Меню
Назад » »

ЦЕРКОВЬ / Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

ЦЕРКОВЬ "Верую... во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин. 17, 21-23). Есть только Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена Кровию и учением Христа, апостолов, святых отцов и мучеников, и врата адовы не одолеют ее. Святитель Димитрий Ростовский (113, 84). Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский (113, 439). Епископство одно, и каждый из священнослужителей может сделаться его участником. Церковь также одна, хотя члены ее с распространением веры сделались очень многочисленны: как лучей много, но солнце одно; ветвей на дереве много, а дерево одно, разросшееся от корня; или хотя из одного источника течет много потоков и образуется обильный разлив воды, но в начале сохраняется единство. Отними луч солнца от его начала - он не может существовать сам по себе; отломи ветвь от дерева - отломленная уже не может расти; пресеки ручей, текущий из источника, он иссохнет. Равным образом Церковь, сияющая светом Господним, хотя по всей земле распространяет свои лучи, но однако светило, разливающее всюду свой свет, одно, и единство тела этим не нарушается. Обремененные плодами ветви свои она распростирает по всей земле, потоки ее текут по широкому пространству; при всем том постоянно пребывает один источник, одно начало, одна мать, обильная духовным плодотворением. Священномученик Киприан Карфагенский (113, 439). Поскольку название церкви употребляется в различных смыслах... и так как по праву и поистине можно назвать церковью лукавые сборища еретиков, то есть маркионитов, манихеев и других, то Символ веры в предосторожность теперь и учит тебя так: "Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь", чтобы ты этих скверных сборищ избегал, а пребывал в Святой Вселенской Церкви, в которой ты и возродился... Не спрашивай просто: где Церковь? но: где Вселенская Церковь? Ибо это, собственно, и есть имя Святой и всеобщей нашей Матери Церкви, невесты Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия (113, 440). Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди,- учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере - начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 440). Святым градом (пророк) называет Церковь: так как она освятилась не служением по закону, "ибо закон ничего не довел до совершенства" (Евр. 7, 19), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления (Еф. 4, 30), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский (113, 440). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит (113, 440). Церковь, которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин (113, 440). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним (113, 440). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский (113, 439). Святая Церковь "едина", поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви - Иисус Христос. "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3, 11). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого - Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4, 4-6). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество (104, 2325-2326). Апостол называет Святую Церковь "домом Бога живаго" (1 Тим. 3, 15). Этот святой и великолепный дом имеет основанием Самого Христа, по учению апостола: "Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3, 11). Этот дом создали на лице всей земли, с помощью Господа, духовные архитекторы - святые апостолы. Он очищен и освящен Кровию Единородного Сына Божия (Еф. 5, 25-26). Входят в него верою и Крещением. В этот дом собрались и собираются многие народы... Называется он и градом Божиим, который воспел пророк: "основание его на горах святых" (Пс. 86, 1)... Граждане этого града и обитатели его-христиане, "сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2, 19). В этом граде нет места необрезанному сердцем и нечистому (Ис. 52, 1), но живет в нем "народ праведный, хранящий истину" (Ис. 26, 2) (104, 2320). Нарицается Церковь невестой Христовой. Так называет ее апостол: "Я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11, 2; Ис. 62, 5; Ос. 2, 19-20; Еф. 5, 32; Апок. 19, 7; Пс. 44, 11-12). Обручители ее - пророки и апостолы. Святой Иоанн Златоуст так рассуждает об этих словах апостола Павла: "обручил вас" и дальше: "В этом мире девы пребывают прежде брака, после брака - они уже не девы; здесь же не так: но если и не были девами до брака, после брака становятся девами. Вся Церковь есть дева. Но посмотрим, как обручил нас, какую плату за невесту, какие дары принес: не серебро, не золото, но Царство Небесное". Святитель Тихон Задонский (104, 2321). Естественное рождение Сам Христос представляет образом духовного. И если для естественного рождения нужна материнская утроба, не нужна ли и для духовного рождения материнская утроба - не в буквальном значении этого слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответствующем теме? Этот вопрос и оправдывается, и разрешается, если скажем, что утроба матери и сокровищница жизни для нового человека есть Христова Церковь. Филарет, митрополит Московский (113, 412). Господу не было угодно до Своего Вознесения пополнить апостольский лик собственным избранием лица вместо Иуды Искариотского. Он предоставил это Своей Церкви, может быть, и для того, чтобы дать знать, что Он даровал Церкви Своей право и благодать делать то же, что, будучи на земле, делал бы и некогда делал Он Сам. Это свидетельствует, что порядок преемственности служения в Церкви, каким он остался после Иисуса Христа доныне, очень важен, ибо начался еще при апостолах с такого дела, которое во время земной жизни Господа могло быть совершено непосредственно Им Самим. То же самое надо сказать и обо всем устройстве Новозаветной Церкви: в Своей земной жизни Господь даровал ей только повеление, собственный пример, основания и предметы веры. А прочее, как, например, подробности устройства иерархии, соединение иудеев и язычников в единое тело верующих и прочее, предоставил уже Своим апостолам, чтобы и после них, до конца веков, все в Церкви делалось преемственно через служителей и строителей Его Таин. Игнатий, архиепископ Воронежский (114, 59).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar