Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 7

Совсем новый род свободомыслия


            

Из этих четырех  покушений первое имело  исключительный успех. Шум,  им
вызванный, был во всех отношениях  великолепен.  Я коснулся  уязвимого места
победоносной  нации -  что  ее  победа  не культурное  событие,  а возможно,
возможно,  нечто совсем другое... Ответы приходили со всех сторон,  и отнюдь
не только от старых  друзей Давида Штрауса, которого я сделал посмешищем как
тип  филистера  немецкой  культуры  и  satisfait,  короче,  как  автора  его
распивочного евангелия о "старой и новой вере" ( - слово "филистер культуры"
перешло из моей книги в разговорную речь). Эти старые друзья, вюртембержцы и
швабы,  глубоко уязвленные  тем, что  я нашел смешным их чудо,  их  Штрауса,
отвечали  мне  так  честно  и  грубо,  как  только  мог  я  желать; прусские
возражения  были  умнее  -  в  них  было больше  "берлинской  хмели".  Самое
неприличное  выкинул  один лейпцигский листок,  обесславленные "Grenzboten";
мне  стоило  больших  усилий  удержать возмущенных базельцев от  решительных
шагов. Безусловно  высказались  за  меня  лишь несколько  старых господ,  по
различным  и  отчасти необъяснимым  основаниям.  Между  ними  был Эвальд  из
Гёттингена,  давший  понять,  что мое нападение  оказалось  смертельным  для
Штрауса. Точно так же высказался старый гегельянец Бруно Бауэр, в котором  я
имел с  тех пор  одного  из  самых внимательных моих читателей. Он любил,  в
последние годы  своей  жизни, ссылаться на меня, чтобы намекнуть,  например,
прусскому историографу господину  фон  Трейчке,  у  кого  именно  мог  бы он
получить    сведения   об    утраченном   им   понятии   "культура".   Самое
глубокомысленное и  самое  обстоятельное  о  моей  книге  и ее  авторе  было
высказано   старым  учеником  философа  Баадера,  профессором   Гофманом  из
Вюрцбурга.  По  моему сочинению он  предвидел для  меня великое назначение -
вызвать  род кризиса  и  дать  наилучшее  разрешение  проблемы  атеизма;  он
угадывал во  мне самый инстинктивный и самый беспощадный тип атеиста. Атеизм
был тем,  что привело меня к Шопенгауэру. -  Лучше всего была выслушана и  с
наибольшей  горечью  воспринята  чрезвычайно сильная и  смелая защитительная
речь обыкновенно столь мягкого Карла Гиллебранда, этого последнего немецкого
гуманиста, умевшего  владеть  пером. Раньше его статью  читали в "Augsburger
Zeitung", а теперь ее можно прочесть, в несколько более  осторожной форме, в
собрании  его  сочинений.  Здесь  моя  книга представлена как  событие,  как
поворотный  пункт,  как   первое  самосознание,  как  лучшее  знамение,  как
действительное   возвращение  немецкой  серьезности  и  немецкой  страсти  в
вопросах  духа.  Гиллебранд  был полон  высоких  похвал форме сочинения, его
зрелому  вкусу,  его  совершенному  такту в различении личности  и вещи:  он
отмечал  его  как  лучшее полемическое  сочинение,  написанное по-немецки  -
именно  в  столь опасном  для  немцев  искусстве, как полемика,  которое  не
следует  им рекомендовать.  Безусловно утверждая, даже  обостряя  то, что  я
осмелился сказать о  порче языка в Германии (теперь они разыгрывают пуристов
и  не  могут уже  составить предложения), высказывая  такое  же  презрение к
"первым писателям"  этой нации, он кончил выражением своего  удивления моему
мужеству, тому "высшему мужеству, которое приводит любимцев народа на скамью
подсудимых"... Последующее влияние этого сочинения  совершенно  неоценимо  в
моей жизни. Никто с тех пор не спорил со мною. Теперь все молчат обо мне, со
мною обходятся  в  Германии с угрюмой осторожностью: в течение  целых лет  я
пользовался безусловной свободой слова, для которой ни у  кого, меньше всего
в  "Империи",  нет достаточно свободной руки.  Мой рай  покоится "под  сенью
моего  меча"...  В  сущности  я  применил  правило  Стендаля:   он  советует
ознаменовать  свое  вступление  в общество  дуэлью. И какого я  выбрал  себе
противника!  первого  немецкого  вольнодумца!.. На  деле  этим  был  впервые
выражен совсем новый род свободомыслия; до сих пор нет для меня ничего более
чуждого  и менее  родственного,  чем вся европейская  и американская species
"libres   penseurs".  С  ними,  как   с   неисправимыми  тупицами  и  шутами
"современных идей", нахожусь  я  даже  в более  глубоком  разногласии, чем с
кем-либо   из   их   противников.   Они  тоже   хотят  по-своему  "улучшить"
человечество, по собственному образцу; они вели бы непримиримую войну против
всего, в чем выражается мое Я, чего я  хочу, если предположить, что они  это
поняли бы, - они еще верят совокупно в "идеал"... Я первый имморалист. -

Фридрих Ницше"Ecce Homo, как становятся самим собой"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar