Меню
Назад » »

Георгий затворник, Задонский / Письма (31)

О посте 1.52. К Н. Н. Святая Церковь ныне приятно взывает к своим чадам: «Придите, очистим себе милостынями и щедротами убогих, не трубя, ни являя наше благотворение, да не знает левая рука правой дело, да не расточит тщеславие плод милостыни: но в тайне тайное ведущему воззовем: «Отче, оставь прегрешения наши, как человеколюбец». «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы с умилением, и об убогих попечение, Христос в писаниях завещал». „Проходя житие непостоянное, в разбойнические помыслы впал и уязвленный сделался смрадным: Врач болящих, дай мне руку, святых Твоих всех мольбами ". „Лютого греха буря мое помышление смущает: как Петра спаси меня, Иисусе, поющим: все дела благословите, пойте Господа." „Воздержанием страсти умертвим, постом дух направим к небесам, и воззовем умилением сердца: согрешили Тебе, Боже: как щедрый, прости". Страстей мучительством, Господи, не приведенную в рабское состояние душу мою покажи: да свободно творю волю Твою радуясь, и славлю державу Твою во веки. Постимся от страстей гнева, насладимся любовью неложной, напитаем убогих хлебом, божественной питаемые благодатью, и слезами слезы угасим будущего изречения. Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, оставим и соблазны греха, отпустим и братии долги, да и нам простятся прегрешения наши: так вот возопить сможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи. 1. 127. Княжне Татьяне Андреевне Волконской Слава Богу! Великий пост; пятой недели понедельник. Бог — благости пучина!.. А суетам — придет кончина. Давно уже об этом я с вами не говорил. Быстрее стрелы несется время к цели окончания своего! Как все проходит неприметно, возлюбленная моя сестра о Господе, и проходит невозвратно! Когда довольствуемся настоящим, тогда и следующее встречает нас; от благих начинаний — благие и последствия; от воздержания и поста — следует чистота душевных чувств, радость сердца и веселие такое приятное и сладкое, какого любящие со услаждением до насыщения пить и есть не могут вместить; оно вмещается в алчущих и жаждущих небесного Света — Христа... Вам известно, что любители временного удовольствия восхищаются, когда находят и видят пред собою довольно перемен к наслаждению и насыщению себя; и огорчаются, ежели кто напомнит им о должном воздержании и посте; бесстрашно нарушают все постных дней установления Святой Церкви; бранят и порицают рачительно постящихся и не согласующихся с ними; называют таковых, благо-угождающих Господу, тщеславными, гордыми и грубыми невежами; а к тому еще приговаривают, желая оправдать невоздержное свое сластолюбие: «Ведь любовь спасает, а не пост» (конечно любовь, только не самолюбие). Они не могут того слышать и верить тому, что Сам Господь глаголет в Евангелии: ничимже изгоняются бесы (а с ними и душевные злые страсти), только молитвою и постом (Мф 17, 21), которыми свидетельствуется и чистейшая любовь. Но насыщающиеся не чувствуют горя своего, о котором Сам Христос свидетельствует, говоря: горе насыщающимся ныне (Лк 6, 24): таковые вечно взалчут и не утешатся. Да и ныне пространно питающиеся уже приходят в бедственное состояние, впадают в долги, в нищету! И сами же всех обвиняют, на всех ропщут: будто другие были причиною их скудости и бедствия. Горе невоздержно живущим: в них непрестанная молва, клевета, лесть, коварство; они смущаются и поносят всех, которые не по их мыслям и не соучаствуют в их мнениях, у них междоусобная распря, а другие ими обвиняются, и в насыщение их гнева нередко невинные должны терпеть от них оскорбления. И всему этому причиною презрение поста и гордое о себе мнение! Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. …1826, марта 29-го 2. 6. Марии Петровне Колычевой Великий пост — великие крылья, чтобы быстрее пролететь сквозь мрачные облака в небо. Любезно поздравляю вас, сестра моя о Господе; внимательной мыслью смотрел я на печатку вашу: она живо выражает Голгофу, спасительный Крест, Адамово смирение, и возвышение, и искупление — всего человеческого рода; ваш вензель (под Крестом на стороне, на которую Спаситель Бог благоволил призреть, склоня Свою главу), представляет глубокую философию в рассматривании Голгофы, Креста и головы Адамовой; тут пленяется весь ум глубиною Божией Премудрости и вылетают, подобно голубю, сии спасительные слова: «Смирение высоко!» — и сим кротким произношением поражается гордость, надменный дух исчезает и поглощается тартаром... Камень, представляющий имя и фамилию вашу, склонен под правое крыло Креста Господня. А Адамова голова, как бы для удивления таинству Креста, вынесена из недр земли и положена к крестному подножию; бугроватые холмики служат к величественному изображению той важной истины, что вся высота уступает свое преимущество смирению! Истинно ли я выразумел смысл печати вашей?.. Истинная христианская любовь, как чистое зеркало, без прелести показывает всякую вещь точно такою, какова она в самом деле есть; наша совесть, верный друг наш, в сей любви может хорошо познавать себя и показывать очищенному уму душевные погрешности для исповедания пред Господом и пренесения в том истинного покаяния. Тот истинно кается, кто отвращается от грехов, как от мерзости, и просит Господа, чтобы укрепил в продолжение истинного покаяния и не допустил бы его более согрешать к тому. Что есть грех? Грех есть беззаконие. Ни в пище, ни в вещах нет греха! Но в беззаконном употреблении оных есть грех; в мясе нет греха, но в пожелании мяса во время поста и в неповиновении постановлениям Церкви есть немалый грех. Не грех есть, но грех нарушать заповедь и желанием привязываться ко вкусу пищи: вкусил Адам запрещенной пищи — и потерял рай! Так и ныне теряют те рай, которые о себе умствуют и не повинуются правильным положениям Апостольской Церкви. Я не сомневаюсь в вашем воздержании, что вы по-христиански соблюдаете установленные посты ради спасительного приобретения. Сластолюбцы Царствия Божия не наследят,— это повторяет святой апостол Павел. И медики не отрицаются утверждать, что простая пища лучше приносит здравие человеку, нежели иная сладкоприемная. Я говорю о совершенных в знании и испытании человеческой натуры — и нелестных медиках; а прочие пусть умствуют, как хотят. Истину пишу: что человек, какой бы ученый ни был, покуда мудрствует о себе и привязан к земным удовольствиям, никак не может иметь истинного понятия о небесных вещах! К понятию сему ближе простосердечный земледелец, нежели надменный философ; для принятия веры нужно простое сердце, и тогда бывает то, что верующему — вся возможна суть о Господе; а неверующий уже осужден есть и не может разуметь истины, но живет по своей воле и тонет в пожеланиях своих, прельщая себя временными услаждениями. Вот совершенное несчастие: ежели человек не обратится от сего чувственного очарования к истинному свету. Истинный свет — Иисус Христос! Все противящиеся Ему — тьма; любящие Его охотно и радостно исполняют заповеди Его. Свет повеления Твоя на земли — сии слова произносит царь Давид (Исаия); следовательно, уклоняющиеся от повелений Господних непременно во тьме ходят, как бы они ни умствовали и как бы что себе ни представляли. Горе называющим тьму светом, а свет тьмою! И среди народа вы можете призывать в сердце имя Иисусово и приносить сердечные молитвы ко Господу. Да озарится сердце ваше сущей Истиной — Иисус Христом! Мне ваше предложение приятно; ищу, сколько можно, все обратить вам в пользу при содействии Божием, да устроит Господь путь ваш к лучшему. Когда некая израильтянка, оставивши суетные труды, единому внимала слову Божию,— тогда Христос произнес сии слова: Мария благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк 10, 42). Господь похвалил Марию пред Марфою, которая много трудилась и заботилась о телесных вещах; однако Господь приемлет и телесную добродетель: он у них в то время остался кушать, и Марфины труды не тщетны были, ибо она с великим усердием готовилась угостить Его. О, коль приятно благоволение Господне! Радуйтесь, радуйтесь сердца наши о Господе! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! Хвалите Его вси Ангели Его! Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! Аллилуиа — вовеки! Георгий. Февраля 22-го, 1824 года, в 5-й день Великого поста 2. 54. Марии Петровне Колычевой Умеренность во всем приятна, излишество же отягощает или расслабляет. Но как люди не одинаковые имеют меры сил своих, потому и умеренность поста каждый свою имеет. Пост каждому нужен и весьма полезен: постом обуздываются плотские страсти и умеряются душевные пожелания; постом утончаются мысли, приемлется истинный разум и ум делается зрительнее. Молитвою и постом прогоняются бесы; что ж еще искать превосходнее сей силы? Однако объявил Господь: не радуйтесь, что бесы вам повинуются; но радуйтесь... что имена ваша написаны суть на небесах (см.: Лк 10, 20). 2.210. Марии Петровне Колычевой Вы убеждаете меня хотя одну строчку написать к вам. О мудрость, разум, просвещение, Коснися мысленных очей! В нас мраки, бури, возмущение Лишают душу ясных дней... Вы мне дали видеть ваше мерное воздержание и с любовью спрашиваете письмом своим об употреблении всякой предлагаемой вам пищи. И я вас взаимно спрошу: можете ли вы предлагаемую вам всякую пищу употреблять, как простое зелье? Я сознаю себя из немощных немощнейшим; вы лучше меня пользуетесь мерностью воздержания. Спросите сами себя — и вы радостно удовлетворитесь, что, где только царствует воздержание, там не владычествует холера. Это говорю собственно о холере, а не о той болезни, которую ныне везде, где только могут, как некое чудовище, стерегут и караулят... Лучше бы каждому охранять себя от всякой неправды, чтобы избежать вечной смерти; а временной истинные христиане не боятся. Мир и тишина, питающая душу небес-ною любовью, да водворяются богатно в сердце вашем о имени Христове! 30 ноября 1830 года 2.266. Марии Петровне Колычевой Радостно мне поздравлять вас с наступающим победоносным подвигом великого поста. Ныне Ангелы радуются, а бесы унывают: ибо знают, что покаянием, постом и молитвою грешники обретают небо, с которого они свержены за гордость. Покойтесь в Господе! Покров вам Матерь Божия! Утешайтесь чаянием радостной жизни в будущем веке за претерпеваемые здесь скорби. Помнящий вас о Господе, непотр. р. Егор. Января 26-го дня, 1836 г. 2. 285. Екатерине Васильевне Даниловой Взаимно поздравляю вас со святым сорокадневным постом. Это самое благоприятное время для покаяния и очищения души от грехов; сею дверью покаяния отверзается небо, и входно бывает покаявшимся грешникам. О, какое неизреченное торжество Ангелов! Какое мучение и скрежетание диаволов! Они мучаются завистью и рвутся злобою, что человеки грешники, покаявшись и исповедавшись, обращаются и приступают к неприступному Богу, по Его к ним снисхождению, и повинуясь Его заповеди, удостоиваются такой Его милости, на славу которой мрачные духи и взглянуть не могут; трясутся от ненависти, рыкают как алчные львы, но поглотить не могут спасающихся о Господе Иисусе Христе. Не унывайте же, возлюбленная сестра о Господе. Господь просвещение мое и Спаситель мой и ваш и всех верующих и спасающихся во имя его. С радостью посылаю вам книгу Святаго Ефрема Сирина: вы увидите в нем чего не видели в мире. Господи, отверзи ми ум разумети писания Святых Твоих, возвещающих волю Твою и поучающих словом Твоим спасению вечному. Февраля 18-го дня, 1885 г. 3.17. К А.П.Р. С Ангельским праздником приветствую вас о Господе. Желаю побеседовать с вами о царствии Божием. Где же его искать, если не в сердце, если не внутри себя? — царствие Божие внутри вас есть, сказал Иисус Христос. Из этого видно, что какие бы наружные вещи ни окружали нас и сколько бы ни услаждали взор и чувственность, однако в них царствия Божиего нет. А где нет его, там тьма объемлет идущих. И все те идут во тьму, которые не возвращаются к свету, которые полюбили тьму паче света, полюбили темные и дымные мечтания, воображения, мысли и разговоры, предались неправым предрассудкам, ложно представляющимся вольно мысленному суждению за истину, и привыкли действовать и жить по чувственному желанию сердца своего, а не по заповеди Божией. Вот несчастие больше всякого несчастия, и опаснейшее самой смерти! Как же избавиться от этого несчастия в малом времени здешней жизни? Кого другого нам спрашивать о средствах к тому, когда сам Спаситель Иисус Христос научает всех спасаться молитвою и постом? — А которые шутят и смеются, не хотя принять на себя сего нужного предлагаемого Богом подвига, те как разумеют себя, и как познают Бога, презирая заповедь Его? — Скажут иные: мы верою познаем, что милостив Господь, не погубит нас слабых. — Да ведь это и есть Его милость, что Он, любя всех, всем открыл средство, как спасаться, когда сказал ко всем слабым, чтобы молитвою и постом пришли в силу спасения, отвращаясь от Египетских мясных котлов. Пусть лютеранин указывает на слово Господне: не сквернит в уста. Точно так Господь сказал, когда фарисеи осудили учеников Его, что они сели за стол кушать, не умыв рук: но Лютер худо понял силу Господня слова. Поистине об этом объясняться долго; мы веруем во едину Соборную Апостольскую Церковь, и все посты, утвержденные вселенскими соборами и чрез Святых Отцов установленные, приемлем и почитаем. Святая Церковь особенно похваляет тех, которые особенно просияли постом и мо-литвою, и Господь почтил тела их нетлением и благоговением: следовательно, пост приятен Господу. К сему присовокуплю: что свято приемлем в чистом разуме, то не сквернит входя в уста: так—ежели бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мертвого коня покушать: не согрешил бы, что поел за нужду, как уверяет Василий Великий. Но без нужды и вопреки правилам Церкви прихотно пожелавши мясного жаркого и накушавшийся в сытость, согрешит за непристойное пожелание и услаждение похотения своего. Не сквернит уста пища, по нужде употребляемая; но скверные мысли рождает излишне приемлемая. И святой Апостол объявил, что в пище нет царствия Божиего; но он же заметил, что кто пространно питается, тот живой умер. Он сказал, чтобы один другого не осуждал за пищу: однако не как-нибудь, не по прихоти велел избирать пищу, какую угодно: а научил при всех делах, — едим ли мы, пьем ли, все творить во славу Божию. И кто не сознается, что воздержанием и постом прославляется Господь, а невоздержных насыщением и пожеланиями различных яств прельщает враг даже и желающих жить благочестиво? — Кто пожелает мяса, или хоть и гороху с пристрастием, тот согрешит прихотливым пожеланием; а в ком не возбуждается пристрастное пожелание, кто имеет другую пищу и ищет царствия Божиего, тот не будет без нужды есть лакомых кушаний, и особенно вопреки постановлениям Церковным. Простите грешного раба Георгия. Ноября 8-го дня, 1824 г. 3.40. К П. И. В. Не старайтесь находить предсказателей, кои будущее предрекают, ибо, кроме Бога, никто будущего знать не может. Господь силен назначить и отменить самую минуту смертную, что мы видим в предании: ниневитские жители чрез молитву, пост и добрые дела получили отпущение грехов и самая смерть, им предсказанная пророком Ионою, отменена была. Посему, кто соблюдает с верою посты и молитвенные правила, того Господь со избранными причтет, а кто постов не уважает, тот на Вселенских Соборах подвержен проклятию, что в Требнике усмотреть удобно можете. 3. 85. Е.П. Утешение в печали есть возложение печали на Господа. О, как мне это больно, что по сие время не умею презирать себя! Будем же усерднее повергать себя пред назирающим сердца наши Господом, да научит нас кротости и смирению, чтобы быть покойными... Святые Отцы правильно называют пост и молитву двумя крылами; ведь без них не можно отягченному земными пристрастиями и заботами приблизиться к небесным радостям. 6-ю Февраля, 1825 т. 3. 94. К Е.Я.Т. Вы мне открылись, что в постные дни кушаете постное, а в скоромные — мясо. Оно вам нездорово; оставьте, пожалуйте; кушайте одно молочное, какое вы сами любите. Только прошу принять сие с вашего изволения, а не вынужденно. Угодно вам иметь чистую мысль и приятную легкость тела? Так полюбите умеренный пост: в три месяца вы можете получить новые силы, новые мысли и светлый ум, когда будете заняты частым чтением псалмов, Евангелия и Апостола. Молитвою утверждается душа и очищается память. Может, покажется вам это трудно? Но где есть любовь, там все легко... Любовь нас сближает и дает дерзновение говорить друг к другу сколько можно прямее и простее. Может ли сердце смущаться там, где веселит сущая истина?.. Потерпеть временно, а радоваться и наслаждаться вечно — это верный выигрыш. Ведь многими скорбями можно приобрести неизменяемое утешение. 3. 98. К Е.Я.Т. Скажите мне, кто вас наградил пространной такой молитвой? Кто это сочинил вам и столь смело предал ее к упражнению вашему? О мраки! Они текут от парящего неведения и дымоватой едкостью ослепляют дерзкую душу. О, истина святая! Ты, присносущный свет наш, озаряй сердца ваши и ограждай нас от суесловия, противных святому завещанию твоему. Господи, дай нам на всякий час мыслить благо и благоустояться в правоверии Св. исповедания Твоего. Свято обязаны мы хранить установленные Церковью посты относительно качества пищи и умеренного воздержания, чтобы покорить пожелания плотские разумному духу. Для этого-то и не щадили своего тела те, которые во всем разумно покорялись правому духу. Св. Апостол Павел сознавался: когда немощствую, тогда силен есть": итак в немощи нашей сила Божия совершается. Любезнейшая сестра! Необходимое только нужно: среду, пятницу, а когда есть произволение, и понедельник сохранять повоздержнее прочих дней. Если угодно, можно в сии дни однажды кушать, а в прочие дважды, только умеренно и не более трех перемен; и чем проще кушанье, тем оно здоровее для желудка: тело наше слабеет от услаждающих его кушаний.— Простите меня. Августа 13-го, 1825 г. 3. 117. К Е.Я.Т. Поздравляю вас с Воскресением Христовым. Как себе, так и вам искренно желаю о имени Христове во всяком воздержании воскреснуть в жизнь вечную и молю Господа Спасителя, да никакое нездравое слово не исходит из уст наших. Вчера на вопрос мой к молодому вашему посланнику: «Где он промедлил?» — он отвечал мне: «Меня позвали чай пить, и я не умел отговориться». За это я не винил его, а сказал: «Вы сделали учтивость, это дело не худое. Но пользовались ли вы добрым словом так, как чаем?» — «Меня спрашивали,— отвечал он,— ем ли я мясо? И сказывали мне, что прежде бывшие монахи быков кололи и ели». Проговорив это, он меня стыдился и со слезами смотрел на меня, желая получить на это мой ответ. Я скромно отвечал ему: «Вы много можете получить пользы от искреннего вашего сознания. Прошу вас принять это к сердцу и помнить до гроба: лишь только первый человек Адам появился во вселенной, тотчас последовал и пост, и воздержание; это установил Сам Бог. Можно даже сказать, что Адам первый был монах и, покуда не преступил заповеди воздержания и поста, наслаждался в раю вкушением неизреченной сладости, истекавшей от всех райских источников; а за невоздержание и преступление заповеди Господней он был выгнан и осужден на смерть. Когда же явился во плоти Сам Господь Иисус Христос для искупления от погибели падшего человеческого рода, Он явно всем возвещал о силе поста и молитвы и говорил об изгнании духов нечистых так: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (см.: Мф 17, 21). Вразумись, молодой человек, и убегай от сказок, повреждающих слух твой: не смотри на то, что делают и говорят люди, хотя бы они были и в монашеской одежде; но внимай слову Божию и живи не иначе, а так точно, как научает слово Божие: сохраняй все установления Православной Церкви, будь родной сын ее, а не пасынок, отметающийся от нее и уклоняющийся в своевольство вольнодумцев. Может быть, и ныне есть люди, которые, вопреки постановлениям Церкви и собственным обетам, едят мясо быков и вместе с тем поедают человеческие души, соблазняя оные. Мясо — вещь сама по себе мертвая, но употребляющие мясо в противость правилам Церкви — осуждаются за невоздержание. Не только от воспрещенных яств, но и от неумеренного употребления всякой другой пищи будешь воздерживаться, ежели хочешь быть спасен». Вот что, матушка, говорил я ему в его и общее наше назидание. 25 октября 1825 года 3. 321. К П.И.А. Радостно поздравляю вас с Великим постом. Даруй, Господи, препроводить оный с благоговением и с радостью встретить Светлый день Воскресения Христова. По искреннему усердию вашему сообщаю вам маленькое правило. Да управит Сам Господь подвизающихся истинным путем в жизнь вечную! Восставши от сна, по прочтении утренних молитв, читать Псалтирь, сколько успеете до утрени. Потом от утрени, пришедши в келью, еще продолжать оную. После порукодельничать, помолиться по четкам — и к часам. После часов немножко отдохнуть, ежели изнемогаете. Потом за чтение жития святых отец. По чтении рукоделие и молитвы. А после повечерия трапеза: сухоядение или, по немощи, чай с хлебом; потом рукоделие, чтение Псалтири; каноны, сколько можете, и молитвы на сон грядущим. Одним словом сказать о правиле: должно всегда быть в занятии — или в молитве, или в чтении, или в рукоделии, чтобы всячески избежать праздности и празднословия. Святой мирный Ангел Хранитель ваш да сохранит вас под кровом Матери Божией! 19 февраля 1832 года 3. 342. К П.И.А. Постом умерщвляется всякая страсть греховная и, как от тяжкого сна, пробуждается душа и животворится в жизнь вечную. Пост умерщвляет плоть и оживляет душу: убеждает ее на молитву и пленяет всю ее в любовь Божию... Просиявый постом святой Илия Пророк на огненной колеснице взят на небо, а святой Иоанн Пророк и Предтеча и Самого Господа удостоился быть Крестителем. Да и Сам Господь наш Иисус Христос не постом ли посрамил искусителя диавола? Пост, молитва и любовь человека земного делают небесным; о нем радуются святые Ангелы, а диаволу наносит он раны и посрамление. Простите. Прошу святых молитв ваших о соблюдении Великого поста, да укрепит нас Господь во спасение наше. Во всякое время и во всякой вещи с верою и любовью поручаем себя покровительству Божией Матери. 10 февраля 1833 года 3. 374. К П.И.А. Радуйтесь о Господе! Приближается Великий пост — ангельская радость, а сопротивникам язва! Бесы унывают, когда видят кающуюся душу: очень им мучительно это, что Господь дал грешникам покаяние и кающихся от всего сердца удостаивает прощения и милости Своей. Полюбим пост святой и молитву чистую с покаянием о грехах своих: это поведет нас от земных прелестей к небесным красотам, от временных скорбей к вечным утешениям и преставит нас от смерти к жизни. Тогда-то сколь приятно будет нам наслаждаться вечною любовью! 2 февраля 1886 года Оглавление О тщеславии 1. 128. Княжне Татьяне Андреевне Волконской Размышление о тщеславии: Что значит слово тщеславие? Я так понимаю его: это слово двусложное; оно составлено из двух значений: тщетно и слава: из сего видно, что тщеславящийся человек любит тщетную славу и в том услаждается чувством надменного самолюбия. Вот разница: тщеславиться и быть тщеславиму. Тщеславиться есть страсть внутренняя и от собственного изволения зависящая любовь к тщетной славе. Все же такого рода человеческое само о себе мудрствование и мышление тщетно и непостоянно, а потому и слава, в которую облекает нас наше суемудрие и мнение, тщетна и не постоянна. Господь в Евангелии обличает славолюбцев: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин 5, 44)? Видите разум слова Господня: что приемлющие тщетную славу, или тщеславящиеся, не могут веровать и жить во славу Божию. Нам нужно испытание, или искушение, во спасение наше: могу ли я сам себя заверить, что я не люблю тщеславиться? Здесь надобно выдержать поношение и презрение от людей: и ежели не оскорбится сердце, то право мудрствует о Господе и не ищет славы своей. А если смутится от поношений, то из сего познается его малодушие и страсть к человеческой славе, а вместе и неверие тем же обличается. Быть же тщеславиму — значит быть предметом внешней или наружной славы, в которую наряжают нас другие, судя по видимым делам и по своим понятиям: кто как разумеет, так и умозаключает; и при этом обыкновенно бывают разномыслия, недоверчивость и спору здесь любящие показывать себя щедро рассыпают свои противословия, пререкают и противоречат, не взирая ни на что основательное и обдуманное, но только желая удержать свое слово наверху... Господи, призри на смирение мое и помилуй мя. Коснися горам — и воздымятся (см.: Пс 143, 5)... Чрез смирение я разумею чувство моей немощи и ничтожества, или худости и бессилия; а злых духов, нападающих на меня и воюющих душу мою, я в переносном смысле сравниваю с горами, потому что они надменны и горды,— но исчезают, яко дым, от прикасающейся силы Креста Господня. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им... Не умру, но жив буду, и повем дела Господня (Пс 117, 11-12, 17) — сие произносил святой царь Давид. Апреля 8-го дня 1. 130. Княжне Татьяне Андреевне Волконской Христос посреди нас! Слава Богу! Приятно простое мыслей сообщение, благонравная сознательность любезно оправдывает смиряющихся во имени Христове. Какой залог сердца там, где преданная душа алчет и жаждет единого Бога и назидается Господом своим Иисусом Христом, единым Богом? Не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся! Утешаюсь, любезная сестра о Господе, что весьма приятно вам чтение Священного Писания; когда же читаемое свидетельствуется от нас еще самим делом, тогда истинная радость служит нам обновлением чувств — это еще без сравнения приятнее!! Правда ваша, что должно блюстись тщеславия более, чем самой смерти! Оно, как ад, пожирает и великие добродетели у любящих тщеславиться людей. Надобно страшиться сих зверей: гордости, тщеславия и злого самомнения; сии страсти очень скрытны — они принимают на себя разные виды добродетелей и потому не скоро познаваемы бывают; строгое и трудное нужно иметь испытание к самим себе: не гнездятся ли в нашем сердце сии тайные губители наших душ? Будем молиться, подражая святому Давиду, царю и пророку; он молился: испытай мя, Господи, и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен (Пс 138, 23-24). Из этого видно, что мы испытывать-то сами себя не в состоянии: любим, по снисхождению к немощам своим, всякие находить себе извинения и лестные о самооправдания, а потому и имеем нужду просить, чтобы Сам Господь испытал нас и наставил на путь правый. К этому ж прилагаем и еще Давидово моление (Пс 18,13-14): Господи, грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего.. . Пишет святитель Христов Тихон Задонский, что «христианская живая вера без страха Божия и любви не может быть. Читай псалмы святые, писания пророческие и апостольские, жития святых, верою угодивших Богу, и уразумееши истину; но тою верою, которая только на устах носится, а не в сердце, не прельщайся, таковою верою многие наполнены. Осмотрись убо, возлюбленный христианин, пока время не ушло, и воздыхай ко Христу, чтобы Сам Он исправил сердце твое и наставил на путь Свой». Апостол Павел пишет: все, еже не от веры, грех есть. Аще убо умросте со Христом от стихий мира, почто, аки живущие в мире, стязаетеся; не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи: яже суть вся во истление употреблением, по заповедем и учением человеческим (см.: Кол 2,20). Не попусти, Боже, кому сии слова неправо разуметь и толковать; весьма нужно убегать кривотолков, которые с каждым днем умножаются, прельщаются сами и других прельщают. Свет Христов да озарит вас к видению и познанию сущей истины! Он же Сам, Господь наш, есть и Свет и Истина…. 3. 139. К А.Т.Б. Очень нужно различение духов по правому разуму: есть духи, действующие на вселенную посредством человеческих душ, послушных им и соуслаждающихся с ними в превозносительном парении,— они реками льются, только не для обмовения нечистот, но для поглощения всего, что ни попадется им для унесения в бездну адскую. Нередко слова Священного Писания повторяет и дух антихристов; но пагубная его хитрость познается в лукавстве его течения — надменного. Дух не Христов искони силится возвыситься над Христом и ниспадает в преисподнюю. Глас Спасителя всегда одинаково призывает нас к учению: научитеся, говорит Он, от Мене (не дерзновению, поражающему души, но кротости и смирению, упокоевающему души), яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим... (Мф 11, 29). Так свет во тьме светится, и тьма Его не объят (см.: Ин 1, 3). Истинный Свет — Иисус Христос, Сын Божий: и тьма мира сего не может объять Его, не познает Его... Темна вода во облацех воздушных (Пс 17,12): нет света в надмевающихся умах... Прошу усердно вас вниманием вашим приникнуть к апостолу Иакову: вещание его назидательно ко спасению и просто к уразумению... Вы много утешили меня водою от гвоздя Христова. Я только проездом был в Москве и не поискал времени ознакомиться с нею. Июня 20-го, 1828 года
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar