Меню
Назад » » 2012 » ФЕВРАЛЬ » 10

НЕВИННОСТЬ (7)




ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ



















     НЕВИННОСТЬ


 

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра (9)
...моей воли; и если есть невинность в моем познании, то потому, что есть в нем воля к рождению. Прочь от Бога и богов тянула меня эта ...




Невинность, картина В. Бугро. 
Ягнёнок и маленький ребёнок — 
символы невинности.
Н.М.Карамзин (205)
...здесь она еще не омрачилась; Невинностью своей пленяла все сердца. 2 И на земле она, как ангел, улыбалась: Что ж там, на небесах?

Александр Александрович Бестужев (3)
...бессмысленных блуждая И звоном золота невинность заглушая, Для сильных стал весы Фемиды уклонять, По правде белое — по форме черным звать? И в справках вековых, в сношениях ...

Затем Мария упоминается при описании случая, когда в возрасте 12-ти лет Иисус при поездке в Иерусалим отправился в Иерусалимский храм и общался со священниками (см. Иисус среди учителей).
При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа дева Мария упоминается как присутствовавшая на браке в Кане Галилейской. Некоторое время она была вместе с сыном в Капернауме. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Только в этих двух евангельских эпизодах (Ин.2:4, Ин.19:26) приводится личное обращение Иисуса к Марии , но Он не называет её при этом матерью, а женщиной (гр. γυναι, gúnai). Матерью Он называет её лишь однажды, но не Своей, а ученика (Иоанна) в Ин.19:27: «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!». Больше упоминаний в Новом Завете о Марии нет. В Деяниях святых апостолов не указывается, была ли Дева Мария даже в день Пятидесятницы среди апостолов, когда на них сошёл Святой Дух в виде огненных языков. Православные теологи отвечают отрицательно, считая, что Святой Дух всесовершенно и неотступно уже пребывал на Деве Марии со дня её Благовещения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35).

Успение Богородицы, Гробница Богородицы
Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Церковное предание, основываясь на апостольских Деяниях считает, что Богородица после Вознесения оставалась в Иерусалиме вместе с другими учениками Христа, ожидая обещанного им схождения Святого Духа: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14). Также, согласно преданию, на Богородицу как и на апостолов в день Пятидесятницы сошёл Святой Дух в образе огненных языков.
Согласно православному преданию в годы своей земной жизни Дева Мария совершила путешествие на Кипр к Лазарю. По дороге её корабль был бурей прибит к горе Афон, где она проповедовала среди язычников, обращая их в христианство. Отплывая от Афона, Богородица произнесла благословение этому месту: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нём с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нём».
Почитание Богородицы первыми христианами подтверждается наличием её изображений III века в римских катакомбах, где христиане совершали богослужения, скрывались от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения, Девы Марии (фрески Киметерия Присциллы, «Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», «Поклонение волхвов» и другие). Эти фрески и изображения носят ещё античный характер. Черты аскетизма в них отсутствуют, подчёркнута сила и значительность материнского тела, особо выделены и подчёркнуты выразительные чёрные глаза. Окончательное решение вопроса о почитании Богородицы было принято в 431 году Третьим вселенским собором в контексте осуждения ереси Константинопольского патриарха Нестория (считал Деву Марию не Богородицей, а Христородицей).

Православное почитание Богородицы берёт своё начало от её византийского культа, средоточием которого был Константинополь. 11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи и посвятил Новый Рим Пресвятой Богородице. Этот праздник известен под названием «обновление Царьграда» и его тропарь звучит так: «Град Богородице предает и посвящает свое начало Божией Матери, от Которой он берет силу свою и долговечие, Которой хранится и укрепляется, и взывает к Ней: Радуйся, надежда всех концев земли». Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии.
Археологические раскопки выявили в Константинополе около 200 церквей, посвящённых Богоматери, главные из которых это церковь Богородицы Кириотиссы и монастырь Богородицы Одигитрии, а также храм во Влахерне, храм в Халкопратии и церковь «Живоносный источник» («Зоодохос Пиги»).
По некоторым православным преданиям, Богородица участвовала в распределении земель между апостолами по жребию, на которые они должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Иверия (Грузия), с которой она оказалась впоследствии мистически связанной через Иверскую икону.

Богородичные праздники
Из двунадесятых праздников («Додекаортон») Богородице посвящено четыре (в скобках даты по юлианскому календарю):
Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября)
Введение во храм Пресвятой Богородицы — «Изодос», 4 декабря (21 ноября)
Благовещение Пресвятой Богородицы — «Евангелизмос», 7 апреля (25 марта)
Успение Пресвятой Богородицы — «Кимезис», 28 августа (15 августа)
В число Богородичных праздников также входят:
Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, 22 сентября (9 сентября)
Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии, 22 декабря (9 декабря)
Успение праведной Анны, 7 августа (25 июля)
Собор Пресвятой Богородицы — «Синакси», 8 января (26 декабря)
Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября (1 октября)
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 15 июля (2 июля)
Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии, 13 сентября (31 августа)
Среди переходящих праздников Богородице посвящено два:
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 году, 5-я суббота Великого Поста
Обновление храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе, день освящения собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес, пятница Светлой седмицы
Кроме перечисленных выше в число Богородичных праздников входят многочисленные праздники, посвященные чудотворным и чтимым иконам Божией Матери.

Во все Богородичные праздники, а также в дни памяти Богородичных икон священно- и церковнослужители используют богослужебные облачения голубого цвета, который символизирует высшую чистоту и непорочность. Также в указанные дни этот цвет используется для одежд престола, жертвенника, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии.
В литургии марианский культ сфокусирован в проскомидии. Важнейшие тексты о Богородице находятся в анафоре. При торжественном каждении поется «Величание Богородицы» («Мегалинарион»). В литургии святого Иоанна Златоуста это песнь «Достойно есть» («Аксион эстин»), а в литургии святого Василия Великого — «О Тебе радуется» («Эпи си хари»). Ежедневно на вечерне читатются два Богородичных тропаря, «Под Твою милость» и «Богородице Дево». Кроме того, Пресвятой Богородице посвящено множество акафистов и гимнов (например, широко известный гимн «Агни Парфене»), а также не используемые в храмовом богослужении канты и колядки.
В седмичном круге богослужения среда, пятница и воскресенье особо посвящены Богородице.
Хотя византийская Церковь не отмечала день Скорбящей Божьей Матери, в Страстную пятницу на малом повечерии отправлялось песнопение, составленное в X веке Симеоном Логофетом, называвшееся «крестобогородичным» («ставротеотокион») или «Плач Пресвятой Богородицы».
В византийском апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», получившем распространение на Руси, Богородица испрашивает для осуждённых грешников в аду некоторое облегчение их участи.

Удел Богородицы
Согласно православному Преданию на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы и всего их четыре, это Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Явления Девы Марии
С первых веков христианства по настоящее время происходят многочисленные явления Девы Марии, которым посвящено множество книг, почитаемых икон, монастырей, памятных знаков. В Православной церкви в память о некоторых явлениях устраиваются крестные ходы с выносом икон, распространяется литература о явлениях Богородицы, составляются особые молитвы.
Явления и откровения Богородицы были подвижникам и простым людям — как явные, так и во сне. К наиболее известным в Православной церкви относятся:
1 октября 910 года — в Влахернском храме в Константинополе Андрею Юродивому. В честь данного явления в установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы (отмечается преимущественно в Русской церкви).
1155 год — явление благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, который повелел написать Боголюбскую икону Божией Матери в память этого события
1385 год — явление преподобному Сергию Радонежскому. В память явления установлен праздник и написана икона.
25 ноября 1825 года — явление преподобному Серафиму Саровскому.

Отличительной чертой почитания Марии в католицизме является догмат о её Непорочном зачатии, который подразумевает, что Мария была зачата естественным образом от обычных родителей Иоакима и Анны, но в момент зачатия с неё особой милостью Божией был снят первородный грех.
Согласно католическому догмату о вознесении Девы Марии, провозглашённому «ex cathedra» папой Пием XII в 1950 году, за Успением девы Марии последовало её Вознесение в небесную славу телом и душой. Наряду с термином «Вознесение девы Марии» по отношению к этому догмату (а также празднику Успения) используется название «Взятие Марии в небесную славу».
В 90-х XX века профессор Марк Миравэлл из францисканского университета в США подал Папе Иоанну Павлу II петицию о признании за Марией статуса coredemptrix («Соискупительницы»). Эта инициатива была скреплена более чем 6 миллионами подписей из 148 стран, в том числе 42 кардиналов и 550 епископов, но была отвергнута Ватиканом.

Древнейшими свидетельствами интереса, проявленного римскими христианами к Марии, являются две фрески II и III веков, находящиеся в катакомбах святой Присциллы в Риме. В число наиболее известных писателей и Отцов Церкви, говоривших о Марии, входят Тертуллиан, святые Иларий Пиктавийский, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Григорий Великий, Пётр Хризолог и Ильдефонс Толедский. Их творения сильно повлияли на формирование богослужения, а некоторые гимны, например, святых Амвросия или Венанция Фортуната, и анафоры поныне являются одними из наиболее красивых текстов латинского богослужения.

Древнейшим богородичным праздником, отмечаемым в Риме, было торжество Пресвятой Богородицы (1 января), завершающее октаву Рождества. Между 550 и 595 г. в этот день стала совершаться особая литургия в честь девственности Марии. В VII веке появился обычай посвящения Марии среды и пятницы после третьего воскресенья Адвента. В XIX веке в церковный календарь был внесён праздник почитания Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемый на тринадцатый день после Дня святой Троицы. В XX веке установился обычай почитать Непорочное Сердце Марии по первым субботам месяца.
Реформа Второго Ватиканского собора, где в конституции от 21 ноября 1964 Марии были даны титулы Advocate, Auxiliatrix, Adjutrix и Mediatrix («Защитница», «Заступница», «Помощница» и «Посредница»), упорядочила богородичные праздники для всей латинской Церкви, установив фиксированные даты торжеств и праздников, посвящённых Марии:
1 января — Торжество Пресвятой Богородицы;
2 февраля — Сретение (Очищение Марии);
11 февраля — праздник Девы Марии Лурдской;
25 марта — Благовещение;
13 мая — праздник Девы Марии Фатимской;
31 мая — Посещение Марией Елизаветы;
15 августа — Успение (Вознесение Богоматери);
8 сентября — Рождество Богородицы
15 сентября — день Девы Марии Скорбящей;
7 октября — праздник Девы Марии Розария
8 декабря — Непорочное зачатие Девы Марии
12 декабря — праздник Девы Марии Гваделупской.
Также в традиции латинской Церкви начиная с реформы Алкуина существует обычай посвящения Марии субботы. Этот обычай быстро распространился по всей Западной Европе и сохранился до наших дней. Непорочное Сердце Марии почитается на тринадцатый день после праздника Троицы, а также по первым субботам каждого месяца. Марии посвящены также месяцы май и октябрь. Первое свидетельство посвящения мая есть в «Кантиках» короля Альфонса X Мудрого.

Многие иконы и статуи Девы Марии почитаются верующими и считаются чудотворными. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и в мексиканском городе Халиско. Другой известной мексиканской образом является Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых образов выделяются Ченстоховская икона Божией Матери (Ченстохова, Польша) и Остробрамская икона Божией Матери (Вильнюс, Литва). Все эти города, наряду с такими местами где считается были явления Богородицы, как Лурд и Фатима, служат объектами массовых паломничеств.
В Италии почитается Святой Дом в городе Лорето, который, по преданию, был домом, где жила Дева Мария, и который в XIII веке был перенесён в Италию. С паломничествами в Лорето связано имя Лоретанской литании — самой известной литании, посвящённой Богородице.

Древнейшим памятником богослужебного произведения является римское свидетельство 215 г. «Апостольское Предание», в котором содержится текст очень древней «Анафоры пресвитера Ипполита», использовавшейся в Риме. В этой анафоре во время благодарения Мария упоминается дважды как матерь Спасителя. Важным событием для развития почитания Богородицы на Западе был Эфесский собор 431 г. и его постановление о богоматеринстве Марии. Сразу после Собора Папа Сикст III посвятил Марии римскую базилику на Эсквилинском холме. Позже этот храм стал называться «Блаженной Девы Марии Великой».
В латинском обряде, где Мария имеет иную, чем в православии титулатуру (Regina — «Царица», Stella maris — «Звезда моря» и др.), читаемая в последовании Часов евангелическая песнь Марии «Величит душа моя Господа» («Магнификат») с V в. стала венчать Вечерню, но особую роль играет знаменитое «Ave Maria». Помимо прочего, антифоны «Hodie» были предписаны для Вознесения и, в позднейшее время, на Непорочное Зачатие. В обновлённом после II Ватиканского Собора богослужении последний антифон был изменён.
Другая ежедневная молитва римского «Последования Часов» — это завершающие антифоны, посвящённые Марии. Они возникли в основном в XI и XII в., а в XIII в. стали неизменным завершением всех Часов. Со временем они были разделены в зависимости от литургического времени года. Существуют богородичные антифоны «Alma Redemptoris Mater» («Благая Матерь Искупителя»), «Ave Regina coelorum» («Радуйся, Царица небес»), «Regina coeli»(«Царица небесная»), «Salve Regina» («Славься Царица») и древний антифон «Sub tuum praesidium» («Под Твою защиту»). В евхаристической литургии Мария почитается, прежде всего, как давшая Иисусу человеческое тело, что было выражено в средневековом гимне: «Ave verum Corpus, natum de Maria Virgine…» («Радуйся истинное Тело, рождённое от Марии Девы…»). 15 августа 1986 г. было издано и провозглашено в Риме «Собрание месс о Пресвятой Деве Марии» («Collectio missarum de Beata Maria Virgine»). Эта единственная в своём роде публикация содержала 46 чинопоследований литургии о Марии, в которых даны её разнообразные формы почитания.
Одним из авторитетных и целостно высказывающихся о богослужебном и внебогослужебном почитании Марии документов является пастырская конституция Павла VI «Marialis cultus» от 2 февраля 1974 г.
Внелитургические формы почитания Марии включают молитвы «Ангел Господень», Розарий, «Stabat mater» и так называемую Лоретанскую литанию.

В Католической церкви также почитаются явления Девы Марии — наиболее известные из них:
352 — базилика Санта Мария Маджоре в Риме;
1214 — святому Доминику с вручением ему розария;
1531 — мексиканскому индейцу Хуану Диего Куаухтлатоатцину;
1830 — святой Екатерине Лабуре в Париже, в храме на Рю де Бак;
1846 — двум молодым пастухам — Мелани Кальва и Максимену Жиро во французском Ла-Салетт;
11 февраля 1858 — Бернадетте Субиру в Лурде (Франция). 25 марта были произнесены слова «Я есмь Непорочное зачатие»;
13 мая — 13 октября 1917 — трём португальским детям в Фатиме;
Следует отметить, что получившие большой общественный резонанс явления Богородицы во второй половине XX века в испанском Гарабандале и боснийском Меджугорье Католической церковью истинными не признаны, хотя в частном порядке верующим таковыми их считать не возбраняется.

В Средние века Мария представала на иконах и мозаиках как воинственная, несокрушимая мощь в заступничестве за людей. В католическом мире Богородица под влиянием фольклора и некоторых языческих традиций в раннем и среднем Средневековье являла из себя олицетворение природы, богини матери, первое явление райской, преображённой природы. Отсюда пошла традиция изображать Мадонну среди природы: «Мадонна смирения», где Мадонна сидит на земле среди цветов, «Мадонна на земляничной грядке» и т. д. В легенде о Теофиле, возникшей в XIII веке в Византийской империи, но ставшей особо популярной в Западной Европе, в частности во Франции (горельефы тимпана Нотр-Дам в Париже, драматическое «действо о Теофиле», написанное Рютбёфом), рассказывается о юноше, состоявшем на службе у епископа. Он, устав от тягот жизни, продал свою душу дьяволу, и тем самым сделал быструю карьеру, однако раскаялся и обратился за помощью к Марии, которая отобрала расписку Теофила у дьявола. Отсюда пошёл мотив о Марии как о защитнице христиан. На эту тему в 1506 году да Монтерубиано написал картину, на которой изображена Мария, грозящая палицей бесу, который в свою очередь пытается вырвать из-под её покровительства ввереного ей отрока.
Западноевропейская иконопись в годы Средневековья постепенно изменяла стиль изображения Мадонны, в итоге её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой (С. Ботичелли, «Магнификат»). В Италии во время Ренессанса Мадонну наделили чертами античного стоического идеала невозмутимости (А. Мантенья, «Сретение»), пока в Северной Европе на фоне Реформации и протестантизма её приближают и вводят в картинах в традиционную обстановку бюргерства XVI века. Например, на картине Г. Давида Мария кормит младенца с ложечки. Рафаэль придал Мадонне черты античного и христианского элементов. В его шедеврах образ Мадонны строится на балансе земной красоты и величавого целомудрия, уюта и парадности («Мадонна в зелени», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна»). Такой стиль изображения мадонны на иконах, фресках, в скульптуре, в мозаике просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

Почитание Девы Марии противоречит основному постулату Реформации — единоспасающей вере, исключающей любых посредников между Богом и человеком. Тем не менее Мартин Лютер еще признавал приснодевство Марии и даже возможность её заступничества перед Богом, и почитание некоторых богородичных праздников сохранялось в лютеранстве вплоть до эпохи Просвещения.
Однако уже Ульрих Цвингли отвергал возможность молитвенного обращения к Богородице, самым же решительным противником её почитания стал Жан Кальвин, считавший его идолослужением, поэтому в швейцарской Реформации оно угасло достаточно быстро.
Н. А. Некрасов Т. 2 (2)
...ребенком попала в Париж, Потеряла невинность и совесть, Научилась белиться и лгать И явилась в наивное царство: Ты слыхала, легко обирать Наше будто богатое барство.

Логос (234)
...одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого ...

Поскольку, согласно несторианству, рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси Христа, но не к божественной ипостаси, термин «богородица» в несторианстве считается богословски некорректным и допустимым только с оговорками. Несторий, смягчая резкость выдвинутого им проповедника Анастасия, не предложил термин «человекородица». Но он и не отверг этого термина. Признал его только неполным. Вместо него предложил более полное наименование: Христородица. По Несторию, имя Богородицы неточно, потому что оно порождает мысль, будто само Божество Христово получило свое начало от Девы Марии. По Несторию, ту мысль, что Христос и от зачатия был Богом, лучше было бы обозначать словом Богоприимица — θεοδόχος. Ведь и всякая мать рождает только тело, а душа от Бога. Таким образом, и простая мать не душеродица, — ψυχοτόκος. Однако за пределами догматических рассуждений, в литургическом словоупотреблении, Несторий термин «Богородица» допускал.

В литургическом календаре Западно-сирийской Церкви особую роль занимает Христос и тайны Церкви и святых, поэтому Богородица почитается в этой тройной перспективе. Древнейшие праздники практически тождественны с праздниками Восточно-сирийской Церкви. В отдельные воскресенья вспоминаются Благовещение, посещение святой Елизаветы и благовещение святому Иосифу. Богородичные тексты Западно-сирийской Церкви основаны главным образом на поэзии святого Исаака Сирина и Иакова Серугского. В литургии есть, например, такой текст Иакова Серугского:
«Явилась Отроковица и […] старица, утро и вечер встретились в лобзании. Мария есть утро, несущее Солнце Правды. Елизавета же — вечер, несущий звезду света. Пришло утро и приветствовало вечер, подругу свою, а вечер взволновался, видя, что принял лобзание от утра. Молодая Дева была благоразумна, была смиренна, старица же, едва приняв Её, почтила Её как Мать. И как звезда не могла принять Солнце, то при появлении Его взволновалась и радостно взыграла».
Есть ещё 3 праздника, отмечающиеся как в Западно-сирийской, так и в Восточно-сирийской Церкви. 15 января празднуется день «Владычицы нашей семянной», в которой Богородица сравнивается с «благословенным полем, из которого произрос колос благословения (Христос), насыщающий алчущий мир». 15 мая отмечается праздник «Нашей Владычицы колосьев». В литургии в этот день Богоматерь также сравнивается с полем, дающим «Хлеб жизни». 15 августа справляется соединённое с Успением торжество «Богоматери-покровительницы лозы и винограда», где Богородица отождествляется с «прекрасной лозой, давшей миру божественную гроздь, от Неё же вино напояет вселенную». В этот же день подчёркивается прославление Богородицы в тайне Вознесения и смерть Её была блаженной. По традиции Богородица была похоронена в Гефсимании между Иерусалимом и Елеонской горой. Торжества сугубо Западно-сирийской Церкви — это два «Праздника поздравлений» с Рождеством Сына, дата которых правда такая же, как и в Восточно-сирийской Церкви — 26 декабря, и с его Воскресением. Другой богородичный день справляется 15 июня — тогда вспоминается освящение первого храма в честь Пресвятой Девы, но сирийские литургические календари не уточняют названия этой церкви.

У коптов почитание Марии уходит корнями в позднюю античность. Один из первых храмов в честь Богородицы был построен в Александрии, и особую роль в распространении марианского культа сыграл александрийский патриарх Кирилл в V в. Копты считают, что из всех земель Богородица особенно возлюбила Египет, потому что по традиции именно здесь Святое семейство нашло прибежище во время гонения Ирода. Исследователь коптской Церкви Дж. Джамберардини из-за неоднородности коптских богородичных праздников предложил поделить их на 4 группы:
праздники освящения церквей Богородицы. Количество этих праздников очень велико, к числу важнейших принадлежат освящения храмов в Филиппии, считающегося первым храмом в честь Марии в мире, в Атрибе (оба — 28 июня), церкви Владычицы нашей Каппадокийской (4 сентября) и в Даир аль-Мухарраке (15 ноября);
общие праздники Иисуса и Марии, в том числе Приход Святого семейства в Египет 19 мая;
память Успения, празднуемая 21 числа каждого месяца;
праздники, общие с другими Восточными Церквями.
В то же время среди Восточных Церквей коптская Церковь — единственная, где есть особый богородичный месяц — «киак», приходящийся на декабрь.

Марониты любят соединять образ Марии с библейскими текстами о «горах и кедрах Ливана», а многие ливанские церкви были возведены в честь Благословенной Девы, тогда как на вершинах некоторых гор видны большие статуи Марии. Среди маронитских праздников выделяются обручение Марии и Иосифа (30 сентября) и праздник Мистической Розы (первое воскресенье октября), а самой Марии посвящены 3 месяца — август, май и октябрь. Богоматерь предстаёт как «добрая земля, из которой произросло благословенное древо», «гора, на которой горит Божий огонь», «новый Ноев ковчег», «брачный чертог, в котором поселился Тот, Кого не могут объять небо и земля», «Ковчег Завета», «соль очищенная, которая вкусом своим исправляет человечество, растленное грехом» и так далее.

Свидетели Иеговы веруют, что Мария является матерью Иисуса Христа и что она зачала его непорочно. Поскольку они считают Иисуса Христа Сыном Божьим, но не Всемогущим Богом, поэтому они не считают Марию Богородицей[40] Они веруют, что христиане должны молиться только Богу Отцу, но не Марии.

Мариам (мать Исы)
В исламе Мария рассматривается как девственная мать пророка Исы. О ней написано в Коране, в суре Мариам (араб. سورة مريم‎‎).
Мария, мать Иисуса, упоминается в Коране чаще чем в Новом Завете. Она занимает почётную позицию среди женщин в Коране. Сура Мариам — единственная сура Корана, названная женским именем. В ней излагается история Марии (Мариам) и Иисуса (Иса) в соответствии с исламским взглядом на Иисуса.
Мария — единственная женщина, которая прямо названа по имени в Коране. Вместе с Иисусом она объявлена знамением Бога: «Мы сделали сына Марьям (Марии) и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей» (Коран 23:50). О ней говорится, что она сберегла целомудрие и была одной из покорных (Коран 66:12).
Подробные описания жизни и качеств Марии находятся в сурах 3 и 19.
В суре 3 говорится, что Аллах избрал Марию, очистил и возвысил над женщинами миров (Коран 3:42).
Информация в суре 19 практически идентична представленной в Евангелии от Луки. В обоих случаях повествование начинается с описания посещения Захарии ангелом и благой вестью о рождении Иоанна (Яхъя), следующей за упоминанием благовещения.

В исторической науке XIX века господствовал подход мифологической школы, согласно которому почитание Богородицы связывалось с проявлением в религиозных представлений ранних христиан архетипического культа Богини-матери восходившему к женских божествам политеистических религий древности (Исида, древнегреческий пантеон или индийский шактизм т.п.).

Внешний вид Богородицы, кроме древнейших изображений, известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. В православной традиции Богородица изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи) и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Метафизическими символами Богородицы считаются лестница Иакова (так как в Богородице соединяются небеса, где пребывает Бог, и земля), Неопалимая Купина и сосуд с манной, поскольку её Сын является «хлебом жизни». Помимо этого непостижимое присутствие Бога в чреве Богородицы отражают такие символы, как Скиния собрания и руно Гедеона, аллегорией Богородицы являются также гора Фаран и Гора Нерукосечная, упоминаемая в книге пророка Даниила (Дан.2:34), от которой без участия человека отделяется камень, рушащий истуканов. Из ветхозаветных прообразов выделяется пророчество Софонии о дщери Сиона.
Святитель Андрей Критский в своем «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» говорит так: «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь». Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины — горевшего, но не сгоравшего куста, «предузнал тайну» будущего материнства и девства Божией Матери (Исх. 3:2). Свт. Андрей Критский в указанном выше творении приводит перечень ветхозаветных прообразов Божией Матери: «Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее — Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей…».

Богородица в музыке
Ave Maria (музыка) — десятки произведений
Дева Мария (Sancta Maria) (композитор — Жан-Батист Фор)
Ave verum corpus natum (композитор — Вольфганг Амадей Моцарт)
О, Пречиста Дева (O Santissima Vergine) (композитор — Л. Гордиджиани (L. Gordigiani))
Молитва (Prayer) (композитор — Александр Варламов, слова Михаила Лермонтова)
Молитва (композитор — Модест Мусоргский, слова Михаила Лермонтова)
В Живописи
Титулование в православном песнопении Марии как «всех стихий земных и небесных освящение», «всех времён года благословение» было подчёркнуто персонажем Достоевского («Богородица — великая мать сыра земля есть»). Но в Новое время, например, у Петрова-Водкина, завершилась секуляризация образа Марии.
В поэзии
Западная позднесредневековая куртуазная поэзия подчеркнула в Марии образ Прекрасной Дамы. Этот момент нашёл отражение в стихотворении Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный»:
« Полон верой и любовью,,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите. »
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Молитва (Я, матерь божия)» охарактеризовал Марию как «тёплую заступницу мира холодного».
В скульптуре
В январе 2013 года в городе Оруро во время ежегодного городского фестиваля состоялось открытие 45-метрового изваяния Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Материалом послужил цемент, железо и стекловолокна. Изготовление статуи заняло четыре года и обошлось в 1,2 миллиона долларов США.

Давыдов И. П. Богородица // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др.. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия"»: ИД «Инфра-М», 2003. — Т. 3 (1):Беар-Брун. — С. 283—284. — 480 с. — ISBN 5-94802-016-9
Dictionary of Mary
Brown, Raymond E. Mary in the New Testament
Buby, Bertrand. Mary of Galilee. Vol. 1—3
O’Carroll, Michael. Theotokos: A Theological Encyclopedia of the Blessed Virgin Mary
Stacpoole, Alberic, eds. Mary in Doctrine and Devotion
Н.М.Карамзин (211)
И братия мои в невинности своей Погибли на заре цветущих, юных дней. Зеленые луга их кровью обагрились, Где с агнцами они играя веселились.

Н.М.Карамзин (13)
...презирал святость брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в женолюбии. Владимир, вместе со многими Героями древних и новых времен любя жен, ...

Александр Сергеевич Пушкин. (414)
...не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности. Даже и ныне случается мне слышать старых судей, жалеющих ...

Н.М.Карамзин (151)
...агнцев и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства! Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, ...

Джебран Халиль Джебран. ПРОРОК (2)
...в жертву высшей чистоте и невинности, что живет в человеке. И когда вы зверя лишаете жизни, обратитесь в своем сердце: "Той же силой, что сразила тебя, ...

Псалтирь Псалом 68-76
...сердце мое и омывал в невинности руки мои, 14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? 15 [Но] если бы я сказал: «буду ...

Федор Михайлович Достоевский. Идиот (48)
...способность при всей доброте и невинности "насквозь" проникать в человека. Называя в набросках к роману героя "Князем Христом", Достоевский исходит из мысли, что нет более высокого ...

Вильям Блейк (25)
...обещанная, Обесчещена, Стонет на дыбе Невинность в цепях! Вешнему ветру нельзя не веять, Почкам не набухать. Может ли сеятель Ночью сеять, Пахарь во тьме пахать?

Н.М.Карамзин (197)
...муках, злосчастный клялся в своей невинности; говорил: "не знаю отца, знаю только отечество, и буду везде резаться с Ляхами"... Жертва беззакония человеческого и правосудия Небесного: ибо ...

Книга Катулла Веронского (1)
...и чистым, Соблюди моего юнца невинность! Говорю не о черни, опасаюсь Я не тех, что на форуме толкутся, Где у каждого есть свои заботы, Нет, тебя ...

Джордж Гордон Байрон (104)
...хвалясь фамильной сенью, Пороку чистоту, невинность преступленью. 4 Вступая в девятнадцатый свой год, Как мотылек, резвился он, порхая, Не помышлял о том, что день пройдет И ...

Н.М.Карамзин (171)
...в муках, свидетельствуя единственно о невинности господ своих пред Царем и Богом. Но судии не дерзали сомневаться в истине преступления, столь грубо вымышленного, и прославили неслыханное ...

Фридрих Ницше. К генеалогии морали (8)
Атеизм и нечто вроде второй невинности связаны друг с другом. 21 Сказанное вкратце и вчерне относится к связи понятий "вина", "долг" с религиозными предпосылками: я умышленно ...

Владимир Федосеевич Раевский (5)
Когда лишь с чувствами, с невинностью знакомый, К родителям моим я руки простирал, Врожденной добротой влекомый, Я нежной ласки ожидал. Увы!

Л. И. ШЕСТОВ ДОСТОЕВСКИЙ И НИЦШЕ (4)
...души человек, это та же "невинность", а Левин герой "Анны Карениной", в нем весь смысл романа. Но Достоевский, выступая в роли литературного критика, считал себя обязанным ...

Василий Андреевич Жуковский (12)
О песни, чистый плод невинности сердечной! Блажен, кому дано цевницей оживлять Часы сей жизни скоротечной! Кто, в тихий утра час, когда туманный дым Ложится по ...

Вильям Блейк (24)
...по два в ряд сама Невинность с ними! Они идут, лаская взгляд одежками цветными. Седые старцы впереди, чья кожа жестче пемзы.

Николай Костомаров (128)
...его, что государь, признав их невинность, приказал вернуть их из ссылки, возвратить им двор в Москве, подмосковные и другие вотчины и пожитки, оставшиеся за раздачею и ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (19)
Обиженная невинность, пленники у внешнего зла, порабощенные чуждой нам стихией, от которой освобождаемся в историческом процессе, или мы преступники перед высшей правдой, ...

Н.М.Карамзин (187)
...нередко вражда личная язвит и невинность клеветою смертоносною. Пишут, что сии два чиновника, сомневаясь в возможности спасти Лавру доблестию, хотели спасти себя злодейством и через беглеца ...

Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (6)
...не любим ее за ее «невинность», «разумность», «красоту»; мы ее таким порядком «одьяволили» и «оглупили». Но вместо того, чтобы ее презирать за это, мы с тех ...

Владимир Федосеевич Раевский (4)
...весела, Она казалась мне мила Невинностью своей и детской простотою — Всё в ней для глаз моих дышало красотою. Стыдливость, детский страх, звук трепетный речей, Ее рука ...

Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (2)
...находится как бы в состоянии невинности, т. е. остается в плену у того естественного и младенческого реализма, в котором мы все родились и который делает способным ...

Логос (44)
...фельдмаршал по прежнему утверждал свою невинность. «и так — сказал один из членов — остается нам теперь употребить последнее средство...». Не успел он кончить слов, как вдруг апоплексический ...

Петр Андреевич Вяземский (7)
...в царей ко благу страсть, Невинность примиришь с законом, С любовью подданного власть. Ты снимешь роковую клятву С чела поникшего к земле И пахарю осветишь жатву, ...

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (2)
Это первичное состояние невинности в языке характеризовалось и определялось как состояние вне истории, состояние праязыка не подвластного формализации: в языке мифа еще нет субъекта ...

Поль Мари Верлен (4)
...кроткий взор, без трепета смотри; Невинности прими без страха диадему; Тогда посмей взнестись в восторженной хвале К Марии Матери, к Марии непорочной, Витающей меж Сил, во ...

Джозеф Редьярд Киплинг (21)
...поклялся тайфуном зло: «В плащ невинности нарядили его, и чести его тепло». О мачты щелкал, взвиваясь, фал, вольно звенел флагдук, Шкипер, плюнув в трюм, до дна ...

Фридрих Ницше. Ecce Homo, как становятся самим собой (8)
...моей воли; и если есть невинность в моём познании, то потому, что есть в нём воля к рождению. Прочь от Бога и богов тянула меня эта ...

Логос (89)
...указ, в котором была обнародована невинность Бестужева Рюмина. С 1741 — 57 Б. участвовал во всех дипломатических делах, договорах и конвенциях, которые Россия заключила с европейскими державами.

Фридрих Ницше. К генеалогии морали (7)
...для Спинозы снова вернулся к невинности, в которой он пребывал до изобретения нечистой совести, что же тем самым вышло из morsus conscientiae?

Чехов Антон Павлович (228)
Он убежден в своей невинности и верует, что рано или поздно ему скажут спасибо за открытые им злоупотребления. Ничего с этим дураком не поделаешь!

Карл Густав Юнг Психологические типы (32)
...вы случайно этим зрелищем запятнаете невинность наших детей и чистоту наших женщин». Поэт характеризует символ как чуждый, безнравственный, противозаконный, претящий моральному ощущению, противный чувству, и нашему ...

Гай Валерий Катулл (3)
Но лишь невинности цвет непорочное тело утратит, Юношей к ней не влечет, и она не любезна подругам. Гимен, о Гименей, Гимен, явись, Гименей!

Роберт Грейвс. Царь Иисус (143)
Однако и это, и лишение невинности девушек иевусеянок происходит за пределами города и после закрытия ярмарки. — Кто же такой Кермесоносный царь? — спросил младший грек.

Л. Н. Толстой
...в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.

Двенадцать стульев (19)
...взору Остапа, при внешней своей невинности, была ужасна. В комнате из мебели был только матрац в красную полоску, лежавший на двух кирпичах.

Генрих Гейне. (25)
...должны будут хранить ту же невинность, что телесные на Востоке. Здесь я припоминаю одно место из "Дневника Бертольда": "Если поразмыслить как следует, то ведь все мы ...

Роберт Грейвс. ЗОЛОТОЕ РУНО (157)
Наш остров — остров невинности и спокойствия. Анкей согласился, что это — самый приятный остров из тех сотен, какие он посетил в своих странствиях, не исключая ...

Зигмунд Фрейд Толкование сновидений (37)
(невинность, менструация, дама с камелиями) Она думает почему то о цветах вишневого дерева, но нет, цветы похожи на махровые камелии, которые, ...

Н.М.Карамзин (51)
...Татарскими, а девы о своей невинности: сколь многие из них, желая спасти оную, бросались на острый нож или в глубокие реки!

Н.М.Карамзин (84)
...в России способом доказывать свою невинность пред судиями и назывались полем. Искусство и сила казались действием суда Небесного: одолеть в бою значило оправдаться.

Роберт Грейвс. ЗОЛОТОЕ РУНО (173)
Западный остров будет островом невинности, Восточный же — островом просветления; ни на одном не будет вестись счет Времени, но каждый день будет там как тысяча лет ...

Н.М.Карамзин (137)
...но Судия Небесный видит мою невинность и ты, о Государь! увидишь ее пред лицом Всевышнего!"... Кромешники заградили ему уста, повесили его вверх ногами, обнажили, рассекли на ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (24)
Принудительная райская невинность не могла сохраниться, она не имеет цены, и к ней нет возврата. Человек и мир проходят через свободное испытание, через ...

 

 




ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА







РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar