0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 25
ГОСТЬ: 25
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Наставления Феофана Новозерского (3)
111. Хотя вас мысли отвлекают от полезного делания для спасения и угождения Господу, но не скучайте пребывать в полезном делании, то есть, в памяти Божией, и почаще повторяйте: что ты делаешь? Где ты живешь? В земном небе, и что помышляешь? Угодно ли Господу твое душевное жертвоприношение? Се удаляющиеся от Господа погибнут (Псал. 72, 27); потом говорите себе: обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения (Псал. 114. 6. 7). Итак понемножку когда себя увещевайте, когда пожурите. Не удивительно, что мысли бесполезные вас беспокоят, потому что они вход имели в душу вашу свободный, и по прежней привычке вас посещают. А вы положите начало сих гостей не принимать; ежели будут усиливаться, просите Господа со слезами, чтоб Он Божественною Своею силою подал вам силы на прогнание сих мысленных татей которые расхищают душевное ваше сокровище. Не отчаивайтесь в милости Божией, не унывайте, не смущайте говоря с пророком и царем Давидом: вскую прискорбна еси душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой (Пс 41, 6). Должно главное иметь намерение, чтобы Господа Бога Предвечного и всех тварей Творца всесовершеннейшего, имеющего престол небо и подножие землю, вездесущего, и вся исполняющего с крайним благоговением хвалить, славословить и благодарить за неизреченные и неисчетные Его к нам милости. Господь Бог по неведомым Своим судьбам привел вас в святую обитель на служение Себе, и вы Ему себя поручили, и имя ваше написано на небесах. Сколь Он к вам и ко всем нам грешным милосерд! По маловременной жизни обещал жизнь вечную, но где? Во царствии Своем небесном, где водворяются все, небесные и бесплотные силы. Херувимы и Серафимы прославляющие Господа. Все святые ныне насыщаются видением лица Божия, доброт неизреченных, угодившие Господу. Мы, смотря на все видимые творения, и ничего совершенно не постигаем; но в будущей жизни увидим по слову Павлову: их же око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Не много нам здесь пожить, не много потрудиться; Господь не многого от нас требует; пречистыми Своими устами сказал Он: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. 117. В смущениях должно напоминать себе из словес Божиих, себя более укорять, что хуже всякого животного: я земля и пепел. В пище во время праздничное, хотя и позволить себе несколько посвободнее, а в другое время сказать себе, что надобно потерпеть; ежели мысль какая негодная вообразится, тотчас прибегнуть ко Господу, Исцелителю душ наших, и просить Его помощи, говоря: Господи, даждь мене мысль благу. Ежели вражда покажется к какой сестре, скажите: "здесь не ад, а дом Божией Матери, или паче земное небо, надо почитать всех святыми, и так более себя укорять, а не других". А против начальницы ежели ропот покажется в мыслях, скажите: что и Бог не мог нам угодить; мы никого не слушаем, ни Бога, ни Пророков; ни Апостолов, а одного врага душ наших. И так надобно сей науке учиться, и не оставлять мыслей своих, чтоб бродили без всякого ограждения обзирая чужие дела и недостатки; иногда же себя и побранить и поувещевать. Ежели будете подражать житию Христову и слушать учения Его, то никто от человек так научить вас, как жизнь проводить, не может. Он пречистыми Своими устами сказал: "Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам". А святой апостол Павел сказал: "Мир имейте и Святыню со всеми, без нея же никтоже узрит Господа". 119. Старайтесь, чтобы никаких мыслей посторонних, неполезных не принимать, кроме одной, чтобы припадать к ногам Спасителевым, якоже жена грешница, и Бог поможет вам спастись; не отчаивайтесь Его милости, более молитву творите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Господи помилуй, не остави меня, Господи, ниже отступи от мене. Так Господь Бог вас наставит на путь Свой и спасет вас. 120. Объясняете свои недостатки в духовном делании; должно только употреблять труды со смирением, а Бог научит, что делать ко благоугождению Его; не отчаивайтесь милости Божией; вы Ему себя предали, Он вас оставит ли? Не оставит, и вы говорите со смирением к Его величеству: Не остави меня Господи. Боже мой не отступи от меня, вонми в помощь мою, Господи спасения моего. Просите и дастся вам, вы призваны поработать Господу Богу во смирении. Отревайте гордые и тщеславные мысли и почаще говорите: Господи, даждь ми смирение! Господи, даждь ми терпение и кротость, а что вы стяжать сего еще не можете, то преодолеть первую привычку многого труда требуется и времени; а переменить мысль, лишних и негодных не принимать, мы сами собою не в силах; надобно же просить Господа: Господи, даждь мысль благу! Сколько бы мы ни старались сами собою приобресть в духовном деле успеха, без помощи Божией ничего успеть не можем. Увещевайте сами себя и скажите: "Феофания, что лучше: временно ли потерпеть, и вечно быть с своим Создателем, премилосердым Отцем, и во веки бесконечные наслаждаться лицезрения Его, или лишась оного, бедствовать, как в здешней, так и в будущей жизни?" и так должно все чувства склонять, чтоб угождать Господу, а не прогневлять Его противными Ему делами словами и воображениями; по времени Бог вам поможет истребить из сердца вашего стремления страстей, и соделать оное дом Духу Божественному. 125. Не отлучайте мыслей от Отца Небесного, по слову святого Давида Пророка и Царя: "Мне же прилеплятися Богу благо есть, полагати во Господе, упование спасения моего". От мыслей худых, душевредных обороняйтесь молитвою сею: Заступи, спаси, помилуй и сохрани мя Боже Твоею благодатию: Мы слабы, немощны, Ты крепок и силен заступить и помиловать в день брани, и аще не преодолеют и не обладают мною, тогда непорочна буду, и очищена буду Тобою от греха велика. И так сражайтесь со всякою худою мыслью и призывайте Господа в помощь. Меньше надобно говорить о недостатках других, по слову святого Давида: "Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих; положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих". О себе же всегда воображать должно: что земля и пепел, что я всех хуже здесь живущих. Бог призирает на смиренные сердца; всех любите, всех почитайте, со всеми мир имейте, по слову святого апостола Павла: "Мир имейте и святыню со всеми, без нея же никтоже узрит Господа". Плотских мыслей яко змия, или яда смертоносного берегитесь, как только тьма сия найдет на душу вашу, тот же час припадите ко Господу и говорите в молитве своей: Господи Боже мой, изми мя от уст пагубного змия, зияющего пожрети мя и свести во ад живу. И так Господь Бог поможет вам исправить жизнь вашу, и будете водимы Духом Божиим, по слову Христа Спасителя: "Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во Имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам". Велия Твоя милость Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живого к нам недостойным! 148. Не отчаивайтесь милости Отца нашего небесного, старайтесь волю Его исполнять; Он все Свои милости вам являет: будьте пред Ним незлобивым младенцем или смиренною грешницею. Когда увидите душевными очами тщетные в себе мысли, тот же час или в ту же минуту прибегните ко Господу, помолитесь втайне, мысленно же говоря: Господи, даждь мне мысль благу: или другие какие молитвы на отгнание худых мыслей, и так мало по малу научитесь уменьшать, а по времени и истреблять духовное терние. 165. Но как ваше Преподобие скучаете от нахождения неприятных мыслей, которые отвлекают вас от любви Божией и детской приверженности к Нему, то сим на письма ваша отвечаю. Хотя вас мысли отвлекают от полезного делания для спасения и угождения Господу; не скучайте пребывать в полезном делании, т. е. в памяти Божией, и почаще повторяйте: "Феофания, что ты делаешь где ты живешь? в земном небе! и что ты помышляешь. Угодно ли Господу твое душевное жертвоприношение? "се удаляющиеся от Господа погибнут". Потом сказать себе: "обратися, душе моя, в покой Твой, яко Господь благодействова тя, яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нози мои от поползновения". И так понемножку, когда себя поувещайте, когда пожурите. Не удивительно, что мысли неполезные вас беспокоят, потому что они вход имели прежде в душу вашу свободный, и по прежней привычке вас посещают. А вы полагайте начало сих гостей не принимать. Ежели будут усиливаться, просите Господа со слезами, чтобы Он Божественною Своею силою подал вам силы на прогнание сих мысленных татей, которые расхищают душевное ваше сокровище. Не отчаивайтесь милости Божией, не унывайте, не смущайтесь; говоря с Пророком и Царем Давидом: "вскуе прискорбна еси душе моя и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой". Должно главное иметь намерение, чтобы Господа Бога предвечного и всех тварей Творца всесовершеннейшего, имеющего престол небо и подножие землю, вездесущего и вся исполняющего, с крайним благоговением хвалить, славословить и благодарить за неизреченные и неисчетные Его милости. Господь Бог, по неведомым своим судьбам, привел вас в св. обитель в служение Себе, и вы Ему себя поручили, и имя ваше написано на небесах; сколь Он к вам и ко всем нам грешным милосерд: по маловременной жизни обещает жизнь вечную, но где-ж? в царствии Своем небесном, где водворяются все небесные и бесплотные силы, Херувимы и Серафимы, прославляющие Господа. Еще введены освобожденные из адских нерешимых уз все святые, угодившее Господу, и ныне насыщаются видением лица Божия доброты неизреченной. Мы, смотря на все видимые творения, и ничего совершенно не постигаем премудрости Божией; кольми паче в будущей жизни увидим то, по слову Павлову, "ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его? Не много нам здесь пожить, не много потрудиться. Господь не многого от нас и требует, как пречистыми Своими устами сказал: "научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". 196. Не надобно иметь свое мудрование и не надо следовать мыслям своим; а надобно учиться отражать прилоги: это наша азбука. Сначала надо самой подвизаться, а прежде всего должно потрудиться, чтобы благодать Божия посетила нас. 205. Если тебя обидят или претерпишь страсть, попротивься своим худым мыслям, довольно и сего мучения. Один послушник получил семь венцев за то, что семь раз попротивился своему помыслу. От того более спасались и спасаются из монахов, чем из мирских: они учились жить; эта жизнь совсем противная мирской; отличное одеяние носим, должны и жизнь совсем отличную вести от мирских, и поступать надобно и делать все противное, как в мире. Там ездят на балы и в клубы; а здесь надобно прибегать всегда к храму Божию; там танцы, здесь каждый день по несколько поклонов надобно класть. 210. На хульные мысли надобно говорить слова Архангела Михаила, когда денница отпала: "Станем добре, станем со страхом! Ничто же помыслим пред сотворшим нас!" Или: "Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея! Станем добре, станем крепце, за Господа!" 213. Святые Отцы говорят, что если придет дурная мысль, то это от диавола, надобно скорее перекреститься и сказать: Господи! даждь мне мысль благу! Просвети око мое душевное! 214. Не надобно завидовать добрым делам других. И только свои недостатки смотреть и о них думать; браните себя мысленно: горе мне, что я горда и не могу трудиться! 215. Смертных грехов должно бояться, и убегать, и остерегаться, как то: гордости, непокорства, тщеславия, сребролюбия. Они называются смертными потому, что ведут во дно адово. 229. "Нуждници бо восхищают Царствие небесное". Не принимай прилоги, то есть мысли, а помолись: и мысль будет уже не крепка; если же примешь ее, то согласишься со врагом и согрешишь; а старайся иметь в мыслях Бога, и думать всегда: Господи помилуй! или: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную. 240. Одни мысли небесные, другие мысли земные; от мира какое будет воздаяние? Вечная мука, тьма кромешная, червь неусыпающий. А когда Богу угодим? получим наследие небесное и ангельское достоинство. "Скорее матерь забудет исчадие свое, Аз же вас не забуду". Это сказал Господь Бог, так чего еще? не уступайте своего места врагу, не отдавайте ни за что. Ваши имена написаны на небесах; это не ложно потому, что Святая Церковь так сказала, и ложного быть не может в ее словах. 254. От скверных мыслей молись к Божией Матери: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами, отжени от мене, смиренной и окаянной рабы Твоея, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления, от окаяннаго моего, сердца, и от помраченного ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищъ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси от всех родов, и славится Пречестное имя Твое во веки веков. Аминь. Мысль мыслью исправлять, если и словом согрешишь то мыслью сие согрешение поправить. 259. Когда мы углубимся в мысли, тогда враг еще более насеет нам и ненависть и отлучение от Бога; посему берегите более мысли от врага; он заходит со всякой стороны: то отчаянием и расслаблением, иногда внушает излишнее тщание к рукоделию, чтоб привести до изнеможения, а после сделать совсем неспособною. 265. Ежели думаешь, что здесь худо, а в другой обители лучше, не верь этим мыслям, враг льстит, а ты еще и мысли его принимаешь, посему он и действует; пожалуй, он покажет тебе и в небе худо. С худыми мыслями везде худо; а с хорошими везде хорошо. Думай лучше, что все спасаются, а ты только одна не спасаешься, худо себя ведешь и худо живёшь. 276. Не надобно попускать посторонних мыслей; без смиренных же мыслей, хотя бы власяницу и вериги носили и посты соблюдали, все сие не будет ничего приносить пользы. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь. Кто Учитель-то? А гордые и тщеславные в спокойствии быть никак не могут нигде; да и в царствии небесном не могут быть, если здесь все это не очистят. "Низложи сильныя со Престол и вознесе смиренныя!" Христос! Сын Божий не сказал: научитеся от Мене власяницу носить, или в каких пропастях и вертепах жить; а "яко кроток есмь и смирен сердцем". 282. Ежели неполезное что посмотреть захочется, то удержаться и помолиться Господу Богу, победить эту мысль; вот уже сделались мы победителями: "Побеждающему дам сести со Мною, на престоле Моем, якоже Аз победих и седох со Отцем Моим". Мы живем теперь последнее время, по пророчеству, надобно ожидать чего нибудь. 283. Когда царствия небесного внутри нас нет, так надобно быть аду: когда кто в худых мыслях и смущении других смущает, так тут уже нет царствия Божия. "Храм Божий есте вы, и Дух Божий живет в вас. 298. "Хваля, призову Господа, и от враг моих спасуся". Бог поможет, имейте крепкую надежду на Него! надобно прийти в чувство, чтоб все эти скверные мысли истребить. 338. "Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте". И мы можем неправдовать мыслями нашими и делами: живем так, а думаем, что хорошо живем. 351. Святой Дорофей говорит: Мыслью лжем, и словом лжем, и самым делом лжем. Ежели мыслим одно, а говорим другое, то есть, мыслим худо, а говорим хорошо, это значит мыслью лжем. 352. Когда мысль придет сказать ложное слово, солгать, то вспомни: "Погубит Господь вся глаголящия лжу". Надобно всегда помнить, когда смертный час нас постигнет и как Христос Сын Божий придет судить всех живых и мертвых; может быть и скоро, тогда поставить одних одесную, а других ошуюю, и скажет последним: "Идите проклятии во огнь вечный. А первым: Приидите благословении Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие прежде сложения мира. 382. Не отлучайся от мене, Создателю мой! Какая мысль придет, тотчас к Господу обратитесь; что обещано, то действительно будет; ежели победим какую мысль, то вот уж мы победители страстей. Если мысль придет неполезная, будет звать: туда поди, или то скажи, а мы ей воспротивимся и молитвою отразим ее, то вот и победителями стали! 383. Небесную мысль с нуждою приобрести можно; а дурная сама приходит, и отогнать ее можно только молитвою. 384. В огороде семена садят, а с ними вырастает и несаженная, бесплодная трава; мы желаем насадить в себе добрые мысли, а тут сами собою приходят противные Богу, неполезные нам. Новоначальному в таком случае нужно молиться: Господи, отними от мене весь помысл лукавый! Другие, которые уже знают совершенно, как и откуда эти мысли приходят, отвечали: я не изволяю. А совершенные уже со властью отгоняли их: отъиди от мене, лукавый! Если же кто принимает всякие мысли, занимается ими, не гонит их от себя, тот приходит в развращение и близок к погибели. 385. Когда враг сделает прилог, и мы немедленно обратимся к Богу, помолимся, тогда враг скоро оставит, а когда примем его совет, он сейчас покажет и что сказать, и как сделать, поможет и в дело произвесть совет его, совсем овладеет нами, сделает пленниками З86. В миру-то мы навидались и наслышались всего трудно это посеянное семя истребить; а тут еще враг свой совет предлагает уму иным гнев против сестры, которая оскорбила, иным какие-нибудь мирские выгоды и утехи представляет. Если слушать вражьего голоса, он поведет нас не к спасению, а к погибели. 387. Как явилась мысль противная Богу, тотчас сказать: Господи, отъими от мене помысл лукавый. Она как змей какой; ничем нельзя избавиться от нее, как только молитвою. 388. Когда враг представляет нам что нибудь, и мы не отразим его, обратим к нему мысль: после будем унывать, отчаиваться. Нужно перекреститься, молитвою отражать врага. За это мы не будем наказаны, что вражеские мысли приражаются: если отразим, то еще венцы получим; а если примем, то получим уже наказание, а не награду. 389. Если вы не приняли дурной мысли, отразили ее молитвою, вы уже победители страстей. А ежели непрестанно будете оставаться победителями, какая награда! "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим" (Апок. 3, 21). 415. Если придет какая мысль противная, надобно воображать, как там, на небесах: нет ни зависти, ни подозрения какого-нибудь, нет ни противоречия, ни противления, все повинуются манию Создателя. И в здешней-то жизни мы должны подобиться небесной. 571. Если что противное случится ощутить в мыслях своих, повергните себя пред Ним, и говорите от всей души и мысли: не остави мене, Господи Боже мой, ниже отступи от мене; помози ми, яко немощна есмь. Когда родственники твои тебя будут развращать, а ты помолись Господу и попроси: Господи, что мне в ответ сказать? Ты меня научи! Итак, в тот же час услышите: не пецыся, что отвещавать: Аз дам тебе уста и премудрость ейже не могут стати противляющиися ей. 610. Ежели какая будет приходить мысль, противная учению Его святому, то должно тотчас помолиться ко Господу, где б ни случилось, хотя бы между народа, в мыслях своих без поклонов: "отгими от мене, Господи, весь помысл лукавый, противный учению Твоему святому, и даждь мне мысль благу творити волю Твою святую". Ежели случится быть в гостях в постные дни, даже в которые святою Церковью и рыбная пища запрещается, должно соблюсти, найдя какое необходимое дело, и удалиться от оного стола. Приведите себе на память Спасителево слово: "внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими" (Лук. 21, 34). 611. Ежели плотские вас страсти беспокоят, приведите себе на память слово Христа Спасителя нашего: "всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем" (Матф. 5, 28). Оглавление О пристрастии к земному и к людям 6). Все сокровища мира сего суть ничто пред вечным блаженством, которое обещано любящим Бога, блаженством, которого око не видело, ухо не слышало, и которое на сердце человеку не входило (1Кор. 2, 9). 7). Посему, пока есть время, должно стараться, чтобы не вотще жизнь препровождать, дабы, но отшествии отсюда, наследовать небесное царствие, которого не удостоимся, если не будем подобны незлобивым детям. Без любви Божией, без мира с ближними, лицезрения Божия не сподобимся; но будем осуждены, как немилосердые и Самого Господа не любившие, по сказанному: «суд без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13); и: «аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своею ненавидит, ложь есть» (1Иоан. 4, 20). Итак, всячески стараться надобно об угождении Богу и о спасении своей души, которая всего мира дороже. Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он проходит, а душа наша есть и пребудет нетленна во веки, говорит Св. Иоанн Лествичник. И паки: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матф. 16, 26). 76). О родных своих молитесь, чтоб и к ним был милосерд Господь, а умом своим в дома к ним не учащайте; наши родственники небесные силы, святители, мученики, преподобные и все святии, — к ним надобно учащать умом своим. 85). Письмо ваше я получил, в котором вы изъяснили волнование ваших мыслей, и требуете от меня решения оным. Я напротив того отсылаю вас к тихому пристанищу, учению Христа Спасителя нашего Господа Иисуса, ежели желайте ученицею Его быть. Он изрек пречистыми Своими устами: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер… тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14,26). Из письма вашего видно, что вы очень горячи к своей сестрице; сие не согласно с учением Христа Спасителя нашего. Любите ее, и будьте от любви сей свободнее, чтоб предпочесть ее любви Божией. Любовь человеческая душе нашей малую пользу приносит; но любовь к Богу вся исполняет, и есть вечное приобретение. Не беспокойтесь разлучением маловременным с сестрицею вашею. Я советую вам прежде съездить, а не пешком идти в Киев, помолиться угодникам Божиим: Антонию и Феодосию и прочим Печерским чудотворцам, а потом уже предпринять путь и в Горицы, и ум свой обращать паче к Богу Создателю нашему, нежели к человеку, и имя Его непрестанно помнить не в продолжительных, хоть в кратких словах: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий по-милуй мя грешную, не остави мене Господи Боже мой, ниже отступи от мене». Он есть всех благ податель временных и вечных, и близ всем призывающим Его. Он услышит молитву вашу и ниспослет вам благодать Свою ко исправлению жизни и нравов ваших и сохранит неврежденною во всех путях ваших. Предайте себя во всем житии вашем воле Божией, как вы уже себя и расположили. 257. "Праведницы просветятся якоже солнце во Царствии Отца небесного". Все сокровища всего света яко ничто пред вечным блаженством, уготованным нам, любящим Бога паче всего: "Яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце наше не взыдоша". Господь дарует и время для снискания всего этого, а мы ради временного лишаемся небесного вечного блаженства! 264. Чтобы наше сердце не было уязвлено какою нибудь временной вещью: О чесом помолиться, не вемы, Ты Сам Господи настави мя, и вразуми мя о чесом просити Тя! 289. Никого в сердце не пущайте, и родных своих не пущайте, никого, кроме одного Бога. 300. О родных вы молитесь, чтобы и к ним милостив был Господь, а умом своим домой не учащайте. Вам хочется видеться с ними? да, я думаю, уже несколько раз виделись с ними; а вы скажите, когда мысль захочет туда, в дом побывать: "житие наше на небесех!" К тамошним родственникам надо учащать, нежели на земли; наши родственники небесные силы, святители, мученики, преподобные. Вот как слово Божие просвещает и умудряет младенцы: таковых бо есть царствие небесное! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! 340. Престолу Божию ближе предстоят те, кои не имеют никаких попечений о мирской жизни и не прилепляются любовью ни к одному человеку. 373. Никого в сердце свое не принимайте, ни родных, никого, кроме Бога. Когда придет желание видеть родных, приведите на память слова: "отец мой и мати моя остависта мя, Господь же приял мя" (Пс. 26, 10). Ведь Он Отец наш: "Отче наш, Иже еси на небесех!" 374. О родных своих молитесь, чтоб и к ним был, милосерд Господь, а умом своим в домы к ним не учащайте; наши родственники небесные силы, святители, мученики, преподобные и вси святии: к ним надобно учащать умом своим. 375. Не скучайте своим жребием, не думайте, что вы что нибудь оставили, чего нибудь лишились: "взыскающии Господа не лишатся всякаго блага". 376. Если бы мы помнили всегда, что живем в дому Божием, в тихом пристанище, и всегда имеем присутствующего с нами самого Бога и Ангела хранителя: тогда бы и на земле-то ангельская жизнь была. 504. Господь Бог отнял у нас эту внешнюю красоту, красивую одежду: она не пользует; только питает тщеславие. Он дает нам внутреннюю красоту, ибо смотрит на сердца. 505. Хота бы кто приобрел все сокровища мира, будет нищ, если душевного сокровища не будет иметь. Оглавление О молитве 53). Апостол говорит: «непрестанно молитесь» (1Сол. 5, 17),—не то, что только стоять, да поклоны класть, а непрестанно внутрь нас иметь Господа: «Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», умом или устами читать; а то и стоим, да в рассеянии мыслей что-нибудь земное созерцаем,—это труд без пользы, как древо без плода; просить надобно Господа Бога, чтобы он благодатью Своею подкрепил нас и ничего нельзя лучшего желать, как дал бы нам смирение. На молитве надобно воображать, что я только земля и пепел. Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль были преклонены. Все понемножку Бог исправит, когда будем просить Его: вот ведь мы видим, такие же люди были, которые Господу угодили; довольно того, что оставили все мирские пристрастия. 54). Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется всех молитв выше; ею то прямо и просто говоришь ко Господу; но когда устами читаем молитву, а ум наш бродит, то очевидно, не предстоим пред Богом. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в одно мгновение может представить, что мы видели или слышали; но зачем же нам заниматься пустым? Будем творить и молитвы, и говорить: «Господи, просвети ослепшие мои очи душевные, а всего лучше: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную. 55). Просите Господа Бога, так как и святые Апостолы просили: Господи, научи нас молиться (Лук. 11, 2). Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Бог Духом Своим Святым да наставит нас. — Враг сеет свои плевелы, влагает всякие мысли. Господи! даждь ми мысль благу! Господь Бог и поможет. Просите Господа Бога, чтобы в разум истины прийти. «называя себя мудрыми, обезумели» (Римл.1,22). Иногда многое знание бывает в большой вред, а надобно предаваться в волю Божию. Жить вам надобно в Боге, всегда в тишине, всегда в спокойствии вне мира, вне мирской жизни. Радуйтесь праведные о Гоподе; радоваться надобно о том, что нам обещано, чего ум человечески постигнуть не может. — К Царю Небесному доступ от нас зависит; во всяком смущении прибегать можно. Говорит: кто на море не бывал, тот усердно Богу не молился; а волнения житейские не те ли же? Где более волнения, где более смущения, тут то и прибегать к Богу. Я читал разговор одного ученого с пастухом; ученый спрашивал его: «учен ли ты?» Пастух отвечать: «никогда не бывал». ««Как же ты о Боге знаешь?» — «Я никогда с Ним не разлучаюсь, и всегда с Ним; знаю, что Он мой Создатель; в земным вещам я никогда ни к каким не прилепляюсь, зная, что житие наше на небесах». — Тогда ученый говорить: «я ни от одного богослова так не пользовался». Будем и мы, подобно пастуху сему, прилепляться в небесному, будем думать, что житие наше на небесах и будем стараться снискать оное. 57). «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших» (Кол. 3, 16). Надобно слушать и умом следовать за тем, что читают и поют в Церкви, душа-то и напояется, пли молится: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Ведь только бы ум-то был с Богом, а то где бы ни стоять, лишь бы с Богом быть. 58). Молитесь ко Господу: от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади рабу твою». Надобно ум свой соединять с Богом, а не в пустоте проводить жизнь свою. 59). Восстав по утру, не принимайте ни каких помыслов, а первое сотворите молитву к Богу, потом к Пресвятой Богородице,—читайте, что в ум придет, и ничем еще не занимаясь, соберите в уме своем грехи свои, да с ними и повергнитесь пред иконою Христа Спаса нашего с умиленною душою, моля Его, чтоб сохранил вас от падения; просите также и Пресвятую Богородицу, чтоб и Она защитила вас от врага и покрыла вас честным Своим покровом; содеянные вами грехи представляя, просите Пресвятую Богородицу, чтобы Она испросила вам прощение и отпущение оных у Сына Своего Христа Бога нашего. Без молитвы никуда из кельи вашей не выходите; прежде чем выйдете, прочитайте: «Богородице Дево радуйся»: «Достойно есть»: с умиленным чувством, с поклонением; и за водою в коридор не молясь не выходите; также и на ночь прочтите трижды: «Богородице Дево» и «Достойно есть» и спите спокойно. Немощи наши требуют успокоения: сон во упокоении немощи моей или трудов многотрудных плоти. 60). Как нет никаких помыслов, то есть, не допустить их, то умилительные молитвы приходят в память сами собою. Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Иногда повторяйте Архангельское благовестие, а иногда милости Ее просите, чтобы Она умилостивила к вам Сына Своего, предстала бы вам в помощь в час смертный 63). Прибегайте во всех нуждах ваших к Матери Божией: Она во всем нам помогает, заступает нас и хранит. Молитесь: даруй мне знать и чувствовать Твои благодеяния, Мати Божия, не остави мене грешную погрязнуть в нечувствии! 64). Твердо веруйте, что, когда читаете Архангельское приветствие, Она невидимо приветствуем и соплетает вам венец. Иисус Христос предъизбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о Пресвятой Богородице беседует токмо, и за то великое воздаяние будет: Она всех слышит и о всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам вся возможна! 65). Читайте чаще Иисусову молитву, да Богородичну. Рассуждайте чаще о смерти, о втором пришествии Христовом. о страшном суде; а более никаких мыслей не при-нимайте. Во время же молитвы и духовных рассуждении остерегайтесь; с запрещением говорите мысли своей: именем Божиим запрещаю тебе! и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражья. 75). Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи телесный и душевные. Господь зовет нас непрестанно, чтобы мы к Нему обратились. 172. Вы отстали от молитвы и в развращение уклоняетесь, сие значит нерассуждение. 177. Твердите непрестанно краткие молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!" "Заступница моя Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную!" "Вси Святии, молите Бога о мне грешной! "Святии Ангели Божии и прочие небесные Силы, молите Бога о мне грешной!" Итак Господь Бог поможет вам поправить свою жизнь. "Есть путь, иже мнится человекам прав быти, последняя же его приходят во дно ада". (Притчи Соломона, гл. 14 ст. 12). 202. Читайте чаще эти краткие молитвы: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли, или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя от всякого неведения, и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия. Господи, избави мя от всякого искушения. Господи, просвети мое, сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз, яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Имя Твое Святое! Господи Иисусе Христе, напиши мя, рабу Твою, в книзе Животней и даруй ми конец благий! Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешную рабу Твою студную и нечистую во царствии Твоем. Аминь. Ночные: Господи в покаянии приими мя. Господи не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление. Господи даждь ми помысл исповедания грехов моих. Госгюди даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю. Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, веси яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешной, яко благословен еси во веки Аминь. Все сии молитвы сочинил святой Иоанн Златоуст числом 24: дневные и ночные. 203. Когда придет какое искушение, так из них читайте в мыслях или вслух что-нибудь: Господи, избави мя от искушения. 220. Когда поют: О всепетая Мати! тогда припадайте к Ней, к Матери Божией, Она Заступница наша, всего христианского рода, а наипаче иночествующих. 221. Молитесь святым ангелам и Архангелам Михаилу и Гавриилу и другим, также всем святым; все они наши заступники. 238. Молитву Иисусову держать надобно всегда в уме: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Можно молиться даже и лежа и говорить: Господи помилуй! 253. Если не хочется молиться, то надобно принуждать себя к молитве потому, что монастырская жизнь этого требует от всех: "Нуждницы бо восхищают Царствие небесное". Господи! от тайных моих очисти мя; и от чуждых пощади рабу Твою, тогда непорочна буду и избавлюся от греха велика! Читайте сию молитву: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабе, Твоей! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати ближних. Молитесь чаще мыслью: Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, из коих первая есмь аз. 263. Помните всегда, что читаете в молитве на 6-м часу: "Не уклони сердец наших в словеса лукавствия или помышления; но любовью Твоею уязви души наши: да к Тебе всегда взирающе, и еже от Тебе светом наставляемы, Тебе непреступнаго и присносущнаго зряще света, непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем! 311. Вот еще краткая молитва, Бог многого не требует: Владыко Боже Отче Вседержителю! вот мы говорим самому Богу Отцу: Господи; Сыне единородный Иисусе Христе Богу Сыну; и Святый Душе Богу Духу Святому, едино Божество, едина сила, помилуй мя грешного, и имиже веси судьбами спаси мя! Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную! Выше всех святых ангел, Она удостоилась сесть близ Святыя Троицы! Непрестанно повторяйте: Господи помилуй! Господи не оставь! Господи даждь ми мысль благу! отъими от мене весь помысл лукавый! Усиливайтесь, а в расслаблении не надобно стоять, подкрепляйте себя так, чтоб и руки чувствовали, и плечи чувствовали, тогда и мысли будут покрепче к Богу; и понятие будет получше к тому, что читают; это-то и есть наука душевная. 317. К царю земному доступ очень труден, а к Царю Небесному всегда можно, и от нас зависит; в смущении более прибегайте к Богу. "Кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался"; в волнениях житейских чем более волнения, тем более смущения, тогда-то больше и надобно к Богу прибегать с молитвою. 327. Долгих молитв не можешь читать? Бог дает молитву молящемуся; но наша молитва ничего не составляет, и нечем нам гордиться: "Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы". А иногда молитва наша бывает в грех; "аще с осуждением, с непокорством, с жестокостью и без любви к сестрам, тогда нет любви и к Богу". 330. "Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем", то есть во второе пришествие Твое. "Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем! Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем! Помяни нас Святый, егда приидеши во царствии Твоем!" Теперь и день судный близ; такой страх всех обуяет, особливо грешников, что лучше бы горы разверзлись и подавили бы их, нежели такой суд слышать! 331. Надобно всегда думать, как ангелы Божии предстоят пред Престолом Божиим, так и нам должно одну мысль иметь о Боге: "Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя". 345. Вовремя службы в церкви молитесь: Господи, даждь ми смирение! только надобно, чтоб ум наш обратить к Богу, и все поучения относятся к тому, чтобы ум был очищен; мы ходим в церковь для того, чтобы предстать пред Величеством Его и приносить Ему словесную службу: молитвы наши недостойные. 348. Начатие молитвы состоит в том, чтоб приходящие мысли посторонние, при первой встрече их, отражать или отстранять умом. Средина молитвы есть, когда мысль наша в том единственно углубляется, что читаем. Совершенство молитвы заключается в восхищении всей души нашей ко Господу. 349. Когда исповедуетесь, то просите единого Подателя благ: Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих! И когда священник скажет: Прощаю и разрешаю! То в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено. 366. Всякий час, как только ударяет, должно делать крестное знамение с молитвою: Господи! помози мне исправиться, Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей! И потом: Богородице Дево, радуйся! всю до конца. 506. О молитве просите Господа Бога, так как и святые Апостолы просили: "Господи, научи ны молитися" (Лук. 11, 1). Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Духом Твоим Святым наставь нас!
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 16
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  12:43 | 11.12.2017