Меню
Назад » »

Феофан Затворник / Письма. Выпуск 3 (10)

525. О блюдении духовной ревности. Отдых при утомлении телесном Милость Божия буди с вами! Очень утешительно, что милует вас Господь Бог, в силе поддерживает ревность вашу. Стойте крепко и не умаляйте сей ревности, ибо в ней жизнь. Не внимайте припадкам лености, которая исходит от плотоугодия, противопоставляйте сему желание, или даже жажду самоумучения. И Господу о сем молитесь и Матери Божией, чтобы воодушевление вам подавали. Ревность огнь. Что может устоять против нее? Она всепобедительна. Но бывают изнеможения не от лености. Я думаю это можно видеть. Тогда давайте себе отдых небольшой. Где его вставить, сами смотрите. Где удобнее. После всенощной посидеть немножко можно; потому что если ляжете, и разлежитесь. Чаю можно выпить; но не обращайте этого в закон, а принимайте по усмотрению, чтобы в деле сем не была госпожою плоть, а усмотрение совестное. После обедни тоже отдохнуть можно, и опять в том же духе. Самый лукавый враг - плотоугодие. Эта лягавая прикидывается околевающею, но только поблажь ей, уже и удержи нет, подай одно, подай другое. А наотрез приказать ей: не смей, и притихнет. Благослови вас Господи совершить добре дело освящения вашей кладбищенской церкви. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 10 ноября 1889 г. Оглавление 526. Радость святителя о добром устроении пишущей и наставление о блюдении трезвения и борьбе с саможалением и угодием плоти. Совет о воздействии на прочих сестер. Где лучше? Милость Божия буди с вами! Д.М. Да воздаст вам Господь небесным утешением за утешение, какое доставили вы мне письмом вашим, в коем извещаете, что внутренняя молитва с вами, что Ангел ваш хранитель неотступно присущ вам, и что напоминания вам свыше о непресекаемости хранения умной молитвы не прекращаются. Чего вам еще желать? Разве того одного, чтобы дал вам Бог силу и разум усердно исполнять все, что в содевании спасения требуется от вас самих, от ваших усилий и трудов над собою. "Трезвение храмлет". Но держите терпеливо тот же образ действования, и хромание будет сокращаться. Заметив, что хромнули, вы сокрушаетесь и просите у Господа прощения. И всегда так делайте, прилагая к сему рассмотрение, как случилось хромнуть, и установляя себе охранные правильца, как впредь избегнуть подобных хроманий. Общее же зрите око Божие над сердцем своим, все в нем видящее и одно оправдывающее, а другое осуждающее, и соответственно с тем устрояйте свое внутреннее. Благослови Господи! Жалуетесь на саможаление, и нельзя на него не жаловаться. Это самый льстивый друг, который не зол; но по слепоте своей предлагает советы всегда худые, кажущиеся однако же такими приятными, что идти против них сил недостает. Оттого у нас самоугодие, за самоугодием самость тучнеет и расширяет круг свой все более и более. Вы полагаете намерение взяться за отречение угодия плоти. Благослови Господи. Но чувствуя бессилие свое, вы за силою обращаетесь не туда, куда следует. Обратитесь туда, где черпает силу св. Павел, исповедавший: вся могу о укрепляющем мя Господе (Флп.4:13). С своей стороны потрудитесь водрузить в себе лютую злобу на плоть и жажду умучивать ее и умерщвлять, в уверенности, что в этом живот. И пойдет у вас сия часть добре. Недоумеваете, правильно ли смотрите вы на окружающих, а смотрите вы на них как на равнодушных ко всему духовному, несмотря на вашу заботу согревать их любовью к Богу. И решаетесь заключаться в себя и сестрам говорить только при случае. Равнодушием не ваша одна О. и не одна ваша сторона богата. Но не все кажущиеся равнодушными, равнодушны. Много таких, которые не любят говорить о себе, а в себе хранят духовные помышления и духовное разумение. Когда вы, читая у себя в келлии, встретите статью пригодную для сестер, призовите читальщицу и велите ей прочитать то в церкви. Будут слушать и назидаться. Поздравляю с окончанием кладбищенского храма. Да дарует Господь молитву всем молящимся в Нем и да ниспосылает им просимые блага. Ваши сны при сем очень назидательны. Их друг и хранитель ваш подал вам. Но внемлите! Эта милость свыше обязывает вас к сильнейшей ревности о спасении и к неусыпному попечению о сестрах. Что долго остаетесь в глуши. Божие определение - и конечно во благо вам. Слышите, что поется: на всяком месте владычества Божия благослови душе моя Господа! Где душа внутро себя собравшись, там и место лучшее, светлое, преукрашенное. Вы предаете себя Господу; другого решения и искать не следует. Буди воля Божия, самое лучшее решение. Книги Добротолюбия посылаю. 5-й и 4-й том лучшие. Вам не следует выписывать моих книг. У меня всегда есть они для раздачи. Извещайте и буду высылать. Благослови вас Господи. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 10 сентября 1890 г. Оглавление 527. Особая пригодность для общины 4-го т. Добротолюбия. Как судить об авторитете внутреннего чувства. Афонские листки. Благословение за благодеяние девочке и похвала Симеона, Нов. Богослова Милость Божия буди с вами! Пославши вам 5-й том Добротолюбия без 4-го, я думал, что 4-й был уже послан. Виноват! Ошибся. Теперь посылаю 4-й том: прямо к общинникам речь ведет. Вот увидите, как подбодрит сестр. Это все поучения Феодора Студита. У него общинники, не по своей воле живущие, выше уединенников. Очень рад, что у вас самих внутри все добре обстоит. Да хранит вас Господь! Спрашиваете, можно ли слепо следовать внутреннему чувству? Апостол поминает о чувствах, обученных в рассуждении добра же и зла (Евр.5:14). Обучаются они долгим учением, или опытом и тогда верно определяют, чему следовать должно - внутреннее убеждение говорит им. Как вам это уже известно, и опыт не обличает вашего чувства в ошибочности; то и делайте, как делали. У старцев пишется о сем, о рассуждении при сем и молитве. И это можно; но не всегда удобно. Есть у вас книга Варсонофия и Иоанна? Там много решается подобных вопросов. Просматривайте. Молитвою надо освящать и освещать всякий шаг. Что вы вычитали в Афонских листках и что слышится вами внутри в вашей совести, то - святые правила, от коих мир душевный устрояется и держится. Благослови вас Господи исполнять их. Что не ездите в гости и с визитами, очень хорошо делаете и блюдите сей добрый обычай. За девочку Матерь Божия вам отплатит покровительством и помощью в нужный момент. Симеон Богослов - сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни. И пишет просто. Благослови вас Господи. Ваш доброхот Е. Феофан. 29 октября 1890 г. Оглавление 528. О своем нездоровье. Строгое предостережение от замеченного уклонения в исполнении келейного правила Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейшая матушка! Три письма ваши лежат предо мною неотвеченными. Но виноват в этом не я, а хворость моя. Недели за четыре до праздника простудился и вот доселе слаб очень. Книжки, которые вы просили, я приготовил вслед за получением вашего письма; но хворость помешала отослать. Шлю теперь. Я делаю это с удовольствием. За мной еще остается один вопрос, о молитвенном вашем правиле. Прежде вы спрашивали часом раньше кончать правило. Не прозревая хитрости врага, я согласился на это. Теперь враг подсел к вам и натолковал, что можно молитвенное правило сократить еще, внесши в него рукоделие. Так совсем разорилось ваше обычное молитвословие. Не добре так. Потрудитесь восстановить его, как оно было в начале. Если для вас удобнее кончить правило часом раньше, то положите и начинать его раньше. Рукоделие же совсем выбросьте. Где нашли вы такое позволение? нет, нет. Преутруждать себя надо, а не льготы придумывать. Это широкий путь, недобрый. Благослови вас Господи. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. Посылаю вам книжку "Начертание хр. нравоучения". Конец сего начертания составляет книга: "Путь ко спасению", которая у вас есть. 6 генваря 1891 г. Оглавление 529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой Милость Божия буди с вами! В вашем письме 23 генв. вы прописали, что прочитываете на своем ночном правиле. Мне показалось тогда, что слишком много читания, и я намеревался написать вам, чтобы вы сократили читание и в промежутках вставляли молитву умную, мысленно из сердца возносимую ко Господу с прошениями о своих духовных потребах. Но в письме 26 генв. вы говорите, что читать вечером отказываетесь по причине болезни глаз. И вы решаетесь изучать умную молитву и чтобы не дремать, вяжете чулок. Похоже на то, что читание молитв совсем оставляется. Можно и так, но вязание чулка устранить надо, а вместо его, когда дремота возьмет, походите по комнате, или подымите что тяжелое, или, что гораздо лучше, возьмите четки, какие потолще, и отдуйте себя по плечам. Когда я писал вам не сокращать времени молитвенного, то написал потому, что как мне подумалось, вы разлениваться стали молиться. Вот этого главным образом и избегать надо. Разленение означает ослабление или пресечение духовных движений: что очень достойно сожаления. Но как вижу, что у вас ревность к делу молитвы жива, то полагаю оставить на ваш произвол и время и правило молитвы, устрояйте и то и другое, как найдете лучшим и удобнейшим для себя. Только одно имейте неотложным, чтобы, когда стоите на молитве, молитва шла из сердца и с чувствами к Богу, хвалебными, благодарственными и просительными с упованием, и чтобы к сему не примешивалось никакое постороннее дело. Вы хотите учиться умной молитве. Вы разумеете конечно Иисусову молитву. Доброе и предоброе дело! Но без навыка сосредоточиваться в молитве, трудно успеть в молитве Иисусовой. Чтобы навыкнуть такому сосредоточению, вот что сделайте, - соберите себе из псалмов и других молитвословий краткие молитвенные воззвания, какие ближе подходят к вашему внутреннему строю, заучите их, прочувствуйте и молитесь ими, повторяя каждое из них по 3, по 5 и по 10 раз, чтобы занять тем положенное время, а в среду их вставляйте молитву Иисусову, а после всех прилагайте призывание Божией Матери, святых и проч. и поминание своих живых и умерших. Можете также приложить читание молитв печатных, например, Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя. Хвали душе моя Господа, Иже на всякое время и проч. Для образчика вот что возьмите: 24 молитовки св. Златоуста, что стоят в молитвах на сон грядущим. Передайте в молитовки и просительную ектению так: день весь свят, мирен и безгрешен даруй мне Господи, и прочее также. Возьмите псалом 50 с начала до воздаждь ми радость спасения. В этих стихах совмещены все покаянные чувства. Заучите и молитесь ими. Так может составиться и все молитвенное правило, при котором не нужны будут ни книги, ни свечи. Каждая молитовка даст вам не одно духовное созерцание, а созерцании сии будут производить или поддерживать духовные чувства. Так ищите и обрящете молитву, которая потом как река потечет из сердца. Благослови Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 1891 г. Оглавление 530. Взаимное приветствие. По делу о благоустройстве общины. Не должно бояться зависти. О чтении Симеона Н. Бог. и молитве Иисусовой Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейшая матушка! Виноват я пред вами много и премного. Прошу извинения. Не сочтите однако же, что я забыл вас! Нет, всегда поминал и все собирался писать. Благодарю вас за ваши поздравления и благожелания пасхальные и именинные. Да услышит Господь молитвы ваши. Желаю и вам всего хорошего. Господь да умудрит вас и укрепит! Вы хорошо сделали, что отказались от Г. места. Благоустрояйте свою общину, потом монастырем и сделайте. Вот и игумения. И веселей вам будет слышать: матушка игумения! когда вокруг все будет дело рук ваших. На ту, которая вам завидует, не серчайте. Ее враг смущает, а она не видит, молитесь о ней. А что переманивает сестр, это должно быть радостно, ибо значит, сестры ваши так хороши, что их желают иметь у себя. Пусть идут. Вам Бог пошлет лучших. Вам по сердцу пришелся Симеон Новый Богослов. Читайте же его чаще. Это будет освежать и оживлять ваше внутреннее. Спрашиваете: следует ли принуждать ум творить молитву Иисусову в храме, когда на душе мирно, безмятежно и когда ум при этой тишине внимает тому, что читается и поется? Следует стоять в присутствии Божием и в чувстве к Богу, чтобы вы ни делали. Так и в храме. Вы в другом письме написали: "в храме, при слушании молитв, у меня лучше идет молитва Иисусова". Молитва сия оживляет и поддерживает внимание к Богу с соответственными чувствами. Посылаю вам вышедшие после полученной вами книжки еще три. Прилагаю и маленькие брошюрки, какие у меня есть на руках, по 5 экз. каждой. Господь да умудряет сестр. Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 11 июня 1891 г. Оглавление 531. После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений. Как быть неразвлеченною при хлопотах. О правиле из Св. Златоуста и поклонах Милость Божия буди с вами! Слава Тебе Боже! Великой милости сподобились вы от Господа! Это вам одобрение прежних трудов и поощрение на большие. А может быть еще и вот что: не подходят ли спереди искушения внутренние, или скорби и тяготы внешние? Такова мысль св. Исаака. Ощутишь, говорит, особое действие благодати. Смотри строго во все стороны, не отяготила бы какая напасть. Но ближе скорбных напастей, припадки самовосхваления. Собирайте тогда все из прежней жизни, чего по совести похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. За самовосхвалением и самоценном следуют греховные помыслы и движения и другое не малое. От этого всего спаси вас Господи! Господь одобряет ваше желание уединения, но времени не указывает. Надо ждать определенных указаний, а до того блюсти внутреннее безмолвие и продолжать усердно дела по благоустройству обители. Как блюсти внутреннюю неразвлеченность при хлопотах? Делать дела усердно, внимательно, постоянно и без попыхов. Всякое дело, какое предлежит вам делать, принимайте как самим Богом порученное, и делайте его как Божие. Мысль и будет с Господом. Этому можно навыкнуть с помощью Божиею. Шепчете мое правильце. Оно не мое, а св. Златоуста. Оно подает много мыслей возбудительных и охранительных. Но когда одна мысль о Господе займет, тогда с нею и оставаться можно и лучше. Вам поклоны сладки. И вкушайте сей сладости, как только возможность иметь будете. Их похваляют все молитвенники. Погрузитесь во смирение! Посылаю вам книжку еще новую - из старых. Благослови вас Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 31 июля 1891 г. Оглавление 532. Благословение на преобразование Общины в монастырь. О воздействии на сестер и книгах Милость Божия буди с вами! Итак вы совсем приступили к хлопотам о переименовании вашей общины в монастырь. Благослови Господи труды ваши! У самой же вас внутри кажется все добре идет. Милостивый Господь дает вам напоминания о внутреннем благоустроении то тем, то другим. Добре делаете, что внимаете сему и соответственную к тому ревность свою о духовной жизни направляете. Вам скорбно, что сестры не все заботятся о внутренней жизни. Старайтесь незаметно наводить их на это необходимое дело и молитесь о них усерднее, чем о себе, и Господь Милостивый то одну, то другую пробудит. А чтобы все одинаково ревновали о настоящем монашеском устроении, этого желать и об этом молиться и для этого все с своей стороны делать должно. Но, не видя успеха и исполнения такого желания, благодушно сносить сие и ждать. Желаете моих проповедей; у вас, думаю, есть - о покаянии, исповеди и причащении и еще слова на Господни и Богородичны и торжественные дни. А кроме их нет в печати. Есть проповеди по три, пяти и более - клочками. У меня есть из таких немного. Добротолюбия первый том, говорите, у вас есть, а второго нет. Сборник о трезвении и молитве особый от Добротолюбия. А есть ли 3-й, 4-й, 5-й томы Добротолюбия?! Второй том теперь получите, и несколько клочков проповедей. Но в столовой проповеди читать неудобно. Тут пусть читают Четьи минеи. Благослови вас Господи и всю обитель вашу. Ваш доброхот Е. Феофан. 30 октября 1891 г. Оглавление 533. Совет о непрестанном трезвении. Благодатные внушения должны побуждать нас к смирению Милость Божия буди с вами! Благодарствую за поздравление и благожелания. Поздравляю и я вас и желаю вам всего хорошего и душеспасительного. Преуспевайте паче во внутреннем бодрствовании над собою и трезвении. Этим приобретете опытность, как замечать и отражать вражеские прилоги, непрестанно им всеваемые в душу. У всех, какого ни возьмите св. отца подвижника, вы найдете разнообразные на сие указания, и прочитывайте их, чтобы освежать память и мысли уяснять о сем великом делании подвижническом. Вот вам Бог послал напоминание о молитве. Благодарите Бога. Тут нет прелести, если вы сами не состроите ее в себе и не возмечтаете о себе нечто великое. И прежде вы получали свыше внушения, слышанные вами внутренним слухом вашим. Милость Божия! И тем больший ответ на вас лежит, если не преуспеете в сем. Получив внушение, вы день, а иногда и больше бываете в отрешенном состоянии и настроении. Другие не имеют этого и должны сами, как сумеют, восходить к такому состоянию, которое для всех обязательно. Сравните теперь, что выше - без труда полученное, или трудом и потом достигнутое? И получите из сего побуждение к смирению себя пред всеми. Смирение и дух сокрушенный должны составлять фон вашей жизни, как и всякого в истинном духе Христовом живущего. Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь! Е. Феофан. 4 генваря 1892 г. Идет 7. Оглавление 534. Не должно допускать и малых действий, обличаемых совестью. Следование добрым помыслам. Доброе рассуждение и вредное языкоболие. Наставление об исповеди Милость Божия буди с вами! С постом поздравляю. Дай вам Господи добре пройти его до Светлого Воскресения и в добром здоровье. Подвизайтесь неленостно так, чтобы совесть ни в чем не обличала. Вы писали, что допускаете некоторые действия не крупных разрядов, за которые потом обличает совесть. Этого сколько сил есть надо не допускать. Покой совести есть первое условие мирных отношений к Богу, а эти последние составляют условия преуспеяния духовного во внутренней жизни. Побеждать свои хотения, зная, что лучше им отказать, нежели их послушаться, есть Богу приятная жертва, за которую Он воздаст внутренним утешением. А опускать эти случаи к победе над собою, значит Богоугождение ставить ниже самоугождения. Когда враг вперед скажет вам: "сделай такое и такое распоряжение", не слушайте его, а отгнавши его неприязнью к нему и его урокам, продолжайте свою молитву не прерываясь. Когда помысл говорит: "помолись еще", отчего не сделать это, если утомление не непреодолимо. Св. Симеон новый Богослов пишет, как некоему Георгию юноше старец дал правило и прибавил: "смотри, если помысл скажет тебе, повтори положенное для правила - не отказывай ему, а делай", так он так и делал, и получил необыкновенное просветление. Помысл говорит помолись до полночи, и помолитесь, если утомление велико - отдохните немного и исполните внушаемое. Если утомление таково, что, не отдохнувши, дел нельзя как должно вести, тогда рассуждением надо определять себе отдых, а не одним хотением. В книжке "Невидимая брань" есть особенная глава о том, что нехорошо впускать вперед чувство и хотение, а надо, чтобы впереди шло рассуждение. Всякие случаи, из ряду выходящие, сильно раздражают чувства и поднимают бурю помыслов; к сему принадлежат и новости. Ведь это незаметно?! Так, как только заметите, отодвиньте или сдвиньте с сердца все мятущее и потом рассуждением определите: стоит ли и в какой мере стоит толковать об этом, а затем так поступите, непоблажая языкоболию. Говорить об этом иной раз заставляет тщеславие - высказать свое премудрое о случае суждение. Тут лучше совсем не говорить. На исповеди не надо ограничиваться тем, что спрашивает духовник, а, по ответе на его опросы, и свои за собою замечания по делам совести высказать. Внушайте это и сестрам. Я всегда о вас молюсь. Не забывайте и вы меня в молитвах ваших. Благослови вас Господи. Спасайтесь! Е. Феофан. 26 февраля 1892 г. Оглавление 535. Христианское обновление жизни. О наставлениях старца Илии Экдика. Об игуменстве и отношении к сестрам Милость Божия буди с вами! Д.М. Благодарствую за поздравления и благожелания. Поздравляю и вас с праздником Воскресения Христова! В смерти Его мы все умерли и в воскресении все воскресли. Благ же сих всякий причастником делается во св. крещении, где умирает для одной жизни и оживает и воскресает для другой. Сею жизнью вам жить и в ней паче и паче утверждаться желаю вам. По Апостолу: как Христос воскрес и уже не умирает, так и мы в обновленной жизни ходить будем. Что вы прочитали у старца Илии Экдика, великую истину содержит. Когда бы все помнили это и сообразовались с тем, все были бы святы. Чему грешному найдется место там, где непрестанно зрится Бог! Сему никак нельзя случиться, как и тому, чтобы при свете солнца была тьма. Издавна вы держите такую практику, и Господь, желающий вам спасения, очень часто давал вам напоминание о сем, блюдите убо! Игуменство ничего вам не прибавило; но если подумаете, что значит оно, то самоохотно кое-что сами себе прибавите не внешне, а внутренне, побольше ревности и неустанности Богозрения: отчего в душу будет изливаться мудрость. Положите себе за правило - говорить сестрам всегда с материнским сердцем и доброхотностью; строго без деспотства, снисходительно без поблажек. И пред тем как говорить, молитвенно к Богу обращайтесь, о вразумлении и даровании сил слову. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Прошу не забывать меня грешного в молитвах ваших. Ваш доброхот Е. Феофан. 24 апреля 1892 г. Оглавление 536. Благодатные сны и внушения должно считать понуждением к усовершению. О сестре подпавшей искушению Милость Божия буди с вами! Д.М. Виноват, что не ответил скоро на письмо ваше. Прошу прощения. Сны ваши и невидимые внушения, в сердце отзывающиеся, все хорошего происхождения и означают одно, что путь ваш хорош и приведет к доброму концу, если не соступите с него, и будете не жалея себя продолжать его все в одном и том же чине. Чтобы вы не разленились, - не покусились на льготы, подумав в самопрельщении, что вы уже много прошли и высоко взошли, милостивый Господь и устрояет вам понукания - как бы говоря: не засматривайся на себя, смотри под ноги и не зевай по сторонам, а все иди и иди будто не начинал, ибо путь еще долог. Так всегда и понимайте сии внушения, - что они не награда за прошедшее, а понуждение спешить вперед и вперед. Что значит по частям каждый сон и каждое внушение, это трудно разгадать и не нужно. Нужно общее, а оно видно, и то, что всегда последь хорошая, все сваливается с души, и она вводится в иную область отрешенную. Что такое с N.N.? Очень жалею. Вы хорошо делаете, что матерински относитесь к ней и такую теплую являете о ней заботу. Да поможет ей Господь. Пусть держит в мысли притчу "О блудном сыне". Отец, увидев возвращающегося сына, выбежал к нему, ни брани, ни укора, обнял сына и возвратил ему свое отеческое благословение. Раскаяние и твердое намерение стоять прочее добре - всегда умилостивляет Господа. Пусть твердит: согрешила, не буду. И благодушно вступает в путь свой. Да избавит Господь впредь вашу Обитель от таких потрясений. Сестрам тут хороший урок, чтоб не бросались без разбору в мирские соотношения. Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 20 июля 1892 г. Оглавление 537. Случай осязательно доказывающий попечение Божие. Об отношении к павшей сестре. Должно записывать особые случаи Божия внушения и попечения. О просмотре издаваемых Уставов Милость Божия буди с вами! Д.М. Утешительно видеть такое осязательное показание, что милостивый Господь очей Своих не сводит с вас! Ехали вы к благотворительнице Обители и лошади так испугались у вас; бежавших их под гору, когда уже вы были под экипажем, Господь вдруг остановил, ибо необычно им так смирно останавливаться в испуге. Без этого, ни вас, ни кучера, ни экипажа, ни даже лошадей не было бы. И костей ничьих не собрали бы и щепок от экипажа. Служили молебен? К N. вы отнеслись хорошо, как раз, как мать. И доведите дело до конца и поставьте ее на ноги, чтобы потом прямо шла и смело шагала. Но вы себя больше блюдите и заботливо держите в том строе внутреннем, к какому зовет и обязывает вас Господь Своими о вас внушениями и попечениями. Записываете ли вы, то, что особенного испытываете? Я думаю, что записывать следует, чтобы по временам просматривать и, видя Божие о себе попечение, паче и паче ревновать о блюдении и усовершении того строя внутреннего, на которое Оно указывает. Сердцем в Господе быть! Только что кончил смотр опечаток в Уставах. Месяц-другой и они выйдут на свет Божий. Тогда будете иметь утешение прочитать их и чему-либо поучиться из них. Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь! Молитв ваших прошу! Ваш доброхот Е. Феофан. 28 августа 1892 г.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar