Меню
Назад » »

Георгий затворник, Задонский / Письма (9)

2. 118. Марии Петровне Колычевой Ныне мы существуем во времени; но временное наше скоро имеет измениться на вечное. Все, что мы делаем и как обращаемся, будет нам во свидетельство пред праведным судом. Не только дела и вещи, вверенные нам для распоряжения, но и самые втайне сердца помышления имеют вес и меру, тяжесть и прост-ранство. Поэтому мы видим, какое блюдение надлежит иметь, чтобы сохранить делом запо-веди Господни. Я много раз желал говорить с вами об обстоятельствах жизни, о домашнем распорядке вашем, об успехе спасения и пользе душевной; но только что вы ко мне появитесь — и уже назначаете минуту возвращения и оставления; было, что и довольно медлите, но не имели разговора о намерениях и предприятиях, которыми сопровождается в свете жизнь. Открывать помышления и сообщать благую мысль есть истинная любовь, взаимный совет и свет здравого рассуждения. Я прочитал дневные записки ваши, но в них одна только история; из обращения же вашего я оставил в памяти, что для вас полезно, чтобы при случае сообщить вам от себя назидательную мысль. Такое сообщение требует веры, искренних бесед и терпения. Я имею ненависть ко лжи. Ложь бывает от находящих посторонних помышлений под видом истины; в таком случае удобно ошибаться; но чужда ложь ненавидящему ее; она — от диавола. Мне жаль, что мы лишаемся разумного, близкого и откровенного разговора. И что нам препятствует со всею свободою слова и любви составить здравое суждение об обстоятельствах жизни, о препятствующих преспеянию в до-бре причинах, и о всяком страдании, печатлеющемся на сердце от оскорблений? В смиренном совете и дружеском, богобоязненном разговоре Сам Господь просвещает душу, и в сообщении сердца приносится утешение от правого разумения. Мне кажется, вы отсюда никогда не выехали бы скучными, ежели бы мысли, наносящие скуку, были сообщены и освещены светом разума, при помощи Божией. С радостью доставляю вам в благословение образ святого пророка Илии. Да обвеселится желание ваше получением желаемого! Аминь. Июня 29-го, 1827 года 2. 119. Марии Петровне Колычевой Пояснение об успехе спасения и о пользе душевной. По исследовании внутрь себя каждого дня своих дел, слов и помышлений, ежели примечается изменение какого-нибудь неполезного обычая побуждением воли своей ко благому, то разумеется, что есть успех спасения и польза душе: благодарение Господу! А касательно домашних распоряжений ваших, чтобы видеть вам, каковы они, нужно иметь в предмете благочестие и наблюдать во всем правоту, чтобы не было рвения и распрей. Все возможно о Господе любящим Господа и хранящим слово Его. Глаголет Господь: иже аще сотворит волю Отца моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Ми есть (см.: Мк 3,35). Июня 30-го, 1827 года 2.126. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Все мы человеки, все мы немощные и слабые, и сами о себе никак добра делать не можем, не только спастись; но призываемся словом Божиим ко спасению, и ежели только не противимся сему званию, идем, желаем послушать и спастись, тот-час в помощь содействует сила Божия, немощных и слабых укрепляет, и по вере их бывает им возможно то, что прежде казалось невозможным. Воля человеческая, когда будет предана на суждение Богу, тогда ей противно все то, что оскорбляет любовь Божию. Потому-то и распинается такой человек миру, а мир ему. Почитающий вас любовью о Господе, Георгий. Июля 13-го, 1827 года. 2. 127. Марии Петровне Колычевой Маленькое зеркало к видению больших добродетелей: 1. Чистая совесть. 2. Мирное сердце. 3. Кроткий дух. 4. Благопокорная воля, преисполненная милости и благоплодия. 5. Несумнительность. 6. Нелицемерность. Сими сопровождается: премудрость, свыше снисходящая. Плод же правды сеется мирно на сердцах мирных, по засвидетельствованию святого апостола Иакова. А в которых сердцах есть зависть и рвение, те пусть не хвалятся и не лгут на Истину. Такая (их) премудрость земна, душевна, бесовска, по засвидетельствованию святого апостола Иакова (Иак 3,15). Чувствую слабость сил, подверженных изнеможению. Господи, укрепи нас на всякое благоугождение пред Тобою! Июня 18-го, 1827 года 2. 132. Марии Петровне Колычевой Ничто не может сравниться с тем покоем, в котором хранится бездонная тишина и неизреченное безмолвие. Ах! нет никаких слов к изъяснению, как превосходно наслаждается сердце призыванием сладчайшего Христа. О, сколько можно, сколько можно, удаляйся от молвы, уклоняйся от суетных людей, употреби свою волю и ревность на взыскание угодного пред Господом и на приобретение вечных вещей. Все временное изменится, но вечное пребудет вечно. Не позволяй рассеиваться добрым мыслям: они от доброго сердца не должны отлучаться в дом чуждого: все там чуждо, где не назидается душа во спасение и не просвещается страхом Божиим. О, коль много мы обязаны дорожить временем в скоротечной нашей жизни! Оно дано нам для непрестанного занятия тем, чем только удобнее может достигнуть совершенного просвещения душа. О душа моя! не преставай дышать тем светом, в который мы должны войти по призвании. Лучше пусть померкнет свет в глазах, только бы душа не была мрачна и сердце не было ожесточено. Сентября 19-го дня, 1827 года 2. 133. Марии Петровне Колычевой О мир, прелестный суетою! Навек прощаюся с тобою. Таковое выражение прилично душе, стремящейся ко Господу. Благоприятная тишина покоя много способствует приобретению благих мыслей, которые почерпаются из глубины Давидова псалмопения. Помощник мой и Заступник мой еси Ты, Господи: на словеса Твои уповах. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего (Пс 118,114-115). Кто думает миру угождать наружностью, а Богу душой, тот в большой прелести и, питаясь помыслами мирского соуслаждения, не может видеть того света, который презрением мира и многими скорбьми приобретается в чистоте сердца. Словом истины преданный вам о Господе, непотребный раб Егор 25 сентября 1827 года 2. 134. Марии Петровне Колычевой Слава Богу о всем. Святитель Христов Тихон Задонский пишет, что «плотской человек всякий грех за ничто ставит, но духовный от всякого и малей-шего греха бежит, аки от лица змиина. Плотской человек не хочет со светом сим расстаться; но духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз. Плотскому человеку смерть люта, но духовному мирна». Г. Горняя мудрствующе, Е. Единомудрствующе О. О той жизни вечной, Р. Радости сердечной, Г. Где небесный свет И. Иоанну дает ответ: И. Иди и возвести всем о том, что слышал ты и видел — в откровении. Октября 9-го, 1827 года О тайна таинств вечных! О любовь чувств сердечных! Невидимое я люблю — И видеть то стремлюся. О тайна! О любовь! Опояшь меня словом крепости Твоея и обыми всего меня, как Тебе угодно. М. Молись, спасайся; А. Ад ужасен! Р. Рай прекрасен! И. Иди, друг, тесным путем, Я. Я иду сим путем и ночью, и днем. Твой о Христе Георгий 2. 147. Марии Петровне Колычевой Аще что творите, вся во славу Божию творите. Слово — образ души: оно, от искренности сердца произносимое гласом, прежде приемлется ухом и потом повергается сердцем к уразумению; препосылаемое же писанием приемлется глазами просто к сердцу и сообщается с сердцем по смысленному уразумению. Так Творец твари все премудро устроил! От сердца к сердцу слово переливается тайно, явно и обратно, по содействию духа. Вот видение, в которое вы теперь телесными глазами смотрите и которое вашим разумением смысленного слова сообщает сладость вашему сердцу... Как бы вы ни мнили, но за сущую истину, озаряющую сердце в совершенном разуме, вы не пожелаете иметь другого утешения, как только быть в превыспренней любви к Слову вечному и к Тому, чрез Кого Оно действует: в сем состоит подвиг человеческого совершенства; сие приобретается целомудрием в превыспреннем состоянии. Истинно есть: один всех Спаситель — Иисус Христос, Бог мира, Сый Божие Слово, Сый вечная Любовь: в Нем начало и конец любви истинно верующих в Него... Меня вызывают на поле старцев, а я млад умом: опасаюсь выйти, чтобы не посрамить старчества и не явить безумства необузданною младостью. Угодно вам знать, что я помышляю: лучше во рву со львами жить, нежели в народе быть и грешить. Лучше смертельно на всяк день умирать, нежели жить в сладости и Господа прогневлять. Лучше умерщвлять тело лишением телесных потреб, нежели умерщвлять душу лишением небесных благ. Лучше бессловствовать языком и хранить свое сердце в чистоте, нежели празднословить и осквернять свое сердце парением непотребных помышлений. Лучше без сравнения умереть от трудов и подвигов, в беззлобии и благочестии, нежели умереть в праздности, в забавах и злочестии. Теперь следующее призываю к себе: целомудрие и смиренномудрие да пребудут со мною в жизни сей многобедственной неотступно; в сердце моем любовь ко Господу да умножается день ото дня и любовь к ближнему, как к самому себе. Все свойственное, приличное, благопристойное душе моей — да действуется во мне правым духом в славу Божию. Все несвойственное, неприличное и неблагопристойное души моей да отвержется от меня в посрамление наносящего оное, злохитреца лукавого духа. Да царствует во мне дух любви, кротости и смирения. Да мучится в себе дух злобы, гордости, рвения. Все желание души моей да будет к Единому на земле и на небеси Богу. Да буду весь я в Нем и Он во мне благодатью Своею, действуяй и освящаяй, якоже хощет и якоже благоволил произвесть меня невещественным Светом на сей вещественный свет. Да будет воля Его; да истинствует же во мне совершающее Слово Его. Молюся: Господи! удиви в конец милость Твою на недостоинстве моем. Да постыдятся и посрамятся ищущии ми злая (Пс 69, 3)... Услыши, Господи, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду (Пс 63,2-3)... Сие моление и вам произносить потребно. Прости, сестра моя о Господе! Не скорби на меня, когда я немоществую и не пишу. Июня 10-го, 1828 года 2.159. Марии Петровне Колычевой С нами Бог! Победу вы одержите навсегда, ежели не выступите вашим изволением до конца из благоразумного терпения, которое вы предприняли ради Бога и души, в приобретение Бога о имени Христове. В сердце вашем имя Христово, всегда вами призываемое, есть ограждением вашим, столь сильным, что ни на небеси, ни на земле нет сильнее сего орудия. Господь просящим с верою подает Свою благодать, мир и душевное спокойствие, и в самое обуревание велением Его водворяется тишина. Бог с вами! Покойтесь в Господе. Промысл Божий свят! свято устрояет на обращение и тех, которые уже давно уклонились от сияющей истины в мрачную самость. Однако не отрекшийся своей воли учеником Христовым быть не может. 2. 160. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Все, что ни видим в нас противного Евангелию и житию Христову, есть порок. Евангелие и житие Христово есть свет,— все то, что свету сему противно в нас, есть тьма. Христианин без доброй совести быть не может. Лучше умереть христианину, нежели согрешить, и совесть обеспокоить, и Господа раздражить. Всякий грех заключает дверь к вечному животу. Нужен подвиг! Благонамеренно приложенный вами молитв священных сборник я с удовольствием получил; молитвами, как реками, вся напоявается вселенная, исполняется земля и высоты великих гор славно прославляют непостижимого Творца — Бога. От молитвы исчезают бесы, подобно дыму. Молитесь о мне, как и я молюсь о вас. Нет ли у вас, в Москве, страждущих за долги в темнице? Нет ли нищих, питающихся именем Христовым? Нет ли зельно болящих и находящихся по богадельням или в скудных больницах, алчущих и жаждущих утешения от руки, подать могущей с верою ради имени Христова, ради заповедей Господних? Нет ли таковых? Посетите их смиренно и снисходительно ради Бога. Милостию вашею посильною можете приобресть себе неизреченную милость Божию, вами благовременно просимую. Любовь совершает все: Бог есть Любовь. 31 августа 1828 года 2.162. Марии Петровне Колычевой Христос посреди нас! Пусть со всех сторон разными обстоятельствами, видимыми и невидимыми, обдержится душа: и в таком утеснении все она свободна, так что может человек из глубины сердца своего воззвать: Господи, изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Пусть кто, как хочет, о себе мудрствует и возносится: но нам надлежит смиряться с преданностью себя воле Божией; ведь нас научает слово Божие, что подобает нам творити, и что глаголати! Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою... Душа, освобожденная от ига работы мира сего словом Божьим, не должна опять повергать себя под иго той же работы. Озираяся вспять не можно достигнуть царствия Божия. С вашею истинно благоразумною мыслью о нравственном воспитании Алеши всегда я был согласен, чтобы привести его к единому истинному благу, при помощи Божией... И еще сообщается вам сердечная мысль: опасно простирать взор свой на видимое; вы сами знаете указание Христово, что царствие Божие внутрь нас есть, а не в наружных приятностях, которыми удобно пленяется телесное око, с потерею внутреннего благорасположения души... Все чувства нужно ограждать умом, внимающим своему спасению: кая польза, аще кто и весь мир приобрящет, душу же свою отщетит?... Дар сердца—умное разумение; шатание языков Апостолы верою утвердили. Повторим: спасение наше Господом Иисусом Христом! Сентября 14-го, 1828 г. 2.164. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! Промысл Божий есть весь мир спасти, но только не по нужде; да будет по соизволению благое. Писано: Царствие Божие нудится, и нудящиеся восхищают е; и: многими скорбми подобает внити в царствие Божие. Все сие требует соизволения, и таким образом волею нудящие себя подвизатися добрым подвигом — достигают царствия Божия. А оно внутрь вас есть! Где же в ином месте, или на каком краю мысль приходит вам искать его?... А чтобы от вздоров удалиться, нужно углубиться внутрь себя, тамо прослезиться, прочесть тайную молитву, и так никакие вздоры не могут повредить душе, добро творящей ради Бога... Вы желаете скрываться так, чтобы никто вас и не знал кроме Бога? Но вы знаете, как Павел Фивейский и Марко Фраческий спасались; и сам Бог открыл их всему свету. Вам желательно скрыться от людей? И это можно, когда можно скрыться от себя... долг христианской души уклоняться от зла и творить благо: и сие начало и продолжение простирается на всякое время и до самого конца временной жизни. Море мнений чтобы изсушить, А потом и рай небесный насадить, Работать нужно день и нощь. И где-ж возьмем мы эту мощь, Я наше, самость, —грех—чтоб победить? Един Господь нас может свободить: Мы в нем и дышим и живем. Сентября 28-го, 1828 г. Слава Богу! Вот первый месяц на другой десяток лет моего пребывания здесь на месте... 2. 167. Марии Петровне Колычевой Святой пророк Моисей так вещает к Израилю: внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Втор 15, 9). Вот убеждение ко вниманию себе, чтобы не по-грешить и не удержать втайне сердца беззаконное слово. Лукавый дух, обольщая сердце, когда найдет его склонным к слабой стороне, вносит беззаконный помысл и повергает в него; потом растворяет притворною сладостью, старается углубить его и, чтобы укрепить, воз-буждает в человеке самолюбие, в котором и прочие страсти, как сад, с большею удобностью насаждает и напоследок злотворит прикровенно под видом добродетели, чтобы душу отлучить от Бога... Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония — так во Второзаконии убеждал пророк израильтян к обозрению сердец своих, так и ныне Спаситель мира, Иисус Христос, глаголет к сумнящимся (Лк 24, 38): что смущены есте? И почто помышления входят в сердца ваша? Блюдите; да никтоже вас льстит (см.: Мф 24, 4). Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранные (Мф 24, 24)... Бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26, 41). 2. 178. Марии Петровне Колычевой Вы желаете богатства; и я, как вы, желаю. Только ищу приобресть оное из разумных бисеров. Будем же заодно искать, чтобы было, с чем пройти лежащий путь к вечному блаженству. Книга Священного Писания, как море,— в ней-то ищут бисеры; нужно познавание и рассматривание, чтобы собрать стоящее хранения нашего. А что у вас в сокровище сердца — нет ли камней непотребных? Это нужно осмотреть бесстрастным оком и выкинуть, чтобы в сердце находилось одно лучшее. Чего себе, того ж и вам желаю. Старица Евфимия Григорьевна усердно благодарит вас. Да вознаградит Господь вас богатыми щедротами Своими и за меня, нищего. О Христе: Воплотившееся Слово от Духа Свята и Марии, Пречистой Девы, бысть Человек; Он есть и Бог совершенный, и Человек совершенный; не два, но един Христос; веруемый, а не испытуемый, Сый превыше всякого разума Господь разумов, и все в Нем, и Он — над всеми! Аминь. Мая 30-го, 1829 года 2.186. Марии Петровне Колычевой Слава Богу о всем! Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и (Пс 33,15). Размышляющий о сих говорит: не можно сотворить благо, не уклонившись прежде от зла; а чтобы мирным быть, нужно трудиться трудом, взыскующим мира, чтоб прежде всего внутрь себя было мирно; потом стараться и удерживать сие всегда в себе. Удерживающие сами в себе мирные мысли ограждаются от обуревания молитвою, как колодезь или родник, огражденный стенами, никогда не волнуется. Алчущие и жаждущие страждут, покуда не удовлетворятся; укрепление ж с прохлаждением бывает пищею и питьем. Все подать по пристойности и по приличию есть дело здравого разума; всякая добродетель совершается любовью. Слава Богу! О Христе любящий вас недостойный Георгий. Октября 6-го, 1829 года 2.202. Марии Петровне Колычевой Вот служу вам выпискою из книги блаженного Максима о любви. Есть средства, которые останавливают страсти, пришедшие в волнение, и не дают им возрастать, и есть другие, которые утоляют их и ведут к истощению. Например: пост, бдение не дают возрастать похоти; а уединение, созерцание, молитва и любление Бога умаляют ее и искореняют. Так и в рассуждении раздражимости: долготерпение, незлобие и кротость останавливают ее, не дают ей возрастать, а любовь, милостыня, доброхотство и человеколюбие умаляют ее. Кто презирает всякую преходящую сласть, всякое телесное страдание и печаль, тот более всего любит Бога. Аз есмь путь, и истина, и жизнь, и дверь,— глаголет Христос. Желаю вам милости Божией. Достойный всякого презрения, непотребный раб Егор Июня 9-го, 1830 года 2.218. Марии Петровне Колычевой Слава Богу! И о птицах печется Господь. Но вы лучше птицы; нет места сомнению, чтобы оставил нас Господь во время наших воздыханий, когда всею душою обращаемся к Нему... Но сколько много — и очень много препинают душе, стремящейся к Богу, сливающиеся обстоятельства сего лестно гордящегося мира! Сия тьма разумеема вашему сердцу. Но чуждающемуся истины он кажется светом. Для верующих же очень приятно повторять следующее, что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим 8, 28); с любовью говорю вам это: самое дело может уверить не доверяющих Божию слову. Когда вы размышляете о начале и конце человеческой жизни, размышляете о настоящей кратковременности дней своих и о будущей вечности; размышляете о смерти, потом о вечной жизни праведных и о вечной муке грешных,— сие поистине приводит человека к познанию самого себя, убеждает к молитве, к совершенному познанию и деланию заповедей Христовых, к чтению Священного Писания и житий святых Божиих. Здесь с состраданием вы видите их житие в мире: как они терпели многие скорби и, будучи попираемы и поносимы от гонителей своих и ненавидящих, молились о них, да отпустит им Господь грех их. Они жили в крайней нужде и совершенном нестяжании и, о всем смиренно благодаря Господа, благоугождали Ему день и ночь. Посмотрите мыслию на сии ревностные их подвиги, усердие, веру о и любовь, горящую ко Господу своему Иисусу Христу! Все сие живо представляя в своей памяти, удобно возненавидишь и самомалейший грех свой, и всякое нерадение, и все прелести оболыценно веселящегося мира очень легко отвергнешь от себя, и жизнь изнеженная не будет нравиться более, но всем сердцем своим взыщешь единого истинного Бога: как бы угодить Богу словом, и делом, и самою мыслию. Тогда душа не восхощет более под каким-нибудь предлогом уклоняться от спасительных повелений Бога Вышнего, но прилежно будет искать и тщиться всеми силами, и средствами, и всем помышлением умолять Господа, да не помянутся к тому грехи ее пред Ним и да удостоится получить прощение и милость в час праведного суда Божия и страшного испытания, чего все святые ужасались: чтобы не быть отлученным тогда во огнь геенский, но остаться при Господе с возлюбленными Его и быть с Ним вечно, без конца. Обязанный вам любовию и искренностью сердца, сообщающий слово истины. Мая 29-го, 1831 года 2.220. Марии Петровне Колычевой Ради вас самих убеждаясь словом Божиим, даю заметить вам, что не только окрадывается время, но и душа окрадывается и ослабевает, когда читаете неподобающие нашему христианскому сердцу книги. Есть книги, преданные лестчим духом мира сего, и есть книги, преданные Духом Святым, которые и называются Священным Писанием. И кто книги сии читает с верою и благоговением, тот молится и беседует с Господом всем сердцем. Чего мы ищем, временного ли то, или пребывающего во веки, к тому и желанием нашим движемся. Умирает рыба без воды — умирает и душа без молитвы. Рыба сохраняется водою, а душа человеческая спасается молитвою. Нужно молиться. Не молиться Богу и не читать Священное Писание есть бедственный знак душевного состояния, и от сего-то приключается уныние... Лучше всего лишиться и временно пострадать, нежели уклоняться к утешениям мира сего и чрез то лишаться Бога и вечному подпадать мучению. Да сохранит вас Матерь Божия под кровом Своим! От всей души соусердствующий вам искренним словом. 2.223. Марии Петровне Колычевой Я Господом дышу: любовью крест пишу,— и страдаю от находящих... Буди милость Божия, спасающая нас! Да будет ограждено и ваше сердце словом Божиим. Между прочим, особенно внимая вам, размышляю и говорю внутрь сердца моего: может быть, вы теперь в сопротивных обстоятельствах, нимало не соответствующих взыскующему Господа сердцу вашему; может быть, обуреваетесь, подобно военному кораблю, стремящемуся по волнам бурного моря к надежде своей; а может быть, и слово Божие освещает ваше сердце, подобно утренней заре, прогоняющей темноту ночную и озаряющей землю... Вы сами знаете о себе, в каком вы положении находи-тесь ныне. По претерпении временных скорбей за благочестие предлежит вечное утешение. Известно вам, что от всего сердца молящаяся душа ко Господу очищается от чуждых вере и упокоевается в Промысле Божием. Песнь 3. Расширишася уста моя на враги моя: возвеселихся о спасении Твоем... Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит. Господь убожит и богатит, смиряет и высит, восставляет от земли убога и от гноища вос-ставляет нища, посадити его с могущими людей, и престол славы наследуя Ему. Господь Свят! Призирает на смиренных, Укрепляет правоверных Господь Вседержитель, Бог — Любовь, Спаситель! Все оставить, все забыть И для Господа лишь жить: Вот нам всех начал начало! Вот всех наших дел зерцало! Погружаясь в любовь Божию, благодарю вас за уведомление о преосвященнейшем Антонии. Свойственно святителю и рабу Христову — во всем смиряяся, винить себя, да привлечет всяко на себя оправдание Господне. Искреннее его приветствие к вам поистине свидетельствуется светом веры, которою живет и утверждается его сердце. Слава Богу! Сентября 13-го, 1831 года 2.227. Марии Петровне Колычевой Много меня утишало пятистихословие Св. Дмитрия Ростовского. Теперь нет его у меня; ежели угодно вам, утешьте меня им. О выписке ж вашей из какого-то письма свидетельствуюсь истинным словом: наше размышление да будет в вере и да подкрепляется самым делом, —и помощь Божия не укоснит. Не человеческое дело—бессмертную свою душу порабощать тленным чувствам смертного тела; управлять же чув-ствами по разуму есть самое человеческое дело. Или нечего подумать о вечной жизни? Как вы чувствуете себя, так и я чувствую, только надобно заниматься такими книгами и мыслями, которыми укрепляется и самая слабая душа: озираяйся же вспять, не управлен есть в царствие Божие... Господи, благодатью Твоею управи путь мой, как Тебе угодно. Святый Ангел Божий да сохранит вас! Ноября 18-го, 1831 г. Небесный воин укреплен, И вот—змий адский поражен! 2.240. Марии Петровне Колычевой Нет человека, могущего поистине похвалиться своей правдой. Кто мнит о себе нечто быть, тот прельстился. Наше оправдание — Христос! Похвалюсь ли о себе, разве только о немощи моей? В немощи моей сила Божия совершается. И святой апостол, ко вразумлению нас, искренно сознался: егда немоществую, тогда силен есмь (см.: 2 Кор 12,10). Нам пристойно мыслить и думать о том, что надлежит до спасения, до святой кротости, смирения, благочестия; а о прочем — прочим, изволяющим на все! Когда мы сражаемся с невидимыми силами, находящими на нас попущением Господним, тогда испытуется истинная наша любовь ко Господу, более ли всего любим Его. О, да одеет нас Господь светом, яко ризою! Матушка Евфимия Григорьевна больна; приобщилась Святых Тайн; утром будут ее соборовать маслом. Видно, к преселению готовится милостью Божией. Не замедлим и мы здесь... Господи, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, даждь ми слезы покаяния, и память смертную, и умиление. Господи, напиши имя раба Твоего в книзе животной и даждь ми конец благий. Господи, удиви на мне милость Твою. Не лиши мене небесных Твоих благ и благотворящим мне в жизни сей, послужившим немощи моей ради имени Твоего и ради усердия к недостоинству моему, во имени Твоем воздай сторицею щедротами Твоими. Аминь. Декабря 25-го, 1832 года 2.255. Марии Петровне Колычевой Письмо ваше мне сказало, что вы были больны и прискорбны... Да, видится, и все житие ваше скорбь и болезнь; потому что все, вас окружающее, есть превратно; а душа, вкусившая в разуме небесных истин, чувствует всю тягость лишения оных, когда вся затмевается от неподобающих. Ах, пусть будет вам сносно и приятно сносить единственно те скорби, которые претерпеваете за благочестие, хранимое вами о имени Христове. Сие не терпит, чтобы вы участвовали в таком веселом собрании, которому чужд истинный свет заповедей Христовых. Когда вы усердно внимали Божию Слову, в книгах Священного Писания хранимому Правоверною Церковью; тогда было вам светлее на сердце. На нем печатлелось, по преселении от здешних, наследование вечного блаженства, которое даруется свыше всякого здесь ума и воображения. Так в премирном свете уже одно воспоминание об оном может быть вам утешением, приятным для сердца, даже и в самых слезах ваших. Заверяю вас искренно истинным словом: что и самая опытность ваша скажет вам сегодня о том, что не можно в шумных забавах наслаждаться утешением мирным. Нет! не можно быть вкупе и с миром и с Богом! Благодарный за ваше о себе уведомление, помнящий вас о Господе, непотребный Георгий. 1 Июля 17-го, 1834 г. 2.259. Марии Петровне Колычевой Как после дождя очищается воздух и земля дышит ароматом, так после слез очищается душа и сердце исполняется новых утешений. Поэтому слезы нужны; и как от камня — вода, так от крепкого сердца — чистые слезы. И вы воспользовались ими, успевали отереть их! Как прохладный зефир приятно обымает солнцем согретое лицо, так приятно любовью согретой душе заключать в свои объятия страждущих. И как прикосновение солнечной теплоты требующему согретия телу бывает приятно и сладко для чувства, так и для души сладки и приятны слова чистой любви. Боже! сердце мое страхом Твоим да покроется смиренномудрствующее, да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре! Смирихся, и спасе мя Господь (Пс 114, 5). Ангел Божий и преподобная Мария да охраняют вас. 2. 271. Варваре Александровне Игнатьевой Вы не сирота, когда имеете Отца Бога Заступником и Покровителем вашим; святой Ангел Божий, данный вам при святом крещении, да хранит вас неотступно. Вам очень нужно во всякое время, днем и ночью, от всего сердца верою вашей приносить ко Господу сию молитву: «Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец». Наш враг есть злой, нечистый дух — человеконенавистник, клеветник и сатана, расставивший повсюду сети свои на уловление безопасных и неосторожных душ,— и в мире и в пустыне, в скитах и монастырях, в обществе и одиночестве. Един только Вседержитель Господь Бог, взываемый душой, избавляет от сих сетей вражиих и спасает молящуюся Ему душу; в сей самой надежде на Бога вы избавитесь от многих сетей. Кротостию же и любовию вашей побеждайте злобу, и покуда муж ваш жив, не оставляйте его; почитайте его как отца, молитесь за него: ведь смерть не за горами!'' Господь нам повелел быть готовыми во всякое время. Всякую неприятность и оскорбление, наносимые вам от какого бы то ни было неудовольствия мужа вашего, прощайте ему и не смущайтесь ради Бога! Непрестанно просите у Господа терпения переносить скорби: за это вы получите и наследуете блаженство вечное!!! Бьют часы, летят минуты! Все пройдет: и скорби люты, И забавы — лесть сердец, Все имеет здесь конец! Покров ваш Матерь Божия! Искренности вашей к Богу соусердствующий вам о Господе н. р. Е. 7 сентября 1834 года 2.272. Екатерине Васильевне Даниловой Весьма полезно вам каждое утро, по принесении утренних молитв, усердно повторять тропарь и кондак вашему Ангелу, святой великомученице Екатерине. Святой Ангел Христов, данный вам при святом крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, да сохранит вас в жизнь вечную. Спасайтесь! Истинно вам доброжелательствующий, непотребный раб Георгий 24 ноября 1834 года При сем вам для прочтения посылаю книжку «Краткое жизнеописание святых». Но, чтобы лучше и вернее знать жития святых угодников Божиих, нужно читать Четьи-Минеи. 2.275. Екатерине Васильевне Даниловой Вы Истиною удостоверены, что ищущие обретают, толкущим отверзается, просящим же дается. Сам Господь повелел искать, толкать и просить и объявил, чего искать: прежде всего нужно искать Царствия Божия. А где оно? — оно внутри вас есть. Поэтому и нужно его искать там, где оно есть, не в другом месте; тщетно его искать там, где нет; искать же и толцать, и просить там, где оно есть, не будет тщетно: тут оно обретается, дается, отверзается. Просите неуклонно, с верою и любовью, и дастся вам еще знати и разумети Господа и провождать житие ваше по всем заповедям Его. А заповеди Его не тяжки; они облегчают обремененных грехами и утешают их надеждою будущего века... Вы говорите, что не имеете человека, который бы руководствовал вас к вечной жизни. — Как можно ныне сказать то, что говорит при Силоамской купели расслабленный! Он тогда действительно не имел человека, который бы погрузил его в Силоамскую купель,— мы же ныне убеждаемся верою исповедовать, что Христос посреди нас, Бог совершенный и Человек совершенный, руководствующий нас словом заповедей Своих и спасающий нас яко Богочеловек. Господь Иисус, Наставник ваш, и мой, и всех истинно послушающих Его — вот истинный Посредник между Богом Отцем и ве-рующими в Него грешниками, вземлющий грехи мира,— следственно, и наши, и ходатайствующий о спасении нашем: един есть свят, един есть Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. К сему же и еще имеется земной посредник — иерей, служитель Божий, ваш и мой духовник, свидетельствующий исповедание наше пред Господом и благодатью Его кающимся подающий оставление и всепрощение грехов наших. Довольно ли для вас этого, когда вы притом удостоиваетесь и самого причащения Святых и Животворящих Христовых Тайн, во оставление грехов и в жизнь вечную? Вы сами можете рассуждать: что наш истинный Путь, по которому неуклонно следует нам идти, есть Сам Иисус Христос, и кроме сего Пути ко спасению вечному нет другого. Чего же искать более? Господи! К Кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar