Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Защищать преступников. Род социалистического сострадания - их любимая маска

                  

Causa   sui   -   это   самое  вопиющее  из   всех   доселе  выдуманных
самопротиворечий, своего рода логическое насилие и противоестественность; но
непомерная гордость человека довела его  до того, что он страшнейшим образом
запутался  как  раз  в  этой  нелепости.   Желание  "свободы   воли"  в  том
метафизическом, суперлативном смысле, который, к  сожалению, все еще царит в
головах  недоучек, желание самому  нести всю без изъятия ответственность  за
свои поступки, сняв ее с  Бога, с мира, с предков,  со случая, с общества, -
есть  не что  иное, как  желание  быть  той  самой  causa sui и  с более чем
мюнхгаузеновской смелостью вытащить самого себя за волосы в  бытие из болота
Ничто. Но  допустим,  что кто-нибудь  раскусит-таки  мужицкую  простоватость
этого знаменитого понятия "свободная воля" и  выкинет его из своей головы, -
в  таком  случае  я  уж  попрошу  его  подвинуть  еще  на  шаг  дело  своего
"просвещения"  и  выкинуть  из  головы  также  и  инверсию этого  лжепонятия
"свободная  воля";  я  разумею  "несвободную  волю",  являющуюся  следствием
злоупотребления  причиной  и действием.  "Причину" и  "действие" не  следует
овеществлять, как делают натуралисты  (и те, кто  нынче следует их  манере в
области мышления) согласно  с господствующей механистической бестолковостью,
заставляющей причину давить и толкать, пока она не "задействует". "Причиной"
и  "действием"   нужно   пользоваться  как  чистыми  понятиями,  т.  е.  как
общепринятыми фикциями, в целях  обозначения, соглашения, а не объяснения. В
"сущности вещей" (An-sich) нет никакой  "причинной  связи", "необходимости",
"психологической несвободы": там "действие" не следует "за причиной", там не
царит   никакой   "закон".   Это   мы,    только    мы   выдумали   причины,
последовательность,  взаимную  связь, относительность,  принуждение,  число,
закон, свободу, основание, цель; и если мы примысливаем, примешиваем к вещам
этот  мир  знаков как нечто "само по себе", то  мы поступаем снова  так, как
поступали всегда, именно, мифологически. "Несвободная воля" - это мифология:
в действительной жизни дело  идёт только о сильной  и  слабой  воле.  - Если
мыслитель во всякой  "причинной связи" и "психологической необходимости" уже
чувствует  некоторую долю  приневоливания,  нужды, необходимости  следствия,
давления, несвободы, то это почти всегда симптом того, чего  не хватает  ему
самому:  чувствовать  так -  предательство: личность  выдает себя. И вообще,
если верны мои наблюдения,  "несвобода воли" понимается  как проблема с двух
совершенно противоположных сторон, но всегда с глубоко личной точки  зрения:
одни ни за что не хотят отказаться от собственной "ответственности", от веры
в себя, от личного  права  на свои заслуги  (к  этой  категории  принадлежат
тщеславные расы);  другие, наоборот, не хотят  ни за что отвечать, ни в  чем
быть  виновными  и желали бы,  из чувства внутреннего  самопрезрения,  иметь
возможность  сбыть  куда-нибудь самих себя. Последние, если они пишут книги,
имеют  нынче   обыкновение   защищать  преступников;  род  социалистического
сострадания  -  их  любимая маска. И  в  самом деле,  фатализм  слабовольных
удивительно украшается, если он  умеет отрекомендовать себя как "la religion
de la souffrance humaine": это его "хороший вкус".

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar