда сделается скучно, так о смерти размышляйте, о пришествии Христовом. Помыслите как на воздухе будете удержаны, да что будете отвечать на мытарствах. Как можно, при-нуждайте себя к чтению. Когда все сие исполните, то кажется и скучать некогда. Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя! 25). Смерти желать и просить не надобно, а молиться: да будет воля Твоя святая. Да и долго ли, много ли жить то? А там уже не будет конца! Если бы от земли до неба гору песка насыпать и на каждый год по песчинке откладывать, все бы конец был, а там уже не будет конца. В болезни говори: Господи помилуй!., и этого довольно! 46). Не много в здешней жизни потерпеть-то, а что есть лучшая и неимеющая конца будущая жизнь, в сем несомненно вы твердо уверены. — Живущие хорошо и здесь прославляются, а которые худо жили, кончина страшная, без всякого извещения отходят, а куда? неизвестно; потому что Бога не имели в разуме (Римл.1, 28), и лишились Его навсегда. 82). Ничто так не полезно для живущих в монастыре как памятование о смерти, страшном суде Христовом, о царствии небесном и муках вечных. Оно приучит вас к благодушному терпению скорбей всякого рода. 191. Надобно всегда помнить, что мы за все отдадим ответ; за помышления наша, за слова, дела и за намерения. 315. "Является ли по смерти грешная душа пред лице Божие? Нет! Которые на земле отвращались от лица Божия, те не узрят Его, никогда; а на суде, во втором пришествии, только одну минуту, чтоб услышать одно решение: "отъидите от Мене проклятии". 321. "Смерть грешников люта"; лучше быть праведным, нежели грешником. "Праведницы просветятся якоже солнце. Да возвратятся грешницы во ад". 361. Когда мы ложимся спать и читаем молитву сию: "Владыко человеколюбче, неужели мне одр" сей гроб будет"? то мы как бы в гроб ложимся, и когда заснем: это преддверие сверти потому, что мы уже ничего не чувствуем, когда крепко спим. "Честна пред Господом смерть Преподобных Его". Они отходят отсюда не на смерть, но на жизнь и наслаждение бесконечное. А "смерть грешников люта. Молитеся друг за друга, и тако исцелеете". Господь на сердца призирает: чем смиреннее тем ближе к Богу! 397. Немного пожить-то нам. Одна минута, меньше самой минуты вся жизнь в сравнении с вечностью. Если вечность-то получим неблагоприятную, ведь ей конца не будет! 398. Будет такое время, что станем раскаиваться, зачем не так усердно служили Богу, не так любили, не так прославляли Его, как должно! 399. Когда Христос Сын Божий придет судить может быть, скоро! тогда одних поставит одесную, а других ошуюю; одним скажет: идите, проклятии, в огнь вечный! другим: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. 400. Праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца небесного: какое воздаяние за малое терпение! Сокровища всего мира ничто пред вечным предопределенным нам блаженством, пред благами, "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша" (1 Кор. 2, 9). И такого то сокровища мы лишаем себя ради временного покоя! 401. Живем так, как бы и не умереть! Однако ж, смерть всегда пред глазами. Видим и слышим постоянно тот умер, другой умер, один хорошо, другой худо! Страшно и подумать, что будет бесконечная жизнь, и по достоинству, кто как поживет здесь, так и прославится. 402. Сколько ж жить там? семьдесят ли, сто ли лет? миллион ли, сто ли миллионов? Нет, во веки веков! И чем более будем там жить, тем более будем познать величие Божие, и умножаться будет любовь наша. 403 Если бы от земли до неба гору песку насыпать и на каждый год по песчинке откладывать, все бы конец был; а там уже не будет конца. 404. Видим вещи деревянные, железные, медные, серебряные и золотые. Золото всех металлов крепче, но все-таки подвержено уничтожению; душа же наша нетленна. Хорошо, если бы мы ее очистили в здешней жизни, чтоб она шла, подобно злату, в жизни будущей, или как серебро; только не была бы подобна дереву, не сделалась бы пищею огня; серебро огнем умаляется, золото же не умаляется, сколько ни жги его: хорошо бы быть золотыми! 405. Жизнь наша, может быть, к последнему времени к концу приближается. "Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь багодействова тя, яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез" (Псал. 114. 6. 7). 406. Вот что хорошо иметь в мысли: я земля, мне дано только посмотреть на это премудрое здание, посмотрю и опять обращусь в землю.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 21
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  08:43 | 11.12.2017