Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Вещь приблизительно одного ранга с астрологией и алхимией

                  

В  течение  самого  долгого периода  истории человечества,  называемого
доисторическим,  достоинство  или  негодность  поступка  выводились  из  его
следствий: поступок  сам по себе так же мало принимался  во внимание,  как и
его происхождение; как ещё и ныне в Китае заслуги или  позор детей переходят
на  родителей,  так и  тогда  обратно действующая  сила  успеха  или неудачи
руководила  человеком  в  его одобрительном  или неодобрительном суждении  о
данном  поступке.  Назовём этот период  доморальным  периодом  человечества:
императив  "познай  самого  себя!"  был  тогда  ещё неизвестен.  Наоборот, в
последние  десять  тысячелетий  на  некоторых больших  пространствах  земной
поверхности люди шаг за шагом дошли до того, что предоставили решающий голос
о  ценности поступка уже  не  его  следствиям, а его происхождению:  великое
событие  в  целом,  достойная  внимания  утончённость  взгляда  и  масштаба,
бессознательное следствие господства  аристократических достоинств и веры  в
"происхождение",  признак периода, который в более тесном смысле слова можно
назвать моральным,  -  первая попытка самопознания сделана. Вместо следствий
происхождение:   какой   переворот   перспективы!   И,  наверно,  переворот,
достигнутый только после долгой борьбы и колебаний!  Конечно,  новое роковое
суеверие,  характерная  узость  толкования  достигла  именно благодаря этому
господства: происхождение  поступка  истолковывалось  в  самом  определённом
смысле, как происхождение из намерения, люди пришли к единению в вере, будто
ценность  поступка заключается в ценности  его намерения. Видеть в намерении
всё,  что  обусловливает  поступок, всю  его предшествующую  историю  -  это
предрассудок, на котором основывались  почти до  последнего времени на земле
всякая моральная похвала, порицание, моральный суд, даже философствование. -
Но не пришли ли мы  нынче  к необходимости решиться ещё раз  на  переворот и
радикальную перестановку всех ценностей, благодаря  новому самоосмыслению  и
самоуглублению человека,  - не стоим ли мы на рубеже того  периода,  который
негативно  следовало бы  определить  прежде всего как  внеморальный:  нынче,
когда,  по крайней мере среди нас, имморалистов, зародилось подозрение,  что
именно  в том,  что непреднамеренно в данном  поступке,  и  заключается  его
окончательная  ценность и что  вся его намеренность,  всё,  что в нём  можно
видеть,  знать,  "сознавать",  составляет ещё  его поверхность  и  оболочку,
которая, как  всякая  оболочка,  открывает  нечто, но  ещё  более  скрывает?
Словом,  мы полагаем,  что намерение есть только  признак,  симптом, который
надо  сперва истолковать,  к тому же  признак, означающий слишком многое,  а
следовательно, сам по себе почти ничего  не значащий, - что мораль в прежнем
смысле, стало быть, мораль намерений, представляла собою предрассудок, нечто
опрометчивое, быть может, нечто предварительное,  вещь приблизительно одного
ранга с  астрологией и алхимией, но во всяком случае нечто такое, что должно
быть преодолено. Преодоление морали, в известном смысле даже самопреодоление
морали  -  пусть это  будет  названием  той  долгой  тайной  работы, которая
предоставлена  самой тонкой,  самой честной  и вместе с  тем  самой  злобной
современной совести как живому пробному камню души. -

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar