Меню
Назад » »

Блаженный Августин / О 83-х различных вопросах (3)

Вопрос 52. О сказанном [в Писании]: «Я раскаялся, что сотворил человека» (См. Быт.6:6-7) Божественное Писание, возводя нас от земного и человеческого образа мыслей к Божественному и небесному, снисходит до таких слов, которыми пользуются между собой даже самые глупые люди в повседневном общении. Поэтому не усомнились и те мужи, через которых говорил Дух Святой, предложить в книгах, там, где это необходимо, также и названия чувств, претерпеваемых нашей душой; хотя и ясно всякому, кто правильно мыслит, что чувства эти далеко отстоят от Бога. Так, например, поскольку трудно, чтобы человек отомстил за что-либо без гнева, то отмщение Божие, происходящее целиком без этого возбуждения, они все же сочли нужным назвать гневом. Точно так же, поскольку привыкли, что чистота жены охраняется ревностью мужа, то и Божий Промысл, предписывающий и делающий так, чтобы душа не растлилась и не развратилась некоторым образом, следуя то одним, то другим богам, назвали ревностью Божией. Подобным образом и рукой Божией именовали силу, которой Он действует, и ногами Божиими — силу, посредством которой Он все хранит и всем правит, и ушами Божиими или очами Божиими — силу, посредством которой Он все воспринимает и разумеет, и лицом Божиим — силу, через которую Он являет себя и познается; и прочее таким же образом. И все это, конечно, из-за того, что мы, к которым обращено слово [Писания], имеем обыкновение руками действовать, ногами ходить и добираться туда, куда влечет дух; ушами, глазами и прочими телесными чувствами воспринимать телесное, лицом приобретать известность; и все прочее, относящееся к этому правилу. Точно так же нам свойственно легко отлагать нечто начатое и обращаться к другому, лишь когда мы раскаиваемся. Поэтому хотя для исследующих светлым умом ясно, что все управляется Промыслом Божиим в строжайшем порядке, однако то, что начало быть, но не продлилось (хотя предполагалось, что оно продлится), вполне сообразно с немощным человеческим разумением называется отложенным как бы посредством раскаяния Бога. Оглавление Вопрос 53. О золоте и серебре, которое израильтяне получили от египтян 1. Всякий, кто станет внимательно рассматривать действия домостроительства, относящиеся к двум Заветам и распределенные в соответствии с соразмерностью сроков по возрастам человеческого рода, вполне поймет, насколько могу я предположить, что подходит первому возрасту человеческого рода, а что — последующему. Ведь Божий Промысл прекрасно всем управляет, так что вся преемственность поколений от Адама до скончания века распределяется точно так же, как у отдельного человека [распределяется] течение его времени в соответствии с определенными возрастами от детства до старости. И поэтому обращающему благоговейную душу к Божественным чтениям должно различать также и степени добродетели в нравах, по мере их приближения к высшей и совершенной человеческой добродетели. Ибо если он вдруг обнаружит, что иногда малое предписывается малым, а иногда большее — большим, не следует ему, сочтя грехами меньшее в сравнении с большим, заключать из этого, что прилично Богу предписывать таковые людям. Но ныне о степенях добродетели рассуждать слишком долго, и потому достаточно того, что относится к разрешению настоящего вопроса. Что касается обмана, то высшая и совершенная добродетель — никого не обманывать и соблюдать сказанное: «Да будет в устах ваших: да, да, нет, нет» (Мф.5:37). Но поскольку это предписано тем, кому обещано уже Царство Небесное, а достигнуть того большего, за что причитается такая награда — великая добродетель; «ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают» его (Мф.11:12), то следует спросить, какими степенями можно достичь этой вершины и совершенства. Понятно, что на этих степенях находятся те, кому обещано было пока что земное царство. Подобным обещанием они, как малые дети, приуготовлялись, и, выпросив земные радости, пока что желанные для них, у единого Бога и Господа всего, начиная с этого и возрастая духом, решались надеяться также и на небесные. Поэтому как высшая и почти божественная добродетель состоит в том, чтобы никого не обманывать, так и предельный порок — в том, чтобы обманывать кого угодно. Для направляющихся от этого предельного порока к той высшей добродетели есть степень — никого из друзей или незнакомцев не обманывать, но врагов иногда обманывать. Отсюда [происходит] также и сказанное поэтом, что уже почти вошло в пословицу: «Хитрость и храбрость в битве с врагами равны!» (Вергилий. Энеида). Однако могут, как часто бывает это, и врага обманывать несправедливо, как например, когда заключают некий договор о временном мире, именуемый перемирием, и не соблюдают обещания, и в других подобных случаях. И поэтому гораздо более чист и близок к упомянутой высшей добродетели тот, кто, даже если и желает обмануть врага, все же обманывает его не иначе как по Божественному изволению. Ибо какого наказания или награды кто достоин, знает или только лишь Бог, или, во всяком случае, [Он знает это] намного лучше и вернее, чем люди. 2. А потому Бог, разумеется, Сам лично никого не обманывает, ибо Он — Отец Истины и Истина и Дух Истины. Но, воздавая достойное достойным (ведь и это также относится к справедливости и истине), Он пользуется для возмездия и вознаграждения теми душами, которые находятся на соот-ветствующих уровнях. Итак, если кто-либо заслуживает быть обманутым, то Бог не только Сам лично не обманывает его, но [не обманывает] и через такого человека, который уже любит подобающим образом и упорствует в соблюдении [Господнего повеления]: «Да будет в устах ваших: да, да, нет, нет» (Мф.5:37). Также [Он не обманывает] и при помощи ангела, которому не подходит личина обмана, но [делает это] или посредством такого человека, который не отрекся еще от страстных желаний подобного рода, или через такого ангела, который по причине извращенности своей воли помещен на низших уровнях природы, либо для кары грешников, либо для упражнения и очищения тех, кто возрождается по Богу. Ведь мы читаем, что царь был обманут неверным прорицанием лжепророков, так что можем обнаружить, что это совершилось не без Божественного суда, поскольку царь заслуживал быть подобным образом обманутым. И [совершилось это] не через ангела Божия, которому не приличествует воспринимать обязанность обмана, но при помощи ангела заблуждения, добровольно и с радостью стремившегося к тому, чтобы на него была возложена подобная роль (Ср. 3 Пар 22:6-36). Ведь с помощью некоторых мест Св. Писания более доступно изъясняется то, что усердный и благочестивый читатель может найти также и в других местах, где это менее ясно. Ибо подобным образом Бог наш для блага душ Духом Святым приспособил Божественные Книги, по-скольку пожелал, чтобы мы не только питались ясным, но и упражнялись темным. Итак, на основании того неизреченного и возвышенного управления вещами, которое совершается Божественным Промыслом, в разумной душе как бы записан естественный закон, чтобы и в образе жизни, и в земных нравах люди соблюдали подобие приведенного выше распределения. Потому и судья считает недостойным и беззаконным сам лично казнить осужденного, но по его приговору делает это палач, назначенный для [исполнения] этой обязанности по своей склонности [к подобным делам], чтобы тот, кто по своей жестокости может казнить даже невинного, сдерживаемый законами, казнил лишь осужденного. Ведь не сам лично делает это судья, и не посредством правителя, адвоката или кого-либо другого, исполняющего свои обязанности, на кого не приличествует возлагать подобное поручение. Поэтому также мы пользуемся неразумными животными для того, что нечестиво делать при помощи людей. Ибо вор, несомненно, заслуживает терзания укусами, но человек делает это не сам лично, и не при помощи сына, родственник ка или кого-либо из своего дома, но при помощи собаки, и этому животному подобает поступать так сообразно уровню [своей] природы. Итак, если должно, чтобы кто-либо претерпел то, что не подобает делать другим, то некие служители являются посредниками, и на них бывают возложены подобающие обязанности. И используя их, сама справедливость руководит не только тем, чтобы каждый претерпел то, что ему следует претерпеть, но также и этими действующими, ибо им не меньше приличествует так поступать. А потому, поскольку и египтяне были достойны обмана, и народ Израильский в соответствии с тогдашним возрастом человеческого рода находился еще на таком уровне нравов, что не недостойно для него было обмануть врагов, то случилось, что Бог повелел или, вернее, дозволил сообразно их влечению, чтобы они потребовали у египтян золотые и серебряные сосуды, которых они страстно желали, стремясь пока еще к земному царству, — потребовали, не собираясь их отдавать, и получили, как будто собирались вернуть (Ср. Исх.3:21-22). Бог пожелал, чтобы и награда за столь продолжительные труды и тягости сообразно с уровнем этих душ не была несправедливой; чтобы не несправедливым было также и наказание тех, кого достойно заставил Он потерять то, что должны были бы они получить назад. Итак, Бог не обманщик, — ибо кто не сочтет, что верить в это преступно и нечестиво? — но справедливейший распределитель наград и ролей, нечто — что достойно Его одного и Ему одному приличествует, как например, просвещать души и Самого Себя представлять им для всецелого наслаждения, делая их мудрыми и блаженными — делающий лично Сам; другое [совершающий] при помощи служащего Ему творения, расположенного в соответствии с непреложными законами со-образно заслугам; и кому-то Он приказывает, а кому-то дозволяет, так что подобным образом Божественный Промысл простирается вплоть до управления малыми птицами, как говорит Господь в Евангелии, и до украшения [полевой] травы, а также и до числа наших волос (Ср. Мф.10:29-30). Об этом сказано также: «Достигает же от конца и до конца крепко, и управляет всем приятно (Прем.8:1). 3. А по поводу того, что посредством подчиненных Его законам служений душ Бог наказывает и воздает заслуживающим заслуженные кары, в то время как Сам пребывает в высшей степени невозмутимым, написано вполне ясно: «Ты почитаешь несвойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Ибо сила Твоя есть начало правды, и поскольку Ты Господь всех, Ты принуждаешь Себя щадить всех. Силу Твою Ты показываешь неверующим в совершенство силы, а в знающих обличаешь дерзость. Свое же, будучи Господом сил, Ты судишь с кротостью, и управляешь нами с великой милостью» (Прем.12:15-18). 4. Также подтверждает Господь и то, что сперва в земных вещах совершается восхождение к небесной праведности, предписываемой более твердым, когда говорит Он: «И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.16:12) А то, что сообразно своему уровню бывает научаема душа, и Сам Господь показывает, говоря: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12), и апостол [подтверждает], когда гово-рит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах; потому что вы еще плотские» (1Кор. 3:1-2). Итак, то, что произошло с ними в соответствии с их уровнем, мы видим осуществляющимся и во всем человеческом роде, так что одно повелевается плотским людям, другое — духовным, в соответствующие времена. Итак, не удивительно, что тем, кто были еще достойны обманывать, было приказано обманывать врагов, заслуживающих быть обманутыми. Ибо не были еще достойны они того, чтобы им было сказано: «Любите врагов ваших», но такими были, что надлежало говорить им лишь так: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Ср. Мф.5:43-44). Ведь еще не время было преподать, в сколь широком смысле надлежит понимать этого ближнего. Итак, некое начало было положено под детоводителем, чтобы учителю осталось привести к совершенству. Причем тот же Бог и детоводителя дал младенцам, а именно закон через своего слугу, и учителя возросшим, то есть Евангелие через Своего Единственного [Сына]. Оглавление Вопрос 54. О том, что написано: «Мне же благо прилепляться к Богу» (Пс.72:28) Все, что существует, или всегда есть одно и то же, или нет. И всякая душа лучше всякого тела; ведь то, что оживотворяет, лучше того, что оживотворяется; а никто не будет спорить, что тело оживотворяется душой, а не душа телом. То же, что не является телом и, однако, есть нечто, — это или душа, или что-то лучше ее. Ибо нет ничего хуже всякого тела, поскольку, если бы кто и назвал материю, из которой происходит тело, то ее правильно называют «ничто», поскольку она лишена всякого вида. С другой стороны, между телом и душой нельзя найти ничего, что лучше тела, но хуже души. Ибо если бы было нечто среднее, то или оживотворялось бы душой, или оживотворяло бы душу, или ни то ни другое; [с другой стороны] или оживотворяло бы тело, или оживотворялось бы телом, или ни то ни другое. Но все, что оживотворяется душой — тело, если же нечто оживотворяет душу, то это лучше, чем душа. Далее, то, что оживотворяет тело — душа; то, что оживотворяется телом — ничто. А ни то ни другое, — то есть не нуждающееся ни в какой жизни и не доставляющее никакой жизни, — это или вообще ничто, или — нечто, что лучше тела и души. Но есть ли нечто таковое в природе, это другой вопрос. А теперь разум познает, что нет ничего между телом и душой, что лучше тела, но хуже души. А то, что лучше всякой души, — это мы называем Богом; и с Ним соединен каждый, кто мыслит Его. Ибо, то, что мыслят — истинно, но не все то, во что верят, истинно. А все, что истинно и при этом удалено от чувств и от разума, в это только лишь верят, и невозможно, чтобы это чувствовали или мыслили. Итак, соединено с Богом то, что мыслит Бога. Мыслит же Бога разумная душа. Ибо мыслит [она] то, что всегда одно и то же и никогда не претерпевает никакого изменения. Но и тело посредством времени и мест, и сама разумная душа, которая иногда мудра, а иногда глупа, претерпевают изменения. А то, что всегда является одним и тем же, безусловно, лучше того, что не является таковым. И нет ничего лучше разумной души, кроме одного Бога. Итак, когда [душа] мыслит нечто, что всегда остается одним и тем же, то она, несомненно, мыслит Его. А это есть сама Истина. И поскольку разумная душа, мысля, соединяется с Истиной, и это есть благо для души, то справедливо принимают, что как раз об этом-то и сказано: «Мне же благо прилепляться к Богу». Оглавление Вопрос 55. О том, что написано: «Шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц, и девиц без числа» (Песн.6:8) Число десять может обозначать познание вселенной. И если это познание относится к внутреннему и умопостигаемому, обозначаемому числом шесть, то будет как бы шесть раз по десять, то есть шестьдесят. Если же [оно относится] к земному и тленному, что можно обозначить числом восемь, то будет восемь раз по десять, то есть восемьдесят. Итак, царицы — это души, царствующие в умопостигаемом и духовном; наложницы — те, кто получает земную награду, о ком сказано: «Они получили награду свою» (Ср.Мф.6:2). «А девицы без числа» — это те, у кого нет определенного знания, и кто может подвергаться опасности от различных мнений, ибо число, как было сказано, обозначает определенную и несомненную твердость знания. Оглавление Вопрос 56. О сорока шести годах возведения Храма Шесть, девять, двенадцать, десять и восемь — вместе дают сорок пять. Итак, добавь сюда самую единицу, будет сорок шесть; если взять это число шесть раз, получится двести семьдесят шесть. А говорят, что человеческое зачатие так происходит и совершается, что первые шесть дней [человек] имеет подобие как бы молока, в следующие девять дней изменяется в кровь, затем за двенадцать дней уплотняется, остальные десять и восемь формируется вплоть до совершенных очертаний всех членов и с этого срока остальное время, вплоть до часа рождения, прибавляет в величине. Итак, добавив к сорока пяти дням один, а это число обозначает совершенство, — так как шесть, девять, двенадцать, десять и восемь, соединенные в одно, дадут сорок пять; итак, добавив, как было сказано, один, получим сорок шесть. И когда это число будет умножено на находящееся во главе этого порядка число шесть, даст двести семьдесят шесть, то есть девять месяцев и шесть дней. И исчисляется этот срок от восьмого дня апрельских календ, — дня, в который, как верят, был зачат Господь, ибо в тот же самый день Он также и пострадал; — и до восьмого дня январских календ, — до дня, в который был Он рожден. Итак, разумно говорится, что Храм был построен за сорок шесть лет, ведь он обозначал Его тело, так что сколько лет заняло возведение Храма, столько же дней продолжалось совершенствование тела Господня (Ср. Ин.2:19-21). Оглавление Вопрос 57. О ста пятидесяти трех рыбах (Ин.21:11) 1. «Все ваше, вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор.3:22-23). Если сосчитать, начиная с первого слова, то получится один, два, три, четыре. Также: «Жене глава — муж, мужу глава — Христос, а Христу глава — Бог» (1Кор.11:3). Если сосчитать так же, получится снова: один, два, три, четыре. А один, два, три и четыре, взятые вместе, дают десять. Поэтому число десять верно обозначает учение, объемлющее Бога Создателя и созданное творение. И поскольку совершенное и неистребимое тело будет покоряться совершенной и неистребимой душе, и та, в свою очередь, покорится Христу, а Он — Богу, — не как неподобный или имеющий иную природу, но как Сын Отцу, — то верно обозначают тем же самым числом десять все то, что, как ожидают, будет в вечности после воскресения тела. Возможно, по-этому те, кого нанимает [Хозяин трудиться] в виноградник, получают динарий в качестве награды (Ср. Мф.20:2). И подобно тому, как один, два, три и четыре вместе дают десять, так же один, два, три и четыре, взятые четырежды, дают сорок. 2. Далее, если число четыре верно обозначает тело из-за четырех известнейших природ, из которых состоит последнее: сухой, влажной, холодной и горячей, и из-за того, что движение от точки к длине, от длины к ширине, от ширины к высоте создает объем тела, опять же содержимый четверичным числом, то не глупо думать, что числом сорок обозначается временное домостроительство, совершившееся ради нашего спасения, когда Господь воспринял тело и удостоил людей [Своего] видимого явления. Ибо один, два, три и четыре, обозначающие Творца и творение, взятые четырежды, то есть явленные во времени посредством тела, дают сорок. А разница между четырьмя и четырежды в том, что четыре — это состояние, а четырежды — движение. Итак, как четыре относится к телу, так четырежды относится ко времени; и тем самым внушается таинство, телесно и во времени совершенное ради тех, кто был связан любовью к телам и подчинен временному. Поэтому справедливо думают, что число сорок, как было сказано, обозначает это временное домостроительство. И возможно, сюда же относится и то, что Господь постился сорок дней (Ср. Мф.4:2), показывая нужду этого века, ведомого движением тел и временем; и сорок дней после воскресения Он был с учениками, давая им проникнуть, как я полагаю, во временное домостроительство, совершенное [Им] для нашего спасения. Число же сорок, если те [равные] части, на которые можно его разделить, сложены, становится числом пятьдесят, тем са-мым показывая (в том случае, когда делящие его части равны между собой), что под управлением справедливости телесное и видимое действие осуществляет во времени совершенствование человека. И это совершенствование, как было сказано, обозначается числом десять, ибо число сорок, когда его равные части взяты вместе, приобретает еще десять и, таким образом, как было сказано выше, достигает пятидесяти. Ведь единица в числе сорок содержится сорок раз, двойка — двадцать, четверка — десять, пятерка — восемь, восьмерка — пять, десятка — четыре, двадцатка — два. И если эти числа сложить вместе, получится пятьдесят. Ибо невозможно, чтобы некое другое число могло измерить посредством равных частей число сорок, кроме тех [чисел], которые мы перечислили и привели, сложив, к числу пятьдесят. Итак, после того как Господь по Своем воскресении провел сорок дней с учениками Своими, передавая им, что было совершено во времени ради нас, Он вознесся на небо и по прошествии других десяти дней послал Святого Духа (Ср. Деян.1:3-9; 2:1-4). Этим Духом были духовно усовершенствованы для приятия невидимого те, кто уверовали во временное и видимое. Самими этими десятью днями, после которых послал Он Святого Духа, Он обозначил числом десять то самое совершенствование, которое предоставляется Духом Святым. Число сорок, когда его равные части сложены вместе, как раз и производит это самое число десять, и делается пятьюдесятью, подобно тому как временное домостроительство, осуществляемое со справедливостью, простирается к совершенствованию, обозначаемому числом десять, и это десять вместе с числом сорок дает пятьдесят. Итак, поскольку до тех пор, пока мы пребываем во плоти, хотя и не по плоти живем, совершенствование, осуществляемое посредством Святого Духа, соединяется с временным домостроительством, то кажется верным, что число пятьдесят относится к Церкви, но уже очищенной и совершенной, которая объемлет любовью и веру во временное домостроительство, и надежду на будущую вечность, то есть как бы присоединяет к сорока десять. И если число, обозначающее [Церковь], взять трижды, — или поскольку составляется она из трех родов людей: иудеев, язычников и плотских христиан, или поскольку наполнена таинством Троицы, — то эта самая Церковь, к которой относится число пятьдесят, достигнет [числа] сто пятьдесят; ведь число пятьдесят, взятое трижды, дает сто пятьдесят. И если ты прибавишь к этому и само число три, поскольку должен быть отчетливый знак, что во имя Отца и Сына и Святого Духа омываются в купели возрождения (Ср. Мф.28:19; Тит.3:5), то будет сто пятьдесят три. И таковым оказывается число рыб, поскольку сеть была закинута по правую сторону и потому поймала великих (Ср. Ин.21:6-11), то есть [людей] совершенных и годных для Царства Небесного. Ведь в другом подобии сеть, заброшенная не справа, поймала вместе добрых и злых, и разделены были они на берегу (Мф.13:48). Ибо ныне, в пребывающей теперь Церкви, добрые и злые находятся вместе внутри сетей заповедей и таинств Божиих. Разделение же совершится в конце века, как бы в конце моря, то есть на берегу, когда праведные воцарятся сперва временно, как написано в Откровении, а затем и вовеки в городе, описанном там (Ср. Откр.21:1-27). И тогда, с прекращением временного домостроительства, обозначаемого числом сорок, останется число десять; и именно эту награду предстоит приобрести святым, трудящимся в винограднике. 3. Так же может оказаться, если рассматривать это число, что оно приложимо к святости Церкви, созданной Господом Нашим Иисусом Христом. Ибо творение, если разделить его на тройное число души и четверичное число тела, заключено в числе семь, и потому о самом восприятии [Господом] человека говорится как о трех, взятых семь раз, поскольку Отец послал Сына, Отец пребывает в Сыне, и по дару Святого Духа Сын был рожден от Девы. И три означает: Отец и Сын и Святой Дух, а семь раз взятое — [обозначает] самого человека, воспринятого при временном домостроительстве, чтобы стал он вечным. Итак, их произведение будет двадцать один, то есть семь раз по три. А это восприятие человека способствует избавлению Церкви, Главой которой Он является (Ср. Еф.5:21-23). И сама Церковь вследствие души и тела заключена в том же числе семь. Итак, двадцать один также берется семь раз ради тех, кто освобождается благодаря Господню Человеку, и дает сто сорок семь. К этому [числу] прибавляют число шесть, в качестве знака совершенства, поскольку состоит оно из своих частей, на которые делится без остатка, так что не получается ни большего, ни меньшего [числа]. Единица содержится в нем шесть раз, двойка — трижды, тройка — дважды. И эти числа исчисляют его, так что все они, вместе взятые, один, два и три, дают шесть. Это, возможно, относится также и к тому таинству, что Бог за шесть дней совершил все дела свои (Ср. Быт.2:2). И если к ста сорока семи ты прибавишь шесть, то есть знак совершенства, получится сто пятьдесят три. А таковым оказывается число [пойманных] рыб, когда по приказу Господа сети были закинуты по правую сторону, где грешники, относящиеся к левой стороне, не обретаются. Оглавление Вопрос 58. Об Иоанне Крестителе 1. Если рассмотреть то, что можно прочитать об Иоанне Крестителе в Евангелии, то в силу многих достойных свидетельств вполне разумно признать его образом пророческого служения, и прежде всего из-за сказанного о нем Господом: «Больше чем пророк» (Мф.11:9). Ибо он действительно обозначает все пророческое служение, которое совершалось о Господе от начала человеческого рода вплоть до пришествия Господня. Ведь образ Евангелия в самом Господе, а оно предвозвещалось через пророчество, и проповедь его увеличивается по всей вселенной от самого пришествия Господа, пророчество же уменьшается после наступления того, что оно предвозвещало. Итак, Господь говорит: «Закон и пророки до Иоанна» Крестителя; «с сего времени Царствие Божие благовествуется» (Лк.16:16); и сам Иоанн говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:30). Что символизируется и днем, когда каждый из них был рожден, и смертью, которой они пострадали. Ибо Иоанн родился тогда, когда дни начинают уменьшаться, а Господь родился, когда дни начинают расти. Один был уменьшен на голову, когда был убит; второй же вознесен крестом. Итак, после того, как само пророчество, заключав-шееся в Иоанне, перстом указало на присутствие Того, Чье пришествие возвещало оно от начала человеческого рода, оно начало умаляться, и с тех пор [начала] возрастать проповедь Царствия Божия. И поэтому Иоанн крестил в покаяние (Ср. Мф.3:11), ибо ветхая жизнь простирается вплоть до покаяния, и отсюда начинается жизнь новая. 2. Однако не только у тех, кто именуется пророками в собственном смысле, но и в самой истории Ветхого Завета те, кто с благочестием ищет и кому в подобных изысканиях способствует Божественная помощь, могут обрести пророчества, которые не безмолвствуют. И особенно очевидно это из следующих, наиболее ясных, образов вещей: что Авель праведный был убит братом (Ср. Быт 4:8), а Господь — иудеями; что Ноев ковчег во всемирном потопе (Ср. Быт 7:1) был управляем так же, как и Церковь, что Исаак был ведом, чтобы быть принесенным в жертву, и вместо него допускается овен, как бы распятый в терновнике (Ср. Быт 22:3-13); что в двух сыновьях Авраама, одном от рабыни и другом от свободной, познаются два Завета (Ср. Гал. 4:22-24); что два народа предызображаются в близнецах Исаве и Иакове (Ср. Быт 25:22); что Иосиф, претерпев гонение от братьев, был почтен чужими (Ср. Быт 37-41), как Господь, убитый гонителями Его иудеями, был прославлен у язычников. Долго было бы упоминать каждое [событие], да и апостол заканчивает так, говоря: «Все это происходило с ними, как образы; а написано ради нас, до которых достиг конец веков» (1Кор.10:11). И если весь род человеческий ты примешь за одного человека, то конец веков, подобно старости ветхого человека, обозначается шестым возрастом, когда и пришел Господь. Ведь в одном человеке также существует шесть возрастов: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Итак, первый возраст человеческого рода — от Адама до Ноя, второй — от Ноя до Авраама, и эти подразделения наиболее очевидны и известны; третий — от Авраама до Давида, ибо так разделяет евангелист Матфей (Ср. Мф.1:17), четвертый — от Давида до переселения в Вавилон, пятый — от переселения в Вавилон до пришествия Господа. Шестой, надо полагать, от пришествия Господа до конца века; и в это время внешний человек, именуемый ветхим, как бы от старости тлеет, а внутренний со дня на день обновляется (Ср. 2Кор.4:16). А далее — вечный покой, обозначаемый субботой. С этим согласно и то, что человек был сотворен по образу и подобию Божию в шестой день (Ср. Быт.1:27). Причем всякий знает, что жизнь человека уже чем-либо занимающегося поддерживается деятельностью и познанием. Ибо и деятельность безрассудна без познания, и познание бесплодно без деятельности. Но первоначальная жизнь человека, относительно которой верно полагают, что у нее нет управления, подчинена пяти телесным чувствам; и эти [чувства] — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И потому первые два возраста человеческого рода — младенчество и детство — ограничены десятью поколениями, то есть удвоенными пятью, поскольку род продолжается обоими полами. Итак, десять поколений от Адама до Ноя, и другие десять — от Ноя до Авраама, и эти два возраста, как мы сказали — младенчество и детство человеческого рода. А отрочество, юность и зрелость, то есть от Авраама до Давида, от Давида до переселения в Вавилон и с этого времени до пришествия Господа, обозначаются четырнадцатью поколениями, по семь поколений в соответствии с таким же подсчетом каждого пола; при том, что к пяти, относящимся к чувствам тела, прибавлены деятельность и познание. Старость же обыкновенно длится столько времени, сколько все остальные возрасты. Ибо поскольку говорят, что старость начинается с шестидесятого года, и человеческая жизнь может простираться вплоть до ста двадцати лет, то ясно, что сама по себе старость может быть столь же долгой, как все предшествующие возрасты. А сколькими поколениями исчисляется последний возраст человеческого рода, берущий начало со времени пришествия Господня и [длящийся] до скончания века, — это не известно. И с пользою пожелал Бог скрыть это, как и в Евангелии написано (Ср. Мф.24:36), и апостол подтверждает, говоря, что «день Господень придет, как вор ночью» (Ср. 1Фес.5:2). 3. Однако при помощи вышеуказанного различения поколений мы научаемся, что в шестом возрасте род человеческий был посещен смиренным пришествием Господа. И вследствие этого посещения начинает становиться явным пророчество, сокрытое на протяжении предыдущих пяти возрастов. А поскольку образом этого пророчества являлся Иоанн, как было сказано выше, то он был рожден престарелыми родителями, ибо вследствие старости века это пророчество начинает проявляться; и пять месяцев таилась мать его, как написано: «Таилась Елизавета пять месяцев» (Ср. Лк.1:24). На шестом же месяце навещает ее Мария, Матерь Господня, и взыграл младенец в утробе, ибо в первое пришествие Господа, когда счел Он подобающим явиться в смирении, пророчество начинает обнаруживаться, но как бы в утробе, то есть еще не так явственно, чтобы все обнаружилось, как явленное в свете; ибо это, как мы верим, [совершится] в будущем, во второе пришествие Господне, когда Он придет во славе. И предтечей того пришествия ожидают Илию, как [предтечей] этого был Иоанн. Потому Господь и говорит: «Илия уже пришел, и многое сделали ему люди; и, если желаете знать, он есть Иоанн Креститель, которому предстоит прийти» (Ср. Мф.11:14; 17:12). [Сказано так], поскольку один уже пришел, а другой должен прийти в том же духе и в той же силе, а именно в должности провозвестника. Из-за этого и называет Иоанна Дух, Которым исполнился его отец-провидец, гря-дущим предтечей Господа «в духе и силе Илии» (Ср. Лк.1:17, 76). И проведя с Елизаветой три месяца, Мария ушла (Ср. Лк 1:56). Этим числом, как мне кажется, обозначается вера в Троицу и крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; и тем самым благодаря смиренному пришествию Господа род человеческий насыщается и приуготовляется к грядущему пришествию Его славы.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar