- 05.11.2013
- 957 Просмотров
- Обсудить
Взаимно воздерживаться от оскорблений, от насилия и эксплуатации,
соразмерять свою волю с волею другого - это можно считать в известном грубом
смысле добронравием среди индивидуумов, если даны нужные для этого условия
(именно, их фактическое сходство по силам и достоинствам и принадлежность к
одной корпорации). Но как только мы попробуем взять этот принцип в более
широком смысле и по возможности даже сделать его основным принципом
общества, то он тотчас же окажется тем, что он и есть, - волей к отрицанию
жизни, принципом распадения и гибели. Тут нужно основательно вдуматься в
самую суть дела и воздержаться от всякой сентиментальной слабости: сама
жизнь по существу своему есть присваивание, нанесение вреда, преодолевание
чуждого и более слабого, угнетение, суровость, насильственное навязывание
собственных форм, аннексия и по меньшей мере, по мягкой мере, эксплуатация,
- но зачем же постоянно употреблять именно такие слова, на которые клевета
наложила издревле свою печать? И та корпорация, отдельные члены которой, как
сказано ранее, считают себя равными - а это имеет место во всякой здоровой
аристократии, - должна сама, если только она представляет собою живой, а не
умирающий организм, делать по отношению к другим корпорациям всё то, от чего
воздерживаются её члены по отношению друг к другу: она должна быть
воплощённой волей к власти, она будет стремиться расти, усиливаться,
присваивать, будет стараться достигнуть преобладания, - и всё это не в силу
каких-нибудь нравственных или безнравственных принципов, а в силу того, что
она живёт и что жизнь и есть воля к власти. Но именно в этом пункте труднее
всего сломить общие убеждения европейцев; теперь всюду мечтают, и даже под
прикрытием науки, о будущем состоянии общества, лишенном "характера
эксплуатации", - это производит на меня такое впечатление, как будто мне
обещают изобрести жизнь, которая воздерживалась бы от всяких органических
функций. "Эксплуатация" не является принадлежностью испорченного или
несовершенного и примитивного общества: она находится в связи с сущностью
всего живого, как основная органическая функция, она есть следствие
действительной воли к власти, которая именно и есть воля жизни. - Положим,
что как теория это новость, - как реальность это изначальный факт всяческой
истории; будем же настолько честны по отношению к себе! -
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.