Меню
Назад » »

День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел Слово Блаженного Августина, Епископа Иппонийского В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", - удостоился от Спасителя услышать в ответ. "Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою" (Мф. 16, 16-18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо "ты еси Петр": от "камня" (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) "камень" (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого "камня" (petra) апостол Петр (Petrus) так назван?- Послушайте апостола Павла: "Не хощу же вас не ведети, братие, - говорит апостол Христов, - яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос" (1 Кор. 10, 1-4). Вот от какого "Камени" Петр! Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех" (16, 19). Ибо эти "ключи" и право "вязать и решить" получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и во всем Апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", - и вслед за тем: "Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся" (Ин. 20, 22-23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех" (Мф. 18, 18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне - Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, - говорит Премудрый, - кийждо затязается" (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения. И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. "Симоне Ионин, - говорил Господь Петру, - любиши ли Мя?" И Апостол отвечал: "Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя"; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: "Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя". "И глагола ему Иисус" во все три раза: "Паси овцы Моя" (Ин. 20, 15-17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были "ключи Царствия" и право "вязать и решить", сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф. 26, 69-75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. "Внимайте себе и всему стаду, - взывает апостол Павел к пресвитерам церковным, - в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян. 20, 28); и апостол Петр к старцам: "Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец" (1 Пет. 5, 2-4). Замечательно, что Христос, говоря Петру: "паси овцы Моя", - "не сказал: паси овцы своя", - но паси, благий рабе, овцы Господни. "Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово или павлово крестистеся" (1 Кор. 1, 13)? "Паси овцы Моя". Ибо "волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада" (Мф. 7, 15, Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы" (Ин. 10, 11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне по всему миру прославляемой. И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, "дышал прещением и убийством на учеников Господних" (Деян. 9, 1), жаждал крови, но - "Живый на Небесах посмелся ему" (Пс. 2, 4). Когда он, "гоня и озлобляя" таким образом "Церковь Божию" (1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 5), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: "Савле, Савле, что Мя гониши?" - Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами - члены Тела Христова. "Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати" (Деян. 9, 4, 5). Савл же, "трепеща и ужасаяся", возопил: "Кто еси, Господи?" "Аз есмь Иисус, - ответствовал ему Господь, - Егоже ты гониши". И Савл внезапно переменяется: "Что мя хощеши творити?" - восклицает. И бысть к нему Глас: "Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити" (5, 6). Тут Господь посылает Ананию: "Востав поиди на стогну" к человеку, "именем Савла", и крести его, "яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынми Исраилевыми" (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. "Отвеща же Анания: Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей связати вся нарицающия Имя Твое" (13, 14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: "Иди и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати" (11, 15, 16). И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, - прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus), то есть "малый, немногий, меньший", показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: "Аз есмь, - говорит он, - мний Апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною" (1 Кор. 15, 9, 10). Итак, братья празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, "во еже уподобитися им" (2 Сол. 5, 9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но "толиким облежащим нас облаком свидетелей" (Евр. 12, 1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам "Начальник веры и Совершитель" Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути?- Тот, Кто сказал: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5). Тропарь, глас 4 Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная. Величание Величаем вас, Апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившыя и вся концы ко Христу приведшия. Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.)— было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске. Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым. Молитва О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь, и слава, и благодарение, и поклонение во веки веков. Аминь. Апостол Пётр Апостол Пётр до принятия христианства носил имя Симон. Он, как и его брат Андрей, был простым рыбаком в отдалённой палестинской провинции Галилея. У Симона была жена и собственный дом. Однажды Господь вошёл в лодку Симона, чтобы проповедовать людям, которые собрались на берегу. Окончив проповедь, Иисус велел братьям Симону и Андрею отплыть подальше и забросить сети. Рыбаки повиновались, и их улов был так велик, что сети стали рваться, хотя за ночь до этого они не смогли выудить ни одной рыбы. Тогда Симон упал перед Иисусом на колени и воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5: 8). Но Иисус поднял его с колен и сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5: 10). Тогда Пётр оставил лодку, сети и семью и последовал за Иисусом. Христос дал Симону новое имя — Кифа, что значит «камень» ( по-гречески слово звучит как «Пéтрос»). Этого имени первый ученик Христа был удостоен за твёрдость веры, которую можно было сравнить с нерушимой скалой. Он единственный из апостолов отважился пойти за Христом по воде. Однако и Петру суждено было испытать отречение от Господа. Накануне распятия Пётр обещал учителю, что не оставит его даже под страхом смерти. Но Иисус ответил: «В эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». После ареста Иисуса Пётр следовал за учителем ко двору первосвященника. Там его узнали и начали расспрашивать, он ли был с Иисусом. Пётр трижды отрёкся от Христа, сказав, что он не его ученик. Когда раздался петушиный крик, Пётр вспомнил слова Господа и раскаялся. После Воскресения Христа апостолы вернулись в Галилею и снова стали рыбачить, пока однажды у берега не появился Иисус. Узнав учителя, Пётр бросился к нему вплавь вперёд лодки. Именно в эту встречу Господь призвал Петра стать апостолом и предсказал ему мученическую смерть. Апостол Павел Апостол Павел до принятия христианства носил еврейское имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный». Второе имя Паулус, то есть «малый» — римского происхождения. По мнению историков, оно было дано ещё при рождении, но только после обращения в христианство он стал называться Павлом вместо прежнего Савл. Павел был родом из знатной греческой семьи в городе Тарсе, столице провинции Киликии. Молодой Савл, как и его отец, был фарисеем. Фарисеи чтили Ветхий Завет и стремились в точности исполнить все его требования. Вот почему Савл поначалу воспринял зарождавшееся христианство как ересь и отправился в Дамаск на борьбу с ним. Однако в пути Савла ослепил ярчайший свет и раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла под руки привели в Дамаск. Там он принял крещение и в момент погружения в воду прозрел. С этого времени он стал ревностным проповедником прежде гонимого учения. Апостолы Пётр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году. Почему апостолов Петра и Павла почитают в один день? Оба апостола приняли мученическую смерть в Риме около 67 года. С началом гонений на христиан в I веке н. э. императора Нерона, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Однако по дороге из города апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идёшь, Господи?» — Спаситель ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». Тогда Пётр вернулся в Рим, где его приговорили к казни распятием на кресте, но святой попросил повесить его вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять смерть подобно Господу. Святого апостола Павла также сначала приговорили к распятию, но, узнав, что он римский гражданин, отсекли голову. Согласно церковному преданию, святые апостолы Пётр и Павел приняли мученическую смерть в один день — 12 июля (29 июня по старому стилю). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: Римском, Карфагенском, в мартирологе блаженного Иеронима, в сакраментарии* папы Григория Великого. Однако есть мнения, например святителя Димитрия Ростовского, что день смерти апостола Павла либо совпадает с днём смерти апостола Петра, либо его смерть произошла ровно через год после распятия апостола Петра. О том, что казнь Петра предшествовала казни Павла, сообщает Блаженный Августин. Память святых начали праздновать в один день уже в первые века христианства. *Сакраментарий (лат. Sacramentum — таинство) — в Западной церкви раннего Средневековья собрание текстов, которые произносились во время литургической службы. Святые Апостолы Петр и Павел.. ..Они были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел -- сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр -- верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Павел -- злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. Неистовые ораторы, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум -- два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь." (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства...» (Митр. Московский Филарет).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar