Меню
Назад » »

История Русской Церкви 1801-1908 гг. Н. Д. Тальберг (4)

Дальнейшему развитию униатского дела способствовало польское восстание 1830-31 гг., в котором ксендзы и базилиане явились главными участниками. Ряд больших базилианских монастырей был закрыт, часть из них передана православным,. в том числе Почаевский монастырь. Согласно с прежней запиской владыки Иосифа, оставлены только две епархии - Литовская, епископом которой в 1833 г. был назначен сам Иосиф и Белорусская, вверенная митр. Иоасафату Булгаку. Чрез некоторое время для них посвящены были викарии: Антоний (Зубко) епископом брестским в помощь Иосифу (1833) и Василий (Лужинсий) оршанским в помощь Иоасафату (1834). Еп. Иосиф разработал общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы, после надлежащей предварительной подготовки, воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана велось, под его руководством, со строгой постепенностью и в полном секрете от католической партии. Он был недоволен, когда местные губернаторы и православный еп. Смарагд начали проявлять рвение в этом вопросе. Имп. Николай I тоже считал, что вопрос этот должен созревать постепенно. Вследствие этого в 1834 г. последовало правительственное распоряжение (секретное) действовать осторожно и неторопливо в деле присоединения униатов. Вместе с тем, униатским епископам было предписано усиленно очищать свою церковь от католических обрядов. В 1835 году еп. Иосиф был назначен членом секретного комитета, образованного в 1834 г. в Петербурге для направления униатских дел и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения. В 1834 г. по всем униатским церквам были разосланы служебники московской печати. В начале 1837 г. наведывание делами униатской церкви было передано из министерства внутренних дел обер-прокурору Синода. Начиная с 1834 г. архиереи Иосиф, Василий и Антоний совершали по своим епархиям неутомимые разъезды, стараясь лично устанавливать связь с духовенством и прививать им свои взгляды. Наибольший успех чувствовался в литовской епархии. В Белоруссии приходилось считаться с влиянием митр. Иоасафата, продолжавшего латинствовать. В 1838 г. скончались митр. Иоасафат и, единомысленный с ним, еп. пинский Жарский. Председателем униатской коллегии стал владыка Иосиф. Еп. Василий получил Белорусскую епархию покойного митрополита. Подготовка духовенства была закончена и оно выдало подписки на воссоединение, за исключением сотни священников в Белорусской епархии. 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт ? присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение ? том государю с приложением 1305 подписей духовных лиц. 25 марта имп. Николай I написал на этом прошении: "Благодарю Бога и принимаю." За пастырями присоединилось к Православию и все полуторомиллионное население указанных епархий. Радость воссоединения выразилась торжественными богослужениями бывшего униатского духовенства с древнеправославными в Витебске, Орше, Полоцке, Вильне. В память воссоединения выбита была медаль с надписью на одной стороне: "Отторженные насилием (1596) воссоединены любовию (1839)," с другой - под ликом Спасителя на убрусе: "Такова имамы Первосвященника." Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края: Иосиф стал архиепископом литовским, с 1852 г. митрополитом. Василий - еп. полоцким, с 1841 г. - архиепископом и с 1866 г. - членом Синода, Антоний - еп. минским и бобруйским, с 1841 г. - архирхиепископом. В 1848 г. владыка Антоний ушел на покой. Митр. Иосиф писал ? нем, что в деле воссоединения никто не помог мне столько, сколько он." Сам владыка Иосиф переселился в 1843 г. из Петербурга в Жировицкий мон., исходатайствовал для литовской епархии второе - ковенское - викариатство. В 1844 г. он переехал в Вильну, переведя туда литовское епархиальное управление, вместе с семинарией. Владыка Иосиф старался влиять на усиление числа православных в западно-русском чиновничестве, опасаясь нового польского мятежа. Он открыл свыше 200 церковно-приходских и других училищ. Владыка Иосиф пользовался доверием и поддержкой императоров Николая I и Александра II. В 1852 г. владыка Иосиф возведен был в сан митрополита. С началом беспорядков в Вильне он рассылал твердые наставления духовенству. До назначения в Вильну генерал-губернатором решительного гр. ?. ?. Муравьева положение его было опасным. Митр. Иосиф после усмиренного польского мятежа 1863 г. оказал материальную поддержку пострадавшему от повстанцев православному духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей. По назначении начальником края ген. Потапова он скорбел из за непостоянства правительственных распоряжений, но верил, что посеянные им семена не заглохнут, а принесут свой плод. Укрепление этой веры митр. Иосиф мог найти в высокой оценке его трудов, сделанной в последнем Высочайшем рескрипте от 27 марта 1866 г., которым сопровождалось пожалование ему посоха, осыпанного драгоценными камнями Владыка Иосиф скончался 23 ноября 1868 г. ("Прав. Бог. Энц."). После воссоединения униатов Белоруссии и Литвы уния оставалась еще в Привислинском крае, в униатской Холмской епархии. Правительство обратило на это внимание после польского восстания. Дело воссоединения и здесь началось с ослабления ***сшиьи базилиан и восстановления православной обрядности. Главным деятелем в подготовке воссоединения выступил протоиерей Маркелл Поппель, назначенный, по удалении местных епископов, администратором епархии (1870). В 1874 г. имп. Александр II выразил согласие на воссоединение. После этого в Седлецкой губ. воссоединилось до 50000 униатов. 18 февраля того же года в Холме состоялся собор духовенства с Маркеллом во главе и составлен акт ? воссоединении всей Холмской епархии. 11 мая - в день свв. Мефодия и Кирилла - последовало самое торжество воссоединения. В том же году Маркелл был посвящен во епископа люблинского, викария православной Варшавской епархии, с кафедрой в г. Холме (занимал ее до 1878). Укреплению православия в древней русской Холмщине способствовало образование в 1905 г. самостоятельной епархии и в 1912 г. холмской губернии, в которую вошли уезды люблинской и седлецкой губерний с преимущественно православным населением. Уния осталась только в отторженном от России древне-русском крае - Галиции - которой, после раздела Польши в XVIII в. владела Австро-Венгрия. Католицизм потерпел большой ущерб воссоединением униатов, Он продолжал свою пропаганду даже при таком твердом ревнителе православия и русской народности, как имп. Николай I. Произошло несколько совращений в латинство бывших униатов и православных в западном крае и в высшем русском обществе. Некоторые, отпавшие от Православия, даже эмигрировали за границу (князья Гагарин и Голицын, Мартынов), сделались там иезуитами и старались вредить своей родной Церкви брошюрами в пользу католичества, совращением русских путешественников и путешественниц с помощью основанного в Париже братства Кирилла и Мефодия. (Знаменский). Воссоединение же униатов продолжалось. В 1840-41 гг. в Православие, вместе с униатами, обратилось 20000 католиков. Новое усиление обращения католиков произошло после польского восстания 1863 г., во время которого так ярко проявилась тесная связь католицизма с бунтовщиками. В 1864 г. обратилось до 50000 католиков. Обращения эти продолжались до 1870 годов. Еще более стали они усиливаться с 1870 г., после Ватиканского собора, провозгласившего догмат ? непогрешимости пап, озадачившего своими определениями многих исповедников католичества. В России увеличилось обращение в Православие чехов колонистов. В 1888-89 гг. в Волынской епархии присоединилось 6800 чехов. (Знаменский). В 1862 г. присоединен был в Париже, в сущем сане, француз, католический аббат Рене-Франсуа Гетте (1816-75), получивший имя Владимира. Он был автором обширной истории и др. трудов; издавал до принятия православия журнал "Observateur Catholique," соединившийся потом с первым в Париже русским журналом "Union Chrйtienne." В Соед. Шт. Сев. Америки, после Ватиканского собора, совершилось обращение католического богослова, проф. Бгеринга, потом правосл. священника в Нью-Иорке. Отделившаяся от Рима старокатолическая церковь завязала с православной Церковью живые сношения ? своем с нею соединении. Для разработки вопроса этого собирались конгрессы и конференции старо-католических и русских богословов (в Мюнхене, Кельне, Вонне, Утрехте) частным образом, без официального в них участия самой Русской Церкви. Православие в Прибалтийском крае и в Финляндии. Сношения с иноверaми в Англии и в С. Ш. A. Основное население Прибалтийского края, вошедшего в состав Российской империи в XVIII в., составляли латыши и эсты. Они находились в полной зависимости от местных землевладельцев германского происхождения и, зависимых от таковых, лютеранских пасторов. Православных жителей, вместе с пришлыми русскими людьми, в 1830 г. во всем Прибалтийском крае было не более 20000. Церквей было тоже мало. Они существовали, главным образом, для войск, расположенных в крае. Первые начатки движения в пользу Православия определились с открытием в 1836 г. в Риге псковского викариатства. При первом же епископе Иринархе в Лифляндии ж Эстляндии между крестьянами начало развиваться значительное движение к переходу из лютеранства в Православие. В скорбях своих латыши и эсты , не находя удовлетворения в лютеранстве и чуждые пасторам, давно уже привыкли искать себе утешение вне лютеранства. Одни ходили на богомолье в древний Псково-Печерский мон. Другие посещали католический костел в Шемберге. Некоторые становились сектантами, которые распространились в крае в царствование имп. Александра I. Ближе всего им была "царская вера" служители которой относились к ним ласково и бескорыстно, отличаясь этим от пасторов. В 1841 г. к владыке Иринарху стали в болыпом количестве прибывать крестьяне, желавшие перейти в Православие. К сожалению, среди них были и такие, которые полагали этим получить освобождение от гнета местных помещиков или переселиться в другие места. Религиозные побуждения ими не руководили. Лютеранские круги, в лице некоторых помещиков и пасторов, сумели придать всему этому движению политический характер, изображая в виде бунта. Еп. Иринарх был удален и началось следствие об его действиях. Он был оправдан, как выявилась и правота прочего православного духовенства. Обнаружилось и тяжелое положение крестьянства. Генерал-губернатор бар. Пален всячески поддерживал интересы лютеран. Переход в Православие был дозволен крестьянам самим государем, но с непременным внушением, что они не получат за это никаких изменений в своих договорных отношениях с помещиками, а освободятся лишь от повинностей и платежей в пользу пасторов. Преемником владыки Иринарха стал выдающийся иерарх еп. Филарет (Гумилевский), - известный богослов и историк Церкви (1805-1866). Сын священника Шацкаго у., Тамбовской г., носивший фамилию Конобеевскаго (по селу Конобееву), он за смирение и малорослость прозван был в тамбовской семинарии Гумилевским. Окончив иноком московскую дух. академию, он был в ней потом профессором и ректором, в сане архимандрита. В 1841 г. он был поставлен викарным еп. рижским. В 1845 г. повторилось движение местного крестьянского движения в отношении перехода в Православие. Сразу же выявилось и противодействие помещиков и пасторов. Во главе администрации оставался Пален. Православное духовенство делало все, что могло для поддержания движения. Нужные христианские книги переводились на латышский и эстонский языки. Знающие их вызывались к занятию священнических мест. Усилено было катихизаторство, чем опровергались заявления пасторов, что "попы" крестят, никого не научив своей вере. Строго соблюдались требовавшиеся формальности - прием в православие производился в присутствии властей-лютеран. Противодействия со стороны лютеран продолжались и доходили до клеветы. Изображалось положение так, что, якобы, крестьяне бунтуют и, прикрываясь религиозным движением, запускают свои обязательные работы. Вызвали такие нападки правительственное распоряжение ? приостановке обращений в Православие на все время сельских работ, а также позднейшее распоряжение (1845) об обязательном 6-месячном сроке между заявлением ? переходе и самим присоединением. В течение этого времени лютеране имели возможность оказывать давление на тех, кто находился в той или иной зависимости от них, Число обращений за 1845 г. доходило до 14430, в 1847 дошло до 55000, затем резко упало и сменилось даже обратным движением из Православия в лютеранство. Это было торжеством для немецко-лютеранской партии. Владыка Филарет, не смотря на все препятствия и личные неприятности, упорно работал и поставил дело на твердую почву. Он открыл много новых приходов, вызвал значительное число нужных для священнических мест людей, первый определил образ действий духовенства в такой сложной и трудной обстановке. Еп. Филарету удалось прилично устроить материальное положение духовенства и создать в разных местах инородческие школы. В 1847 г. в Риге открыто было духовное училище, с преподаванием местных языков для воспитания духовных деятелей в крае из русских инородцев. Владыка Филарет работал до полного истощения сил, порою не имея времени для вкушения пищи и сна. Немецкая партия всячески старалась избавиться от такого опасного для нее иерарха. В 1848 г. владыка Филарет был переведен в Харьков, в 1857 г. возведен во архиепископа. С 1859 г. он был перемещен в Чернигов, где и закончил свою столь полезную для Церкви и России жизнь в 1866 году. На положение дел в Прибалтийском крае было обращено особенное внимание благодаря печатным трудам Юрия феод. Самарина (1819-76), одного из основоположников славянофильства. Принадлежа к родовитой и богатой дворянской семье, москвич, он окончил московский университет. Сначала увлекался философией Гегеля, затем же всецело принял богословские православные воззрения известного славянофила А. С. Хомякова. Написал замечательную диссертацию ? Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче. В 1847 г. он служил по министерству внутренних дел в Риге, состоя при генерал-губернаторе. Палена заменил В. А. Толовин, немногим отличавшийся от своего предшественника. Слухи ? насильственном присоединении к Православию эстов и латышей и ? возбуждении их православным духовенством против помещиков побудили его написать в 1849 г. "Письма из Риги," в которых обсуждалось отношение к России прибалтийских немцев. Письма эти, распространявшиеся в рукописи, вызвали неудовольствие в некоторых влиятельных кругах. Как должностное лицо, он был привлечен по обвинению в разглашении служебных тайн. Благодаря личному вмешательству имп. Николая I, имевшего и личную беседу с ним, дело ограничилось для него 10-дневным арестом и переводом на службу в Симбирск. В своих "Письмах," Самарин указывал, что задачи России заключаются в поднятии и укреплении расположенных к ней эстов и латышей. Этому вопросу посвящен был частично и его труд "Окраины России," напечатанный впервые в Берлине (1868-76). Самариным написан также замечательный полемический труд против иезуитов: "Иезуиты и их отношение к России." Преемником владыки Филарета был известный иерарх второй пол. XIX века, Платон (Городецкий), впоследствии митрополит киевский и галицкий (1803-1891). В 1848 же году он был назначен епископом в Ригу, являясь викарием псковской епархии. С 1850 г. он стал во главе самостоятельной рижской епархии, получив позднее титул архиепископа. Владыка Платон деятельно заботился об укреплении Православия в крае. Благодаря его примирительному образу действий и просветительной деятельности, православная церковь в Прибалтийском крае заняла подобающее ей место. Владыка Платон почти удвоил число церквей, обратил еще большее внимание на поднятие благосостояния духовенства. Рижское дух. училище было преобразовано в семинарию, в которую он прилагал старания привлечь природных эстов и латышей. За время его управления паства увеличилась на 41000 человек. В 1867 г. архиеп. Платон возглавил Донскую епархию. Новое большое движение эстов и латышей в православие появилось в начале 80-х годов со вступлением на престол имп. Александра III, поддерживавшего во всех западных окраинах империи православные и русские начала. Изменилось и направление местной администрации. Среди ее своим твердыми церковными и русскими взглядами выделялся эстляндский губернатор, кн. С. В. Шаховской. Супруга его, дочь известного сподвижника имп. Александра II, военного министра Милютина, основала в Пюхтице, Эстляндской г., в 1892 г. женский мон., при котором были устроены школа, приют, мастерские иконописная, золотошвейная, швальня. С 1883 по 1891 гг. число принявших Православие возросло свыше 20000. Со стороны немцев поднялись жалобы на гонение протестантства, услышанные и в Европе. В 1886 г. на имя обер-прокурора Синода пришло из Шафгаузена (Германия) письмо от президента и членов реформатских синодов с просьбой прекратить преследования их остзейских собратий. На это письмо в 1887 г. ответил ?. ?. Победоносцев. В ответе его, ставшем широко известным, было ясно указано, что жалобами прибалтийских лютеран руководят побуждения не религиозные, а чисто мирские - именно желание господства в крае. Отмечалось то, что если Православие и ведет там борьбу с протестантизмом, то не наступательную, а оборонительную. В Риге находились монастыри: мужской Алексеевский (с 1896 г). и женский Сергиев Св. Троицкий (с 1902 г.), начало которому было положено общиной, созданной сестрами Мансуровыми в 1892 г. Последней обители принадлежала Преображенская пустынь недалеко от Митавы. В Иллуксте был основан в 1816 г. мужской мон., ставший с 1880 г. женским. К нему приписан был Свято-Духов. мон. в Якобштадте, основанный в XVII в. и упраздненный в 1866 г. В нем пребывала Якобштадтская чудотворная икона Богоматери. В конце XIX в. правительством обращено было внимание на неудовлетворительное положение православной Церкви в Финляндии. В этом великом княжестве, присоединенном к России в 1809 г. после удачной войны со Швецией, провинцией которой являлась Финляндия, - православная Церковь всецело должна была подчиняться местным финляндским властям и руководствоваться тамошними узаконениями, созданными исключительно в интересах лютеранства. Подчиненные Синоду в общецерковных делах, православные церковные общины в своих внутренних делах, в довольствовании духовенства, содержании церквей и попечении ? церковных имуществах, были вполне подчинены местным губернаторам и финляндскому сенату - правительству лютеранскому, по общему закону этого края. Таким образом, православная Церковь в Финляндии была в положении не господствующей, как в остальных частях Империи. Выборгские викарги - петербургской епархии, - впервые назначенные в 1856 г., проживая в Петербурге и занятые ректорством в духовной академии, редко посещали свою епископию. Местное православное духовное правление более считалось с гражданским управлением, для которого православная Церковь была только терпимым вероисповеданием. Духовное правление было посредствующим органом между православными церквами и финляндским светским начальством. Улучшение наступило лишь со времени учреждения в 1892 г., в царствование императора Александра III, самостоятельной филяндской кафедры, с поставлением во главе ее опытного администратора, крупного церковного деятеля того времени архиепископа Антония (Вадковскаго). Владыка Антоний, род. в 1846 г., был сыном священника Тамбовской г. Он окончил Казанскую дух. академию, где остался преподавателем церковного проповедничества. Овдовев и потеряв детей, он принял иночество. Был инспектором казанской академии и ректором петербургской. В 1887 г. он был хиротонисан во епископа выборгского, а в 1892 г. поставлен архиепископом финляндским. В качестве викария, он был знаком с тем в каком трудном положении находились церковные дела в этой окраине. Немногочисленное православное население, разбросанное на большом пространстве среди сплоченного лютеранского мира, чувствовало свое полное сиротство и бессилие и невольно поддавалось давившему его влиянию иноверцев. Церкви находились в упадке, церковное хозяйство в расстройстве, просветительная деятельность не существовала и паства жила как бы без пастыря, чем, конечно, пользовались иноверцы. Владыка Антоний своими частыми личными объездами обширного края сразу поднял в нем православно-русский дух. Повсюду началось церковное строительство, организовывались церковно-просветительные союзы, закипела вообще церковная деятельность. В 1898 г. владыка Антоний поставлен был митрополитом Петербургским и Ладожским, с назначением в 1900 г. первенствующим членом Синода. Преемниками его были владыки: Николай, впосл. архиепископ тверской; с 1905 г. Сергий (Страгородский). Большое значение для православного населения Финляндии имело нахождение в тамошней епархии знаменитых обителей Валаамской Спасо-Преображенской и Еоневской Рождественской. Первые сношения англиканской церкви с Россией ? соединении церквей относятся ко времени имп. Петра Великого. Но тогда они окончились ничем. В 1830-х годах среди англиканской церкви возбудилось особенное внимание к Православию в обществе пюзеистов или англо-кафоликов. Принадлежавший к ним, архидиакон Вильям Пальмер, вице-президент коллегии св. Марии Магдалины Оксфордскаго университета, решил посвятит свою жизнь воссоединению англиканской церкви с православной. В 1842-1853 гг. он нарочито ездил в Россию хлопотать ? соединении церквей, предпринял поездку и на Восток. Он сам пожелал принять Православие. От него было потребовано Синодом отречение от ересей, содержащихся в 39 пунктах англиканского вероисповедания. Пальмер не признавал их еретическими и отказался выполнить условия. Не согласился он и с условиями константинопольского патриарха. Огорченный безуспешностью своих стараний, он перешел в католичество. Пальмер, скончавшийся в 1879 г., собрал и перевел на английский язык обширный материал ? патр. Никоне, со своими соображениями ? значении его деятельности и последствиях его низложения. "Постепенно стали возрастать среди англикан интерес и симпатии к православной церкви;" - пишет И. Соколов в "Прав. Бог. Эщ.," "о ней стали отзываться, как ? "святой, кафолической, достопочтенной церкви." Наконец, в 60-х годах началось открытое движение к соединению с ней. Поводом к официальному обсуждению этого предмета послужило внешнее соприкосновение обеих церквей на с.западном побережье американского материка. В 1862 г. на генеральной конвенции северо-американской епископальной церкви был учрежден "греко-русский комитет" для дружественных сношений с греко-русской церковью по вопросу ? взаимоотношениях между членами епископальной и православной церкви в Сев. Америке. В 1863 г. в Англии при кэнтерберийской конвокации также назначен был комитет по вопросу ? сближении с восточною церковью. Оба комитета вошли в сношения между собою и стали совместно работать над вопросом ? соединении церквей." В одном направлении с ними действовала "Ассоциация восточной церкви" ("Eastern Church Association"), основанная в 1863 г. В 1864 г. Секретарь американского комитета пастор Юнг предпринял путешествие на Восток и в Россию. Он был принят в Москве митр. Филаретом и в Петербурге митр. Исидором, представлен Синоду и всюду встречал сочувствие. Ближайшими посредниками в деле ознакомления англикан с православною церковью были настоятели русских церквей в Лондоне прот. Е. И. Попов и в Париже прот. И. В. Васильев, приезжавший в Англию. Архиеп. кэнтерберийский Кампбелль вел по отдельным вопросам переговоры с константинопольским патриархом Григорием VI. Но конечно русская и константинопольская Церкви, сочувственно относясь к переговорам, не допускали единения без согласия в догматах. По случаю торжества 900-летия крещения Руси в 1888 г. архиеп. кэнтерберийский Эдуард Бенсон прислал митрополиту киевскому Платону приветствие. В день погребения императора Александра III, королева Виктория, в качестве "верховного правителя" англиканской церкви, повелела отслужить во всех церквах поминальные службы. В ее Виндзорском дворце, по ее распоряжению, были внесены в служебник погребальные песнопения русского православного богослужения. По желанию королевы, переведена на английский язык "Моя жизнь во Христе" о. Иоанна Кронштадтского. В 1896 г. на св. короновании императора Николая II присутствовал представитель англиканской церкви еп. питербороский Крейтон. В 1897 г. на торжестве 60-летняго юбилея королевы Виктории присутствовал представитель русской Церкви архиепископ финляндский Антоний. ("Прав. Бог. Энцикл.). Владыка Антоний получил докторские степени от Оксфордскаго и Кембриджскаго университетов. В переговорах с англиканами подымался вопрос ? сохранении ими своих обрядов. "Одним из важных препятствий к удовлетворительному решению вопроса ? присоединении англикан и вообще протестантов," пишет Знаменский, "была открывшаяся тогда разность между Русской и Греческою церковью в способе присоединения этих иноверцев: Русская церковь присоединяла их чрез одно миропомазание, а Греческая требовала повторения над ними и таинства крещения." Происходили по временам частные случаи обращений, из которых произвело большое впечатление обращение в 1861 г. английскаго пастора Ричардсона, в 1869 г. издателя "Православно-кафолическаго Обозрения" доктора богословия Овербека. Они, в особенности последний, много потрудились в пользу православной Церкви среди англикан. С 1870 г. особенно подвинулось вперед знакомство с православной Церковью американского общества, когда, перейдя из католичества, Николай Биеринг, став православным священником, открыл в своей церкви в Нью-Йорке православное богослужение на английском языке и стал читать ? Православии лекции. Духовное просвещение. В 1808 г. в России были четыре духовных академии: киевская, московская, петербургская и казанская, 36 семинарий, до 115 низших духовных училищ, с числом учеников, простиравшимся до 28000 человек. На основании комитетского проекта 1808 г., ? котором упоминалось (стр. 726), все духовные школы в первый раз были объединены под управлением Комиссии дух. училищ в виде особого духовно-учебного ведомства, являвшегося отделением синода. Непосредственный надзор за средними и низшими учебными заведениями составлял обязанность академий. Ведомство разделено на академические округи и получило общие однообразные уставы. Академии оставлены с одним высшим образованием для воспитанников, уже окончивших семинарский курс. Семинариям - по одной на епархию - предоставлено среднее духовное образование. Низшие училища - уездные (по 10 на епархию) и приходские по благочиниям (по 30 на каждую епархию) должны были разделить между собою труд низшего образования детей. Число всех школ на деле не достигло до предположенных цифр. Низших школ открыто было всего до 300. Академий оставлено три, т. к. казанская была в 1818 г. на время обращена в преобразованную семинарию с присоединением ее округа к московскому. Она открыта была вновь в 1842 г. Основные предположения 1808 г. были в значительной мере осуществлены. В 1814 г. были изданы их уставы, написанные отчасти Сперанским, главным же образом владыкой Феофилактом. По своему общему характеру, все духовные школы созданы были в виде сословных школ смешанного типа, с общеобразовательным и специальным курсами вместе. Образование в них по прежнему сделано обязательным для детей духовенства. Число учеников семинарий дошло в царствование имп. Александра I до 46000. Курс низших школ имел общий элементарный характер, вследствие чего в эти школы дозволялось принимать учеников и из других сословий. В семинариях, составленных из трех двухгодичных отделений, называвшихся по главным своим предметам риторикой, философией и богословием, последнее отделение имело специальный духовный характер. В академиях курс делился на два двухгодичных отделения - общеобразовательное и специально богословское. Студенты академий по окончании курса удостаивались степеней кандидата и магистра и особых окладов по этим степеням, если они примут священный сан. В 1814 г. комиссия дух. училищ удостоила несколько духовных лиц степени доктора богословия, тоже получавших особые оклады. Магистры и доктора в священном сане получали особые кресты. С 1820 г. на содержание всех духовных школ отпускалось 1 674 120 руб. Все школы пришли после этого в заметное оживление; повсюду началась стройка и перестройка зданий, улучшилось содержание учителей и казеннокоштных учеников. (Знаменский). В духовных учебных заведениях воспитание должно было вестись в духе евангельском. Часть предметов была яснее определена, чем прежде, другие введены вновь. Таковыми новыми были: математика, ранее почти неизвестная, история всеобщая и церковная, преподававшаяся кое-где, языки - еврейский, немецкий и французский, по временам звучавшие в академиях и почти никогда в семинариях. Греческому языку назначена была важность одинаковая с латинским, тогда как прежде вовсе не слыхали его в училищах и редко в семинариях. Введена была герменевтика, которой в семинариях не знали, хотя по местам толковали св. Писание. Даже в киевской академии только с 1798 г. стали преподавать герменевтику и церковную историю. План образования, начертанный Комитетом, мог быть Приведен в исполнение только постепенно. Академия нового образования сначала была открыта в 1809 г. только в Петербурге. В том же году открыты были низшие заведения по новому плану в петербургском округе. Способным людям поручено было приготовить учебные книги. Скоро появились "Библейская история" Филарета (Дроздова), превосходное руководство для академий, и "Церковная история" Иннокентия (Смирнова). В то же время разосланы были по семинариям конспекты богословских и философских наук. Первый курс петербургской академии кончился благополучно. Из числа воспитанников его явились впоследствии митрополит и 7 архиепископов. Из начальников же - 3 митрополита, 2 архиепископа и 2 епископа. В 1814г., когда окончился этот выпуск, он мог дать способных наставников для семинарий. В 1814 г. явилась возможность по новому плану открыть московскую академию в Троицко-Сергиевой лавре. Тогда же введено преобразование в семинариях пиетербургского и московского округов. Дело все более развивалось. В 1822 г. на основании опыта напечатаны были подробные проекты уставов для академий, семинарий и училищ. В продолжении 16 лет число учащихся возросло от 30000 до 46000, а число училищ вдвое. К концу царствования имп. Александра I уже и в селах много было священников, получивших полное семинарское образование, тогда как при имп. Екатерине и в городах бывали неученые священники. Правительственные отпуски на содержание школ повышались. Но все же положение в семинариях было еще тяжелым. Дело в том, что, вследствии бедности духовенства, училищные начальства вынуждены были принимать на казенное содержание много бедных учеников сверх штата. Вследствии этого приходилось сокращать то, что шло на содержание штатных бурсаков. Приходилось из семинарских окладов помогать низшим школам. В 1836 г. - в царствование имп. Николая I - последовала новая прибавка к училищным окладам. В том же году предприняты были самые деятельные меры к совершенному преобразованию духовного юношества; по Высочайшему повелению, изданы в свет коренные уставы Вселенской Церкви, как основание канонического права, не имевшего места в программах духовно-учебных заведений прошлого времени; сделаны главными руководствами в преподавании догматического богословия "Изложение православной веры," написанное восточными патриархами, и "Православное исповедание веры," составленное Петром Могилой; в академиях и семинариях введено учение об отцах Церкви и распространено на все три отделения преподавание специальных богословских наук; возобновлено издание книги Стефана Яворского "Камень веры" и, наконец, про странный катехизис московского митрополита Филарета, совершенно переработанный автором, согласно с строгими требованиями древнего православия, введен в 1839 г. в повсеместное употребление, в качестве школьного руководства по Закону Божию. (Благовидов). В 1840 г. введены были науки - патристика, пастырское и собеседовательное богословие и, кроме того, знания чисто практического характера - сельское хозяйство, съемка и черчение планов, медицина и оспопрививание, иконописание. Богословские предметы перенесены были и в общеобразовательные классы, философия признана была в семинариях ненужной и из нее оставлены только логика и опытная психология. В шестидесятых годах произведена была новая реформа, вызванная разными недочетами, в особенности же тяжелым материальным положением школ в которых казеннокоштные ученики голодали, здания оставались без ремонта, учителя же уходили в другие ведомства. Новая реформа обсуждалась с 1860 по 1866 гг. Наряду со специальными комиссиями, обсуждали ее епархиальные архиереи, ректоры, академические советы и даже печать. Правительство ассигновало казенное пособие школам в размере полутора миллиона руб. В мае 1867 г. духовно-учебное управление заменено было духовно-учебным комитетом и утверждены новые семинарский и училищный уставы, а в 1869 г. академический устав. Администрация духовно-учебной части получила новый вид. Она была сосредоточена в одном духовно-учебном комитете. Академические округи были упразднены и академии освобождены от несвойственных им административных забот. Во внутреннем управлении дух. школ проведено начало само-управления и начало выборное, касавшиеся всех должностных лиц, кроме ректоров академий. Таким образом во всех делах заинтересованными оказались члены учебного и педагогического составов учебных заведений. В делах семинарий и училищ призвано было к участию и местное духовенство, выбиравшее своих представителей в правления учебных заведений. Учебная часть семинарий и училищ была организована с более стройным распределением предметов общеобразовательного и специального курсов. Для сокращения семинарского курса из него были выпущены даже библейская история, учение ? богослужебных книгах и патристика; обширнее было поставлено преподавание философии. Нововведением и в семинариях и в академиях было преподавание педагогики, при котором имелось в виду ближайшее участие духовенства в деле народного образования. Самой благотворной стороной новой учебной реформы было возвышение духовно-училищных окладов, прекратившее прежнее бедственное состояние дух. школ. Свечной сбор в 1870 г. был заменен процентным со всех церковных доходов, по 10-21 процентов с каждой церкви. В царствование имп. Александра III издан в 1884 г. новый устав духовных академий и семинарий. Профессорам и учителям возвышены оклады содержания и пенсий, применительно к положению министерства народного просвещения. Стали создаваться школы для образования дочерей духовенства. Начало этому положено было ведомством Императрицы Марии в 1843 г., создавшим в Царском Селе такую школу. За ним стали открывать и другие школы в ряде городов. С 1860 г., с возбуждением в среде духовенства сословной само деятельности, по епархиям начали создавать епархиальные женские училища, содержавшиеся на средства епархиального духовенства. Училища эти создались во всех епархиях и имели очень большое значение. Представители духовной науки и проповедничества. В 1805 г. Издана "Краткая Церковная Российская история" митрополита московского Платона. До этого труда составители русской церковной истории, по отзыву проф. ?. ?. Глубоковскаго (Заслуженный профессор др. богосл. Н. Н. Глубоковский: "Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии." Варшава. 1928 г.), ограничивались летописно-повествовательными сообщениями, митрополит же Платон, по его словам "держится собственно летописного распорядка." но группирует свой материал более систематично и, главное, везде рисуется "любезным и привлекательным истории свойством - истины и беспристрастия," почему старательно применяет трезвый критицизм в обсуждении литературных сведений и жизненных явлений." В 1807-16 г.г. напечатана была "История Российской иерархии," в 6 частях составленная совместно ректором новгородской семинарии Амвросием (Орнатским), будущим епископом пензенским, и епископом вологодским Евгением (Болховитиновым), будущим митрополитом киевским. Труд этот, изобилующий данными, дал прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Знаменский пишет: "Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Во всех епархиях, где он служил - в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве - владыка Евгений везде изучал местные архивы, собирал Сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так явились его "Разговоры ? древностях Новгорода," материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей статьи ?пермеких древностяхи "История княжества Псковскаго," "Летопись Изборска," Описание Киево-Софиевскаго собора и Киево-Печерской Лавры и др. Много лет он работал над составлением своих знаменитых "Словарей русских писателей" светских и духовных. Он вел обширную переписку и сношения со всеми почти русскими учеными и библиографами и с известным тогдашним меценатом русских ученых гр. ?. ?. Румянцевым. Его заметками ? Кормчей пользовался в своем "Обозрении Кормчей" барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были граматы св. кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбскаго, Хождение Даниила и др. Ученые общества, университеты, академия наук приглашали его в число своих членов." Проф. М. П. Погодин писал ? нем: "Вот был человек, который не мог пробыть нигде одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории ... Замечу еще особенность в его уме и характере: необыкновенная положительность без примеси малейшей идеальности. Это был какой то статистик истории. Он, кажется, не жалел, если где чего ему не доставало в истории; для него это было как будто все равно. Что есть, - хорошо а чего нет, - нечего ? том и думать. Никаких заключений, разсуждений." "Но зато," пишет ? нем проф. Н. Н. Глубоковский, "фактическая сторона у него всегда документальна и проверена тщательно, а все ее части размещаются по обективным рубрикам взаимной исторической связи, хотя бы внешней и нуждающейся во внутреннем освещении. Собран был богатый обоснованный и упорядоченный материал, который вместе с другими церковно историческими запасами сам собою просился в рамки научной систематизации." Епископ Амвросий (Орнатский), уйдя в 1825 г. на покой, выехал из Пензы в нагольном тулупе и в Кириллово-Белоозерском монастыре заключился в тесной келье. Здесь он питался только просфорой, которую приносили к окну его. В глубокую полноч, при свете луны, видели его издали стоящим на паперти на коленях с воздетыми к небу руками. Иначе он не видался ни с кем. 27 дек. 1827 г. просфора, оказавшаяся на окне кельи, дала знать, что святитель окончил свой земной пут. Обработкой материала, оставленнаго митр. Евгением, занялся самоотверженный даровитый владыка Филарет (Гумилевский) архиеп. черниговский (1859-66), ранее харьковский (1848-59). Он выпустил в 1847-48гг. "Историю русской Церкви," в пяти периодах, обнимающих годы с 988 по 1826 г. Труд этот совмещает массу сведений, не редко добытых собственными разысканиями и справками, отличается, по отзыву проф. Глубоковскаго, "бесспорным искусством комбинирования по существенным началам жизненных явлений, почему последние сразу становились ясными в этой перспективе по своей подлинной исторической природе и не нуждались в детальном рассмотрении." Архиеп. Филаретом составлен был "Обзор русской духовной литературы" (862-1863), содержащий ценные данные. Еще более значительным историческим трудом была "История Русской Церкви" митр. московского Макария (Булгакова), занимавшего до этого кафедры тамбовскую, харьковскую и литовскую. Труд этот заключает XIII томов (последний издан после его смерти). Автор обогатил науку множеством всяких научных сокровищ высокого значения. Известны и другие труды упомянутых авторов. Архиеп. Филарет написал: Историческое учение об отцах Церкви. Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви. Русские святые в 12 книжках с ученой обработкой их житий. Святые подвижницы восточной Церкви. Историко-статистическое описание харьковской и черниговской епархий. Объяснение на послание к Галатам. Учение евангелиста Иоанна ? Слове. Система догматики. Митр. Макарием написано: История киевской академии. История русского раскола старообрядчества. Введение в православное богословие и полная система догматического богословия. О последнем труде упомянуто будет ниже. Большой и тщательно разработанный труд проф. ?. ?. Голубинского "История Русской Церкви," обнимающая события до митр. Макария (1542-63) включительно. Все исторические события им до крайней тщательности проверены. Но критицизм захватывает его полностью и это отражается на всем его труде. Глубоковский, признавая значение его крупного труда и нового освещения им ряда вопросов, Пишет: "Его критический молот был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо на смерть за простую слабость, лишая ее самого права на существование, всегда условное в земной ограниченности. Вообще у него критическая сторона гораздо выше, чем конструктивная, к которой он имел меньше и склонности и способности." Умер он в 1904 г. Русскую богословско-историческую науку обогатил владыка Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, викарий новгородской епархии, до этого настоятель московского ставропигиального Заиконоспасскаго м. Важнейший его труд "Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года." Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской (1839-1908), известен выдающимися учеными трудами по русской церковной истории и археологии; замечателен его "Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых," - труд, не встречаемый у предшественников. Проф. ?. ?. Жукович, за свою работу об его научно-литературной деятельности удостоенный степени доктора церк, истории, отмечал, что "Месяцеслов русских святых" есть своеобразный Месяцеслов, отразивший в себе и религиозно-церковное мировоззрение русского народа и другие стороны его жизни." Известен историческими трудами прот. Василий Жмакин, с 1900 г. член учебного комитета при Св. Синоде. Лучший его труд магистерская диссертация: "Митрополит Даниил и его сочинения." Автор многих трудов В. 3. Завитневич, профессор киевской академии. Его докторская диссертация "Алексей Степанович Хомяков" (1902), по отзыву рецензента проф. Жуковича, "оставляет после себя впечатление целого, обширного по размерам и объединенного одной мыслью, богословско-исторического трактата." Профессор И. А. Чистович (1828-93) написал ряд трудов, из которых очень ценен "Очерк истории западно-русской церкви." Много трудов напечатано М. И. Кояловичем (1828-91), сыном священника Гродненской г., профессором петербургской дух. академии, в особенности об унии и ? всем касавшемся его родного края. Его "Лекции по истории Западной России," напечатанные в 1864 г., имели еще три издания. В 1871 г. вышло хорошее "Руководство к русской церковной истории" проф. казанского университета П. В. Знаменского. В изданиях начиная с 1896 г. оно именуется "учебным." Карташев, отдавая должное Знаменскому, с большой похвалой отзывается и ? труде проф. новороссийского унив. А. П. Доброклонского (†1937 г. в Белграде): "Руководство по истории русской церкви" (писалось 1884-93 г.г.). Глубоковский пишет: "Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата ценными работами монографического характера по всем отраслям и более или менее важным вопросам. Лишь приходское белое духовенство, наряду с государственным влиянием высшей иерархии наиболее содействовавшее проведению христианства в глубину народной жизни на всем пространстве России, исследовано неполно и недостаточно, как это верно касательно состояния народа в истории по его религиозно-церковной стороне: - в этом отношении открываются широкие перспективы и точнее обрисовываются благодарные задачи, обещающие объективное научное разрешение. ? ? русском православном приходе уже довольно и обработанных трудов и систематизированных материалов." Самостоятельную отрасль изучения русской Церкви составляет история раскола. Вопрос ? научной специализации этого вопроса выдвинут был в начале 50-х годов XIX в., к которому относится и открытие соответствующих кафедр при Духовных Академиях. Задачи были полемические, судя и по названию этой науки "история и обличение русского раскола." По словам Глубоковского, "наиболее убедительно выразили этот принципиальный взгляд митрополиты - Московский Филарет (Дроздов) и С. Петербургский Григорий (Постников), а Макарий (Булгаков) научно развил и обосновал его в отдельном историческом труде..." Исходя из того положения, что раскол является уклонением от кафолической истины, заслуживающим разоблачения и исправления, писал свои ученые труды московский проф. Н. И. Субботин. Он издавал журнал "Братское Слово," где (1875-76, 1883-99 годы) было помещено также много важных для истории раскола памятников и всяких сообщений. Ближайшим сотрудником Субботина был умный, настойчивый и хорошо осведомленный по своему прежнему нахождению в расколе единоверческий архимандрит Павел, по прозванию Прусский. К течению Субботина примыкал, вдохновляясь его принципами, казанский профессор Я. И. Ивановский. В другом виде изображался раскол теми, которые видели в нем особую "народную веру" и усматривали в нем протест против современных ему Церкви, государства и общества. Представителями такого течения были казанский проф. ?. ?. Щапов (начиная с магистерской диссертации в 1857 г). и ученый историк проф. Н. И. Костомаров. Писали ? расколе проф. московского университета Н. ф. Каптерев в историческом освещении, а так же напечатана была в 1905 г. книга проф. ?. ?. Голубинскаго "К нашей полемике со старообрядцами." Об единоверии писали проф. Н. И. Петров, о. В. И. Жмакин, ?. ?. Семеновский, проф. П. С. Смирнов, о. М. П. Чельцов, о. С. И. Шлеев, потом единоверческий епископ Охтенский Симон и др. Труды последнего Глубоковский считает написанными в узкотенденциозном духе. Печатались труды ? православном востоке. Главным трудом в этой области является работа академика проф. ?. ?. Голубинскаго ? церквах Болгарской, Сербской и Румынской. Другие труды: Проф. А. И. Александрова (еп. Анастасия) "Политическая и церковная жизнь славянства в XIX в" (Казань 1911); Архиеп. Филарета (Гумилевского) ? "святых южных славян"; Проф. о. Т. И. Буткевича "Высшее управление в православных автокефальных Церквах." Отдельные работы: ? Болгарии - проф. академика И. С. Пальмова, проф. Н. Л. Туницкаго и др., ? Сербии - прот. М. П. Чельцова и проф. И. 0. Пальмова (его же ? Черногории), ? православных в Австро-Венгрии - ?. ?. Мордвинова, проф. Г. А. Воскресенского, о. Д. Н. Якшича, ? Чехии - обширные сочинения проф. Пальмова, ? Румынии - митр. новгородского Арсения (Стадницкаго), проф. ?. ?. Курганова, ?. ?. Колокольцева, Н. В. Лашкова, ? Молдавии - митр. Арсения. По всеобщей церковной истории в нач. XIX века известны труды архимандрита Мефодия (Смирнова), возглавлявшего потом ряд кафедр (ум. 1815). Им написана была "История первых веков христианства" и "О Флорентийском соборе." Ректором петербургской семинарии, архимандритом Иннокентием (Смирновым), скончавшимся в 1819 г. еп. пензенским, выпущено было в 1817 г. двухтомное "Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII столетия," сделавшееся на долгое время классической книгой для духовных школ. Прот. Иоанн Григорович (ум. 1853), воспитывавшийся на счет гр. Румянцева в петербургской академии, автор трудов по русской истории, издал переписку пап с российскими государями и др.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar