Меню
Назад » »

Блаженный Августин / Молитвы и молитвенные духовные рассуждения (7)

12. О радости Божественной О, сладость возлюбленная и любовь сладостная, да наполнится Тобою внутренность моя и да выразит мысль моя слово благо. Ты, Боже мой, Любовь моя, сделай, чтобы я вкушал Тебя. Ты — Жизнь моя, которою я живу; Надежда, к которой я прилепляюсь; Слава, получить которую желаю. Обладай моим сердцем, управляй моей мыслью, просвети мой разум, возвысь любовь, привлеки душу и воскрыли дух мой, жаждущий Тебя, к небесным источникам. Молю, да утихнет волнение плоти; да исчезнут представления о земле и воде, о воздухе и небе; да умолкнут сновидения и явления, происходящие от воображения. Да молчит и самая душа; пусть она помышляет не о себе, а о Тебе, Боже мой, так как Ты, Боже, — один, вся надежда, все упование мое: ибо в Тебе, Боге и Господе нашем Иисусе Христе, сладчайшем, человеколюбивейшем и милостивейшем, находится часть плоти и крови каждого из нас. Поэтому, где царствует моя часть, там, верю, царствую и я; где плоть моя прославляется, там я и себя нахожу прославляемым. Хотя я и грешен, но уповаю на это благодатное единение. Оглавление 13. Упование наше — воплощенное Слово Я мог бы отчаяться по причине бесчисленных моих грехов, пороков и преступлений, которые я совершил и ежедневно не перестаю совершать сердцем, устами, делом, всеми способами, которыми может грешить человеческая не-мощь, — если бы Слово Твое, Боже мой, не стало плотию и в нас не обитало. Но я не осмеливаюсь уже отчаиваться, так как Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8), понес на Себе рукописание грехов наших и, пригвоздив его ко кресту, распял грех и смерть. И я обрел безопасность в Нем, сидящем одесную Тебя и ходатайствующем о нас. Уповая на Него, я желаю прийти к Тебе, Которым мы уже воскресли, и ожили, и взошли на небо. Тебе хвала, Тебе слава, Тебе честь, Тебе благодарение. Оглавление 14. Сладостно размышление о Боге О, Всеблагой Господи, так возлюбивший и спасший нас, оживотворивший и возвысивший! Милосердный Господи, как сладостно воспоминание о Тебе! Чем более я о Тебе размышляю, тем более я люблю Тебя. Услаждают меня блага Твои в земном странствовании моем, — и, пока я нахо-жусь в этом немощном и тленном теле, я стремлюсь постоянно к Твоей чудной красоте и хочу о ней размышлять, потому что я уязвлен стрелою любви к Тебе, горю желанием Тебя, стремлюсь прийти к Тебе и желаю видеть Тебя. Поэтому я стану на страже и, бодрствуя, воспою духом, мыслью и всеми силами Тебя, Создателя и Обновителя моего. Мыслью взойду я на небо и желанием буду с Тобою, — так что, хотя телом буду пребывать в настоящем бедственном положении, с Тобою буду всегда помышлением, наклонностью и желанием, — и сердце мое будет там, где Ты, мое сокровище вожделенное и несравненное. Но вот, Боже мой Преблагой и Премилосердный, когда я хочу рассуждать о славе Твоей неиз-меримой благости, ум мой для этого недостаточен; ибо превосходит всякое понятие человеческого разума Твоя сила, Твоя слава, Твое великолепие, Твое величие и любовь Твоя. Как непостижим свет Твоей славы, так неизреченно человеколюбие Твоей вечной любви, которым Ты созданных Тобою из ничего делаешь сынам и соединяешь с Собою. Оглавление 15. Бедствий в земной жизни надо даже желать ради будущего блаженства со Христом О, душа моя! Если бы ежедневно надлежало сносить мучения и даже самую муку гееннскую долгое время претерпеть для того, чтоб увидеть Христа во славе Его и соединиться со святыми Его, то не должно ли было бы снести всякую скорбь, чтобы такого благополучия и такой славы нам быть участниками? Поэтому пусть демоны строят свои козни, пусть посты удручают тело, одежда отягчает плоть, труды отягощают, бодрствования иссушают, пусть поносит меня этот, беспокоит тот и тот, пусть стужа холодит, пусть рассудок упрекает, жар сожигает, пусть голова расседается, пусть грудь пламенеет, пусть немощен буду весь, пусть побледнеет лицо, пусть придет в изнеможение моя жизнь и изнемогут лета мои в воздыханиях, пусть войдет гнилость в кости мои, — только бы опочил я в день печали и вошел в лик торжествующих! Ибо какова будет слава праведных! Сколь велика радость святых, когда каждое лицо воссияет, как солнце; когда, разделивши лики, Господь в царствии Отца Своего начнет призывать людей Своих и по делам и заслугам каждому, как Он обещал, воздаст за земное небесным, за временное вечным, за малое великим! Поистине будет стечение благополучия, когда Господь приведет святых Своих в видение славы отеческой и посадит в небесных обителях, и Он будет всем во всех. Оглавление 16. Каким образом можно получить царство небесное? О, блаженная сладость и сладкое блаженство видеть святых, быть со святыми и быть святым, видеть Бога, иметь Бога вовеки! Об этом-то мы тщательно и непрестанно помышлять должны, этого-то всем вожделением желать, чтобы нам этого достигнуть. Если спросишь, каким образом это может быть или какими заслугами и каким способом, услышь: это находится в воле делателя; ибо царство небесное достигается с усилием. Царство небесное, о, человек! не требует иной цены, как только тебя; оно столько стоит, сколько ты. Отдай себя, и получишь его. Что беспокоишься о цене? Христос Себя предал, чтобы тебя приобрести в царство Богу и Отцу: так и ты себя отдай, да будешь Его царством, и да не царствует грех в твоем мертвенном теле, но дух в приобретение жизни. Оглавление 17. Что такое рай? О, душа моя! Возвратимся в град небесный, в котором мы написаны и определены жителями. Как сожители святых и присные Богу и как наследники Божий, а сонаследники Христовы, помыслим о славном блаженстве нашего града, сколько о нем помыслить можем. Поэтому, скажем с проро-ком, «славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс.86:3): поющих и играющих — «все источники в тебе» (Пс.86:7). Нет в тебе ни старости, ни дряхлости; нет ни безрукого, ни хромого, ни горбатого, ни безобразного; так как все приходят «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). Что блаженнее этой жизни, где нет ни страха от нищеты, ни болезненной слабости? Никто не оскорбляется, никто не гневается, никто не завидует, никакой не восстает похоти, никакой пищи не появляется желание, никакой чести или власти не трогает кичливость, никакого нет там от диавола ужаса, никаких нападок и козней демонских. Боязнь геенны удалена; нет смерти ни телесной, ни душевной, но бессмертие, но жизнь; никаких не будет несчастий, нигде не будет раздора, но всякое спокойствие; так как между всеми святыми будет согласие; повсюду мир и радость владычествует, все спокойно и тихо. Всегдашнее сияние — не такое, какое ныне видим, но настолько светлее, насколько блаженнее; ибо град тот не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, но Господь Вседержитель будет освещать его и светильник его Агнец; там святые воссияют, как звезды в бесконечной вечности и как радуга на небе. Поэтому там не будет никакой ночи, никакой темноты, никакого стечения облаков, никакой стужи, ни жара, но такой благорастворенный воздух, какого ничье око не видало, ничье ухо не слыхало и на сердце никакому человеку не входило, кроме тех, которые им наслаждаться удостаиваются, которых имена написаны в книге жизни. Но важнее этого соединиться с хорами ангелов и архангелов и всех небесных сил, зреть патриархов, видеть апостолов и всех святых, видеть и родителей наших. Преславно это, но преславнее всего зреть присутствующее лицо Божие и видеть неописанный свет. Оглавление 18. Человек ничем, кроме любви, не может воздать Богу за благодеяния Его Душа, почтенная Божиим образом, украшенная Божиим подобием, имеет в себе самой от Бога то, чем бывает убеждаема всегда или присутствовать с Ним, или к Нему возвращаться, если, будучи отвлечена страстями, удалится от Него. И не только она имеет то, что делает ее благонадежною в получении прощения и милосердия, но и то, что производит в ней дерзновение войти с Богом в дружественный союз, с Царем ангелов соединиться сладкою любовью. Все это делает любовь, если будет подобна Богу, Которому подобна по существу своею волею, любит так, как и сама любима; ибо одна только любовь из всех душевных свойств, чувствований и наклонностей есть то, чем может тварь, хотя и не соразмерно, соответствовать своему Создателю. Где вселяется любовь, там она привлекает к себе и пленяет все прочие наклонности. Любовь сама по себе достаточна, сама собою мила и ради себя, сама заслуга, сама награда, сама причина, сама плод и уп-ражнение; так как мы любовью соединяемся с Богом. Любовь делает в двух один дух. Любовь сперва исправляет склонности, потом помышляет о всем, что ни имеет, так, как бы того вовсе не было; в-третьих, взирает чистым зрением сердца на превыспреннее и внутреннее. Любовью сперва в свете все честное совершается, потом все блага века этого презираются и, наконец, самое существо Божие созерцается. Оглавление 19. О подражании Богу Бог Отец — любовь, Бог Сын — любовь, Дух Святой — Отца и Сына любовь. Эта любовь требует от нас нечто подобное, то есть любовь, которою, как некоторым кровным сродством, мы соединяемся с Богом. Любовь не имеет боязни. Любящий с дерзновением приступает к Богу и дружески с Ним беседует, ничего не страшась, нимало не сомневаясь. Теряет, что имеет, кто не любит; а любящий всегда устремляет очи свои к Богу, Которого любит, Которого желает, о Котором размышляет, в Котором наслаждается, Которым насыщается. Этот человек боголюбивый, поет ли, читает ли, во всех делах своих так прозорлив и осторожен, как бы Бог всегда пред глазами его присутствовал, как и есть на самом деле. Молится ли, как будто вознесен и представлен пред лицо величия Бога, сидящего на превознесенном престоле, где тысячи тысяч служат Ему и тьмы тем предстоят Ему. Душу, которую посещает Бог любовью, возбуждает спящую; наставляет и умягчает ее, уязвляет сердце ее; мрачное просвещает, заключенное отверзает, холодное разгорячает, мысль жестокую, склонную к гневу и нетерпеливую смиряет, пороки удаляет, плотские страсти укрощает, обычаи исправляет, преобразует и обновляет душу, непостоянного возраста движения и деяния сокращает. Это все делает любовь, а когда она уходит, душа так начинает остывать, как кипящий котел, когда из-под него отнимется огонь. Оглавление 20. О надежде боголюбивой души Великое дело — любовь, по которой душа сама собою дерзновенно приступает к Богу, твердо прилепляется к Нему, дружески вопрошает и советуется во всяком деле с Богом. Душа, любящая Бога, ни о чем, кроме Него, не мыслит, ни о чем, кроме Него, не говорит, все прочее презирает, всем гнушается. О чем ни размышляет, что ни говорит, все любовью растворено, все обнаруживает любовь; так любовь Божия ею овладела! Кто хочет познать Бога, тот пусть любит. Понапрасну тот принимается за чтение, за размышление, за проповедь, за молитву, который не любит. Любовь Божия рождает любовь души и заставляет ее вникать в себя. Любит Бог, да будет любим Сам. Когда любит, ничего иного не желает, как только быть любимым, зная, что любящие Его любовью бывают блаженны. Душа любящая отрекается от житейских пристрастий и вся отдается одной любви, чтобы могла взаимно соответствовать любви. И хотя вся она в любовь превратится, но что она в сравнении с вечным источником любви? Далеко разнствуют любовь и любящий, душа и Бог, Творец и тварь. Да не боится душа, которая любит, да страшится, которая не любит. Душа любящая стремится усердием, возносится желаниями, скрывает заслуги, не смотрит на свое достоинство, взирает на увеселение небесное, уповая на спасение. Любовью душа отвлекается от себя самой и разлучается с телесными чувствами, чтобы ей, ощущая Бога, себя не чувствовать. Это бывает тогда, когда мысль, упоенная неизреченною божественною сладостью, некоторым образом себя у самой себя похищает и из себя самой выходит, чтоб наслаждаться Богом. Любовь приобретает у Бога дружбу, дружба — дерзновение. Душа, которую трогает любовь Божия, ни о чем ином не может мыслить, ничего иного желать и часто воздыхает, говоря: как олень стремится на источники водные, так я стремлюсь к Тебе, Боже мой! Оглавление 21. Что сделал Бог для человека? Бог по любви пришел к людям, стал Сам человеком. Любовью Бог невидимый сделался рабам Своим подобен, по любви уязвлен за беззакония наши. Безопасное и твердое упокоение немощным и грешникам в язвах Спасителя. В них я спокойно обитаю, сквозь язвы вижу я бездну щедрот. Все то, чего я от себя для меня не имею, заимствую от язв Господа моего; так как щедроты изобильно текут и имеются язвы, чрез которые бы им проистекать: чрез язвы телесные открыты мне тайны сердечные, отверсто великое таинство любви, отворена бездна щедрот, в которых посетил нас Восток с высоты. Язвы Иисуса Христа наполнены милосердием, наполнены благоутробием, наполнены сладостью и любовью. «Пронзили руки» Его «и ноги» (Пс.21:17), «копьем» про-нзили «Ему ребра» (Ин. 19:34). Чрез эти язвы могу я вкусить, сколь сладостен Господь Бог мой, как благ, долготерпелив и многомилостив ко всем призывающим Его. Достаточное искупление дано нам в язвах Иисуса Христа, Спасителя нашего, великое мно-жество сладости, исполнение благодати и совершенство добродетелей. Оглавление 22. Воспоминание язв Господа нашего Иисуса Христа Когда меня смущает какое-либо непристойное помышление, я обращаюсь к язвам Христовым; когда меня подавляет моя плоть, воспоминанием язв Господа моего восстаю; когда диавол мне готовит сети, прибегаю к бездне щедрот Господа моего, и — отходит от меня; если жар похоти движет члены мои, воспоминанием язв Господа нашего, Сына Божия, погашается. Во всех невзгодах я не нашел столь действительного врачевания, как язвы Христовы; чрез них я сплю без опасения и почиваю без боязни. Христос умер плотию за нас. Ничего нет столь горестного даже до смерти, что бы смертью Христовою не истреблялось. Вся надежда моя на смерть Господа моего. Смерть Его — моя заслуга и прибежище мое, спасение, жизнь и воскресение мое: заслуга моя — щедрота Господня. Я участник заслуги, пока Он Господом щедрот будет; и ежели щедроты Господни многи, то и я мног в заслугах. Насколько Он силен в спасении моем, настолько я безопасен. Оглавление 23. Воспоминание язв Христовых есть действительное врачевство против всех бедствий Согрешил я тяжко и многие знаю за собою грехи, но не отчаиваюсь; так как, где умножились согрешения, там преизбыточествует и благодать; кто отчаивается в отношении прощения своих грехов, тот не признает Бога милосердным. Великую обиду делает Богу, кто на Его милосердие не надеется, как-то: он не признает в Боге любви, истины и силы, в которых все упование мое состоит, то есть в любви усыновления, в истине обещания и в силе искупления. Пусть говорит, сколько хочет, помысл мой: кто ты такой? какая та слава? и по каким заслугам ее получить надеешься? Я с дерзновением отвечать буду: знаю, Кому поверил, с какой любовью Он принял меня в сына; ибо Он праведен в обещании, силен в исполнении, может Он сделать все, что хочет. Не могу я ужасаться множества грехов моих, если смерть Господня на ум мой приходит; так как согрешения мои победить Его не могут. Гвозди и копие вопиют мне, что я истинно примирился со Христом, если любить Его буду. Лонгин отворил мне ребро Христово копьем, и я в него вошел и там покоюсь безопасно. Кто боится, тот не любит; так как любовь вон «изгоняет страх» (1Ин. 4:18). Нет никакого столь сильного и столь действительного против воспаления похоти врачевания, как смерть Искупителя моего. Он распростер мышцы и руки Свои на кресте, будучи готов к объятию грешников. В мышцах Спасителя моего и жить хочу, и умереть желаю. Там с веселием воспою: «превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною» (Пс.29:2). Спаситель наш главу преклонил в смерти, чтобы подать лобзание Своим возлюбленным. Мы столько раз Бога лобызаем, сколько раз в любви Его сокрушаемся. Оглавление 24. Беседа со своею душою о любви ко Христу О, душа моя, почтенная Божиим образом, искупленная Христовою кровью, обрученная верою, одаренная Духом, украшенная дарованиями, сопричтенная ангелам! Возлюби Того, Которым ты столько возлюблена; внимай Тому, Который внемлет тебе; ищи Ищущего тебя; люби Любящего тебя, Которым ты любима, Которого любовью предварена, Который причина твоей любви. Он Сам заслуга, Сам награда, Сам плод, Сам наслаждение. Будь ты со старающимся старательна, с пекущимся попечительна, с чистым чиста, с святым праведна. Какою ты покажешься Богу, таким покажется тебе Бог: благой, кроткий и многомилостивый, Он требует благих, кротких, богоприятных, смиренных. Люби Того, Который извел тебя из болота нищеты и из нечистоты беззаконий. Избери Другом, больше всех друзей твоих, Того, Кто в то время, когда ты всего лишишься, один вер-ность Свою к тебе сохранит. В день погребения твоего, когда все приятели и друзья твои от тебя отступят, Он один тебя не покинет, но защитит от демонов рыкающих и готовых поглотить тебя, и по-ведет тебя по незнакомой стране, и введет в селения горнего Сиона, и там посадит тебя с ангелами пред лицом величия Своего, где услышишь ангельскую песнь: свят, свят, свят! Там песни радости, «глас радости и спасения» (Пс.117:15), и благодарения, и глас хвалы и аллилуйя вовеки. Там собрание благополучия, превосходная слава, изобильная радость и все блага. О, душа моя! Воздыхай с жаром, желай со всей возможностью, чтоб ты могла войти в этот небесный город, о котором «славное возвещается» (Пс.86:3) и в котором «все источники мои» (Пс.86:7). Любовью ты можешь войти. Любящему ничего нет трудного, ничего невозможного. Любящая душа восходит и летит по селениям небесного Иерусалима, посещая пат-риархов и пророков, приветствуя апостолов, удивляясь воинству мучеников и исповедников и хоры дев созерцая. Небо и земля и все, что на них ни находится, не перестают мне говорить, чтобы я любил Господа Бога моего. Оглавление 25. Ничто не может удовлетворить душу, кроме Высочайшего Блага Человеческое сердце, нетвердое в желании вечности, никогда не может быть постоянным, но скоротечнее всего скоротечного, от одного переходит к другому, ища себе там покоя, где его нет. А в этих увядающих и преходящих вещах, в которых его страсти бывают пленными, не может найти истинного покоя; так как оно такого достоинства, что его не может удовлетворить никакое добро, кроме высочайшего. Оно настолько свободно, что ни к какому пороку не может быть принуждено. Поэтому для всякого собственная воля бывает причиной своего осуждения или спасения; и поэтому ничего дороже доброй воли Богу не приносится. Благая воля Бога к нам сходит и нас к Нему направляет; благою волею Бога любим, Бога предпочитаем, к Богу стремимся, к Богу приходим и Им обладаем. О, благая воля, по которой мы преобразуемся в подобие Божие и делаемся подобными Ему! Так приятна Богу благая воля, что Он не благоволит обитать в том сердце, в котором ее нет. Благая воля приклоняет к себе Троицу этого высочайшего величия; ибо премудрость просвещает ее к познанию истины и любовь воспламеняет к желанию благости. Оглавление 26. В чем состоит познание истины? Что есть познание истины? Во-первых, познание себя самого; и чем ты быть должен, тем быть старайся; а что требует исправления, то поправь. Потом надлежит познать и любить Создателя твоего; ибо в Нем состоит все благополучие че-ловеческое. И так смотри, сколь неизреченна любовь Божия к нам: из ничего нас сотворил и все, что ни имеем, нам даровал. Но так как мы более полюбили данное, нежели Подателя, — тварь, нежели Творца, то впали в сеть диавола и сделались его рабами. Бог, побужденный милосердием, послал Сына Своего для искупления Им Своих рабов: послал Духа Святого, Которым бы рабов сделать Себе сынами. Сына дал в цену искупления, Духа Святого для торжества любви, Себя, наконец, всего блюдет в наследие усыновления. Так Бог, как Преблагой и Премилосердный, от горячей любви к человеку не только Свои блага, но и Себя Самого истощает, чтобы возвратить человека не столько для Себя, сколько для самого человека. Чтобы человек родился от Бога, сперва от него родился Бог. Кто так ожесточен, кого не умягчила бы любовь Божия, предупреждающая человека, — столь, говорю, сильная любовь, что Он человеком для человека благоволил быть? Кто может ненавидеть человека, которого естество и подобие видит в человечестве Богочеловека? Подлинно, ненавидящий его ненавидит Бога; и таким образом губит все, что ни делает; ибо Бог ради человека сделался человеком, чтоб быть Искупителем. Бог, чтобы более любим был человеком, в подобии человеческом явился, — и чтобы оба чувства человеческие в Нем совершились: и обновилось бы око сердечное в Его Божестве и око телесное в Его человечестве, чтобы и входя, и исходя в Нем Самом нашло пажить естество человеческое, сотворенное Им. Оглавление 27. О действии в нас Духа Святого Спаситель наш родился для нас, распят и умер за нас, чтобы Своею смертию разрушить нашу смерть. И, так как лоза плоти была вложена в тиски крестные и по выдавлении начало течь из нее вино Божества, то послан Дух Святой для приготовления сосудов сердечных и для помещения нового вина в новые мехи; сперва — чтобы сердца были очищены, дабы влитое не осквернилось; и потом, чтобы они были укреплены, дабы влитое вино не погибло: очищены были от беззаконной радости и укреплены против суетной радости; ибо доброе не могло бы прийти, если бы прежде не удалилось злое. Радость беззакония оскверняет и веселие суетное выливает; радость беззакония делает сосуд нечистым, а суетное веселие — дырявым. Радость беззакония бывает, когда мы любим грех; а суетное веселие, когда любим преходящие вещи. Извергни злое, чтобы мог принять доброе; излей горечь, чтобы мог быть наполненным сладостью. Дух Святой — радость и любовь. Изгони дух диавольский и дух мира сего, чтобы принять Духа Божия. Дух диавольский производит беззаконную радость, и дух мира — суетное веселие. Вот эти увеселения злые; так как одно — преступление, другое — случай ко греху. А Дух Божий придет, когда будут изгнаны злые духи, и войдет в дом сердечный, и сотворит радость благую, которою изгоняется любовь мира и любовь греха. Любовь мира привлекает и смущает, любовь грехов-ная оскверняет и ведет к смерти. Любовь Божия просвещает мысль, очищает совесть, наполняет душу радостью и показывает Бога.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar