Меню
Назад » »

Евергетин / Том 4 (5)

5. Из святого Диадоха Некоторые полагают, что благодать и грех, то есть дух истины и дух заблуждения, скрываются в уме крещаемого, и поэтому говорят: одно лицо в человеке призывает ум к доброму, а другое к прямо противоположному Но я, руководствуясь Писанием, а также и здравым смыслом, понял, что до Крещения благодать призывает душу к доброму извне, а сатана гнездится в ее глубинах, пытаясь перекрыть все прямые пути ума к ней. А с того самого часа, когда мы возродились в Крещении, бес действует извне, а благодать поселяется в самой глубине души, то есть делает ум своей обителью. Как сказано в Писании, вся слава дщери Царя внутри (Пс 44, 14), и она невидима бесам. Из этого мы делаем вывод, что если раньше, до Крещения, в душе господствовали заблуждения, то после Крещения истина, и мы чувствуем в самой глубине сердца, как божественное желание из него бьет ключом. Поэтому мы со всем пылом думаем о Боге, а лукавые духи теперь только в телесные чувства вламываются и начинают гнездиться в них, пытаясь замутить ум грубостью тела, чтобы он наслаждался только безрассудными удовольствиями. Поэтому теперь наш ум всегда, по слову апостола, находится в согласии с законами Духа, а чувствилища плоти хотят увлечь душу в пропасть наслаждений. Благодать через чувство ума возводит тело в несказанное ликование при преуспеянии в ведении, а бесы, действуя через чувства тела, как только увидят, что мы подустали бежать по дороге поприща благочестия, порабощают душу и насильно тянут ее к нежелательным вещам, будучи истыми убийцами. Бог для того попускает подобные вещи с крещенными, чтобы человек, проходя через бурю и пламень испытаний, с доброй волей вкусил блага: Мы вошли в огонь и воду, и Ты вывел нас на свободу (Пс 65, 12). И еще, чтобы душа узнала различие между добром и злом и стала еще смиреннее, благодаря большому стыду перед нечистотой бесовских помыслов, и очистилась. Кроме того, сами не сохранив добро, будучи простыми людьми, мы вооружимся оружием правды и сохраним его в силе Божией, и тогда наша свободная воля пройдет испытания. Всеведущий разум объясняет нам, что существует два рода лукавых духов: одни тоньше, другие грубее. Какие потоньше, те сражаются с душой, а грубые пытаются поработить плоть различными тешащими тело соблазнами. Хотя бесы, действующие против души, совершенно отличны от бесов, действующих против тела, они преследуют одну и ту же цель навредить человеку. Когда благодать не поселяется в человеке, то бесы, как уже было сказано, гнездятся в ней наподобие змей, не давая душе даже взглянуть на желанное благо. А когда благодать уже присутствует сокровенно в уме, то они словно мрачные тучи проходят мимо сердца, изображая разные греховные страсти и всяческие мечты, чтобы, рассеяв память ума, отвлечь его от общения с благодатью. 2. Когда душу смущают бесы, тогда мы воспламеняемся душевными страстями, особенно надменностью, матерью всех зол. Поэтому нам нужно подумать о том, как после смерти тело наше распадется, а суд над нами будет страшен. Тогда мы устыдимся и смутимся своим тщеславием и надменностью. И если бесы, сражающиеся с телом, нагрянут всей толпой, нужно делать то же самое. Ведь одно только размышление о всяких различных лукавых духах может уничтожить в человеке память о Боге. Что сатана воюет против души, причастной Святому Духу только через тело, апостол объясняет со всей ясностью: Станьте, препоясав чресла ваши истиною. И ниже: А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф 6, 14-16). Итак, враг стоит извне, и нападает на христолюбивые души раскаленными стрелами. Ведь кто не может схватить врага руками, тот направляет в него стрелы, чтобы издали летящей стрелой поразить его и повергнуть на землю. Так и сатана, поскольку не в силах из-за присутствия благодати в душе подвижника поселиться в его уме, он вламывается в грубое тело и начинает закрепляться в нем, чтобы, подчинив тело своим указаниям, отравить и душу. Поэтому нужно как следует истощать тело, чтобы из-за его грубости ум не угодил в яму наслаждений. Если человек смог умереть для греха в тяготах и полностью умертвить плоть ради духа, то, став таким образом обителью Святого Духа, он воскрес до смерти. Таким был блаженный апостол Павел и все те, кто в совершенстве совершали и совершают подвиг, побеждая грех. 3. Прежде всего, как я уже говорил, благодать скрывает свое присутствие в крещеных, потому что ожидает правильного душевного намерения человека. А когда человек весь обратится ко Господу, тогда с несказанным избытком чувства благодать покажет свое присутствие в сердце и вновь воспримет движение души, попустив ей опять терпеть вражеский обстрел: пока чувство души не станет еще более глубоким, и душа не примется искать Господа с еще более горячим намерением. Если человек начнет возрастать в соблюдении заповедей и непрестанно взывать к Господу, тогда и на внешние чувства сердца распространится огонь святой благодати, до основания попаляя тернии с человеческой земли. Тогда до этих мест будут доноситься разве что отзвуки бесовских нападений, и страстное начало души едва ли будет волноваться. Когда подвижник свяжет в единый узел все добродетели, главная из которых - совершенное нестяжание, и всю свою природу согреет более глубоким чувством, то природа, восторженная многой любовью Божией, уже окажется вне телесного чувства, и тогда все бесовские стрелы сгорят. Дуновение Святого Духа понесет сердце к мирным ветрам, а стрелы огненосного беса успеют погаснуть еще в воздухе. Но даже человеку, достигшему столь великой меры, Бог попускает претерпеть зло от бесов, оставив его ум непросвещенным, чтобы наша свободная воля, не будучи уже во всем связана узой благодати, не только научилась побеждать грех подвигом, но еще бы помогала человеку преуспеть в духовном опыте. Самому обучаемому его воля уже кажется совершенной, но она несовершенна в сравнении с щедростью обучающего нас Господа, желающего, чтобы мы стремились к большему в любви, даже если мы поднялись на самую верхнюю ступень лествицы Иакова, потому что подвергали себя различным тяготам. Если человек зимой встанет под открытым небом и обратится в начале дня на восход, то с лица он весь прогреется солнцем, а со спины даже не почувствует тепла, пока солнце не станет в зените над его головой. Так и у людей, только недавно узнавших действие Духа, сердце только частично согрето Его благодатью. Хотя ум уже начинает приносить плоды духовных размышлений, его значительная часть все еще мыслит по плотски, поскольку пока не все части сердца освящены глубоким чувством и Святой благодатью. Поэтому некоторые, не поняв, в чем тут причина подумали, что и благодать и грех, то есть и дух истины и дух заблуждения, одновременно живут в сердце подвижника. Поэтому душа может в один и тот же миг замышлять доброе и недоброе, как человек в приведенном примере, стоящий на солнце и ощущающий одновременно тепло и холод. Наш ум, получающий оба знания, по необходимости, вопреки собственной воле в один и тот же миг мыслит доброе и недоброе. Особенно это случается с теми, кто уже достиг тонкости различений. Такой человек всегда стремится мыслить доброе, но вспоминает сразу же и злое, ибо его память после преслушания Адама рассечена на два разных образа мыслей. Если мы начнем с горячим рвением исполнять заповеди Божии, благодать просветит все наши чувства до самой глубины и воспламенит все наши стремления. Она усладит наше сердце неослабным мирным дружелюбием, научив нас духовным, а не телесным помыслам. Так происходит с теми, кто близко подошли к совершенству и кто хранит непрестанно в своем сердце память о Господе Иисусе. 6. Из святого Кассиана Авва Моисей сказал, что ум не может не смущаться лукавыми помыслами, но всякий человек, владеющий собой, может приять их и занять себя ими или отбросить их. Не в нашей власти их приход к нам, но в нашей власти их прогнать. Только от нашего выбора и усердия зависит исправление наш разума. Когда мы постоянно обдумываем закон Божий и заняты псалмопением, прилежа посту и бдению и всегда памятуя о будущем, о Царстве Небесном, о геенне огненной и обо всех делах Божиих, лукавые помыслы уходят, не находя уже себе места. А когда мы занимаем себя мирскими помыслами и телесными вещами и предаемся пустым и суетным разговором, лукавые помыслы в нас преумножаются. Водяная мельница не может не двигаться, но во власти ее хозяина молоть зерно или тернии. Так и наш разум всегда находится в движении и не может не испытывать помыслы. Но в нашей власти дать разуму духовное делание или плотское увлечение. Псалмопевец учит об этом так: Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе (Пс 83,6). И от него мы узнаем также, что в нашей власти пойти либо путем восхождения, то есть воспринять высокие помыслы, возвышающие ум к Богу, либо путем нисхождения, то есть положить в сердце плотские земные стремления. Если бы было иначе, то не полагалось бы на Страшном Суде спрашивать с нас за наши помышления. Но если бы человек не мог уклониться от греха, бесы были так сильны, что внушали бы мысли и принуждали бы претворять их в жизнь. Но признано, что дьявол только тогда может завладеть человеком, когда мы сами решим отдать ему собственное намерение и уступить его дьяволу. Об этом говорит Экклезиаст: И не страшится сердце сынов человеческих делать зло (Еккл 8,11). Говорит и апостол Иаков: Противостаньте дьяволу, и убежит от вас (Иак 4, 7). 7. Из святого Максима В борьбе с нами бесы используют и сами вещи, и страстные склонности ума к вещам. Сами вещи, когда мы живем среди вещей. Склонности ума, когда мы отдалены от вещей. Поскольку гораздо легче грешить умом, чем на деле, то гораздо тяжелее вести войну против склонностей ума, чем против самих вещей. Не следует уступать таким помыслам, иначе потом уступишь и действительным вещам. Если бы человек не согрешал сначала мысленно, то никогда не согрешал бы и на деле. Ум воспринимает страстные помыслы тремя путями: через чувство, через состояние организма и через память. Чувством он воспринимает их, когда замечает рядом с собой вещи, возбуждающие в нас страсть, и потому впадает в страстные помыслы. Через состояние организма, когда из-за невоздержания в пище, бесовского действия или какой-то болезни изменяется соотношение соков в организме, и от этого человек, по попущению Божию, впадает в страстные помыслы. Через память, когда она показывает ему мысленные образы вещей, к которым мы питаем страсть, и человек опять же впадает в страстные помыслы. Состояние организма переменяют либо ангелы, либо бесы, либо окружающий воздух, либо правила питания. Тогда в уме возникают помыслы, либо страстные, либо бесстрастные. Ангелы изменяют словом, бесы - прикосновением, воздух - переменой, а правила питания - количеством и качеством еды и питья. Кроме памяти, зрения и слуха, на душу могут влиять и выпадающие ей радости и скорби. Когда душа испытывает радость или скорбь, то меняется и состояние организма, и тогда и помыслы в уме становятся другими. Помыслы делятся на простые и составные. Бесстрастные помыслы простые, а страстные - составные, потому что они состоят из страсти и умственного образа. Часто бывает, что за простыми помыслами следуют составные, чтобы заставить человека согрешить в разуме. Возьмем, к примеру, золото. На память человеку пришел страстный помысел о золоте, и мыслях появилось желание украсть золото - так грех был совершен в уме. Потом в связи с золотом пришел помысел о золотой монете, золотой шкатулке или о золотой спальне и так далее. Так как помысел о золоте был составной, то он был и страстным. А помысел о золотой монете или шкатулке был простым, потому что в уме не было никакого страстного отношения к этому. Так происходит со всяким помыслом: тщеславия, женолюбия и прочее. Итак, не всегда за страстным помыслом непременно следует страстное желание, как показывает этот пример. Отсюда понятно, какие помыслы относятся к простым. Если хочешь преодолеть помыслы, внимательно следи за страстями, и тогда с легкостью изгонишь их прочь. Например, применительно к блудному помыслу, постись, бодрствуй, трудись, ни с кем особо не общайся. Применительно к гневу и печали - презирай славу и бесчестие и материальные вещи. Применительно к злопамятству - постоянно молись за обидчика и освободишься от этого помысла. Великое дело - не иметь пристрастия к вещам, но еще большее дело - бесстрастно мыслить о них. Всякая брань монаха против бесов заключается в том, чтобы очистить свои помыслы от страстей. Иначе он не сможет смотреть на вещи бесстрастно. Одно дело вещь, а другое дело ее образ в уме и совсем иное - страсть. Вещь - это, например, мужчина, женщина, золото и прочее. Умственный образ вещи - например, простое воспоминание о чем-нибудь названном. А страсть - это увлекающий тебя помысел, состояний из пристрастия и умственного образа. Отдели страсть от умственного образа-замысла, и останется невинный помысел. Если мы захотим, то произведем это разделение благодаря Духовной любви и воздержанию. Добродетели отлучают ум от страстей, а чистая молитва предоставляет ум самому Богу. Если мы долго помышляем о Боге, то прилагаем усилия к улучшению страстной части души и уже не сдадимся перед вторжением помыслов, но в точности узнав их причины и отрезав их, мы станем ещё прозорливее. Тогда на нас исполнится слово Писания: И око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеяния (Пс 91,12). Когда ты видишь, что твой ум благочестиво и праведно пребывает среди образных пониманий мира сего, знай что твое тело стало чистым и негреховным. А когда видишь, что твой ум медлит в греховном размышлении, и ты не отсечешь это размышление, то и телом впадешь в грех. Мир вокруг тела - вещи, а мир вокруг ума - замыслы. И как тело может согрешить с женским телом, так и ум может согрешить с умственным образом женщины, благодаря представлению и собственного тела. Такой человек видит, как в уме облик его тела соединяется с обликом тела женщины. Также и облику обидчика человек противится, воспроизводя в сознании образ собственного тела. И в других мысленных прегрешениях все происходит в таком же духе, как если бы это случилось на деле в мире вещей. Некоторые подвижники только отражают страстные помыслы, а некоторые отсекают сами страсти. Отразить помыслы помогают псалмопение, молитва и прочие действия, противостоящие мечтам и прочим временным отвлечениям. А отсечь страсти помогает презрение к вещам, чтобы не дать им возможность воспользоваться этими вещами. 8. Из святого Варсонофия Брат спросил старца: - Если вторгнется в меня страстный помысел, чем я смогу его отразить? Должен ли я возражать словом, бранить его и как бы гневаться на него? Или мне нужно прибегнуть к Богу и повергнуть свою немощь перед Ним? - Брат, - ответил старец, - Господь не упразднил страдания от скорбей, но сказал: Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс 49, 15). Нет другого способа побороть какую-либо страсть, кроме как призвать имя Божие. А возражать - это дело не всякого человека, но только сильных в Боге, коим повинуются бесы. Если человек начнет возражать помыслу, не располагая остаточной властью, бесы только посмеются над ним, потому что, будучи в подчинении у них, он еще пытается ругать нечистых. Это все равно, что бранить великих правителей, которым ты подвластен. Кого из святых можно вспомнить, которые воспрещали дьяволу действовать? Только Архангел Михаил и только потому, что имел власть. А мы немощны, и поэтому должны прибегать в молитве к имени Иисуса. Бесы - это страсти, по слову Писания, и выгнать их можно, лишь призывая имя Господня». 2. Брат снова спросил: - Отче, почему я уже утром чувствую помыслы? И как бес может начертать в моем сердце лицо женщины или кого-нибудь, так что определенное лицо представляешь вместе с помыслом, а не отдельно? Что мне предпринять, чтобы от этого освободиться? - Брат, - ответил старец, - если человек бездельничает, то он обращает внимание на приходящие к нему помыслы. А если он трудится, то у него нет времени рассматривать их. Вставай рано утром, выводи мула и мели зерно на муку. Тогда враг не сможет подступиться к тебе и бросить тернии вместо зерна. Брат, вспомни о живописном изображении лиц. Художник берет доску, накладывает на нее краски и получает изображение. А если на доске уже есть изображение, то на ней ни лика и ничего другого уже не напишешь. Мысленно создай изображение на своей доске, и тогда больше никто на ней ничего не пишет. Поспешим применить наши способности - Бог поддержит нас. Когда входят в тебя помыслы, скорее прибегай к Иисусу, и Он успокоит тебя. 3. Брат спросил: - Что мне делать, если я помню, что делал, что сказал и услышал? Меня смущает это. Как в таком случае хранить мне свое сердце? И каким образом враг нас одолевает и нужно ли ему возражать в таком случае? - Воспоминания, - ответил старец, - можно пресечь только одним способом: молиться со смирением, сопровождая молитву трудами, плакать, а о собственной воле забыть. А хранение сердца в том, чтобы трезвиться умом и очищать его и тогда ум ничего не будет воспринимать. А если кто легкомыслен, то враг замечает это и пытается навести на человека брань. А если ты хочешь узнать, действует враг или друг в помысле, соверши молитву и спроси помысел: «Ты наш или вражеский?» Он ответит тебе истину. А сочетание с помыслом происходит от небрежения, в таких случаях не возражай ему - враги только этого и ждут, но обратись к Богу, чтобы справиться с помыслом. Повергни свое бессилие перед Богом, и Он не только отгонит от тебя злые наваждения, но и совершенно упразднит их. 9. Из святого Ефрема Брат, может ли остров, стоящий посреди моря, не испытывать натиск волн? Но остров может не разрушаться волнами. Так и мы отсечь помыслы не можем, потому что человек страстен. Но мы можем противостать им и не пускать их в себя. А если впустим, то они, найдя себе укромное место, весьма скоро разрушат душу. 10. Из Отечника Сказал старец: «Лукавые помыслы подобны мышам, проникающим в дом. Если человек будет убивать их по мере их прихода, по одной, то не устанет. А если позволит мышам заполнить весь дом, то многих трудов потребует уничтожение или изгнание их. Человек либо справится, либо от уныния позволит им опустошить свой дом. 2. Авву Геласия часто смущали помыслы, повелевавшие ему идти в пустыню. Однажды он сказал ученику: - Сотвори любовь, брат, что бы я ни делал, терпи и ни в коем случае не разговаривай со мной эту неделю. Авва взял пальмовую трость и стал ходить по комнате, устав, присаживался, а потом опять вставал и ходил. Когда наступил вечер, он сказал помыслу: - Кто ходит по пустыне, тот не ест хлеб, но только растения. А ты, по твоей немощи, съешь немного овощей. И так поступив, опять сказал помыслу: - Кто живет в пустыне, спит не под крышей, а под открытым небом. И ты поступай так. Он лег и заснул во дворе. Так он делал три дня и три ночи, изнемог и запретил помыслу, смущавшему авву, изобличив его: - Если ты не можешь творить дела пустыни, сиди в своей келье, терпеливо оплакивай грехи и не обманывай сам себя. Ибо повсюду Божие око видит дела людей и с каждого требует по силам. 3. Одного брата одолел помысел, говоривший: «Ты должен сходить к такому-то старцу». Но брат всякий раз откладывал решение и каждый день говорил: «Пойду завтра». Так три года он воевал с помыслом. Затем он сказал помыслу: «Вот, считай, я пошел к старцу». И сказал, как бы обращаясь к старцу: - Как у тебя дела, отче, здоров ли ты? Я столько времени хотел увидеть твою святость! И от лица старца ответил: - Хорошо, что ты пришел, брат. Прости меня, что из-за меня тебе пришлось потрудиться. Да вознаградит тебя Господь. Он поставил лохань с водой и умыл себя. Затем сварил еды и поел вдоволь. И тотчас отступил от него помысел. 4. Брат спросил старца: - Что делать, если помыслы одолевают меня со всех сторон, внушая, что я должен сходить к старцам? - Если ты видишь, - ответил старец, - что помыслы со всем натиском пытаются изгнать тебя из кельи, приготовь сам себе угощенье и больше не желай выходить из кельи. А если ради душевной пользы хочешь пойти к старцам, сначала испытай этот помысел и только после этого выходи. Я слышал от одного старца, что когда его смущали помыслы сходить к кому-нибудь, он вставал, брал милоть, запирал за собой дверь и обходил вокруг кельи, потом снова входил к себе, готовил угощенье, как для гостя, и насилие помыслов тут же прекращалось. 5. Когда авву Олимпия одолел блудный помысел, говоривший ему: «Иди и женись». Он встал, взял ком глины, слепил фигурку женщины и сказал: - Вот твоя жена. Тебе нужно много работать, чтобы ее прокормить, так что сил теперь не жалей. Через несколько дней он взял еще ком глины, слепил из него фигурку дочери и сказал: - Твоя жена родила, и ты должен еще больше работать, чтобы кормить и одевать ребенка. И он стал так много трудиться, что совсем истощал. Когда силы совсем оставили его, помысел сказал: - Мне уже невмоготу. - Если не можешь вынести трудов, - ответил ему авва, - не ищи жены. А Господь, видя его усилия, отнял у него брань, и старец успокоился. Оглавление Глава 7: О том, что мечтания и забвение для верующего – смерть, а постоянная память о Боге и созерцание – жизнь и уничтожение всякого зла 1. Из Палладия Диоклит, подвижник из Фиваиды, сначала изучал грамматику, потом предался философским занятиям, а затем со временем божественная благодать привлекла его к изучению небесного любомудрия. Он отрекся от мира в возрасте двадцати восьми лет и прожил в пещере тридцать пять лет. Этот блаженный муж говорил, что ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо бесовским, либо скотским. Мы очень хотели разузнать, каким образом это происходит. Он ответил, что ум, который отступил от созерцания Бога, по необходимости либо следует за вожделевательным началом души и тогда подпадает под власть беса, наводящего скотскую невоздержанность, либо же им овладевает гнев, от которого происходят бесовские порывы к невоздержанности. Когда я возразил, как же может ум непрерывно пребывать с Богом, он ответил, что если душа человека в любом действии или помышлении руководствуется благочестивым законом и божественным помыслом, она пребывает рядом с Богом. Однажды преподобный Ефрем прибыл в город Эдессу и там остановился. По соседству жила блудница. Она должна была послужить для лукавого беса средством распространения зла: лукавый собирался через нее, как некогда через змея ниспровергнуть праведника. Божественный Ефрем варил себе еду, а она отворила снаружи окошко, выходившее во внутренний двор, бесстыдно просунула голову и стала смотреть на преподобного с бесстыдством. Она обратилась к нему развязно: - Благослови меня, авва. Он ответил, сохранив и прежнюю стать, и тон голоса: - Господь тебя благословит. Она непристойно рассмеялась и спросила: - Может, тебе чего-нибудь не хватает в пищу. - Да, - ответил он, - надобно три камня и немного глины, чтобы заложить это окно. Соседка, ничуть не смутившись, сказала: -Я к тебе сама пришла, чтобы поговорить, а ты напустил на себя экую важность. Я вот с тобой хочу спать, а ты мне даже говорить запрещаешь, ну как это называется? Услышав эту сатанинскую речь, преподобный Ефрем сразу же нашел духовный ответ: - Если ты так хочешь, чтобы мы легли вместе, давай, я подыщу тебе место, и там нам будет хорошо. Как только она услышала ответ, что он будет искать место, то спросила с любопытством: - Где же это будет? - Конечно же, - ответил Ефрем, - только посреди города. - Но ведь это стыд и великий позор - все увидят, как мы с тобой разляжемся? Так женщина, хотевшая погубить бесстрастную и свободную душу, даже не поняла слов Премудрости Сираха: Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие (Сир 23, 27). Благородный муж, видя, что женщина не может ничего сказать, воспользовался этим и начал вразумлять ее: - Если ты считаешь, что перед взорами людей стыдно совершать порочное дело, и душа твоя смущена, то как же не стыдиться и не страшиться всевидящих очей Божиих, видящих все, что мы делаем тайно и явно? Как мы можем совершать лукавство? Господь не только нашу совесть, всегда в нас пребывающую, воздвигнет против нас во осуждение нам, но и предупреждает нас от будущих мучений, которые не будут иметь конца. Этих слов хватило не только на то, чтобы блудница отказалась от прежнего своего лукавого желания, но и на то, чтобы она раскаялась в своем прежнем зле. Она подошла к нему, пала на землю и прильнула к его святым стопам, начав просить прощение за свое безумное желание и развратный порыв. Принеся искреннее покаяние, которое непременно укажет человеку путь к спасению, она попросила его стать ее руководителем и учителем. Мог ли Ефрем не уступить с охотой этим святым просьбам? Он дал ей наставление на будущее, повелев больше не гоняться, по слову божественного Иеремии, за лукавыми вожделениями своего сердца и не повторять неосторожно своих ошибок дважды. Преподав ей твердое наставление, он отвел ее в женский монастырь, где все насельницы думали только о добродетели. Так преподобный Ефрем женщину, которая хотела совратить его с прямого пути, сумел убедить ее свернуть с пути лукавства. Ее обращение стало плодом его праведности. 2. Из Отечника Старец сказал: «Бог требует от человека ума, разумения и дел». 2. Кто-то из отцов сказал, что человек должен всегда иметь внутри себя делание. Если его ум занят не трудом ради Бога, то враг вламывается в него, но не находит места, чтоб расположиться. А если умом овладевает вражеское пленение то Дух Божий часто приходит к такому человеку, но ему не оставлено места, и из-за нашей злобы Он уходит. 3. Как-то шли по дороге авва Даниил и авва Аммой. И авва Амой спросил: - Когда же мы, наконец, доберемся до кельи, отче? И услышал в ответ: - А что нас сейчас отделяет от Господа. Бог в кельи и вне кельи. 4. Авва Феона говорил, что если мы не займем ум созерцанием Бога, то поработимся плотским страстям. 5. Брат попросил авву Арсения сказать ему слово. Старец ответил ему: - Пока у тебя есть силы, совершай подвиг, чтобы твое внутреннее делание было по воле Божией, и тогда победишь внешние страсти. 6. Сказал авва Иперехий: «Пусть жизнь монаха будет подобно ангельской - дожигающей грех». 7. Сказал старец: «Как никто не может творить несправедливость в присутствии царя, так и сатана не сможет с нами ничего сделать, если наша душа предстоит Богу. Приблизьтесь к Богу, - говорит Господь, - и (Он) приблизится к вам. (Ср.: Иак 4,8). Но так как мы очень часто мечтаем, то враг легко похищает душу и соблазняет ее низкими страстями. 8. Старцы говорили, что есть три силы сатаны, предшествующие всякому греху: забвение, нерадение и вожделение. Когда наступает забвение, оно порождает нерадение, а нерадение порождает вожделение. Кто не приходит в забвение, тот не знает нерадения и потому избавлен от вожделений, а таковой никогда не падает, по благодати Христовой. 9. Кто-то из старцев сказал: «Если закрыть глаза волу, то он будет вращать насос, качающий воду. А если оставить открытыми, то он не будет ходить кругами. Так и дьявол, если ему удастся закрыть глаза человеку, то он унизит его, заставляя все время впадать во всякие грехи. А если у человека глаза просвещенные, то он легко избежит дьявола». 10. Старец говорил: «В Писании сказано, что праведный расцветет, как финиковая пальма. Это выражение означает благо, правоту и сладость высоких дел. Сердцевина у финиковой пальмы простая, вся белая, и на ней держится все дерево. Подобное можно видеть и в праведниках. Сердце у них цельное, во всем простое и созерцающее Бога. Оно светлое, потому что просвещено светом веры. И всякое делание праведных в сердце их. А уксус против древесных личинок - это противостояние дьяволу». 11. Когда сидишь в келье и постыдные помыслы разливаются по твоему сердцу, строго присмотри за своей душой, чтобы они не возобладали и над тобой. Старайся помнить о Боге, ведь Он внимает тебе, и все сокровенные мысли твоего сердца у Него перед очами. Скажи своей душе, что если она боится таких же, как ты, грешников и не хочет, чтобы они видели твои грехи, то насколько сильнее она должна бояться Бога, внимающего всему? После такого совета в душе появится страх Божий. 12. И если ты будешь с Богом, тебя не одолеют никакие страсти. Как сказано в Писании: Надеющиеся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек (Пс 124,1). Что бы ты ни делал, знай: Бог ведает каждый твой помысел - и тогда не согрешишь вовек. Что позорно совершать перед людьми, разве не намного позорнее творить перед Богом и Его ангелами. 13. Брат, все время внимай своей душе, не делает ли она что-нибудь против природы. Ведь она изменчива по своему естеству. Ее можно сравнить с железом: если не следить за ним, оно заржавеет, а если закалить в огне, очистится. Когда оно в огне, то само раскаляется, как огонь - даже нельзя прикоснуться к нему, потому что жжет. Так и душа. Пока она пребывает с Богом и внимает Ему, то становится, как огонь: пожигает всех врагов, которые пытаются разложить ее, ввергнув в лень. А очистившись наново как железо, она уже не может наслаждаться ничем мирским, но находит покой в собственной природе, которой удостоилась изначально. А если она оторвется от собственной природы, то погибнет. Если сухопутных зверей бросить в воду, они погибнут потому что их сущность приспособлена для жизни на земле. А если рыбу вытащить на берег, то она задохнется, потому что по своей природе нуждается в воде. И птицы только в воздухе чувствуют себя в безопасности, а когда садятся на землю, боятся охотника. Такова и совершенная душа, которая отказалась от всего, не свойственного ее природе, к которой она теперь вернулась. И пока она пребывает в рамках своего естества, она живет и обретает покой, а если выйдет за его границы, тотчас погибнет. Кто достиг эту меру, тот рассматривает этот мир как тюрьму и не хочет смешиваться с ним, чтобы не погибнуть. И даже если он попытается полюбить этот мир, то не сможет. Ведь ой помнит горечь, которую испытывал до встречи с Богом, и естественно с неприязнью отвращается от всего мирского, стремясь всегда, без отрыва жить в сладчайшем покое, который вкушают пребывающие в Боге. Внимай себе, брат, чтобы не отлучило тебя от Божией любви нечто погибельное: золото, серебро, домовладение, наслаждение, ненависть, порицание, надменность, злоба, то есть всякий змеиный яд, отравляющий наше сердце. 15. Если враг воюет против тебя с помощью одного из этих грехов, поспеши взглянуть на медного змия на древе, и тогда злоба ядовитого дракона истощится. В Писании сказано, что Моисей сделал медного змия, как повелел ему Господь, и повесил его на древе, установив его на вершине горы, чтобы все ужаленные змеей могли посмотреть на него и исцелиться. Этот медный змей был прообразом Господа нашего Иисуса Христа. Человек, послушав врага, сам стал врагом Богу; а Господь наш Иисус Христос, вочеловечившись ради нас, стал равен нам во всем, кроме греха. Поэтому медный змий - прообраз Его. Он уподоблен змею, потому что уподобился человеку, который до этого был врагом Божиим, но не напитанным ядом, а выкованным из меди, и в Нем нет зла, изменчивости, надменности и даже намеков вражды. Он не совершил греха, и не было лукавства в Его устах. Спаситель, воплотившись в этот образ, сразу же остановил действие яда, который Адам принял от ядовитого змея, и его природа после этого, прежде следовавшая себе, стала враждебной самой себе. Поэтому если дракон впустит свой яд в нас, поспешим взглянуть на распятого на Кресте Господа, Который столько претерпел за нас кротко, не отступившись, не огорчившись на мучителей и палачей, не ответив жестоким словом, но оставшись непоколебимым, как медный змий. Если будем внимать Господу, исцелимся от укусов тайных змей. Как надлежит внимать Господу? Нужно верить в Его всемогущество. Когда змеи жалили людей в пустыне, то медный змий не слетал к ним и не исцелял их, но пострадавший сам прибегал с верой к змию и, взглянув на медное изображение, исцелялся. Много народу умерло от укусов, потому что они не по- _ 'Или слову Божию. Об этом говорит апостол: Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (1 Кор 10, 9). Господь силен нам помочь, Он сам сказал: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесу быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, Не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3,14-15). Он же сказал: «Человек, решивший не быть с Богом, страха Божьего не знает. Внимай себе, брат, с точностью чтобы, зная о Божьем всеведении, ничего не делать без Его одобрения, даже самое малое. Если собрался что-то сделать сказать, поесть, поспать или еще что-нибудь, сначала проверь, угодно ли это Богу, ведающему твое сердце, исповедай Ему причину твоих действий и только после этого твори перед Богом то, что нужно. Так во всех своих делах и словах исповедуйся Богу и тогда вступишь с Ним в общение и обретешь перед Ним немалое дерзновение». Он же сказал: «Увы, нам, что мы смеем грешить перед Божиим взором. Мы знаем, что Его очи видят даже самое тайное, но мы совершаем нечестие и грешим и даже не боимся и не трепещем». 5. Из святого Марка Само по себе забвение никакой силы не имеет, но его поддерживает наше небрежение, и чем его больше, тем забвение сильнее. Как небрежение происходит от любви к удовольствиям, так и забвение происходит от небрежения. А знание всего полезного Бог дарует нам всем. 2. Не говори: «Что мне делать, если я не хочу, а забвение приходит?» Просто ты помнил, что нужно сделать, но исказил, что знал, и совершил недолжное. То, что помнишь, то и делай, тогда даже если что-то забудешь, тебе будет это открыто. 3. Память о Боге - это всегда сердечная боль, происходящая ради благочестия. А всякий, кто забывает о Господе, становится сладострастным и безжалостным. Не говори, что бесстрастный подвижник не скорбит. Он не скорбит о своих делах, но о делах ближнего он не может не скорбеть. 4. Когда враг забвением скроет от нас свитки, исписанные нашими грехами, то и заставит человека как своего должника грешить, воспользовавшись законом повторения греха. 5. Если хочешь постоянно помнить о Боге, то не смотри на неурядицы как на что-то несправедливое, но терпи их, потому что они справедливо тебя постигли. Терпение во всех случаях пробуждает память, а бегство от страданий уменьшает боль, обитающую в сердце, и давая такое облегчение, непременно приведет к забвению. 6. Из Отечника Сказал старец: «Почиваешь ли ты, встаешь ото сна или делаешь что-нибудь другое, если Бог всегда пред твоими глазами, то враг ничем не сможет запугать тебя. Пока помысел о Боге жив в тебе, сила Божия помогает тебе». 2. Сказал старец: «Есть два вида забвения, исключающие друг друга. Если человек забывает есть хлеб, от исторгающихся из груди стенаний, им никогда не завладеет вражеское забвение». 3. Брат спросил авву Крония: - Что делать, отче, если забвение полоняет мой ум и лишает чувства, пока напрямую не введет меня в грех? - Когда иноплеменники захватили ковчег Завета за злые дела сынов Израиля, - ответил старец, - то они оттащили его в дома своего бога Дагона (1 Цар 4, 3-22; 5,1-2), а их идол рухнул ничком на землю и рассыпался. - Что это означает? - спросил брат и услышал в ответ: - Если поработители души захватят ум человека через его собственные наклонности, то начинают тащить его вниз, пока не положат на жертвенник невидимой страсти. Но даже в этом месте, если он образумится, примется искать Бога и вспомнит о вечном Суде, то страсть тотчас падет и исчезнет. Ибо в Писании сказано, что если отвратишься и будешь воздыхать, тогда спасешься и узнаешь, где ты находишься. 4. Сказал старец: «Это удивительно, что и молитвами мы молимся в присутствии Бога, и Бог слышит все, что мы говорим, но грехи мы совершаем так бесстыдно, как будто Он ушел и не видит ни нас, ни наших дел».
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar