- 07.11.2013
- 977 Просмотров
- Обсудить
КАЗУС ВАГНЕР
Проблема музыканта
Чтобы отнестись справедливо к этому сочинению, надо страдать от судьбы
музыки как от открытой раны. Отчего страдаю я, страдая от судьбы музыки? -
Оттого, что музыка лишена своего миропрославляющего, утверждающего
характера, - оттого, что она сделалась музыкой decadence и уже перестала
быть свирелью Диониса... Но если кто-нибудь, подобно мне, чувствует в деле
музыки собственное дело, историю собственных страданий, то он найдёт это
сочинение всё ещё слишком снисходительным, слишком мягким. Быть весёлым в
таких случаях и добродушно высмеивать попутно самого себя - ridendo dicere
severum, - где verum dicere оправдало бы всякую суровость, - это сама
гуманность. Кто собственно сомневается в том, что я, как старый артиллерист,
могу выкатить против Вагнера моё тяжёлое орудие? - Всё решительное в этом
деле я оставил при себе - я любил Вагнера. - Впрочем, в смысле и на пути
моей задачи лежит нападение на более тонкого "незнакомца", которого другой
не легко разгадает - о, мне предстоит открыть ещё совсем иных "незнакомцев",
чем какого-то Калиостро музыки, - и конечно же более сильное нападение на
становящуюся в духовном отношении всё более и более трусливой и бедной
инстинктами, всё более и более делающуюся почтенной немецкую нацию, которая
с завидным аппетитом продолжает питаться противоположностями и без
расстройства желудка проглатывает "веру" вместе с научностью, "христианскую
любовь" вместе с антисемитизмом, волю к власти (к "Империи") вместе с
evangile des humbles... Это безучастие среди противоположностей! Эта
пищеварительная нейтральность и это "бескорыстие"! Этот здравый смысл
немецкого нёба, которое всему даёт равные права, - которое всё находит
вкусным... Без всякого сомнения, немцы - идеалисты... Когда я в последний
раз посетил Германию, я нашёл немецкий вкус озабоченным предоставлением
равных прав Вагнеру и трубачу из Зэкингена; я сам был свидетелем того, как в
Лейпциге, в честь самого настоящего и самого немецкого музыканта в старом
смысле слова, а не только в смысле имперского немца, мейстера Генриха Шютца,
был основан ферейн Листа с целью развития и распространения извилистой
церковной музыки... Без всякого сомнения, немцы - идеалисты...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.