Меню
Назад » »

Иосиф Флавий. Иудейская война (35)

{116} Из страха перед Иродом Гиркан обручил с ним эту знаменитую по своей красоте и трагической жизни Мариамму. Брак состоялся позже, когда Ирод уже был назначен царем и осаждал Иерусалим. (Перев.) {117} В двух сражениях при Филиппах (в Македонии), где сошлись в кровавом бою друг против друга два огромных римских войска, Антоний и Октавиан разгромили Брута и Кассия. Кассий погиб, Брут покончил жизнь самоубийством. {118} Мессала – римский сенатор. {119} Антоний в рядах Габиния сражался тогда с Александром, сыном Аристобула. (Перев.) {120} Тетрарх – титул правителя четвертой части какого-либо региона. {121} В 41 г. до н. э. Антоний покинул бурлившие восточные провинции и, увлеченный своим романом с Клеопатрой, отправился за нею в Египет, провел там зиму 41/40 г. Летом 40 г. он вернулся в Италию. На Востоке Антоний снова появился только в 38 г. до н. э. {122} Пакор был сыном парфянского царя Орода I. {123} Пятидесятница – шебуот (древнеевр. – праздник недель), справляется на 50-й день пасхи. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл – праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай. {124} Библейский Акзиб, приморский город в Галилее между Птолемаидой и Тиром. (Перев.) {125} Мариамма – дочь Гиркана, мать Мариаммы, будущей жены Ирода. {126} Его невестой была Мариамма, дочь Александра, сына Аристобула и Мариаммы, дочери Гиркана. {127} Идумейский город. (Перев.) {128} Более вероятным выглядит вариант из «Иудейских древностей» (XIV, 13, 10), по которому Антигон приказал отрезать уши Гиркану. {129} Эти события относятся к 40 г. до н. э. {130} Преемник Ареты. (Перев.) {131} Брундизий в Калабрии (Италия). {132} После конфликта 41-40 гг. до н. э. между Антонием и Октавианом, выразившемся в войне Луция Антония и Фульвии (брата и жены Марка Антония) против Октавиана, в которой победил последний, в октябре 40 г. произошло примирение Марка Антония с Октавианом на встрече в Брундизии. Триумвиры произвели новый раздел провинций между собой. Антонию достались восточные провинции, Октавиану – западные, Лепиду – северная Африка. Ирод прибыл в Рим вскоре после Брундизийского соглашения. {133} Легат Антония Вентидий Басс нанес парфянам ряд поражений и вернул Риму его восточные провинции, захваченные ими. В Иудею он прибыл в 39 г. до н. э. {134} Вентидий Басс был подкуплен Антигоном. {135} Ирод прибыл в Птолемаиду весной 39 г. до н. э. {136} Тождественна с упомянутой выше (XIII, 8) крепостью Тресса. (Перев.) {137} Сепфорис – город в Галилее юго-восточнее Иотапаты. {138} Эти, по словам Иосифа Флавия, «разбойники» вели партизанскую войну против римского владычества, вероятно, основную их массу составляли местные крестьяне. {139} Предполагается, что Арбела находилась недалеко от западного берега Генисаретского озера, там, где ныне располагается г. Ирбид. {140} Римляне разгромили парфян в решающем сражении при Гиндаре (северо-восточнее Антиохии) 9 июня 38 г. Пакор погиб в этом бою. {141} Столица сирийской области Коммагены, владетель которой Антиох находился в союзе с парфянами и покровительствовал последним при их вторжении в Сирию. Антоний должен был взять эту столицу для того, чтобы при переходе через Евфрат не оставить в тылу враждебный ему город. (Перев.) {142} По Диону Кассию (Римская история, XLIV, 24), Антоний не смог взять Самосату, Антиох же сам заявил о подчинении римлянам. {143} Манипул – подразделение римской армии, состоявшее из двух центурий. Центурия насчитывала 100 человек, но могло быть больше или меньше. {144} Манипулы, данные Махером Иосифу, состояли из гастатов (молодых воинов). {145} Очевидно, они были утоплены в Мертвом море. {146} По сообщению Плутарха (Антоний, 34), Марк Антоний возвратился в Афины, а не в Египет. {147} У этой деревни Паппа разбил свой лагерь. {148} Ирод подошел к Иерусалиму весной 37 г. до н. э. {149} Ирод таким образом породнился с хасмонейской династией. {150} Легион (legio – набор) – боевая единица римской армии. После реформы Мария (107 г. до н. э.) легион, состоящий из 5-6 и более тыс. человек, делился на 10 когорт по 500-600 воинов в каждой. Когорты подразделялись на манипулы. Основу легиона составляла тяжелая пехота: гастаты (копейщики – 1200 человек) – первая линия из молодых воинов, вооруженных двумя метательными копьями, мечом и защищенных медным щитом, поножами и шлемом; принципы (лучшие, главные – 1200 человек) – самые опытные воины зрелого возраста, образующие вторую линию, к их доспехам добавлялся панцирь; третья линия – это триарии (воины-ветераны – 600 человек), у них вместо метательных копий были пилумы – тяжелые короткие копья. Легкая пехота (велиты – 1200 человек) комплектовалась из новобранцев, которые вооружались деревянным щитом, мечом и дротиками. Кроме пехоты легион включал 300 и более человек конницы – 10 турм (эскадронов) по 30 человек. {151} Нужда эта в одинаковой мере испытывалась и в городе, и в римском лагере, так как осада выпала на «субботний год». (Перев.) {152} Центурион – командир центурии. В каждом легионе было 60 центурионов. Они различались между собой должностными степенями. {153} Конечно, Сосий не сравнивал Антигона с Антигоной, которая была, по греческой мифологии, дочерью фиванского царя Эдипа, похоронившей вопреки приказу царя брата-изменника, за что была осуждена на мучительную смерть, но покончила с собой. Сосий хотел подчеркнуть беспомощность Антигона, называя его женским именем. {154} Святая Святых храма составляла запретное место, куда вход не был дозволен никому из евреев и даже когенам. Один только первосвященник, и то раз в год, в «день всепрощения», входил в это отделение храма для совершения особой службы, установленной Моисеем для этого дня. (Перев.) {155} Эта фраза еще раз подчеркивает верноподданнические чувства Иосифа Флавия к римлянам, как, впрочем, и весь характер его повествования о борьбе ставленника Рима Ирода и его покровителей с Антигоном. Однако восхваление им Ирода весьма резко контрастирует с множеством приводимых им фактов ожесточенной борьбы против римского владычества в Иудее. По сообщению Страбона, которое Иосиф Флавий приводит в «Иудейских древностях» (XV, 16, 2), а также по замечанию Плутарха (Антоний, 36), казнь Антигона топором была первым случаем применения римским магистратом позорной казни к царственной особе. Казнь Антигона, на которой настаивал Ирод (а Антигона должны были провести в триумфальном шествии Антония в Риме), должна была лишить население Иудеи надежды на возможное возвращение Антигона и тем самым облегчить воцарение Ирода (И. Д., XV, 1, 2). {156} Казнь Антигона в 37 г. до н. э. прервала мужскую линию династии Хасмонеев. {157} Достигнув престола путем насилия и кровопролития, Ирод, как всякий похититель власти, начал свое правление с казней и убийств. Образцом служили ему римские диктаторы – его же современники и покровители, Антоний и Цезарь Октавиан, и он подверг Иерусалим тому самому террору, какой свирепствовал в Риме в дни этих самовластных триумвиров. Первыми жертвами мщения Ирода сделались члены синедриона – те самые, которые девять лет тому назад хотели осудить его на смерть за убийство в Галилее: они все пали под секирами палачей, за исключением только двух президентов синедриона – Шемая и Авталиона, которые, находясь в личных неприязненных отношениях с Антигоном и предвидя неизбежное падение города, советовали народу во время осады добровольно сдаться Ироду. Не менее, чем фарисеев, ненавидел Ирод и родовую аристократию иудеев; если первые ему были опасны, как защитники народного права и оплот демократических учреждений в духе национальной религии, то иудейская аристократия заключала в себе элементы, преданные династии Маккавеев и слишком гордые для того, чтобы преклоняться перед незаконной властью идумейского проходимца. Он их обрек на смерть со всеми их семействами и убил в том числе 45 знатнейших граждан Иерусалима. Казни совершались с бесчеловечной жестокостью: креатуры царя, преимущественно идумеи, рыскали по городу, подвергали его противников истязаниям, убивая одних и изувечивая других. Награда за убийства, приобретение милости деспота влекли людей на эти ужасные преступления. Не было места, не было дома, где обреченный на смерть нашел бы убежище, так как дававший приют преследуемому подвергался такому же самому наказанию. Имущество убитых Ирод конфисковал в свою пользу; у всех ворот были расставлены вооруженные стражники, которые обыскивали трупы умерщвленных при выносе их из города и найденные при них драгоценности доставляли царю. Он был бы, быть может, менее кровожаден, если бы не нуждался в деньгах для насыщения алчности Антония и его свиты. Но он был поставлен в необходимость убивать для того, чтобы грабить, и грабить для того, чтобы покупать милость римлян и с их помощью поддерживать свою власть над враждебным ему народом (И. Д., XV, 1, 1, 2). (Перев.) {158} В 37 г. до н. э. Антоний женился на Клеопатре. {159} Антоний предпринял два похода против парфян. В 36 г. до н. э. он двинулся на Парфию обходным путем через Армению, но этот поход закончился его бесславным отступлением. Второй поход в 34 г. до н. э. был направлен в Армению, царя которой, Артавазда, Антоний обвинил в измене во время первого похода. Захваченного Артавазда (царя Армении, а не Парфии) Антоний и привез с собой для триумфа в Александрии. Между тем за это время Октавиан заставил отказаться от звания триумвира Лепида и разбил Секста Помпея, сына Гнея Помпея (с помощью того же Лепида). Назревал решающий конфликт Октавиана и Антония. {160} В 32 г. до н. э. произошел окончательный разрыв отношений между Октавианом и Антонием. В Риме Антония обвиняли в самоуправстве (он по своему усмотрению назначал своих ставленников в провинциях, вассальных царей), в увлечении восточными культами (если себя Антоний объявил Дионисом, то Клеопатру – Исидой). Развернулась подготовка к войне. По сообщению Плутарха (Антоний, 56), «пока войска собирались, Антоний и Клеопатра отплыли на остров Самое и там проводили время в развлечениях и удовольствиях. Чуть ли не вся вселенная гудела от стонов и рыданий, а в это время один-единственный остров в Эгейском море много дней подряд оглашался звуками флейт и кифар, театры были заполнены зрителями и хоры состязались друг с другом. В народе с недоумением говорили: каковы же будут у них победные торжества, если они с таким великолепием празднуют приготовления к войне?» Ирод должен был участвовать в войне на стороне Антония. {161} Война была объявлена аравийскому царю за то, что он отказался платить дань с тех владений, которые были отняты у него Антонием и отданы Клеопатре. Тут страдали также интересы Ирода, так как он арендовал эти владения у Клеопатры и гарантировал ей доходы с них (И. Д., XV, 4,4; 5,1). (Перев.) {162} Очевидно, седьмой год царствования Ирода исчислен от 37 г. до н. э., когда погиб Антигон и Ирод фактически стал властителем Иудеи, а не от 40 г. до н. э., когда римский сенат объявил Ирода царем Иудеи. {163} По «Иудейским древностям» (XV, 5,3), менее 10000. (Перев.) {164} В «Иудейских древностях» (XV, 5,3) приведена речь более пространная и совсем в другом стиле, но одинакового содержания с этой. (Перев.) {165} Решающее сражение между Октавианом и Антонием произошло на море у мыса Акций (греческое побережье Ионийского моря). В этом морском бою Клеопатра оставила боевой порядок флота Антония и отплыла в Египет, что сыграло немалую роль в поражении Антония. Сухопутная армия Антония без боя перешла на сторону Октавиана. Летом 30 г. до н.э. Октавиан вторгся в Египет, который завоевал довольно легко, превратив его вскоре в римскую провинцию. Антоний покончил с собой, немного позднее это сделала и 39-летняя Клеопатра, предпочтя смерть позору участия в триумфе Октавиана. Октавиан стал единоличным правителем Римской державы. В 27 г. до н.э. сенат присвоил ему имя Август ( «возвеличенный богами»), и он стал отныне именоваться Император Цезарь Август. В истории Рима началась эпоха империи, хотя внешне государство выглядело республиканским (все республиканские учреждения и должности были сохранены), а себе Октавиан взял титул принцепса (первого в сенате). Поэтому период в истории Римской империи до конца III в. (до императора Диоклетиана) определяют как эпоху принципата. Основы принципата как формы государственного правления были заложены Октавианом Августом. {166} Гладиаторы, о которых идет речь, были подготовлены Антонием (или Клеопатрой) к участию в играх, которыми он хотел отметить свою победу над Октавианом. Гладиаторы находились в Кизике (южное побережье Мраморного моря) и после поражения Антония при Акции попытались по суше пробиться в Египет к своему хозяину. Их продвижение было остановлено наместником Сирии Квинтом Дидием. В разгроме гладиаторов существенную помощь Квинту Дидию оказал Ирод. {167} Ко всему этому. Ирод подарил Октавиану 800 талантов (И. Д., XV, 6, 6). (Перев.) {168} Галаты (кельтский народ) в 70-е годы III в. до н.э. вторглись в Малую Азию, в центре которой и осели, дав название этой области (Галатия). С 25 г. до н.э. Галатия стала одной из римских провинций. Немало галатов служили наемниками у эллинистических правителей. {169} В память своей победы при Акции Октавиан установил акцийские игры, которые проводились неподалеку от Акция в Никополисе раз в 5 лет. Первые такие игры состоялись в 28 г. до н.э., а не через пять лет после победы Октавиана при Акции. {170} Лизаний – владетель Халкиды, сын породнившегося с домом Хасмонеев Птолемея, равно как и аравийский царь Малих, был убит Антонием в угоду Клеопатре. (Перев.) {171} Марк Випсаний Агриппа в 21 г. до н.э. женился на дочери Октавиана Августа Юлии. Агриппа с молодости был другом Октавиана, его наиболее талантливым полководцем. Первой женой Агриппы была Марцелла, племянница Октавиана. Агриппа занимал важные государственные посты. В 23 г. до н.э. он был послан с особыми полномочиями Октавианом р восточные провинции, хотя появился там только в 17 г. до н.э. Поэтому Ирод так высоко ставил благосклонность к себе этого могущественного римлянина. Кстати, в Риме Агриппа обессмертил свою память постройкой Пантеона, первых терм (общественных бань) и двух водопроводов. Ирод в Иудее также стремился обессмертить грандиозными постройками имена своих главных покровителей (так же, впрочем, как и свое). {172} Ирод начал строительство храма в 20 г. до н. э., т. е. не на пятнадцатом, а на семнадцатом году своего правления. Это была реконструкция, нового храма Ирод не построил, хотя храм получил его имя. Первый храм носил имя Соломона, начавшего его сооружение в 966 г. до н.э. Второй храм, вместо разрушенного Навуходоносором, был построен в конце VI в. до н. э. во времена сатрапа Зоровавеля и носил его имя. {173} Замок этот впервые был построен Иохананом Гирканом и назывался Варисом. Ирод, перестроив его, соединил его также тайным подземным ходом с восточными воротами храма и здесь, у устья подземелья, воздвиг высокую башню для того, чтобы спастись туда в случае неожиданного восстания (И. Д., XV, 11, 7). (Перев.) {174} Себаста, или Августа, была построена на месте прежней Самарии. Таким образом главное гнездо искони враждебных иудеям самаритян, или хутеян, разрушенное и срытое до основания Гирканом I, было возрождено Иродом. (Перев.) {175} Общее название великолепных зданий, построенных в честь Августа. (Перев.) {176} Пирей – военная и торговая гавань Афин. {177} Нерон Клавдий Друз, младший сын третьей жены Октавиана Ливии. Друз считался ее сыном от первого брака, хотя родился спустя три месяца после ее свадьбы с Октавианом Августом в 38 г. до н.э. {178} По всем городским улицам были проведены продольные и поперечные подземные каналы, которые были соединены с морем так, что по одним дождевая вода и нечистоты могли выгоняться в море, а по другим напирала морская вода и очищала каналы (И.Д., XV, 9,6). (Перев.) {179} Имеется в виду богиня Гера, супруга Зевса, отождествленная в римской мифологии с Юноной. В Аргосе ей был выстроен знаменитый храм Герайон, раз в пять лет проводились игры в ее честь. {180} Впоследствии Кесария сделалась резиденцией римского наместника и соперничала во влиянии и могуществе с Иерусалимом. (Перев.) {181} Театры и цирки были построены не только в Кесарии и многих других провинциальных городах с языческим населением, но даже в еврейской столице – Иерусалиме. Здесь же устраивались пятилетние игры в честь Августа. (Перев.) Это вызывало неудовольствие многих иудеев, т. к. эти зрелища были связаны с римской религией. {182} Летосчисление по олимпиадам (четырехгодичным циклам) началось с 776 г. до н. э., так что открытие игр, устроенных Иродом, относится к 12-8 гг. до н.э. {183} Саронской. (Перев.) {184} На том самом месте, где Ирод одержал победу над иудеями, напавшими на него в то время, когда он бежал из Иерусалима. (Перев.) {185} Гимнасии появились еще в Древней Греции. Это были заведения, предназначенные для физического и духовного развития. Там не только занимались физическими упражнениями, в гимнасиях выступали и вели споры философы и риторы. {186} Эллины в знак благодарности дали Ироду звание учредителя Олимпийских игр (И.Д., XVI, 5,3). (Перев.) {187} На деньги, выжатые пытками и убийствами у иудейского народа, занимавшегося преимущественно земледельческим трудом, вознаграждались победители на Олимпийских и других греческих и римских празднествах; на средства иудеев созидались богатейшие языческие города, воспитывалось греческое юношество в гимнасиях, устраивались грандиозные зрелища для увеселения римлян, греков и сирийцев, возрождались разрушенные или сожженные языческие храмы, сооружались мраморные дворцы, прокладывались мраморные дороги. Когда у обнищавшего народа уже нечего было взять, Ирод тайно пробрался в гробницу Давида и похитил оттуда все сокровища (И.Д., XVI, 7, 1). Золотые реки текли из Иудеи по разным направлениям в Сирию, Финикию, Киликию и Малую Азию, текли через моря и острова, достигали берегов Италии, Афин и Спарты и повсюду разносили славу о щедрости и великодушии Ирода. (Перев.) {188} С начала VI в. до н. э. в Месопотамии существовала значительная колония иудеев. {189} Ирод считал свое положение шатким, пока Гиркан находился в живых и вне его власти: при первом перевороте иудеи могли вызвать его из Парфии и возвратить ему царское достоинство, похищенное узурпатором. Чтобы избавиться от такого опасного соперника. Ирод снарядил в Парфию своего друга Сарамаллу, первого сирийского богача, и снабдил его подарками и письмами к парфянскому царю и парфянским евреям. Царя и евреев он просил отпустить к нему Гиркана, которому он так много обязан и которому он хочет отдать дань благодарности; Гиркану он писал отдельно, что теперь пришло то время, когда он в состоянии отблагодарить его за все благодеяния и за спасение ему жизни (Ирод, как известно, будучи еще правителем Галилеи, обвинялся в убийстве и избежал смертного приговора синедриона только благодаря заступничеству Гиркана), он пламенно просил его возвратиться в Иерусалим для того-де, чтобы вместе с ним делить правление. Легковерный Гиркан дал себя уговорить. Тщетно упрашивали его парфянские евреи не доверять Ироду и не оставлять их, так как они оказывали ему чисто царские почести, – Гиркан тосковал по родине, по Иерусалимскому храму и остаток дней своих хотел провести в своей столице. Он приехал в Иерусалим, ему было уже за 80 лет, и Ирод не пожалел его седины, он убил этого немощного старца, вся вина которого состояла в том, что он, по слабости своей и неспособности к правлению, сам возвысил над собою и всем домом Маккавеев семейство Антипатра. Таков был конец Гиркана II. При жизни своей матери, царицы Александры, он девять лет подряд носил сан первосвященника; после смерти ее он сделался царем, но спустя три месяца он должен был уступить корону своему младшему брату, Аристобулу II. Через шесть лет он вновь был возведен в цари Помпеем и царствовал сорок лет, исполняя в то же время обязанности первосвященника. По прошествии этого времени он был изувечен и изгнан из своего отечества Антигоном. Пережив, таким образом, разные превратности судьбы, достигнув глубокой старости, он, бывший царь и первосвященник, был убит в своем собственном царстве тем, которому он сам открыл дорогу к власти и к славе (И.Д., XV, 2, 1-4, б, 1-3). (Перев.) {190} Дочерей Мариаммы звали Салампсо и Кипра, старших сыновей – Александр и Аристобул. {191} Александра (она же Мариамма – теща Ирода. – Ред.) была так удручена смертью своего единственного сына (Аристобула), что была готова наложить на себя руки. Эта женщина пережила гибель всех ее родственников из дома Хасмонеев: сначала дяди ее, царя Аристобула, приходившегося ей вместе с тем и свекром, затем мужа, Александра, после – двоюродного брата Антигона и наконец – родного отца, царя и первосвященника Гиркана. Она осталась со своим сыном – единственной опорой ее давних надежд, которые она глубоко затаила в душе, при всем возраставшем могуществе Ирода, и ради которых она так мужественно и твердо переносила все ее семейные несчастья. Она надеялась при помощи Клеопатры или при каком-нибудь государственном перевороте, будь это в Риме или в Иудее, увидеть еще на иудейском престоле своего сына, находившегося в самом цветущем возрасте, обожаемого иудеями и заочно любимого Антонием. Подозрительный Ирод догадывался о видах Александры и сильно побаивался ее: он постоянно окружал ее дворец шпионами, часто подвергал ее домашнему аресту, но уличить ее в чем-либо серьезном не мог. Александра была хитрее своего противника, она обладала изумительной выдержкой характера и сдержанностью, из которой не выводили даже казни ее родных. В самых трагических случаях она находила в себе силы подавить свои чувства и прикрывать кипевшую в ней злобу наружной дружбой и преданностью к Ироду. И все это она делала для того, чтобы тем вернее приблизиться к своей заветной цели и погубить Ирода в тот момент, когда он меньше всего будет ожидать опасности. Когда же умер ее сын, она должна была убедиться, что ее надежды никогда не могут быть осуществлены; жизнь, полная тревог и унижений, без цели впереди, сделалась для нее лишним бременем. Но тут она узнала настоящие причины смерти ее сына, узнала, что он погиб от руки Ирода, – и она решилась жить, чтобы мстить убийце. Она опять обратилась к Клеопатре и жаловалась ей на это новое злодейство Ирода. Вследствие энергичного заступничества Клеопатры Антоний привлек Ирода к ответу. Последний, таким образом, был вынужден ехать к Антонию для объяснения; но, опасаясь за свою жизнь, он оставил правление в руках Иосифа и поручил ему также убить царицу, если его казнит Антоний. Впрочем, Ирод умилостивил Антония значительной суммой денег и возвратился в Иерусалим невредимый (И. Д., XV, 3, 5-8). (Перев.) {192} Тогда был казнен только Иосиф. Мариамму Ирод приговорил к смерти позднее – в 29 г. до н.э. {193} Любовь Ирода к Мариамме, говорит Иосиф в «Иудейских древностях» (XV, 7,7), была бурная, самая необыкновенная, доводившая его почти до бешенства; после же смерти ее, как будто в наказание за казнь, свершенную над ней, страсть эта еще более усилилась в нем. Тело Мариаммы, бальзамированное в меду, долгое время оставалось во дворце и не предавалось земле. Ирод то беседовал с ней, стараясь уверить себя, что она жива, то горько оплакивал ее. (Перев.) {194} Аристобул женился на Беренике, а Александр – на Глафире. {195} Маленький остров, на котором находилась резиденция Архелая. (Перев.) {196} Из братьев Ирода в живых тогда оставался только Ферор. {197} Она сделалась ближайшей советницей Ирода в важнейших делах (И.Д, XVI, 7,2). (Перев.) {198} Темен – в греческой мифологии один из Гераклидов (правнук Гилла, сына Геракла), правитель Аргоса. От него вели свое происхождение цари македонской династии Аргеадов, а также Архелай, царь Каппадокии, отец Глафиры. {199} Дарий I Гистасп (521-486 гг. до н.э.) – персидский царь из династии Ахеменидов, укрепивший Персидскую державу и начавший греко-персидские войны. {200} Это была Салампсо, дочь Мариаммы. {201} В данном случае имеется в виду племянник Ирода I Фазаель, сын его брата, тоже Фазаеля. {202} Царицей была Мариамма. {203} Идумеянин Костобар был одним из приближенных Ирода. Участвуя в расправах с противниками Ирода после его водворения на престол в Иерусалиме, он, вопреки приказу царя, не казнил одно из аристократических семейств, связанное родственными узами с Хасмонеями. Костобар хотел использовать это семейство в своих интересах. Десять лет он скрывал их от Ирода. Эту тайну узнала Саломея, ставшая его женой. После того как она сообщила Ироду о тайне своего мужа, Костобар вместе со скрываемыми им иерусалимскими аристократами был казнен (И.Д., XV, 7, 8-10). {204} Обод был неспособен править, за него фактически правил Силлай. Брак Силлая с Саломеей не состоялся по его инициативе. {205} Впечатление от этих разоблачений на Ирода было ужасающее, они привели также в трепет весь двор. Александр, по-видимому, хотел вовлечь в свою гибель всех своих клеветников и врагов. Он изобразил картину заговора неизмеримого объема. Весь двор полон измены и предательства. Все жаждут смерти царя. Не только он (Александр) один, но и Ферор, и Саломея, и Антипатр, и многие другие члены царской семьи, высшие военные чины и министры, даже такие испытанные друзья царя, как Птолемей и Саппиний, – все они охвачены горячкой заговора, все они куют втайне орудия смерти для ненавистного тирана. Под влиянием этих публичных разоблачений Ирод начал неистовствовать против всех его окружающих и приближенных: одни были замучены в пытках, другие были обезглавлены, не подвергаясь даже допросу, третьи томились в заточении, а те, которые были пощажены, не были уверены в завтрашнем дне – с минуты на минуту они ждали своей смерти. Сам Ирод, покинутый придворными, удрученный казнями, не зная, как спастись от грозившей ему опасности, переходит от убийства к убийству (И.Д., XVI, 8,5). (Перев.) {206} Речь идет о рабыне, которую Ферор предпочел дочерям Ирода и из-за которой между ним и братом происходили постоянные столкновения. (Перев.) {207} В Первой книге Маккавейской (12, 21) упоминается о каком-то старинном союзе иудеев со спартанцами. {208} Несомненно, Эврикл приписывал Александру те настроения, которые господствовали в широких кругах населения Иудеи, где нарастало недовольство гнетом, репрессиями и проримской политикой Ирода. {209} Волумний прибыл в Рим как раз в то время, когда Николай Дамасский, незадолго перед тем отправленный Иродом во главе посольства для примирения с ним императора, успешно выполнил свою миссию: он не только возвратил Ироду милость императора, но и добился смертного приговора для оклеветавшего его Силлая. Так как в то время получено было известие о смерти аравийского царя Обода, то Август решил было подчинить и Аравию власти Ирода. Но, прочитав документы, доставленные Волумнием, он нашел неудобным подарить еще одно царство человеку, который на старости лет враждует со своими сыновьями (И.Д., XVI, 10, 8). (Перев.) {210} Имеется в виду провинция Сирия. {211} Ирод потребовал от Александра и Аристобула, чтобы они сами от себя написали императору о своих преступных замыслах против него. Братья написали тогда, что никогда они не думали посягать на жизнь отца и ничего не предпринимали в этом направлении. Единственное, о чем они думали, – это о бегстве, и то по вынуждению, так как им слишком тяжело было жить постоянно под страхом подозрений отца. (Перев.) {212} Ныне Бейрут – в то время римская колония. (Перев.) {213} Бывший консул. (Перев.) {214} Вряд ли прокуратор Волумний и Волумний, посланный Иродом к Октавиану Августу, являются одним и тем же лицом. {215} Несмотря на то, что Август наметил Архелая в числе первоприсутствующих в суде. Собрание, созванное Иродом, состояло из 150 человек (И.Д., XVI, 11, 1, 2). (Перев.) {216} Невдалеке от Бейрута, где происходило собрание. Ирод перевел обвиняемых туда для того, чтобы иметь их вблизи в случае, если потребуется их присутствие на суде. (Перев.) {217} Трое сыновей Сатурнина заседали вместе с ним в собрании. (Перев.) {218} В Тире он встретился с возвратившимся из Рима его посланником, Николаем. Ирод спрашивал его личное мнение и мнение его римских друзей о том, как ему следует поступить с обвиненными. Николай советовал ему не приводить в исполнение приговора суда, а ограничиться до поры до времени содержанием сыновей в заключении. «Таково также, – прибавил он, – желание твоих друзей в Риме». Ирод ничего на это не возразил, но и не дал Николаю никаких определенных обещаний (И.Д., XVI, 11,3). (Перев.) {219} В «Иудейских древностях» Терон изображается не сумасшедшим, а отчаянным смельчаком, «открыто высказывавшим все то, что оставалось скрытым в сердцах других». Все, говорит Иосиф, от глубины души скорбели о судьбе несчастных, но никто не осмеливался свободно выражать свои чувства. Вот почему все с радостью слушали проповеди Терона и удивлялись его мужеству, неустрашимости и силе духа, составлявшим столь необычное явление во времена Ирода (XVI, 11, 4, 5). (Перев.) {220} Александр I Яннай. (Перев.) {221} После смерти Ирода они были отосланы к их деду, каппадокийскому царю Архелаю. Впоследствии они перешли в язычество и получили от римлян маленькие царства в Армении. (Перев.) {222} Дядей Антипатра по материнской линии был Феодион, брат Дориды. {223} Вероятно, именно дочь Аристобула и Береники Иродиада была той упоминаемой в Новом завете (Мф., 14, 3-8) Иродиадой, которая сыграла зловещую роль в судьбе Иоанна Крестителя. {224} Ирод был сыном Ирода от его брака с Мариаммой, дочерью первосвященника Симона. {225} Нетрудно убедиться, ознакомившись с приводимым далее Иосифом Флавием списком детей от разных его жен, что жен у Ирода было не 9, а 10. Иосиф почему-то поставил особняком в этом списке Мариамму, страстно любимую и казненную Иродом (у Ирода была еще одна супруга с таким же именем, та самая, которая родила ему сына Ирода). {226} Иосиф Флавий имеет в виду только сыновей Ирода, без детей от Мариаммы. Всего же у Ирода было 15 детей. {227} Сын Ферора. (Перев.) {228} Одна – дочь его брата, другая – дочь сестры. (Перев.) {229} Салампсо и Кипра. (Перев.) Имя матери Ирода также было Кипра. {230} Речь идет о Ливии, третьей жене Октавиана. По завещанию Октавиана она была принята в род Юлиев и стала именоваться Юлия Августа. Ее старший сын от первого брака Тиберий, усыновленный Октавианом, стал его наследником. Ливия скончалась при правлении Тиберия в 29 г. н. э. в 86-летнем возрасте. {231} Каллию. (Перев.) {232} Обвинение Саломеи в подстрекательстве к сопротивлению фарисеев, очевидно, вытекало из того факта, что она дала им часть денег для уплаты фарисеями штрафа, наложенного на них Иродом за отказ принести ему присягу. Однако все эти деньги пошли в казну Ирода. {233} По обвинению Николая Дамасского император приговорил Силлая к смертной казни, но предварительно отправил его на родину для уплаты Ироду старого долга в 60 талантов (XVI, 10, 8). Ведение процесса об этих 60 талантах обошлось Ироду в целые сотни талантов. (Перев.) {234} Преемник Обода Енея, переименовавшийся в Арету. (Перев.) {235} За выдачу этой тайны Силлай убил Фабата. (Перев.) {236} В Перею. (Перев.) Перея – область Палестины в Заиорданье. {237} Вольноотпущенники – отпущенные на волю рабы, но сохранявшие определенные обязанности по отношению к своему бывшему господину (патрону), чье родовое имя они принимали. В эпоху ранней империи вольноотпущенники играли значительную роль не только в ее экономике, но и в государственном управлении, в том числе и в провинциях. В первую очередь это относилось к императорским вольноотпущенникам. Но слой вольноотпущенников был крайне неоднороден как в имущественном отношении, так и в их общественном положении. {238} «Подземное царство» – в иудаистской мифологии это шеол, царство мертвых, нижний мир, в отличие от неба. Вначале шеол считался обиталищем всех умерших, затем местом нахождения душ грешников, которые испытывают там ужасные мучения. В Первой книге Царств (2,6) шеол уже рассматривается и как своеобразное чистилище, откуда бог может забрать грешника. Тенденция интерпретации шеола как чистилища особенно присуща талмудической традиции. {239} Первый – от Малтаки, второй – от Клеопатры. (Перев.) {240} Публий Квинтилий Вар, бывший консулом в 13 г. до н. э., стал преемником Сатурнина в управлении Сирией, где был наместником в 6-4 гг. до н. э. Более известен в качестве командующего римскими войсками в Германии, где в 9 г. н. э. в Тевтобургском лесу три его легиона были уничтожены герусками, а сам он покончил с собой. О реакции Октавиана на это событие Светоний сообщает следующее: «Рассказывали, что он до того был сокрушен, что несколько месяцев подряд не стриг волос и не брился и не раз бился головой о косяк двери, восклицая: «Квинтилий Вар, верни мне легионы!» (Авг., 23). {241} Это Николай Дамасский, много лет служивший при дворе Ирода, ловкий дипломат и придворный историк. На его материалах в основном строит свое описание суда над Антипатром Иосиф Флавий. {242} Очевидно, речь идет о Ливии, тогдашней жене Октавиана Августа. {243} Антипа – один из двух сыновей Ирода от Малтаки.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar