Меню
Назад » »

Церковь - Ноев ковчег при всемирном потопе (О прообразах Церкви)

Церковь - Ноев ковчег при всемирном потопе (О прообразах Церкви) Этот большой и безопасный корабль прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению святых отцов и учителей. Как святой Ной со всем домом своим спасся в ковчеге от всемирного потопа, а все, бывшие вне ковчега, погибли, так и ныне: спасаются только те от греховного потопа, от гнева Божия и вечного осуждения, которые находятся в Святой Церкви и являются ее истинными сынами. Прочие же все, пребывающие вне, погибают и тонут в потопе адской бездны. Святитель Тихон Задонский (104, 2324). "Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы" (Ин* 21, 6). Здесь Господь прообразует Церковь в конце века, как при другой ловле (Лк. 5, 1-11) прообразовал нынешнюю Церковь. Первое чудо сотворил Он в начале Своей проповеди, а это после Своего Воскресения, показывая тем, что первая ловля рыб означает добрых и злых, какие ныне в Церкви, а эта - только добрых, какие будут в ней вечно, когда в конце этого века исполнится Воскресение мертвых. Там Христос, когда повелевал ловлю рыб, не стоял на берегу, как здесь; а, войдя в лодку Симона, просил его немного отплыть от земли и, сидя в лодке, учил народ. "Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова" (Лк. 5, 4). Притом все пойманные рыбы там были в лодках, а здесь сеть извлечена на землю. Этими и другими, какие ' можно здесь найти, признаками изображена Церковь: в первом случае - какова она в настоящем веке, а в другом - какова в конце века. Потому первое чудо совершено прежде, а второе после Воскресения Господа, там Христос изобразил нас призванных, а здесь воскресших. Там сети опускаются ни по одну правую сторону, чтобы не прообразовать только добрых, ни по одну левую, чтобы не прообразовать одних злых, Он просто говорит: "закиньте сети свои для лова", чтобы мы подразумевали вообще и добрых, и злых. Но здесь говорит: "Закиньте сеть по правую сторону лодки", чтобы обозначить тех, кто стоит одесную, то есть добрых. Там сеть для обозначения расколов прорывалась; а здесь, так как по Воскресении в совершенном мире святых никаких расколов не будет, говорит: "И при таком множестве не прорвалась сеть" (Ин. 21, 11), как если бы Он напоминал о прежних прорывах сети и, сравнивая с прежним злом, одобрял теперешнее благо. Там поймано такое множество рыбы, что наполненные ими две лодки погружались, бедствовали. Подобно этому, не оттого ли происходит в Церкви столько бедствий, оплакиваемых нами, что нельзя воспрепятствовать множеству людей с очень далекими от святости нравами входить к нам, а это угрожает потоплением (церковному) благочинию? Но здесь ввергли сеть по правую сторону, "и уже не могли вытащить сети от множества рыбы" (Ин. 21, 6). Что значит "не могли вытащить сети", как не то, что принадлежащее к Воскресению, то есть к правой стороне, и внутри сети христианства скончавшиеся явятся только на берегу, то есть в конце века - по Воскресении? По этой причине не могли привлечь сети, чтобы переложить в лодку пойманных рыб, как поступили с теми рыбами, от которых прорвалась сеть и лодки погрузились. Этих правых Церковь по окончании этой жизни как бы покоит в мирном сне, скрывает в глубине - до тех пор, пока сеть будет вытащена на берег. Блаженный Августин (116, 692-693). "И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую". Кто знает значение слова "Геннисарет" - "цветущая долина", тот поймет, что эта переправа Иисуса Христа с апостолами и бывшими в лодке в землю Геннисаретскую означает, что Он, освободив Свою Церковь от гонений и возможности крушения, успокоит ее в самой тихой пристани. Блаженный Иероним (115, 788). В притче о винограднике (Мф. 21, 33-41) изображена Церковь ветхозаветная и Божие попечение о 'ней. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться эта притча; а так как каждый христианин тоже есть Церковь Бога живого, то и к нему. Последнее для нас важнее. Что здесь подразумевается под виноградником? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа как залог наследия Вечного Царствия, слово Божие, Святые Таинства, Ангела Хранителя. Кто работники? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и приносить плоды Господу, Кто плохие работники? Те, которые хотят пользоваться и пользуются преимуществами христиан, насколько это возможно во внешней жизни, а достойных духовных плодов Господу не приносят. Кто посланцы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учителя и пастыри, которыми Господь хочет вразумить неисправных. Не желающие исправиться не внимают им; другие гонят их и стараются заглушить их голос; некоторые же доходят до того, что начинают враждовать и с Самим Господом, когда отвергают веру в Него под разными предлогами. Их конец: "Делающие зло истребятся" (Пс. 36, 9). Епископ Феофан Затворник (107, 304-305). ...Ветхозаветная Церковь основана Богом... Она передана делателям - иудейскому народу... Новозаветная Церковь основана Богочеловеком... Она передана другому народу, составившемуся из всех народов, христианам... Иудеи должны были дать отчет Богу в сохранении дара Божия, в управлении и распоряжении даром Божиим. Так как поведение их оказалось преступным, то они устранены - впрочем, когда уже они устранились произвольно в духе,- и подвергнуты казни. Равным образом потребуется отчет от христиан, как они употребили вообще установление Божие - Новозаветную Церковь - и частные установления в ней, каково монашество. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 457). "Царство Небесное подобно зерну горчичному" и "закваске" (Мф. 13, 31- 33). Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст, от закваски вскисает все замешанное тесто. Тут, с одной стороны, прообраз Церкви, которая сначала состояла только из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, пропитала собой все человечество; с другой- образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее-это намерение и решимость спасаться через богоугождение, по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы она ни была крепка, похожа на точку. Вначале решимость охватывает только сознание и волю; потом из этого развивается вся духовная деятельность. Решимость возрастает в проявлениях и силе, мужает и начинает проникать душу во всех ее силах-ум, волю, чувство-и наполняет их собою, "заквашивает" их по своему духу. И проникает все естество человеческое: тело, и душу, и дух, в котором зарождается. Епископ Феофан Затворник (107, 200-201).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar