Меню
Назад » »

Иоанн Максимович Митрополит Тобольский и всей Сибири / Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей (15)

И перед смертью предавать себя в волю Божью. Сколь необходимо для нашего вечного блаженства согласие своей воли с Божественной! Об этом некто из мудрых мужей дал такое наставление: "Всякий, приближающийся к смерти, на смертном одре да утверждает себя в милосердии Божьем более заслугами и трудами Христа Господа, Спасителя нашего, нежели собственными делами. Да полагает свою надежду во благости Христовой и ходатайстве Преблагословенной Богородицы, Приснодевы Марии, и в молитвах за нас святых избранных Божьих. Приводя себе па память ужасные муки, открытые язвы, и поругаемую, горькую смерть Христову, неизреченную Его любовь к нам грешным, за которых Он принес Себя в жертву правосудию Божьему, - да погружает (болящий) всего себя, со всеми своими прегрешениями и небрежностью в неизмеримую глубину непостижимого милосердия Христова - принося себя в честь и славу Божью, как живую жертву Господу Богу и испрашивая себе Божьей помощи для подкрепления в немощах своих, в самый час смерти, и после перехода в жизнь вечную. Истинно решившийся все терпеть ради божественной чести и правды с нелицемерной любовью и полным самоотвержением своей воли, не будет по смерти ввергнут в геенну огненную, даже хотя бы он имел на себе грехи всего мира." Нет ни одного более полезного наставления для готовящегося к смерти, как то, чтобы он сердечно предал себя в волю Божью с глубоким сожалением о своих согрешениях и с несомненным упованием на милость Божью и заслуги Христовы. Ибо как никакая мука не может коснуться Бога, так и так и не может коснуться она того человека, который свою волю предал в волю Божью и искренней любовью соединился с Ним. Примером этому служит благоразумный разбойник, на кресте распятый вместе со Христом: он с сердечным сожалением о грехах своих уверовал в Божественность распятого Христа, которому всецело себя предав, не просил себе ничего другого, как только одной милости и благодати, возглашая: "помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое!" Если же немощная твоя природа ужасается и трепещет перед лицем смерти, то всю печаль свою и ужас возложи на Господа, и сейчас же получишь благонадежную помощь: смерть Христова доставит тебе утешение в Твоей смерти. Он, и многие избранные Его, предварили тебя, не будь же нерадив в последовании им. Бренное тело, которое ты ныне оставляешь, - презренное и нищенское одеяние. Что тебе до того, если оно до времени покрыто будет землей и сгниет? В последствии то же самое тело твое оживет, восстанет и сделается бессмертным, нетленным, прославленным и светлым. Следует знать и не забывать, сколь были готовы к смерти древние праведники Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид и другие подобные им, хотя в их время еще не была открыта дверь в царство небесное. Об этом читаем мы в Пятикнижии Моисеевом: Господь говорит Моисею: "взойди на гору Аварим и посмотри на землю, ...которую Я даю во владение сынам Израилевым, и умри на горе, на которую ты взойдешь." По повелению Господню Моисей взошел на горы Моавитские, посмотрел оттуда на землю Ханаанскую, к скончался там и был погребен в долине земли Моавитской против Веефегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Ср. Второз. 32:49-50). Смотри с каким охотным сердцем, по изволению Божью, Моисей, друг Всевышнего, принял смерть, хотя он и не вошел в обетованную землю. Но был он перенесен в лучшую землю, невидимую, то есть в тайное место покоя (на лоно Авраамово), где праведных души пребывали в ожидании пришествия Христова. Ныне же свободный вход в отечество небесное Господом Иисусом Христом открыт верным Его последователям. Поэтому, любезный христианин, видя приближающуюся смерть, а еще лучше прежде ее пришествия, совершенно покори свою волю Божественной воле, и предай всего себя Господу Богу, во всяком случае повторяя: "Будь то, что Богу угодно"! Даже умирать следует тогда, когда это угодно Богу. Желания о продолжении своей жизни или же о скорейшем переходе в будущую загробную жизнь у многих людей противоречивы и сильно смущают их, преимущественно же последние из них, т.е. смерть - устрашает едва ли не всех. Об этом и предложим рассуждение, дабы успокоить себя и примирить свои пожелания. Все хорошо знают, что каждый умрет и не отрицают этого; соглашаются умереть, но не тотчас; желают отдать естеству долг, но не теперь; имеют желания переселиться от земных селений в небесныя, но после. Бедные мы и не разумные! говорим безумно - желаем освободиться от нищеты своей, а не сейчас; желаем быть блаженными и благословенными, но не достигли еще той степени. Зачем ставишь для себя, безрассудный человек, столь высокую лествицу к небу, чтобы иметь много ступеней, по которым ты думаешь медленно и лениво приближаться к смерти? Зачем тебе желать долголетия, ошибочно думая, что многими >годами жизни приготовишь смертный исход с более легким страданием? Должно умереть или теперь или завтра. Мне известно, что многих обольщает - когда смерть стучится у дверей, они думают, что кредитор глупый приходит за получением долга не вовремя, до истечения назначенного срока. Безумное сравнение! Срок этот тогда оканчивается, когда это угодно Владыке смерти. Почему называешь смерть безвременной? Почему умоляешь о продолжении жизни? - Ты давно приутотовлен к смерти знанием об неизбежности ее, и дано было тебе продолжительное время для исправления себя - больше ты не исправишь себя и не приготовишь себя. И потом опять захочешь помедлить для исправления себя, и чем более лет проживешь, тем более сделаешься неготовым к смерти. Долголетие весьма многих сделало еще более грешными. Нежелание умереть ради будущего покаяния - есть своего рода зло, ибо оно на деле не оправдывается. Дело в том, что тот только исправляет себя, кто готов умереть тогда, когда Богу это угодно. Бог никогда ничего злого не хочет и самое зло направляет к лучшему - к добру. А потому, когда Бог определяет кому смерть, то делает добро умирающему, прекращая возможность ему еще больше грешить. Поэтому каждый удали от себя всякое сомнение о безвременности смерти и от всей души говори: "будь моя смерть тогда и так, когда и как Господу угодно"! К сказанному выше не будет лишним присовокупить прекрасное наставление Римского мудрого философа Сенеки. Он говорит: "Если, отбросив свое и других людей обольщение, захочешь познать истину, то уразумеешь и сознаешься, что не все любимое тобою и желательное есть тебе полезно, если при этом не приготовишь себя правильно относиться ко всем встречающимся приключениям, и если не будешь уверен в необходимости приключений, и не сознаешься, что Богу иначе угодно, чем тебе. Познав это, ты скажешь: я прежде думал, что долголетняя жизнь хороша; но Бог иначе благоволит и лучше, чем мне казалось это. Таким образом, согласив свою волю с Божественного волей, ты достигнешь лучшего и все будет для тебя удобным. Как злонравный человек все обращает в зло, хотя происходит это под видом добра, так праведный, непорочный сердцем, все житейские злобы исправляет, облегчая все неприятное и трудное мудростью своего терпения. Он все принимает и претерпевает в жизни: хорошее с благодарностию >и кротостию, а противное терпит спокойно и мужественно. Он никогда, при недобрых приключениях, не злословит; приключения печальные, неожиданно встретившиеся, принимает равнодушно, считая себя гражданином и воином, не отказывается от трудов и жертв, сопряженных с теми званиями. Чтобы ни случилось с ним, в какое бы положение не был он поставлен обстоятельствами, не презирает его и не гнушается им, но считает приличным и свойственным себе, говоря: каково бы ни было это положение, но оно мое. Печально ли оно и >многотрудно - да несем свой крест терпеливо, без ропота и жалобы на промысел Божий и благоволение Всевышнего: как Богу угодно, так и да будет. Покорность воле Божественной - главнее всех добрых дел. О всем, изложенном выше, имели понятие даже идолопоклонники. Христиане же или не знают, или же если и знают что, но не исполняют. Жаль, очень жаль, что мы пренебрегаем тем, в чем заключается вся наша надежда, все утешение. Большего же утешения и вернейшей надежды нигде и ни в ком мы не найдем, как только во всемогущей и непогрешимой воле Божьей. Во всех случаях, неприятных для нашей воли, мы только и можем находить для себя облегчение и верное спасение, прибегая к Богу с сокрушенным сердцем, живой >верой и крепкой надеждой на всесильную Его помощь. Праведный Иов, по свидетельству святого Иоанна Златоуста, более угодил Богу кротким своим терпением, и приобрел великую честь и награду немногими словами, нежели обильными своими милостынями. Иов, лишенный, по навету сатаны, всего своего богатства и своих детей, пораженный лютыми язвами, сказал: "Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно"! Этим поступком своим оказался он более приятным Богу, нежели своей щедростью и обильными милостынями (См. Иов. гл. 1:21 и гл. 2). Другие многие наставники говорят то же: полезнее переносить обиды и оскорбления, нежели даже заниматься Богоугодными делами; ибо требует Бог не проявлений доброты нашей, но нашей покорности Его святой воле (Ср. Пс. 15:2). Всякий, желающий усердно повиноваться воле Божественной, здоров ли он или немощен, за все благодарить должен Бога и переносить все терпеливо; потому что воля Божья для нас и в нас почивающая есть все наше благо, наше счастье, наше спасение. В болезни мы должны приглашать врача и принимать врачебные средства, но с тем, чтобы вся надежда на выздоровление утверждалась на провидении Божьем и Его святой воле. Не исполнил этого царь Аса, и праведно за то был наказан, ибо в болезни своей обратился он не к Господу, а к врачам, надеясь на их искусство. Благоразумно поступил Езекия царь, который исцеление своей болезни предоставил не помощи врачей, но приписал Божьей помощи. Если же врачи не помогают, или врач не определил правильно болезнь, и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно полагать причину безуспешности лечения тому или другому обстоятельству, и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтоб я выздоровел, или же Ему угодно продолжить мою болезнь. Лидия, девица богоугодная, была измученна разными болезнями до того, что страшно было смотреть на нее - это была груда сваленных вместе всех немощей. Однако она имела столь крепкую надежду на Бога, что ничего не помыслила, не сделала и не произнесла противного Богу слова, терпела все мужественно, говоря с Иовом: "О, если бы благоволил Бог исполнить мое желание, мое чаяние: простер руку Свою и сразил меня! Воля Твоя, Господи, да будет мне утешением" (Иова 6:8-10). Во всех неудобствах, скорбях и печалях доставляет величайшую отраду совершенная покорность нашей воли Божественному усмотрению и распоряжению. Оглавление Книга Пятая. Пособия к сообразованию с Божественной Волей. Оглавление I. Роль надежды. Самоотвержение, или свободная покорность наша Божьей воле, не может совершиться, если мы будем слабы в вере в Бога, в несомненной надежде во всем на Него, а следовательно и в истинной любви к Нему. Как я могу действовать согласованно с другим лицом, которому я не верю? И как могу надеяться на того, о котором не уверен, что он станет заботиться о моем благоденствии верно, предусмотрительно и усердно? Поэтому наше слово будет иметь своим предметом наше упование на Бога. Упование на Бога - удел верных. На вопрос о том, что в Священном писании говорится об уповании на Бога, один из писателей 17 века ответил: "в Священном писании едва ли найдется какая-либо глава, в которой бы Бог не обещал всем надеющимся на Него Своей благодатной помощи и Своего провидения о всех." Блаженный царь Давид, наилучший учитель о надежде на Всевышнего, прославляет от полноты благодарного своего сердца преимущественно перед всеми добродетелями одну ее, говоря: "Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности" (Пс. 4:9). "Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое" (Пс. 17:3)! "Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться" (Пс. 26:1-3). "Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится" (Пс. 90:1). "Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек" (Пс. 124:1). "На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня" (Пс. 30:1). Просторно было сердце Давида и преисполнено любовью и упованием на Бога! А потому обильно черпал он из Божественных источников, и почерпнутое отражал в своих псалмах. Подобно Давиду и все мудрые и благоразумные мужи везде усердно прославляли упование на Бога. Сам Соломон, этот неподражаемый образец мудрости, изрек: "Сын мой! ...надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой" (Притч. Солом. 3:5). Не какую-либо мудрость прославляет он, но только мудрость, происходящую от сердечной надежды на Бога. Да и самый усердный из апостолов пишет: "смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время: все заботы свои возложите на Него; ибо Он печется о вас" (1 Петр. 5:6-7); и псалмопевец говорит: "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя" (Пс. 54:23); и опять Соломон наставляет: "Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои" (Притч. Сол. 3:6); и Давид: "Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека" (Пс. 117:8). Далее пророк Иеремия: "Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод" (Иерем. 17:7-8). Иуда Маккавей увещевал соотечественников: "Итак, припоминайте от рода до рода, что все, надеющиеся на Него, не изнемогут" (1 Макк. 2:61); "блаженны все уповающие на Него" >(Пс. 2:12). Ибо это упование умилостивляет Бога, и Он уповающему на Него сотворит благо; а потому твердо стой - в завете... "веруй Господу, и пребывай в труде твоем" (Сирах. 11:19-20). Стерегись не впасть во искушение: верен Бог, который не попустит человеку быть искушаемым сверх сил (1 Кор. 10:13); будь доволен своим жребием, и меру во всем наблюдай (2 Кор. 10:13); помни, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Матф. 4:4), "что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Матф. 3:9). Все возможно Богу. Он равно спасает нас как в больших так и в малых опасностях. Твёрдая надежда на Бога - спасение в бедах. Царь Иудейский Амасия нанял из Израильтян сто тысяч храбрых воинов за сто талантов серебра. Но человек Божий пришел к нему и сказал: "царь! пусть не идет с тобой войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами и всеми сынами Ефрема; но иди ты один, делай дело, мужественно подвизайся на войне, иначе повергнет тебя Бог пред лицом врага. Ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть." Амасия спросил у человека Божьего: что же делать со ста талантами, которые отдал я войску Израильскому? и отвечал ему человек Божий: "может Господь дать тебе более сего." Послушал Амасия, уповая на Бога, и двадцать тысяч врагов погубил. Таково упование на Бога, а не на силы человеческие! (Сравн. 2. Паралип. 25:6-12). Фома по прозванию Морус, благочестивый и просвещенный человек, находясь в заточении, на разные вопросы своей дочери Маргариты отвечал: "ничто не может случиться, если то неугодно Богу. Все то весьма хорошо, чего Бог желает, хотя нам иногда кажется и неприятным; о благости Божьей, о Маргарита, я не сомневаюсь, хотя чувствую себя бессильным и немощным. В особенности, если бы я со страхом увидел себя отверженным и готовым пасть в бездну, я вспомню святого Петра, начавшего уже погружаться в море по своему маловерию от малейшего ветра, и подобно ему воззову ко Христу Спасителю: Господи! спаси меня, и повели мне прийти к >Тебе по воде (Матф. 14:28). Верю и надеюсь, что Он не оставит меня, подаст Свою руку и не допустит, чтобы я утонул. Если же Он попустит, чтобы я сделался еще большим соучастником Петру в его отвержении, и пал (клялся и отвергся от Бога) - по истине скажу - не потерял бы я надежды на милосердие Божье к кающимся, плакался бы горько о своем падении и Он воззрел бы на меня, и спросил: "Петре! любишь ли Меня"? - "Люблю, люблю, сердечно люблю тебя, Христе, Господи! Совесть мою очищу и грех падения моего заглажу, моей здешней жизнью жертвуя о славе Имени Твоего Святого. В этом я твердо уверен, что Бог не оставит меня. Аминь." Истинно христианское, мудрое это рассуждение! Ибо во всех делах присутствует человеческих Промысел Божий. "Благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку" (Пс. 36:22-24). Итак, прежде всего нам следует иметь твердую надежду на Бога. Непогрешимым промыслом Бог всё устраивает к лучшему. Иисус Христос часто воспоминает и хвалит это единственно непостыдное упование наше на Бога. Божественный Учитель приводит многочисленные примеры, заимствованные от птиц, кринов (цветов), волос и даже от неверных рабов для утверждения в нас несомненного упования на Бога во всем, говоря: "Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры"? (Лук. 12:24-28). "Ваш Отец знает, что вы имеете нужду в том" (Там же ст. 30). Сколь многоразличными образами искусно вразумлял Спаситель учеников Своих, наставляя их во всем уповать на Бога; так, Он желая накормить пять тысяч народа, собравшегося к Нему в пустыне, говорит Филиппу: "где нам купить хлебов, чтобы их накормить" Говорил же это, испытывая его" (Иоан. 6:5-6). Таким же образом Он, желая четыре тысячи людей подкрепить пищей, призывает учеников на совещание, спрашивая их: "сколько у вас хлебов"? - Они же, маловеры, отвечали: "Откуда мог бы кто взять здесь в пустыне столько хлеба, чтобы накормить их"? О славные мужи! Бог все может. Он, повелевающий нам иметь на Него всесовершенную надежду, не изнеможет и в этом. Промысел Божий - непогрешим, и не желает оставлять в нужде уповающих на Него. Бог исполнит все Свои обещания, в этом удостоверяют нас исторические примеры всех веков. Да не упадает каждый из нас духом, но паче да возвышается надеждой своей к Всемогущему, возлагая на Него все свои желания и печали! И Он все устроит к лучшему для нас. Мера упования нашего несоизмерима с благостью Бога. Некто из учителей, истолковывая слова царя Давида, сказанные им Господу Богу: "кто я, Господи (мой), Господи; и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! и этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи, но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль" (2 Цар. 7:18-19). Объясняет эти слова учитель так, что Бог печется о смиренных и кротких людях неизменно, по непреложному закону, и наоборот - гордым Он противится. Этот закон вечен, как Сам Господь Бог, в роде человеческом действует он начиная с Адама. Каждый человек должен хранить этот завет с Богом, то есть должен смирять себя перед Богом, любить и почитать Его всем сердцем, всею душой и всем помышлением; а Господь о нем имеет всегдашнее смотрение и охранение. Ибо к кому взываем мы Отче наш, иже еси на Небесех (Матф. 6:9 и пр.)? Истинно, что этот Могучий, Богатый и Щедролюбивый Отец осенит нас изобильно своей благодатью. Иероним говорит: если и малейшие животные без воли Бога Творца не погибнут и о всех Он промышляет, и если часть из них погибает, то - не без Его воли; а вы (все люди), тем более, что вечны вы, не должны бояться, что Промысел Божий оставит вас. Почему же мы не имеем совершенной надежды на него, не имеем мужественного сердца, достойного Такового Отца? Не отчаивайтесь братья, если дом наш находится в величайшей нищете; но мы имеем Господа весьма богатого, который не допустит умереть нам с голода. Бесчисленные полки врагов вооружились против нас? Мы имеем непобедимого Военачальника, который одним мановением рассыплет все войска видимых и невидимых врагов наших. Поносящие нас и проклинающие языки докучают нам и ложными клеветами оговаривают? - обратим взоры наши на Небо, и Бог, Праведный Судья готов к нашему оправданию, и не устрашимся земных клеветников и судей. Ибо никогда Бог не бывает побеждаем людьми, и Его неизреченное милосердие не может быть преодолено земными силами. Верит ли кто несомненно Богу? Он больше даст ему. Уповает ли кто несомненно на Бога в исполнении своих прошений? Бог дарует ему больше из богатейших Своих сокровищниц (амбаров) и благословит его во всем. Ибо для возмещения человеческой нищеты и недостатка достаточно возложить на Бога всю надежду, не колеблясь сомнениями, и ожидать Его великих и богатых щедрот и милостей. И по мере увеличения нашего упования, в такой же мере получим большие небесные дарования. Часто мы видим, что не только упование наше не может сравниться с благостью Божьей, но Она превышает упование наше и превосходит его. Во всяком происшествии благодари Бога. О сказанном выше говорит пространнее Архиерей Иппонийский Августин, объясняя текст Псалма 145-го: "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них" (ст. 5. 6). Если Бог сотворил не только небо и землю, но и все, что в них, следовательно и тебя; мало того, что тебя, - но и птицы, скачущие насекомые и ползающие (черви), - все это Бог сотворил и обо всем имеет попечение и радение. Не говорите же: "я не принадлежу Богу"! Ему принадлежит и душа твоя, и тело твое, ибо то и другое сотворил Бог. Скажешь, Слово Божье не числит непосредственно меня в бесчисленном множестве - тебя ли не числит Тот, Кем и волосы головы твоей пересчитаны? Говоришь: "весьма часто бываем мы так угнетены бедствиями, и лишены всякой утехи и помощи, что неудивительно, когда по временам впадаем в малодушие" - на это дает ответ тот же блаженный Августин (прошу прилежного внимания) - "чтобы ни случилось, неугодное нашей воле, да будет тебе известно: все случается по воле Божьей, по его промыслу, по Его мановению (указанию), и по Его приказанию (закону). Если мы и не понимаем, почему и для чего это случилось - вверимся Его промыслу, ибо без причины ничего не бывает. Подтверждая это же самое опять говорит Блаженнейший отец: промысел Божественный учит нас, чтобы мы легкомысленно не порицали бы случившееся, но прилежно искали бы в нем его пользу, и где при этом разум наш изнемогает, там вера должна поддержать нас, что все случается не без пользы, хотя и сокрытой для нас. И прежде бывали полезные, но для современников не понятные происшествия, польза которых открывалась уже впоследствии. Ибо и сама эта сокровенность пользы (непонятных фактов) служит на пользу нам, научая нас или смирению, или показывая ничтожность нашего превозношения. Для подтверждения этого представляет святой отец в пример нам муравья и пчелу, говоря: "кто так умно расположил члены муравья и пчелы, чтобы они имели свои природные обычаи, свой образ жизни, и свое движение (дело)? Рассмотри и обдумай любое, которое хочешь, из малейших живущих творений: каждое из них имеет все для него необходимое: разумное устройство членов, побуждение к жизни, которой движется, каждое само собой устраняется от смерти, любит жизнь свою, желает сладостей, уклоняется от бедствий и опасностей, обнаруживает многоразличные действия, и охраняет себя на сколько может. Кто дал жало комару, которым он сосет кровь нашу и уничтожает ее. Сколь тонко это жальца, вытягивающее кровь? Кто это устроил и сотворил? Малейшим вещам, рассматривая их, удивляешься и ужасаешься. Восхвали же Всевышнего. Таким образом размышляя, убойся своих грехопадений и страшись праведного Судьи, воздающего каждому по делам его. Не прилепляясь сердцем к земному, возносясь выше него, возложи все упование свое на Единого Бога, и будь, без всяких сомнений, уверен, что всякие происшествия и приключения будут споспешествовать тебе к лучшему: ибо кто уповал (верил) на Господа и был постыжен? (Сирах. 2:10). "Блажены все уповающие на Него" (Пс. 2:12). Оглавление II. В чем содержится упование на Господа? Как мы жалки и весьма бедны! Сколь малое познание имеем о Боге! Едва ли малую часть света Божьего получаем мы, как луч, проходящий через скважину. Мы знаем то, и что Бог есть величайшее добро, до того неизмеримо великое, и что все то, о чем позволительно (не противозаконно) нам и просить или желать, можем смиренной молитвой получить от Него в свое время. И получаем, если будем хотя бы немного терпеливы, не будем унывать (ослабевать сердцем), но, возвышенные сердечной любовью к Богу и несомненным упованием на Него, привыкнем надеяться и молчаливо ожидать спасения Божьего. Долготерпение (при обидах, или при ожидании помощи Божьей) есть драгоценный камень для надеющихся - куда ни обратятся, везде успевают они (ср. Притч. 17:8). Благ Господь к надеющимся на Него - к душе, ищущей Его (Плач. Иерем. 3:25). В этой главе мы и рассмотрим, в чем же состоит упование на Бога и чем утверждается оно. Истинное упование возвращается великой милостью свыше. Сначала заметим, что упование - выше надежды, превосходит ее. Ибо упование не есть какая бы то ни была надежда, но - надежда крепкая, совершенная, непоколебимая никакими сомнениями. Различие это выразил Сенека следующими словами: "о тебе я имею надежду, но не упование." Упование на Бога должно обнимать собой все человеческие действия. Тот только уповает на Бога, кто благоразумно имеет это упование во всех предметах как важных так и маловажных, в каждом мгновении своей жизни верит истинно, всей душой, что Бог в свое время (в подлиннике некогда) не оставит своего возлюбленного раба. Представим этому примеры. Царь Давид учредил училище для обучения воинскому делу, и повелел учить Иудеев стрельбе, как это описано в книге. Прежде же установления такого воинского обучения, в нем весьма искусен был Иоанафан, который был почтен похвалой из уст самого Давида: "без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад" (2 Цар. 1:22). Нелегко наносить раны на прикрытые шлемом или панцирем части тела, но стрелы Иоанафановы пронзали обыкновенно самую крепкую броню (защиту тела). Упование на Бога есть таковой лук Иоанафанов: оно (упование) касается сердца Божьего и проникает в Него, не возвращаясь без Божьей милости к уповающим на Бога. Всех царей Израильских и Иудейских вместе было тридцать девять; но сколько же из них могли (заслуживали) пронзать сердце Божие своим упованием на Него? - всего три или четыре из тридцати девяти: Давид, Езекия, Иосия, к ним же мог бы причислен быть и Иосафат, если бы он уничтожил нечестивые жертвоприношения на высотах. Сердце этих царей было, по истине, право пред Богом, и исполнено несомненным, твердым упованием на Бога. Когда великое множество Моавитян и Аммонитян, собравшись вместе пришли войной на Иосафата, он, не имея мочи противиться силам врагов, обратился с величайшим упованием к Богу. Сам весь предался молитвам к Господу; объявил пост по всей Иудее и общенародное собрание перед лицом Господа для умилостивления Бога >и для общего совета. Молитву свою он заключил словами: "Боже наш! Ты суди их (врагов); ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе обращаем очи наши"! И помощь Божья немедленно явилась: здесь же, в этом собрании, находился благочестивый муж Иозиил, на которого сошел Дух Господень среди собрания, и он вещал: "слушайте, все Иудеи и жители Иерусалима и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия... Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам" (2 Парал. 20:14,17). Ободренный этими словами Иосафат вывел свое войско против врагов. Чтобы оно не оробело вступить в брань со столь великим множеством противников, он, как храбрый и непобедимый полководец, ободряя сердца своих воинов упованием на Бога, сказал им: "послушайте меня Иудеи и жители Иерусалима! верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам." И тот же час сделал необыкновенное на поле брани распоряжение: он приказал поставить впереди войска церковных певчих, чтобы они, выступая впереди вооруженных, в благолепии святыни воспевали и славословили Голода, поя Псалом: "Исповедайте Господа, ибо Он благ, милость Его вечна!" Смотрите, дивная вещь: царь с войском вступает на брань (в сражение) подобно Епископу, входящему в церковь с священнослужителями! По истине явление необыкновенное, и в сражениях (на поле брани) достойное смеха - ставить беспомощных, невооруженных певцов впереди вооруженных воинов! Но Бог присутствовал при Иосафате, споспешествуя ему, вооружившемуся таким непобедимым оружием упования на Бога. В то время, когда певцы начали петь славословие Всевышнему, Господь невидимо возбудил между Аммонитянами и Моавитянами междоусобие (бунт друг против друга): враги рубили и резали друг друга до последнего своего воина. Войско же Иосафатово вступило на возвышенное место и увидело одни трупы врагов, лежащие на земле, и не было ни одного из них, который избежал смерти. На месте вражьего междоусобного побоища Иосафат увидел множество богатой разнообразной добычи - дорогая одежда, драгоценные сосуды - и велел народу своему забирать добычу: три дня собирали ее, так она была многочисленна. - Смотрите как могущественно крепкое, истинное упование на Бога, во всех случаях жизни оно сильнее всех других средств - словом, оно непобедимо! Молитва и долготерпение - признаки упования на Бога. Если во всех наших делах, как выше сказано, необходимо уповать на Бога, то тем более оно необходимо, когда мы совершаем молитвы, или переносим на себе какие-либо неприятности. Говоря о молитвах, некий красноречивый учитель сказал: "молитва у многих людей бывает или страшливой и боязливой, или нерадивой, или же безрассудной: Боязливая молитва не доходит до Неба, потому что безмерная боязнь смущает ум до того, что молитва не только восходит на небо, но даже не может быть произносима. Нерадивая молитва в своем восхождении слабеет от лености (уныния) и изнемогает до того, что совершенно теряет силу. Безрассудная молитва хотя и доходит до Неба, но падает оттуда и возвращается назад, потому что встречает себе препятствие и не только не получает милости от Бога, но и раздражает Его своею безрассудностью. Молитва же верная, смиренная и горячая восходит беспрепятственно на Небо и возвратиться не услышанной не может. Итак прежде всего необходимо чтобы молитва была верной." Так и многие из нас еще до начала молитвы начинают уже сомневаться: Господь не услышит меня, не умолю Его о том, чего буду просить, напрасно буду взывать к Нему. О, такая молитва есть бедный посланник к Богу! Только что вышел из дому, тотчас же падает, не опираясь на упование. Каково же должно быть упование при молитвах, тому поучает нас Христос Господь, говоря: "В некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился! В том же городе была некоторая вдова; и она приходя к нему говорила: защити меня от соперника моего, но он долгое время не хотел, безбожный медлитель! Наконец побежденный назойливым беспокойством, причиняемым ему вдовой, рассудил правильно спор ее с соперником" (сравн. Лук. 18:2-5). Вот крепкое упование вдовы, постоянно твердившее ей: "сегодня судья защитит меня," но когда надежды ее не оправдал истекший день, она говорила: "не сегодня, так завтра защитит меня, или в третий день, или через месяц, в конце концов в этом году дело кончится непременно." Итак долготерпеливое упование вдовы наконец одержало победу. Христос представил нам эту притчу как доказательство тому, что если неотступное прошение (молитва) имело и у неправедного судьи такую силу, тем более оно действительно и благотворно у милосердного небесного Отца. Ум наш, подобно упомянутой вдове, насчитывает себе множество противников. Почему же он медлит? Почему не обращается к праведному Судье, и все свои необходимые нужды и дела не откроет и не поручит Ему, с совершенным упованием не Него? Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь? Блаженный царь Давид, побуждая нас обращаться к Богу за помощью, говорит: "предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит" (т.е. все приведет в порядок, Пс. 36:5). Что ужасаешься? Что падаешь духом неверия? Тебя оговаривает кто, ругает? Предай Господу и Он совершит. Плоть ли твоя не покоряется духу разума? Помолись со слезами и Он совершит. Различные искушения, или наветы бесов, не дают тебе покоя? Бога в помощь призови, и Он совершит. Во всем, что ни делаешь, уповай на Бога, и Он совершит. Молитва с покорностью воле Божьей будет услышана. Продолжим начатую нами беседу о прошении или молитве. Иисус Христос предлагает нам еще один пример об этом, говоря: "положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Лук. 11:5-9). Нет ничего приятнее Богу, чем то, когда мы к Нему с таким упованием, как друг к другу, прибегаем и умоляем Его о помощи себе. Ни один человек и никогда не должен думать о том, что уже не время призывать ему Бога, т.е. никогда не должен отчаиваться в спасении Божьем. Смотрите, как убогий бедняк, чтобы получить грош или кусок хлеба, терпеливо стоит перед дверями, или бежит за проезжающим на повозке и смиренно кланяется, прося подаяния. Что же нам следует делать, когда просим себе милости и помилования у щедрого и всемилостивого Бога? Следует нам быть постоянными и терпеливыми, если скоро не получаем просимого, а также иметь несомненное упование, что Бог не оставит наше прошение без благотворных для нас последствий. Возлюбленный ученик Христов Иоанн так говорит об этом: "вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Иоан. 5:13-14). "Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лук. 11:11-13). Но часто бывает, что мы просим безрассудно себе не хлеба, но камня, не рыбы, но скорпиона. Ибо мы не знаем, часто, о чем следует молиться. Но сам Дух (Святой) ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). И если Бог, сберегая нас от погибели, не исполняет наших молитв, то мы недовольны, ропщем на чадолюбивого Отца, говоря: Он не видит и не слышит. О безрассудные! Ведь также часто препятствуют родители своим детям есть несозревшее яблоко или какою-либо другую вредную пищу, хотя они собирают для них и завещают многотысячные наследства. Святой Апостол Павел прилежно молился Богу о том, чтобы быть свободным от искушения плоти, думая, что просит праведной и полезной вещи, но молитва его не была услышана Богом, отвечавшим ему: "сила Моя в немощи совершается." Когда и мы не получаем просимого нами у Бога, то да будет нам известно, что это делается потому, что или исполнение нашего прошения вовсе для нас неполезно, или же полезнее отложить его для на время более благоприятное. Но просить у Бога чего-либо жестокого, бесчеловечного (напр. смерти врага своего) не следует во-первых потому, что Бог, как милостивый Отец наш - откажет в нашем прошении, а во-вторых как праведный судья обратит просимое для другого против нас самих, и молитва наша из молитвы обратится в тяжкий грех (Пс. 108:7). Да будет нам известно и то, что всякая молитва наша, произносимая с должной покорностью воле Божьей, бывает всегда услышана, и мы получим или просимое нами у Господа, или Он дает нам другое, что для нас лучше. Это весьма укрепляет упование наше на Бога. Все, о чем молясь просим по воле Божьей, Он услышит и даст нам. Оглавление III. Каким способом утверждать в себе упование на Бога при испытаниях. Кормчий познается во время морских бурь и штормов; воин - в сражении; подвижник - в борьбе против искушений. Никто не знает, что он в силе сделать, если не испытает себя в борьбе с многоразличными бедствиями. Для познания себя необходимы испытания (практика, экзамен). Кто может совершить как следует свое дело, если он не изучил его практически, не обрел навык к нему. Некоторые добровольно предаются бедствиям, испытывая свою добродетель, скрывающуюся во время благополучия. Радуются великие мужи в скорбях и трудах, как мужественные воины в сражениях. Всякая доблесть желает пребывать в сопротивлении себе, она идет прямой дорогой, и ее победа над встречными неприятностями есть часть славы ее. Поэтому Бог, тем, которых Он избрал себе, дает совет подвизаться (трудиться, страдать) и часто подает им повод совершить что-нибудь доблестное, великодушное, требующее пожертвования собой. Поэтому неудобства в здешней жизни, некоторым образом, необходимы. Откуда можно узнать, на сколько преуспел ты в надежде на Бога, если все сбывается по твоему желанию? Откуда будет известно, что ты любишь нищету, если изобилуешь богатством? Откуда узнаешь, что имеешь мужество переносить бесчестие, зависть человеческую, если проводишь свою жизнь в радости без всяких огорчений? Действительно, для познания самого себя необходимы испытания. Немудрено возглашать в благополучии живя: "Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое" (Пс. 17:3). И в то же время говорит нищий: "знаю хорошо, что не умру с голоду на этой неделе, если буду иметь торбу, полную хлеба" - без всякой надежды он говорит это. Упование (в русском языке упование и надежда синонимы) видимого не есть упование, ибо если кто видит, то чего ему и надеяться; но когда надеемся на то, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим. 8:24-25). А потому упование на Бога становится тогда видимее, ярче, когда мы переносим все наши противности мужественно, когда тяготеют они над нами. Об этом и будет наша беседа.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar