Меню
Назад » »

Мученичество / Смерть мучеников-начало лучшей жизни, вступление в жизнь духовную

Мученичество Смерть мучеников-начало лучшей жизни, вступление в жизнь духовную (36, 569). Мученики, подвергаясь страданиям, не только не малодушествовали, не только не скорбели, но радовались, торжествовали и ликовали (35, 638). Мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества (36, 645). Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение Церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство Воскресения, осмеяние бесов, осуждение диавола, учение духовной мудрости, презрение к благам настоящего, побуждение к терпению, руководство к мужеству, корень, источник и мать всех благ. Святитель Иоанн Златоуст (36, 732). За раны на теле в Воскресение процветет на мучениках светлое одеяние, за бесчестие получат они венцы, за темницу- рай, за осуждения и злодеяния-пребывание с Ангелами. Святитель Василий Великий (7, 274). Конечно, всех мучеников должно чествовать, а все прочее почитать ниже их подвига. Многое служит для нас руководством к лучшей жизни и многое назидает в добродетели-разум, закон, пророки, апостолы, страдания Христа. Он стал первым Мучеником, Который взошел на Крест и меня воздвиг с Собою, чтобы пригвоздить мой грех, восторжествовать над змием, освятить Древо, победить сластолюбие, спасти Адама и восстановить падший образ. Однако при столь многих и столь превосходных наставниках не менее поучительны для нас и мученики- Духовные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, проповедание Истины, обличение, исполнение духовно постигаемого закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира (12, 248). Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя-не отступать, потому что первое-дерзость, а последнее-малодушие. Святитель Григорий Богослов (14, 57). Насколько высока честь мученичества-это измерил Сам Сын Божий распростертыми на кресте руками. Он нашел эту честь выше всяких почестей, которые получат чины всех святых. Ибо Господь наш, приняв на Себя человеческое естество и желая плотию достигнуть Своей славы, которую Он имел у Отца "прежде бытия мира" (Ин. 17, 5), прошел чины всех святых. И нигде не воспринял Он эту славу, как только в мученическом чине: начав входить в него. Он тотчас воскликнул: "Ныне прославился Сын Человеческий" (Ин. 13, 31). Был Он пророком, ибо пророчествовал о пленении Иерусалима и предсказал Страшный Судный день, но прославился не в пророческом чине. Был Он и апостолом: будучи послан Отцом благовестить миру Евангелие царствия. Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8, 1), но не прославился Он и в апостольском чине. Он был пустынник: "Поведен был духом в пустыню" (Лк. 4, 1); был постником: сорок дней постился, но ни в пустынническом и ни в постническом чине Он не прославился. Был Он преподобным, как говорит о Нем апостол: "Святой, непричастный злу, непорочный" (Евр. 7, 26), но и не в этом чине Он прославился. Он был чудотворец, изгонявший бесов, исцелявший слепых, хромых, расслабленных и воскрешавший мертвых, однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине. Когда же после Тайной вечери Он готовится к мученичеству и выходит на этот путь, тогда Он и говорит ученикам: "Ныне прославился Сын Человеческий". После же крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Он сказал: "Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" (Лк. 24, 26). Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою. Святой Златоуст, рассуждая об этом величии мученической чести, пишет об узничестве Павла: "большая честь и слава быть узником Христовым, нежели апостолом, нежели учителем, нежели благовестником". Этот учитель считает мучеников даже выше Ангелов. Беседуя о Петре, посаженном в темницу за Христа, он говорит: "Если бы мне кто сказал: кем хочешь быть: Ангелом или Петром в узах, то я захотел бы лучше быть Петром, связанным за Христа двумя железными узами". Но что еще удивительнее, так это следующие его слова: "Мне желательнее жестоко страдать за Христа, нежели почитаться от Христа; это есть великая честь, это есть слава, превосходящая все". Святитель Димитрий Ростовский (103, 510-511). Святитель Амвросий рассказывает, что Петр, выходя из Рима, увидел Господа, идущего навстречу, и спросил: "Куда Ты, Господи, идешь?" "Иду в Рим на страдания",-ответил Господь, объявляя тем волю Свою пострадать в Своих учениках. Петр понял эту волю Господа и возвратился в Рим. В это-то время писал он к малоазийским христианам второе послание, в котором как бы намекает на только что рассказанный случай: "скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне" (2 Пет. 1, 14). В этом послании-последнем апостольском завещании святого Петра верным-он увещевает христиан преуспевать в познании веры, умоляет остерегаться лжеучителей, учит, как нужно вести себя в ожидании пришествия Христова. По свидетельствам древних, когда святой Петр узнал, что его осудили на крестную смерть, просил своих мучителей, чтобы его распяли головой вниз, потому что считал себя недостойным страдать и умереть так же, как Богочеловек. Воскресное чтение (114, 407). Однажды братия сидели у аввы Моисея и он сказал: "Сегодня придут варвары в скит-вставайте и бегите". Братия спросили: "А ты, авва, почему не бежишь?". Он ответил: "Я уже столько лет жду этого дня, чтобы исполнились слова Господа: "все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Братия сказали: "Так и мы не побежим, но умрем с тобой". "Это ваше дело,-отвечал им авва Моисей,-пусть каждый решит за себя". С ним было семеро братии. Варвары пришли и убили их. Только один из них, испугавшись, спрятался за корзинами. Он видел, что семь венцов сошли с неба и увенчали праведников. Лавсаик (74, 132-133).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar