0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 22
ГОСТЬ: 22
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Древний Патерик (6)
21. Авва Даниил говорил: по той мере, как цветет тело, истощается душа, - и по мере истощания тела, процветает душа. 22. Еще рассказывал авва Даниил: когда авва Арсений жил в скиту, был там монах, который крал домашние вещи у старцев. - Авва Арсений взял его к себе в келью, желая исправить его, и успокоить старцев. Он говорит ему: чего ты ни пожелаешь, я все тебе дам, - только не кради. И дал ему золота, денег, одежды и все, что нужно было для него. - Но монах, ушедши от него, опять стал воровать. - Старцы, видя, что он не перестал воровать, изгнали его, сказав: если найдется брат имеющий какие либо грехи слабости, такового должно терпеть; но если кто будет красть, и будучи вразумляем не оставит сего, то должно изгонять его; ибо он и душу свою губит, и беспокоит всех живущих в том месте. 23. Брат пришел к одному старцу и говорит ему: авва, скажи мне, как спастись? - Старец отвечал ему: если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока не спросят тебя. - Брат, пораженный сим словом, поклонился старцу, и сказал: поистине много читал я книг, но такого наставления еще не знал. И пошел, получив большую пользу. 24. Старец сказал: ум заблуждающий исправляет чтение, бдение, молитва; похоть горящую угашает голод, труд и отшельничество; гнев укрощает псалмопение, долготерпение и милость. Но все это должно быть в приличное время и в надлежащей мере; если же делается без меры и безвременно, то становится скоропреходящим, и более вредным, нежели полезным. 25. Однажды, когда шел по дороге авва Ефрем, одна блудница, по чьему-то злоумышлению, подошла к нему, чтобы обольстить его на постыдное смешение, - и если сие не удастся, то хотя причинить ему досаду; ибо еще никогда и никто не видел его раздосадованным, или ссорющимся. - Авва говорит ей: иди за мною! Пришедши к одному месту, где было множество народа, он говорит ей: ступай сюда за тем, чего хотела. - Блудница, увидев народ, отвечает ему: как можно нам это делать в присутствии такого множества? - Он говорит ей: если ты стыдишься людей, то как же не стыдишься Бога, обличающего тайная тмы (1 Кор. 4,5)? - Блудница со стыдом отошла. 26. К авве Зенону пришли некогда братия, и спрашивали: что значит написанное в книге Иова: небо же нечисто пред Ним (15,15)? - Старец сказал им в ответ: братия оставили грехи свои и исследывают небесное. А значение слов такое: поелику один Бог чист, потому что он (Елифаз) и сказал: небо же нечисто пред Ним. 27. Авва Исайя сказал: простота и немечтание о себе очищают от злых помыслов. 28. Еще сказал: если кто обращается с братом с хитростию, - не минует печали сердечной. 29. Еще сказал: если кто, по лукавству, говорит не то, что имеет на сердце, - тщетна услуга его. Итак не прилепляйся к таковому, дабы не оскверниться ядом этого оскверненного человека. 30. Еще сказал: корысть, честь и спокойствие борют человека до самой смерти; но не должно предаваться им. 31. Авва Феодор Фермейский говорил: если ты имеешь с кем либо дружбу, и случится ему впасть в искушение блуда; то если можешь, подай ему руку, и извлеки его. Если же он, впадет в ересь, и, не смотря на твои убеждения, не обратится; то скорее отсекай его от себя, дабы, если замедлишь, и самому тебе не упасть с ним в бездну. 32. Авва Феодор пришел однажды к авве Иоанну, скопцу от рождения, и между разговором сказал: когда мы жили в Скиту, занятия души были настоящим нашим делом, а рукоделье считали мы подельем; а ныне занятие души стало подельем, а поделье - самым делом. 33. Один из отцев пришел к авве Феодору, и сказал: вот такой-то брат ушел обратно в мир! - Не удивляйся сему, говорит в ответ авва Феодор, но подивись лучше, если услышишь о ком-либо, что возмог он убежать от врага. 34. Говорили об авве Иоанне Колове, что однажды сказал он старшему своему брату: я желаю быть свободным от забот, как свободны от них Ангелы, которые ничего не работают, а служат непрестанно Богу. И сняв с себя одежду, пошел в пустыню; но прожив там неделю, возвратился опять к брату. Когда постучался в дверь, брат, не отворяя двери, изнутри подал ему голос, спрашивая его: кто ты? - Я Иоанн, говорил он. - Брат сказал в ответ: Иоанн сделался Ангелом, - его уже нет между людьми. Иоанн упрашивал его, говоря: это я, отвори мне. - Но брат не отворил, а оставил его скорбеть до утра. Наконец отворив, сказал ему: ты человек, - и тебе нужно опять работать, чтобы прокормить себя. - Иоанн поклонился ему, говоря: прости мне! 35. В Скиту случились некоторые старцы, которые вкушали пищу вместе. В числе их был и авва Иоанн Колов. Один пресвитер встал подать чашу воды; но никто не решался принять от него чаши, кроме одного Иоанна Колова. - Все удивились, и сказали ему: как ты, младший из всех, осмелился принять услугу от пресвитера? - Он отвечал им: я, когда сам встаю подавать чашу, радуюсь, если примут ее все, надеясь получить мзду (слич. Мф. 10,42); потому и от него я принял чашу, чтобы доставить ему мзду, и не опечалить его, когда бы никто не принял от него чаши. Когда сказал он это, все удивились, и получили назидание от его рассудительности. 36. Авва Пимен спросил авву Иосифа: что мне делать, когда приступают ко мне страсти, - противиться им или допускать их входить? - Старец отвечал: допусти их войти, и потом борись с ними. Итак Пимен возвратившись, сидел в Скиту. - Некто из Фивян пришедши в Скит, говорил братиям: спрашивал я авву Иосифа - ежели приступит ко мне страсть, противиться ей, или допустить ее войти? и он отвечал мне: никак не дозволяй входить страстям, но отсекай их тотчас же при первом появлении. - Авва Пимен, услышав, что так сказал Фивянину авва Иосиф, встал, опять пошел к нему в Панефо, и говорит: авва! я поверил тебе свои мысли, - и ты сказал мне так, а Фивянину иначе. Старец сказал ему: ужели ты не знаешь, что я люблю тебя? - Знаю, говорит Пимен. - Иосиф продолжал: не ты ли говорил: скажи мне так, как сказал бы самому себе? Потому я и сказал тебе так. Ибо когда будут входить в тебя страсти, и ты допустишь их, и потом будешь с ними бороться, то они сделают тебя искуснейшим. Это сказал я тебе, зная тебя. Но есть люди, для которых полезно, чтобы и не приступали к ним страсти, - таким нужно тотчас отсекать их. 37. Один брат пришел однажды в нижнюю Гераклею к авве Иосифу. В монастыре его была смоковница, исполненная плодов. Утром старец сказал брату - пойди, вкуси от смоковницы. - А была пятница. - Брат не пошел ради поста. После того умолял старца, говоря: ради Бога, открой мне свою мысль: вот ты сказал мне - пойди, ешь; а я ради поста не пошел, но устыдился твоей заповеди, и размышляю в себе: с каким бы намерением ты сказал мне - пойди, ешь? - Старец отвечал: отцы сначала не говорят прямо, но более приказывают сделать что нибудь привратное; и когда уже увидят, что братия повинуются и исполняют такие приказания, тогда не говорят им превратное, но прямую истину, уверившись, что во всем послушны им. 38. Брат спросил авву Иосифа: что мне делать? я не могу переносить скорбей, ни работать, ни подавать милостыню. - Старец отвечал ему: если ничего из этого ты не можешь исполнить, - по крайней мере храни совесть свою в отношении к ближнему, удаляйся от всякого зла, - и спасешься; ибо Бог требует души безгрешной. 39. Авва Исидор сказал: если подвизаетесь как должно, - не гордитесь тем, что поститесь, если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. 40. Еще сказал: ученики должны и любить своих наставников, как отцев, и бояться, как начальников. Ни любовь не должна изгонять страха, ни страх не должен погашать любви. 41. Еще говорил: если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему. 42. Авва Исаак Фивейский говорил братиям: не носите сюда детей; ибо от детей опустело в Скиту пять церквей. 43. Авва Лонгин спрашивал авву Лукия о трех помыслах, говоря: хочу я странничать? - Старец отвечал ему: если не будешь удерживать языка своего, - не будешь странником, куда бы ты не пошел; но здесь удерживай язык свой и будешь странник. - Потом спрашивал его: хочу поститься по два дня? - Авва Лукий отвечает: пророк Исайя сказал: аще слячеши, яко серп, выю твою... ниже тако наречете пост приятен. (58, 5), - лучше обуздывай свои худые помыслы. - Авва Лонгин спрашивал в третий раз: хочу бежать от людей? - Старец отвечал: если прежде не научишься жить хорошо с людьми; то и в уединении не можешь жить хорошо. 44. Авва Макарий пришел однажды к авве Пахомию Тавеннисийскому. Последний спросил авву Макария: есть братия не подчиняющиеся порядку, - хорошо ли наказывать их? - Авва Макарий отвечал: наказывай и суди по правде подвластных тебе; а из посторонних не суди никого, ибо сказано в Писании: не внутренних ли вы судите? Внешних же Бог судит (1 Кор. 5, 12. 13). 45. Брат спросил авву Макария: как спастись? - старец отвечал ему: будь как мертвый: подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе, - и спасешься. 46. Авва Макарий сказал: если мы будем помнить о зле, наносимом нам людьми, то в нас ослабеет памятование о Боге; если же будем помнить о зле, наносимом демонами, то избавимся от их уязвления. 47. Авва Матой сказал: сатана не знает, какою страстию побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другия страсти, - и смотря потому, к какой страсти душа покажет себя склонною, ту и влагает. 48. Рассказывали об авве Петре, ученике аввы Силуана: когда он жил в своей келье, в горе Синайской, то с умеренностью управлял собою, относительно потребностей телесных; когда же сделался епископом в Фаране, - начал жить гораздо строже. - Ученик его сказал ему: авва! когда мы были в пустыне, ты не так строго жил. - Старец отвечал: там была пустыня, безмолвие и бедность, и я старался держать свое тело так, чтобы не измочь мне, и иметь силы приобретать то, чего я не имел. А теперь мы живем в мире, - здесь много искушений, потому и иссушаю я тело свое, дабы не погубить в себе монаха. Если случится и заболеть здесь, то есть кому помочь мне. 49. Брат спросил авву Пимена: я возмущаюсь и хочу оставить свое место? - Старец говорит ему: по какой причине? - Потому, отвечал брат, что слышу слова об одном брате, не назидательные для меня. - Старец говорит ему: справедливо ли то, о чем ты слышал? - Ей отче, отвечал он, верен брат, который сказал мне! - Старец говорит ему: не верен,- ибо если бы он был верен, не сказал бы тебе этого. И сам Бог, услышал вопль Содомлян, не поверил, пока не узрел очами Своими (Быт. 18, 20. 21); так и мы не всегда должны верить словам. Брат говорит ему: я видел своими глазами. - Услышав это, старец приник на землю, и взявши малый сучец, говорит ему: что это такое? - Сучец, отвечал ему брат. - Потом посмотрел старец на крышу кельи, и говорит ему: а это что? - Бревно, отвечал брат. - Старец говорит ему: положи на сердце свое, что грехи твои, как это бревно, а грехи брата твоего, как этот малый сучец. - Авва Тифой, услышав такое слово, подивился и сказал: чем ублажу тебя авва Пимен? камень драгоценный слова твои, исполненные благодати и всякой славы. 50. Авва пимен сказал: по мне лучше человек согрешающий и сознающий грех свой и раскаивающийся, - нежели человек не согрешающий и не смиряющийся. Тот считает себя грешником, и смиряется в своих мыслях, - а этот представляет себя праведником, как будто он праведен, и возносится. 51. Однажды местные пресвитеры пришли в монастырь, где был авва пимен. Авва Анувий вошел к нему и сказал: позови ныне сюда пресвитеров. Но авва Пимен не дал ему ответа, хотя тот долго стоял пред ним. - Авва Анувий вышел с прискорбием. - Сидевшие близ старца говорили ему: авва, почему ты не дал ему ответа? он ушел с огорчением. - Авва Пимен говорит им: это меня не касается, - я умер, а мертвый не говорит. Итак они пусть не думают, что я нахожусь здесь вместе с ними. 52. Некогда один брат, живший неподалеку от аввы Пимена, ушел в другую страну. Там встретился он с одним отшельником, которого очень любили, и многие приходили к нему. Брат рассказал ему об авве Пимене. - Услышав о добродетели его, отшельник пожелал его видеть. Через несколько времени по возвращении брата в Египет, и отшельник пошел из своей страны в Египет к этому самому брату, который был у него, - ибо он сказал ему где живет. - Брат, увидев его, удивился, и очень обрадовался. - Отшельник сказал ему: окажи любовь, проводи меня к авве Пимену. Брат, взяв его, пошел к старцу, и так говорил о нем: это - великий муж, он пользуется великой любовию и уважением в стране своей; я рассказал ему о тебе, и он пришел, желая видеть тебя. - Тогда отшельник начал говорить от Писания о предметах духовных и небесных. - Но авва Пимен отвратил от него лице свое, и не дал ответа. - Тот, видя, что старец не говорит с ним, ушел от него с прискорбием, и говорит брату, который привел его: напрасно предпринимал я все это путешествие; шел я к старцу ради пользы, а он нехочет и говорить со мною! - Брат пошел к авве Пимену и говорит ему: авва, для тебя пришел этот великий муж, столь славный в стране своей, - почему ты не говорил с ним? Старец отвечает ему: он от вышних, и говорит о небесном; а я от нижних, и говорю о земном (Иоан. 8, 23; слич. 3, 31). Если бы он говорил со мною о душевных страстях, я стал бы отвечать ему; а если он говорит о духовном, то я сего не знаю. Вышедши от него, брат сказал отшельнику: старец не вдруг говорит от Писания; но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он отвечает. - Сокрушившись в себе, отшельник взошел к старцу, и говорит ему: что мне делать, авва? мною овладевают душевные страсти. - Старец с радостию посмотрел на него, и сказал: теперь хорошо ты пришел; теперь отверзи уста твои, - и я исполню их благ. - Отшельник, получив великое назидание, говорил: подлинно, это - истинный путь! И возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь великого мужа. 53. Авва Пимен сказал: что пользы созидать чужой дом, и разрушать свой собственный? 54. Еще сказал: что пользы ходить в школу искусства, и не учиться ему? 55. Брат спрашивал авву Пимена: я сделал великий грех, и хочу каяться три года? - Много, говорит ему авва Пимен. - Или хотя один год, говорит брат. - И то много, сказал опять старец. - Бывшие у старца спросили: не довольно ли сорока дней? - И это много, сказал старец. Если человек, прибавил он, покается от всего сердца, и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог. 56. Авва Аммой спрашивал его о некоторых нечистых помыслах, рождающихся в сердце человеческом, и о суетных пожеланиях. Авва Пимен говорил ему в ответ: еда прославится секира безъ секущаго ею (Ис. 10, 15)? Не подавай руки им, и не услаждайся ими, - и они пройдут. 57. Авва Исайя спросил его о том же. - Авва Пимен говорит ему: как сундук с одеждой, если будет оставлен без присмотра, то одежда со временем истлевает; так и помыслы, если не будем совершать их телесно, со временем истлевают и исчезают. 58. Авва Иосиф спросил его о том же. - Авва Пимен сказал ему: если кто положит в сосуд змия и скорпиона, и закроет его, то они совсем издыхают; так и худые помыслы исчезают от терпения. 59. Он же спросил еще авву Пимена: как нужно поститься? - Авва Пимен отвечал: можно, я думаю, есть каждый день, но есть немного, чтобы не быть сытым. - А ты, говорил ему авва Иосиф, когда еще был молод, не постился ли по два дня? - Точно, отвечал ему старец, постился я и по три дня, и по четыре, и по неделе, - и все это испытали старцы, как сильные мужи, и нашли, что лучше есть каждый день по немногу, и передали нам этот путь; ибо он есть путь царский и для нас удобный. 60. Брат спрашивал его: если впадет человек в какое либо согрешение, и обратится, простит ли его Бог? - Старец отвечал ему: Тот, кто заповедал людям исполнять это, не более ли Сам исполнит? А Петру заповедал Он отпускать брату своему до семьдесятъ крат седмерицею (Матф. 18, 22). 61. Брат, будучи возмущаем демонами хулы, пошел к авве Пимену, с намерением открыть свой помысл. Но воротился, ничего не сказав старцу. И вот опять, видя, что этот дух сильно возмущает его, снова пошел к старцу; но стыдясь открыться ему, воротился опять, ничего не сказав старцу. И так поступал он несколько раз, - приходя к старцу, чтобы исповедать ему помысл свой, он от стыда возвращался, не сказавши ничего. - Старец узнал, что брат мучится помыслами, но стыдится открыть их. Таким образом когда брат по обыкновению опять пришел к нему, и ничего не открыл, авва Пимен говорит ему: что с тобою, брат? - ты уходишь, ничего не сказавши мне. - Брат отвечал: что я могу сказать тебе, отец! -Старец говорит ему: я чувствую, что тебя борют помыслы, но ты не хочешь открыться мне, опасаясь, чтобы я не пересказал кому. Поверь мне, брат, - как эта стена не может говорить, так и я никому не открываю чужого помысла. - Ободрившись сим, брат сказал старцу: отче, я нахожусь в опасности - погибнуть от духа хулы; ибо он старается почти убедить меня, что нет Бога, чего не допускают и не думают даже язычники. - Старец говорит ему: не возмущайся сим помыслом: ибо плотские брани хотя приключаются нам часто от нерадения нашего, - но этот помысл находит на нас не от нашего нерадения, но есть навождение самого змия. Потому, когда приходит к тебе сей помысл, встань и молись, и оградив себя крестным знамением, говори в себе, как бы самому врагу: анафема тебе, сатана, сам я верую, что есть Бог, промышляющий о всем, а этот помысл не от меня происходит, но от тебя зложелателя. - и я верую, заключил старец, что Бог избавит тебя от такой скорби. - Вышедши от старца, брат удалился и поступал по наставлению его. - Демон, увидя, что умысел его обнаружен, отступил от него, по благодати Божией. 62. Брат спрашивал авву Пимена: что мне делать с этой тяжестию, которая угнетает меня? - Старец говорит ему: и на малых и на больших суднах бывает бечева, - и если нет попутного ветра, то берут на плечи канат и бечеву, и понемногу тащат судно, пока Бог не пошлет попутного, благоприятного ветра; а когда увидят, что настает мрак, тогда пристают к берегу, вбивают кол, и привязывают к нему судно, чтобы оно не блуждало по водам. Этот кол есть самоуничижение. 63. Еще сказал авва Пимен: не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют; иначе не будешь иметь успеха. 64. Брат пришел к авве Пимену, и говорит ему: я засеваю себе поле, и учреждаю из него милостыню. - Старец отвечал ему: доброе дело ты думаешь. - Брат возвратился с ободрением, и умножил милостыню. - Об этом услышал авва Анувий, и говорит авве Пимену: не боишься ли ты Бога, что дал такой ответ брату? - Старец промолчал. Через два дня авва Пимен послал за братом, прислал его к себе, и говорит ему в присутствии аввы Анувия: что ты говорил мне в тот раз? ум мой занят был тогда другим. Я говорил, отвечал ему брат, что засеваю себе поле и учреждаю из него милостыню. - Авва Пимен сказал ему: я думал, что ты говорил о брате своем - мирянине. Если ты сам так делаешь, то не хорошо делаешь; ибо такое дело неприлично монаху. - Услышав это, брат огорчился и сказал: кроме этого дела, я не имею и даже не знаю другого дела; а потому не могу не засевать своего поля. - Когда брат ушел, авва Анувий поклонился старцу, говоря: прости мне! Авва Пимен говорит ему: я прежде знал, что дело это - не монашеское; но сказал так по мыслям его, и тем ободрил его к умножению милостыни. Теперь он ушел от нас в огорчении, и будет опять делать тоже. 65. Брат спросил авву Пимена: что значит: гневаться на брата своего в суе (слич. Матф. 5, 22)? - Всуе гневаешься, отвечает старец, если гневаешься за всякое лихоимство, которое ты терпишь от брата твоего, - даже если бы он выколол у тебя правый глаз. Если же кто страется удалить себя от Бога, - на такого гневайся. 66. Авва Пимен сказал: если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, - не обличай его; иначе отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но остерегайся вперед, - чрез это возбудишь душу его к покаянию. 67. Брат сказал авве Пимену: я желаю вступить в киновию. - Старец отвечал: если ты желаешь вступить в киновию, и не перестанешь заботиться о всяком случае и о всякой вещи, то не можешь исполнить правила общежития; ибо там ты и кувшином не можешь распоряжаться по своей воле. 68. Брат спрашивал его же: помыслы представляют мне то, что выше меня, и заставляют уничижать меньшего брата моего. - Старец сказал ему в ответ: Апостол говорит, что в велицем дому не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни... Аще убо кто очистит себе от всех сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен своему Владыце, на всякое дело благое уготован (2 Тим. 2, 20. 21). - Что это значит? спрашивал брат. - Старец отвечал ему: дом означает мир, сосуды - людей: сосуды золотые - людей совершенных, серебрянные - следующих за ними, деревянные и глиняные - имеющих в себе малый духовный возраст. Кто очистит себя от всех сих, то есть никого не осуждая, таковый будет сосудом чистым, освященным, благопотребным Владыке, и на всякое дело благое уготованным. 69. Сказал также: добрый опыт выше слов: он делает человека искуснейшим. 70. Сказал еще: человек, научающий других, а сам не исполняющий того, чему учит, - подобен источнику, который всех напояет и омывает, а сам себя не может очистить, так что всякая грязь и нечистота остаются в нем. 71. Авва Серин пошел некогда с учеником своим Исааком к авве Пимену, и говорит ему: что мне делать с этим Исааком, хотя и с удовольствием слушает слова мои? - Авва Пимен отвечает ему: если хочешь доставить ему пользу, то самым делом покажи добродетель. Ибо он, и внимая твоему слову, остается праздным; а если ты слова свои покажешь на деле, то это останется в нем. 72. Авва Пимен сказал: киновия требует трех добродетелей: во первых смирения, во вторых послушания и в третьих возбужденной привычки и ревности к общежительным работам, дабы он не оставался в презрении. 73. Еще сказал: иной человек, по видимому, молчит, а сердце его осуждает других, - таковый постоянно говорит; но другой с утра до вечера говорит, и сохраняет молчание, т.е. без пользы ничего не говорит. 74. Еще сказал : если трое живут вместе, - и один из них хорошо безмолвствует, другой находясь в болезни благодарит Бога, третий служит им с чистым расположением: то все трое совершают одно делание. 75. Еще сказал: зло никаким образом не истребляет зла; а потому если кто сделает тебе зло, то делай ему добро, дабы добром истребить зло. 76. Еще сказал: не монах тот, кто жалуется на свой жребий; не монах тот, кто воздает злом на зло; не монах тот, кто гневается. 77. Еще сказал: сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям. 78. Еще сказал: если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно гонится за нами. 79. Брат пришел к авве Пимену, и говорит ему: у меня много помыслов, - я в опасности от них. - Старец выводит его на воздух и говорит ему: раскрой свою пазуху и не впускай ветра! - Не могу этого сделать, отвечал брат. - Если сего не можешь сделать, сказал старец, то не можешь воспрепятствовать и помыслам приходящим к тебе; но твое дело противостоять им. 80. Брат еще спрашивал его: мне оставлено наследство, - как прикажешь поступить с ним? Авва Пимен отвечает ему: ступай, через три дня скажу тебе. Когда брат пришел, старец говорит ему: что сказать тебе брат? Если скажу отдай свое наследство в церковь, - там будут делать вечери. Если скажу: отдай своим родственникам, - за это тебе не будет награды. Если скажу: отдай нищим, - ты будешь опечален. Итак ступай, делай что хочешь, - мне до этого дела нет. 81. Сказал также авва Пимен: если придет к тебе мысль о нужных потребностях для тела, и ты исполнишь ее однажды, и опять придет в другой раз, и ты исполнишь; то, если придет в третий раз, не внимай ей, - эта мысль пустая. 82. Брат спросил авву Пимена: если я увижу что либо случившееся, - позволишь ли мне рассказывать об этом? - Старец отвечал: Писание говорит: иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч. 18, 13). Если спросят тебя, говори; а если не спросят, молчи. 83. Брат спрашивал его о ленности и беспечности. - Ленность, говорил ему старец, вооружается против всякого доброго дела, и ввергает людей в беспечность. Но если кто узнает вред ее, и пребудет в добром делании, - бывает спокоен. 84. Говорил также авва Пимен: иной человек ходит с секирою, целый день трудится, и не может срубить дерева; а другой, искуссный в рубке, и немногими ударами сваливает дерево. - Секирою он называл рассудительность. 85. Еще сказал: воля человека есть медная стена между ним и Богом. Если человек оставит ее, то и он говорит с Давидом: Богом моим прейду стену. Бог мой, - непорочен путь Его (Пс. 17, 30. 31); когда то есть, с волею его соединится правда Божия, то человек делает. (Слич. Иоан. 15, 3-5). 86. Брат спрашивает авву Пимена: жить ли мне с аввою моим? я пригубляю при нем душу мою. - Старец, видя, что он терпит вред, удивлялся - как он, получая такой вред, оставался с аввою. И сказал ему: если хочешь, живи. - Ушедши, брат остался жить. Потом опять приходил к старцу и говорит: я терплю вред в душе своей, живя близ аввы моего. Авва Пимен не сказал ему: уйди от него. - Брат приходит в третий раз и говорит: по истине я уже не живу с ним. - Старец говорит ему: вот ты теперь избавился от вреда, - ступай, и более не живи с аввою. И говорит потом: если человек видит вред для души своей, и имеет нужду спросить другого, то путь спрашивает о сокровенных помыслах, - испытывать их есть долг старцев; а о явных грехах нет нужды спрашивать, но тотчас надлежит отсекать их. 87. Авва Авраам, ученик аввы Агафона, спрашивал авву Пимена: от чего это демоны так нападают на меня? - на тебя нападают демоны? сказал ему авва Пимен. Не демоны нападают на нас, если мы исполняем свои хотения, - наши хотения для нас сделались демонами; они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, - это с Моисеем и подобными ему. 88. Авва Пимен говорил: брат спрашивал авву Моисея: как человек может быть мертвым в отношении к ближнему? - Авва говорит ему: если человек не положит в сердце своем, что он уже года три находится во гробе, то не исполнит этого слова. 89. Брат спрашивал авву Пимена: как должно сидеть в келье? - Старец говорит ему: сиденье в келье со внешней стороны состоит в рукоделье, в том, чтобы есть однажды в день, в молчании и поучении; а втайне преспевать в келье значит носить всюду порицание самого себя, куда бы кто не пошел, не опускать часов общественной службы и келейных молитв. Если иногда случится тебе быть без рукоделья, то иди к службе, и молись без рассеяния. А в заключение сего - держись доброго сообщества и удаляйся от сообщества худого. 90. Однажды к авве Памво пришли два брата. Один из них сказал ему: авва! я пощусь по два дня, и ем только два куска хлеба: спасусь ли через это или я в заблуждении? А я, авва, сказал другой брат, от рукоделия своего каждый день выработываю по две монеты, немного оставляю себе на пищу, а прочее отдаю в милостыню: спасусь ли я или заблуждаю? Авва не дал им ответа, хотя они долго просили его. - По прошествии четырех дней, когда они хотели возвратиться в свое место, пришли утешать их клирики: не печальтесь, братия, говорили они. Бог не оставит вас без награды, - у старца такой обычай, что не вдруг говорит он, если не внушит ему Бог. - Братия вошли к старцу и сказали ему: помолись о нас, авва! - Вы хотите идти от нас? спросил старец. - Да, отвечали они. - Имея в мысли подвиги их, авва писал на земле и говорил: Памво постится по два дня и ест два куска хлеба, - монах ли он по этому? Нет! Памво трудится каждый день, выработывает по две монеты, и дает их в милостыню, - монах ли он по этому? Нет еще! Потом сказал им: и сии дела хороши; но если при том и совесть свою ты соблюдешь перед ближним твоим: тогда спасешься. - Братия, удослетворенные таким наставлением, пошли с радостью. 91. Брат спрашивает авву Памво: почему демоны перпятствуют мне делать добро ближнему? - Не говори этого, отвечал ему старец, - иначе ты делаешь Бога лживым; но лучше скажи: я вообще сам не хочу делать милости. Ибо Бог предваряя, сказал: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лук. 10, 19). 92. Авва Палладий сказал: душа, подвизающаяся Богу, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому что знает. Если не хочет исполнять ни того ни другого, то она страдает безумием; ибо начало богоотступничества есть пресыщение учением, омерзение словом, - тем, чего жаждет душа боголюбца. 93. Один из старцев говорил: я просил авву Сисоя сказать мне слово, и он сказал мне в ответ: монах должен считать себя ниже идолов. Ушедши в свою келью, я рассуждал сам с собою, говоря: что занчит - ниже идолов? Пошел я опять к старцу, и говорю ему: что значит быть ниже идолов? Старец отвечал мне: об идолах написано: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат (Пс. 113, 13. 14). Таков должен быть и монах. И как идол - мерзость, так и он должен считать себя мерзостью. 94. Брат сказал авве Сисою: почему страсти не оставляют меня? - потому, что сосуды их внутри тебя, - отвечал старец; отдай им залог их, - и они удалятся. 95. Некто пришел к авве Силуану в гору Синайскую. Увидев, что братия работают, он сказал старцу: делайте не брашно гиблющее (Иоан. 6, 27): Мария же благую часть избра (Лук. 16, 22). Старец сказал своему ученику: Захария! подай брату книгу и отведи его в пустую келью. Когда наступил десятый час, брат прислушивался у двери, не посылают ли звать его к трапезе. Но как никто его не звал, он сам, встав, пошел к старцу и говорит: авва! ужели братья сегодня не ели? - ели, отвечал старец. - Почему же не позвали меня? спросил брат. - Потому, отвечал старец, что ты человек духовный и не имеешь нужды в такой пище; а мы, как плотские, хотим есть, и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, и не хочешь вкушать плотской пищи. - Выслушав это, брат поклонился старцу и сказал: прости мне авва! - Тогда старец говорит ему: подлинно и Мария имеет нужду в Марфе; ибо и Мария похваляется из-за Марфы. 96. Сказывал старец: некто, впадши в тяжкий грех, раскаиваясь в оном, пошел открыть его одному старцу. Но он не открыл ему дела, а сказал так: если к кому-либо придет такой-то помысел, может ли он иметь спасение? - Старец, будучи не опытен в рассуждении, сказал ему в ответ: погубил ты душу свою. - Выслушав это, брат сказал: если я погубил себя, то уже уйду в мир. На пути ему встретилось зайти к авве Силуану, и открыть ему свои помыслы. - А он был велик в рассуждении. - Но пришедши к нему, брат и ему не открыл дела: но опять употребил тоже прикровение, как и в отношении к другому старцу. Отец отверз уста свои, и начал говорить ему от писания, что помышляющие вовсе не подлежат осуждению. Услышав это, брат возымел в душе своей силу и упование, и открыл ему и самое дело. Выслушав дело, отец, как добрый врач, уврачевал душу его словами Свящ. Писания, - что есть покаяние обращающимся к Богу с сознанием. - Когда авва пришел к тому старцу, то, рассказав ему об этом, говорил: этот брат, потерявший надежду, и решившийся уйти в мир, есть как бы звезда среди братий. - Я рассказал это для того, дабы мы знали, как опасно говорить с людьми, неопытными в рассуждении, о помыслах ли, или о делах. 97. Святая Синклитикия сказала: собирающие земное богатство, подвергаясь трудам и опасностям, хотя бы и много приобрели, желают еще большего: за ничто почитают то, что имеют, а стремятся к тому, чего не имеют. А мы, ничего не имея из искомых благ, не хотим и искать их из страха Божия. 98. Сказала также: есть печаль на пользу и есть печаль на вред. Печаль на пользу состоит в том, чтобы сокрушаться о своих грехах, о неведении ближнего, и о том, чтобы не отпасть от предложенной цели - сподобиться совершенной благости. В этом состоит печаль по Богу. Но к сему бывает некоторое примешение врага, ибо и он наводит печаль, исполненную неразумия, что у многих называется унынием. Этого духа надобно изгонять преимущественно молитвою и псалмопением. 99. Сказала также: хорошо не гневаться; если же это бывает, то тебе Бог не дал меры для страсти и одного дня, ибо сказал: солнце да не зайдет в гневе вашем (Ефес. 4, 26). А ты ожидаешь, пока исполнится твое время! Неужели ты не знаешь, что сказано: довлеет дневи злоба его? (Матф.6, 34). За чем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, а диавол; возненавиди болезнь, а не больного. 100. Сказала также: опасно учить других человеку опятно не прошедшему деятельной жизни. Ибо как имеющий ветхий дом, если примет к себе странников, может погубить их в случае падения дома; так и те, которые сами предварительно не построили прочного здания, вместе с собою погубляли и пришедших к ним. Ибо хотя словами они призывали ко спасению, но худою жизнию более вредили своим последователям. 101. Еще сказала: от врага происходит чрезмерное усиленное подвижничество, и его ученики так делают. Чем же отличим мы божественное и царское подвижничество от этого тиранского и демонского? Ясно, умеренностью. Во все время жизни да будет тебе одно правило поста. Не постись четыре дня или пять дней с тем, чтобы потом через послабление разрешить на множество явств, - это радует врага, потому что неумеренность всегда бывает гибельна. Не трать вдруг всего оружия, чтобы не остаться тебе безоружным и не попасть в плен во время войны. Старайся о том и другом на случай нужды. Пока ты молод и силен, - постись, ибо придет старость, а с нею и немощь. Пока ты в силах, собирай сокровище, чтобы после не оказаться бессильным. 102. Также говорила: чем более успевают подвижники, тем с сильнейшими встречаются противниками. 103. Некогда пришли из страны Пелузийской к матери Сарре два старца, - великие отшельники. И отходя от нее, сказали друг другу: поучим эту старицу смирению. И так говорят ей: смотри, мать, не превозносись умом, и не говори сама в себе: вот и отшельники пришли ко мне - женщине. Она отвечала им: я женщина по телу, а не по уму. 104. Мать Сарра сказала также: если я буду молить Бога, чтобы все люди были довольны мною, то должна буду каяться у дверей каждого. Лучше я буду молить Бога о том, чтобы сердце мое было чисто перед всеми. 105. Авва Иперехий сказал: поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. 106. В одно время пришел некий монах из Рима, занимавший высокое место при дворе царском, и поселился в Ските близ церкви. При себе он имел одного послушника, который прислуживал ему. Пресвитер, видя его немощь, и притом узнав, в каком удовольствии он жил прежде, посылал к нему, если что подавал Бог, или что приносилось в церковь. Прожив двадцать пять лет во Ските, монах получил дар прозрения и сделался славным. Один из великих подвижников Египетских услышал о нем, посетил его, надеясь найти у него более строгий образ внешней жизни. Вошедши к нему он приветствовал его, и помолившись они сели. Вот Египтянин видит, что он носит хорошую одежду; под собою имеет рогожу и кожу; у него небольшая подушка; ноги чисты и обуты в сандалии. Видя это, он соблазнился тем, что в таком месте так живет этот человек, а не в строгом подвижничестве. Старец по дару прозрения понял, что он соблазнился, и говорит прислужнику: сделай нам ныне праздник ради аввы. Прислужник нашел немного овощей, и сварил их. Когда пришло время, вставши, они ели. Ради немощи старец имел у себя немного вина, и они пили. Когда же наступил вечер, они прочитали двенадцать псалмов и легли. Тоже сделали и ночью. Вставши утром, Египтянин говорил старцу: помолись о мне, - и пошел от него, не получив пользы. Когда же он несколько отошел, старец, желая сделать ему пользу, послал за ним, воротить его. Когда тот пришел, старец опять принял его с радостию, и стал спрашивать: из какой ты страны, или из какого города? - Я вовсе не городской житель, отвечает Египтянин. Старец спрашивает: какое же у тебя было дело в деревне? - Я был сторожем. Опять спрашивает: где ты спал? - В поле, отвечал он. Имел ли постель под собою? - В поле какую постель я мог подстилать под себя? - отвечал он. Старец спрашивает: как же ты спал? - На земле, отвечал Египтянин. Какая пища была у тебя в поле, и какое вино пил ты? Египтянин отвечал: какая в поле пища и какое вино? - Как же ты жил? - Ел немного хлеба, отвечал он, и что нибудь соленое, а пил воду. Великий это труд! сказал старец, и спросил: а была ли в деревне баня, где можно было мыться? - Нет, отвечал Египтянин; но когда хотели, мылись в реке. Когда старец выслушал все это, и узнал бедность прежней жизни Египтянина, то, желая сделать ему пользу, рассказал ему и сам о прежней своей жизни в мире. - Я смиренный, говорил он, которого ты видишь перед собою, - из великого города Рима, и был вельможею при дворе царском. Египтянин как только услышал эти первые слова, пришел в умиление, и внимательно слушал, что далее говорил ему старец. И вот, продолжал старец, оставил я Рим, и пришел в сию пустыню. Я, которого ты перед собою видишь, имел великолепные чертоги и великое богатство. Презрев все это, пришел я в эту малую келью. У меня, которого ты видишь пред собою, были кровати из золота с драгоценными покрывалами, а теперь вместо них Бог дал мне рогожу и кожу. У меня были драгоценные одежды; вместо них ношу я теперь это бедное одеяние. На стол мой тратилось много золота; вместо сего теперь Бог дает мне несколько сего овоща и небольшую чашу вина. Мне служило множество отроков; и вот вместо всех их ныне Бог внушил этому старцу прислуживать мне. Вместо бани я лью на свои ноги несколько воды, и сандалии ношу по немощи своей. Вместо пения певчих и игры на флейтах и арфах прочитываю я двенадцать псалмов; тоже делаю и ночью за грехи содеянные мною, - и тотчас по успокоении совершаю малое богослужение. Итак прошу тебя, отче, не соблазняйся моею немощию! Выслушав это, Египтянин, пришедши в себя, сказал: увы мне! от многих нужд мира пришел я сюда на покой, и имею теперь то, чего не имел прежде; а ты от такого довольства пришел к скорби, и от великой славы и богатства пришел в уничижение и бедность! Итак Египтянин получив назидание оставил старца, сделался ему другом, и посещал его ради пользы. Ибо старец отличался рассудительностью и исполнен был благоуханием Святого Духа. 107. Брат спросил одного из отцев: оскверняется ли тот, у кого не чистый помысел? Когда об этом было рассуждение, одни говорили: оскверняется, другие говорили: нет, потому что мы простые не можем от них отстраниться, но в том дело, чтобы не совершать грех телесно. После этого брат пошел к более опытному старцу, и спросил его об этом. Старец отвечает ему: с каждого требуется по мере его. Брат умолял старца, говоря: ради Господа разъясни мне это слово. Вот, говорит старец, здесь лежит сосуд вожделенный, - и пришли два брата, один, имеющий большие меры, а другой малые. Если помысел совершенного скажет: хочу я иметь этот сосуд, но человек не остановится на этом, но тотчас отсечет помысел, то он не осквернился. А неполучивший больших мер, если помыслит сие и будет заниматься помыслом, но не покорится ему, то также не осквернился. 108. Старец сказал: если кто будет жить в каком нибудь месте, и не принесет плода этого места, то самое место изгоняет его, ибо не принес он плода места того. 109. Один брат работал в день памяти мученика. Другой брат, увидев его, сказал ему: можно ли сегодня работать? Сей отвечал ему: сегодня раб Божий выступил на сцену, свидетельствуя о Христе, и был мучим; а я ради Господа не должен ли потрудиться сегодня хоть немного в деле моем? 110. Старец сказал: если кто совершит дело, следуя своей воле, и это будет не по Богу, однако же сделано в неведении; то после всеконечно таковому должно придти на путь Божий. А кто держит свою волю не по Богу, и не хочет слушать других, но только самого себя считает знающим, тому трудно придти на путь Божий. 111. Спрошен был старец: что такое путь узкий и скорбный? (Матф. 7, 14). Старец отвечал: путь узкий и скорбный есть тот, чтобы делать насилие своим помыслам и для Бога умервщлять свои пожелания; это значат слова: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом (Матф. 19, 27). 112. Старец сказал: как чин монашеский гораздо почетнее звания мирян, так и странничествующий монах должен быть во всех отношениях образцом для пребывающих на одном месте монахов. 113. Старец сказал: если монах на том месте, где живет он, задумает сделать доброе дело, и не сможет сделать его, то таковый да не думает, что ушедши в другое место сможет сделать это. 114. Старец сказал: если делатель придет на место, где нет делателей, то не может успеть. Итак он должен стараться, чтобы не сойти вниз. И наоборот, если ленивый будет жить с делателями, то успевает, если будет бодрствовать; а если не успевает, то по крайней мере не сходит вниз. 115. Старец сказал: если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плод. 116. Старец сказал: как дерево, имеющее плод полный и зрелый, имеет вместе и листья, так и душе, имеющей благое делание, свойственно слово.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (06.12.2017)
Просмотров: 12
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  12:43 | 11.12.2017