Меню
Назад » »

Иоанн Максимович Митрополит Тобольский и всей Сибири / Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей (18)

Уповающим на Него Бог помогает во всякой нужде. Итак, если Господь Бог заботится об удовлетворении жизненными потребностями всех вообще, ибо он сотворил и малого и великого и одинаково промышляет о всех (Прем. Солом. 6:7), то почему везде находится множество нищих и весьма оскудевших людей? Ведь Он будто бы попустил всем довольствоваться трудами рук своих? Чудно есть, братия, провидение Божье о нищих. Истинно сказал об этом святой Иоанн Златоуст, что не только нищие имеют необходимость в богатых, но и богатые еще более нуждаются в нищих. Если умственно представим себе два посада или города, из которых в одном жили бы одни богатые (без исключения), а в другом - одни нищие, то между жителями того и другого не было бы никакой связи, никакого обмена. Ибо в первом городе не было бы ни одного художника (мастерового человека), ни наемных работников, ни кузнецов, ни золотых и серебряных дел мастеров, ни портных, ни ткачей и других работников. Таковыми делами богатые люди не занимаются. Не будет там ни слуг, ни служанок. Что же это за город, когда в нем невозможно найти никакой помощи, никакого удобства? Во втором же городе жили бы все рабочие люди, достающие себе трудами своих рук пищу, одежду и прочее необходимое для жизни, малым чем довольствуясь. Но если бы все были богаты и жили бы в роскоши, то какие были бы последствия? Оказались бы забытыми и изгнанными из общества все добродетели. Общим занятием сделалось бы: пить, есть, плясать, играть. Общественная жизнь находилась бы в таком упадке добродетели, как было перед всемирным потопом или же в городах Содоме и Гоморре. Конец такой жизни известен - всеобщая казнь Божья. Все же, что было и есть в мире доброго и Богу угодного, устроено старанием и деятельностью не богатых, но трудолюбивых и Богобоязненных людей, которые, быв лишены довольства и денег, трудились в поте лица и продавали свои труды богатым. Они не забывали Бога, молились своему Творцу Промыслителю, Который и в самой нищете их покровительствовал им. Многие Святые угодники Божии, пребывая в крайней нищете, ее одну больше всех богатств любили, и имели о себе величайший Божий промысел - они, не имея ничего, но как бы всем обладающие, свободно, во всякой душевной радости возглашали: "Отче наш, иже еси на небесех..." имея при этом в устах и сердце слова Псалмопевца: "возложи на Господа печаль твою, и Той тя пропитает." Истинно Отец небесный столь великое имеет провидение и попечение о предавшихся Ему сердечно людях, что когда они лишены человеческой помощи, посылает им Свою небесную помощь. Например, такую помощь оказал Бог пророку Илии: во 1-х, Он повелел воронам, чтобы они носили ему пищу; и вороны приносили ему хлеб и мясо по утрам и по вечерам, а из потока он пил воду. Когда этот поток высох, то, во 2-х, Бог повелел Илии идти в Сарепту Сидонскую к убогой вдове на прокормление, все имущество которой состояло из горсти муки в кадке и из небольшого количества масла в кувшине. Но по Божьему промыслу, во все время пребывания в ее доме пророка, мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не уменьшалось. В 3-х, когда Илия облегчал сном свою скудость, подоспел к нему с неба второй приноситель пищи, Ангел Господень, и разбудил Илию своим к нему прикосновением, сказал: встань, ешь и пей. Илия пробудился и видит: вот у его изголовья печеная лепешка и кувшин воды, он поел и напился и опять заснул. Ангел Божий повторил то же самое во второй раз. Такую же преславную благодать проявлял всещедрый Бог и многим другим своим Угодникам, когда они находились в многоразличных нуждах. Хотя и мы часто получаем от Бога такую же благодать в своих нуждах и недостатках, однако же везде встречается между нами большое маловерие у многих, боящихся вдруг лишиться необходимого для поддержания жизни. Мы и ныне говорим с Иудеями: может ли Бог приготовить пищу в пустыне? (Пс. 77:19); и с апостолами Филиппом и Андреем: "им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. ... Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества" (Иоан. 6:7-9). О маловерные мы люди! Отец небесный знает, что все это нам необходимо. Неужели же благость Божья теперь оскудела более, чем в прежние времена? Господь не оставит тех, кто всё отдает ради Христа. Святому отшельнику Павлу, первому пустынножителю, ворон в продолжение шестидесяти лет приносил по половине хлеба; но когда пришел к нему Антоний Великий, то вороном принесен был целый хлеб. Иоанн пустынножитель четырнадцать лет, в продолжение которых он никого из людей не видел, питался молоком самки оленя. Многие из пустынников имели и пищу и одежду от финикового дерева: оно служило для них и портным и хлебопеком. В лето от Рождества Христова шестьсот пятьдесят третье Иудок, сын царя Британцев, отрекшись от царского престола, поступил в монахи, и сделался отшельником (пустынножителем). На острове, окруженном водой, он построил церковь и основал монастырь. Он был так щедролюбив к убогим, что когда однажды в монастыре оставался один только хлеб для трудящейся братии, он велел разделить и этот хлеб на четыре части, и отдать первую часть просящему - нищему. Этот нищий, меняя свою одежду, приходил в один день четыре раза просить подаяния, и получил все четыре части, так что ничего не осталось для прокормления братии. А потому один из них начал роптать и укорять игумена за его излишнее нищелюбие. Иудок, утешая его, велел ожидать помощи свыше. Спустя несколько часов приплыли под обитель четыре ладьи с полным грузом съестных припасов, которыми изобильно удовлетворилась голодавшая братия. Справедливо выразился Августин: "думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (т.е. нищих), не будет сам накормлен Христом"? Настоятель одного монастыря отпустил двух братий по делам обители. Когда путешествующих застиг вечер, они, истомленные трудом, изморенные голодом, и печальные, начали воздыхать о том, что пришли в убогое селение и, не имея там никаких знакомых, не смогут получить себе ни отдыха, ни подкрепления пищей. Некий незнакомец встретил их и спросил о причине печали, и когда они открыли ему свою невзгоду, сказал им: вы всё оставили ради Бога с величайшим на Него упованием, теперь же печалитесь, как лишенные всякой надежды. Бог насыщает скотов, неужели Он оставит сынов изнемочь от голода? Сказав это, сделался он невидим. Когда они вошли в город и совершили молитву в церкви, градоначальник пригласил их к себе на ужин. Но некто другой из обывателей подошел к ним, прося их к себе в дом. Третий, приступивши и видя двух спорящих, решил их спор тем, что первый, муж уважаемый всеми и почтенный, имеет в этом преимущество. Таким решением остались все довольны: все пошли к нему в дом и он всех обильно угостил. Так и Христос некогда, по воскресении Своем, угостил Своих учеников, безуспешно трудившихся в ловле рыбы, сказав им: "придите обедайте," взяв хлеб и рыбу, дает и (Иоан. 21:12:13). Однако все подобные примеры не искореняют нашего маловерия: несмотря на все, что Бог посылает нам, мы ужасаемся оскудения, и если во всем не изобилуем до излишка, всегда печалимся. Безрассудные и мучительные мысли сокрушают нас печалью: где то, на что ты надеешься? На это Августин отвечает справедливо: надежда еще не достигла своего совершения: и яйцо есть зародыш, но еще оно не есть цыпленок. Промысел Божий распространяется на все. Рассказывают об одном нищем, который осмотрев свою торбу, и увидев, что она полна кусков хлеба, собранного им у многих даятелей, говорит: теперь я благонадежен. На этого нищего очень похожи мы сами - мы тогда только благонадежно уповаем на Бога, когда хранилища наши полны всяким добром, которого будет довольно для нас на многие годы. Не таков был святой Иоанн, патриарх Александрийский. Он потерпев огромнейшие убытки, когда буря морская уничтожила тринадцать церковных кораблей с пшеницей, которой на каждом корабле было по десять тысяч мер - возложил все упование свое на единого Бога, и в нем одном нашел себе величайшую отраду. Такую же и в то же время понесли потерю едва не половина Александрийских граждан, а потому все спасшиеся кораблеплаватели и все пассажиры собралнсь в Александрию, как в тихое пристанище. Ко всем святой Иоанн послал тотчас же письмо для их утешения, в котором написал единственное для всех: "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" (Иов. 1:21). "Потерпите, дети, и ничего не бойтесь"! На другой день собралось у него много почетнейших граждан для успокоения его в скорби. Но он, предваряя их, возложил всю вину на себя говоря: "Бог предохранил меня от большого греха: не случись это, я превознесся бы умом, возгордился бы тем, что подаю многую милостыню бедным, и имел бы о себе высокое мнение, что я щедролюбив. А потому справедлдво любящий Отец наказал тщеславного сына, чтобы он не превозносился. Бог милостиво нас увещевает, нанеся нам несколько ран, чтобы мы пришли в чувство и скорее бы обратились к Нему. Но Он есть тот же самый Бог, Который был и во время Иова, столь же всемогущий и столь же милосердный - Он не оставит нас." Этими словами преизбранный архиерей успокоил пришедших для его утешения. В скором времени Господь Бог многократно вознаградил Иоаннову потерю, и он подавал нищим обильнейшую милостыню. Иметь сомнение или малодушие в подобных случаях значит то же, что и утверждать: Бог или скуп или забывчив. Но такие суждения принадлежат нечестивцам, безбожникам и должны быть отрицаемы нами. Пустынножитель Аматий, святой муж, был в свое время живым зеркалом, в которое обязаны всматриваться все, которые провидение Божье понимают неправильно, или отрицают Его и предают тайно хулению. Аматий, потрудясь тридцать лет в монастыре, удалился в пустыню, где на избранном им камне жил в великом воздержании. Один из братий монастыря через каждые три дня приносил ему часть хлеба и кружку воды - это было единственным его пропитанием. Такое воздержание не было приятно диаволу: и вот прилетел ворон, кружку с водой (корчагу) опрокинул ногами, а кусок хлеба схватил клювом и унес. Таким образом труженик лишен был трехдневного пропитания. Как же посмотрел на это сей добродетельный муж? Может быть проклял ворона, или произнес нелепые слова на Божье провидение, или начал порицать бесовские козни? Ничего этого он не сделал. Это мы обычно поступаем так в подобных случаях, а он, воздев руки и ум к небу, возгласил: "Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Тебе угодно было оставить меня в более продолжительном посту по своей святой воле: я знаю, что это будет мне весьма полезно на будущее время: ибо ничего не бывает в мире без Твоего провидения, без него ни один листочек не упадет с дерева." А мы, грешные, думаем, что истребление домов пожаром, потопление кораблей, отнятие имений, личные обиды совершаются, когда провидение Божье спит, или не видит - словом не верим в Божье провидение. Лучше нас понимали это самые идолопоклонники (язычники), ибо здраво мыслящие из них рассуждали, что все в мире происходит не по воле человеческой и не по слепому случаю. Например Сенека говорит: "мы должны все переносить (терпеть) мужественно и не думать, что в мире нет начала правды, по которой все происходит." Действительно все происходит от Бога по Его провидению праведному: зачем же мы негодуем и часто даже ропщем? Два источника Божьей милости. На размышление о провидении Божьем наводят нас бесчисленные примеры и образы. Некоторый благоговейный муж, прошедший девять миль от города, но, не завершив еще предпринятого пути, измученный жарой, голодом и жаждой, изнемог, со стоном повалился под грушевым деревом и, лежа, стал читать молитвы. И во время чтения молитвы увидел на верхушке дерева один фрукт. В это самое время проходил мимо дорева другой незнакомец, приблизился к лежащему под грушей со вздохами, и, узнав причину его изнеможения от голода и усталости, вынул чистый хлеб и часть его отдал изнемогшему для >подкрепления его сил. Многократно рассказываются и этот, и тысячи подобных примеров и действий; и самим нам приходилось подобное видеть. Несмотря на это, мы так мало имеем надежды на Божье провидение! Если наши сосуды, ящики (корваны), сундуки и житницы не наполнены до верха всяческим добром, то мы падаем духом. Но когда мешок наш полон, карман набит деньгами, тогда мы имеем надежду: о слепые мы! "Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении" Римл. 8:24-25). Истинное упование на Бога есть то, когда мы, находясь в большом притеснении, в величайшей нужде и бедности, не падаем духом, но терпением побеждаем все наши невзгоды. Ибо чем более переносим страданий, тем больше предуготовляется нам славы и венцов. Феодорит повествует, что святой Месин имел две полные бочки (дельвы): одну пшеницы, другую масла (елея). Из них подавая обильную милостыню убогим, он никогда не мог ни той, ни другой опорожнить. Всемилостивый Бог, содержащий вселенную, имеет две бочки, одну полную провизии и других предметов, для жизни необходимых, другую же полную и переливающуюся через край милосердием, духовными дарованиями и провидением - и обе пребывают неисчерпаемыми. Вот к этим двум сокровищницам и должны мы обращаться, когда бываем угнетаемы величайшей в них скудостью, одного только держась крепко навыка: уповать на Бога и совершенно предать себя всесвятой Его воле. У древних людей было достопамятное изречение: "аще бы мы творили, еже есмы должны, Бог бы нам сотворил, еже хощем." Святой Иероним, поучая об этом, сказал: да будет человек тем, чем он должен быть, и тот же час пошлет ему все Тот, Которым все совершилось. Оглавление VIII. Провидение Божье о Праведниках. У>тешительное обещание дал Бог исполняющим волю Его: "касающийся вас, касается зеницы ока Моего" (Захар. 2:8). Вот одно из доказательств тому, в каком величайшем попечении имел Бог отрока, избранного псалмопевца Своего; от скольких бед, столь многочисленных, спасал; целым и невредимым сохранил. Об этом свидетельствует сам царь Давид, говоря о себе: "Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою" (Пс. 138:1-5). Праведные не страшатся врагов. Царь Саул постоянно преследовал Давида, ища возможности лишить его здоровья и жизни, но поиски были тщетны, ибо покровительствовал Давиду Бог. Когда Давид скрывался в пустыне Маон (в подлиннике Масеоме), туда подоспел Саул со жножеством своих воинов; они окружили Давида как бы венцом, преградив таким образом всякий путь к бегству и отняв всякую надежду избавления. Всем казалось, что Давид, подобно зверю, окружен со всех сторон сетями и псами, и все думали что Давид находится в отчаянном положении. Саул же, уже едва ли не победитель, (когда он окружил Давида с своим войском) казался всем львом, имевшим уже в зубах добычу - но тщетно: Бог укрыл и защитил Давида. Ибо внезапно прискакал к Саулу вестник с известием о нашествии Филистимлян. И явился Ангел к Саулу, говоря: "поспеши, беги спасать отечество; ибо иноплеменники уже вступили в землю твою, не медля отрази врагов, и выгони из земли твоей." Этот случай, устроенный Богом, спас жизнь и свободу Давида, а злохитростные замыслы его врагов были разрушены чудным Божьим провидением. И неудивительно, что Бог хранил Давида как зеницу Своего ока, ибо Давид неуклонно исполнял волю Божью, и когда по немощи человеческой падал, спешил изгладить грех свой сердечным покаянием. Но вот и другое превосходное зрелище: когда царь Давид убегал от восставшего против него непокорного сына Авессалома, некто Семей, из рода дома Саулова, забежал вперед Давида и стал его поносить жесточайшими словами: "уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца" 16:7-8). Вот поражающий образец человеческой злобы! Семей не убоялся ни закона Божьего, ни князя людей (князю людей да не речеши зла), ни своего царя не устыдился и не почтил: бесчестно в лицо называет его мужем крови, мучителем, похитителем престола. Мерзкое дело! Но этого мало: царь многочисленного народа, кроткий его правитель, находящийся уже в невыносимой печали, сделавшийся из богатого беднейшим и опозоренным, идет босыми ногами, закрыв голову и лицо свое, дабы вместе с ними скрыть от любопытных свое горе и слезы, а Семей, не устыдясь царственного лица, бросает в него камнями вместо пветов, брызгает его грязью и терзает поносными словами, как острыми гвоздями. Эта картина изображает для нас величайшее долготерпение и кротость Давидову, с которыми он всего себя предал Божьей воле, и тяжкую укоризну терпит как посланную себе свыше. Авеса, брат военачальника Иоава, видя такое поругание над Давидом, говорит: "зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову" (2 Цар.16:9). Царь же благочестивый - три раза избранный Богом на царство - укоряемый своим злобным подданным, которого не обидел он ни словом, ни делом, не только не разгневался, не показал грозного вида, не искал мести за свою обиду, но явился защитником своего гонителя, говоря своим спутникам: "оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?" Он увидел в поношении своем допущение воли Божьей. Если же Семей и тяжко согрешил проклиная меня, то потому Бог и употребил его, как орудие, для поношения меня; ибо Бог не был причиной его злобной воли, но Он мудро употребил Семея в наказание Давиду. Подобно Давиду, каждый из нас должен смотреть на наносимые ему нападения и озлобления злыми людьми, самоволие которых всемилостлвый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных. Все это заменяет для нас розгу, когда мы погрешили в чем, или же узду, чтобы не позволяли себе грешить. А потому каждый, несправедливо поруганный или обиженный кем-либо, должен говорить с Давидом пред Господом: Господи! Я не желаю платить за зло, мне сделанное, злом противнику моему; мстить за себя не хочу я: "жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет" (1 Цар. 26:10). Так следует нам возноситься мужественным умом к провидению Божьему. И если враги наши ухищренными замыслами вооружаются против нас, нам не следует страшиться их. Праведники находятся у Бога в таком попечении, что они вполне безопасны. Ибо Он сказал еще древним: "касающийся вас, касается зеницы ока Моего" (Захар. 2:8.). Бог достигает добра даже через демонов. Вспомним Иосифа прекраснаго, первого вельможу после царя в Египте, какие терпел он беды и злые приключения до того времени, пока достиг высочайшей чести и власти. Началом приключений с ним была братняя зависть; она была причиной семейной нелюбви к нему, которая до такой степени возросла и усилилась, что он был продан как пленник Измаильтянам и уведен в Египет. Не лучшее благополучие встретило его и там: любовь к нему госпожи его оказалась более вредной и пагубной для него, чем братняя ненависть. Ибо когда этот красивый юноша, возлюбивший нравственную чистоту и целомудрие, не внял прелестным предложениям своей госпожи иметь с ним прелюбодейную связь, то был оклеветан ей перед её мужем, посажен в невинно в тюрьму,> где и просидел в течение трех лет. Действительно, он не тотчас после прибытия своего в Египет с честью посажен был на торжественную колесницу, но возшел на нее по терновым ступеням величайших скорбей и невзгод. Все же это было по непостижимому провидению >Божьему. В этом удостоверяет нас сам Иосиф, говоривший впоследствии своим братьям: "не вы послали меня сюда (в Египет), но Бог" (Быт. 45:8). "Не бойтесь, ибо я боюсь Бога (воле Божьей невозможно противиться); вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей" (Быт. 50:19-20). Об этом святой Иоанн Златоуст рассуждает так: "об этом недостаточно только слышать, но надобно и самим поступать таким же образом. И так успокоим и утешим тех, которые сделали нам зло, не вменяя его им в вину, но все перенося терпеливо и благодушно. Ибо мудрый промыслитель Бог бедственные приключения друзей Своих обращает в радостные события. Часто нанесенная нам обида доставляет нам великое благополучие - многие падали, и посредством своего падения восходили на лучшее для себя. Провидение Божье, для осуществления предустановленных им целей, употребляет не одни добрые поступки, но и грехопадения. Узнал ты судьбы Иосифовы? - оставь злобу его братьев, удали от себя зависть, истреби совещание, сделанное ими на его убиение - словом, истреби все то, что препятствовало сохранению в целости всего Египта. Не приснись Фараону чудный сон, не было бы и таинственного истолкования этого сна, не было бы собирания в течении семи лет многочисленных запасов хлебных, погиб бы от голода Египет и окрестные страны. Желаешь ли проследить непостижимую тайну искупления Христом всего рода человеческого? Уничтожь в сердце Иуды Искариота сребролюбие, у Иудеев зависть ко Христу Спасителю - и вместе с этим удалишь ты спасение всего мира, кровь и смерть Христову. Искорени демонов - и сильно уменьшатся благочестивые подвиги, победы и следующие за них награды. Истреби мучителей - откуда возьмутся святые мученики? Таковы уставы провидения Божьего - достигать добра не только через добродетельных, но и через злобных людей и даже самих демонов. Продажа Иосифа его братьями была действительно устроена Богом, но само совершение ее, покрытое злобой братьев, было делом злобной их воли." Григорий Великий справедливо высказался: "вот как мудрых Божественная сила ловит в коварстве (лукавстве) их - для того продан был Иосиф, чтоб ему не кланялись (отец и братья), а именно вследствие того, что он продан был, сделана ему честь и поклонение (и сделался спасителем Египта и братьев" (Толк. на 1 Корин. 3:19). То же самое произошло с Моисеем: Фараон царь осудил его на смерть, а дочь Фараона, по благоволению Божьему, приняла его на свое воспитание. Бог как бы так говорил Фараону: Я заставлю тебя, Фараон, воспитывать в собственном твоем доме именно того, который позаботится спасти тех, которых теперь ты жестоко преследуешь и притесняешь и отомстить тебе за них. Новое чудо, говорит Августин - дочь человекоубийцы (т.е. Фараона) оказала величайшее дело милосердия. Как разбойники помогли основать обитель. Приведем еще провидение Божье о преподобном Харитоне (память его 28 сентября (10октября)). Харитон, идя в Иерусалпм, задержан был разбойннками, которые, не найдя ничего у него взять, самого его связали и заключили в своем подземелье (пещере). Когда разбойники ушли на свой промысл, Харитон, оставшись один, обратился всем сердцем и душой к Богу, прославляя Божье провидение, и размышляя об неожиданном нападении на него разбойников, благодарил за все милосердного Отца небесного, поручая Ему всего себя. Когда занимался он этим размышлением, видит, что из расселины появился змей (гадина), приполз к кувшину с молоком, вдоволь попил из него, и вместо благодарности испустил в кувшин свой яд. Разбойники, возвратясь в свое жилье, уставшие и жаждущие, первее всего начали пить молоко и так много пили его, что потом уже не хотели ничего ни пить, ни есть. Спустя короткое время почувствовали внутри себя боль и дурноту столь сильные, что попадали на землю и умерли внезапной смертью. Таким образом святой Харитон в пустыне сделался наследником и единственным господином бесчестного поселения и всех его богатств. И не тщетно: Освободившись с Божьей помощью от уз своих, устроил он на том месте славную общежительную обитель, употребив на то одну часть оставшегося от разбойников большого богатства, другую же часть его раздал нищим, церквям и другим монастырям, обратив таким образом пещеру разбойников в храм Божий, а богатства их на дела добрые. Во всём следует признавать Провидение Божье. Один благочестивой жизни Авва, сердечно веривший в провидение Божье и всегда поручавший себя и все дела свои ему, все, что имел, раздал нищим. Один раз случилось, что двоим убогим, которые стояли перед воротами монастыря, приказал он дать два хлеба. Но монастырский строитель не исполнил приказания, сказав, что нехватает хлеба даже на обед братии. Что же мы перекусим на трапезе? - не знаю, отвечал строитель. Предугадывал святой муж, что нечто было тайно сохранено злой предусмотрительностью недостатка. По окончании литургии, когда дан был знак собираться к трапезе, Авва спросил: откуда принесены хлебы? - я сберег несколько на нашу нужду, отвечал строитель. Авва, приняв на себя строго духовный вид, велел собрать разложенный хлеб в корзину и тотчас же раздать нищим: обратившись же к братии сказал: чтобы не умножилось между нами непослушание и маловерие, пост и голод пусть научат нас уповать на Бога. Этот добрый муж желал, чтобы вся братия возлагали всю свою надежду на щедроты всемилостивого Бога. Наилучшим лекарством злой скупости является пост. Святой Дорофей повествует, что один старец богоугодной жизни, в течение нескольких дней не мог принимать пищи по болезни своего желудка. Служитель, желая подкрепить старца пищей, задумал приготовить для него более приятное и питательное кушанье. Он из двух сосудов, похожих друг на друга, взял по ошибке для приготовления пищи тот, в котором хранился старый прогоркший елей (масло). Поэтому, при всем своем добром желании угодить старику, влив не жалея изобильно в его кушанье не мед, но едва ли не самую смерть, приготовил ему такое кушанье, которого не ела бы и голодная собака. Больной едва попробовал принесенной ему пищи мерзостной, тотчас же узнал ошибку приготовлявшего ее, но замолчал, и ел через силу. Потом, когда желудок его не позволял принимать ему больше этого кушанья, положил ложку, не говоря ни слова о непригодности пищи. Но служитель стал его упрашивать, чтобы тот больше покушал такого прекрасного кушанья, говоря: я приготовлял его старательно, со всем усердием, и что оно подкрепит здоровье старца. Добрый старик не только не произнес гневного слова служителю, но даже мысленно не рассердился на него, но отговаривался от еды только тем, что уже сыт и не может больше съесть. Тогда служитель едва попробовав сам этого кушанья, тотчас же бросился к ногам старца, и с горестью сказал ему: "убил я тебя, честный отче, зачем ты скрыл своим молчанием мою неисправимую ошибку"? Не смущайся, сын мой, еcли бы Богу было угодно, чтобы я покушал сладкого, то ты и принес бы мне сладкое. При этом (Дорофей замечает) старик сказал правду, что если бы было угодно Богу, дабы больной старик кушал вкусное кушанье, то Бог не попустил бы ошибки служащего, или что Богу очень легко было превратить прогорклое масло в свежее. Так, подобно старику, поступает тот, кто во всем признает провидение Божье - оно ничего не обращает в злое намерение, никого не подозревает, но истинно признает, что все случающееся нам бывает по провидению и воле Божьей. Никто не может нам повредить, кроме нас самих. Прошу тебя, читатель, понять здесь и запомнить следующее изречение святого Иеронима: "все в мире управляется провидением Божьим, и часто бывает, что то, что считается нами за наказание, бывает лучшим врачеванием." Здесь должно удивляться тому, что провидение Божье попускает каждому предмету действовать в предназначенный срок для окончания своего полного дела (совершения). Ибо провидению Божьему свойственно все согласовать и связывать одно с другим (как причину так и ее следствие), как в малейших, так и в самых важных делах (произведениях), незаметно малейшими временными различиями. По этому-то Эпиктет, светило философов, прекрасно выразнлся: "не проси, чтобы происходящее в мире совершалось по твоей воле, но, если ты мудр, то желай, чтобы все было так, как происходит." Это учение - как бы Божье, христианское наставление. Согласно с этим и изречение Василия Великого: "поскольку не сбывается так, как мы хотели бы, то станем во всем хотеть так, как то или другое само по себе происходит" (т.е. по высочайшему предопределению). Равно и святой Нил говорит: "не молись, чтоб сделалось то, чего ты хочешь; но лучше так молись, как Христос научил тебя молиться: да будет воля Божия в тебе яко на небеси, и на земли" (Матф. 6:10). Фома Кемпийский: "Христос внутренне учит нас, и внутренний человек (душа и совесть) слышит голос Христов и, без труда понимая суть происходящего, сообразно учению Христову поступает" (О подражании Христу кн. 3 гл.). Не противоречь Творцу промыслителю: благоволи к Его распоряжениям и себя подчиняй им по заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и душою, и ближнего возлюби, как любишь самого себя" (ср. Марк. 12:29-33). По учению всех святых отцов и в особенности святого Иоанна Златоуста: "никто не может нам вредить (речь идет о вреде не телесном, но о нравственноразумном), кроме нас самих. Всякая болезнь есть вред тела, но не предприятия - хромота ноги есть болезнь, но не бессилие намерения. Если здраво рассудишь, то увидишь, что во всяком приключении с тобой то, что бывает от других, не может тебе вредить и не служит препятствием к твоему преуспеянию. Вот тому примеры. Святой Иаков-пустынножитель отвечал диаволу, который угрожал ему нанесением ран: "если Богом попущено тебе это - бей меня, зачем ты медлишь, я охотно приму раны от Того, который по своему благоволению попустил бить меня. Но если тебе не попущено это, ты никакого повреждения мне не сделаешь, хотя бы и тысячу раз взбесишься против меня." Греческая царица Ирина (в Царьграде), низверженная с царского престола презренным рабом, обратилась к Богу со словами: "Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, странную сироту недостойную, возвел на престол царский; но так как Ты же попустил, чтобы я лишена была престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мной воля Твоя! Во всем же злом и добром, да будет имя Господне благословенно." Истинно то, что никто не может вредить нам, кроме того, что мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал Августин: "веруй Господу Богу без всякого сомнения, и поручи Ему всего себя на сколько станет твоей силы: тогда Он не отвергнет тебя, не перестанет возвышать тебя к Себе, и ничего не попустит злого для тебя, хотя бы ты был и убог и незнатен." Это наставление знать должен каждый в совершенстве и должен крепко содержать в уме следующее основное положение: ничего противного (нежелательного) нам не может приключиться с нами без воли или допущения Божьего. Ни диавол, ни кто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Надо верить крепко, что хотя и самые тяжкие бедствия постигают нас по распоряжению Бога, как верховного Царя, но посылаются они на нас от Милостивейшего Отца в нашу же пользу для нашего вразумления и исправления (за наши неправды и грехи). Следовательно никто другой, кроме самих нас не может нам вредить. Иудифь, благочестивая Иудеянка, вдова, строго хранившая нравственную чистоту перед Богом, учит нас, говоря: "За все, что приключается нам (злое или доброе), возблагодарим Господа, Бога нашего, Который испытует нас, как и отцов наших. Искушал Он не для истязания сердца их (например, око за око; зуб за зуб), так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему (учит с любовью)" (Иудифь. 8:25.27). Воля Господня так превознесена, чиста и права, что не желает, и не может желать ничего, кроме того, что для нас будет добром, и при том добром наибольшим, наиблаженнейшим. И почему бы не желал этого Господь Бог? Он преблагий; почему бы не мог желать? Он - всемогущ. Поэтому нет силы выше Его, нет ни одной, кроме только от Него исходящей. Со всех сторон Божьей благой волей мы окружены и ограждены, так что ничто и никогда, как только по провидению Самого Господа Бога и по Его благой воле, не может коснуться к нам. Истинно, "Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его" (Пс. 5:13). Никто да не вознегодует, что то или другое приключение (частное или мировое) опечалило его; да будет ему известно: - то, чем он опечален, принадлежит к средствам сохранения и поддержания мира, которыми совершается течение мировой жизни. Пустынножителя святого Антония Великого (память его 17(30) января) некогда окружило разнообразное множество демонов в виде лютейших зверей: львов, волков, змей, скорпионов, медведей и т.п., из которых каждый зверь казался разъяренным до высшей лютости своей: рыкал, ревел, шипел каждый по своей природе, и угрожал броситься на святого и уязвить его. Но преподобный, провидя диавольскую хитрость и посмеиваясь бессилию бесовского полчища, обратился к нему с следующими словами: "бедные вы и ничтожные! Чтобы устрашить меня, вы приняли на себя звериные виды, желая победить меня одним своим зверством. И если бы вы имели надо мною власть, то каждый из вас один мог бы уничтожить меня. Но так как Господь сокрушил вашу силу, то вы, разъяренные по причнне своего бессилия, нападаете на нас не могуществом, но привидениями, собираясь во множестве под видом зверей, дерзая хоть страхом победить нас." И говорит смело: "если вы можете чем-нибудь повредить мне, если Господь дал вам на это власть - вот я, приступайте, начинайте терзать, ешьте преданное вам; но если не дано вам от Бога такой власти, то зачем по пустому трудитесь"? Итак, братия, возложим на Бога и на Его провидение упование наше: "Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться" (Пс. 22:1). Оглавление IX. Провидение Божье о друзьях и врагах. Есть древняя басня, в которой говорится о провидении Божьем так. Возле источника вод мальчик занимался детскими играми, бегая среди цветов; потом утомясь беганьем, сел на удобном месте на самом берегу и задремал. И вот ему представляется во сне фортуна; раздавательница даров) и говорит дремлющему мальчику: "Бедняжка! ты сел на таком месте, с которого легко можешь упасть в воду и погибнуть. Встань и удались отсюда, чтоб не случилось какой либо беды, а то если случится тебе беда, станут обвинять все меня и скажут что не ты спал, а я уснула и не предостерегла тебя от той беды." Вот мифологическое утверждение о бытии Божественного провидения. Всем христианам известно, о ком сказал псалмопевец: "не дремлет и не спит хранящий Израиля" (Пс. 120:4). Бог имеет столь зоркие очи, что ничто от них не сокроется; столь чуткие уши, что ничто мимо их не может пролететь неусдышанным. Ибо Он слышит и знает все помыслы. Он имеет руки и рамена столь длинные, что никто не уйдет от них. Древние философы доходили до сознания этого только разумом, мы же не одним разумом, но еще больше черпаем это познание из книг священного Писания. Пути людей станут очевидными после смерти. Пространно говорит о провидении Божественном Иисус сын Сирахов: "Пред Ним дела всякой плоти, и невозможно укрыться от очей Его. Он прозирает из века в век, и ничего нет дивного пред Ним. Нельзя сказать: " что это? для чего это?", ибо все создано для своего употребления" (Сир. 39:25-27). Прошлое, настоящее и будущее видит Бог, рассматривает и предвидит в одно мгновение своего зрения. Все Его очам присуще: Адам и антихрист, весь род человеческий, все создания. Никогда провидение Божье не может измениться. Хорошо выражено это Сирахом: "все дела Господа весьма благотворны, и всякое повеление Его в свое время исполнится; и нельзя сказать: "что это? для чего это?", ибо все в свое время откроется" (Сир. 39:21-22). Поэтому и говорит блаженный Августин: "Признавать бытие Божье, и не признавать, что Он предвидит все будущее - это очевидное безумие." Воистину провидение Божье быстро распространяется от одного конца до другого, и все устраивает на пользу (Прем. Солом. 8:1). От высочайших Серафимов даже до малейшего на земле муравья низходит недремлющее Божье попечение, тем более никогда не удаляется от всего сущего. Еще в древности Моисей и Аарон провозгласили: "вечером узнаете вы, что Господь вывел вас из земли Египетской, и утром увидите славу Господню" (Исх. 16:6-7). Истинно в смертный вечер все мы узнаем дивное о нас Божье провидение; ибо от Господа направляются шаги человека - грешный же человек как узнает путь свой? (Притч. Сол. 20:24). Часто Бог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым жизненным дорогам, но Он хорошо знает, какой дорогой введет в небесные райские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшего и весьма надежного путеводителя в >нашей жизни? Зачем говорить, если мы идем по пути, определенному нам Богом - куда Ты нас ведешь? Кажется, мы давно уже совратились с правого пути? Не печалься, мой друг! Таинственно говорит нам Бог: верь только Мне. Я проведу тебя благополучно, ты ни мало не поскорбишь, когда окончишь путешествие. Так каждого из нас сопровождает Божье провидение на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизнь вечную, если только останемся верными путеводительству Божьему, указанному нашим Спасителем во Святом Его Евангелии. Довольно для нас, что это - единственный безбедный путь, и что в том, когда он покажется трудным и неудобопроходимым?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar