Меню
Назад » »

ЦАРСТВО БОЖИЕ / И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека

ЦАРСТВО БОЖИЕ "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека" (Быт. 2, 8) Бог вознамерился и по образу, и по подобию Своему сотворить человека как из видимой, так и из невидимой природы как некоего царя и начальника всей земли и того, что есть на ней. И прежде поставил для него как бы царский дворец, живя в котором он имел бы блаженную и вполне счастливую жизнь - Божественный рай, насажденный руками Бога в Едеме, хранилище веселия и всякой радости. Ибо слово "Едем" переводится как "наслаждение". Находясь на востоке - выше всей земли, благорастворенный и освещаемый тончайшим и чистейшим воздухом, красуясь вечно цветущими растениями, насыщенный благовониями, наполненный светом, превышающий мысль о всякой чувственной прелести и красоте, он является истинно Божественным местом и жилищем, достойным того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а только человек - создание Божественных рук. А в середине этого места Бог насадил древо жизни и древо познания. Древо познания - как некое испытание, и пробу, и упражнение послушания и непослушания человека. Поэтому оно и названо древом познания "добра и зла" (Быт. 2, 9), или потому, что вкушавшим от него оно давало способность к познанию их собственной природы, что прекрасно для людей совершенных, но плохо для очень несовершенных и для тех, в которых сильны сластолюбивые желания, подобно тому как твердая пища для тех, которые еще нежны (по возрасту) и нуждаются в молоке. Ибо сотворивший нас Бог не желал, чтобы мы суетились и заботились о многом, ни того, чтобы мы пеклись и промышляли о своей жизни, что подлинно и испытал Адам. Ибо, вкусна, он узнал, что был наг, и сделал себе пояс, взяв листья смоковницы, и препоясался. Прежде же вкушения "были оба наги", как Адам, так и Ева, "и не стыдились" (Бы г. 2, 25). Бог желал, чтобы мы были такими же бесстрастными, ибо это свойственно высочайшему бесстрастию. Еще же Он желал, чтобы мы были и свободными от забот, имея одно дело, дело Ангелов: неусыпно и непрестанно воспевать хвалы Творцу, и наслаждаться Его созерцанием, и на Него возлагать свою заботу, что именно Он и возвестил нам через пророка Давида: "возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя" (Пс. 54, 23). И в Евангелиях, наставляя Своих учеников. Он говорит: "не заботьтесь для души вашей, что вам есть... ни для тела вашею, во, что одеться" (Мф. 6, 25). И далее: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). И к Марфе: "Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк. 10, 41),-сидение у ног Его и слушание Его слов. Древо жизни имело силу подавать жизнь, было пригодно для еды только достойным жизни и не подлежащим смерти. Некоторые, конечно, представляли себе рай чувственным, другие же - духовным. Однако мне, по крайней мере, кажется, что, как. человек был сотворен из чувственной и вместе из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным и вместе духовным и имевшим двоякий вид. Телом человек пребывал, как мы рассказали, в месте Божественнейшем и прекрасном, душою же - в высшем и еще более прекрасном месте, обитающего в нем Бога имея своим жилищем и славным покровом, облеченный Его благодатью и наслаждаясь одним только сладчайшим плодом: созерцанием Его, как некий Ангел, и питаясь этим созерцанием, что именно, конечно, и названо достойно древом жизни. Ибо сладость божественного соединения сообщает жизнь, не прекращаемую смертью, и именно это Бог назвал и всяким древом: "от всякого дерева в саду ты будешь есть" (Быт. 2, 16). Ибо Сам Он - все, все в Нем и "Им стоит" (Кол. 1, 17). Древо же познания и добра, и зла есть рассмотрение разнообразного зрелища, то есть познание собственной природы, которое прекрасно для людей совершенных и твердо стоящих в божественном созерцании, . обнаруживая собою великолепие Творца; для людей, не боящихся перехода в. другое (то есть худшее) состояние, вследствие того, что продолжительным упражнением они обрели некий навык к такого рода созерцанию. Но это познание не полезно для людей еще юных и в очень большой степени подверженных сластолюбивым желаниям, которых обычно влечет к себе и отвлекает попечение о собственном теле вследствие нетвердости пребывания их в том, что более превосходно, и вследствие того, что они еще некрепко утвердились в привязанности к одному прекрасному. Таким образом, Божественный рай, я думаю, был двойной, и истинно передали богоносные отцы, как те, которые учили одним образом, так и те, которые учили иным. Можно понять "всякое дерево" и как познание Божественного могущества; возникающее благодаря сотворенным вещам, как говорит божественный апостол: "невидимое Его... от создания мира через рассматривание творений" видимо (Рим. 1, 20). Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенно то, которое есть о нас, касается нашего устройства, как говорит божественный Давид: "дивно для меня ведение Твое" (Пс. 138, 6)... Однако это познание для Адама, который был недавно сотворен, было не лишено опасности по причинам, о которых мы сказали. Или: древо жизни можно понять как ту божественную мысль, которая рождается из всех чувственных вещей, и как возведение ума от них к Родоначальнику всего, и Творцу, и Причине, что Он и назвал "всяким деревом", полным, и нераздельным, и приносящим одно только полезное и прекрасное Древо -же познания "добра и зла" можно понять как чувственную и доставляющую удо- вольствие пищу, которая хотя по видимости и является приятной, однако на самом деле принимающего ее ставит в общение со злом. Ибо Бог говорит "от всякого дерева в саду ты будешь есть", что значит, думаю: через посредство всех творений возвысься ко Мне, Творцу, и от всего собери себе один плод- Меня, Который есть истинная жизнь; все да принесет тебе плод жизнь, и наслаждение Мною делай началом собственного бытия. Ибо таким образом ты будешь бессмертным. "А от дерева познания добра к зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17). Ибо чувственная пища, согласно с законами природы, есть дополнение того, ч (о исчезло, и она выводится из тела и гибнет. И невозможно, чтобы оставался нетленным тот, кто питается чувственной пищей. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. гл. 11, с. 74-78.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar