Меню
Назад » »

Авва Исаия / Духовно – нравственные слова (12)

65. Называется (страна та) Месопотамиею, потому что находится между двух рек: первой имя Тигр, а второй - Евфрат; первая течет насупротив ассириан, вторая не имеет врага (препон), но называется текущею на просторе. Тигр толкуется - рассуждение, а Евфрат - смиренномудрие. Лия берется во образ телесных трудов, а Рахиль представляет образ истинного созерцания. Сбывается же это на человеке, сущем в Месопотамии, который, с рассуждением совершая телесные труды, противостоит враждебности ассириан, а посредством смирения восходит к истинному созерцанию. Но Рахиль не рождала ему, пока Лия не породила всех чад своих и он не проработал за Рахиль других семь лет. Это вот что означает: что, если человек не совершит всего деятельного поприща, истинное созерцание не получает в нем свободы (или свободного проявления). Жены хотя обе были его, но он любил Рахиль более Лии; потому что у этой очи были болезненны. Рахиль же бе красна взором зело (Быт.29:17). Вот что означает сказанное, что первая жена болезненные имела очи, - то есть, что, пока человек пребывает в телесных (трудах), дотоле еще не видит он славы истинного созерцания; ибо враг по обычаю примешивает к делу его человекоугодие; но ему не следует внимать сему. Когда Лия перестала на время рождать, то дала мужу своему Зелфу, рабыню свою; и потом приложила еще родить и нарекла имя рожденному Ассир, что толкуется - богатство. Когда Лия перестала рождать, тогда Бог воспомянул о Рахили (Быт.30:22). Это означает, что, когда телесные труды стяжут (очистят) чувства и они освободятся от страстей, тогда истинное созерцание открывает уму свои славы (или - открывает себя уму в полной славе). Хотя сыны Лии были в помощь Иакову, но он любил Иосифа паче всех. Это означает, что хотя и телесные труды охраняют человека от врага, но с Богом сочетавает его истинное созерцание. Почему, как только увидел Иаков Иосифа, тут же восхотел возвратиться к родителям своим (Быт.30:25), так как увидел, что родился ему царь над братьями. Когда, далее, перевел Иаков все ополчение (стан, караван) свое чрез поток Иамох (по-славянски и по-русски - Иавок) и остался на другой стороне один, тогда приял радость благословения от Бога, сказавшего ему: Не прозовется ктому имя твое Иаков, но Израиль (Быт.32:28). Иаковом назван он потому, что запял врага, - (и назывался так) пока не удостоился такого благословения и не спас (от плена) чувств своих, бывших в руке врага. Когда же освободились они у него, тогда переименован он Израилем, то есть умом, зрящим Бога. Ибо, когда ум достигнет того, чтоб увидеть славу Божества, тогда боится его враждебная неприязнь. Почему хотя Исав выходит навстречу ему в горечи, но смиренномудрие Иакова погашает злобу его; и не он уже сам (Иаков) поборает его (Исава), но его повержение себя пред лицем Бога. Хотя враг будет завидовать человеку, видя великую славу, какой он достиг, но не может насиловать его, потому что Бог есть помогаяй ему, как написано: Возвратись в землю рождения твоего, и Я буду с тобою (Быт.31:3). Наконец, пришел он в Салим, и купил там поле, и устроил на нем жертвенник Господу, услышавшему его в день скорби (Быт.33:19-20). Имя Салим есть мир, то есть: когда пройдет человек брань, в которой покровительствует ему Бог, тогда достигает состояния мира. И поставил Иаков жертвенник из двенадцати камней, и принес на нем в земле обетования (жертву Богу) от трудов работы, какую совершил в Месопотамии. 66. Таков был и возлюбленный Моисей, который, когда извел народ из Египта, спас его от руки фараона, перевел его чрез Красное море и увидел смерть всех врагов его, послал Иисуса истребить Амалика, а сам пребыл стоящим на вершине горы (в молитве), и руки его были поддерживаемы Аароном и Ором, чтоб они не отступали от знамения креста. Когда потом Иисус, истребив Амалика, с радостию возвратился, тогда Моисей построил жертвенник под горою из двенадцати камней и дал месту тому имя: Господь мое прибежище (Исх.17:15), потому что с Амаликом воюет Бог невидимою рукою. Имя Амалик означает уныние. Ибо, когда начнет человек убегать от пожеланий своих и оставит грехи свои, и прибегнет к Богу, тогда уныние, первое, воюет против него, желая опять возвратить его на грехи его. Прогоняется сие уныние прилежным к Богу приседением, приседению сему благоприятствует воздержание, воздержание сохраняется телесными трудами; и чрез них-то освобождается Израиль. Тогда воздает человек благодарение Богу, говоря: немощен я; но Ты мне Помощник от рода родов. 67. Таков был и пророк великий Илия. Не мог он истребить всех скверных пророков, противопоставленных ему, прежде чем воздвиг жертвенник из двенадцати камней и наклал на него поленьев дров, и возложил на них святую жертву, и облил все водою, и Бог был для него огнем, поядающим жертвенник и что на нем. Тогда уже, в час оный воздерзновенствовал он против врагов своих (3Цар.18:40). Когда же истребил он их, так что ни одного не осталось, тогда воздал благодарение Богу, говоря: Ты - во всем сем; ибо написано, что он положил лице свое между коленами своими (3Цар.18:42). Так, если ум тщательно будет стоять над чувствами своими, то приобретает бессмертие (или присноживотную жизнь), и бессмертие (присноживотная жизнь) приводит его к словам сим, которые открывает ему Бог. Когда, потом, отрочищ Илии воззрит и не увидит ни одной из семи страстей возбуждаемою, тогда узревает облак мал, аки след ноги мужеския, возносящий воду из моря (3Цар.18:43-44): что есть упокоение Святаго Утешителя. Бессмертие вот что есть - иметь труды здравыми (целыми и сохранными), и не возвращаться на то, о прощении чего молишься. Ибо когда Бог приимет труды человека и то, что он делает целым, сохранится от вражьей силы, тогда не возмогут стоять против него враги его; когда увидят они, что нет хотения ихнего в нем, тогда сами собою исчезают, как написано: Да призовете имена богов ваших, и аз призову имя Господа Бога моего, и будет Бог, иже аще послушает огнем, той есть Бог. Призываху... и не бе гласа, ни послушания (3Цар.18:24-26). Так бывает со всем, что вражьею силою всевается в человека: в нехотящем не могут враги совершить хотения своего; они всю силу напрягают (чтоб преклонить на свою сторону), но человек Божий не слушает их, потому что не хочет того сердце его, сущее в воле Божией, - как написано: призовите имя бога вашего, и я призову имя Господа Бога моего; но как воля их не была в Нем, то Он ни в чем не услышал их. 68. Все такое бывает со всеми, последующими воле Божией и хранящими заповеди Его. Для тогдашних мужей это были прообразы, написано же в назидание нам, решившимся шествовать по стопам их, подвизавшихся стяжать бессмертие, которое сохранило их от всех стрел врага. Они привергли себя под кров Бога, молясь о помощи Его, потому что не полагались ни на какой труд свой; и покров Божий был для них градом ограждения. Они веровали, что без помощи Божией ничего не могут, и во смирении говорили с Псалмопевцем: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс.126:1). Бог же, когда видит, что ум покорился Ему всею силою и не имеет помощи в другом ком, кроме Его, исполняет его силою, говоря: Не бойся Иакове, малый Израилю (Ис.41:14); и опять: Не бойся, яко избавих тя, (и) прозвах тя именем твоим: Мой еси ты. И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасаяй тя (Ис.43:1-3). Когда ум услышит такое воодушевительное слово, то смело восстает против вражьей силы, говоря: Кто пряйся со мною?.. да приближится ко мне. Се Господь, Господь поможет ми: Кто озлобит мя? Се вси вы, яко риза обетшаете, и яко молие изъяст вы (Ис.50:8,9). Но силен Бог (сделать), чтоб и мы обрелись в числе тех, кои, имея смирение, были сохранены им, так как оно было для них шлемом и охранило их от всех стрел врага благодатию Бога, Коего сила и слава, и держава, во веки веков. Аминь. Содержание Слово пятое. О заповедях верным и о домостроительстве желающих в мире жить вместе друг с другом 1. Когда идете вместе дорогою, внимайте во всем помыслу слабейшего между вами, поимеет ли он нужду отдохнуть немного, или принять пищи несколько прежде времени. 2. Когда выйдете вместе на какое дело, каждый из вас себе да внимает, а не брату своему: ни учить его пусть не учит, ни приказывать что пусть не приказывает. 3. Когда делаете какое поделие в келлии или устрояете что - очаг, например, или другое что; делающего свое дело оставляйте делать, как он хочет. Но если он скажет: сотворите любовь, научите меня, потому что я не умею (как сделать то и то), - а между вами есть умеющий (то делать); да не слукавит он и не скажет: сам не умею - такое смирение не по Богу. 4. Если брат твой делает какое дело (не как должно) и ты видишь это, - не скажи ему: ты это испортил. Но если он скажет: сотвори любовь, научи меня, - ты же не научишь, а промолчишь; то нет в тебе любви Божией - потому что держишь (в сердце) лукавство. 5. Если брат твой сварит варево, и будет оно не так хорошо, не скажи ему: худо ты сварил; ибо в этом смерть для души твоей. Но подумай лучше, как было бы тебе прискорбно, если б пришлось самому услышать это от другого, - и успокоишься. 6. Когда поете вместе и кто-нибудь ошибается в слове, не сказывайте ему об этом и не смущайте его; если и пропустит слово, - пусть пропущено (остается). Но если он (наперед) скажет: сотворите любовь, сказывайте мне (если ошибусь или пропущу), - сказывайте ему. 7. Когда вкушаете что за трапезою, и кому-либо из вас не желательна такая пища, пусть не говорит он: этого я не могу есть; но ради Бога даже до смерти пусть понудит себя (или смолчать, или есть, как другие) - и Бог успокоит его. 8. Когда вместе делаете какое дело, и кто-нибудь из вас, по малодушию, перестанет (работать), не упрекайте его, но паче соблаговолите ему или поблажьте. 9. Когда зайдут к вам братия, отнюдь не расспрашивайте их ни о чем, что может во вред послужить вам, чтоб не осталось вам от них в келлии пленение (смущение, рана в сердце). Но если зашедший, не могши удержаться, скажет кому-либо из вас нечто такое, что, как замечено, может во вред послужить вам; то услышавший пусть никому из братии не пересказывает того, а промолчит, чтоб пленение то (как пришло, так и) прошло у него одного, и не наполнил он сердец их ядом смертоносным. 10. Когда пойдешь на сторону по какой-либо нужде, никого не спрашивай ни о чем неподобающем тебе, чтоб целым (неповрежденным) войти тебе опять в келлию свою. Если же что услышишь, не хотя; того, пришедши, не пересказывай братиям своим. 11. Когда бываете на стороне, ни в чем не позволяйте себе вольности, куда ни войдете, чтоб (видящие) благообразие (вашего поведения) пользу получили от вас; особенно (не послабляйте себе) в тайном и видимо являемом молчании: ибо все те страсти (промахи в поведении от вольности) оказываются в ином немощном (брате) по причине бездействия (или опустения) сердца его - что не видит он грехов своих. (Ведайте, что) помощь Божия, упование, тихонравие, совестность, оставление воли своей и нуждение себя во всем - имеют место в сердце смиренномудром; а высокоумие, любопрение, почитание себя знающим более брата своего, попирание совести, невнимание к тому, что брат твой скорбит на тебя, со словом: какое мне до того дело - имеют место в сердце жестоком. 12. Когда сидишь за рукоделием своим, и войдет в келлию твою брат твой, отнюдь не гадай, ты ли наработал более его или он более тебя. 13. Если работаешь с немощным, не любопрись в сердце своем, желая наделать более его. 14. Если брат твой, делая какое-либо дело, испортит его, ничего не говори ему об этом, если он сам не скажет тебе: сотвори любовь, брате, поучи меня, - и если ты, зная (как сделать), промолчишь, то в этом смерть тебе. 15. Когда творите рукоделие ваше, какое бы оно ни было, употребите усилие, не разузнавать, что ты наработал в неделю и что брат твой; ибо это знак необученности. 16. Когда пойдешь на работу с братиями своими, не желай, чтоб они узнали, что ты более наработал, чем они. Вот что требует Бог от человека: чтоб всякое дело, делаемое им, делал он втайне. 17. Если брат твой по малодушию ответит тебе словом (недовольного), потерпи его с радостию; ибо если рассмотришь (случившееся) судом Божеским (праведным, нелицеприятным), то найдешь, что ты погрешил (а не брат). 18. Если живешь с братиями, и помысл твой захочет стеснить тебя (более обыкновенного) в употреблении пищи, скажи помыслу своему: (брат) немощный, здесь живущий, есть владыка мой. Если решительно желаешь увеличить воздержание, возьми себе малую келлию особую, - а брата своего немощного не смущай. 19. Если зайдет к вам брат-странник, о котором прежде слышали вы, что он любит показность (или любит рисоваться, представлять себя многознающим, подвижником и прочее), не пытайте его об этом на словах, пока сам собою не обнаружится этот недостаток его; но (и после) поостерегитесь сделать что-либо сообразно с тем, что узнали, потому что если поймет это брат, то оскорбится. 20. Если желаешь что взять, имея в том нужду, не ропщи на брата своего (говоря в себе): почему не догадался он дать мне то сам от себя; но скажи ему дерзновенно в простоте: сотвори любовь, дай мне то-то, потому что имею в том нужду. Это и есть святая чистота (или прямота) сердечная. Если же ты не скажешь, а между тем будешь роптать и укорять (брата) в сердце своем, то ты неправ. 21. Если зайдет у вас речь о каком-либо слове Писания, знающий его и понимающий по силе своей, пусть волю свою несет (или держит) позади брата своего (уступает ему), - и упокоит брата своего в радости. Слово, которого паче всего искать должно, есть сие: смирять себя пред братом своим. 22. Кто держит во внимании страшный суд, на который имеет предстать, тот всячески усиливается достигнуть, да не заградятся уста его, не находя что сказать в оправдание, в страшный час тот. 23. Не разведывайте о делах века сего, чтоб не стать подобными тем местам, в которые всякий идет отлагать испражнения чрева своего и в которых потому большое бывает зловоние. Но будьте паче жертвенником Богу чистым, устрояя внутрь себя иерея (духовного), который всегда утром и вечером возлагал бы фимиам (на сей жертвенник). Не оставляйте никогда сего жертвенника без фимиама; но понуждайте себя непрестанно (возноситься) пред лице Господа со всяким молением, да дарует Он вам простоту и детскую невинность и возьмет от вас противное тому, именно: вселукавство, бесовскую мудрость, любопытство (блуждание всюду, чтоб то видеть, другое слышать), самолюбие и злосердечие; ибо все такое истребляет труды тех, кои так действуют. Конец же всего этого: если человек разумно боится Бога и внимает с покорностию совести своей по Богу, то о всем сказанном научит он сам себя втайне. Когда же там (внутри) не будет домовладыки оного (страха Божия), тогда у такого человека бедного дом (внутреннее) брошен бывает на произвол и всякий желающий говорит в нем, что хочет; потому что сердце его не под его состоит властию, а под властию врагов. 24. Если предлежит вам выдти на какую небольшую работу, никто да не презирает другого и не выходит один, оставя брата своего мучиться совестию в келлии; но пусть скажет ему с любовию: хочешь идти? Пойдем. И если увидит, что брат не имеет покоя (не спокоен духом) в тот час или немоществует телом, пусть не спорит, настаивая ныне идти непременно, но пусть отложит на несколько и идет в келлию свою в сострадательной (к брату) любви. Блюдитесь в чем-либо противиться брату, чтоб не оскорбить его. 25. Кто живет с отцем или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всем - с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание. 26. Если живешь с отцем своим или братом, смотри не окажись имеющим с кем-либо дружбу втайне или пишущим к кому-либо письма тайком, не желая, чтоб знали о сем те, кои с тобою: этим ты и себя губить будешь, и их. 27. Если живешь с тем, кто больше тебя, смотри, не спросивши его, не делай для бедного какого-либо благотворительного дела - не делай этого тайком. 28. Спрашивая о помыслах, спрашивай не после того, как исполнишь их; но сказывай о том, что борет тебя в настоящее время. О перемене ли места жительства, или научении рукоделию, и о перемене рукоделия, о вступлении ли в сожительство с кем, или об оставлении такого сожительства с кем, - о всем спрашивай свободно, но прежде, чем сделаешь что делом. Также о немощах душевных и о страстях телесных (спрашивай), когда (помыслы) еще подущают тебя на это - и, спрашивая, не то говори, что ты еще не сделал ничего по сим внушениям, но спрашивай о ране, говоря, что ты уже уранен, чтоб получить врачевство против раны. 29. Когда спрашиваешь о помыслах своих, не будь лицемером, и не говори одного вместо другого, или (не давай такого оборота речи) будто другой некто так и так поступил; но говори истину и уготовь себя сделать, что тебе ни скажут. (Действуя) иначе, сам над собою посмеваешься, а не над старцами, которых спрашиваешь. 30. Когда спрашиваешь старцев о брани, не слушай тех, которые внутри говорят тебе больше старцев; но прежде помолись Богу, говоря: сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцам моим сказать то мне; и потом, что ни скажут тебе отцы, сделай то с верою, и Бог успокоит тебя. 31. Когда живешь с братиями и не находишь упокоения по каким-либо причинам: или по причине рукоделия, или по причине связности (и тесноты жизни), или по причине покойности жизни, или по причине невозможности терпеть (встречаемые неприятности), или по причине уныния, или потому что желаешь убезмолвиться, или потому что не можешь нести ига (подчинения), или потому что не имеешь возможности делать, что желательно тебе, или потому что не имеешь всего потребного тебе, или потому что желаешь утеснить себя большими лишениями, или потому что немощен и не можешь нести труда (что у них), или вообще - какая бы ни была причина, побуждающая сердце твое отойти от них, - смотри не соглашайся отойти, не сбрасывай ига и не уходи с печалию, или не убегай скрытно в чувстве оскорбления (на них), или в то время, когда внутри тебя (в силе) пребывает укор им и охуждение их, не вспомнив, по причине покрывшего тебя озлобления на них, о братстве твоем с ними, - но паче поищи для сего времени мира, чтоб сердце твое покойно было, куда бы ты ни отошел, охуждение же их на себя взвали, ни в чем не осуждая братии, с коими жил; не слушайся врагов твоих (если они будут внушать тебе) преложить благодеяния их (братии) в злодеяния, чтоб избежать укора самому себе и укором брата твоего прикрыть свой собственный; за это падешь ты от руки врагов своих там, где оснуешься на жительство. 32. Пришедши в какое-либо место на жительство, не бери себе келлии для житья прежде, чем узнаешь порядки жизни тамошней - нет ли там тебе преткновения какого-нибудь или по причине многопопечительности (что надо много забот иметь), или потому что видеть будешь некиих (не на пользу себе), или по причине славы (тебе или тому месту), или по причине покойности (слишком покойно и утешно жить), или по причине преткновений со стороны друзей твоих. Если будешь мудр, все узнаешь в несколько дней, смерть ли (там) тебе или жизнь. 33. Если дашь брату келлию свою, чтоб он побыл в ней несколько дней, не относись к нему так, как бы он состоял у тебя под властию. 34. Если возьмешь у кого келлию на прожитие в ней несколько времени, ничего не разоряй и не устрояй в ней, не спросивши прежде у того, кто тебе ее дал, угодно ли ему то или неугодно; иначе - не по совести будет. 35. Когда, живя с кем или временно проживая у кого, получишь от него какую заповедь, поостерегись ради Бога - презреть, и явно или тайно нарушить сию заповедь. 36. Если, живя одиноко в келлии своей, положишь себе принимать пищу в такой-то час, или не есть варева, или другое что, потом выйдешь на сторону, поостерегись, сидя за трапезою (где-либо) сказать кому: прости мне, я этого не вкушаю, - потому что чрез это весь труд твой попадет в руки врагов твоих попусту. Владыка твой Спаситель сказал: делай втайне, чтоб Отец твой воздал тебе явно. Кто любит труды свои, тот блюдет их, чтоб они не пропали даром. 37. Когда живете вместе с кем, то, какую бы работу ни вели вы вместе, внутри или вне келлии, когда брат твой позовет тебя на нее, смотри не скажи: потерпи немного, дай кончить вот эту малость, - но тотчас послушайся его. 38. Когда работаете вместе друг с другом, то, если ты мудр, какую бы погрешность ни увидел ты вне у других, не носи ее (в памяти), чтоб не сорвалось как-либо с языка сказать о том братиям (с тобою живущим); ибо в этом смерть души твоей. 39. Если живут с тобою братия, и случится им иной раз потрудиться весь день, утешь их, дав им вкусить пищи прежде определенного часа. Не о себе только помышляй, но внимай суду Божию. Бога имей пред очами во всяком деле, какое бы ты ни делал. 40. Если придешь в какое место, чтоб жить там, - одному ли или с теми, кои прежде тебя (там устроились), и увидишь что - вредное для души или немонашеское, искусство ли какое или дела, не открывай уст своих на обличение того; но, если не по душе тебе там остаться, иди в другое место, язык же свой соблюди, чтоб не обличить их: ибо в этом смерть тебе. 41. Если ты немоществуешь страстями, остерегись позволять кому-либо открывать тебе страстные помыслы свои, как верному; ибо такое дело - пагуба для души твоей. 42. Если прорвется между вами какое смехотворное слово, остерегитесь позволять гласу (смеха) вашему возвыситься до услышания: ибо это знак необученности и бесстрашия Божия, потому что нет стражи внутри вас. 43. Так как во дни наши гнев Божий постиг всю вселенную, то не смущайтесь, что бы ни услышали, но так говорите в сердцах своих: что это сравнительно с тем местом (адом), в кое имеем мы попасть за грехи наши? 44. Сотворите любовь ради Бога, прочитывайте (написанное здесь), чтоб и соблюдать то; потому что для верного не мало - почитать это делом малым (неважным). Если соблюдете сие в простоте и с разумом, то отыдете в покой Сына Божия в радости; а если не соблюдете, то и здесь труд понесете, и, когда изыдете из тела, отведены будете во ад по Писаниям. Для сказанного пред сим пришел Владыка наш Христос (то есть чтоб покой устроить соблюдающим заповеди Его); но жестокосердие наше ослепляет нас пожеланиями сердца нашего, потому что мы любим их более Бога, и не любим Его так, как любим страсти. 45. Вот я понудил себя написать вам и это, так как прежнего не довольно было для вас. Сотворите же любовь и отныне вступите в подвиг; не оставайтесь с необрезанным сердцем вашим и помогите себе (потрудитесь во спасение свое) в немногие дни ваши. Если соблюдете сие, то есть смирение, мир, терпение, отсечение воли своей и любовь (то во благо себе проведете жизнь свою); а если не соблюдете, напротив же, будут у вас: зависть и рвение (распря, ссора. - Ред.), любопрение и высокосердие, ропот и непослушание, то зле иждивете время ваше, и поистине пойдете в ад, когда изыдете из тела. Любите же братий своих любовию святою и блюдите язык свой, чтоб не выпустить слова неподобающего, которое могло бы уязвить брата. Силен же есть Владыка наш Бог дать нам делати и хранити, да благодатию Его обрящем милость со всеми, угодившими Ему святыми. Ему слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Содержание Слово шестое. О желающих безмолвствовать добрым безмолвием: да внимают себе, чтоб отревать татей, окрадающих их, и не иждивать времени своего в пленении и работе горькой, предавая сердца свои делам, кои неприличествуют им, и забывая о грехах своих 1. Любовь к пытанию Писания рождает споры и вражды; плач же о грехах своих приносит мир. Грех монаху, сидящему в келлии своей, если он, оставляя грехи свои, вдается в пытание Писания. Кто предает сердце свое (пытанию), почему Писание сказало так и так, прежде чем стяжет себя самого (стяжет внимание в себе, или власть над собою, или высвободит себя из страстей), тот имеет сердце пытливое и пленение крайнее; а кто бодренно блюдет, чтоб не быть чем-либо пленену, тот любит повергать себя пред лицем Бога. 2. Кто изыскивает, чему бы уподобить Бога, тот хулит Бога; а кто ищет, как бы (совершеннее) почтить Его, тот любит чистоту в страхе Божием. 3. Кто соблюдает словеса Божии, тот познал Бога (1Ин.2:3), и таковый исполняет их, как должник (в чувстве неотложного долга). 4. Не ищи высших (даров) Божиих пока молишься Ему о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет (для него уготовано) место нескверное и чистое. 5. Кто утверждается на собственном своем разуме и держит свою волю, тот привлекает к себе толпы бесов и не может быть от Духа (Божия), приносящего сердцу печаль (или сокрушение). 6. Кто, видя словеса Писания, творит их по собственному своему разуму и на нем утверждает себя, что так есть (на нем утверждаясь, полагает, что так должно понимать слова те), - таковый не знает славы Божией и богатства Его; а кто, видя, говорит: не знаю - человек есмь, и воздает славу Богу, - в таковом обитает богатство Божие, по силе его и по помыслу его. 7. Не будь охочь открывать помысл свой всем, а только отцам своим, чтоб не навлечь себе печали в сердце свое. 8. Храни уста свои, да честным будет пред тобою ближний твой (уважение к ближнему да остерегает уста от осуждения его). 9. Приучи язык свой к словесам Божиим с разумом, и ложь убежит от тебя. 10. Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении еще большем, соделывает страх Божий в сердце твоем. 11. Не желай быть другом славных мира сего, чтоб слава его (чувство зловредности славы его) не притупилась у тебя. 12. Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь. 13. Простота и немерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства. Кто лукаво ходит с братом своим (обходится с ним), того не минует печаль сердечная. Кто говорит одно, а в сердце своем имеет другое в лукавстве, все служение такового тщетно. Не прилепись к кому-либо из таковых, чтоб не оскверниться ядом его оскверненным. Ходи с незлобивыми, да общником будешь славы их и чистоты. 14. Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов своих. Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий. Как когда ужален бывает кто скорпионом, яд сего (последнего) проходит по всему телу и самое сердце повреждает, такова и злоба на ближнего в сердце: яд ее уязвляет душу, и в беде бывает она от зла сего. Итак, кто желает пощадить труды свои, чтоб они не пропали даром, пусть поспешит извергнуть из себя сего скорпиона, то есть лукавство и злобу. Содержание Слово седьмое. О добродетелях 1. Три есть добродетели, которые всегда промыслительно блюдут ум и в которых он имеет нужду: естественное (ему) стремление, мужество и безленостность. 2. Три есть добродетели, которые если ум увидит в себе, верует, что достиг бессмертия (обновления, или совершенства небожителей бессмертных): рассуждение, верно отличающее одно от другого, провидение всего прежде времени и несочувствие ничему чуждому. 3. Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: невидение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения. Эти три добродетели рождают другие три, большие их: невидение лукавства в человеке рождает любовь; благотворение злотворящим тебе стяжевает мир; перенесение находящего без смущения приносит кротость. 4. Четыре есть добродетели, которые чистою делают душу: молчание, соблюдение заповедей, теснота (стеснение себя во всем, чтоб был тесный путь) и смиренномудрие. 5. В четырех следующих добродетелях ум всегда имеет нужду: молиться Богу, припадая (к Нему) непрестанно; повергаться пред лицем Бога; не беспокоиться насчет всякого человека (что и как он - то же, что не пытать), чтоб не судить его; быть глуху к тому, что говорят ему страсти. 6. Четыре добродетели как стеною ограждают душу и дают ей покойно вздохнуть от тревог со стороны врагов: милость, безгневие, долготерпение и извержение всякого находящего семени греха; противостояние же забвению сохраняет их все. 7. Четыре добродетели по Боге помогают юности (новоначалию): поучение на всяк час, безленостность, бдение и немерение себя (ни во что себя вменение). 8. Четыре вещи причиняют осквернение душе: блуждание по городу без хранения очей, дружба с женщиною, дружба с славными мира и любление бесед с родственниками по плоти. 9. Четырьмя вещами множится блудная страсть в теле: спанием вдоволь, ястием до сытости, смехотворным празднословием и наряжанием тела. 10. Четырьмя вещами помрачается душа: ненавидением ближнего, уничижением его, завидованием ему и ропотом на него. 11. Четырьмя вещами душа делается пустою: переходами с места на место, любовию к развлечениям, вещелюбием и скупостию. 12. Четырьмя вещами множится гнев: даянием и приятием (сделками), держанием воли своей, желанием учить, почитанием себя разумным (человеком). 13. Три есть вещи, которые человеку трудно приобрести, - а ими хранятся все добродетели: сокрушение, плач о грехах своих и имение смерти пред очами своими. 14. Три есть вещи, которые проявляют власть над душою пока она не достигнет в великую меру, и они-то не дают добродетелям сожительствовать с умом: пленение (пристрастие к чему-либо, кроме Бога), леность и забвение. Забвение воюет с человеком до последнего издыхания, повергая его в бесплодие; оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек. 15. Се дела нового и дела ветхого человека! Любящий душу свою и не желающий погубить ее соблюдает дела нового человека; а любящий покой (плоти) в краткое время сие творит дела ветхого человека и губит душу свою. И Господь наш Иисус Христос, являя нового человека в Своем теле, говорил: Любяй душу свою, погубит ю (Ин.12:25); а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10:39). Он есть Владыка мира, Им разрушено средостение вражды (Еф.2:14); говорил также: Не приидох воврещи мир, но меч (Мф.10:34); и еще: Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся (Лк.12:49). То есть - что в тех, кои последовали Его учениям святым, был (присущ осязательно) огнь Божества Его; вследствие чего они имели в себе меч духовный, коим отсе>кали все пожелания плоти своей. И Господь дал им радость, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). 16. Вот как попекшиеся погубить душу свою в веке сем и отсекшие пожелания свои соделались святыми овцами Его в жертву Ему. И когда явится Он во славе Божества Своего, тогда позовет их одесную Себя, говоря: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти... и прочее (Мф.25:34-35). Вот как губящие душу свою в краткое время сие, обретут ее во время нужды, получая воздаяние гораздо большее, нежели какое ожидали получить. Исполняющие же воли свои сберегают, конечно, душу свою в грешном веке сем, но как они, прельщаясь суетностию богатства его, не соблюдают заповедей Божиих, чая без конца пребывать в веке сем; то в час суда обнаружена будет срамность ослепления их, они явятся козлищами проклятыми и услышат страшный приговор Судии, Который изречет: (От)идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти.. и прочее. Уста же их заградятся, и не найдут они, что сказать, вспомнив о своей немилостивости (прежней и настоящей) бедноте. Правда, они скажут тогда: Господи, когда Тя видехом алчуща... и не послужихом Тебе? (Мф.25:41-44). Но Он заградит им уста, говоря: сделавший добро одному из сих, верующих в Меня, Мне сотворил его. 17. Испытаем же себя, возлюбленные, исполняет ли каждый из нас заповеди Господни, по силе своей, или нет: ибо все мы долг имеем исполнять их, по силе нашей, - малый по малости своей, великий по великости своей. Вметавшие дары свои в сокровищехранительницу богаты были; но Господь обрадован был паче бедною вдовою, ради двух лепт ее, потому что Бог смотрит на произволение наше. Не дадим же места в сердце своем унынию (что не многое можем сделать), чтоб завидование (другим) не отлучило нас от Бога, но будем исполнять послужения свои по бедноте своей. Ибо Господь, как сотворил милость со дщерию архисинагога, воскресив ее, как помиловал кровоточивую, иждившую все свое на врачей, прежде чем познала она Христа; как исцелил раба сотника, потому что сей веровал, так помиловал и хананеянку, исцелив дщерь ее; и как воскресил он Лазаря возлюбленного Своего, так возбудил единородного сына бедной вдовы, ради слез ее; и как не презрел Марии, мазавшей ноги Его миром, так не оттолкнул жены грешницы, мазавшей ноги Его миром, со слезами; и как позвал Он Петра и Иоанна с лодки их, говоря: Грядите в след Мене (Мф.4:19), так позвал и Матфея, сидевшего в мытнице; и как умыл ноги (прочих) учеников, так умыл (ноги) и Иуды, не делая различия; и как на апостолов послал он Духа Утешителя, так ниспослал Его и на Корнилия с дерзновением; и как понудил Ананию в Дамаске Павла ради, говоря, что сей сосуд избран ми есть (Деян.9:15), так понудил Филиппа в Самарии евнуха ради ефиопского. Ибо у Него нет лицеприятия ни к малому ни к великому, ни к богатому ни к бедному, но произволения (доброго) ищет Он, и веры в Него, и исполнения заповедей Его, и любви ко всем. Вот что будет служить печатию для души (знаком отличия ее), когда изыдет она из тела, как и заповедал Он ученикам Своим, говоря: 0 сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). 18. О ком это говорит Он, что уразумеют вси, если не о силах десных и шуиих? (И будет, что) когда супостаты увидят знамение любви шествующим с душою, то отступят от нее со страхом; все же святые силы возрадуются с нею. Поподвизаемся же, возлюбленные, по силе своей, стяжать такую печать, чтоб не схватили нас враги наши. Господь сказал: Не может град укрытися верху горы стоя (Мф.5:14). О какой горе говорит Он, если не о святом Своем слове? Употребим же, возлюбленные, труд свой с усердием и разумом, на исполнение слова Его, которое говорит: Любяй Мя, заповеди Моя соблюдет (Ин.14:23), да будут для нас такие труды градом неповредимым и огражденным, сохраняющим нас словом Господа от руки всех врагов наших, пока сретим Его (предстанем пред лице Его). Ибо если обретем дерзновение, то рассеются все враги наши, силою святого слова Его, которое есть гора оная, от коей отторгся камень без рук и стер образ златый, четырехсоставный, бывший из серебра, меди, железа и глины, - как сказал апостол: Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:11-12). Четыре сии начала суть четырехсоставный образ оный, который есть вражда (вражья сила). Их (начала) истнило (сокрушило. - Ред.) святое слово Божие, как написано, что камень тот, сокрушивший образ, бысть в гору великую, и наполнил всю землю (Дан.2:34-35). 19. Убежим же, братие, под кров Его (Господа) - да будет Он для нас убежищем и спасет нас от четырех сих властей злобных, чтоб и нам услышать радость (или вкусить, или услышать обрадывающее слово Его) со всеми святыми Его, когда соберутся они пред лице Его от четырех концов земли, и каждый из них услышит собственное блаженство (присуждение блаженства, или какое блаженство присуждено именно ему) по делам своим. Сильно же есть имя Его святое - пребывать с нами и укрепить нас, и не попустить сердцу нашему прельститься по причине забвения вражия (врагом наводимого), но сохранит нас (и даст нам) по силе нашей перенести все, находящее на нас, ради святого имени Его, да обрящем милость со всеми сподобившимися улучить блаженство Его. Ему подобает слава, честь и поклонение - Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar