Меню
Назад » » 2013 » ОКТЯБРЬ » 12

Происхождение нашего понятия “познание”





Происхождение нашего понятия "познание”. 
      Я беру это объяснение с улицы; я слышал, как кто-то из народа говорил: "Он меня опознал”, - я спросил себя при этом: что, собственно, понимает народ под познанием? Чего он хочет, когда он хочет "познания”? Ничего иного, кроме того, чтобы свести нечто чужое к чему-то знакомому.А мы, философы, — разве мы понимаем под познанием нечто большее? Знакомое — значит: все, к чему мы привыкли, так что и не удивляемся больше этому, — наша повседневность, какое-нибудь правило, в котором мы застреваем, все и вся, в чем мы чувствуем себя как дома, — как? разве наша потребность в познании не есть именно эта потребность в знакомом? воля — среди всего чужого, непривычного, сомнительного обнаружить нечто такое, что не беспокоит нас больше? Не должно ли это быть источником страха— то, что велит нам познавать? Не должно ли ликование познающего быть ликованием как раз по случаю вновь обретенного чувства уверенности? Этот философ воображал, что он "познал” мир, когда свел его к "идее”: ах, разве это случилось не потому, что ему была так знакома, так привычна "идея”? что он так мало уже страшился "идеи”? — О, это довольство познающих! по нему пусть и судят об их принципах и решениях мировой загадки! Если они вновь найдут в вещах, под вещами, за вещами нечто такое, что нам, к сожалению, весьма знакомо, например нашу таблицу умножения, или нашу логику, или нашу волю и влечение, — радости их нет конца! Ибо "то, что опознано, — познано” — в этом они единодушны. Даже наиболее осторожные среди них полагают, что, по крайней мере, знакомое легче познать,чем чужое; к примеру, методически предписывается исходить из "внутреннего мира”, из "фактов сознания”, так как они представляют более знакомый нам мир!Заблуждение заблуждений! Знакомое есть привычное, а привычное труднее всего "познавать”, т. е. видеть в нем проблему, т. е. видеть его чужим, отдаленным, "вне нас самих”… Великая уверенность естественных наук по сравнению с психологией и критикой основ сознания — неестественными науками, как почти что можно было бы сказать, — покоится именно на том, что они берут чужое как объект: между тем желание принимать за объект вообще не чужое есть едва ли не полное противоречий и бессмысленное занятие…

Фридрих Ницше. ВЕСЕЛАЯ НАУКА ("la gaya scienza”)



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar