Меню
Назад » »

ЛИТУРГИКА / Учебное пособие для студентов 3 класса (1)

СОДЕРЖАНИЕ Литургика как наука 7 Понятие, предмет изучения, задача литургики 7 Двунадесятые праздники. Общее понятие о них 9 Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) 10 Двунадесятые подвижные господские праздники 11 Другие праздники, чтимые Святой Церковью 11 Двунадесятые неподвижные господские и богородичные праздники. Их отличия и особенности 12 Глава I 13 Праздники в честь Пресвятой Богородицы 13 Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) 14 Особенности всенощного бдения праздника 14 На литургии 17 Служба Рождества Божией Матери в воскресенье 18 Отдание праздника в седмичный день 21 Отдание праздника в воскресный день 21 Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) 23 История праздника 23 Особенности богослужения праздника 23 Служба праздника в воскресенье 24 Порядок служения в седмичный день в отдание праздника 25 Отдание праздника в воскресный день 26 Отдание праздника со службой святому, имеющему бдение, или храмовому 27 Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля) 29 История праздника 29 Особенности богослужения 29 Предпразднство и попразднство праздника 29 Практическое отправление службы праздника 32 Отдание праздника Благовещения (26 марта/8 апреля) 34 Сретение Господне (2/15 февраля) 36 История праздника 36 Особенности богослужения 36 Успение Божией Матери (15/28 августа) 40 История праздника 40 Особенности богослужения 40 Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении 42 Погребение Божией Матери в современной церковной практике 43 Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии 44 Глава II 45 Господские праздники 45 Рождество Христово (25 декабря/7 января) 45 История праздника 45 Подготовительный период к празднику Рождества Христова 47 Недели святых Праотцев и святых Отцев 48 Предпразднство Рождества Христова 49 Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особеннсти 50 Схема построения великих часов 51 Порядок отправления изобразительных: 52 Практический порядок отправления великих часов 52 Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника 53 Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Василия Великого 53 Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Иоанна Златоуста 55 Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник 56 Чин "Славления" Христа в навечерие Рождества Христова 56 Тропарь праздника Рождеству Христову (глас 4-й) 56 Кондак праздника (глас 3-й) 56 Всенощное бдение 56 Великое повечерие 57 I-часть 57 2-часть 58 3-я часть 58 Утреня 58 Литургия на Рождество Христово 59 Вечерня в день праздника (Служба с великим славословием) 59 Попразднство и отдание праздника 60 Суббота и Неделя по Рождестве Христовом 60 Отдание праздника в воскресенье (в неделю святых Богоотец) 62 Святки 62 Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января) 64 История праздника 64 Предпразднство Крещения (со 2/15 по 5/18 января) 65 Навечерие Богоявления 65 Особенности богослужения в навечерие праздника 65 Великие часы 66 Сочельник: Вечерня и ее особенность 67 Великое освящение воды 68 Последование великого освящения воды 69 Великая агиасма 71 Чин прославления праздника 72 Всенощное бдение праздника Богоявления 72 Тропарь: 72 Кондак: 72 Литургия на Богоявление 73 Праздничная вечерня (по Типикону со славословием) 74 Попразднство и отдание праздника 74 Утреня в отдание с великим славословием 74 Суббота и неделя по Просвещении 74 Преображение Господне (6/19 августа) 77 История праздника 77 Предпразднство и попразднство 77 Особенности всенощного бдения 77 Чин освящения плодов 79 Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября) 80 История праздника 80 Предпразднство и попразднство 81 Особенности богослужения праздника 82 Всенощное бдение (вся служба по Минее) 82 Вынос креста 83 Чин Воздвижения Креста 84 Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава 86 Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды 87 Глава III 88 Богослужение Великопостное (период пения Постной Триоди) 88 Древность поста и его значение 88 Понятие о Триоди Постной 90 Подготовительные недели Великого поста 90 Общее понятие о подготовительных неделях 91 Неделя о Мытаре и Фарисее 91 Уставные особенности служб Недели о Мытаре и Фарисее 92 Седмица и неделя о блудном сыне 93 Особенность богослужения в эту неделю 94 Седмица и неделя мясопустные 94 Особенности службы мясопустной субботы 95 Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и недели 97 Седмица и неделя сыропустные 97 Уставные особенности сырной седмицы 98 Вечерня 100 Общее понятие о Великопостном богослужении 101 Вечерня сыропустной недели 102 Чин прощения 103 Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности 104 Последование Великого Повечерия 105 1-я часть 105 2-я часть 106 З-часть 106 Великопостная утреня 108 Порядок пения канона 109 Схема исполнения канона во вторник 110 Особенности утрени в субботу 2-й седмицы (Поминовение усопших) 112 Общие особенности Великопостных часов 115 Порядок чтения Великопостных часов 115 3-й, 6-й и 9-й часы 116 Изобразительны 117 Вечерня 118 Литургия Преждеосвященных Даров 120 Происхождение литургии Преждеосвященных Даров 121 Освящение Святых Даров для литургии Преждеосвященных Даров 123 Чин литургии Преждеосвященных Даров 123 Первая седмица и неделя (воскресенье) Великого Поста 130 Вторая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста 131 Третья седмица и неделя (воскесенье) Великого поста 132 Четвертая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста 133 Пятая седмица и неделя (воскресенье) Великого поста 134 Богослужебные особенности чтения Великого канона 134 Седмица Ваий (шестая) 136 Уставные особенности богослужения в субботу Ваий 136 Вход Господень во Иерусалим 138 Уставные особенности богослужения 138 Страстная седмица 141 Первые три дня 141 Великий понедельник 141 Великий вторник 141 Великая среда 141 Уставные особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы 142 Великий четверг 145 Особенности богослужения 145 Задостойник Великого четверга (ирмос 9-й песни канона) 147 Богослужения Великой пятницы 148 Великая суббота 154 Глава IV 159 Цветная Триодь. Ее содержание и происхождение 159 ПАСХА. Светлое Христово Воскресение 161 История праздника 161 Особенности пасхального богослужения 162 Полунощница 162 Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди 163 Пасхальные часы 166 Литургия 167 Чин освящения артоса 169 Великая вечерня в первый день Пасхи 170 Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице 171 Неделя Антипасхи (Фомина) 173 Уставные особенности в Неделю Антипасхи 173 Особенности служб от Фоминой недели до отдания Пасхи 176 Уставной порядок пения и чтения тропаря "Христос воскресе... " 176 Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его 178 Четвертая неделя - о расслабленном 178 Пятая неделя о самаряныне 179 Шестая неделя - о слепом 179 Вознесение Господне 181 История праздника 181 Особенности богослужения 181 Неделя седьмая по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора 183 Троицкая родительская суббота 183 Пятидесятница 184 История праздника 184 Уставные особенности богослужения 184 День Святого Духа ("Духов день") 187 Неделя 1-я по Пятидесятнице - Всех святых 187 Неделя 2-я по Пятидесятнице - Всех святых, в земле российстей просиявших 187 Петров пост 188 ЛИТУРГИКА КАК НАУКА ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧА ЛИТУРГИКИ Литургикой называется наука о богослужении в христианской Пра-вославной Церкви. Свое название эта наука получила от слова "литур-гия", что в переводе с греческого языка означает общественное дело, об-щественная служба. В древние времена термин "литургия" употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время кото-рой совершается таинство евхаристии, а святая евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о бого-служении, как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в от-дельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви; 2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужеб-ных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужеб-ные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практическо-го богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гоми-летика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающе-го веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), по-скольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержа-ние всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В об-щей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устрой-стве, о христианском богослужении, священных действиях при его совер-шении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды обществен-ного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.). По действующей программе часть курса литургики под названием "церковный устав" изучается в двух первых классах семинарии. Она включает в себя всю общую часть. Кроме того, из частной литургики - круг суточного и седмичного богослужения. В настоящем курсе литургики для 3-го и 4-го классов семинарии изу-чаются: 1) богослужение годовое (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди); 2) богослужения особенные, совершаемые Церковью по особому случаю или по потребности христиан (таинства, молебны, освящение хра-ма и воды, погребение и поминовение усопших и др.). ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НИХ Церковные службы годовые, т.е. совершаемые однажды в год, по-свящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на празд-ничные и великопостные. В праздничные службы святая Церковь воспо-минает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельст-вующие о домостроительстве Божием, о нашем спасении. Все церковные праздники по важности соединенных с ними воспо-минаний и по торжественности богослужения делятся на великие, сред-ние и малые. Остановимся на некоторых особенностях великих праздников. Вели-кие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного кре-ста в красном круге "им же бдение и вся служба праздника совершается по Уставу" (Типикон, гл. 60, об.). Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Гос-пода нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому од-ни из них называются господскими, или господними, а другие - богоро-дичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на перехо-дящие и непереходящие (или подвижные и неподвижные). Служба непе-реходящим праздникам совершается в строго определенный день года, а день переходящего праздника устанавливается в зависимости от даты Пас-хи. Все богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходя-щим. Наглядно это можно проследить в следующей таблице: ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ) Праздники Дата Всего дней праздника Число предпразд-ничных дней Число дней по-празднства с отданием Отдание 1 2 3 4 5 6 Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 6 1 4 12/25 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/ 4 декабря 6 1 4 25 ноября/ 8 декабря Благовещение Пре-святой Богородицы 25 марта/ 7 апреля 3 1 1 26 марта/ 8 апреля Сретение Господне 2/15 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3/16 февраля до 9/22 февраля Успение Пресвятой Богородицы 15/28 августа 10 1 8 23 августа/ 5 сентября Рождество Христово 25 декабря/ 7 января 12 5 6 31 декабря/ 13 января Богоявление 6/19 января 13 4 8 14/27 января Преображение Господне 6/19 августа 9 1 7 13/26 августа Воздвижение Креста Господня 14/27 сентября 9 1 7 21 сентября/ 4 октября ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ Праздники Число и месяц Всего дней празд-ника Число предпразд-ничных дней Число дней попразднства с отданием Отдание 1 2 3 4 5 6 Вход Госпо-день в Иерусалим - 1 - - - Вознесение Господне - 10 1 8 в пятницу 7-й седмицы Пятидесят-ница - 7 - 6 в субботу, (День Святой Троицы) следующий за празд-ником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как "праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не вхо-дит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще сле-дующие великие (недвунадесятые) праздники: 1. Обрезание Господне (1/14 января) 2. Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля) 3. Святых апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) 4. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (28 августа/11 сентября) 5. Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября) ДРУГИЕ ПРАЗДНИКИ, ЧТИМЫЕ СВЯТОЙ ЦЕРКОВЬЮ 1. Преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля и 25 сентября/8 октяб-ря). 2. Апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября/9 октября). 3. Собор Архистратига Михаила (8/21 ноября). 4. Святителя Николая (9/22 мая и 6/19 декабря). 5. Пророка Илии (20 июля/2 августа). 6. Святого Великомученика Пантелеимона (27 июля/9 августа). 7. Владимирской Божией Матери (26 августа/8 сентября). 8. Казанской Божией Матери (8/21 июля и 22 октября/4 ноября). 9. Святителей Московских (5/18 октября). 10. Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля). 11. Преподобного Серафима Саровского (2/15 января и 19 июля/1 августа). ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПОДВИЖНЫЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ. ИХ ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвя-щается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изме-няемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях). Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь "облекается в одежды светлыя", в "весь светлейший сан", как го-ворит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при пол-ном освящении храма. Сами священнослужители облачаются в соответст-вующие содержанию праздника облачения: в господские праздники - об-лачения цвета золота (символ торжества), в богородичные - голубого и бе-лого цвета (символ невинности и девственной чистоты). Примечание: В господские праздники считается общепринятым об-лачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета, на Воздвижение - фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим - цвета золота (на практике же часто встречаются и допускаются облачения зеленого цве-та), на Пятидесятницу - цвета золота, а на вечерне в тот же праздник - зе-леного цвета. На Пасху цвет облачения - белый и красный. В другие праздники об-лачение бывает: в праздники ангельские - белое; апостольские - желтое; в святительские - цвета золота, в преподобнические праздники - зеленое (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов), му-чеников - красное (символ страданий святых). В великие праздники за богослужением преобладает пение над чте-нием, что служит выражением радостного состояния молящихся. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самым положением тела выражать торжество. Поэтому в Ус-таве прямо сказано: "При богослужении в Неделю, т.е. воскресный день, и в Владычный праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять" (Типи-кон, глава 2). Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома хри-стиан, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая славословия в самих домах. ГЛАВА I ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, вели-чает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Eй особен-ную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками (Ис. 7,14; Пс. 11,4; 11,16) и началась еще с младенчества. После благовещения архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Бо-гоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: "Се бо отныне уб-лажат Мя вси роди" (Лука 1, 41-48). Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распро-странилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Все-ленском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею. Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Бо-городице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках: 1. Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/ 4 декабря), 3. Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), 4. Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа). РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 СЕНТЯБРЯ) Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (например, в творениях блаженного Иеро-нима, Епифания Кипрского и др.). Святитель Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пре-святой Богородицы говорит: "Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготов-ляется в новое жилище Творцу". По словам преподобного Иоанна Дама-скина, "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, по-тому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль прамате-ри Евы пременялась в радость". "Раждается убо (Дева), и мир с Нею Об-новляется". Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы уста-новлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Святая равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетель-ству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Ро-ждества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях святителя Иоанна Златоуста, святого Прокла, святого Епифания и блаженного Авгу-стина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песно-творцами: в V веке - Анатолием, архиепископом Константинопольским; в VI веке - Стефаном Святоградским; в VII веке - святым Андреем Критским; в VIII веке - святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским; в IX веке - Иосифом Студитом. Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен "язык всяк православных похваляет, ублажает и сла-вит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты". Особенности всенощного бдения праздника Возглас: "Слава Святей...", предначинательный псалом, "Блажен муж..." На "Господи, воззвах" 8 стихир, глас 6-й. "Слава, и ныне" - стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На Великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто (но не всегда) читаются в богородичные праздники. Первая паремия из книги Бытия (28, 10-17) - о лестнице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий. Вторая паремия (Иезек. 44, 2-4) - о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паремия (Притч. 9, 1-11) - о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой вопло-тился и родился Спаситель мира. На литии - пять стихир праздника, глас 6-й. На стиховне - 4 стихиры со своими стихами. На благословение хлебов и на "Бог Господь..." (триж-ды) и в конце утрени (единожды) - тропарь праздника, глас 4-й: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселен-ной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клят-ву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный". На утрени, по прочтении положенных кафизм и малой ектеньи, на полиелее поется величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим свя-тых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое". После величания, малой ектеньи и седальна праздника - поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: "Помяну имя Твое...". Стих: "От-рыгну сердце мое слово благо...". Примечание. Практическое отправление полиелея следующее. При пении "Хвалите имя Господне…" священник выходит на середину храма и, по окончании хвалитных псалмов, поет величание праздника, после чего совершает полное каждение храма. Затем кононарх произносит стих одно-го из избранных псалмов, которые помещены в Ирмологии и Следованной Псалтири; хор пропевает его, а за ним и величание. Это повторяется до тех пор, пока священник не закончит каждение. Далее хор поет: "Слава, и ны-не" и дважды "Аллилуиа". Третий раз "Аллилуиа" и заключительное ве-личание поет священник. Далее следует малая ектенья и прочее последо-вание. Но если праздник совпадет с воскресным днем, то порядок отправле-ния полиелея будет иной, а именно: после псалма "Хвалите имя Господ-не..." священник поет величание и затем совершает каждение. Хор может повторить величание несколько раз (в зависимости от размера храма), по-сле чего поет воскресные тропари по Непорочным. По окончании их - ма-лая ектенья и т.д. Евангелие от Луки, зачало 4-е. После Евангелия: "Слава: молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же. Затем "Помилуй мя, Боже", стихира праздника, глас 6-й: "Сей день Господень..." и молитва "Спаси, Боже, лю-ди твоя...". Примечание: 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея", как правило, поется по полиелее во все двунадесятые господские и богородичные праздники в седмичные дни. Если богородичный двунадесятый праздник выпадает на воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только при совпадении с ве-ликими господскими праздниками: Воздвижение Креста, Рождество Хри-стово, Богоявление, Преображение, Неделю Ваий и Пятидесятница. (Этот же антифон поется еще в Неделю святых апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника). Канонов два: первый - святого Иоанна Дамаскина (VIII век), второй - святого Андрея Критского (VII век). Второй канон по содержанию по-священ не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богороди-цы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. По 3-й песни - седален праздника, глас 4-й. "Слава, и ныне" той же. По 6-й - кондак: "Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, во святом рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея". Катавасия - ирмосы ближайшего великого господского праздника - Воздвижения: "Крест начертав Моисей" (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие богородичные и господские празд-ники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь по дважды. На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую" поется первый припев: "Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матерее" и ирмос 2-го канона. "Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Бо-городице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно вели-чаем". Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: "Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию…". После 9-й песни - светилен "От неплодныя днесь Анны...", "Слава, и ныне" - "Адаме обновися...". На хвалитех - стихиры на четыре, глас 1-й. Великое славословие. По трисвятом - тропарь праздника однажды и ектеньи: сугубая, просительная и отпуст. На литургии На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4. В богородичные праздники по малом входе следует петь "Приидите, поклонимся..."; а в господские - при совершении службы священником (но не архиереем) - "Приидите, поклонимся..." не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника. По входе - тропарь, "Слава, и ныне", кондак праздника. Вместо "Достойно" - Задостойник "Чужде матерем девство..." с припевом (так на всех литургиях в попраздн-ство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие господ-ские и богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона о припевом). Прокимен, глас 3, песнь Бо-городицы "Величит душа моя...", стих: "Яко призре на смирение..."; Апо-стол, Филиппийцам, зачало 240; Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен; "Чашу спасется прииму, и имя Господне призову". Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день пред-празднства (20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его совер-шается 23 сентября. Следующий день после праздника (22 сентября) посвящен виновни-кам празднуемого события - праведным Иоакиму и Анне, родителям Пре-святой Богородицы. Служба Рождества Божией Матери в воскресенье Малая вечерня. На "Господи, воззвах" стихиры на 4. "Слава, и ны-не" - праздника. На стиховне стихира воскресная одна и праздника сти-ховна Великой вечерни с припевами праздника, т.е. "Слыши, Дщи...", "Слава, и ныне" - праздника. Тропарь воскресный, "Слава, и ныне" - праздника. Ектенья малая и отпуст. Великая вечерня. На "Господи, воззвах" стихиры на 10: три вос-кресных, Анатолиева одна, и праздника - 6. "Слава, и ныне" - стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паремии праздника. На литии все стихиры праздника. На стиховне стихиры воскресные. "Слава, и ныне" - праздника. На благословении хлебов тропарь праздника (трижды). На утрени. На "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Сла-ва, и ныне" - праздника. По кафизме - седальны воскресные с их богоро-дичными. Полиелей и тропари "Ангельский собор..." Прокимен и Еванге-лие праздника. "Воскресение Христово...", псалом 50-й, "Слава: Молитва-ми Богородицы...", "И ныне": - то же, "Помилуй мя, Боже...", стихира праздника. Канон: воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2; праздника оба канона на 8. Катавасия: "Крест начертав..." По 3-й песни - кондак и икос Воскресный, и седален праздника (дважды). По 6-й песни - кондак и икос праздника. По 9-й песни припевы не поем, но "Честней-шую". Светилен воскресный, "Слава, и ныне" - праздника. Далее - "Свят Господь Бог наш". На хвалитех стихиры воскресные - 4 и праздника 4 с праздничными припевами. "Слава" - праздника, "И ныне": "Преблагословенна еси..." Славословие великое. Тропарь только воскресный. После отпуста - "Сла-ва, и ныне" с евангельской стихирой. На 1-м часе - тропарь воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен часа. Кондак - воскресный, на следующих часах - попеременно. На литургии. "Блаженны" воскресные на 6 и праздника песнь 3-я на 4. При входе поется "Приидите, поклонимся...", "Воскресый из мерт-вых...", тропарь воскресный и праздника. "Слава" - кондак воскресный, "И ныне" - праздника. Прокимен, Апостол, "Аллилуия", Евангелие чита-ем прежде недели пред Воздвижением, затем - рядовой под одно зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется. Причастен: "Хвалите Господа с небес..." и праздника: "Чашу спасе-ния прииму...". Если попразднство Рождества Бжией Матери выпадает на воскресе-нье, то на Великой вечерни: на "Господи, воззвах" стихиры воскресные - три, Анатолиева - одна, праздника - три и святого Минеи - три. Но если выпадает память святого, имеющего службу шестиричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные - три, праздника - три и святого Минеи - четыре. "Слава" - святого, если есть, если же нет, то "Слава" - праздника, "И ныне" - Бо-городичен (т.е. догматик текущего гласа ). Вход. Прокимен дня и ектеньи по обычаю. На литии. Стихиры - праздника, "Слава" - святого, если есть, "И ныне" - праздника. Если нет стихиры святому на "Слава", то "Слава, и ныне" - праздника. На стиховне стихиры воскресные, "Слава" - святому, "И ныне" - праздника. На благословении хлебов тропари: "Богородице Дева, радуйся" (дважды) и праздника (единожды). На утрени: на "Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды), "Сла-ва" - святого, "И ныне" - праздника. Если тропаря нет святому, то "Слава, и ныне" - праздника. По чтении кафизм - седальны только воскресные с богородичными. Если служба святому полиелейная, то поется величание, после которого - тропари "Ангельский собор удивися". Антифоны - степенны текущего гласа. Евангелие - воскресное. Затем "Воскресение Христово...", псалом 50 и далее воскресное, по обычаю. Каноны: воскресный - на 4, Богородицы из Октоиха - на 2, праздни-ка - на 4 и святого Минеи - на 4. Если совершается память святого с поли-елейной службой, то читаются следующие каноны: воскресный - на 4 (Бо-городицы из Октоиха опускается), праздника - на 4 и святого - на 6. Ката-васия: "Крест начертав". По 3-й песни канона - кондак и икос праздника. Если есть кондак, икос и седален святого, то также читать. "Слава, и ныне" - седален праздника. По 6-й песни читается кондак и икос воскресные. По 9-й песни - "Честнейшую". Светилен - воскресный, "Слава" - святого, "И ныне" - праздника. Хвалитные стихиры: воскресные - 4, праздника - 4 (стиховны стихи-ры того же дня), с их праздничными припевами. Если святой будет иметь свои стихиры на хвалитех, то порядок пения стихир будет следующий: воскресные - 4, святого - 4 с его припевами, "Слава" - стихира евангель-ская, "И ныне": "Преблагословенна еси, Богородице...". После великого славословия - тропарь только воскресный, затем ектеньи и отпуст. На 1-м часе: тропарь воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен часа. По "Отче наш" - кондак праздника. На 3-м часе: тропарь воскресный, "Слава" - святого, если нет, то "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен часа. По "Отче наш" - кон-дак праздника (на 3-м часе) и воскресный (на 6-м), но если есть кондак святого, то и его чередом. На литургии: "Блаженны" гласа - на 6, тропари праздника - из кано-на рядовой песни (т.е. в понедельник - 1-я, во вторник - 3-я и т.д.). Но ес-ли святой имеет канон, то порядок будет иной: воскресные, праздника и святого по четыре тропаря, причем тропари святого берутся из 6-й песни. По входе тропари: воскресный, праздника, храма святого и святого. Далее кондаки: воскресный, храма, святого, "Слава" - святого, если есть, а если нет, то "Слава" - храмового святого, "И ныне" - праздника. Прокимны будут недели перед Воздвижением и святому полиелей-ному, Апостол, Аллилуарий и Евангелие будет, недели пред Воздвижени-ем, вместе с рядовым Евангелием под зачало, а затем Евангелие полиелей-ного святого. Причастен: "Хвалите Господа о небес", затем причастен святого, ес-ли есть, а если нет, то второй причастен праздника: "Чашу спасения при-иму...". Отдание праздника в седмичный день Вся служба совершается только празднику. Стихиры на "Господи, воззвах" - на 6, "Слава, и ныне" - праздника, но если отдание будет в пят-ницу, то "Слава" - стихира праздника, "И ныне" - догматик гласа, т.е. в этот день положено отдание его. Прокимен дня. Затем - "Сподоби, Госпо-ди" и просительная ектенья. По "Ныне отпущаеши" - тропарь праздника (единожды), далее - ектенья сугубая и отпуст. На утрени: на "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды). "Слава, и ныне" - тот же. После, кафизм - седален, праздника. Каноны - праздника; первый - на 8, второй - на 6. Катавасия: "Крест начертав...". По 3-й песни канона - седален праздника (дважды). По 6-й песни - кондак икос. Вместо "Честнейшую" - припевы праздника. Славо-словие великое. Далее - тропарь, ектенья и отпуст. На литургии: на "Блаженны" - тропари 9-й песни обоих канонов на 8. По входе - тропарь праздника, "Слава, и ныне" - кондак. Прокимен, Аллилуиа и причастен праздника. Но Апостол и Евангелие читается снача-ла дня, затем - праздника. Отдание праздника в воскресный день Начало - обычное, воскресное. Стихиры на "Господи, воззвах": вос-кресных - 4 и праздника (которые пелись на самый праздник) - 6. "Слава" - праздника, "И ныне" - Богородичен текущего гласа - (догматик). На ли-тии стихиры - только праздника. На стиховне - воскресные, "Слава, и ны-не" - праздника. Тропари по "Ныне отпущаеши" - "Богородице Дево" (дважды) и праздника (единожды). На утрени: Тропари на "Бог Господь": воскресный (дважды), "Слава, и ныне" - праздника. Седальны после кафизм воскресные. Тропари по не-порочных: "Ангельский собор". Антифоны степенны и прокимен - гласа. Евангелие воскресное. Каноны: воскресный - на 4, Богородицы из Октоиха - на 2 и праздника оба канона - на 8. Катавасия - "Крест начертав". По 3-й песни - кондак, икос и седален праздника (дважды). После 6-й песни - кондак и икос воскресные. На 9-й песни поем "Честнейшую", светилен - воскресный, "Слава, и ныне" - праздника. Хвалитные стихиры: воскресные - на 4 и праздника с их припевами - на 4. "Слава" - стихира евангельская, "И ныне" - "Преблагословенна еси, Богородице...". Славословие великое. Тропарь только воскресный. Ектеньи и отпуст. Тропари на часах: воскресный, "Слава" - праздника, "И ныне" - Бо-городичен часа. Кондаки чередуются, т.е. на 1-м часе - праздника, а на 3-м - воскресный и т.д. На литургии: тропари на "Блаженны" - гласа (т.е. воскресные) - на 6 и праздника (из 9-й песни канона) - на 4. По малом входе - тропарь воскресный и праздника, "Слава" - кондак воскресный, "И ныне" - праздника. Прокимен вначале - Недели пред Воздвижением, а затем Богороди-цы. Рядовой гласа опускается. Апостол, Аллилуарий и Евангелие - Недели пред Воздвижением и рядовой (читаются под одно зачало), затем Богоро-дицы. Причастен: "Хвалите Господа с небес" и праздника - "Чашу спасе-ния прииму...". ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 НОЯБРЯ/4 ДЕКАБРЯ) История праздника О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминают, в частности, антиохийский епископ Еводий (I в.) , блаженный Иероним (IV в.), святитель Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.). Время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил повсеместное рас-пространение уже в VIII-IX вв. В IX веке Георгий, митрополит Никоми-дийский, составил канон праздника ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй ка-нон праздника ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церко-вью и в настоящее время. Особенности богослужения праздника Великая вечерня. "Блажен муж" - 1-й антифон. На "Господи, воз-звах" - стихиры на 8. "Слава, и ныне" - стихира праздника. Затем - про-кимен дня и читаются три паремии. В первой паремия (Исх. 40, 1-5, 9-10; 16, 34-35) в образе ветхозавет-ной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Цер-ковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии: так Дух Святый осенил Пресвятую Деву - скинию воплощения Господа. Во второй паремии (3 Цар. 7, 51; 8, 1, 3-7, 9-11) Церковь видит про-образ Пресвятой Девы в кивоте завета Господня, который, по освящении Соломонова храма, священники внесли во Святая Святых. В третьей паремии (Иезек. 43, 27; 44, 1-4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата. На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тро-парь праздника (глас 4-й): "Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвоз-вещает. То и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение". На утрени, по полиелее, величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое". Прокимен: "Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое". Стих: "Отрыгну сердце мое слово благо". Евангелие от Луки зачало 4-е. На "Слава" поется стихира: "Днесь храм одушевленный... "И ныне" - то же. Затем - "Помилуй мя, Боже". Канонов - два: первый - Георгия, ми-трополита Никомидийского, со ирмосом - на 8: ирмос - дважды. Второй канон - Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского, со ирмосом на 8: ирмос - дважды. По 3-й песни канона - седален праздника; "Слава, и ны-не" - "Непорочная Агница..."; по 6-й песни - кондак и икос. Кондак: "Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, свя-щенное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благо-дать совводящи. Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Бо-жии: Сия есть селение Небесное". На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поются припевы праздника. Припев 1-го канона: "Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во святая святых". И сразу ирмос: "Яко одушевленному Божию Кивоту да никакоже коснется рука скверных (непосвященных - А.И.). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая". (Этот же припев и ирмос являются Задостойником на литургии). Да-лее к тропарям 2-го канона припев: "Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную рукама иереовыма".
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar