Меню
Назад » »

Георгий затворник, Задонский / Письма (10)

2.279. Екатерине Васильевне Даниловой По множеству болезней духовных даруется неизреченное веселье сердцу, взыскующему Господа. Премудрость Божия есть Иисус Христос! Имже вся быша — все, что видим, и все, что слышим,— и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин 1, 3). Господь объявил ученикам Своим: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15,5). Все это, что пишу, вы сами, благоговейно занимаясь чтением слова Божия, хорошо знаете; но вы знаете и то, что от частого воспоминания о том же предмете, близком сердцу,— о слове Божием, тоже бывает великая радость и утешение: это — жизнь, это свет души, без которого она и темна, и мертва. Припомните, что поет в светлый день Воскресения Христова торжествующая Церковь: «Очистим чувствия и узрим...» Стало быть, все те, которые имеют чувства свои неочищенными, не видят сего света Воскресения Христова, хотя бы они тут же, близ поющих, и даже в числе поющих находились. Теперь ясно видите из сих слов: «очистим чувствия и узрим» — как необходимо нужно очищение чувств своих душевных и телесных, чтобы видеть оком ума торжествуемый свет в разуме поющих его. Очистим слух, очистим око,— Да узрим в тишине глубокой, Отрясши плоти бренный прах, Христа в божественных лучах И Воскресения свет безлетный; Да слышим глас благоприветный: Ликуйте, радуйтеся днесь, Поющие победну песнь! Истинно блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф 5,8)!.. Посмотрите когда на горящую свечу: свет ее, хотя бы взят был и от самой малой искорки, едва только в пепле отысканной, однако освещает светло всю нашу комнату, так же, как бы взят был и от великого огня. Зажгите сто свечей — и нимало не убудет свет первой свечи: такова и вера во Христа, хотя бы она была только как зерно горчичное. Или представьте, как красное солнышко одно представляется и видится в бесчисленных ка-пельках росы: подобно сему и Христос воображается в приемлющих сердцах. А имеющему поврежденные глаза не свет любезен, но тьма. Так и душа, помрачаемая своими пристрастия-ми к каким-либо вещам, покуда словом Божиим не очистится, не может видеть истинного Света. А Сей Свет есть Сам Иисус Христос, глаголющий: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и последует Ми (Мф 16, 24) — так, чтобы пред глазами последователя всегда виден был Христос, и слышно б было Его учение, а иначе никто не может быть учеником Его. Сей свет во тме светит, и тма Его не объят (см.: Ин 1, 5). Его приемля верою при чтении слова Божия, душа просвещается, освобождается от порабощения страстям, смиряется, сокрушается и убеждается чрез многие скорби к смиренной молитве; сердце уже не любит мира, ни того, что есть в мире; оно приносится в жертву Богу, пленяется в любовь Христову, несомненно верует и исповедует единомысленно со Святою, Соборного и Апостольскою Церковью пред всею тварью скорое, но не с усмотрением времени, а внезапно, как молния, имеющее явиться славное Второе Пришествие Христово, воскресение мертвых, суд, воздаяние и жизнь будущего века. Пред Господом и тысяча лет, как день вчерашний! Января 19-го, 1835 года 2.282. Екатерине Васильевне Даниловой Когда кичливо мысль моя парила По начертаниям наук; Когда мне слово в сердце говорило: Все это временный лишь звук! И что же делать мне, Лежащему во тьме? Душа моя страдала, Искала и жаждала, Чтоб сущность самую познать наук И не сплетать тенет, как их плетет паук. Приник я к книгам философским Читать различных мудрецов; Приник к писаниям высоким богословским, К творениям превыспренних умов!.. Тогда помыслил я сам в себе: так ли уразумел я истину, как она есть? Известно, что небесных светил слепой не видит, хотя понаслышке иногда говорят об них и слепые, но что они делают, все то делают ощупью. Так и непросвещенный благодатью ум, что ни делает, что ни усматривает, все то есть плоть и кровь, и потому не может он внити в превыспренний мир духовный. Поистине мрачен и слеп всяк человек греховный. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мир сей — тяжкая для меня темница; призри на мя, и помилуй мя по суду любящих имя Твое (Пс 6, 2; 141, 7; 85, 16). Так молился я по руководству Псалмопевца и повторял, когда было мне горько и тяжко, и надеялся, в отраду сердцу моему, услышан быть от Призывающего всех грешников к покаянию. Тогда со мною то же было, Что в бурю на море с ладьею без кормила: Ничто меня тогда не веселило, Ничто душе опорой не служило. Куда ни погляжу,— Повсюду суету одну лишь нахожу. Остановлюсь ли над рекою, Волна там мчится за волною, О мне как будто говорит: Вот так и жизнь твоя мгновенно пролетит! Взгляну ли на цветы, Которые красой в час утренний блистали,— Склонился к ночи день — цветы уже увяли И нет в них красоты! Как путник средь степей, покрытых мглою, Идет, стези не видя пред собою, Так странствовал и я с тоскующей душою... Но вот из лона мрачных туч Просиявает солнца луч, И путник пред собой зрит мирное селение. Так и меня Господне Провидение Ввело в пристанище обители святой Под кров Царицы Преблагой... И здесь-то я приник к книгам великих иерархов и учителей святых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, свыше озаренных и просвещенных благодатью Духа Святого; и, вразумляемый евангельским и апостольским учением, уклоняясь от всяких ересей, суеверий и расколов, приближаюсь, Божиею милостью, к смерти моей. Время мало-помалу сокращает дни жизни моей, подобно дыму проходящей, и гроб пред глазами непрестанно напоминает мне воскресение мертвых, Страшный Суд Божий и праведное воздаяние комуждо по делом его... (Пс 61,13). Желая вам милости Божией, прошу вас искренно: спасайтесь, возлюбленная сестра о Господе,— не по мирскому обычаю, но как научает Иисус Христос, Слово Божие, Глава нашей Церкви, всех истинно верующих во имя Его. Что нам до прочих, уклоняющихся в развращения и любящих ходить путями прелести? Нам надлежит внимать себе (см.: Втор 15, 9): да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (на сии слова Василий Великий великую сказал проповедь), чтобы неуклонно последовать учению Христову и совершеннее удостовериться, что тесным и прискорбным путем входят в жизнь вечную, а не пространным, кипящим сладостью забав на увлечение души в погибель вечную. А кто не хочет до конца претерпеть временно какие-либо скорби, тот будет и невольно тер-петь в вечности нестерпимые муки, как уклонившийся от возделания данного ему таланта злой и лукавый раб, и уже будет мучиться без конца. Здравый разум кто имеет, тот верно разумеет, что лучше согласиться здесь претерпеть временно, хотя бы и сто лет назначено было гореть в огне за грехи наши, нежели подвергнуться там нескончаемому вечному мучению. Подумаем смиренно и представим себе, какое в нас малодушие, что мы не хотим и единого дня провести в терпении и маленькое оскорбление увеличиваем, как великую гору! Искренно убеждаю вас читать святителя Тихона. Вы здоровее будете, и это несравненно полезнее для вас будет, чем ездить туда и сюда, и говорить, судить и слушать неподобающее... Читал и я, что вы читали и в письме вашем поименовали: но в тех, кои не суть от истины, не нашел пищи душе моей, одно лишь видел надмение духа и прелесть ума в увлекательном велеречии. Это довольно заметно, что много есть таких, которые перетолковывают Священное Писание по своему пристрастию, не пленяя ума своего в послушание Христово, но, напротив, под свой разум подводя слова святой, неизреченной Истины; и обширными своими объяснениями, не как лучами света, но как тучными облаками, покрывают солнце, просто сияющее на злых и благих. Для того-то очень опасно вдаваться в любопытство и читать всякие книги, не принятые Святою Церковью, соблюдающею в точности апостольские предания по учению Христову. Не угодно ли вам читать святого Ефрема Сирина и выписывать из него, что заметите особенно назидательного, для душевной пользы? Полезно также повторять часто и его молитву: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...» — всю до конца, с поклонами. Простите меня, когда чем-либо вас оскорбил, и вас Бог простит! Февраля 14-го, 1835 года 2.310. Екатерине Васильевне Даниловой Вас приняла под кров небесная Царица: Почтож мечтаются в уме иные лица?... Как ветрами взмущенная волна, Поднявши ил с землей со дна, Становится мутна, темна; Когдаж наступит тишина, Вода, как зеркало, ясна, И смотрятся в нее и солнце и луна: Так мысль нечистая в нас сердце возмущает, Душа от ней мятется и страдает: Но воззови к Тому, Кто бурю укрощает — И Он мятежну мысль от сердца отразит, И дух твой в глубину смирения погрузит, И солнца правды свет всю душу озарит! Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя! Благословен еси Господи! просвети мя оправдании Твоими, да поучаюся в них день и нощь. Мнится мне, что не было ни одного дня во всей вашей жизни, в которой бы вы совершенно воздержались от празднословия... Ах! так оно и есть: сучец вижу в оке ближнего, а у себя бревна не вижу!... Господи, даруй ми зрети моя прегрешения... Но — слава Богу! теперь вам лучше, и вы начинаете говеть: да сподобит вас Господь величия и неизреченной милости Своей. Вы скорбите; причины же, от коих происходят ваши скорби, вы сами знаете: они, может быть, неисчислимы... Есть и особенные скорби сердца, коими достигают, при помощи Божией, царства небесного, — царства бесконечной радости и весе-лья... Прошу вас, не унывайте: уныние есть тьма, а Слово Божие есть свет: обратитесь вашим сердцем к свету, и уныние исчезнет, как ночь от солнца! И самый день под лучами солнца радостнее представляется нам... Но есть Солнце в тысячу раз светлее нашего видимого на небе солнца: Оно просвещает глубину человеческого сердца, ежели только не уклоняемся сами во тьму. Что вам много заботиться о вашей собственности внешней?— Располагайте вы тою собственностью, которая посреди вашего сердца; прочее ж, окружающее нас, есть временно, и все обстоятельства не в нашей воле... Нужно искать и познавать волю Божию, которая открыта в заповедях Божиих: и сие есть дело истинного разума. Я болен, и болезнь мне, как душевное лекарство. Слава Богу и благодарение о всем! 2.312. Екатерине Васильевне Даниловой Возлюбленная сестра о Господе! Твое сердце болит и ропщет на то, что не по желанию сердца встречаются вещи, подлежащие изменению. Будем молиться вместе единомысленно к Могущему исцелить недуг душевный: Он обещал дать просимое просящим у Него. Все мимо идет, и земля и небо, но не слово, реченное Богом. Сие не мимо идет, пока не исполнится.—Утешай себя словом, возвещающим блаженство плачущим ныне. Вольно сердце свое наполнять такими мыслями, от которых смущается душа и унывает сердце:—посмотри, не следствия ли это каких-нибудь оставшихся в памяти воображений?... Не могу я согласиться с теми, которые преподавали вашему вниманию вами мне изъявляемую философию и толковали вам, что век идет вперед и человечество открывает много нового. Вот в сию минуту взглянул я на старые свои часы и помыслил: как мне назвать их новыми за то, что они сегодня, подобно как каждый день, снова начинают совершать круг свой? Впрочем, не оспариваю вас, а только на вид поставлю вам сущую истину. Когда я, стоя пред Воронежским епископом Епифанием, помыслил сам в себе об учености, вот что вдруг он сказал мне на мысль мою: «Наша наука — Иисус Христос!» Тут я решительно открыл ему движения моего сердца и мысли, обращавшиеся в оном; преосвященный указал мне место пребывания в Задонской обители, и вот Промыслом Всевышнего я остановился здесь для провождения скоротечного времени минутной моей жизни... Мне всегда напоминается, что видимое временно, а невидимое вечно... Еще замечательно в видимом мире из природы вещей,— как все из ничего происходит, является нашим глазам и скрывается в Премудрости Божией... Господь кротким открывает тайны. Мы видим под нашим небом всегда единообразно изменяющиеся вещи, прообразующие нашу жизнь и воскресение. Глубины премудрости и разума Божия неисследимы: смиримся — и спасет нас Господь. Во всей видимой твари господином поставлен человек, одаренный разумом и волею,— как хочет, так и простирает мысль свою; для ограждения же его от заблуждений даны ему заповеди Богом. Января 11-го, 1836 года 2.313. Екатерине Васильевне Даниловой Обманываться и прельщаться свойственно человеческой немощи и малодушию; а обманывать и прельщать есть дело диавольское. Ходящие же во свете истинные христиане не обманываются и не прельщаются; потому что в кротости духа и смирении сердца руководствуются свыше словом Божиим. Должно знать то, что необходимо нужно ко спасению вечному; оно светит в заповедях Божиих и в просвещении благодати: прочие же знания противу сего ничтожны. Благодарю вас, возлюбленная сестра о Господе, за пожелание ваше скорого мне облегчения от болезни,— вот уже могу и писать... За все слава Богу! Нет ничего на свете такого, из чего бы не можно было извлекать пользу, при помощи Божией, в разуме истины. А сердиться — значит смущаться умом, терзаться чувствами: такая мука горше всяких болезней телесных. Мудрствовать же значит видеть умом и благодушно разуметь все вещи, как они есть и на какой конец следуют. Марфа печется и молвит о многом; а одно только на потребу... Простите; мудрствуйте о Господе! Да хранит вас Ангел мирный! Сего усердно вам желает непотребный раб Георгий 6 марта 1836 года 2.316. К Вере Петровне Полозовой Благое намерение ваше посвятить сердце свое на угождение единому Богу меня радует. Приятно отвечаю вам: в монастыре для спасения души жить безопаснее, нежели в мире; только надобно терпеть и ни на кого не оскорбляться, хотя будут оскорбления наносить; усердно всегда молиться Господу Богу и мыслью в сердце своем тихо призывать имя Христово: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Что вы ни делаете: дорогой ли идете или за столом сидите,— всюду эту молитву мыслью в сердце вашем повторяйте. Веруйте, любезная сестра о Господе,— и дастся вам спасение во имени Христове! Усердно желаю вам вечного блаженства, непотребный раб Егор 2.317. К Вере Петровне Полозовой Помышляйте почаще о будущей вечной жизни; читайте и поучайтесь, как должно спасаться,— чтобы за нерадение и небрежение не лишиться небесных благ, но чтобы радением и усердием к слову Божию избавиться вечных мук и Божиею милостью удостоиться наследовать вечное блаженство во Царствии Христове, где неизреченному веселию и радости не будет конца. Занимайтесь книгами, которые святитель Христов Тихон Задонский написал просто и удобопонятно обо всем и для всех, как жить и что делать живущим истинно по-христиански, чтоб ни одного дня не потерять в празднословии и в праздности. Где бы вы ни находились, сердце ваше с вами и спасаться зависит от вашего изволения. Изволяющим же и молящимся Господь Сам помогает, просвещая мысль сердечную на благие дела. Добрый путь вам! Всегда воспоминайте, что Истина и Путь вам един есть — Иисус Христос. Следуйте по Нем, и Он доведет вас в божественный чертог Свой: в нем торжествуют мудрые девы, а юродивым Он затворит Двери и скажет: не вем вас. Повторяйте усердно сию молитву: «Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих: избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец». 12 октября 1835 года 2.318. К Екатерине Александровне Маркович Чего себе, того и вам желаю: свет, не объемлемый тьмою, да озарит ваше сердце во истинное разумение заповедей Господних! Долгом почитаю сказать, что могу, о ваших книгах: 1-я) «Душевная купель» — показалась мне довольно велеречивою, и сочинителю ее мнится о себе нечто быти; 2-я) «Руно орошенное», содержащее в себе сказания о чудесах Богоматери, написано святителем Димитрием Ростовским, когда он был еще иеромонахом: сия книга назидательна для внимающих с верою. Мне приятно предложить вам для прочтения и для прохождения на самом деле «Духовный алфавит» святителя Димитрия: книжка не велика, но достаточна... Впрочем, многих авторов высокие умствования не служат к назиданию смиренномудрствующих душ, а только развлекают и самую постоянную мысль и приучают бродить по путям непроходимым, основываясь на фундаменте самонадеяния... Фарисей много наговорил пред Господом — и тщетно; а мытарь, смирившись, только что воздохнул: Боже, милостив буди мне грешному,— и вышел оправдан паче законника, по-видимому святого (см.: Лк 18,10-14). При сем передаю вам с усердием 5 рублей на украшение иконы святителя Николая Чудотворца и благодарю за ваше усердие; однако святитель Николай Чудотворец не доволен одним внешним украшением иконы его: он ревнует о том, чтобы все, чтущие святую память его, исполняли заповеди Божии. Душевно желаю вам преуспевать во всех христианских благонамеренных делах, Божиею милостью, искренно вам соусердствующий непотребный раб, грешный Георгий Января 4-го дня, 1836 года 2. 320. К Екатерине Александровне Маркович Матушка! За упокой в подаваемых вами записках не оставьте припомнить Алексея убиенного, Анну, Надежду девицу — это родная мне сестра, а то родители. Вот как ознакамливаемся мы с вами в Господе! Сердце есть глубина неизмеримая, известная единому Богу! И когда оно восхищается из глубины своей к небесному, тогда ум безмолвствует, превосходно погружаясь в любовь святую — в любовь Божию... Как редкие говорят то, что изражает сердце, так редкие и принимают просто и прямо сердцем. Покровительствуйте бедных, нищих; Покровитель Бог да покроет вас Своей милостью во имени Христове! Искренно усердствующий из последнейших ничтожный раб, грешный Егор 5 нарта 1825 года 3.3. К А.П.Р. Особенное ко мне ваше усердие, которого я никогда не заслуживал, дает мне чувствовать долг вам моей признательности: чтобы непрестанно прославлять вседействующего Бога. Слава Богу о всем! Христос, Спаситель мира, всех привлекая к Себе, предоставляет нам всякие способы и меры, чтобы мы легко могли жить по Его завещанию и свято исполнять Его веления. И чтобы мы не почли этого за тяжесть, Сам благоволит произнесть уверительные слова: иго Мое благо, и бремя мое легко есть. Не беспокойтесь! прежде всего ищите царствия Божия: прочее само приложится вам. Царство же Божие внутрь вас есть— в сердце вашем! Так нам изявляет Сам Господь! А потому Святый Иоанн Златоуст и научает нас всегда призывать в сердце имя Иисусово, да соединится с Ним сердце наше, ибо где Царь, там и царство будет. Здесь нет сравнения ни с чем! Небесная сладость, радость и неизреченное утешение! Да утешит вас Матерь Божия! и вам не будут приятны праздные слова. Простите меня непотребного. 14-го Июня, 1822 г. 3. 27. А.Н.Ш. По милости Божией, вы посещаете гроб Святителя Тихона; почивающий же во гробе сем, преисполненный благодати, внимая вашему сердцу, вере и усердию, видит, что вы пришли к его гробу просить его предстательства пред престолом Бо-жиим и ходатайства о вечном спасении души вашей. Это поистине самая важнейшая просьба — не о временном и суетном наслаждении, но о вечном преславном и никогда нескончаемом пребывании там, где бесчисленное множество Ангелов, где свет и радость никаким умом непостижимые, где непрестанное веселье и любовь, все превышающая, все объемлющая, все содержащая и неизреченно сияющая, услаждающая возлюбленных своих, и одевающая светом, яко ризою... Вот куда стремится душа наша и ищет научиться, пока в теле еще, как бы попасть на этот путь, что ведет в царствие Божие. Да помолится прославленный Богом Угодник Божий, Святитель Христов Тихон, об истинном вразумлении вашего сердца, чтобы вам следовать званию Божиему, и не озираться вспять на суетность мирскую. Он может сие испросить вам, если вы сами не уклонитесь от правды Божией в след неправды мира, обольщающего неразумные души. Теперь вам нужнее всего внимать книгам об истинном христианстве. Сие учение, как небесное сокровище, собранное трудами вечно поминаемого и всеми ублажаемого Тихона, в обители Задонской усердно предлагается вашему благочестию: воля ваша — научаться из оного, как должно жить истинной христианке и как удобнее достигнуть вечного блаженства. 12-го Августа, 1830 г. 3. 30. А.Н.Ш. Слава Богу, возвратившему вас от смертного одра вашего к прославлению неизреченной Его милости! Да укрепит Господь силы ваши к благоугождению Ему, по вере сердца вашего! Внимание ваше слову Божиему да будет единственным утешением вашим; это разгоняет всю мрачность и освобождает печальную душу от томительного уныния. Чтобы избавиться посреди мира от странных предрассудков и от вольномыслящих людей, к сему надежным средством служит частое от всего сердца произношение молитвы, которой молится Св. Златоуст: „Господи, покрой мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всяких иных неподобных вещей". А святая Церковь правоверных убеждает о том же, молит Св. Великомученика Георгия, когда вопиет к нему в день празднования его памяти: „Поток лютых страстей же и бед, и мятежного обстояния, и болезней падения, и демонов козни, и злочестивых стремления укроти твоими молитвами, венценосче Георгие". Ноября 5-го, 1833 г. 3.35. К П. И. В. Милостивая государыня! Прочитав списанную вами молитву, смиренно ответствую: подобает молиться вам по книгам, кои Церковью приняты. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Припоминаю, что Св. Иоанн Златоуст отвечал братии: уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь: во тме ходит человек, непочитающий Псалмов... В беременности полезно читать следующие молитвы: Боже, милостив буди ми грешной. Создавый мя, Господи, помилуй мя. Господи, даруй ми разрешиться, в прославление имени Твоего: да будет воля Твоя! Сотвори со мною по милости Твоей, и якоже хощеши, устрой о мне вещь. Аминь. Мая 3-го дня, 1829 года. 3.36. К П. И. В. Призыванием имени Христова озаряются мысли и познаются смущающие. Вам нужно заниматься рукоделием и чтением Псалтири. А когда упражняетесь по хозяйству и семейственным делам вашим, тогда мыслью можно часто повторять: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»; ежедневно должно молиться по четкам и оную молитву читать поутру и ввечеру. Веруйте истине без испытания; слово Божие вразумит вас, что Господь Бог ни от кого не произошел; Он всегда есть, и был, и будет, безначальный и бесконечный! И что вы видите, небо и землю, все это Он из ничего сотворил единым словом Своим. Угождать Богу мы обязаны по всем заповедям Его; игры же карточные и прочие забавы мира сего произошли от идолопоклонников и не ведущих истинного Бога. Христиане имеют превосходное занятие: размышлять о будущей жизни, о бесконечной вечности и о Царствии Небесном и делать, что Господь повелел. Особенно же в праздничные дни благочестно и благоговейно провождают они время — в чтении Священного Писания, в молитве и в подаянии милостыни нищим. Да просветит Господь сердце ваше и да научит вас, что надлежит вам делать с любовью, в кротости и смирении! Мая 25-го, 1829 года 3.37. К П. И. В. Милостивая государыня! Лечиться магнетизированием не должно, а лучше, советую вам, при болезни попросить священника отслужить молебен с водосвятием и потом окропиться святою водою, и ежедневно пить оную воду и с нею употреблять часто просфоры. Сим средством многие избавились от болезни и беснования: ибо когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели. В странные же учения не вдавайтесь, а слушайте Церковь Божию. 16 февраля 1831 года 3.38. К П. И. В. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50, 19)! Душа обретает истинный покой только в делании заповеди Божией и хранении церковных преданий. Церковь святая и непорочная есть духовное тело; а Глава Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. Противомудрствующие же, мнящиеся по высокоумию своему о себе нечто быти — ничтожны. Словом, делом и верою пребывайте в самой Церкви и не потонете в бездне глубоких вод. Молебствие же пред образом святого угодника Божия относится к нему самому,— так же, как к каждому лицу бывает личное прошение о чем-нибудь нужном; и сколько бы ни было образов, ежели они одно представляют, один и есть, как многие зеркала могут представить во множественном числе одно ваше лицо. А ежели у вас есть два образа или более и они представляют лицо одного святого и ежели из сих каждому образу будете молебствовать особенно, это будет не иное что, как только пред тем же лицом и то же делать повторение. Слава Богу о всем! Мирный Ангел да хранит вас и весь дом ваш! Простите меня; я весь болен; нуждаюсь только в одном терпении до конца, в котором стяжание души моей. Утро 1831 года, августа 14-го 3.39. К П. И. В. Не отчаивайтесь! Господь кающихся приемлет! Этому я едва могу верить, чтобы вы поверили колдуну* и приняли ложь за истину... Но исполните ли вы охотно, с верою и усердием, следующее назначение? Смиритесь, чтобы один год не господствовать ни над одним человеком, рабом или рабою; а что будет потребно для вас, о том не приказанием, но просьбою просить; ежели и не послушают, на то не оскорбляться, а только молиться Господу за них и каждую неделю в доме своем просить священника служить молебен с водоосвящением, пить святую воду и окропляться ею. О всем том, что я написал, посоветуйтесь с духовником своим — и когда благословит сие, то и начинайте выполнять самим делом. Чтением же Псалтири и милостынею душа очищается от грехов. А когда ошибкою вместо прошения прикажете повелительно что-нибудь сделать, тотчас раскаивайтесь в этом мысленно в сердце своем пред Господом и это назначение соблюдайте втайне сердца своего. Непотр. раб Егор *Пелагея Ивановна, будучи сильно больна, согласилась, по совету других, позвать к себе какого-то неизвестного человека, чтобы он дал ей лекарство, и он дал ей пить воду, над которою что-то наговаривал; не брался предсказывать ей будущего, но многое рассказывал из прошедшей ее жизни,— иное похоже на правду, другое с примесью лжи. Потом видела она во сне, что «идет по льду и падает; тут явился пред нею человек в подряснике, подпоясанный ремнем; поддерживал ее и велел ей, держась за полу его, идти на лестницу; вошедши туда, увидела она широкий, светлый коридор и в конце коридора — белого льва с черными глазами, который с яростью бросился на ее; но проводник ее сказал ей: держись крепче, иди дальше». Впоследствии, бывши в Задонске, она принята была затворником в его келью и, увидя его в первый раз в своей жизни, тотчас узнала в нем своего проводника, которого видела во сне; начала ему рассказывать свой сон и забыла упомянуть о коридоре; но затворник напомнил ей: «Конечно, это было в пространном коридоре? — и по-том присовокупил: — Пространный коридор означает путь жизни сей. Идя путем сим, моли-тесь, читайте Святое Писание, подавайте милостыню, и вы будете идти к Царствию Небесному; но держитесь крепче за веру». А прежде сего наставления он писал к ней приведенное здесь письмо (примеч. мон. Порфирия). 3.41. К П. И. В. С празднованием памяти святителя Христова Тихона приношу вам и всему вашему семейству радостное поздравление. Да помогают ко спасению вашему от всякого зла святые молитвы небесного предстателя, святителя Тихона Задонского, как и всем верующим и почитающим с любовью память его. Сей исповедник истинного учения Христова каждому вразумительно объяснил и написал, что такое есть истинное христианство, и какие именно дела его, и как познать ложных христиан. Ревнитель правды Божией и истинный Христов служитель все рассказал всем: что есть грех и что есть спасение от греха. Что делается кем-либо против заповеди Божией — то грех, разлучающий душу от Бога; и что делается против святых установлений Православной Церкви, тоже грех, от-лучающий человека от Святой Церкви. Грех есть употреблять в услаждение прихотливости своей скоромную пищу в такие дни, в которые Церковью установлено соблюдать пост и пищу употреблять постную, и не до насыщения. Противящиеся же сему спасительному установлению всяко развращаются, мнятся о себе мудры быти и грешат. Нужно часто вспоминать себе, что будет праведный Божий суд и Господь воздаст комуждо по делом его (Пс 61,13). Молитву непрестанную нужно иметь в сердце своем во всякое время, где бы ни были: непрестанно молитеся. Сам Господь повелел: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26, 41). Видите и слышите, что молитва избавляет от напасти. Всемогущий Бог может и вас избавить, непрестанно молящихся Ему; дом молитвы есть ваше сердце. Все временное непостоянно, постоянно одно лишь вечное. Кто как хочет, но вы неотступно с Православною Греко-Российскою Церковью исповедуйте: что не тремя, а четырьмя гвоздями Иисус Христос был распят. Августа 13-го дня, 1833 года 3.47. К П. И. В. Вас часто смущают находящие помышления: да даст вам Господь несомненную веру и совершенное упование на Промысл Его! Мудрствующим же неподобающее и восстающим против Восточной Апостольской Церкви,— кто бы они ни были,— не внимайте и успокаивайтесь в том, чему научает правоверующая Греко-Российская Церковь по свидетельствованным преданиям святых отец, Самим Богом чудно прославленных. Молитвы читайте, установленные Святой Церковью; они не длинны и не много времени требуют; молиться же должно не одним только умом или мыслью, но и телом преклоняться смиренно, как Сам Господь Иисус Христос молился даже до кровавого поту, с преклонением лица на землю. Такова есть смиренная молитва. Есть молитва фарисейская — высокопарная; тою молитвой молятся мнящиеся о себе нечто быти. Такая молитва чужда истинных христиан! Можно и без поклонов, сердечною мыслью молиться, ежели кто одержим болезнью и не может преклонять свое тело; и самые вздохи приемлются от сокрушенного сердца — гордым же Бог противится! Сын ваш, благонравию и полезным наукам обучающийся, может со вниманием от всего сердца прочитывать краткие молитвы: Царю Небесный; Пресвятая Троице; Отче наш; Богородице Дево, радуйся; и Златоустову молитву: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ и проч.; потом — Верую во Единаго Бога; напоследок — Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную...— до конца. Кажется, благоразумный учитель должен согласиться, чтобы сии краткие и нужные молитвы невозбранно в свободное время повторял его прилежный и рачительный о благочестии ученик; и ваше сердце, без сомнения, тем успокоится. Мир вам и благословение Божие! 15 июля 1835 года 3. 51. К М.М. Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних (Мф 21, 9)! Когда язык велеречиво и необузданно выражает все, что есть внутри нас, тогда бесценная душа теряет свое достоинство, услаждаясь высокопарным красноречием; глубокое сердце мелеет; сокровище таинств созерцаемых окрадывается и весь человек разливается и пустеет. Неудержный предатель — язык многие души опустошил, растлил сердца и разорил вконец великие государства. А потому и запрещается многословие, чтобы язык не преходил своих границ и не мог бы выступать из-под управления духовного существа. Итак, будем молиться, да сохранит вас Бог от сего своевольства: Господи! положи хранение устом моим (Пс 140, 3), чтобы не износились праздные слова, за которые от нас спросится ответ в день судный!.. Простое искреннее слово лучше и яснее всяких велеречивых выражений может сообщать душе душу; и оно в глубине сердца само собою познается, при помощи вразумляющего Ангела. Осмысленное слово — как запечатанное письмо, полученное от сердца; оно и распечатывается сердцем, и там прочитывается безмолвным вниманием. Ибо никто не знает, что в человеке,— разве дух человека, живущий в нем. В этом вас уверяет апостол Павел, который имел разум Христов, испытующий и самые глубины сердечные... Святитель Тихон сказывает: «Не спросят тамо, красно ли говорил или красно ли жил?» Вот что поговаривают истинные христианские философы! А красота жизни есть наша истинная Жизнь — Иисус Христос! Теперь — довольно для сердца нашего работы, есть чем заняться... Вам угодно знать, чем заняться прежде: рассуждением ли, рассматриванием ли, книгами ли, молитвословием ли? Да, да! молитвословием, которое заключается в одном слове, непрестанно произносимом во внутренности сердца; оно вам известно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! — уже из этого взывания могут пролиться реки спасительных добродетелей и всякое чинное благоустройство вашего последующего подвижничества. Вразумительно ли тебе, любезная сеетра наша о Господе, сие младенческое лепетание? Веришь ли, что вдруг можешь научиться всем добрым наукам? Конечно, вдруг! В едином Слове, о Немже благодать воз благодать! Вся Тем быша, и всяческая в Нем состоятся и содержатся!!! Изволь продолжать начальное слово частым взыванием со страхом Божиим,— и увидишь, как любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим 8, 29). Дивно, дивно о нас Божие промышление! Прощайте. Теряюсь в безмолвной глубине, где нет ни гласа, ни обычных слов, и так остаюсь в безумии моем настоящим юродивым. Ежели строки сплел разумно, то не от себя — от Истины. Это далось для верующих — вы в числе верующих, вам и далось, для вас и наплел; пользуйтесь — оно далось на пользу. Наша неизбежная участь — смерть, гроб — сегодня или завтра. Не надейтеся ни на князи, ни на сыны человеческия, в нихже нет спасения (см.: Пс 145,3)! Спаситель наш един! Ему угодно, чтоб и мы едино были о Нем, в Нем и Им созидаемые... Писать ко мне зависит от вашего изволения, только не как к нежному отцу, но — к невеже и грубому брату. А я, покудова могу, буду отвечать, при помощи Всемогущего! Непотребный слуга Георгий 1824 года, в Неделю ваий
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar