Меню
Назад » »

И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения

"И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 29) Ныне Бог, - помощник обращающихся от дурного пути, а тогда станет страшным и неутомимым Исследователем человеческих дел, слов и помышлений. Ныне мы пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие,- когда восстанут одни на вечное мучение, а другие для Вечной Жизни, и каждый получит по делам своим. Святитель Василий Великий (8, 74). Блажен облекшийся в нового человека, прежде чем он предстанет на Суде Христовом, потому что, как говорит апостол, "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Кор. 15, 50). Преподобный авва Исаия (82, 45). В день Суда всякого охватит страх, потому что в этот день будут сокрушаться все, кроме одного только великого сонма совершенных. Всякого, кто ниже их и не достиг меры совершенных, будет упрекать совесть: почему и он не такой же, как они... Что будем чувствовать в этот час, если обретем милость у Бога? Какая радость охватит нас, отделенных и поставленных одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда будут лобзанием приветствовать нас там все святые? Приветствуют тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Давид, и святые пророки, и апостолы, и мученики, и все святые и праведные, угодившие Богу в этой жизни. Все, кого только пожелаешь видеть, сами приходят к тебе и, обнимая, лобзают тебя, радуясь о твоем спасении. Что должны будут чувствовать стоящие одесную Царя, в какую невыразимую радость придут, когда Он милостиво скажет: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25, 34). Подумайте после этого и о гибели грешных, когда введены будут в страшное судилище. Какой стыд ощутят они пред лицом Праведного Судии, не имея слов оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными ошуюю Царя? Какая тьма падет на них, когда Царь с гневом заговорит с ними и яростью Своей приведет их в смятение: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41)?! Увы, увы! В какой скорби и подавленности будет дух их, когда все громко станут говорить: "Да обратятся нечестивые в ад,- все народы, забывающие Бога" (Пс. 9, 18)? С каким жалобным плачем будут они терзать себя и проливать слезы, отводимые на горькие мучения в бесконечные веки. Тогда исповедуют, что праведен Суд Божий. "Слышали мы это,- вспомнят они,- и не хотели обратиться от злых дел своих!" Но, вспомнив это, уже никакой не получат пользы. Поверьте мне, братья мои возлюбленные, что многих слез и многих сокрушений достоин скорбный и мучительный час, в который Судия отлучит нас друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлов. Тогда родители разлучатся с детьми и дети с родителями, тогда братья отделятся от братьев, друзья от друзей, родные от знакомых. Тогда у каждого христианина потребуется отчет во всем, что он слышал и принял; по преимуществу же потребуется отчет у архиереев, иереев и левитов, потому что сильных строже допрашивать будут. .Тогда каждый будет стоять в страхе и трепете, поникнув головой и ожидая приговора, какой выйдет от Него. Тогда увидит, какая честь воздается подвизавшимся здесь в постах, бдениях, слезах, молитвах и какие утешения приемлют они от Царя (113, 373). Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, грешники, потому что не искали спасения в покаянии (и милосердии к ближним). Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились. Когда увидят они там венцы победителей, тысячи из них приведут себе на память свою жизнь, узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была их жизнь, как благ и милостив Господь к чтущим его. Преподобный Ефрем Сирин (28, 239). Когда говорится, что не воскреснут нечестивые на Суд (Пс. 1, 5), это означает, что они воскреснут не для Суда, а для осуждения,- ибо для Бога не нужно долговременное испытание,- но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 372). ...На Суд предстанут и душа, и тело, не в отдельности друг от друга, но как здесь были в союзе, так будут и там... Господь отделит живых, пришедших в Жизнь Вечную и боголюбивую, и воздаст им нескончаемые награды. Мертвых же по грехам, похоронивших данный им талант, как в гробу, в своей лености, осудит и подвергнет наказанию... Господь будет судить как оставшихся еще живыми, так и умерших прежде. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 139). В самых малых делах - как дурных, так и добрых, будет строгое испытание. Подвергнемся наказанию и за нескромный взгляд, дадим отчет за праздное слово и сказанное для смеха, за злоречие, помыслы, пьянство. А в добрых делах получим награду за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох. Святитель Иоанн Златоуст (113, 372). "Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал" (Мф. 22, 11-12). Под этим входом царя в дом пира для осмотра пирующих подразумевается день Суда, когда Господь откроет дела и подвиги каждого, а под именем человека, не имевшего брачного одеяния, подразумеваются все злые люди, не имеющие дел, предписываемых Законом и Евангелием и являющихся одеянием нового человека. Если кто из именующихся христианином явится в день Суда не в брачном одеянии, то есть не с делами небесного человека, но в оскверненной ризе, то есть в рубищах ветхого человека, тому Господь скажет: "Друг! как ты вошел сюда?" Называется другом потому, что был приглашен на пир, и обличается в бесстыдстве, потому что скверной одеждой нанес бесчестие святому торжеству. Сказано, что этот человек молчал; это значит, что тогда нельзя будет ни раскаяться в грехах, ни отпираться при свидетельстве всего мира. "Тогда сказал, царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 22, 13). ...В связании рук и ног у грешников можно видеть то значение, что руки перестанут там творить злое, а ноги - устремляться на пролитие крови. Плач же и скрежет зубов упомянуты для того, чтобы дать понятие о тяжести адских мучений. Блаженный Иеро- ним (116, 382). Слушал ты, что "две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится (Л к. 17, 35-36). Стоящие "на кровле" - это люди на высоте 1почестей: судии, правители, цари, властелины. Ибо есть судия праведный и есть судия неправедный; праведный будет спасен из огня, а неправедный оставлен. А находящийся "на поле", то есть в мире сем,- это земледельцы, люди необразованные и незначительные по роду и богатству, прославленные и непрославленные, и одни праведные, а другие неправедные. И праведные спасутся, а неправедные будут оставлены в огне. Мелющие же - это все множество женщин, а в частности, и души, принявшие на себя рабское иго и окончившие жизнь в немощи. Ибо есть женщины праведные и неправедные, есть и рабы праведные и неправедные. Есть и немощствующие праведные, каковы Иов и Лазарь, а также и неправедные, каковы Каин и Гиезий. Поэтому говорит: "-будут двое на одной постели" (Лк. 17, 34), означая их немощь. Праведные возьмутся, а неправедные оставляются. Как возьмутся праведные, пусть об этом скажет Павел: живущие о Господе "восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Сол. 4, 17). Как оставляются неправедные? Ангелы "соберут избранных Его от четырех ветров" (Мф. 24, 31), а нечестивых сожгут "огнем неугасимым" (Мф. 3, 12). Не предполагай, что неугасимый огонь мучения будет от дров и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом и посмотри на печь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избе- жала огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого его собственному жребию. Так и на Суде. Праведные возьмутся, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его (116, 420). Пришествие Жениха означает день будущего Христова Пришествия; вышедшие в сретение девы означают всех, достигших конца (Мф. 25, 1-13). Сон значит, что все почившие равны; смерть уравнивает всех, подвергая одинаковому тлению. Вопль, бывший в полуночи, пробудивший дев,- это глас Воскресения, который возгремит при конце и воскресит нас. Вопль был в полуночи; это значит, что в полночь придет Жених обручиться с нами, как обыкновенно женихи ночью приемлют невест. И мудрые, и юродивые восстали вместе; этим показывается, что восстанут все. Пятью светильниками, в которых оскудел елей, изображаются те, которые скудны были милосердием; и поскольку сами не были милостивы, не будут помилованы на будущем Суде. Мудрые не хотели продать елея юродивым; это ясно показывает нам, что там уже поздно молиться о щедротах. Сказанное в ответ мудрыми: "Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас", дает понять, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с будущим воздаянием. Юродивых посылают купить елея, если только можно найти его; это показывает, что в стране той получат помилование одни те, которые сами были милостивы. Жених пришел до возвращения отошедших; это показывает наше неведение, ибо не знаем, когда Он придет. Мудрые вошли с Женихом, и дверь заперта за ними; это - праведники, которые входят и упокоеваются в мирной пристани. Юродивые остались за дверьми царства; это грешники, которые оставляются на земле, чтобы могли еще оправдаться. Написано, что юродивые взывали: "Господи! Господи! отвори нам"; это выражает надежду, что и согрешивших помилует щедрость Божия, может быть, ради трудов их; и потому, что осуждены они еще без исследования, могут надеяться, что Милосердный не презрит их добрых дел. Жених на вопль их отвечал им: "Не знаю вас"; это значит, что Господь не приемлет такой любви, которая не соединена с милосердием к Его возлюбленным. "Не знаю вас",-не знаю, кто вы, сказал Господь юродивым девам; это значит, что несовершенна та, даже добрая, воля, в которой нет милосердия к нуждающимся. Дверь заключена для тех, которые остались вне и не вошли с Женихом; это - горнее Небо, которое, по Божию мановению, будет заключено, как только войдут туда добрые. Огонь искусит добрых и злых и пламенем любви Божией разлучит праведников с нечестивыми. Велико будет разделение между теми и другими, неизмеримо расстояние между высотой и глубиной. Горняя обитель праведников будет неизмеримо выше всякой высоты, и глубина, куда низринутся грешники, будет глубже всякой глубины. Зрелище света прекраснее всякой красоты, и зрелище человека, отверженного Женихом, отвратительнее всего. Ничто не сравнится со славою сынов света, и нет ничего подобного мраку сынов тьмы. Свет и тьма да научат каждого, какими делами следует заниматься в течение здешней жизни. Преподобный Ефрем Сирин (116, 428-429). "Приидет Сын Человеческий во славе Своей" (Мф. 25, 31). Во время Второго Пришествия на землю Христа, Бога нашего. Который придет со славою, во-первых, во всей вселенной будет слышен предшествующий Ему звук архангельской трубы, призывающий всех на Суд и поднимающий мертвых из гробов, "ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными" (1 Кор. 15, 52). Первый великий страх будет для грешника, когда трубный глас повелит каждой душе войти в свое тело, то тело, которое было превращено в прах, землю и совершенно уничтожено, но которое по повелению Божию снова придет в свой первоначальный состав и снова возьмет все члены свои. Как семя, брошенное в землю, хотя и истлевает, однако в надлежащее время прорастает, производит сначала стебель, потом колос и наконец приносит плод, согласно слову Господню: "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24), так и тело человеческое, умершее, истлевшее и превратившееся в прах, в одно мгновение от звука трубы восприимет силу, придет в прежнее состояние и оживится своею душою. В то время будет, говорю я, великий страх для души грешника, выпущенной из адских темниц и от уз смерти к телу, чтобы соединиться с ним. Ибо когда приступит она к телу своему, то увидит его уже не таким, каким оно было при жизни, но измененным. В этой жизни оно было убрано, украшено, красиво и приятно, а тогда будет безобразно, уродливо, омерзительно и ужасно, подобно какому-то страшилищу... Увидя тело свое, душа начнет ужасаться ему, как огненному мучителю, гнушаться им, как нестерпимой мерзостью, и трепетать, не желая войти в него, однако, и не желая, войдет в него. Войдет душа, Божиим повелением принужденная, в мерзкое и страшное тело свое, с которым некогда не хотела расставаться, соединится с ним не как прежде - с совместно рожденным другом своим, но как с ненавидимым врагом, как с трупом... Тогда начнут они друг друга упрекать, друг друга проклинать и называть окаянными. Скажет душа телу: будь ты проклято за то, что своими греховными страстями прельстило меня и ввело в страшные беззакония. Скажет же тело душе: будь проклята ты, грешная душа моя, ибо ты скверно управляла мною. Твоим разумом, данным тебе от Бога, как вожжами и уздою, ты не удерживала меня от злых дел, но во всем следовала мне; когда бы ни пожелало я греха, ты позволяла его и содействовала ему, и вместе мы прогневали Господа, Создателя нашего. Поистине в День Судный, когда Господь будет торжествовать над врагами Своими, лучше бы грешникам умереть, чем живыми быть связанными по рукам и ногам огненными веригами, и когда с поруганием поведут их на триумф и Суд Христов, поведут пред всеми народами с великим стыдом и позором. Они и захотят тогда умереть, но не в состоянии будут сделать этого. Они будут искать смерти, но не найдут ее и останутся в своем вечном стыде. К такому великому страху от стыда и обличения присоединится немалый страх и оттого, что грешники увидят тех, которых в этой жизни они ненавидели, опечаливали, озлобляли, ранили, мучили и убили. Каин увидит Авеля, убитого им неповинно. Ирод увидит святого Иоанна Предтечу, которого несправедливо обезглавил. Нерон, Диоклетиан, Максимилиан и прочие мучители увидят великое множество исповедников Христова имени, которых они замучили. Господа увидят рабов своих, бояре - крестьян своих, которых немилосердно озлобляли. Увидят судьи неправедные тех, кого неповинно осудили, подвергли смерти. Увидят мучители всех, кого немилосердно мучили и умертвили, прославленных славой Христовой и увенчанных как мучеников. Увидят их и услышат, как они вопиют к Богу: "Суди, Господи, обидящих нас, отомсти, Господи, озлобившим нас! Судия праведный, воздай им за зло, которое они сделали нам". Святитель Димитрий Ростовский (103, 187-191). Страшный Суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством Небесных Сил бесплотных. Трубы гласят по всем концам земли и поднимают умерших. Восставшие полки движутся к престолу Судии, уже предчувствуя, какой прозвучит приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе их и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собой. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится последний приговор Судии. Одним: "приидите", другим: "отойдите". Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы были бы мы пролить, чтобы омыться, но это уж ничему не поможет. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями, если не ручьями, хоть дождевыми каплями. Если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей и стараясь потом исполнить обет (107, 45-46). Притча о талантах напоминает, что жизнь есть время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привез или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтобы продать свое и купить потом себе нужное. Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да еще и не одно; всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток. Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На Суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут: что ты приобрел - талант, полталанта или десятую часть его? И награда будет не по тому, что ты получил, а по тому, что приобрел. Ничем нельзя будет оправдаться - ни незнатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано, и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги: скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык: что им приобрел? Так-то на Суде Божием уравнивается неравенство земных состояний. Епископ Феофан Затворник (116, 433-434). Эти два пришествия Христова не равны, как видим в святом Его слове. Первое было тихое: "Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю" (Пс. 71, 6). Второе страшное и скорое: "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24, 27),-говорит Христос о Себе. Первое было смиренное, ибо пришел в образе человека и раба говорить людям и рабам, чтобы всех привлечь к Себе Своим смирением. Второе будет славное, ибо "приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31). В первом пришел "взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 10). Во втором придет судить и воздать всем по делам их: верных, пребывших в вере до конца, ввести в вечное блаженство и Небесное Царствие, неверных и отступивших от веры предать вечному наказанию. И так "пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25, 46) (104, 2013). Время нынешнее есть время сеяния; будет время жатвы, то есть время Воскресения из мертвых. Тогда всякий - что теперь сеет, то и пожнет... Как говорит Апостол: "Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал б 8) (104, 2020). Не узнает и Он нас, если мы Его теперь не знаем, как должно, хотя и говорим Ему: "Господи! Господи!" (Мф. 7, 21-23). Услышим (о, не допусти. Боже, этого!) от Него: "Не знаю вас" (Л к. 13, 27), если не исправимся. Не узнают нас и святые Его, которые здесь следовали за Ним тесным и скорбным путем, если не хотим идти за ними тем же путем, но шествуем просторным путем страстей, прихотей и роскоши (104, 2024). Слышащий слово Божие, но не живущий по нему получает более горькое осуждение на Страшном Суде (104, 2025). "И от всякого, кому дано много, много и потребуется" (Лк. 12, 48). С пастыря овцы словесные взыщутся, Кровию Христовой приобретенные и ему порученные на хранение. С судьи взыщется хранение правды и клятвы, данных ему перед свидетелем Богом. С богатого взыщется, как и на что данное от Бога богатство употребил. С разумного и ученого взыщется, на что дар разума, данный от Бога, употребил. Так и каждый за данный ему талант даст ответ (Мф. 25, 14- 30) (104, 2025-2026). Грешнику говорит Бог: "Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои" (Пс. 49, 21). Думал ты, что никто тебя не видел, когда ты творил дела беззакония. Но Я видел, как ты нарушал Мой закон, и представлю пред тобой беззакония твои. Ты творил их тайно, но Я изобличу тебя перед всем миром, Ангелами и людьми. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, что бы ты ни делал, начинал и замышлял в сердце своем. Укрываешься ты от людей, но от Меня нигде укрыться не можешь (104, 2028-2029). На Страшном Суде многочисленные благодеяния Божии послужат грешникам в осуждение (104, 2032). Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочестивые и неблагочестивые, воскреснут из мертвых:. "Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Ин. 5, 25). И всем, воскресшим и оставшимся живыми, "должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5, 10). Тогда верные услышат от праведного Судии: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". Тогда Всеведец и Сердцеведец Судия откроет живые плоды их веры, как сокровища, которые они не на земле, а на Небе верой собрали, и покажет всему миру: "...алкал Я, и вы дали Мне есть...". Тогда услышат и грешные от разгневанного Судии, Которого, живя в мире, не хотели слушать, услышат страшные слова: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". И обвинит их за неправду, неблагодарность и неверие: "...алкал Я, и вы не дали Мне есть... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25, 34-46). Идут все на свои места, но не одинаково идут - одни с плачем и неутешным рыданием, другие с радостью и неизреченным веселием (104, 2033-2034). Надо нам помнить и это слово Предтечи, которое он сказал о Христе: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 3, 12). И еще: "Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10).Святитель Тихон Задонский (104, 2043-2044). Страшен тот Суд, который ожидает всех после Общего Воскресения, страшен и тот суд, который ожидает человека после его смерти... С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх" (109, 176). Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на Небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога - непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, и... управлении (109, 77). Даже праведники затрепещут от безмерной славы явившегося Судии; они посмотрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих. В правдах своих они не увидят залога к помилованию своему. И будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости (111, 41-42). На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (111, 42). Страх покаяния каждому кающемуся назначается Богом по всесвято- му непостижимому суду Его. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 441).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar