Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

Вывернет наизнанку его совесть, сузит его ум, сделает его вкус "национальным"

                  

И  у нас, "добрых  европейцев",  бывают часы,  когда мы  позволяем себе
лихую  патриотщину и снова бултыхаемся в  волны  старой любви  и узости  - я
только   что   привел  тому   пример,   -   часы   национального   волнения,
патриотического  нуда  и всякого иного допотопного  преизбытка  чувств.  Умы
более  неповоротливые,  нежели  мы,  могут  справиться  с  тем,  что  у  нас
ограничивается  часами  и разыгрывается в несколько  часов,  только в  более
продолжительные  промежутки   времени,   одни   в   полгода,  другие  в  пол
человеческой жизни, смотря по быстроте и силе, с которой они переваривают  и
совершают свой  "обмен  веществ".  Да, я  мог  бы представить  себе  тупые и
инертные  расы, которым  даже и  в  нашей расторопной Европе понадобилось бы
полвека,  чтобы  превозмочь  такие  атавистические  припадки  патриотщины  и
привязанности к  клочку земли и снова вернуться к разуму, я хочу сказать,  к
"доброму европеизму". И  вот,  покуда  я  распространяюсь  на  тему  об этой
возможности,  мне  приводится   случайно  подслушать  разговор  двух  старых
"патриотов":  оба  они, очевидно, были туговаты  на  ухо,  а потому говорили
очень громко. "Кто думает и знает о философии столько же,  сколько мужик или
член студенческой  корпорации, - сказал один из них,  - тот еще невинен.  Но
что теперь  в  этом!  Теперь  век  масс:  они ползают  на брюхе  перед  всем
массовым. И то же самое  in policitis. Государственный муж, который построит
им новую вавилонскую  башню,  создаст какое-нибудь  чудовищно могущественное
государство, называется у них "великим"  - какая польза в том, что мы, более
осторожные и сдержанные, пока еще не отступаемся  от  старой веры в то,  что
только  великая  мысль   сообщает  величие  делам  и   вещам.  Положим,  что
какой-нибудь государственный человек доведет свой народ до такого положения,
что  ему  придется  с  этих  пор вести "великую  политику", к  чему он плохо
приноровлен и подготовлен от природы: так что он будет вынужден пожертвовать
в угоду новой сомнительной посредственности  своими  старыми и  несомненными
добродетелями, - положим, что  какой-нибудь государственный человек  обречет
свой народ на "рассуждения о политике" вообще,  между тем как этот  народ до
сих пор мог делать нечто лучшее, мог думать о чем-нибудь лучшем и сохранил в
глубине своей души предусмотрительное  отвращение  к беспокойству, пустоте и
шумной  бранчливости народов, действительно любящих рассуждать о политике, -
положим,  что такой государственный  человек  разожжет  заснувшие  страсти и
вожделения  своего народа,  представит  ему его  прежнюю  робость  и желание
оставаться в стороне неким  позорным пятном, вменит ему в вину его  любовь к
иноземному и  тайное стремление к бесконечному, обесценит в его глазах самые
сердечные его  склонности, вывернет  наизнанку  его совесть,  сузит его  ум,
сделает  его  вкус "национальным"  -  как!  разве  государственный  человек,
который  проделал бы  все это, деяния  которого  его  народ принужден был бы
искупать в течение всего своего будущего, если у него есть будущее, -  разве
такой государственный человек велик!" - "Без сомнения! - ответил ему с жаром
другой старый патриот. - Иначе он не мог бы этого сделать! Может  быть, было
безумно желать чего-либо подобного? Но может быть,  все великое было вначале
только безумием!" - "Злоупотребление словами! - воскликнул его собеседник. -
Он  силен!  силен!  силен  и  безумен!  Но  не  велик!"  -  Старики  заметно
разгорячились, выкрикивая таким образом в лицо друг другу свои истины; я же,
чувствуя себя  счастливым, что стою по  ту  сторону всего этого, размышлял о
том, скоро ли  над сильным будет еще  более сильный  господин, и  о том, что
умственное  опошление  одного  народа   уравнивается  тем,  что  ум  другого
становится глубже. -

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar