Меню
Назад » »

Георгий затворник, Задонский / Письма (3)

2.232. Марии Петровне Колычевой Никакого нет расстояния там, где мысль единствует. От всея души поздравляю вас с принятием Божественных Таин—истинного тела и истинной крови Христовой. Да повторяется благодарная молитва ваша! Искренним сердцем сорадуюсь вам! это жизнь наша! это свет! это любовь, побеждающая всякую смерть!!! Ни с чем несравненно наше счастье, когда мы неразлучно пребываем с Господом. Он для нас все. Прошу о мне ко Господу молитв ваших. „Знай точно, что нет там живой веры христианской, где есть пристрастие, или любление богатства, чести, славы и сласти мира сего. Истинная живая вера отводит христианина от всего онаго и движет его к желанию и исканию небесных и вечных благ: ибо истинная, живая вера есть дар Божий—духовный, и потому внутрь человека учит духовных благ искать". О сем пишет Святитель Тихон. Возлюбленная сестра! время наше так дорого, что когда оное потеряем, или упустим, то уже ни купить, ни возвратить его ничем не можно. Будем же упражняться прилежнее в том, что более всего служит нам ко спасению. А если что только препятствует, или развлекает нас, то положим сейчас начало благое о Господе, по всей возможности от таковых упражнений уклоняться. Ищущим же прежде всего царствия Божия прочее само прилагается. Возложим печаль свою на Господа, и Той нас препитает. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит: на месте злачне — тамо всели мя: на воде покойне воспита мя. Вы плачете: это я чувствую; но Господь ублажает не веселящихся, а плачущих ныне; таковые утешаются вечно. Поплачем вместе о том, что мы здесь в опасности находимся: посреди мира и прелести духа лестча. Февраля 15-го, 1832 г. 2.233. Марии Петровне Колычевой Жизнь моя подобна сну! О, как я долго спал! Мысль моя говорит мне: пора уже готовиться тебе в свое отечество, еже на небесех. Кажется, здесь ничего твоего нет; попекись же ныне о душе своей, пока не опоздал; не смотри на то, что мир делает. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс 33,15). Пока время есть, пока душа в теле, еще в твоей воле состоит, молись Господу и не люби никого паче Господа. Припомни слово великого Арсения: всех люби и от всех беги. Не можно быть вкупе с человеками и с Богом — между человеками многая молва, всякая ложь и неправда, которые много удаляют от Бога. Беги от человек, да спасешься. Но куда же мне бежать? Не знаю... Или погрузиться в бездну сердца моего и там безмолвствовать. Се время благоприятно, се день спасения. Пребывайте в чтении душеспасительных книг и молитве; потерпите здесь временно, чтобы тамо не страдать вечно. Поистине, жизнь наша здесь труд и оскорбление, зато там будет покой и утешение без конца!! Всею душою соусердствующий вам о Господе, непотр. р. Е. 2.247. Марии Петровне Колычевой Наше спасение — Иисус Христос: и что Он повелевает, то очень нужно нам слушать, знать, хранить, творить, о том только помнить, думать, мыслить, писать и говорить. Дело идет не о временных благах, скоро изменяющихся, но о вечных, без конца пребывающих. О имени Христове искренно соучаствующей истинному спасению вашему непотр. раб Егор. Ноября 12-го дня, 1833 г. 2.248. Марии Петровне Колычевой N. умолкнул! Душа его совлеклась тела своего поутру 11 декабря: земное возвратилось в землю до всеобщего воскресения,— но един Господь весть, где душа его, совлекшаяся тления и обнажившаяся от всех вещей мирских; что было, то все оставило его, и все оно ничто... Упокой, Господи, душу усопшего и сотвори ему вечную память! Привязанность к миру сему делает жестоким и болезненным исхождение из него, когда человек невольно лишается того, чего бы волею никак не хотел лишиться. Буди, Господи, милость Твоя на нас! Теперь прошу вас внимательно посмотреть, так ли я представляю понятие о кресте: Каждому свой крест есть — грехов пригвождение, страстей умерщвление, терпение скорбей и поношений, чтобы от всего сердца сохранить веру и любовь Христову и пострадать за правду Божию. Не взявши же благого терпения с крайним смирением, хотя бы кто и думал последовать за Христом, но его последование останется недостойным: ибо он, всегда предпочитая волю свою воле Божией, в угодность своей чувственности, не может быть истинным учеником Христовым. Многие ходили за Христом, любя слушать Премудрость Божию; но когда одно только слово коснулось их сердца против их самолюбия, тотчас и возроптали на Господа и, ожесточившись, сказали на Него: жестоко слово сие, и кто может послушати его (см.: Ин 6, 60)? Видите, что ходить без своего креста вслед Христа никак не можно — сами отпали, недостойные! Ибо сказал Господь: иже не приимет креста своего, и вслед Меня грядет, несть Мене достоин (Мф 10, 37). И еще: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф 7, 21). Здесь уже довольно ясно и откровенно объявлено, что нужно. Да и то речение к сему же относится, что многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (Деян 14,22). Простите! Декабря 17-го, 1833 года 2.249. Марии Петровне Колычевой Благодарю вас! Блаженно уснувшего до воскресения всеобщего старца иеромонаха Серафима, пустынника Саровского, портретом вы меня много утешили. «Дети! когда вам угодно, да будет вам по вере вашей на самом деле» — это предсказал старец словом. Он приятно увещевал вас к строгому благочестию и соблюдению всего долга христианского, чтобы никак не оскорблять вам оскорбляющего, но даже и свечу ставить за престол о здравии и спасении его. Вот что значит иметь во всем терпение и быть истинной христианкой! Благим делом побеждается злоба, смиряется гордый. Конечно, душевное спасение не в платье и питье, но в благонравии души, в хранении церковных установлений, в незлобии сердца и в послушании слову Божию или во исполнении заповеди Христовой в любви. Любовью преданная истине! При поздравлении вас со светлоторжествуемыми праздниками, о Господе нашем Иисусе Христе, радостно соучаствую вам искренностью слова, по милости Божией взаимно вам ответствующий, недостойный Георгий 1833 года, декабря 31-го дня 2.250. Марии Петровне Колычевой Живите, как научает Иисус Христос: иного пути нет к вечному спасению. Марфа заботилась и молвила о многом; Мария же избрала себе одно; и Господь одобрил ее выбор: едино есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк 10, 42). Поистине, едино есть на потребу — вечное спасение; а словом: «избрала», означается самовластное произволение сердца Марии ко благому — быть в послушании слова Божия. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф 5, 8). Бьют часы, летят минуты! Все прейдет: и скорби люты, И забавы — лесть сердец. В мрачном гробе — им конец! Помни смерть и воскресение, Суд, и ад, и в рай вселение. Крест — от ада искуплене! Января 26-го, 1834 года 2.253. Марии Петровне Колычевой В прискорбной жизни нужно молиться: „не посрами нас, Господи, но сотвори с нами по кротости Твоей и по множеству милости Твоея, и изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи! и да посрамятся вси являющии рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы, и крепость их да сокрушится и да разумеют, яко Ты еси Господь Бог един, и славен по всей вселенней". Так молились Богу брошенные в пламеннейшую пещь три отрока: и вышли неповрежденны. Посмотрите вы мыслью, что Св. Димитрий всей душой к Богу вопиет от сердца своего: Стихословие третье, стих седьмой: „почто предпочитаю суету и сласть тленную!" Этот стих стоит глубокого внимания... Размышление о жизни вечной освобождает от привязанности ко временной; претерпение же трудов и горестей ради любви Христовой, и делание заповедей Божиих неизреченно вознаграждается и здесь. Но что будет по смерти! око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его... Мая 11-го, 1834 г. Это очень достоверно, что от сердца творимою милостынею каждой душе ходатайствуется свыше Божия милость!!! Порабощенные страхом и наказанием господам своим крестьяне—требуют их милости; а скудные и неимеющие сил -жаждут отрады—алчут хлеба! Смотрите, да не приимут камень. 2.256. Марии Петровне Колычевой Противься духу сего мира И да будет твое сердце—святая лира Не для мира, Но как псалтирь, воспевающая Бога. Не меняй небесная на земная: Поревнуй жене Иакова Персянина: Не смотри в путь умом блудящих, И книг тебе не надлежащих, Как христианка, не читай. Не любомудрствуй, не мечтай; Чему учит нас Учитель наш Христос, тому внимай. Не чрез игрища и смехи, Не чрез балы и утехи, Но чрез скорби Он нас вводит в рай. 2.258. Марии Петровне Колычевой Любовь, заповеданная Богом, жаждет сострадания или сорадования. В каком бы состоянии вы ни находились — в печальном или радостном,— желаю от вас слышать искреннее слово. Наше пребывание здесь, в мире, плотскими обстоятельствами так стеснено и сжато, как свечка дымом: того и смотришь, что погаснет! Мудрование плотское так помрачает свет души, как дым глаза. И плоть мудрствует! А о чем? единственно о наслаждении своем в изобретаемых ею удовольствиях противу правого духа жизни... И что же напоследок она пожинает? одно истление... Но дух, идеже хощет, дышит, и нищий, содействуемый свыше, ублажается для Царствия Небесного... В сей жизни мы призываемся любовью творить те самые дела, которые преданы и заповеданы нам в слове Божием Самим Господом сил, руководствующим мимо временных к вечным наслаждениям... Как ни продолжительно было прошедшее время, но оно так кратко, что не стоит и одной минуты. Скажу вам поистине: ведь ничего нет нашего на земле. Что ни возьми, что ни присвой,— не успокоишь разум твой. Вот сегодня мы здесь, а завтра Бог весть! Один поемлется, а другой оставляется (Мф 24, 40). Мне очень приятно повторять вам то, что сами знаете; давно вы знаете, что ищущим прежде всего Царствия Божия прочее, по воле Господней, прилагается само. Ясное и известное слово толковать — значит помрачать оное и наводить ложную мнительность с бесчисленными предрассудками. Но кто не верит слову Божию, тот не только лишается покоя, но и осуждается с неверными в непроницаемую тьму мучений вечных! Увы! увы! и горе тамо — без конца! Теперь наша воля размышлять, предпринимать, желать и делать; но когда кончится жизнь временная, тогда суд и воздаяние каждому по его поступкам, по его делам... Пусть делают, что кому угодно: только нужно удостовериться, что никак нельзя купно и Богу угождать, и миру подражать, лежащему во зле. Зачем терять время на подражание превратностям мира? О время, время! потеряв тебя, уже ничем искупить не можно! ты невидимо погружаешься в бездну неисповедимых судеб и не возвращаешься... Ищите, где те минуты, в которые мы единодушно предавались в глубокой тишине размышлению о будущей вечной жизни, где одна лишь радость и неизреченное веселье, где ничего нет сопротивного? О! когда мы освободимся от здешних мрачных обстоятельств, в коих действуют зависть и коварство и только умножаются грехи и свирепость злобы? Видите, как истинно свидетельствует Божие слово, что весь мир во зле лежит (1 Ин 5, 19). Оно так и есть. От настоящей в будущую жизнь верным спутником и искренним другом души каждому дана благая совесть. Она убеждает молиться и просить: Господи, даждь ми мысль благую. Святой мирный Ангел Хранитель ваш да утешит ваше сердце надеждою будущих благ за многие ваши скорби! 7 октября 1834 года 2.263. Марии Петровне Колычевой Никак не может это вместимо быть сердцу, возлюбившему Господа своего от всея души и помышления,— и чтобы не любить сохранять заповеди Его, и чтобы произвольно уклоняться от памятования Божией любви на любовь пристрастную, плоти угодную, кипящую смертоносными сластями мира сего. Вот скоро, скоро все минется! Что час, сближаемся с концем: И спящий во грехах проснется; Когда предстанет смерть с мечем. Во утешение души, жаждущей Господа, пою: „от нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли. Воскреснут мертвии, и возстанут, иже во гробех: и возвеселятся, иже на земли. Роса бо, яже от тебе, и исцеление им есть, земля же нечестивых падет." Не угодно ли вам прочитать вторую половину 12-го Слова и 13-е Слово святого Ефрема Сирина?.. Приношу вам о Господе истинную благодарность за уведомление и искренность вашу; приятно вспоминается писанное святителем Тихоном: «Делайте руками и молитесь: тако ум и сердце ваше занято будет и не будет квартиры или места диаволу, и убежит диавол. Обращайтесь умом и сердцем вашим в небеса и в вечность и не будете уловлены от диавола. Птица чем выше летает, тем безопаснейшая бывает, а когда вниз на землю опустится, то или уловлена, или устрелена бывает. Тако и человек» и прочее. Спасайтесь о Христе и о мне недостойном молитесь. Очень опасно быть там, где страх Божий не наблюдается. Примите искренность сердца моего. Да сохранит вас Матерь Божия под Своим покровом! 2.276. Екатерине Васильевне Даниловой Словом сердца моего приношу вам искреннюю благодарность: вы меня много утешили приятным воспоминанием изречения Святого Дмитрия Ростовского. Это изречение совершенно истинно, что „прилепление к твари смерть есть; прилепление же к Творцу твари живот есть и присносущная радость." Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою во всяку нощь: так-то Псалмопевец веселился, пел, играл и радовался о Господе! Он говорит: прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя. Во исповедание и в велелепоту облекся еси, одеяйся светом, яко ризою. Посмотрите на небо! Что вы видите? Посмотрите на всю землю! Что вы слышите и видите? Посмотрите на море! Что есть на нем и в нем? И кто есть Творец сего всего? В какое чудное исповедание и в велелепоту облеклся одевающийся светом яко ризою!—Глубока премудрость Его, и разуму Его нет числа!—Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя. Великое есть знание—познать себя, что мы ничто, и сами о ceбе не можем ничего делать верного. Кем же мы живем, и движимся, и существуем, — как не Господом?—К нему и сердце наше должно прилепляться и взывать: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим! Повем вся чудеса Твоя. Господи, Ты Сам устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя Святое Его!.. Господь пришел грешников спасти, от нихже первый есмь аз. Господь грешникам дал покаяние на получение милости его и прощения. Господь с радостью приемлет обращающихся к нему в покаяние. Господь всего Себя предал нам в пищу и питие и объявил: аще не снесте плоти сына человеческаго, и не пиете крове его, живота не имате в ceбе: ядый же Мою плоть и пияй Мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем. Вот что Господь наш Иисус Христос благоустроил нам в таинстве Святого Причащения, но неизреченной любви Своей!.. Декабря 10-го 1834 г. 2.277. Екатерине Васильевне Даниловой Господь разумом да даст вам возлюбить сердечно тот премирный мир и свет, где нет ни вздохов, ни скорбей, ни бед, ни скуки, ни печали, ни сует и только чистая любовь живет. Там сладость, радость и покой такой, какого здесь никак нельзя представить; там все объяты божественною любовью, божественным светом, все, как солнце, сияют, искупленные, омытые и освященные бесценною Кровью Христовою; всё в них радостно, мирно, тихо; всё безмолвно, сладостно, покойно; мятежников там нет! Туда отселе нас к Себе Христос зовет: туда Он путь открыл и дал возможность прийти к Нему чрез скорби и болезни здешней жизни... Покуда еще мы здесь живем, все вещи представляем в мыслях, понимаем и изображаем только уподобительно земному; а где все небесное, там нет ничего земного... А как нам в здешнем веке жить, терпеть, спасаться, как кротким и смиренным быть и Богу предаваться, этому учит нас высочайший Наставник ваш и мой — Слово Божие. В откровении Слова Божия мы познаем все, что знать следует; все нужное для нашего блаженства открыто нам в Лице Самого Господа нашего Иисуса Христа. Почто нам высокомудрствовать и любопытствовать о ненужном? Почто обходить мыслью всю землю и небеса, исчислять песок морской, делить воду на капельки, весить воздух, прокладывать пути к звездам, блуждать и соглядать превыспреннюю высоту, домышляться и силиться постигать преисподнюю глубину? Нам только нужно знать себя и Бога и упражняться единственно в том, что заповедано, предано и определено Самим Господом. Наш предмет — Животворящий Крест Христов, который выше мудрости земной и глубже всякого ума. Мы убеждаемся делать то, что повелел Христос к нашему спасению; и сами о себе мы ничего не можем, но с Ним все можем; Он Сам невидимо всегда готов помогать нам,— не местом объемлемый, но верующим сердцем удерживаемый и любовью упокоеваемый, Сый весь Любовь! Если бы мы и все до единой заповеди Его сотворили, и тогда Слово Его, просвещающее тьму неведения нашего, повелевает нам называться рабами неключимыми. Поистине смиренными только стезями ведутся работающие Богу в блаженство вечное,— не высокоумием, от которого пострадала Ева, когда прельстилась обещанием искусителя, что она и муж ее, праотец наш Адам, будут богами, коль скоро преслушают заповедь Божию и послушают змеиного совета, которым лукавый дух оклеветал пред праматерью нашею Самого Бога. Вот чем начались обольщение, и ложь, и клевета! Вот причина уклонения воли человеческой от Бога и преслушания заповеди Его! Отсюда грех, и им-то вошла смерть, все мучительные и томительные страдания, последовавшие за изгнанием из радости райской в горькую работу, от которой Слово Божие — Искупитель наш и примиритель с Богом, Иисус Христос, беспрестанно призывает нас, обремененных грехами, чрез покаяние на вечный покой. Покайтесь и спасайтесь в Господе! 2.278. Екатерине Васильевне Даниловой Смутилось сердце! Нужно подождать, покуда устоится мутная вода; тогда видно будет и это: что такое Новый год! По внешнему состоянию мира — все то же, что и прежде было. Земля и небо, день и ночь такими же пребывают по назначению Творца; люди так же родятся и умирают, как и прежде; каждый жизнь свою земную, как путь, проходит от начала до конца — кто скорее, а кто медленнее, но все приходят к смерти,— итак, нет ничего нового под солнцем. Для чего же мы и говорим, что ныне Новый год, и утешаемся взаимным друг друга поздравлением: «Нового счастья желаю вам»? Сии слова любезно повторяются всеми; но какая это вещь, называемая счастьем? Существующее ли что или мечтаемое? Слепого счастья нет нигде, а всюду святой Промысл Божий и воздаяние каждому по праведному суду Божиему, по словам и делам каждого. Турецкое учение о судьбе говорит: как ни живи, но уже кому погибнуть, тот погибнет, а кому в раю быть, как бы он ни жил, в раю будет,— вот у них какая судьба! Такая же и вера их. Но мы слепой судьбы не приемлем, а веруем в правосудие Божие. Празднуя Новый год обрезанием ветхого человека, мы облекаемся в нового человека и Бога, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, распятого и воскресшего! Это и есть новый год духовной жизни; это празднование ежегодно воспоминается в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века. Вы сострадаете вашим родным в неполучении ими желаемого. Посоветуйте лучше им благодарить Господа и довольствоваться в славу Божию и тем, что Господь им дал. Кто благодарен за все Господу, тот не завидует другим, много имеющим, и не желает ничего такого, что не угодно пред Господом. Взыскующии же Господа не лишатся всякаго блага (Пс 33,11)! О чем же вы грустите? Где бы вы ни были и где бы вы ни жили, повсюду нужно, ради вечного спасения, и жить, и делать все с любовию по воле Господней: в этом ваше утешение! Поздравляющий вас с Новым годом, немощный и слабый, грешный и непотребный раб Георгий Января 10-го, 1835 года 2.281. Екатерине Васильевне Даниловой Прошу вас, скажите мне, как вы проводите часы вашего времени и какими занятиями наполняете их? Нет ничего дороже времени! Прошлое невозвратно; будущее неизвестно, а настоящее пользует или не пользует, смотря по употреблению, кто в каких занятиях оное провождает. Прошу вас, не унывайте; покуда время есть, благотворите душе вашей словом Божиим. Читайте, внимайте тому, что читаете, молитесь и поучайтесь день и ночь в заповедях Господа нашего Иисуса Христа! Для вечной жизни нет ничего нужнее и необходимее этого занятия. Вольны вы избирать и тьму, и свет, И в воле нашей — уклоняться От вредных обществ и бесед, От злых обычаев и всех мирских сует, Одним чтоб Богом наслаждаться, Ему всем сердцем предаваться. От всех беги И всех люби! Вот что нам крайне нужно соблюдать в здешней жизни. Нужно также повторять сию молитву: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание; Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. О Господи! вложи мне в сердце мысль благую, Не дай скрывать в душе мысль пагубную, злую. Кто хочет миру подражать, Не может Богу угождать! Кто полюбил утехи мира, И чья душа сует полна, Тому священная царя Давида лира Противна, тягостна, скучна: Не понимает он духовных псалмопений! А вам— да будет в них источник утешений: Болезнь и скорбь минет: Явится жизнь и свет! Прошу вас бодрствуйте душею: Предайтесь Богу мыслью всею;— И вразумит вас Божий глас!.. Зачем далеко вам скитаться, Когда вас Бог призвал сюда, чтоб здесь спасаться, И все духовное сокровище при вас! Да будет ваш обет— Идти Христу во след! Святая Великомученица Екатерина, Ангел ваш, в том всегда вам поможет. Пусть кому нельзя, а вам можно, хотя на один день, уклониться от людской пустой молвы, и Богу помолиться: скажи ми, Господи, путь! Тогда сами увидите, в чем состоит ваш истинный покой. Господи Боже мой! аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. Февраля 4-го, 1835 г. 2.283. Екатерине Васильевне Даниловой Радуйтесь о Господе, отыскавшем блуждающую по горам овечку свою и принесшем на Себе в стадо Свое, пасущееся на месте злачне и питающееся на воде покойне в премирных областях Священного Писания. Какое великое тамо изобилие изреченных и неизреченных наслаждений предлежит пасущемуся Христову стаду! Смотрю на присно зеленеющие луга, кипящие тысячами источников дивной премудрости и превыспреннего разума, возвещающего творческую славу в делах непостижимого Бога, и смиренно взываю ко Господу: лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Не скрый от мене заповеди Твоя (Пс 118,135,19) и отверзи ум мой разумети писания. Слышу глаголющее сердцу моему слово: аще не будите яко дети, не внидете в Царствие Небесное (Мф 18, 3); апостол же святой объясняет сие так: не бывайте младенцы умом, но злобою младенствуйте (см.: 1 Кор 14, 20). Слышу еще слово глаголющее: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф 10, 16). Новую заповедь даю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы (Ин 13,34). Пророк же вопиет во всю вселенную пред Господом: свет повеления Твоя на земли... и закон Твой поучение мое есть. Кто в повелениях Господних провождает дни свои, тот во свете ходит: отвергающие же повеления Господни тьму свою называют светом. Но какая польза человеку, аще приобрящет весь мир, душу же свою отщетит?—Все противное учению Св. Евангелия и Апостола есть от духа лестча, повсюду расставившего сети и мечтающего обольстить всю вселенную и поглотить во ад. Но Господь избавит души раб Своих, и не прегрешат вси, уповающие на Него. Разгните вы священну книгу, Где в кажду речь дух Божий влит, Котора демонскому игу Сопротивляться нам велит,— Гласит учение златое, Гласит писание святое: Творите добрые дела; Друг друга искренно любите. Коль зла терпеть вы не хотите, Не делайте другому зла! Мне помнится, писал я к вам: от всех беги и всех люби. Это изречение великих рабов Божиих очень кратко, но содержит в себе великий разум; мое скудоумие представляет мне в понятии моем это так: всех люби, как своих ближних, и от всех беги — противящихся истине и пребывающих своим произволением в злобе. Бежать от всех таковых есть — нимало не соизволять всем творящим беззаконие. Всех люби, как себя, и от всех беги, как от себя! Ищите ж сами, куда вы можете убежать от себя... Припомните, что Господь глаголет: аще кто не возненавидит и души своей, не может быть Мой ученик. Любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть (Мф 5, 44). Не значит ли это — всех любить? Сию заповедь передал Господь ученикам Своим; но истинные христиане не суть ли истинные ученики Христовы? И еще Господь глаголет: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15,5) и: Аз с вами есмь... до скончания века (Мф 28, 20). Не есть ли это утешение превыше всех утешений и самая о твердая надежда, сильнейшая всех надежд? Иисус Христос не пришел праведных спасать, но пришел грешников спасти, от нихже первый есмь аз. Посмотрите на мытаря и фарисея — вот два человека стоят пред Господом: один, мнящийся быти праведник, а другой грешник. Сей, укоренный фарисеем, не мог и на небо взглянуть: раскаиваясь в грехах своих и ударяя себя в перси, едва промолвил от сокрушенного сердца своего к Господу: Боже, милостив буди ми грешнику (Лк 18,13) — и вышел оправдан паче фарисея. А другой, начальник мытарей, по имени Закхей, приняв с радостью в дом свой Господа, торжественно обещается пол-имения своего раздать нищим, и ежели кого обидел, воздать тому вчетверо; и Господь вещает ему: днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть (Лк 19, 9). Святому Арсению Великому был глас с небеси: «Арсение, беги от человек, да спасешися». После сего некто спросил Арсения: «Почто ты от нас бегаешь? Поэтому ты не любишь нас!» Отвечал Арсений: «Ей, люблю вас! но не могу быть купно с Богом и с человеки: много Ангелов на небеси, и все они едину волю Божию творят: человек же каждый свою волю творит». Теперь разумно вам, что значит: «Всех люби и от всех беги»? Всех люби ради Бога — и от всех бежать ради Бога, за их порочность,— то же, что уклонися от зла и сотвори благо (Пс 33, 15); то же, что: не любите мира, ни яже в мире: а кто хочет быть другом миру, тот враг Богу бывает. Когда кто о мирских по-мышляет с сердечным пожеланием, тогда мир в сердце его; а ежели о Боге помышляет, смиренномудрствует и молится, соблюдая заповеди Его, то и он в Боге, и Бог в нем пребывает любовью. 15 февраля 1835 года 2. 284. Екатерине Васильевне Даниловой Слава Богу о всем! Внимание святой истине приятно душе и сердце пленяется желанием вечных благ... Царствие Божие не в смущении чувств, но в глубокой тишине сердца постом и молитвою ищется и обретается: скорби же, ради Христа претерпеваемые, сопровождают верующих в царствие Божие. Лишение света тяготит душу: свет покоит, а тьма томит. Мыслящему сердцу дана свобода и власть: уклоняться от зла и творить благо, и побеждать благим злое, что бы то ни было. Да просвещается сердце ваше противу злых, воюющих на душу, помыслов! Да укрепит вас Святой Ангел ваш на побеждение страстей, восстающих против духа! Дух и плоть между собою враги: все мирно, когда плоть покорна духу. Молиться и поститься должно каждому христианину по уста-новлению и всем правилам Святой Православной, Соборной и Апостольской Церкви: сие есть долг и обязанность правоверующих во истину. Февраля 19-го, 1835 г. 2.286. Екатерине Васильевне Даниловой Человек премудр и во днех грехов вопиет о согрешении: решительно уклонится от зла и сотворит благо; взыщет и пожнет Божий мир и святыню, что самое и апостол проповедует: имейте со всеми мир и святыню; кроме сих никтоже узрит Господа (см.: Евр 12,14). Вы напрасно ужасаетесь и представляете себе великой тяжестью сказанное: «Всех люби и от всех беги». Ведь это иго благое и бремя легкое. Апостол [Павел] самым делом сие засвидетельствовал; вы читали его, знаете, что он всех любил, но, когда известился, что его ожидают узы в Иерусалиме за Христа, то сколько ни умоляли его не ходить в Иерусалим, от всех бежал и с радостью предался в узы ради славы Христовой. Ему и темница была престолом Царствия,— и он, как повелитель вселенной, хотя и связан был узами, однако повсюду имел дела и писал послания, будучи всегда свободен духом. Припомните, с каким свободным и радующимся духом он вместе с апостолом Силою в темнице филиппийской воспевал Бога среди тьмы полунощной (см.: Деян 16, 25). И свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин 1,5): по-тряслась темница, оковы спали, двери темничные, крепко заключенные и запечатленные, са-ми собою разверзлись! Страж, пораженный страхом, искал себе смерти, хотел убить себя, Думая, что заключенные разбежались. «Не сотвори себе зла! ибо все мы здесь»,— раздался голос, проходящий сердце и душу и ободряющий отчаянного; и заключенный узник разрешает свободного, прогоняя страх его, и дарует ему новую жизнь. Страж в трепете падает к ногам апостолов и восклицает: «Господине, что ми подобает творити?» — «Веруй в Господа Иисуса Христа,— вещают ему посланники Господни,— и спасешися ты и весь дом твой (Деян 16, 27-33)» Доброе семя слова Божия пало на добрую землю; душа стража прозябла верою, и восприявши крещение, он принес плод сторичный и увенчался с небеси венцем пресветлым... Февраля 20-го, 1835 года 2.308. Екатерине Васильевне Даниловой Христос посреди нас! Ежели сердце скорбит и радуется о Гос-поде и ради Господа, то много пользуется и подкрепляется Его благодатью. Радость и печаль не о Господе и не ради Господа — не пользует, и последствия оной очень бедственны. Любящим Бога все то ненавистно, что бывает не по любви к Богу. Но кто любит человека больше Бога, тот к человеку и стремится всей душой, и увлекается плотью, как порывистой рекой, в бездну, кипящую волнами, и, оставивши свет, бросается во тьму. Любить ближнего купно и по похотям плоти, и по духу — кто может? Сам Дух Божий возвещает нам, что дух противится плоти, а плоть противится духу: война до смерти! Спасение вечное состоит в том, чтобы Бога любить более всего, и более души своей, а ближнего любить ради Бога, как самого себя, и помнить и хранить так слово Божие, чтобы жить и мудрствовать не иначе, но как Господь наш и Бог Иисус Христос научает. Любить же и не любить то или другое зависит от произволения души, которая не есть машина, движимая и движущая невольно. Кто ропщет на Бога и обвиняет Его, говоря, что Он причиною его малодушия и нетерпения, тот подражает и угождает тому змию, который в раю оклеветал Бога пред женою; а следствием сего было то, что она поверила обласкавшему ее клеветнику и преступила заповедь Божию. Господь грешника призывает на покаяние чрез смирение и труд, чрез пост и молитву; но змий, дух лукавый, шепчет к его сердцу: не трудись; Господь милостив;—только воздохни, и помилует. Уклоняющиеся же от Господних повелений слушают змия. Напротив того, спасающиеся о Господе не смехом и шутками спасаются, но идут в след Христа тесным и прискорбным путем; между тем как неспасающиеся гуляют по изволению сердца своего и идут путем пространным; не рассуждая о том, что заповедано Богом и не веря Его праведному воздаянию комуждо по делом его. Подлинно милостив Господь, и дарует прощение, но кому?—Только обращающимся и кающимся в сокрушении и смирении сердца. Ничего нет опаснее, как льстить себя тщетною надеждою и отлагать исправление свое до завтрашнего дня, а сегодня жить как нибудь: и числа нет, сколько таких самоласкателей похищено неожиданною кончиною!—За гробом уже поздно каяться. Всегда надобно быть осмотрительным и разбирать мысли и желания свои. Господь зовет к Себе: се время благоприятно: се день спасения! Дух же лукавый отвлекает к себе и влагает помышление: еще успеешь, время не ушло: куда тебе спешить? Насладись еще всяким по плоти утешением, и тогда покаешься; и так обольстивши, похищает соизволяющую его советам душу... Видите, что спасающимся о Господе надобно помнить слово: блюдите, како опасно ходите, и всегда быть осторожными. Августа 8-го, 1835 г. 2.309. Екатерине Васильевне Даниловой Вы лучше других знаете, что мы в минутной жизни сей не иное что, как только спуствующие один другому к жизни вечной, в отечество наше. Будем же продолжать идти путем истинным, не засматриваясь на пути посторонние, покрытые прелестными цветами, под коими таится змий, убивающий соблазняющихся; нам должно проходить мимо и говорить самим себе: хотя труден и прискорбен сей путь, на котором необходимо осмотрительное внимание к самим себе, но при конце своем радостен и ведет нас в блаженство вечное, где нашему свиданию и неизреченному веселью не будет конца. Для вас должны быть чужды те, которые стремятся во тьме своего неразумия открыть чувствам своим свет удовольствий.— Ах! можно ли смеяться тогда, когда Господь ублажает плачущих!—Вечное горе таковым, ежели они заблаговременно не познают тьмы своей и прелести и не отступят от нее, и не обратятся своим произволением к слову Божию, непрестанно призывающему и поучающему нас жизни вечной! Мы же, разумея нашу немощь, будем почаще повторять от всего сердца где бы ни находились, во всякое время сию молитву к Богу: „Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих: избави мя от них, и спаси мя блаже, яко человеколюбец. Мати Божия, сохрани нас под кровом Своим!" Ноября 21-го, 1835 г. 2.323. К Екатерине Александровне Маркович Приятно, приятнейшее взнесение от сердца вашего, вновь полагать с любовно на сердце ваше, о Господе, матушка Надежда Александровна! „Мы не сотворены для того, чтоб блаженствовать в этом мире!" Ах! мы сотворены были наслаждаться райскими наслаждениями, и потеряли, уклонившись к обольщающей нас прелести, преслушав заповедь Господню! Но восстановлены в спасительном кресте Христове, и ныне нам отверзто небо; ежели и это потеряем небрежением заповедей Христовых и отвержением призывания Его, —то где обрящемся?... Вы ограждаетесь терпением: в этом зиждется всех спасение, приобретается душа, сохраняется любовь к Богу более, нежели к чему другому! Судьбы Божии неисповедимы! и самое терпение укрепляется верою. А когда нам сильно чувствуется наше изнеможение, тогда в нас сила Божия совершается во утверждение веры. Апостол говорит сознательно: когда немоществую, тогда силен есмь о Господе! Вы имеете домовую церковь, и самое ваше о ней извещение меня радует, как же вам не радоваться о такой благости, в которой состоит всех спасение?—О благость Божия! Наслаждайтесь, матушка, и теми внутренними утешениями, которые от вас никто отнять не может. О Господе искренно усердствующий вам, непотребный раб Егор 8-го июля 1825
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar