- 204 Просмотра
- Обсудить
Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Мученицы Лукии.
Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии (304). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения (VIII–X). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.). Сщмч. Александра Юзефовича пресвитера и мч. Иоанна Менькова (1920); сщмчч. Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); сщмч. Николая Амассийского пресвитера (1938); сщмчч. Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941). Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Ряд.: Еф., 228 зач., V, 1–8. Лк., 72 зач., XIII, 18–29. Тропарь мучеников, глас 4: Му́ченик всечестны́х све́тлость,/ пяточи́сленных страстоте́рпцев воспое́м,/ сла́ву земны́х презре́вших,/ со́лнца све́тлаго Евстра́тия,/ прему́драго вити́ю со страда́льцы,/ на огнь и му́ки дерзну́вших за всех Царя́ Христа́/ и от Престо́ла Того́ сла́вы по́честьми венце́в обдаре́нных./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша. Кондак мучеников, глас 3: Вити́йствуя пред беззако́ннующими Боже́ственная,/ бие́ния претерпе́л еси́ му́жественнейшим се́рдцем,/ облиста́л еси́ богозна́меньми, пречу́дне,/ угаси́л еси́ возвы́шенный пре́лести пла́мень,/ сего́ ра́ди тя честву́ем, всеблаже́нне,// му́чениче Христо́в Евстра́тие. Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284–305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи...») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря. Мученица Лукия Сиракузская, родилась на Сицилии, в городе Сиракузы в дворянской семье в конце III века. Её мать страдала кровотечением, и они отправились на могилу святой Агафии Катанской за исцелением. Святая Агафия явилась Лукии во сне, уверила её в грядущем исцелении матери и предсказала мученичество Лукии. Она отказалась от замужества, и прежде чем посвятить себя целиком Богу, раздала все свое имущество бедным. Во время Диоклетиановых гонений он предпочла умереть от рук палача, чем потерять невинность (304 [1]). Будучи нечувствительной к пламени костра, она погибла, когда ее горло пронзили копьем. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, – в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей – 1072; общая память 2 мая). Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Преподобный Арсений, сын богатых, знатных и благочестивых родителей, был родом из Константинополя. Император отличил его и сделал военачальником и патрицием Киверриотским. Однажды, когда он плыл с войском по морю, началась буря. Корабли потонули. Из всех воинов спасся лишь святой Арсений. После этого он принял монашество и изнурял плоть постом, бдением и веригами. После таких подвигов на одном месте он пришел на гору Латр, находящуюся в Малой Азии. Там он умертвил молитвой и крестным знамением вредоносного аспида, потом переселился в ближний Келливорский монастырь на северной стороне горы, где был выбран игуменом. Из монастыря преподобный Арсений удалился в пещеру, откуда молитвой прогнал зверей. К нему собралась братия. Обыкновенно он целую неделю сидел в тесной келлии, а в воскресенье принимал пищу и поучал братию. Наконец, преподобный Арсений достиг такого совершенства, что питаем был Ангелом, своим жезлом превратил горькие воды в сладкие и, сотворив много других чудес, мирно скончался среди братии. Время жизни преподобного Арсения полагают между VIII и Х веками. Преподобный Мардарий, затворник Печерский, подвизался в Дальних пещерах в ХIII веке. По рукописным святцам, в тропаре и кондаке он называется «нестяжательным», а по надписи у мощей – «бескелейным». Имя его вспоминается в 7-й песни Службы Собора отцов Дальних пещер (28 августа) вместе с преподобным Аммоном (память 4 октября), где он называется «рачителем нищеты». Погребен в Дальних пещерах. Память его совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Мц. Лукии (304). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Арсения (VIII–X). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.). Сщмч. Александра Юзефовича пресвитера и мч. Иоанна Менькова (1920); сщмчч. Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); сщмч. Николая Амассийского пресвитера (1938); сщмчч. Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941). Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Ряд.: Еф., 228 зач., V, 1–8. Лк., 72 зач., XIII, 18–29. Тропарь мучеников, глас 4: Му́ченик всечестны́х све́тлость,/ пяточи́сленных страстоте́рпцев воспое́м,/ сла́ву земны́х презре́вших,/ со́лнца све́тлаго Евстра́тия,/ прему́драго вити́ю со страда́льцы,/ на огнь и му́ки дерзну́вших за всех Царя́ Христа́/ и от Престо́ла Того́ сла́вы по́честьми венце́в обдаре́нных./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша. Кондак мучеников, глас 3: Вити́йствуя пред беззако́ннующими Боже́ственная,/ бие́ния претерпе́л еси́ му́жественнейшим се́рдцем,/ облиста́л еси́ богозна́меньми, пречу́дне,/ угаси́л еси́ возвы́шенный пре́лести пла́мень,/ сего́ ра́ди тя честву́ем, всеблаже́нне,// му́чениче Христо́в Евстра́тие. Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284–305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице. Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи...») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря. Мученица Лукия Сиракузская, родилась на Сицилии, в городе Сиракузы в дворянской семье в конце III века. Её мать страдала кровотечением, и они отправились на могилу святой Агафии Катанской за исцелением. Святая Агафия явилась Лукии во сне, уверила её в грядущем исцелении матери и предсказала мученичество Лукии. Она отказалась от замужества, и прежде чем посвятить себя целиком Богу, раздала все свое имущество бедным. Во время Диоклетиановых гонений он предпочла умереть от рук палача, чем потерять невинность (304 [1]). Будучи нечувствительной к пламени костра, она погибла, когда ее горло пронзили копьем. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, – в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей – 1072; общая память 2 мая). Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу. В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 годах. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Преподобный Арсений, сын богатых, знатных и благочестивых родителей, был родом из Константинополя. Император отличил его и сделал военачальником и патрицием Киверриотским. Однажды, когда он плыл с войском по морю, началась буря. Корабли потонули. Из всех воинов спасся лишь святой Арсений. После этого он принял монашество и изнурял плоть постом, бдением и веригами. После таких подвигов на одном месте он пришел на гору Латр, находящуюся в Малой Азии. Там он умертвил молитвой и крестным знамением вредоносного аспида, потом переселился в ближний Келливорский монастырь на северной стороне горы, где был выбран игуменом. Из монастыря преподобный Арсений удалился в пещеру, откуда молитвой прогнал зверей. К нему собралась братия. Обыкновенно он целую неделю сидел в тесной келлии, а в воскресенье принимал пищу и поучал братию. Наконец, преподобный Арсений достиг такого совершенства, что питаем был Ангелом, своим жезлом превратил горькие воды в сладкие и, сотворив много других чудес, мирно скончался среди братии. Время жизни преподобного Арсения полагают между VIII и Х веками. Преподобный Мардарий, затворник Печерский, подвизался в Дальних пещерах в ХIII веке. По рукописным святцам, в тропаре и кондаке он называется «нестяжательным», а по надписи у мощей – «бескелейным». Имя его вспоминается в 7-й песни Службы Собора отцов Дальних пещер (28 августа) вместе с преподобным Аммоном (память 4 октября), где он называется «рачителем нищеты». Погребен в Дальних пещерах. Память его совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.