Меню
Назад » »

Архимандрит ИОНА (Карпухин) / ЛИТУРГИКА (4)

имеется чин великопостного окончания. После утрени в Часослове положена служба Часов (первого, третьего и шестого) с междочасиями. Междочасия отправляются в Палестинских монастырях и на Афоне. За междочасием шестого часа положен чин Изобразительных, в который входят песнопения из начала литургии: псалом 102 "Благослови душе моя Господа" и псалом 145 - "Хвали душе моя Господа", далее "Единородный Сыне…", "Во царствии Твоем…", затем идут кондаки, поемые на Литургии на малом входе, и тридцать третий псалом: "Благословлю Господа…". За Изобразительными помещается "Чин о панагии", совершаемый в монастырях (обыкновенно в праздничные дни, после Литургии на трапезе). Далее следует девятый час с его междочасием. Затем - вечерня, в которую входит 103 псалом, так называемый предначинательный; 140, 141, 129, 116 псалмы под общим названием "Господи воззвах…". Конец имеет киноварные пометки "на 10", "на 8", "на 6", "на 4" - это значит, что в зависимости от праздника к этим стихам прибавляется определенное количество стихир. Далее идет: "Свете Тихий…", "Аллилуйа" со стихами для Великого поста и вседневные прокимны вечерни со стихами по седмичному кругу. Затем молитва: "Сподоби Господи…", которая читается на каждой вечерне. После всех песнопений имеются стихи к стиховным стихирам вседневной вечерни: "К тебе возведох очи мои…", "Помилуй нас, Господи…" Затем следует: "Ныне отпущаеши…", "Богородице Дево, радуйся" и чин великопостного окончания вечерни. За чинопоследованием вечерни читаются молитвы, произносимые до и после вечерней трапезы. Далее помещено чинопоследование великого повечерия. Оно отправляется накануне праздников Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, а также в Великом посту с понедельника по пятницу включительно. За ним следует малое повечерие, которое по Уставу положено совершать после вечерней трапезы ежедневно в течение года, в дни, когда не положено совершать великого повечерия. В конце Часослова помещается уставная статья "О знамениях Владычних и Богородичных праздников, и святых". Окончание "Учебного Часослова" гораздо обширнее. Там помещаются еще тропари и кондаки воскресных, двунадесятых праздников, великих святых и др.; в Следованной Псалтири они находятся в конце Месяцеслова. 3 часть: Месяцеслов За Часословом в Следованной Псалтири следует Месяцеслов. Месяцесловом называется краткое перечисление праздников и святых по порядку месяцев и дней года, начиная с 1 сентября (по старому стилю). На каждое число здесь дан тропарь и кондак святого. Месяцеслов иначе называется святцами, календарем. Кроме Следованной Псалтири, Месяцеслов помещается еще и в других богослужебных книгах, как например: в Евангелии, Апостоле, Типиконе, Великом Часослове и т.д., а также издается отдельной книгой. Месяцеслов в Следованной Псалтири предваряется статьей: "О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых", то есть о праздничных знаках, с которыми мы уже ознакомились, изучая праздники Святой Православной Церкви. В отличие от Евангельского и Апостольского, Псалтирный Месяцеслов против чисел имеет уставной праздничный знак. Во многих Следованных Псалтирях после указания памяти святого дается еще краткое сообщение его жития. Подробно рассматривая содержание Месяцеслова, легко заметить, что названия дней (понедельник, вторник, среда, и т.д.) здесь не показано. Па полях мы видим лишь буквы: одни под титлом, другие без титла. Последние большей частью печатаются красным шрифтом. Буквы под титлом - это числа каждого месяца. Букв без титлов в Месяцеслове только семь: А, В, Г, Д, Е, S, 3. Они расположены в порядке, обратном алфавитному. Эти семь букв называются вруцелетными и служат для определения дней недели на данное число в любом году. Для этого нужно только знать, какому дню в данном году соответствует хотя бы одна буква. Под каждым числом в церковном Месяцеслове упоминается имя какого-либо святого. В лике святых Православной Церковью прославляются ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные. Святителями называются пастыри-учители Церкви, прославленные в епископском сане. Большинство их носят имена тех церквей, в которых они святительствовали. Например: Николай Мир Ликийских, то есть епископствовавший в Мирах, расположенных в провинции Ликия (Малая Азия); Тихон Воронежский; Дмитрий Ростовский; Феодосий Черниговской и т.п. Мучениками и мученицами называются святые, которые за истину веры Христовой претерпели страдания и смерть. Мученики из лиц, имеющих священный сан, называются священномучениками. Святые мученики или мученицы монашеского чина называются преподобномучениками и преподобномученицами. Христиане из мирян, умершие за Иисуса Христа в мучениях, называются просто мучениками и мученицами. Святые, скончавшиеся после особо великих страданий за христианскую веру, называются великомучениками и великомученицами. Все вообще христианские мученики называются часто страстотерпцами, то есть претерпевшими страдания. Преподобными Православная Церковь называет святых, подвизавшихся в удалении от мира, то есть монашествующих. Встречающееся в Месяцеслове довольно часто наименование "отец" усвояется настоятелю монастыря, причисленного к лику святых, а также пресвитерам и архиереям (ввиду того, что они получают от Бога благодать духовно возрождать и воспитывать людей), причем преимущественно бывшим на Вселенских Соборах. Наименование "матери" усвояется настоятельнице монастыря или вообще преподобной. Праведными Православная Церковь называет святых, которые, живя в мире и исполняя мирские обязанности, угодили Богу. После Месяцеслова помещены тропари и кондаки подвижных дней годичного круга, то есть Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустной, сыропустной и семи недель Великого поста. Для Пасхи дана полная служба, чтобы эту службу можно было совершать там, где почему-либо нет других богослужебных книг. За пасхальной службой следуют тропари и кондаки последующих недель: Антипасхи, мироносиц, о расслабленном, о самарянине, о слепом, праздника Вознесения Христова, Пятидесятницы, Недели святых Отцев, Всех святых. Далее даны тропари, кондаки, Богородичны и ипакои воскресные восьми гласов. Ипакои - это краткое песнопение, которое читается на воскресной утрени после полиелея перед чтением Евангелия. Оно имеет своей целью сосредоточить наше внимание на предстоящем евангельском чтении. После воскресных тропарей восьми гласов помещены тропари, поемые на воскресной утрени после полиелея с припевом: "Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим". Затем даны тропари такого же назначения, поемые в субботу, - называются они мертвенными, так как. относятся по своему содержанию к заупокойной службе. Далее следует 27 глава (в Следованных Псалтирях малого формата - 25), в которой содержатся "Богородичны отпустительны". Так называются песнопения, "поемые во все лето по тропарех на вечерни, на Бог Господь на утрени и паки в конец утрени". Богородичны эти расположены по гласам и прилагаются они по гласу и дню к тропарю, имеющему черный знак или не имеющему знака. Святым с красным знаком вместо этих Богородичных прилагаются Богородичны воскресные. В следующей главе даны тропари по седмичному кругу; далее - кондаки общие святым. 4 часть Следованной Псалтири Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Святых Тайн и получила свое название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему - припев к тропарям канона: "Иисусе Сладчайший, спаси мя". Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть "Похвала Богородице", так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который называется "Параклисис", то есть утешительный. Припевом ко всем канонам Божьей Матери являются слова молитвенного воззвания: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Четвертый канон Ангелу Хранителю имеет припев: "Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне", или же "Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя". Пятый канон - ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: "Сердце чисто созиждя во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей"; ко второму - "Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". За этим каноном следуют молитвы ко Святому Причащению и молитвы благодарственные по Причащении. В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением святого Кирилла Александрийского "О исходе души и о втором пришествии Господа". 5 часть: Семиднев Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения. В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется. На воскресный день положена воскресная служба шестого гласа. В понедельник - служба Бесплотным Силам - первого гласа. Во вторник - Предтече - второго гласа. В среду - Божией Матери - третьего гласа. В четверг - святым апостолам и святителю Николаю - четвертого гласа. В пятницу - Животворящему Кресту - пятого гласа. В субботу - Всем святым - восьмого гласа. За этими службами приложен канон Беслотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших (последние две главы входят и в Малую Псалтирь). Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода сборником, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения. ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ 1. Понятие недельного круга богослужения Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 45), все дни недели освящает совершением церковных служб. При этом она соотносит с каждым днем недели особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, то есть состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих. Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события воскресения Христова. В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слугами Божиими. Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит святого Иоанна Крестителя. Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову. В четверг Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека - апостолов, а среди преемников их служения особенно воспоминает святителя и чудотворца Николая Мир Ликийских. Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в вере. Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресение); среду и пятницу. 2. Октоих Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня недельного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной недели, то есть начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на первый глас, в следующую неделю на второй, затем на третий и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с первого гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствам; 2 глас - нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию; 3 глас - плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти; 4 глас - быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию; 5 глас - томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами; 6 глас - печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою; 7 глас - мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование; 8 глас - печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души. Пение Октоиха в будние дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В воскресение пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по пятую неделю Великого поста (включительно). В будние дни Октоих не поется: 1) в дни предпразднеств и попразднеств; 2) в праздники, начиная с праздников со знаком + ; 3) в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов); 4) во время пения Цветной Триоди, то есть с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы. Первым составителем Октоиха считается святой Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др. В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви. Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни Октоих состоит из двух частей: первая содержит 1-4 гласы, вторая содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе. В первой части перед субботней службой первого гласа и второй части пятого гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды. В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание "в субботу вечера". Все последующие (седмичные) дни открываются песнопеняями утрени ("на утрени седальны…"), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопением утрени последующего дня; например, песнопения "во вторник вечера" прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени. Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке: I. Утреня Утреня начинается с седальнов; после первого, после второго и после третьего стихословия. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм. На вседневной утрени исполняются два канона. Каноны Октоиха по дням недели распределяются следующим образом: Дни недели Каноны Припевы к тропарям канона Поне-дельник первый умилительный "Помилуй мя Боже, помилуй мя" второй бесплотным силам "Святии архангели и ангели, молите Бога о нас". Вторник первый покаянный "Помилуй мя Боже, помилуй мя". второй святому Иоанну Предтече "Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас". "Святый Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас". Среда первый Кресту "Слава Господи, Кресту Твоему честному". второй Богородице "Пресвятая Богородице, спаси нас". Четверг первый апостолам "Святии апостоли, молите Бога о нас". Второй святителю Николаю "Святителю отче Николае, моли Бога о нас". Пятница первый Кресту "Слава Господи, Кресту Твоему честному". второй Богородице "Пресвятая Богородице, спаси нас". Суббота первый всем святым "Вси святии, молите Бога о нас". второй мертвенный к первому тропарю: "Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев", ко второму тропарю: "Упокой Господи души усопших раб Твоих". Вторые каноны в Октоихе называются словом "ин", то есть другой. Стихиры на стиховне на утрени: Первая стихира без стиха. Вторая стихира со стихом: "Исполнихомся заутра…". Третья стихира со стихом: "И буди светлость…". "Слава, и ныне" - Богородичен. II. Литургия На литургии исполняются тропари на "блаженны". Они поются или читаются со стихами из третьего антифона "Во Царствии Твоем…". III. Вечерня Для этой службы в Октоихе находятся шесть стихир на "Господи воззвах". Воскресенье: первые стихиры покаянны 3 стихиры вторые стихиры бесплотным 3 стихиры "Слава, я ныне" Богородичен Понедельник: покаянны (умилительны) 3 стихиры Святому Иоанну Предтече 3 стихиры "Слава, и ныне" Богородичен Вторник: стихиры святому Кресту 3 стихиры стихиры Богородице 3 стихиры "Слава, и ныне" Крестобогородичен Среда: стихиры святым апостолам 3 стихиры стихиры святителю Николаю 3 стихиры "Слава, и ныне" Богородичен Четверг: стихиры святому Кресту 3 стихиры стихиры Богородице 3 стихиры "Слава, и ныне" Крестобогородичен Пятница: стихиры всем святым (муч., свят., преп.), 3 стихиры стихиры мученичны 3 стихиры "Слава, и ныне" догматик данного гласа (Стихира на "ныне", исполняемая на предшест-вующем воскресном всенощном бдении). Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге "ины", то есть другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются. IV. Повечерие Служба повечерия совершается по Часослову. В Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после "Верую…". Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе "чин малой вечерни". I. Малая вечерня 1. Стихиры на "Господи воззвах" - 3; "Слава, и ныне" - Богородичен; 2. Стихиры на стиховне. II. Великая вечерня 1. Стихиры на "Господи воззвах" - три воскресных, четыре "анатолиевы", три Пресвятой Богородице, составленные святым Павлом Аморрейским, "поемые идеже несть Минеи". "Слава, и ныне" - догматик начинающегося гласа; 2. Стихиры на стиховне; 3. Воскресный тропарь с Богородичном. III. Повечерие Канон Пресвятой Богородице. IV. Полунощница Канон Святой живоначальной Троице. V. Утреня 1. Седальны после первой и второй кафизм; 2. Ипакои; 3. Степенны антифоны; 4. Воскресный прокимен на утрени; 5. В первом и пятом гласе: "Воскресение Христово…"; "Слава" - "Молитвами апостолов…"; "И ныне" - "Молитвами Богородицы…", "Помилуй мя Боже…", "Воскрес Иисус от гроба…". 6. Каноны на воскресной утрени: Название канонов Припевы к тропарям канона Первый Воскресный "Слава Господи, святому воскресению Твоему" Второй Крестовоскресный "Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению" Третий Богородице "Пресвятая Богородице, спаси нас" После шестой песни канона находятся воскресный кондак и икос. 7. Стихиры на "хвалитех". Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в первом гласе "Днесь спасение миру бысть…", поемый по нечетным (первым, третьим, пятым гласам), во втором гласе "Воскрес из гроба", поемый по четным гласам (вторым, четвертым, шестым). VI. Литургия Тропари на "блаженных" и воскресный прокимен на литургии. Приложения Октоиха 1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние евангелия. Таких евангельских столпов в году шесть, и все они начинаются в определенное время года. 2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после "Свят Господь Бог наш" читается эксапостиларий, а на стихирах "хвалитных" на "Славу" поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на "Славу") воскресная утренняя стихира поется перед первым Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из одиннадцати евангельских утренних чтений, а не гласу. 3. Воскресные утренние евангелия. Их 11. 4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста. 5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста. 6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени. 7. Троичны святого Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице. 8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени. 9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы. 10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны. 11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов. 12. Указание о субботней службе, то есть последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности. 13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый па полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове. 3. Минея 3.1. Месячная Минея Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга, то есть на все дни 12 месяцев. С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из истории Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день - двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (с греческого - - месяц). Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: "святаго", "праздника" (в попразднство), например: "стихиры святаго", "стихиры праздника". Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне). В те дни, когда нет никакого знака, то есть служба святому положена простая, в Минее имеются три стихиры на "Господи воззвах" и на "И ныне" - Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь, содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре. Каноны Минеи Чин святого (святых) Примеры припевов к тропарям канона Пророк "Святый пророче Божий Исаие, моли Бога о нас". "Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас". Апостол "Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас". "Святый апостоле Фомо, моли Бога о нас". "Святый апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас". Апостолы "Святии апостоли, молите Бога о нас". Святитель "Святителю отче Николае, моли Бога о нас". Святители "Святителие Христовы, молите Бога о нас". Преподобный "Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас". "Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас". Преподобные "Преподобнии отцы, молите Бога о нас". Мученик (вмч.) "Святый мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас". "Святый мучениче Агафониче, моли Бога о нас". "Святый великомучениче Никите, моли Бога о нас". Мученики "Святии мученицы, молите Бога о нас". Священному-ченик "Священномучениче Киприане, моли Бога о нас". Священному-ченики "Священномученицы…". Преподобно-мученик "Преподобномучениче…". Преподобно-мученики "Преподобномученицы…". Мученица "Святая мученице Татиано…". Преподобномученица "Преподобномученице Евгение…". Мученицы "Святии мученицы…". Преподобная жена "Преподобная мати Марие…". Преподобные жены "Преподобнии жены…". Исповедник "Святый исповедниче…". Бессеребрен-ники "Святии безсеребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане…". Христа ради юродивый "Святый блаженный Андрее…". "Святый блаженный Василие…". Князь "Святый равноапостольный великий княже Владимире…". "Святый благоверный княже Михаиле…". Праведный "Святый праведный Филарете Милостиве…". По третьей песни канона - седален, а по шестой - кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, находящийся в Минее после девятой песни канона. Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий; последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние - двух разрядов, малые - двух разрядов и дни, которые не имеют никакого знака. Малые праздники второго разряда обозначаются (черный). В эти праздники положено на "Господи воззвах" стихиры на шесть и на утрени канон на шесть. В конце службы называется для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен. Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется; положено праздничное окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие. Праздники средние второго разряда + (полиелей). На вечерне положено "Блажен муж", шесть стихир на "Господи воззвах", чтение трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее, указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда прилагается канон Богородице; стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелия и причастен. В некотрых Минеях в конце службы помещены Марковы главы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, как совершать положенную службу при различном совпадении дней годового, седмичного круга, а также различных дней Великого поста и Пятидесятницы. Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на "Господи воззвах", стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на "Господи воззвах" и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии. Великие праздники имеют знак (+). Служба совершается только празднику (то есть только по Минее). Особенности её: на утрени на девятой песни положены особые праздничные припевы вместо "Честнейшую", а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии - только для Господских праздников. В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богородичны, которые поются за молитвословнями (кроме дней предпразднства и попразднства), именно: 1) После стихир: I приложение: а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на "Госсподи воззвах" в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение; б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение. II приложение: (также после стихир): Богородичны осми (восьми) гласов, поемые "егда есть "Слава" святому в Минее на "и ныне" по гласу "Славы". Они поются в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением. 2) После тропарей: III приложение: Отпустительны Богородичны осми (восьми) гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение. IV приложение: Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на "Бог Господь", и в конец утрени - в те дни, когда нет праздника святому со славословием, полиелеем, бдением. 3.2. Общая Минея, её содержание и порядок В Общей Минее содержатся последования для всех подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Святая Церковь назначила всем вообще святым одного лика или чина. В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое - когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика. Общая Минея содержит следующие службы: 1) Общие последовання праздника с предпразднством и попразднством Господа нашего Иисуса Христа. 2) Общие последования праздникам Богородичным. 3) Общее последование Честному и Животворящему Кресту. 4) Святым Ангелам. 5) Святому пророку Иоанну Предтече. 6) Святым Отцам. 7) Пророку. 8) Апостолу и апостолам. 9) Святителю и Святителям. 10) Преподобному и преподобным. 11) Мученику и Мученикам. 12) Священномученику и Священномученикам. 13) Мученице и Мученицам. 14) Преподобной жене и преподобным женам. 15) Пренодобномученице. 16) Священноисповеднику и преподобноисповеднику. 17) Безмездникам и чудотворцам. 18) Христа ради юродивым. 19) Служба воскресная шестого гласа. 20) Служба общая во вся дни. 21) Богородичны на "Господи воззвах" и на стиховне (воскресны на 8 гласов). 22) Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесятницы, начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых. 23) Отпустительны воскресны осьми гласов, Богородичны, ипакои и кондаки. 24) Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета. 25) Тропари, поемые по непорочных в субботу. 26) Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на "Бог Господь", и в конце утрени (четвертое приложение). 27) Отпустительны всея седмицы (дневные тропари). 28) О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых. 29) Месяцеслов всего года. 30) Паремии общие святому. 31) Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны, общие святым. 32) Апостолы и евангелия общие святым. У нас в церквях общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить её со всенощным бдением, например - Храмовому святому. 3.3. Праздничная Минея (Анфологион) Книга Праздничная Минея называется Анфологион (с греческого - "цветослов"). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники - великие, средние и малые. Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам. 3.4. Дополнительная Минея Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX - начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы: 1. Святителю Феодосию Черниговскому -12 (9) сентября. 2. Преподобным Сергию и Герману Валаамским - 24 (11) сентября и 11 июля (28 июля). 3. Святителю Димитрию Ростовскому - 4 октября (21 сентября). 4. Служба иконе Божией Матери "Иверской" - 26 (13) сентября, 25 (12) февраля. 5. Служба иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радости" - 6 ноября (24 октября). 6. Преподобному Иову Почаевскому - 10 ноября (28 октября); 19 (6) мая; 10 сентября (28 августа). 7. Святителю Митрофану Воронежскому - 6 декабря (23 ноября). 8. Святителю Иннокентию Иркутскому - 9 декабря (26 ноября). 9. Преподобному Серафиму Саровскому - 15 (2) января, 27 (14) июля. 10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии - 27 (14) января. 11. Преподобному Феодосию Тотемскому - 10 февраля (28 января). 12. Преподобному Тихону Калужскому - 29 (16) июня. 13. Равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским - 24 (11) мая. 14. Святому Иоанну Воину - 12 августа (30июля). 15. Святителю Тихону Воронежскому - 26 (13) августа. 16. Иконе Божией Матери "Почаевской" - 5 августа (23 июля). В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения. Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась мно-гими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в "Журнале Московской Патриархии". Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в первую неделю Петрова поста), служба святителю Московскому Ермогену, служба святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому и др. 4. Триодь Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга. Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы предписано петь во все дни недели, кроме воскресений. В продолжение шести дней недели поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из восьмой и девятой песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, восьмая и девятая песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится первая песнь, во вторник - вторая песнь, в среду - третья, в четверг - четвертая, в пятницу - пятая, в субботу - шестая и седмая песни. Итак, в будние дни Великого поста поются трипеснцы, а в субботу - четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной. 4.1. Постная Триодь Триодь Постная начинается с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни: Неделя (воскресенье) о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Суббота и Неделя мясопустная; все семь дней сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной недели. В будние дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди. Воскресные песнопения (то есть Октоих) не отменяются в течение Великого поста во все воскресные дни, кроме Недели Ваий - двунадесятого праздника, в которые они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея: 1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно. 2) Среда и пятница четвертой недели, четверг пятой недели - Великого канона. 3) Субботы: мясопустная, сыропустная, первой и пятой недели Великого поста, суббота Лазарева. 4) Дни Страстной недели. В будние же дни прочих недель, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи. Первая стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной "самогласен дне". Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в 49 главе) под словами "самогласен дне" нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней сбозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: "глас". Так, в Типиконе читаем: "седальны Октоиха", "седальны апостольские", "Троичны гласа" и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX векам, каковы: святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маиумский, святой Иоанн Дамаскин, преподобные Иосиф и Феодор Студиты. Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них была умножаема в своем составе; например, для Недели Православия, недель второй, четвертой, пятой синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом. 4.2. Цветная Триодь Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Цветная Триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной недели и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною, или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в будние дни. Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди воскресным и прочим дням недели указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения первого гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, в Светлый вторник - третьего гласа, в Светлую среду - четвертого гласа, в Светлый четверг - пятого, в Светлую пятницу - шестого, в Светлую субботу - восьмого гласа. В Неделю апостола Фомы - первого гласа; в Неделю святых жен мироносиц - второго гласа; в Неделю о расслабленном - третьего гласа; в Неделю о самарянине - четвертого гласа; в Неделю о слепом - пятого гласа; в Неделю святых Отцев - шестого гласа; в Неделю Пятидесятницы - седьмого гласа; в Неделю Всех святых - восьмого гласа. В будние дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями. Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V - XIV столетиям. Знаменитейшие из песнопений Цветной Триоди принадлежат святому Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь. 5. Ирмологий (общие сведения) Ирмологий содержит те песнопения и молитвословия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг - главным образом, ирмосы, от которых книга и получила своё наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечернях и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны восьми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы на девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др. Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в XIV веке был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что ирмосы и величания девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени святого Иоанна Дамаскина. 6. Служебник Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии: святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и литургия Преждеосвященных даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы: 1) Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после "Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы. 2) Чин над кутьею в память усопших. 3) Чин литии. 4) Молитвы по причащении. Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых. После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи. В конце Служебника находится "Учительное известие", в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, встречающиеся при совершении Литургии. Начало Служебника восходит к первым временам христианства, так как литургии святителей Василия Великого и Иоанна 3латоуста представляют собой сокращение литургии святого апостола Иакова. В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов). В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 года Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую. 7. Чиновник Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называются Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями совершения их архиереем. Кроме этого, Чиновник содержит: 1. Чин поставления чтеца и певца. 2. Чин хиротонии иподиакона. 3. Чин хиротонии диакона. 4. Чин произведения архидиакона и протодиакона. 5. Чин хиротонии пресвитера. 6. Чин последования протопресвитера. 7. Чин произведения игумена. 8. Чин произведения архимандрита. 9. Последование освящения архиереем антиминса. 10. Чин благословения колива (кутии). 8. Требник В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Название же треб по преимуществу принадлежит Таинствам, так как они составляют необходимую потребность для христиан. Требник разделяется на две части, из которых первая излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу. По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого. Требник начинается молитвой жене "в первый день рождения отрочати". Затем следуют молитвы жене - родительнице, читаемые по прошествии сорока лет после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таинств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды, последования об умерших и др. Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу. Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, "сословие имен по алфавиту", индиктион и зрячая Пасхалия. 9. Книга молебных пений (общие сведения) Книга молебных пений содержит исследование и чины для молебных пений. Из содержащихся в этой книге молитвословий некоторые заимствованы из Большого Требника, а другие содержатся только в этой книге. Из последований здесь помещены молебные пения, совершаемые во время боевых действий с противником, благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, последование молебного пения во время бездождия и во время безветрия. В книге содержатся еще "чины", отличающиеся от "последований" тем, что в них нет канона. Чины эти следующие: а) чин благословения в путешествие; б) чин отправляющимся в морское плавание; в) чины благословения боевого корабля, воинского знамени, воинских оружий, нового корабля; г) чин на копание нового колодца и благословение его. Наконец, как бы в дополнение, печатается особое молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной немощи с каноном Пресвятой Троице. Ектении и молитвы из этого пения читаются на Литургии во время губительных болезней. Некоторые полагают, что эта книга составлена при Петре I, так как на благодарственном молебне, изложенном в книге, читается молитва, принадлежащая видному деятелю петровской эпохи Псковскому архиепископу Феофану Прокоповичу. 10. Иерейский молитвослов Иерейский молитвослов заключает в себе молитвословия из различных книг, употребляемых в нашей Православной Церкви. В нем помещаются: во-первых, службы общественного богослужения, которые находятся в Часослове: вечерня, повечерие, утреня, полунощницы, часы; во-вторых, молитвословия, которые составляют содержание Акафистника и Канонника, именно: стихиры, каноны, акафисты, молитвы; в-третьих, Месяцеслов, Пасхалия и те песнопения, которые вкратце печатаются при Месяцеслове - тропари, кондаки; в-четвертых, молитвословия, которые отсутствуют в других богослужебных книгах и содержатся только в Молитвослове, это - службы на всякие прошения. 11. Типикон Эта церковно-богослужебная книга содержит систематическое указание определенного порядка и образа совершения богослужений суточного круга (вечерни, повечерия, утрени, часов, Божественной Литургии), седмичного круга (Октоих), месячного круга (Минея), богослужений святой Четыредесятницы (Триодь Постная) и святой Пятидесятницы (Триодь Цветная). Название "Типикон" эта книга получила от греческого слова - образец. Другое, также распространенное название этой книги - "Устав". На титульном листе Типикона книга озаглавлена: "Типикон, сие есть Устав". Носила эта книга и другие названия. Святой Савва Освященный ( 552 г.), которого предание считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: образец, предание, закон. Представитель другой формы Церковного Устава, так называемого Студийского, - преподобный Феодор Студит (IX в.) назвал свой устав: - отобраз, очерк. Полное заглавие Типикона на первом листе таково: "Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя Лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде послодование бывает и в прочих в Иерусалиме честных обителех, подобие и в прочих святых Божиих Церквах". Это название связывает происхождение нынешнего устава с Лаврой преподобного Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar