Меню
Назад » »

Феофан Затворник / Письма. Выпуск 2 (6)

264. Просьба описать назидательное событие и дать сведение о Пашковцах для обличения их. Подробное изложение мировоззрения святителя. Дух человека. Душа мира и животных Милость Божия буди с вами! Спешу ответить вам, а главное, не благословить только, но и заповедь наложить описать все, как перенесение тел рабынь Божиих (девиц Голдобиных в женском Троекуровском монастыре из могил их, в новый склеп под храмом над св. вратами) в том смысле и духе, как вы известили. Потрудитесь. А поместить (описание сего случая), если не в газете какой светской, то в Душеполезном Чтении. Будет очень назидательно для многих. Буду ждать, что скажете о Пашковцах; мне крайне нужно знать, на чем они опираются, что отстали от церкви. Ваши немногие слова: "ревнуют просвещать народ и отвлекать его от суеверия (церковности) и идолопоклонства (иконопочитания)", очень много говорят. Выходит: они молоканы, как я их взвеличал. Вы не так подумали о письмах, будто я все сказал. Это только приступ. Надо защитить всю церковь Божию, во всем ее благолепии. А это потребует долгого писания. Следует теперь писать против: "Ничего не нужно". Вот мне и хотелось бы из их них уст услышать, что такое не нужно? "Суеверие и идолопоклонство" - наводит на весь внешний строй церкви. Пишите и прочее, что знаете и что узнаете. Против моих, "писем", написал возражение какой-то Тернер, не понявши их, и конечной своей статьей опроверг первую. Надобно что-нибудь сказать против него. Я писал вам не о том, чтоб не делать наведений, противных откровенным истинам о духовном мире. О мире я так думаю. Основа мира вещественного - атомы. Но атомы не все одинаковы, - они разные, как разные стихии. Сами однако ж они ни движения, ни соединения взаимного иметь не имеют. Все производят действующие в них силы. Какие это силы? Я допускаю лествицу невещественных сил душевного свойства. Взаимное притяжение, химическое сродство, кристаллизация, растения, животные, - производятся соответствующими невещественными силами, которые идут возвышаясь постепенно. Субстракт всех сих сил - душа мира. Бог, создав сию душу невещественную, вложил в нее идеи всех тварей, и она инстинктивно, как говорится, выделывает их, по мановению и возбуждению Божию. Душа создана вместе с словом: да будет свет! Свет сей - эфир, есть оболочка души. Словами: да будет - творилось нечто новое. Во второй день - твердь. Когда Бог говорил: да изведет земля, то Ему внимала душа мира и исполняла повеленное. Она выделяла из себя всякого рода растительные души, которые и дали разнородные растения и потом стали воспроизводить их по роду своему. Тоже, по слову Божию: да изведет земля душу живу всякую, душа выделила души животных, которые и произвели разные роды животных. Когда надлежало сотворить человека, то не земле дается повеление: да изведет, а в тайне Пресвятой Троицы произносится: "Сотворим". Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животною. В сию душу вдунут дух - Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать, и в Нем все свое довольство иметь, и ни в чем кроме Его. Сей дух, соединяясь с душою животного, поднял ее над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных до смышленности, а далее, начинается ряд сил, хоть душевного свойства, но выше души, рассудок, воля, вкус. Еще далее: страх Божий, совесть, недовольство тварным, стремление к Богу. Это совсем отрешенные от души проявления духовные. Можно еще, между душою и духом, поместить душевно-духовность: идеальничающий ум, перестраивающая все заново воля и творчество (в искусствах). Это гениальность, с умовой, практической и художественной стороны. Дух в душе, или душа в духе. Это все естественные проявления. Они очень не в настоящем виде являются на опыте, по причине расстройства сил в падении. Благодатные действия являют дух и духовность в настоящем их виде. Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира. А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горе, - это по смерти. Помню, на это нам в академии уроки читал Авсенев - сначала Петр Семенович, а потом архим. Феофан. Скончался в Риме. - Так вот где вашей химии источник. В некоей химической душе. В этой душе есть инстинктивно чуемый образ того, что надо сделать из стихий. Она их забирает и строит свое. В растении есть и химическая душа. Но она в услужении у души растительной. В животном есть они обе, но состоят в услужении у души животной. Или так: душа животных, умея действовать как животное, умеет и то производить, что свойственно душе растительной и химической. Равно растительная душа, умея делать свое, умеет делать и химическое. - Тут единство природы. Помнится мне, что у Шуберта geschichte des seele - история души - подробно раскрываются сии положения. С этим удобно мирится и падение и искупление. Правду вы говорите, что мы о материальном мире менее знаем, нежели о духовном. И не дает Бог и не даст, потому что это не нужно для нас. Мы всегда останемся в сем отношении на поверхности. Владение стихиями и силами действующими на земле будет расширяться; но это не ведение, а только уменье пользоваться тем, что открывается само собою. Суть дела навсегда сокрыта для нас. Припомнил еще относительно Пашковцев, что допытаться бы надо, именно: что разумеют они под суеверием? Идолопоклонство - это иконопочитание, а суеверие что? Ведь это у них не в общем смысле должно быть берется, а в отношении к церковным чинам. Так определенно бы высказались они, что разумеют они под сим в церкви? Не сумеете ли разузнать о сем? Я не умею понять, чего ради слабо действуют власти против Пашковцев? Ведь они могут пополам рассечь всю Россию и тогда без волнений не обойдется. Пашкова прогнали, но остался Б-ский, который, как я слышал, гораздо речистей и толковей Пашкова. К зиме воротятся в Питер, и та же история пойдет. Собрания и беседы, с тем может быть отличием, что рельефнее будут выставлены наши церковные суеверия и идолопоклонство. Благослови вас, Господи, всяким благословением и супругу вашу и деток ваших и все дела ваши. Ваш богомолец Е. Феофан. Оглавление 265. Обмен посылками и приветствиями Отзыв о событии повергшем в ужас всю Россию Милость Божия буди с вами! С постом! Получил посылку вашу под прощеный день. Благодарствую! Акафист хорош! Посылаю вам с мужем вашим книгу: Толкование Послания к Галатам. Приложил и экземпляр последних трех писем в С.П.Б. Прошу принять и поклончик положить о многогрешном писаке. Я всегда поминаю вас в грешных молитвах моих. Супруг ваш верно воротился из Питера. Не привез ли чего новенького о Пашкове? Очень желательно. Но теперь внимание всех сосредоточено на другом. Увы и ах! До чего мы дожили? И что с нами будет? Вспомнить нельзя без страха и сжатия сердца болезненного. Нагрешили, и вот Господь наказывает. Будем молиться, чтобы Господь вразумил нового нашего Государя немного подтянуть вожжи. Налиберальничали на свою голову, вот и расплачивайся мать Россия! Желаю вам здоровья и спокойствия душевного. Пост провести желаю вам не только по православному, но и со здоровьем, и со спокойною не краснеющею совестью сретить Светлый Праздник. Мужу вашему - успехов по ученой статье, без вреда для духовной стороны. Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. Оглавление 266. Пасхальное поздравление. Знамения силы Воскресения Христова. Наука и научники. Материя и сила. Рассуждение о явлениях и силах природы, приводящее к вере в Бога Вседержителя. Вечно ли зло. Мудрования лжеименного разума о вечных мучениях Милость Божия буди с вами! Приветствую и вас с Светлым Праздником: "Христос Воскресе!" Праздник ныне и с явными показаниями силы Воскресения Христова: там у вас исцеление больной, а в Задонске слухи об обретении мощей. Мощи - тень будущего воскресения. То и другое бывает в силу Воскресения Господа. Слава Богу! Что Пашкова не видали так и быть. Буду ждать пока кто подслушает поболее и скажет. Учуяли, что есть наука? Одна по себе она есть душевное дело; душевное же не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтобы этого не было, надо душевное одухотворить, - пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов. И извольте это сделать с наукою, которая в ваших руках. Наука не самостоятельная госпожа. В моду вошло выставлять науку, как царственную некую особу. Особа эта - мечта. Ни одной у нас науки нет, которая установилась бы прочно в своих началах. Кое-что добыто по всем наукам. Но все это не таково, чтоб давать право ссылаться на науку, как на авторитет решающий. Науки нет, а есть научники, которые вертят наукою как хотят. Есть следовательно только догадки и наведения научников. Это тоже, что прежде говорилось: разум того требует. Как разум плохо себя зарекомендовал в истории человеческих мудрований, то бросили так выражаться, а стали ставить вместо его науку - нечто безличное. Пред женщинами ныне преклоняются. И науку выставили как какую красавицу, делают перед нею книксен. Из сего можете вывести, что и ваша наука тоже ваши соображения. И вы можете господственно относиться к ней и выдрессировать ее, как вашей душе угодно. Есть в ней кое-что установившееся; но то - внешние формы, суть же дела не дается. Тут ваша свобода и вместе сторона, куда может быть введен религиозный элемент, и законно и в интересах самой науки. Извольте так настроить свою науку и будет добре. Тогда и за наукою будете молиться. Вы предлагаете мне просмотреть, что построите вы относительно решения занимающего вас вопроса об единстве материи и сил на основании химических законов, с целью объяснить все посредством движения. Очень рад просмотреть. Хоть я и не силен в естественных науках, в особенности в химии, но общее можно увидеть, - идет ли оно, или нет с точки зрения христианской. И наперед можно сказать, что коль скоро у вас дело пойдет на самообразование мира (тяп-ляп, вышел корабль), то конечно это не законно. Даже и то не законно, если вы ограничитесь только силами и законами, не показав откуда взялись силы и кто приемник и блюститель законов. Ибо и это есть молчаливая теория самообразования мира. Я где-то встречал толки о единстве материи и сил и о выводе или объяснении всего из движения. Мне показалось там все мечтательным и произвольным. Что есть материя? - мы не знаем. Знаем только элементы или стихии неразложимые. Они слагаются и разлагаются, вследствие чего являются вещи разные. Сложение и разложение - химический процесс. Видимая сторона процесса - движение. Материя - inners - недвижима. Для ее движения совершенно законное требование силы. Таким образом вы забираете все, что неизбежно представляется в вещественном мире. Но смотрите, что может повесть вас к сути дела. Движение совершенно внешнее дело. Оно ни к чему не может привесть. И я не понимаю как выставляют его, как деятеля, когда оно есть действие? Спрашивал некто: "объясни мне, как мы ходим?" И получил в ответ: сам не знает! Переступаем с ноги на ногу и ходим. Тут вся суть движения выражена, то есть, что оно не дает ничего, кроме видимой стороны производства вещей. Не в движении сила, а в движущем. Направление движения - сложение и разложение - химический процесс. Это и в минеральном и в растительном и в животном царстве. Но сложение и разложение тоже внешняя форма. Скажите: кто слагает и разлагает? И как? И почему так? Это даст настоящее знание формы сложения и разложения. Химия подвела под законы и величается: знай де нас; вот до чего мы дошли! На деле же ни до чего не дошли. Это тоже: переступаем с ноги на ногу и ходим. То, что говорят: вот это с этим сродно и соединяется, а это с этим не сродно и не соединяется, тоже есть только в другой форме выражение. Итак химическое разложение и сложение само тоже ничего не объясняет, а требует объяснения. Сверх того, кроме составления материальных вещей вся начальная часть физических явлений выходит из владений химии. То объясняется другими поговорками, больше всего законами тяготения. Но и это не все. Есть еще часть невесомых, для коей другое требуется. Как же теперь вес объяснить на основании химических процессов?! Разве и вопрос так поставить: в своей области, то есть, в составлении вещей материальных. Это будет дело. Но и тут самостоятелен ли, не зависим химический процесс? Химический процесс сам по себе везде одинаков. Как же бывает, что в одном случае из него выходит мертвая вещь, в другом растительная, в третьем животная? Химия внушает, что химический процесс состоит в сторонней высшей его власти, которая что повелит ему, то он и делает. В образовании вещей мертвой природы химический процесс состоит под одной властью, в растительном царстве под другою, в животном под третьею. Следовательно вам предложит взойти до сих властей. Иначе у вас все останется по старому - не ясным. Кто эти власти? Невещественные силы душевного свойства, с инстинктом производить то и то, по норме в них вложенной Богом, сопровождаемым некиим темным чутьем. Это Лейбницевы монады. Всякой такой силе подчинены - свет, тяжесть, теплота, электричество, магнитность и ваш химизм, посредством которого она приводит в угодное ей движение стихии и строит вещь, которой норму носить в себе. Вот смотрите. На одном дюйме земли: трава, ландыш, будылка какая-либо. Воздух, земля с элементами и прочее все одинаково. Каким же образом выходит, что из них одинаковых, по одинаковому химическому процессу, выделываются разные растения и еще козявочки тут же разные? - Не объясните этого, не допустив означенных им сил душевного свойства. Всяко ограничиваясь одним химическим процессом и еще не определенными указаниями на законы естества, вы ничего не объясните. Недавно какой-то немец в основе явлений всех положил волю. А кто Волящий, не указал. И осталась его теория на воздухе. Воля, точно, повсюду видна и воля смыслящая и свое дело хорошо понижающая. Но не указывая, кто Волящий, мы указываем только факт не объясняя его. И то, что я сказал, тоже предполагает волю. Но тут же есть и волящий - невидимая, невещественная сила душевного свойства. Но и эта теория, если ее принять, не доводит дела до конца. Откуда эта сила? Бог создал. Их бесчисленное множество. Как всякий человек имеет свою душу, так всякая вещь свою невещественную силу, которая ее образует и держит, как ей положено Богом при создании ее. - Что во всякой вещи - в растении, животном, есть такая невещественная сила, владеющая естественными силами и стихиями, и посредством их строящая вещи, и их держащая до положенного термина, это осязательно видно! Кто эта сила? Или фатум, или Бог, или Богом созданная сила? Фатум - преглупая вещь. У материалистов она царит; ибо у них на вопрос: отчего то и то, так и так? всегда один ответ: "так таки". Выражается это фразою: законы-с такие. Если Бог все, - пантеизм не меньше нелепый. Остается последнее. И это есть моя теория. Этих сил много. Как они не самобытны, то им необходимо подставки - субстрат, на коем держаться. Необходим еще и общий направитель. То и другое может быть отнесено к Богу так: Держатся сии силы волею Божиею; хочет Бог и они существуют и действуют по норме, в них вложенной. Тою же волею и направляются; ибо имея способность инстиктуального чутья, они могут воспринимать мановения всеправящей воли Божией и исполнять ее. Но мне думается, гораздо удобнее субстрат им положить душу мира, тоже невещественную, душевного свойства, Она заведывает теми малыми силами и направляет их по вложенной в нее норме. Привходит сюда и Бог непосредственно, когда по Его планам сие нужно. И се чудо! Без чуда миру нельзя стоять. Се также закон промышления. Все идет по предначертанному и под действием созданных Богом сил. Но все держит Бог-Вседержитель, и всюду входит, когда нужно своими действиями и направлением сил. Вот моя философия! Ею я объясняю все, что задает геология и все, что предоставляет опыт. Тут мысленного ничего нет. Все фактично, как самое бытие мира. Прописать все понудило меня желание проложить вам дорогу, чтобы вы шли до конца и не бросали своей теории: на воздухе висеть. Все это я вам вчера сгоряча наговорил. Ныне думал было бросить в печь, но раздумал, чтоб только сказать вам, что верующие имеют полное право втесняться с духовным в область вещественного, когда материалисты лезут с своею материею, без зазрения совести, в область духовного. И на нашей стороне разумность, а на их - бестолковость. И это не потому, что всякий кулик свое болото хвалит, но по существу дела. Материальное не может быть ни силою, ни целью. То и другое вне его. Оно лишь средство и поприще для духовных сил, по действиям духовного начала (Творца) всяческих. Поворотите с земли на небо и легко вашей фаворитке - химии; а то она уткнула нос в землю и роется в ней, как некая тварь пятачком своим. Вечно ли зло или оно будет побеждено? - Читайте, что пишется в Евангелии. Приидет второе пришествие. Господь и сотворит суд; праведных введет в вечное блаженство, а грешных выгонит в яд, на муку вечную. Добро восторжествует; но зло не превратится в добро и примет должное воздаяние. Как мы о будущем своим умишком познать ничего не можем, то нечего туда соваться с ним. Один Бог Владыка веков ведает то. Он говорит или скажет: идут сии в муку вечную, а праведницы в живот вечный. Так Бог сказал; нечего потому и голову ломать. Вопрос решен авторитетно. Вопиют: как так, вечные муки для временно согрешивших? Они хотят быть филантропнее Самого Бога, пострадавшего и умершего на кресте за грешников. Если б мы люди изобрели такое учение, уместно было бы возражать. Но когда так положил Сам Бог, умерший за грешников, надо покорно принять то и веровать, как бы умишко наш тут ни ершился. Свободе дана воля делать и доброй зло. Решите, может ли сия свобода ожесточиться на зло до того, что ни за что не согласится отстать от него и зная, что в этом ее пагуба? Что может, пример вам - сатана. Подрешите еще, может ли осатаниться человеческая свобода? Сколько примеров нераскаявшихся грешников?! Что же теперь сделать с этими осатаненными?! В рай злых принять нельзя, а измениться они не хотят. Остается: или переделать их творчески или уничтожить. Переделывать нужды нет. И без них много святых. К тому же и материал совершенно испорчен. Остается уничтожить. Но дарования Божии не сокрушимы. Не умеет Он уничтожать. Прибавлю еще, что ангел сказал св. Антонию Великому: Антоний! Себе внимай, а это дело Божие! Как разуметь послание к Римлянам, - посылаю толкование. Прилагаю и вновь изданную книжку с дополнениями. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. Оглавление 267. По прославлении Козельщанской иконы Божией Матери Милость Божия буди с вами! Поздравляю вас с праздником Светлого Воскресения Господня. В духовных радостях препроводить вам его желаю. Премного вам благодарен за ваше описание чудесного исцеления. Оно напечатано уже где-то; но там говорили, что исцеление совершилось в Москве, во время обеда домашних, когда больная (дочь графа Капниста) была с своей няней в своей комнате. Какая радость! Да будет сие неисчерпаемою радостью для всех искренно-верующих! Или уже и есть. Напишите мне пожалуйста, в каком положении правая и левая ручка Божией Матери, на чем стоит сосуд, как и где лежит лжица, куда обращено личико Спасителя. Как головка Божией Матери наклонена и глазки куда смотрят, тело Божией Матери, или стан как высоко взят, - в пояс или больше. Напишите все, чтоб можно было нарисовать. Я попрошу об этом одного из наших. Лучше бы, если б был снимок. Графу следовало бы снять фотографию и распространить. Если он этого не сделал, накажите ему, чтобы сделал, хоть чрез его родных и знакомых, если сами не знакомы. Мне очень желательно иметь такую икону. Благослови вас Господи всяким благословением. Ваш богомолец Е. Феофан. Оглавление 268. Просьба об издании снимков с Козельщанской иконы Б. Матери. О письмах Святителя против Пашкова и об учреждаемом для обличения его Обществе Милость Божия буди с вами! Очень вам благодарен за сообщение относительно новоявленной чудотворной иконы "Козельщинской". Вот приходит время приезда графа в Москву, и мне пришло на мысль повторить свою покорнейшую просьбу. Уговорите его издать икону сию метахромотипически. Какое сильное Бог послал опровержение Пашковских мудрований! Мои письма против него Св. Синод издал в большом количестве и раздает даром. И мне прислали очень довольно для той же цели. Полагаю, что около вас найдутся лица, которым не бесполезно будет прочитать их. Посылаю вам десяток. Раздайте кому найдете пригодным и себе оставьте, если не противны. В С.-П.Бурге составилось общество духовных и светских для противодействия этому лжеучителю. Не знаю, что они для сего предпринимают; но всяко нельзя не радоваться, что есть такое общество. Благослови вас Господи всяким благословением! Супругу вашему поклон и полные благожелания. Ваш усердный богомолец Е. Феофан. Оглавление 269. О той же иконе. Кому писались письма о духовной жизни. Отсоветование замужней поступить в монастырь и наставление ей об отношениях к светскому обществу и его обычаям Милость Божия буди с вами! Ныне получил посланную вами фотографию чудотворной иконы Божией Матери "Козельщинской". Премного благодарен. Наперед благодарю и за книжку, со снимками той же иконы, которую имею получить по вашей доброте. Это нам Бог послал против Пашковщины, на посрамление этого пустого мудрования, которое однако ж, как слышу, находит инде доступ. Мне очень приятно слышать, что поминаемые вами "письма" не оказываются бесполезными. Особа, к которой писаны письма, очень ретивая и в обитель поступила с искренним желанием стать твердою ногою в монашестве. Там ее облепили сразу эти щепки монастырские, пустые тараторки (две-три) натораторили ей. В ужас пришла. Ушла из монастыря и живет подле. Но жизнь ведет наистрожайшую, и дальше вы увидите, как у нее дело идет исправно. Я ее не видал. Она стала писать ко мне пред монастырем, и продолжает. Благодать Божия осязательно действует в ней. И вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками. Теперь его поглощают соли, кислоты, газы и проч. Эта часть ничего не дает: слишком земна. Но беспредельная Премудрость Божия, все мерою, весом и числом устроившая, тут осязательнее для очей даже телесных. Он себе пусть в стихиях с Богом беседует, а вы - в молитве и благотворениях пребывайте. И добре будет тещи жизнь ваша. Только общество - из всяких личностей мудреных. Делать нечего. Терпеть надобно. Поминайте Лота. Кругом Содом, а он своим чередом. Он мучился душою, но это не мешало спасению. Бегайте осуждения, думая о других - нескладных, что это они только на время дали себе льготу и простор. Но вот-вот остепенятся и пойдут добре ко Господу. От обычаев светских, я думаю, можно от многих безобидно отказываться, уступая по временам только неизбежнейшим. Всяко у Господа просите вразумления и силы. Он Спаситель наш и хощет всем спастися. Просите и все подаст, только все в свое время. Спаси вас Господи! Супругу вашему Божие благословение. Ваш богомолец Е. Феофан. Оглавление 270. Как заниматься химией, чтобы не погасить в себе духовной жизни Милость Божия буди с вами! Христос воскресе! Виноват. Не отвечал на прежнее письмо ваше, пока не пришло второе. Прошу извинения. Не мало жалею, что ваши занятия отвлекают вас от молитвенного настроения. Этим погашается духовная жизнь, но она то и есть настоящая жизнь. Вы добре делаете, что боретесь с сим удобообстоятельным (обстоятельствами навязываемым) грехом. И продолжайте. И болезнование сердца о том изъявляйте Господу в молитве, прося Его, чтоб и занятия шли своим чередом, и молитвенный дух не отходил. Поможет Господь. Но надо и самим приложить некий труд в этом роде. Потрудитесь узревать следы Божии в тех явлениях, кои изучаете, и узревши исповедуйте то Господу и мысленно к Нему возноситесь в продолжение самого труда вашего. Тогда занятия ваши будут походить немного на чтение духовной книги. Еще вот что: приобретите навык трудить научными занятиями голову только в определенные часы; по окончании же их, все из головы вон и оставайтесь с одним Господом; землям же, солям и кислотам не позволяйте лезть в голову. Навык такой придет, но надо потрудиться умно. Это же пойдет и к недопущению до расстройства здоровья. Для последнего дела каждый день не отложно гуляйте на свежем воздухе: или у себя в саду, или за городом. Извольте послушание оказать прописанному и увидите как добре будет. Только не поблажайте и прогоните - нельзя! Ваша склонность к определенным занятиям - дар Божий. Но Бог ничего не дает, что бы само по себе отклоняло от Него, а все чтоб к Нему приводило. Таков и ваш дар. Если действование по дару отклоняет от Бога, не Бог виновен, давший дар, а человек не право по нему действующий. Тоже и у вас. Вы прописали коротенько результат ваших трудов. Присутствие живой силы под материальными формами существ - это и мое исходное начало. Но у вас оно как-то иначе идет, чего однако ж я не могу взять в толк. Если найдете минутку, потрудитесь попространнее написать весь ход дела, как вы его воображаете. Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан. Оглавление 271. О надлежащей постановке воспитательного дела в приюте Милость Божия буди с вами! Христос воскресе! Когда вы писали, были в трудах и хлопотах, по устройству приюта. Теперь верно уже все кончено и приют в ходу. Благослови Господи дело сие. Потрудитесь, не стыдясь и не боясь мира, дать детям истинно-христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к церкви Божией и всем порядкам церковным. Таких уже учителей и учительниц подбирайте и особенно такую начальницу. Ныне многому учат, не соображаясь с христианскими обетами в крещении и не имея в виду страшного Суда. За приложенную вами книжку о Пашковских глупостях благодарствую. Она идет к делу (по обличению ереси Пашкова). Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. Оглавление 272. О занятии хозяйством и наукою и о пристройстве детей Милость Божия буди с вами! Поздравляю с переменою порядков жизни вашей. Что тут стало лучше, тому радуюсь вместе с вами, а что хуже - жалею. Но уповайте, что Господь поможет все поправить и стать в прежнюю колею. Что вы опять все в своих руках имеете, это крепко хорошо. Труд и терпение, - терпение и труд, и все пойдет добре. Только не борзитесь и зараз все поставить на ноги, как по команде, не помышляйте. "Не знаете, что делать". Как не знать. Хозяйничать. Вот и все. Уж все увидели! Ну так исправное делайте более исправным, неисправное исправляйте. Как это сделать, думаю, вам нечего ломать голову. Только не всю однако ж душу в одно это влагать. А на первый раз половину, а там и четверть достаточно. Прочее же все Богу посвящайте. Ухитритесь определить известную частицу дня, когда бы вы, отрезав все, с одним Богом беседовали или молитвою, или размышлением, или чтением, или: то тем, то другим, то третьим, в разные моменты дня. "Научное бросаете". Распрекрасно. Для духовного дела, оно как вода для огня. И еще лучше будет, если никогда к нему, никогда более не будете ворочаться. Деток, как Бог устроит, так и будет хорошо. Воспитание на вас, а пристроение - Божие дело. Если то безукоризненно, и в отношении к последнему вы не сделали ничего погрешительного: то мучить себя из-за этого не след, хотя и нельзя не поскорбеть. Но предавайте все Господу, и все покрывайте верующими ко Господу воззваниями: "буди св. воля Твоя, Господи!" И лета жизни - в мире с Господом. Да, теперь вы должны быть "богатырь"! Извольте же по богатырски действовать. Благослови вас Господи всяким благословением, и супругу вашу, и деток, и все дела ваши. Супруга ваша вам переписывала (письмо по причине неразборчивости его соб. рукописи), - переписывала, уморилась. И поклон от себя не приписала. Хорошо! А вот у ап. Павла был писец, так он, переписавши послание, и потом все поклоны приписал в конце: поклон шлю вам и я, такой-то, писавший сие послание. Всякого вам утешения желаю. Ваш богомолец Еп. Феофан. Оглавление 273. По известии о совершившемся чуде. Хозяйство может не препятствовать духовному делу Милость Божия буди с вами! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Это Господь утешает верных Своих, а уклоняющихся инуды вразумляет. Верным говорит Он сими делами Своими: не смотрите на то, что всюду пошла такая шаткость в вере. Есть непреложная истина в вере, - и вот вам доказательство. Как в начале насаждалась вера чрез проповедь, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми: так после того поддерживалась она и доселе поддерживается осязательным присутствием силы Божией среди верующих, в святой церкви, свидетельствуемой знамениями. - Сим говорит Господь: "Се Аз с вами есмь", как и обетовал с нами быть до скончания века. Если же Господь с нами, кто на нас? Древле обетовал Бог: вселюсь в них (верующих слову Его), и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие. И это исполняющимся на нас видим мы ныне. На памяти нашей сколько уже было удостоверений в этом. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! А заблуждающимся внушает Господь: "что вдаетесь всяким ветром учения? Вот где столп и утверждение Моей истины. Как перстом указываю Я вам верную и не заблудную дорогу. Держитесь Церкви, в коей Я являю силу Свою, и избавитесь от пагубы, в которую ввергнут вас пустые ваши мудрования". Очень вам благодарен за сообщение мне такой утешительной вести, - и с нетерпением буду ждать подробного описания этого события, как вы обещали. Девицу Марию благослови Господи! Верую, что Господь хочет явить к ней особую Свою милость. Муретов - фамилия высокопр. Одесского Димитрия, добрейшего и мудрейшего архипастыря, уроженца Рязанского. Не родня ли? Мужу вашему поклон. - Желаю ему преуспевать в хозяйственных делах, без ущерба однако ж духовному делу. Какой хозяин был Авраам, Иов, - другие патриархи. А представляются образцами веры, терпения и всех добродетелей. Спаси Господи его и помилуй! И вы сами, что себя так онеправдовали; каменная и тому подобное? Милостив Господь! Он везде есть, и огнь будучи, все разваряет. Откройте Ему смиренное сердце, и согреетесь! Благослови вас Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Е. Феофан.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar