Меню
Назад » »

Авва Исаия / Духовно – нравственные слова (5)

Слово 21. О ветвях зла 1. Надобно сказать о ветвях зла для того, чтобы человек познал, что значит страсть, и что отлучает его от Бога, чтобы он испрашивал помощи Божией против каждой страсти и, подкрепляемый Божественною силою, возмог победить оные и изгнать из себя. Страсти суть язвы души, отлучающие оную от Бога. Блажен тот, кто очистился от них. Таковой, как словесная овча приносится в жертву, благоприятную Богу, и услышит оный радостный глас Господа: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Матф. 25 21). Те, которые хотят исполнять плотские похотения, и не заботятся врачевать себя святым покаянием, чтобы быть чистыми и святыми, (те) окажутся в час нужды обнаженными, не имеющими ризы добродетелей, и ввергнутся во тьму кромешную, где находится диавол, облеченный в одежду страстей, каковы суть: блуд, похоть, сребролюбие, уныние, злословие, гнев, вражда, тщеславие и гордость. Сии суть ветви зла; есть и еще много подобных им, как то: невоздержание, украшение тела, рассеянность, леность, смехотворные слова, бесстыдство, роскошь, попрание совести, небрежение о суде Божием, зависть, ложь, человекоугодие, лжесвидетельство, ложное уверение в знании, дерзкое присвоение себе учительства, желание прибыли, малодушие, нетерпение, ненависть к ближнему; когда кто не укоряет самого себя, любит человеческую славу; когда изыскивает роскошные яства, когда исполняет похотения тела сердцем, подает повод к соблазну, хвалится своим разумом, спорит и препирается, когда следует собственной воле, почитает себя добрым и мудрым, когда почитает брата своего грешным или безумным и уничижает его. 2. Сии ветви зла растут и усиливаются в бедной и несчастной душе, доколе не отлучат ее от Бога. Это те тягчайшие бремена, коим Адам подклонил хребет, когда вкусил от запрещенного древа. Это те недуги, о коих сказано: «Сей грехи наша носит, и о нас болезнует» (Ис.53, 4); их то Господь наш Иисус Христос умертвил на кресте. Это мехи ветхие, в кои не вливают вина нового. Это те пелены, коими связан был Лазарь. Это те демоны, коих Христос послал в стадо свиней. Это ветхий человек, коего совлещись заповедует Апостол, когда говорит: «Плоть и кровь царствия Божия наследити не могут» (1Кор. 15, 50). И еще: «Аще бо по плоти живете, имате умрети» (Рим. 8, 13). Это суть те волчцы и терния, кои произрастила земля Адаму, когда он изгнан был из рая. Христово же «иго благо и бремя легко есть» (Матф.11, 30). Безгневие, чистота, кротость, благость, духовная радость, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непоколебимая вера, терпение скорбей, отлучение от мира, желание исшествия из тела и соединения с Господом Иисусом Христом. Вот те легкие бремена, которые Господь нам повелел носить. Это тот путь, для совершения которого святые перенесли столько трудов и скорбей. Сего никто не может достигнуть, если не совлечется ветхого человека, не освободится от страстей и не стяжет любви: ибо любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений. 3. Невозможно также, чтобы любовь (Божия) в нас обитала, доколе любим что либо мирское. «Не можете, - говорит Апостол, трапезе Господней причащатися, и трапезе бесовстей» (1Кор. 10, 21). И Исаия: «Кто возвестит вам место вечное? Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды, и руце оттрясаяй от даров; отягчаваяй уши, да не услышит суда крове; смежаяй очи, да не узрит неправды. Сей вселится в высоце пещере камене крепкаго; хлеб ему дастся и вода его верна» (Ис.33,14, 16). Видишь ли, какими почестями и наградами Господь ущедряет тех, кои в сем кратком поприще жизни подвизаются мужественно, и чрез терпение скорбей и умерщвление тела, свергают с себя бремя мира сего. Видишь ли, как Бог помогает в трудах тем, кои отсекают собственные воли и изгоняют все страсти, потому что они свою волю покорили воле Божией. Напротив те, которые следуют своим волям, хотя и начинают духом, но поелику желают исполнять свои хотения, то и не могут противостать врагам, но оканчивают (начатое) плотию, и погубляют труды свои. Посему укоряет их пророк Иеремия, говоря: «проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Видишь, каким образом Бог не оказывает помощи тем, которые хотя предали себя на служение Ему, однако работают и своим страстям; (таковых Бог) оставляет и предает их в руки врагов; и они, вместо чести, которой ищут у людей, впадают в бесчестие и поношение: ибо не противоборствовали врагам (должным образом), и чрез сие не получили помощи Божией к побеждению оных. Подлинно, как и все Писание свидетельствует, что Бог тогда только внемлет человеку, когда сей молит и просит Его, (пребывая в труде и удручении тела. Посему приступим к Его милосердию со всею ревностно, со слезами и злостраданием тела, покоряясь всем людям Господа ради, смиряясь пред братиями нашими, как мудрейшими нас, не воздавая никому злом за зло, ни о ком не помышляя с худой стороны в сердце нашем, но имея со всеми едино сердце и едину душу. 4. Что же касается до вещей, необходимых для тела, не будем употреблять сих слов: это мое. Тщательно будем хранить сердце свое и наблюдать, куда оно стремится, дабы не помышлять о чем-либо срамном и нечистом. Будем удерживать тело от насыщения, чтобы в нем не возбудились его страсти, чтобы тело покорилось душе, а душа уму; чтобы чрез сие душа могла соделаться чистою невестою, не имеющею никакого порока, и могла призывать своего жениха: «Да снидет брат мой в вертоград свой, и да, яст плод овощей своих» (Песн. Песн.5, 1). Братия! Будем прилежать со всем усердием и тщанием к тому, чтобы получить сие дерзновение, и услышать от Него сии слова: «Хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною; ибо Я возлюбил их, якоже возлюбил Мя Отец и Ты во Мне и Аз в них» (Иоан.17, 23, 24). Святая, единосущная и безначальная Троица да явит нам милосердие Свое, и да обрящем прощение и отпущение грехов со всеми святыми в день суда. Ибо Ее есть слава и власть во веки веков. Аминь. Содержание Слово 22. О покаянии 1. Авва Исаия был вопрошен: что есть покаяние, или, что значит убегать греха? Он отвечал: два пути (предлежат нам), один (путь) жизни, другой— смерти. Кто идет по одному пути, тот не пойдет по другому. Кто же идет по тому и другому пути, тот еще не решился идти одним путем, посему не принадлежит ни к царствию, ни к мучению, доколе из сей жизни не преселится. Суд принадлежит Богу, равно и милость Ему. Кто желает войти в царствие (Божие), тот совершает дела, вводящие в оное. Ибо царство Божие есть истребление всякого греха. Хотя враги насевают зло, но их семена тогда не произрастают. Если ум вкусит Божественной сладости, то никакие стрелы не могут уязвлять его. Ибо он огражден щитом добродетелей, коим защищается от смущения врагов, и прилежит собственному рассуждению, посредством коего различает пути один от другого, и одного убегает, а другой любит. Если кто познал славу Божию, тот понимает и лютость врага. Кто верует царствие Божие, тому небезызвестна геенна. Кто познал любовь (к ближнему), тот знает ненависть. Кому известна любовь к Богу, тому известна ненависть к миру. Кто познал, что есть чистота, тот гнушается нечистоты. Кому известен плод добродетелей, тому известен также плод зла. Кому Ангелы сорадуются в добрых делах, тот знает, что демоны радуются, когда совершаем их дела. Каким образом возможет кто понять, что значит сребролюбие, если не испытает крайней нищеты Бога ради? Каким образом возможет уразуметь горечь порочной ревности, если не стяжет кротости? Каким образом познает смущение, (происходящее) от гнева, если не познает опытом долготерпения во всех случаях? Как познает бесстудие гордости, если не стяжет кротости и смиренномудрия? Как уразумеет гнусность любодеяния, если не ощутит сладости непорочного целомудрия? Как постигнет низости злословия, не познав своих немощей? Как познает безобразие смеха, не пролив слез в оплакивании грехов? Как познает порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия? 2. Всех сих зол глава одна—злоба врага; источник же всех добродетелей—страх Божий. Кто имеете в себе страх Божий, тот в чистоте плодотворит добродетели, и отсекает ветви зла, которые мы выше рассматривали. Возлюбленный брат! Обеими страх Божий, и все время проведешь в спокойствии: ибо страх Божий есть корень всех добродетелей. Доколе кто не стяжет сказанного, дотоле еще не наследник царствия небесного. Итак, постепенно таковой должен пребывать в подвиге, пока не победит каждую из упомянутых страстей; а желающий узнать, проходит ли он дело духовное, или нет, сего признаком служит следующее: доколе «шуйца» совершает дела свои, дотоле еще не умер грех, ниже добродетель десницы почивает в тебе. Ибо в Писании сказано: «не весте ли, яко ему же представляете себе раби в послушание, раби есте, его же послушаете, или греха в смерть, или послушания в правду» (Рим. 6, 16). И еще: «или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим не искусни есте» (2Кор. 13, 5). И Апостол Иаков говорит: «аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстить сердце свое, сего суетна есть вера» (Иаков. 1, 26). Всему этому научает нас Дух Святый, чтобы мы удалялись от греха, и более в оный не впадали; ибо в сем состоите покаяние. Грех же не один, но многообразен: весь ветхий человек называется грехом. Посему говорит Апостол: «не весте ли, яко текущии в позорищи, еси убо текут, един же приемлет почесть» (1Кор. 9, 24). Кто же этот текущий, как не борющийся постоянно и мужественно? «Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится» (1Кор. 9, 25). Итак, возлюбленные братья! позаботимся о себе. Главнейшее попечение должно состоять в том, чтобы мы с покорностью припадали пред благостью Господа нашего Иисуса Христа, Который силен освободить нас из рук нечестивых врагов наших. 3. Когда у сего же Аввы спросили: каким образом должно безмолвствовать в келлии? отвечал: тот поистине в келлии безмолвствует, кто со смирением повергаясь пред Богом, тщательно занимается молитвою, и всеми силами отгоняет все нечистые помыслы врага. Ибо в этом состоит бегство от мира.—Когда опять его спросили: что есть мир? Он отвечал: мир есть уклонение души ко греху. Мир есть, когда мы делаем то, что противоестественно. Мир, — когда исполняем вожделения плоти. Мир (значит) то, когда помышляем, что долго еще будем пребывать в сем веке. Мир,— когда прилагаем более попечения о теле, нежели о душе. Мир,—когда величаемся тем, что тленно. Не от себя это я вымышляю, но так говорит Апостол Иоанн: «не любите мира, ни яже в мире, аще кто любить мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки» (1Иоан. 2, 15—17). «Чадца, никто же да льстит вас: творяй правду, праведник есть, творяй грех, от диавола есть: яко исперва диавол согрешает» (1Иоан. 3, 7, 8). «Любы мира сего вражда Богу есть» (Иак.4, 4). Апостол Петр, отвращая чад своих от греха, говорит: «возлюбленнии, молю яко пришельцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу» (1Петр. 2, 11). И возлюбленный Господь наш Иисус Христос, ведая, что мир приносит нам тяжесть греховную, доколе не оставим его, укрепляет учеников Своих сими словами: «грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» (Иоан. 14, 30). И еще: «мир весь во зле лежит» (1Иоан. 5, 19). И об учениках Своих говорит: что Он избрал их от мира. Каким образом избрал их от мира, как не отвлекши от всякого действия греховного? Посему каждый, желающий быть учеником Иисусовым, убегает от страстей: ибо если не отвергнет оных, не может быть жилищем Божиим, ни вкушать сладости Божественной. «Светильник телу, - сказал Господь, есть око: егда убо око твое просто будет, все тело твое светло будет: егда же лукаво будет, и тело твое темно» (Лук. 11, 34). Итак, если ум не будет чист и чужд зла, то не может видеть Божественного света. Ибо зло, подобно темной стене, затемняет ум, и соделывает душу бесплодною, как и в Евангелии написано: «никто же светильника вжег, покрывает его сосудом, или под одр подлагает: но на свещник возлагает, да входящии видят свет» (Лук. 8, 16). Под словом одр здесь разумеется неправда мира сего, коею доколе ум удерживается, дотоле в нем не может быть светильника Божественного. Когда же ум будет поставлен на возвышенном «свещнице», тогда вмещается в нем све Божественный; тогда познает он тех, кои находятся в душевном доме его, кого должно изгнать—изгоняет, и с кем иметь мир, того оставляет. Так Господь научал тех, коих ум озарен светом Божественных заповедей: «Но вам глаголю слышащим: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы, и молитеся за творящих вам обиду. Биющему тя в ланиту, подаждь и другую, и от взимающего ти ризу, и срачицу не возбрани. Всякому же, просящему у тебе, дай: и хотящаго от тебе заяти, не отврати, и от взимающаго твоя, не истязуй» (Лук. 6, 27—30. Слич. Матф.5, 42). 4. Сие сказал Господь к тем, кои, отрекшись от мира, оставили все, принадлежащее веку сему, и решились следовать за Спасителем своим. Посему, любя их совершенною любовью, Он говорил им: «восстаните, идеме отсюду» (Иоан. 14, 31). Куда же Он их ведет, когда говорит: «восстаните, идеме отсюду?» Отводит их от попечения сего века к покою царствия своего; почему говорит им: «Аз есмь лоза, вы же рожде. Будите во Мне, и Аз в вас. Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мню не пребудет» (Иоан. 15, 5, 4). Так говорил Он оставившим мир: ибо они имели Духа Святаго, Который обитал в сердцах их. «Не оставлю вас сиры: прииду к вам» (Иоан. 14, 18). Следовательно, кто любит Бога, и желает, чтобы Бог обитал в нем, и не оставил его сирым, должен стараться соблюдать все, что заповедано Иисусом, и тогда Он будет обитать в человеке. Ибо Он недалек от нас; и между Им и нами нет ничего преграждающего, кроме греха. Посему, брат, если ты говоришь о себе, что ты отрекся от мира, а уловляешься делами, принадлежащими миру; то ты невполне отрекся оного, но обольщаешь самого себя. Ибо Господь произнес следующее определение к тем, кои отреклись мира: «любяй душу свою, погубит ю: а иже погубить душу свою Мене ради, обрящетю» (Матф. 10, 39). Каким образом может кто погубить душу свою ради Господа'? (Может), когда отсечет все плотские похотения. Еще: «иже не носит креста своего, и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик» (Лук. 14, 27). О каком кресте говорит Он, чтобы мы несли его? О том, чтобы ум тщательно бодрствовал, и прилежал добродетелям.—Не сходит с креста тот, кто борется со страстями, доколе не преодолеет и победит их.— К восстающим (от греховной жизни) говорит Господь:»аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрешь, мног плод сотворит» (Иоан. 12, 24). Для утешения же умирающих по подобно зерна, Господь говорит: «аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26). Как таковые служат Иисусу? Не иначе, как ненавистью и удалением от мирских похотений, и соблюдением заповедей Божиих. Чрез это соблюдение (заповедей) приемлют они дерзновение и говорить Ему: «се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо будет» (Матф.19, 27); Он им отвечаете: «вы, шедши по Мне в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле, славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома. И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Матф. 19, 27—29). 5. Поелику возлюбленный Господь наш Иисус Христос знал, что невозможно уму человеческому взойти на крест, если не уклонится от всякого мирского попечения, то повелел оставлять все, чем ум низводится со креста. Посему Господь запретил (идти в дом) пришедшему к Нему и сказавшему: «иду по Тебе, Господи: прежде же повели ми отвещатися, иже суть в дому моем» (Лук. 9, 61). Ибо, если бы он увидел находящееся в дому своем, то сердце его опять обратилось бы к сему. Посему Господь, отсекая самый корень обращения вспять, возбранил ему идти, говоря: «никто же возложь руку свою на рало, и зря всеять, управлен есть в царствии Божии» (Лук. 9, 62). Когда отец сотворил вечерю для сына своего, и послал слуг приглашать званных; когда всякий, связанный пристрастием к любимым вещам, не хотел придти (на вечерю), Он со скорбью, сказал: «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену, и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик» (Лук. 14, 26).—Сими словами показал, что мы не можем достигнуть желаемого царствия, если прежде не решимся возненавидеть все, что привязывает сердце наше к миру. Потом, увещевая нас, чтобы мы утверждались не на одной вере без дел, говорит: «вшед царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное» (Матф. 22, 11, 13), повелел его ввергнуть во тьму кромешную. Входят—(на вечерю сию) все носящие имя христиан: извергаются же те, которые не имеют дел соответственных имени.—Апостол зная, что никто не может вместе любить Бога и мире, так писал к Тимофею, ученику своему: «никто же бо воин бывая, обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно мучен будет» (2Тимоф. 2, 4, 5). И утверждая его в том, что труды его не погибнут, говорит: «труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити» (2 Тим. 2, 6). И к Коринфянам пишет: «не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити» (1Кор. 7, 32. 33). Каждый да блюдется, чтобы не услышать оного гласа: «вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Матф.25, 30). 6. Итак, братия, приложим посильное старание, чтобы облечься в одежду добродетелей, и не быть изринутыми вне (царствия Божия). Ибо в оный день (суда) не будет у Бога никакого лицеприятия. Апостол, исчислив пороки, говорит: «яко таковая творящии царствия Божия не наследят» (Галат.5, 21). Те, которые восстали от мертвых дел, и живут по духу, для получения царствия не будут иметь препятствия. Каков же должен быть плод их духа, сие объясняется следующими словами: «плод духовный есть любы, радость, мир, допготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона» (Галат.5, 22, 23). Возлюбленный Господь наш Иисус, показывая нам, что в оный день имеют открыться самые дела каждого, каковы они есть, говорит: «мнози взыщут внити, и не возмогут. Отнележе восстанет дому владыка, и затворит двери; и отвещав речет толкущим: не вем вас» (Лук. 13, 24, 25). Неужели можем сказать, чтобы Бог кого-либо не знал? Да не будет. Почему же говорится: «не вем вас»? потому что толкущие и говорящие: Господи, Господи, отверзи нам, не уразумели добродетелей. О тех, которые имеют веру, но не имеют дел (добрых), опять говорит так: «Аз есмь лоза, вы же рождие. И иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают и сгарает» (Иоан. 15, 5, 6). Те, которые приносят благий плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода. А что Он не любит тех, которые исполняют волю плотскую, показываете это в следующих словах: «не о всем мире молю, но о тех, их же дал еси Мне, яко Твои суть. Аз их избрах от мира» (Иоан.17, 9): «мир любит свое. Отче соблюди их от неприязни: яко от мира не суть» (Иоан. 17,15, 16). Братья! испытаем самих себя; не принадлежим ли мы к миру? Если мы не от мира, то Господь сохранит нас от зла. Ибо Он так говорит: «не о сих же молю токмо, но и о верущих словесе их ради в Мя, да вси едино будут, екоже и Мы едино есмы» (Иоан. 17, 20). И еще: «идеже есмь Аз, и тии будут со Мною» (Иоан. 17, 24). Возлюбленные! Вникните, коликая любовь (Господня) объемлет нас, если подвизаемся в сем мире, и ненавидим хотения плотские: ибо мы будем царствовать с Ним в бесконечные веки. Апостол Иоанн, созерцая оную великую славу, сказал: «вемы же, яко егда явится, подобии ему будем» (1Иоан. 3, 2); если мы соблюдем заповеди Его и сотворим угодное пред очами Его. Еще: «не чудитеся, братие моя, аще ненавидит вас мир. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию» (1 Иоан. 3, 13, 14). Еще: «Всяк, не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего» (ст. 10). Еще: «Всяк творяй правду, от Бога родися. Творяй грех, от диавола есть». Еще: «Всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя его в нем пребывает: и не может согрешати, яко от Бога рожден есть» (Иоан. 2, 29, гл. 3, 8, 9). (Слич. 3, 8). Итак, братия! утверждаясь на сих свидетельствах (Св. Писания), прибегнем к благости Божией, чтобы Бог умилосердился над нами и подал силы свергнуть тяжелое иго сего мира.—Ибо и враг наш не перестает употреблять все средства для уловления и погубления душ наших; но с нами Господь наш Иисус Христос: Его слова нам служат помощью. Силою их мы сокрушим врага, если сохраним оные (слова). Иначе, кто может противостать врагу? Апостол Петр, научая, что человек не может спастись одною верою без дел, говорит: «подадите в вере, вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, в благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь. Сия бо сущая в вас и множащаяся, не праздных, ниже бесплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание. Ему же бо несть сих, слеп есть, мжай, забвение прием очищения древних своих грехов» (2 Петр. 1, 5—9), и Иоанн Креститель говорит: «сотворите плоды достойны покаяния. Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается» (Лук. 3, 8, 9). И Господь: «от плода познается древо. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы» (Матф. 7, 16). И еще: «не всяк глаголяй ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех» (стих 21). И Иаков говорит: «вера без дел мертва есть, и беси веруют и трепещут. Яко же бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20, 19, 26). Также Апостол Павел, доказывая своим чадам, что вера требует дел, строго заповедует следующее: «блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, яко же подобает святым: и сквернословие, и буесловие или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение. Сие бо да весте, яко всяк блудник или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, неимать достояния в царствии Христа и Бога» (Ефес. 5, 3—5). Утверждая сие, прибавляет: «никто же вас да льстить суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывйте убо сопричастнщы сим. Бесте иногда тма, ныне же свет о Господе; яко же чада света ходите: плод до духовный во всякой благостыни, и правде и истине: искушающе, что есть благоугодно Богови. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» (Ефес. 5, 6—11). И опять: «Всяка горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас со всякою злобою» (Ефес. 4, 31). «Подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу» (1 Кор.11, 1). «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Галат. 3, 27). 8. Братья! рассмотрим себя: действительно ли облеклись мы во Христа, или нет. Христос познается в нас чрез чистоту, ибо Он чист, и обитает в чистых. Каким же образом человек очищается? Ежели он более не делает тех поступков, в кои впадал прежде. Таково благоутробие Божие, что в какой бы час человек не обратился к Нему от грехов своих, Бог приемлет его с радостно, и предает забвению прежние его преступления, подобно описанному в Евангелии «юнейшему» сыну, который, живя блудно, расточил часть наследия своего и дошел до такого состояния, что пас свиней, и пищею их желал насытиться. Наконец, пришедши в себя, он уразумел, что невозможно в грехах найти когда либо насыщения: ибо чем более кто предается им, тем большим возжигается вожделением. Как только мысль о покаянии коснулась (сердца) его, он не отлагал до другого времени, но тотчас, отвергнув волю плоти, возвратился ко отцу своему со смирением. Ибо он был уверен в милосердии отца, и надеялся, что отец не будет истязывать его за содеянные грехи. Посему и отец немедленно повелел дать ему одежду чистоты и залог отеческой любви. Сим примером Господь наш Иисус Христос научил нас, что если желаем возвратиться к Нему, то первее должны оставить пищу свиней, и тогда Он примет нас. Сие сказал Он с тем намерением, чтобы мы не унывали духом и не сомневались в Его милосердии ибо Он Сам знает время, когда просящий достоин получить просимое, тогда услышите его скоро. Итак, от всего сердца обратимся к Нему с молитвою, чтобы не поработил нас грех, и Господь скоро услышит нас, как и Сам говорит: «просите, и дастся вам; ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам» (Матф. 7, 7). Итак, если чего-либо просим или ищем, или умоляем, то вникнем, чего нам должно просить у Него. Приходивши к другу своему в полночь, говорил: «даждь ми взаим три хлеба: понеже друг прииде с пути ко мне» (Лук. 11, 5, 6). И поелику он не преставал стучаться, то и получил просимое. 9. Братья! отринем от себя леность, будем подражать сему постоянству в прошении, и получим просимое, если увидит Господь терпение наше. Ибо Он милостив, и ничего другого не желает, как только того, чтобы грешник восстал и обратился. «Аминь глаголю вам», говорит Он, «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 7). Доколе можем прибегать к Его милосердию, и пользоваться богатством Его щедрот, раскаемся от всего сердца (во грехах своих), пока мы еще находимся в теле. Поприще жизни нашей кратковременно. Если употребим посильный подвиг, то наследуем вечную и неизглаголанную радость; если же обратимся вспять, то будем подобны тому юноше, Который вопросил Господа Иисуса, что ему делать, дабы спастись. Господь отвечал ему: «Вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим, и возми крест свой, и гряди во след Мене» (Лук. 18, 22). Сими словами научает нас, что спасение наше заключается в отсечении своей воли. «Юноша, услышав сие, прискорбен бысть, и отыде» (Лук. 18, 23). Ибо ему представилось тяжелым отдать все имущество бедным, но еще тягчайшим носить крест свой. Раздать имение нищим,—это составляет одну (частную) добродетель, хотя и она заключается также в кресте. Ношение же креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста. Впрочем Апостол, зная, что много есть мнимых добродетелей, в коих нет ни любви, ни совершенства, говорит: «Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствуете: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, ни безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор. 13. 1, 3, 4). Итак, кто желает идти путем любви, тот остается беспристрастным для всех людей, как добрых, так и злых, и желание к Богу пребывает в сердце его. Это желание рождает в нем по естеству гнев, который противостоит всему, что насевает враг. Тогда возрастаете в человеке страх Божий, и от страха Божия рождается любовь. Таковой дерзновенно говорит с Апостолом: «Аз не точию связан быти хощу, но и умрети готов есмь за имя Господа Иисуса Христа» (Деян. 21, 13). Блаженна душа, достигшая до таковой любви! (она бывает бесстрастна). 10. Братья! мы удалились от мира. Рассмотрим себя, в каком мы находимся устроении: ибо Господь Иисус милосерд, и каждому дарует успокоение по мере дел его,—за многие дела многое, за малые— соразмерно малости их. «В дому Отца Моего», говорит Он, «обители многи суть» (Иоан. 14, 2). Ибо хотя одно царство, но каждый найдет в нем свое место по мере дел своих. Братья! будем подвизаться против лености, и свергнем с себя покрывало темы, которое есть забвение, чтобы узреть свете покаяния. Будем подражать Марфе и Марии, кои плакали пред Спасителем, чтобы воскресил Он брата их Лазаря, т. е. ум, связанный многими узами греховными. Марфа означаете удручение тела, а Мария—плачь. Марфа и Мария показывали усердие свое, когда Лазарь спокойно возлежал со Иисусом. Марфа с радостью и прилежанием исполняет свое служение, а Мария, взяв алавастр мира, помазывает ноги Господни. Братья! будем подвизаться по силам нашим, и Бог, по множеству милости Своей, поможет нам. Если мы не сохранили сердец наших (чистыми) так, как отцы наши, по крайней мере постараемся сохраните тела наши от греха по силе нашей, как требует сего Бог; и будем надеяться, что во время глада, имеющего постигнуть нас, обрящем пред Ним милость, как обрели Его все святые. Хотя «ина слава солнцу, и ина—луне, и звезда от звезды разнствует во славе» (1 Кор. 15, 41), однако они находятся на одной тверди. Слава и честь за всепринадлежит Богу во веки веков. Аминь. Содержание Слово 23. О делах нового человека 1. Возлюбленные братья! Тремя вещами отличаются Евреи от других народов: обрезанием, пасхою и субботою.—Ибо так написано в книге Бытия: «Младенец осми дней обрежется вам домочадец, и купленый. Необрезаный же погубится от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17, 12, 14). Первый был обрезан Авраам. Чрез сие дан был образ древним относительно нового человека, свойства которого Господь Иисус явил в святом Своем теле.—О сем и Апостол говорил: «О немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти в обрезаны Христове: Спогребшеся Ему крещением, в Немже и совостасте верою действия Бога» (Кол. 2, 11, 12). И еще: «Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека; созданного по Богу в правде и в преподобии истины» (Ефес. 4. 22—24). И еще: «да умерши для грехов, правдою поживем» (1.Петр. 2, 24). Это говорится о обрезании (духовном), и кто сего не соблюдет, тот не обрезан, тот не истинный христианин; потому что он попрал тот завет, который Господь Иисус освятил святою Своею кровно. 2. Теперь должно сказать о святой Пасхе, о коей Бог так говорит к Моисею: «Сей закон пасхи: всяк иноплеменник да не яст от нея: и всякого раба, или купленого обрежеши его, и тогда да яст от нея. Пришлец или наемник да не яст от нея. В дому едином да снестся» (Исход. 12, 43, 44). «Чресла ваша препоясана, и сапози ваши на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших» (Исход. 12, 11). Пасха снедается не иначе, как с опресноками и горьким зельем и мясом печеным на огне. Не сказал: препояшьтесь по чреслам вашим, дабы кто не подумал, что дело идет о поясе, но «чресла ваша препоясана да будут»; чтобы мы это разумели по отношении к целомудрию и чистоте. Сапоги же означают то, чтобы мы были готовы с поспешностью избегать всего, что уязвляет и оскверняет совесть, и отвлекает ум от свойственного ему созерцания во святыне. Жезлом означается надежда и мужество стремящихся в землю обетованную. Таковы суть: соблюдающие (духовно) субботу. Кровь агнца знаменует кровь Господа нашего Иисуса Христа, Который соделавшись человеком, пришел к нам, чтобы вести сынов (духовного) Израиля в обещанное наследие неба. Входят сюда те, кои приготовили себя, как должно, и имеют знамение явственно напечатленное на душах их. Кисть иссопная означает злострадание. Ибо повелено снедать пасху се горьким зельем. Брате! тщательно рассмотри себя: обрезан ли ты, и окропил ли ты двери дома твоего кровью непорочного Агнца? Уклоняешься ли ты от всякого земного помысла? Устроил ли ты самого себя так, чтобы без страха тебе войти в землю обетованную? 3. За сим должно сказать о субботе, которая собственно относится к тем, кои удостоились истинного обрезания, вкусили святой пасхи, как мы сказан и, освободившись от Египтян, увидели всех их потонувшими в Чермном море, и успокоились от горького их рабства. «Шесть дней делай, в день же седмый, суббота, Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9, 10). «Всяк, иже сотворить в ню дело, потребится душа» (Исх. 31, 14). Господь наш Иисус Христос Сам соблюл истинную субботу, и научил своих последователей, каким образом должно соблюдать оную. В пяток Он взошел на крест и (своим примером) прежде восшествия на оный показал приготовление к нему, перенесши все бесчестия и поношения, не отмщевая за оные и ни в чем не давая себе послабления, пока в Нем было дыхание, так что когда Он сказал: «жажду», поднесли Ему губу, напоенную «оцтом»; вкусив оного, сказал: «Совершишася, и преклонь главу, предаде дух» (Иоан. 19, 30). И положили Его во гроб, как истинно соблюдающего субботу. Ибо Господь Иисус почил в седьмой день, и благословил его; потому что успокоился от всех дел Своих, коими Он упразднил немощи человеческие. «Вшедый бо в покой Его», говорит Апостол, «и той почи от дел своих, яко же от своих Бог» (Евр. 4, 10). Вот истинная суббота, которую кто не соблюдает, тот не христианин. Ибо Иеремия, оплакивая народ Израильский, говорит: «не носите бремен в день суббот, и не исходите враты Иерусалима, и не износите бремен из домов ваших в день субботний» (Иерем. 17, 21, 22). 4. Увы мне, бедному! ибо я не сохраняю сих святых заповедей, и ношу тяжкая бремена в день субботами. И если я умер со Христом, и спогребся и субботствовал, то какие это тяжкие бремена ношу? Тяжелое бремя есть гнев, ревность не по разуму, ненависть, тщеславие, зависть, укорение, злословие раздражительность, гордость, дерзость, самомнение, спорливость, самолюбие, зависть. Это душевные бремена; телесные же суть: чревоугодие, излишнее попечете о теле, наслаждение, похоть, расслабление сердца. Все сии, и прочие подобные сим страсти Господь упразднил в теле Святых, умертвив оные в святом Своем теле, как утверждает Апостол, «убив вражду крестом в себе самом» (Ефес. 2, 14, 15, 16). Итак всякий, кто несет тяжелые бремена грехов, нарушает субботу, и не есть истинный Израильтянин, но обольщает сам себя. Он носит только имя, и ничего не получит от Господа Иисуса, Коего отрицается делами, воскрешая то, что Он умертвил, и соделывая то, что Он предал погребению. Явно, что таковой не истинный иудей, но ложный, не обрезан, и не хранит субботы. И потому, когда Господь Иисус приидет в славе Своей, то введет в вечное Свое царство одних только сынов Израиля, то есть одних истинных христиан, обрезанных обрезанием нерукотворенным, но духовным, которых Он избрал из всех народов. «Ослепление бо», говорит Апостол, «от части Израилеви бысть, дондеже исполнение языков внидет» (Рим. 11, 25). И еще: «елицы правилом сим жительствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии» (Галат. 6, 16). Видишь ли, что Израильтяне Божии суть те, кои имеют обрезание сердца, и сохраняют субботу, то есть упразднили себя от греха. Тот же Апостол говорит: «не бо иже яве, иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием» (Римл. 2, 28, 29). 5. Братья! будем внимательны к самим себе. Доколе будем без пользы трудиться, погубляя труд свой нерадением? Доколе будем повиноваться врагу, который в нас живет, и увлекает нас ежедневно к порокам, отклоняя от добродетели, и не дает нам возвести очей, для созерцания света Божественного. Испытай себя бедный, ты, который крестился во Христа и в смерть Его! Помысли, какую смерть Он подъял за тебя, а ты следуешь ли стопам Его? Покажи мне свои нравы, подобны ли они тому, чей носишь образ? Он безгрешен, и во всем показал в Себе пример для подражания твоего. Он возлюбил нищету, а ты отвращаешься нищеты. Он «не имел, где главы подклонить» (Матф. 8, 20), а ты ищешь пространного и спокойного жилища. Он претерпел всякого рода поношения, а ты никакой укоризны не хочешь переносить. Он не воздавал злом за зло, ты жаждешь мщения. Он не гневался и тогда, когда страдал от других, а ты, обременяя других, гневаешься. Он посреди бесчестия нисколько не возмущался, а ты возмущаешься, не потерпев никакого бесчестия. Он благосклонно призывал к Себе грешников, а ты словами своими уязвляешь даже и друзей. Он переносил обиды благодушно, а ты раздражаешься от малого оскорбления. Он был снисходителен к грешникам, а ты возносишься даже и пред теми, кои лучше тебя. Он предал Себя Самого за оскорбивших Его, чтобы искупить их, а ты оскорбляешь даже тех, которые делали тебе добро. Размысли о том, что Он даровал тебе, и чем ты воздаешь Ему с своей стороны. Познай Его из дел Его, и себя из дел своих. Если ты умер с Ним, то кто же творит в тебе дела сии, т. е. сии грехи? 6. Возлюбленные! будем тщательно внимать святым Его заповедям, и отвергнемся собственной воли, тогда уразумеем силу оных (заповедей). Если мы любим любящих нас, то что делаем более язычников? Если мы молимся за благотворящих нам, то сие же делают и мытари. Если сорадуемся тому, кто хвалит нас, то и иудеи тоже делали. Итак, что ты делаешь большего, ты, который умер греху и живешь во Христе Иисусе? Если ты любишь только тех, которые повинуются тебе,—что делаешь большего пред грешниками? Не то же ли самое и они делают? Если ты ненавидишь тех, кои тебя не слушают и оскорбляют, то и ты подобен язычнику; напротив, тебе бы надлежало молиться за них, чтобы им даровано было прощение. Если ты огорчаешься на того, кто укорил тебя, то огорчаются сим и мытари. Ты, который крестился во имя Христа, испытай самого себя, и рассмотри, сообразны ли таковые дела имени твоему? Их ли ты принесешь с собою пред Него в день славы Его, для получения венца? Венец дается за победу над теми страстями, которые некогда победил Царь твой, предлагающий Себя Самого в пример тебе. Ибо Сам «Царь царей и Господь господей», когда в оный день даст узреть Себя всем народам в величии, принесет с Собою все знамения, то есть те язвы, которые Он претерпел за нас; ты же ничего подобного Его язвам не принесешь на теле своем. Почему Он скажет тебе: не знаю тебя. Тогда, видя всех Святых, которые охотно шли на смерть ради имени Его, и имеют эти знамения, ты со стыдом будешь стоять в их присутствии. Рассмотри жизнь всех Святых, и увидишь, что они, подвергаясь озлоблениям, сами не мстили за них; кровь всех их вопиеет: отмсти за нас всем живущим на земле. А я, любящий праздность и спокойствие, что скажу в тот день, когда увижу там Пророков, Апостолов и Мучеников и прочих Святых, которые в перенесении обид были мужественны и долготерпеливы, не показывали ни малейшего знака мстительности и гнева, зная, что это происходит не от воли человеческой, но по зависти диавола, который понуждает их делать это. Будучи убиваемы (святые), или каменьями побиваемы, или сожигаемы, или потопляемы, они не гневались на тех, которые это делали; но молились за них, чтобы прощен был им этот грех, зная, кто их понуждает это делать. Итак, испытай себя, возлюбленный, что ты делаешь, и рассмотри помышления твои, что ты имеешь пред Богом. В день оный ничто не может укрыться от Него, Когда наступить оный день, тогда не будет во власти человека, что ему отвечать, но каждый воскреснет, облеченный делами своими, как одеждою, добрые ли они, или злые. Дела будут говорить сами за человека, и укажут ему место (куда должен он идти). 7. Блажен, кто все старание прилагал к тому, чтобы совлечься дел, влекущих в геенну, и облечься в те, которые приводят в царствие небесное. Ибо, говорит Апостол, «вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небсех». (2Кор. 5, 1). Время жизни нашей мы тратим на ничтожные дела, а когда постигнет нас последний час, тогда потребуется от нас строгий отчет. Итак, да не будут души наши оставлены в беспечности и расслаблении, но потрудимся со всевозможным тщанием, прилежанием и хранением себя, и ежечасно прибегая к благости Божией с молитвою, да поможет она нам.—Не будем гневаться на братий наших, если они словом, или делом оскорбляют нас по неразумию. Впрочем, если таковые пребудут служителями и сосудами вражиими, то соделываются врагами Божиими, доколе не развеются и не убежат с поприща. Во всех делах, возлюбленные братья, заботьтесь о смирении, чтобы с терпением переносить укоризну, и постоянно понуждайте себя, чтобы отсекать собственную волю: ибо собственная воля губит все добродетели. Кто надлежащим образом и со смирением располагает и управляет своими помыслами, тот с кротостью отсекает собственную волю, удаляется всякой распри и спорливости, как змия. Ибо эта страсть ниспровергаете все здание добродетели, и наводит на душу такой мрак, что она не может видеть света честности. Итаке, удаляйся от сей пагубной страсти, которая вкрадывается (в человека под видом добра) и вплетается в добродетели, доколе не уничтожит оных. Ибо и Господь Иисус не прежде взошел на крест, как отлучив Иуду от среды учеников. И человек, если не истребит сей гнусной страсти, не может благоугождать Богу: ибо из оной (страсти) рождается всякое зло. Кто порабощен сей страсти (спорливости), тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием. Наконец все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого. 8. Кто рассматривает грехи свои, тот приближается к смирению. Смирение состоит в том, чтобы отсекать свою волю пред ближним в разуме. Чистота сердца соделывает молитвы Богу приятными. Кому ненавистны собственные страсти, тот пребывает в плаче и слезах. Любовь не судит ближнего. Долготерпение не помнит обидь. Боголюбивое сердце чуждо мщения. Кто любить молчание и безмолвие, тот не огорчается тем, что ему не оказывают повиновения. Душа, любящая нищету, бывает незлобива. Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире. Кто кроток, тот все переносит. Милосердие скоро прощает (обиды). Отсечение собственной воли рождает все это, и связывает добродетели любезным союзом мира. Из всего Писания я вижу, что Бог ничего более не требует от человека, как то, чтобы он во всем смирялся пред ближним, отсекал свою волю, и всегда испрашивал помощи Божией, чтобы она сохранила мысленные очи наши от сна забвения, и от греховного пленения; потому что естество человеческое непостоянно и наклонно ко злу.—Богу свойственно миловать нас и укреплять нашу немощь; Богу принадлежит то, что мы обращаемся к Нему; Богу свойственно даровать нам благодать, чтобы мы приносили Ему благодарение; Богу свойственно защищать нас и исхищать из рук вражеских; Богу, наконец, принадлежит честь и слава во веки веков. Аминь. Впрочем спорливость порождает следующие страсти: многословие, любопытство, человекоугодие, дерзость, двоязычие (и настойчивость) в слове. Душа того, в ком обитают эти страсти, чужда добродетелей. Если кто не будет заботиться с великим усилием о каждой добродетели, тот не возможет достигнуть покоя Сына Божия.—Итак, братья, будьте внимательны к жизни своей и да не коснит ум ваш в делах злых, дабы не потерять времени, прежде нежели вы достигнете в покой Сына Божия, который (покой) состоит в том, чтобы во всем сохранять смирение, невинность, ни на кого не враждовать и не находить утешения ни в какой вещи, ненавидимой Богом,—а иметь всегда грехи свои пред очами, и для всех дел злых быть мертвыми. Ибо таким образом «неложный Бог» (Тит. 1, 2) будет присущ нам, и Своим милосердием укрепит немощь нашу. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar