Меню
Назад » »

Георгий затворник, Задонский / Письма (16)

2.236. Марии Петровне Колычевой Ничто не может разлучить от любви Божией душу, непрестанно жаждущую Бога. Примите для сердца приятное слово, и исполнится все сердце ваше божественною памятью и желанием блаженной вечности. Ежели будете смотреть на самый конец вещей, бывающих во времени, то увидите ясно, как они прелестны неразумевающим и как ничтожны для тех, которые истинно разумеют конец их и погибель. В мире сем вечеря временно бывает; посмотрите, как рассуждает о сем святитель Христов. Гости, пришедше на вечерю, удовольствовавшеся от хозяина, в домы свои расходятся, и так — как вечеря, так и утешение ее престают. Когда сердце ищет вечного, тогда гнушается минутным утешением и презирает всю гордость житейскую, которою гордится прелестно сей видимый мир. Всякое бо временное утешение и услаждение, как дым, вскоре исчезают. Не тако будет на великой оной вечери: она, единожды наченшись, никогда не скончается, и потому, как непрестанно, так и без конца, на этой вечери возлежащие будут видеть лице Божие и сладчайшим его лицезрением без сытости во веки веков насыщатися... Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя, Царю мой и Боже мой (Пс 83, 5). Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим. Видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим (Пс 105,4-5). Искренно соучаствующий вашему спасению о Господе, ваш н. р. Егор 2.242. Марии Петровне Колычевой Вот что я делаю! Размышляю в себе о действии внутреннего слова, исходящего от сердца моего: как оно, посредством внешности, делается явно и переходит к сердцу друга через всякое дальнее расстояние. Оно вручается письмом и потом беседует, как бы в одном сердце безраздельно; воспоминает прошедшее, говорит о настоящем, рассуждает о будущем: как Господь благоволит внезапно воскресить весь человеческий род, чрез многие тысячи лет размножившийся и смешанный с землей,— тогда будет ужасное явление и, по суду Божию, каждому человеку по делам его праведное воздаяние: и пойдут одни вечно блаженствовать и радоваться, а другие вечно плакать и мучиться. И то и другое не нуждою наложено будет, но предано на изволение каждому человеку и объявлено, что сотворшии злая наследуют проклятие и муку вечную без конца, а сотворшии благая наследуют Царствие Божие и благоволение вечное, без конца; а тогда сие сбудется самым делом. Тогда поздно каяться! Се ныне время благоприятно, се ныне — день спасения (2 Кор 6, 2) — вся настоящая жизнь наша. Желая вам всяческого благополучия к радости и утешению вашему, остаюсь взаимно помнящий вас, сопутствующих мне в вечность о Христе Иисусе Господе и Боге нашем, непотр. р. Георгий 2.254. Марии Петровне Колычевой Яко же Господу изволися, тако и бысть! На земли—терпение скорбей, а на небеси—покой и радость. Истинные Христиане не умирают, но проставляются, как и Св. Церковь взывает к Богу: душу преставленнаго раба Твоего упокой, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. И так сопровождают гроб его с пением аллилуиа! аллилуия! аллилуиа! Господи веси, яко твориши, яко же Ты волиши: да будет воля Твоя и во мне грешнем! Яко благословен еси во веки. Аминь. Июня 10-го. 1835 г. 2.262. Марии Петровне Колычевой Здесь быть гонимым и уничиженным ради Бога—есть дар превыше всех земных сокровищ. Здесь смертью все кончается, но претерпевших ради Господа скорби, мучения, язвы и озлобления воздаяние велико ожидает на небеси, преисполненное радости и веселия вечного. Пока время в нашей воле есть, очень нужно здесь поучаться о вечности и приходить в истинный разум будущей жизни; а настоящая жизнь кратковременна: одною минутою оканчиваются и многие годы. Бедственно при-лепляться к вещам мимотекущим, как вода, и истаивающим, как снег от солнца. Бессмертная душа в жизни плотской покойна быть не может. Ей нужно перейти в жизнь вечную. Многие много засматриваются на прелесть мира сего, останавливаются, обольщаются суетными помышлениями своими, уклоняются от заповедей Божиих, и не идут, куда Господь призывает по надлежащему пути, которым входят в царствие Божие. Конечно, се время благоприятно! Се день спасения! и завтрашнего — Господь не обещал, —только повелел быть готовыми. Простите; спасайтесь Божиею милостью в благом долготерпении до конца, провождая житие свое не как нибудь и не на авось-либо, но верно и истинно по заповедям Божиим; и Господь, видя таковое благое произволение сердца вашего, поможет вам преодолеть силу вражию, и удостоит вас неизреченныя радости!!! Истинно доброжелательствующий вам о имени Христове, непотр. р. Егор. 24-го Февраля, 1836 г. 2.269. К Анне Федоровне Поздняковой Пишу ответ к почтеннейшей печальной матери и к ее любезнейшей прискорбной дочери. Желаю вам радоваться о Воскресении Христове и надеяться жизни будущего века, а не унывать: когда все воскреснут, тогда и вы воскреснете, и все приимут свое, кто что содеял, каждый по житию своему. Угождайте же Господу всей душой и помышлением; живите так, как Он заповедал. Вы знаете и помните заповеди Божии: не будьте ж очень много привязаны к земным. Наше отечество на небеси: веруйте и уповайте с любовью, да будет тамо и сердце ваше: а здесь просим: дай нам, Господи, терпение! Ежели плакать о лишении временных, то поэтому надобно плакать и о том, что снег стаял, но ведь лето лучше зимы, вечное лучше временного!... Полезно плакать и слезы лить о том, что во грехах живем, и просить Господа о даровании прежде конца покаяния и помилования. Искренно вниманию вашему соучаствующий о Господе, непо-требный раб, грешный Егор. Мая 3-го, 1835 г. 2.288. Екатерине Васильевне Даниловой Вы мне напомнили о могильной тишине — и тотчас оживилось в памяти моей одно испытание, которому некогда я подвергал себя, еще бывши в мире. Вздумалось изведать мне самого себя, и я сказал своему слуге: «Пойдем со мной!» Была полночь, и он пошел за мною, не зная, куда я иду. Прошли мы некоторое расстояние от моей квартиры; время было осеннее, ночь мрачная, но не слишком темная. Не говоря ни слова, мы подошли к горе, на которую спутник мой, вслед за мною и как можно ко мне поближе, всходил с большим страхом; его пронимала дрожь; он трепетал всем телом, не зная, что ожидает его. Взошедши на гору, тут-то увидел он, куда я иду и где мы находимся. А моя мысль глубоко погружалась в созерцание настоящего и будущего состояния нашего... Я остановился посреди самого кладбища и, окруженный со всех сторон могилами, к сказал ему: «Не бойся! Здесь все спят! Вот смотри теперь, какая противоположность между живыми и мертвыми... Ты дрожишь от страха! Но подумай сам с собою: ведь здесь нет войны, нет разбойников; тут все покойники; отчего же ты трясешься, как мятежник? Успокой себя благою мыслью: ведь ты добрый человек! Я для того сюда с тобою пришел, чтобы воспользоваться глубокой тишиною ночи, посреди спящих здесь покойников видеть одного тебя живого, как и сам ты видишь также одного меня. Подумай, ведь и наша участь та же: здесь лежат человеки такие же, как и мы, и вдруг они встанут живы — так скоро, что не успеешь мигнуть глазом. Ты вздрогнул,— не бойся! Это не теперь, а в день всеобщего воскресения. Тогда-то каждый из них примет воздаяния от Бога за дела свои, какие кто наделал, живши здесь, в мире: за добрые дела пойдут в радость вечную, а за злые дела праведным судом Божиим отосланы будут на вечное мучение. Тогда уже заключится все, и добрым в радости, а злым в муках не будет конца...» До слез тронувшись сим умопредставлением, я продолжал: «Пойдем отсюда и, покуда нас еще не покрыла тьма могильной ночи, поживем для вечной жизни так, чтобы избавиться от вечных мук во время имеющего быть воздаяния по праведному суду живым и мертвым. Я уверен, что ты этой чувствительнейшей картины никогда не забудешь и будешь почаще почитывать ту книжку, что я тебе дал,— о должности истинного христианина... Смотри, как повсюду тихо! Все спят, утомившиеся от трудов своих! Но есть еще такие люди, которые всю ночь стоят на молитве и славословят сотворшего небо и землю Господа. Есть и такие, которые всю ночь провождают в шуму веселий и всяких забав; а иные умышляют, как бы кого обокрасть. Многое множество по всей земле всяких людей, и каждый из них по своему сердцу занимается, чем кто хочет. Но, по окончании жития своего, каждый получит за дела свои — или радость, или муку бесконечную...» Так я всю дорогу тихонько разговаривал с моим спутником; потом, пришедши в свою квартиру и напившись чаю, склонился ко сну и спал, сколько мне позволило время, очень сладким сном... Это вы вызвали меня на такой длинный рассказ; но прошу вас не передавать сего любопытствующим. Что же касается до нынешнего моего пребывания, прошу вас не почитать его могильной тишиною — нет; могила и гроб здесь не мертвят меня, а только пробуждают усыпленные мои чувства, животворят мою душу и, евангельскою живою верою возведя сердце от жизни в жизнь, приятно сопровождают меня в будущий век Божиим словом и любовью Спасителя нашего Иисуса Христа... Душу, внимающую свыше божественному утешению слова Божия, не утешает здешняя музыка своими мертвыми звуками... Благодарю вас за внимание к святому Ефрему Сирину. Поистине очень бедны те, которые не обогащаются слушанием слова Божия и поучением в оном. Вы сами знаете, что люди бедные и добрые не провождают время в праздности; их и бедность, и добродушие убеждают к трудолюбию... Видно мне из писем ваших, что вы много пострадали от неподобающих помышлений, читавши чуждые истинной вере книги; ныне надобно принуждать себя чаще читать Псалтирь с молитвами и сочинения преосвященного Тихона: тогда и музыка вам будет чужда и нетерпима, ежели будете предаваться полезнейшим занятиям. Да и самую скуку в уединении терпеть ради Бога есть великое приобретение для души, не развлекающейся пожеланиями неподобающих к ее утешению вещей. Земное полюбя, нельзя без слез пробыть: Так лучше красоты небесные любить! Февраля 28-го, 1835 года 2. 315. К N. N. Да утешит вас Господь в разуме ведения о всех бывающих к вашему спасению. Память и размышление о смерти, о суде, обе аде, о царствии небесном, в несомненной вере—есть истинная мудрость. Такое памятование и размышление ни как не допущает человека согрешить смертным грехом пред Богом, или чем нибудь обидеть ближнего, или укорить, или озлословить. Забвенье же сего вовлекает человека в такую тьму, в которой он никак не видит самого себя, ни дел своих, ни того пути, по которому идет, ни того конца, который внезапно может постигнуть его; забыв о праведном суде Божием, он небрежет о бессмертной душе своей и, лестно надеясь на единое ми-лосердие Божие, не алчет, ни жаждет ее духовной пищи, да и помыслить о ней не хочет; питает же всяких вкусов изобретением свое гнилое тело, и со всем усердием ему служит, чтобы усладить и успокоить похотение сердца своего, кипящего кровью от плотских вожделений: вот в чем более погружается весь ум его—сие тьмою ослепленное око души!... Видите, что бывает, когда не помним и не размышляем о смерти, о суде, об аде и царствии небесном: тогда всякое праздное слово, как гнилой ручей из навозной кучи, неудержно катится с языка и разливается от заразившегося на заражение многих всякою нечистотою сердца... Вот что значит забвение о смерти, о суде, об аде и о царствии небесном! Непрестанно нужно молиться: Господи, избави мя от всякого неведения, и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия. Господи, избави мя от всякого искушения. Простите! Да покровительствует вас Матерь Божия во всякое время жизни вашей до последней минуты! Искренно доброжелательствующий вам о Господе н. р. Е. 2-го Апреля, 1835 г. 3.1. К А.П.Р. Милостивая государыня! Любовь к Богу и к ближнему человека земного претворяет в небесного. Но какие знаки сей любви? Убегать, сколько можно, человеческого почитания, удаляться от всякой временной чести, презирать себя и уничтожаться, покрывшись смиренномудрием, чтобы лучше и удобнее взирать на открытые язвы Господа славы Иисуса Христа. И когда в сердце возгорится божественный огонь, тогда все сладости, все приятности земные обратятся в несносную горечь; все удовольствия временные и видимые прелести столько сделаются противны, что душа почувствует нестерпимую болезнь от них и будет искать иного убежища. Всякое праздное слово слышать — для нее язва и болезнь неизъяснимая! Она жаждет Любимого; она к Нему воссылает сердечные вздохи. Нет! уже более не могут утешать ее человеческие беседы; она мучится, когда видит и слышит смеющихся и осуждающих своего ближнего. Она оставляет все обыкновения, которые разлучают ее с Иисусом Христом. Тогда сердце сокрушенное исполняется жаром небесной любви; душа восхищается от земных прелестей и предается в руки Ангелов. Какая невидимая радость! О свет неизреченный! О любовь! О рай, упокоевающий человеческие души в любви Христовой! О Царь славы! Сколько славно видеть Тебя, окруженного Херувимами и превознесенного Серафимами выше пренебесных. Изнемог мой ум. Обращаюсь к юноше, бегущему от мира, и повторяю его песнь: Песнь. О вечность, вечность вожделенна! Стократ, ты, вечность преблаженна! Горя огнем любви к тебе Волнуется вся кровь во мне; Коликим жаром я пылаю — Изречь то сил не обретаю. Не все ли мы о том известны, Что блеск обманчивых утех И суетны заботы всех — Один лишь смех и сон прелестный? Как можно там сыскать блаженство, Где нет прямого совершенства? Все в свете тленно, все минет: Лишь вечности границы нет. Что пользы, хоть по горло весь В весельях утопаю днесь? Заутра вся исчезнет радость, И желчью сделается сладость. Все краткой жизни нашей время Есть действий неисчетных бремя. Хотя б во всех земли странах Я был властительный монарх; Хоть целая б была вселенна Державе нашей покоренна: Но смерти под серпом вся власть Должна во прах мгновенно пасть! О, суета! чем я прельщаюсь? Чрез игры, смехи и забавы Нельзя достигнуть горней славы. О, мир, прелестный суетою! Навек прощаюся с тобою. Горя желаньем благ превечных Пролью мой вздох из недр сердечных, Ни гнев, ни бдений миллион Не сильны сделать мне препон. Хотя за вечность пострадаю, Болезнь сию не уважаю, За претерпенье ран и зла Мне вящша предлежит хвала. Та язва скорбь не производит, Котора от любви приходит. О вечность, вечность вожделенна! Стократ ты, вечность, преблаженна! Слава Богу за все! Непотребный раб Егор. 3.15. К А.П.Р. Вот сейчас, прочитывая Священное Писание, я припомнил нам очень полезное изречение: о суде Божием. Некто спросил: как судиться будет человек? — Ответ! совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто соделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Еще спрашивает: неужели Господь осудит нас за худые слова и мысли? Без сомнения осудит, если не загладим их покаянием, верою и исправлением жизни. А когда спросили: скоро ли придет Иисус Христос на суд? — Сие неизвестно: и потому надобно жить так, чтобы мы всегда были к тому готовы. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Но придет день Господень, как тать. Итак, бдите; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий (Матф. 25. 13.). При этом, желая вам щедротных милостей от всещедрого Бога, усердно прошу святых молитв ваших. н. р. Е. Мая 29-го дня, 1824 г. 3.16. К А.П.Р. Как лекарство пользует тело, так и болезнь пользует душу. Когда постигнет смертный час, тогда смертная коса не отсрочит удара ни на одну минуту — всё тогда поздно! Наперед надобно знать это о себе и всегда так жить, чтобы неостановочно быть во всякое время готовым к смерти. Благодарение вседействующему Богу — Промыслителю нашего истинного спасения, и вам, матушка, за призрение странных. Сердечно благодарю вас за гостинцы, принесенные вами от святых пещер. Утешение за утешением! О радости святые! И я, непотребный раб, удостоился обонять благовоние святых угодников, почивающих в святой Лавре! О богатство нетленное! Вы сделали меня, ленивого, наследником шапочки трудолюбивого Арсения! Никто здесь не видит, как я радуюсь! Радуйтесь и вы о -Господе. Сентября 12-го дня, 1824 года 3. 28. А.Н.Ш. Слабость и немощь моя учат меня уничтожаться в самом себе; болезнь моя не отступает от меня; только о укрепляющем Господе движусь еще, и рука моя пишет еще вам слово сердца. Да исполнит Господь ваше желание — в бесконечной жизни благ небесных наслаждаться, а здесь тесноту душевную и скорбь сердечную благодарно перенести с терпением, в славу Божию!.. Вот уже минули дни прошедшие; быстро протекли лета младости, лета юности, лета мужества и все житие земное, как вчерашний день, как искорка потухшая, как сон проснувшегося, только что в памяти оставшийся. Едва помнится бывшее — и уже нет того!.. Что ж, душа моя, познала ли ты свое достояние, свое звание? Где твое сокровище вечное? Видно, мы здесь не в своем отечестве; видно, мы здесь странники и ничто здесь удовольствовать нас без изменения не может! Это мы дознаём в повседневных применениях. Все видимое временно! — тает, разливается, как воск от огня, как снег от солнца!.. Где народы древние? где наши прадеды, где родные и ближние? не все ли возвратились в землю мрачную и умолкли до всеобщего воскресения? О таинство неисповедимых судеб Божиих!.. Вострубит труба Божия! — и восстанут иже во гробех; мы же оставшиеся изменимся. Тогда будет земля новая и небо новое, по свидетельству Священного Писания: и будет суд для воздаяния комуждо по делом его (Пс 61,13). Все разделятся на две стороны, и пойдут сотворшии благая в радость вечную, а сотворшии злая в огонь геенский на вечное мучение. Увы увы!.. Но покуда час тот не пришел, Господь зовет всех грешников на покаяние: да покаются и послужат Господу своему с усердием, Да поживут в заповедях Его и обрящут милость вечную. Некающихся же и неверующих приимет мука вечная; тогда начнется горький плач и рыдание и не будет конца... Теперь помолимся Господу, покуда час тот не пришел; повторим внимательно 24 молитвы Златоустовы на сон грядущим, хотя краткие, но много в себе содержащие: 1) «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ»; 2) «Господи, избави мя вечных мук»; 3) «Господи, умом ли помышлением, словом или делом согреших, прости мя» и проч. до конца. Сообщающий вам истинное слово, н. р. Е. 19 марта 1831 года 3. 53. К М.Г. 8 и 9-го числа Мая празднуемые всею Православною Церковью Святые: Апостол Иоанн Богослов, Арсений Великий, Исаия Пророк, мученик Христофор и великий Чудотворец Николай, да помогут нам своими молитвами перенестись от земных, вещественных и мысленных пристрастий к небесным, духовным созерцанием того, что нам имеет быть по смерти! Будем становить почаще смерть и гроб пред глазами нашими, во всякое время и на каждом месте. Возлюбленные о Господе сестры мои! прошу вас искренним сердцем не вдаваться в мысли и разговоры, коими не пользуется ум и не назидается душа, а только ослабляются чувства и возмутитель нагоняет тяжкое уныние. Да исчезнет лукавый дух от вашего сердца, вдавшегося ныне Промыслу Божиему. Радость Ангелам небесным, а печаль демонам, врагам нашего спасения; мы всегда обязаны составлять во взаимном нашем единомыслии об имени Христовом. Никогда не надобно предпочитать человеческие объяснения слову Божиему, научающему нас, как жить должно.— Беги, да спасешься! Беги от всего, что только лишает нас истинного спасения, чрез которое мы чаем воскресения мертвых и имеем вступить в жизнь будущего века, в собрание веселящихся без конца, без изменения. Не стоит ли здесь претерпеть все находящее для достижения сей вечной радости? Некоему человеку случилось испытать состояние душ, соединенных в святой любви. Когда они всецело обымутся, в простоте своей, духом просвещения, то забывают себя и не помнят, что они на земле. Вот что Господь милостивый и щедрый дает еще в сей жизни вкушать преданным Ему сердцам! Нельзя не возненавидеть не только своих грехов, но и воображения о тех, с коими участвовали в грехе, или от коих были соблазняемы. Скажу вам откровенно: ежели душа терпит греховное памятование и не терзается болезнью, то она еще участвует с противниками спасения и не отреклась чистосердечно от грехов своих. При этом нужно поставлять пред самые глаза себе смерть и гроб, и таким образом размышлять о погибели всех видимых приятностей. Я готов уверять, что вступившему в сие умное зрение весь мир и все чувственные прелести представятся в истинном их виде и покажутся подобными навозной куче. Именно так! Что же? разумно ли жалеть о том, что вело в пропасть и погибель вечную, и не радоваться и не прославлять Господа, обращающего душу в рай и удостаивающего небесных сладостей и удовольствий невинного веселья?— Что теперь вы на это мне скажете! Согласны ли вы со мной единодушно благоугождать Богу, содействующему нам во всяком благом деле? А сие благоугождение действуется блюдением совести и деланием всякого добра, по приличности звания нашего. 9-го Мая, 1824 г. 3. 75. К М.М. Вот что надобно говорить: даруй, Господи, молитву, да отступит прочь всякое строптивое мечтание. Воздохните ж от всей души и произнесите мыслью в сердце своем: Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления, и творить во всем волю Твою; — вот это всего нужнее, потому что любящим Бога вся споспешествуют во благое. Неподобные же и парительные мысли душе очень вредны, как дым глазам. Известно ли вам, что отчаиваться и не отчаиваться—от произволения души зависит; так же, как—верить истине, или сомневаться и не верить?... Однако должно знать и разуметь и то: не все равно будут страдать в муках вечных, а каждая душа по делам своим: которая меньше прилагала грехов ко грехам, меньше и мучима будет; а которая была отчаянна и приумножала со дня на день грехи свои, та душа тягчайшие примет мучения и томления. Покудова еще в жизни этой и не рассталась с телом своим, в ее воле есть и совсем избежать вечных мук. Если перестанет прилагать грехи к грехам и покается пред Господом сердцем сокрушенным и смиренным, то, по неизреченному человеколюбию и по великой милости своей Господь оставит грехи ее без наказания, даром простит и удостоит благой надежды в будущем веке. Видно из Церковной Истории, что были великие грешники, но когда перестали грешить и принесли покаяние с плодами добрых дел, то сделались великими святыми. Были и малые грешники, но не хотели перестать от мнимых малых грехов своих, отлагая день за день покаяние, и вдруг постигла смерть, и ад поглотил нераскаянных. В воле каждого — или прилагать грехи, или уклоняться от них и вовсе отсекать их, — кто как хочет, — спать или молиться и умолять Господа. Кающуюся же душу Господь прощает и с тем вместе увещевает, чтобы более к тому не прибавляла грехов, да не горшее что пострадает; и это отдается на волю... Любящие Господа любят заповеди его и живут по ним, соблюдая и храня слово Божие: таковым-то вся споспешествуют во благое, и они на приключающиеся скорби никак не ропщут, но и всякой вещи благословляют Господа и прославляют имя Его. Хотя некоторые против них и враждуют, но они все терпят со смирением, всем добра желают и самой нищете своей радуются о Господе: ибо знают, что временное скоро все пройдет, и сладкое и горькое, и потом настанет вечное! Да сподобит нас Господь здесь безропотно потерпеть всякие оскорбления, чтобы там утешиться вечно! Прошу вас, сколько можно, терпеть с молчанием всякие оскорбления и скрывать то в сердце своем, да видит Господь смирение ваше и покроет вас щедротами своими. Хотя бы в самой горькой крайности находились вы, и тогда никому не жалуйтесь на участь вашу, но обо всем благодарите Господа, и Господь силен удивить на вас милость свою. О Христе жаждущий вашего спасения. Июля 6-го, 1830 г. непотребный раб Егор. 3. 78. К Н.П.К. Истинно все временное тает, тлеет, изменяется и проходит; только что блеснет — и гаснет. К кому сердце обратим? к смертному ли? Он сегодня в диадиме, а завтра в могиле; сегодня с друзьями, а завтра с червями. Плоть и кровь не войдет в Царствие Божие! Нужно здесь умереть всем плотским желаниям, чтобы воскреснуть в духе и вступить в брачный чертог небесного Жениха, Господа нашего Иисуса Христа. А земное пойдет в мрачную могилу и будет пищею червей и гадов... Не сегодня, так завтра всегда ожидать должны смерти! Она, как тать в нощи, многих нераскаянных в самом грехе похитила, и, разлучив от тела душу, переселила на место, неизвестное нам, ожидать страшного суда и воздаяния каждому по делам его. Пока время есть, помолитесь и вы, матушка сестрица, чтобы не лишиться нам вечного блаженства и быть вместе там, где всех веселящихся жилище бесконечное. О, радости небесные! примите нас в себя. Мы каемся о грехах наших. Господи! дай нам терпение, смирение, кротость. Аминь. Матерь Божия да покроет вас от всяких неприятностей! Доброе слово, как говорит Св. Макарий, и злого человека добрым делает; злое слово может и добродетельного развратить... Однако не должно оскорбляться на внезапность. Всякая вещь во времени имеет свой конец. 7-го Апреля, 1824 г. 3. 93. К Е.Я.Т. „Биения сердца нашего вещают нам о мгновениях жизни нашей; а когда вслушаемся в них, слышим и голос смерти нашей. Самый жизненный сон, необходимый, впрочем, для жизни, что иное есть, как не повременное некоторое повторение смерти? Вся жизнь наша, сколько бы продолжительна ни была, есть только продолжительный, непрерывный подвиг смертный. Впрочем, суетный человек, при такой близости к себе смерти, мыслит ли о смерти своей? Подобно небосклону, ее зрит он только вдали, хотя непрестанно приближается к ней. Будучи жизнелюбив, он даже обещает себе некоторый род бессмертия и вечности в сей стране тления и смерти, и живет так, как бы никогда не имел умереть, и стоя даже на краю могилы, думает о потребах мира. Шум сего смертного разрушения раздается вокруг его: он слышит, и не хочет слышать сего. Зная, что мы для того живем, чтобы умереть; для того умираем, чтоб переселиться в другую жизнь, не должны ли мы всегда быть готовы к сретению смерти, теме паче, что время пришествия ее утаено от нас?" Сии слова Епископ Неофит при гробе вице-адмирала Клокачева произносил к народу в городе Архангельске, 11-го Января в 1823 году. Это мне понравилось, и по искренности ко мне вашего сердца приятно сообщаю сие в пользу вашей души. Да сохранит вас Матерь Божия под Своим покровом! О Господе благодарный вам н. р. Е. Любите ли вы нищих? Я люблю их утешать. 30-го Мая, 1825 г. 3. 112. К Е.Я.Т. Сейчас гроб в яму опустили И весь засыпали землей. Кого они в нем положили, — Простились с тем, пошли домой, и все умолкло. О, человек бренный! Гость земли мгновенный! Здесь жизнь твоя краткая подобно есть дыму, Скоро исчезающему, ветром разносиму. Сегодня на троне, А завтра во гробе; Сегодня в порфире, А завтра в могиле; Сегодня с друзьями, А завтра с червями. И одна минута оканчивает и поглощает человеческую жизнь! — И сто лет как одно лишь привидение! О, смертное мгновение! Сколь смертных сокрыло ты! О, ты, Религия святая! Тобою кто одушевлен, Тот смерть без страха презирая, Всегда покоен и блажен. Покойтесь в Господе! Уже Василия Н-ча Бородина на свете нет. Вот каждый день и каждый час смерть смертных пожирает и не насытится, пока не прейдет мир. О Любовь! Любовь святая! Всякую смерть ты потребляя, Вечно успокоишь нас. 8-го Окт., 1825 г. 3. 188. К А.Т.Б. Все прошедшее минуло, как одна минута; осталось пользоваться только настоящим для будущего вечного спасения. Господь не обещал завтрашнего дня, но дал сегодняшний для молитвы и спасения: „се время благоприятно, се день спасения!" Мне припоминается из некоего исторического повествования, что один веселый человек, будучи в кругу своих товарищей, сказал им, что он намерен на следующий год исправиться в своем вольном поведении и принести покаяние во всех грехах своих, а следующее время пока провести в свое удовольствие. Только что он проговорил это, с ним сделался удар — и дух вон! Можете представить, какой ужас поразил всех его окружающих! Как бедственно отлагать до другого времени покаяние, которое Господь хочет принять сегодня, чтобы даровать прощение!.. Сентября 28-го, 1834 г. 3. 195. К А.Т.Б. На что нам иметь такие вещи, которые как снег в руках, или как уголья в жаровне? — Минутное не вечно, а вечность не минута; смерть не за горами, а за плечами! Благоугождайте Господу: вам не закрыты заповеди Его; — при помощи Божией, вы можете жить по ним, и будете наследницей царствия небесного. Лучше здесь произволением потерпеть и нужду, и крайность, чтобы удостоиться милости Божией там, где вечная жизнь и неизреченная радость. Простите. Христос с вами! 28-го Июня, 1885 г. 3. 223. К А.Ф.А. Молись Господу, покуда время есть, И плачь, пока Господь приемлет жертву слез. Настанет смертный час, И все оставят нас... Августа 27-го, 1833 г. 3. 234. К Е.Е. Вечная память Василию Федоровичу - Сегодня минуло три года переселению его. Откровенно скажу вам, матушка: я просил Василия Федоровича помянуть меня, когда будет иметь дерзновение в милости у Престола Божия, чтобы и мне не замедлить здесь. Что же сказать о вас, когда увижусь с ним, и о Елисавете Александровне? Исполнены ли его завещания? А мне пора готовиться к вечности: опасно очень отлагать день за день; смертный час сокрыт от нас. Мне может кто сказать: ты уединен, что тебе готовиться? Есть ответ на это: каждый имеет свои приготовления... Сбираться в вечный путь — есть о чем подумать. Я припоминаю благий совет святителя Тихона жаждущему спастися; вот он: «От искушений никуда не уйдешь; когда враг чего сам не может, то чрез злых людей наносит оскорбления; только лучше быть в каком-нибудь монастыре, нежели дома, а повсюду надобно терпеть и быть великодушну; не смотреть на то, что люди делают, а внимать, чему слово Божие учит: знать келью да церковь и быть всегда за-няту — то читать, то молиться, то делать что пристойное и так попеременно продолжать; мало спать, мало есть, мало пить и непрестанно Иисусову молитву иметь в сердце своем: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Таких любит Господь, которые скоро и пламенно предают Ему сердца свои на служение. Начало премудрости страх Господень. Благодарение Господу, что вы сострадаете, матушка, о сиротах. Непотребный раб Егор Января 11-го, 1827 года 3. 250. К В.В.Г. Святитель Христов Тихон Задонской увещевает нас следующим словом: „Отовсюду видим, как нужно Христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть. К тому пользует всегдашняя память о смерти, что она нечаянна и различным образом восхищает людей. Память о страшном суде Христовом, о муке вечной, о царстве небесном, — память о сих и верное рассуждение не попустят совратиться с пути. Поминай о сих часто и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минется, но то, что после смерти будет, не минется. Все здесь мирское останется, и самое тело в земле погребается; а едина душа, на оный век, отойдет и с душою добродетель или грех неотступно. Горе душе, когда с грехом отойдет! Ибо с чем отойдет, с тем и на суде Христовом явится. Поминай сие, и будешь себя очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишься пред Господом Богом твоим со грехами." Вот вам гостинец от трудов Преосвященного Тихона: примите сердечно, да споспешествуют и его молитвы о спасении нашем. 11-го Апреля, 1827 г.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar