Меню
Назад » » 2012 » ФЕВРАЛЬ » 10

МОНОЛОГ




ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ



















     МОНОЛОГ


 

Владимир Сергеевич Соловьев (120)
— вопрос личный, и весь монолог наполнен личным элементом: ударами судьбы, сорными травами житейского сада, сновидениями за гробом. Для Платона вопрос был в том: быть или ...

Владимир Сергеевич Соловьев (94)
...Свадьбе Кречинского" яркий комизм одного монолога основан на том, что говорящее лицо, пострадавшее за шулерство, находит совершенно нормальным, что одни мошенничают в карточной игре, а другие ...


Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии К. Марло, Т. Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме.
по драматургической функции:
технический монолог, рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
лирический монолог, повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание;
монолог-размышление, или монолог-принятие решения, монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
по литературной форме:
апарт, несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
стансы, поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
диалектика рассуждения, монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
авторское слово, непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
диалог в одиночестве, диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.

Патрис Пави Словарь театра = Dictionnaire du théâtre. — М.: Прогресс, 1991. — С. 192. — 504 с. — ISBN 5010021064
Монолог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Формы речи
Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог "подделкой письменной речи под устную" . Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две "стихии".... Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей ...

Чехов Антон Павлович (73)
ВЕСНОЙ (СЦЕНА МОНОЛОГ) Раннее утро. Из за слухового окна показывается на крыше серый молодой кот с глубокой царапиной на носу.

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (4)
Карл Густав Юнг "Монолог «Улисса»" Улисс моего заголовка отсылает к Джеймсу Джойсу, а не к тому хитроумному, гонимому морским ветром персонажу Гомера, которому при ...
Каталог статей » Гуманитарные науки - 2011-02-09 07:11:33

Макаревич Андрей и Машина времени (5)
Монолог господина, пожелавшего остаться неизвестным Возбужденные ситуацией, Разговорчиками опьяненные, Все разбился на демонстрации, Тут тебе красные, тут зеленые.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (53)
Этот монолог лучше всего рисует его постоянное состояние на грани, на пороге, на кладбище. В этом смысле понятно его центральное значение в ...переживаний Гамлета непосредственно примыкает к монологу. Эта сцена вообще глубоко знаменательная и символическая. Но для состояния Гамлета она так же характерна, как грань, точно так же, ...

ПРОГРАММА КУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” Раздел 5
Объяснительный монолог (объяснительная речь) учителя в ситуации изучения нового материала. Функции объяснительной речи и ее разновидности. Объяснительный монолог как речевой жанр.

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Мысль и слово (6)
...основного к критическому опыту коллективный монолог ребенка. Снова первоначально измерялся коэффициент эгоцентрической речи в основной ситуации, в которой этот феномен проявлялся в форме коллективного монолога.

Александр Сергеевич Пушкин. (163)
...стихотворение Баратынского "Череп" сопоставляется с монологом Гамлета, обращенным к черепу Йорика, из трагедии Шекспира "Гамлет". * 19 октября 1827 ("Бог помочь вам, друзья мои...").

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (54)
В этом смысле монолог «Быть…» и сцена на кладбище весьма знаменательны, но они получают еще большее значение в связи с другой стороной этого вопроса (...настроения Гамлета: он только слушает монолог – рассказ Энея Дидоне об убийстве Приама. Его ум странно радуют трагические картины ужасов Трои – точно здесь, в трагической Дании, отдается ...

Давид Самойлов (8)
БЕРТОЛЬД ШВАРЦ (Монолог) Я, Шварц Бертольд, смиреннейший монах, Презрел людей за дьявольские нравы. Я изобрел пылинку, порох, прах, Ничтожный порошочек для забавы.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (45)
...на протяжении всей трагедии – его монологи, его печаль, его грустные размышления, разговоры, его траурные одежды, его потоки слез, унылый вид – все это только знаки скорби, ее ... Oн уже говорит монологами. Смысл егомонологов вообще мы установим позже. Теперь же повторяем: это только знаки скорби. Все его монологи, в частности первый (...

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Мысль и слово (5)
...что она представляет собой коллективный монолог, т. е. проявляется не иначе, как в детском коллективе при наличии других детей, занятых той же деятельностью, а не тогда, ...2) то, что этот коллективный монологусопровождается, как отмечает сам Пиаже, иллюзией понимания; то, что ребенок верит и полагает, будто его ни к кому не обращенные ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (28)
...в некоторых высших точках, в монологах Гамлета, читатель как бы взрывами вдруг узнает о том, что трагедия уклонилась от пути. И эти монологи с самоупреками в медлительности имеют ...

Уильям Шекспир. Гамлет (17)
...нам попадется; давайте сразу же монолог; ну ка, покажите нам образец вашего искусства: ну ка, страстный монолог. Первый актер Какой монолог, мой добрый принц?

Чехов Антон Павлович (142)
Горничная, когда лакей вышел, произнесла монолог о том, что ученье свет, а неученье тьма; потом Мурашкина вернула лакея в гостиную и заставила его сказать длинный монолог о барине генерале, который не ...

Логос (559)
Монолог 
Монолог — речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М.

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Мысль и слово (7)
Он полагает, что монолог в значительной степени искусственная языковая форма и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге....большей мере явление природы, чем монолог. Для психологического исследования несомненно, что монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, исторически позднее развившуюся, чем диалог.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (27)
...отправляют в Англию, и в монологе после сцены с Фортинбрасом сравнивает себя с этим отважным вождем и опять упрекает себя в безволии. Он опять считает свою медлительность позором и заканчивает монолог решительно: О мысль моя, отныне ...

Луций Анней Сенека (109)
...Прикованный» (мы имеем в виду монологи Прометея и Ио) с образом этого верховного бога в хоровых песнях других эсхиловских трагедий, нельзя не заметить странного противоречия.... Даже сама форма монолога, речи без собеседников, адресованной только зрителям, то есть условность, с которой театр и поныне не расстается, — даже она, на взгляд ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (50)
Белинский называет этот монолог "слишком длинным для его[1][1] Гамлета положения и немного риторическим". Белинский «оправдывает» Шекспира: «…но это не вина ни Шекспира, ... Белинский находит в этом монологе. Остается сказать, что, хотя в этой пламенной исступленной мольбе не видно и следа «гордости от множества познаний» (в этом проникнутом ...

Л. С. Выготский. Мышление и речь. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже (3)
Это монолог, напоминающий монолог в драме, сущность которого может быть выражена в одной формуле: «Ребенок говорит сам с собой так, как если ...

Уильям Шекспир. Гамлет (57)
Показательно, что после каждого монолога, в котором Гамлет корит себя за бездействие, он предпринимает какой нибудь шаг. Будь Гамлет слабовольным человеком, неспособным к действию, он ...то Гамлет и раскрывает в монологе, завершающем II акт, свой замысел, заодно объясняя почему он до сих пор медлил: "Дух, представший мне, Быть может, был и ...

Уильям Шекспир. Гамлет (58)
Этот знаменитый монолог раскрывает перед нами, что Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Справедливо, что великолепные слова, в которые Шекспир облек размышления ... Монолог обрывается с появлением Офелии. Гамлет не дает ясного ответа на вопрос, поставленный им перед самим собой.

Уильям Шекспир. Гамлет (59)
...нас делает раздумье" (III, 1, монолог "Быть или не быть"). Теперь он безоговорочно осуждает это, и особенно страх перед возможным роковым исходом борьбы.... Как об этом свидетельствует начало монолога, оно включает все, что соответствует назначению и достоинству человека. Рассуждения Гамлета завершаются решительным и категоричным выводом: "О мысль моя, отныне ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (42)
Прибавьте к этому монологи актеров, сцену на сцене, песни Офелии, могильщиков, отрывки и стихи Гамлета и, главное, взгляд в речи (последней) Гамлета к Горацио ...из отблесков, из отражений, рассказов, монологов, воспоминаний, видений, теней, представлений, игры, песен – без действия, – и этому соответствует ее внешность – проза и стихи, – белые и рифмованные, и ...

Курсы актерского мастерства для жизни и сцены
Предметы: Актерское мастерство: · работа над монологом (или речью), · работа над диалогом (с партнером). Психотехники (достижение и развитие творческого состояния – второй уровень), "Техники позволения".... Завершается показом «Монолог из скороговорок». 2 месяц. Жизнь образа в предлагаемых обстоятельствах с элементами импровизации. Опыт длительного существования на сцене. Показ «Монологи».

ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике
...аналогией, гносеологию герменевтикой, эгоизм служением, монолог диалогом, идеал проектом, апологетику критикой. Первая пара описывает ситуацию "периферии" и "маргинальности" ("варварства Третьего мира"), т.е....моральное признание Другого, язык как монолог речью как диалогом, производство общением. Однако сама этика при этом должна быть подвергнута деструкции как возвращению к первоначальному смыслу этического, ...

Шекспир. Король Иоанн (31)
Он выражает их в монологе, которым завершается второй акт, когда произносит тираду о том, что миром правит "дьявол" выгода (Commodity).... Она перекликается с знаменитыми монологами героя трагедии "Тимон Афинский" о власти золота, которую Шекспир осуждал и в ряде других пьес, особенно в "Венецианском купце".

Педро Кальдерон де ла Барка (14)
Знаменитый монолог Сехисмундо обнаруживает смелость мысли автора, фактически оспаривающего вердикт отцов церкви о ничтожности человека: О, я несчастный! Горе мне!... В завершающем вторую хорнаду монологе Сехисмундо драматург высказывает свое представление о мире, сотканном воображением из мозаичных картин, то красочных, то тусклых: … Да, только спим, пока ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (46)
...чувствований души (как и все монологи – только проекции на плоскость трагедии его темных глубин), неясных ему самому. Первый период, Гамлет до явления Духа, – это сплошное предчувствие, ... Отсюда «смешанный» характермонолога – отголосок и понятных осуждений и темное предчувствие недоброго. Отсюда его речи о пьянстве к Горацио: Гамлет Но все же, чем ...

Михаил Юрьевич Лермонтов. (51)
...романтическая исповедь, поэтический дневник, непрерывный монолог героя, выражение сложных противоречий мыслей и чувств передового интеллигента той эпохи, человека последекабрист ского поколения, поколения Герцена, Огарева, Белинского....как "Дума", выросшими из юношеских монологов, Лермонтов все чаще и чаще обращается к объективным стихотворениям эпическим и фольклорным, в которых глубокая философская мысль часто выражена в ...

Шекспир. Укрощение строптивой (31)
Пьеса заканчивается ее знаменитым монологом, в котором она утверждает природную слабость женщин и призывает их к покорности мужьям. Такая мораль как будто плохо согласуется с ...и что Катарина свой знаменитый монологпроизносит только для того, чтобы посмеяться над Гортензио и его супругой, сама же нисколько не верит в то, что говорит.

Лев Выготский, Александр Лурия. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок.
...по всем логическим законам беззвучные монологи? Обратимся к развитию мышления и речи. Очень многое заставляет нас думать, что дело обстоит в действительности гораздо сложнее, чем предполагает ...периоды детской болтовни и «коллективных монологов» все это является подготовкой к тем стадиям развития, когда она становится стержневым механизмом мышления; только в этот последний период речь ...

Риторический идеал софистов
...гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по ... Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи ...

Александр Сергеевич Пушкин. (360)
Главное содержание знаменитого монолога Бориса ("Достиг я высшей власти...") не ужас его перед "мальчиками кровавыми", а горькое сознание, что его преследуют незаслуженные неудачи....разделе "Из ранних редакций" отрывокмонолога Григория "Где ж он? где старец Леонид?" относится, вероятно, к ранней стадии работы Пушкина над "Борисом Годуновым".

И. В. ГЁТЕ Фауст 1831. Краткое содержание
...так начинает он свой первый монолог. Необыкновенный по силе и глубине ум Фауста отмечен бесстрашием перед истиной. Он не обольщается иллюзиями и потому с беспощадностью видит, ...порыве он произносит последний своймонолог, где концентрирует обретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не ...

Чехов Антон Павлович (378)
...чтобы лампы тухли от моих монологов... Но, согласитесь, это выше сил даже такого великого драматурга, как Тарновский! (Похвалив себя, конфузится.) Л е н т о в ... Побольше пороху, бенгальского огня, трескучих монологов вот и всё! В интересах костюмировки возьмите, чёрррт возьми, высший круг... Измена... Тюрьма... Возлюбленная заключенного насилием выдается замуж за злодея...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (25)
...глаз огромное количество сцен и монологов, из которых для нас совершенно ясным становится, что Гамлет сам сознает субъективный характер своей медлительности, что он не понимает, что ... Волькенштейн рассматривает все темонологи, в которых Гамлет укоряет себя в недостаточной решительности, как самоподхлестывание воли, и говорит, что меньше всего они свидетельствуют о его ...

Шекспир. Генрих VIII (39)
...весь этот мир со знаменитым монологом на устах монологом о тщете честолюбивых стремлений (III, 2). Это только на первый взгляд кажется психологически неоправданным.

Евгений Евтушенко (20)
МОНОЛОГ БЫВШЕГО ПОПА, СТАВШЕГО БОЦМАНОМ НА ЛЕНЕ Я был наивный инок. Целью мнил одноверность на Руси и обличал пороки церкви, но ... МОНОЛОГ ГОЛУБОГО ПЕСЦА Я голубой на звероферме серой, но, цветом обреченный на убой, за непрогрызной проволочной сеткой не утешаюсь тем, что ...

Уильям Шекспир. Гамлет (61)
...мы вспомним теперь, что в монологе "Быть или не быть" Гамлет решает вопрос "покоряться" или "восстать", то для нас станет ясно, что он решает не только ...перекликающуюся с мотивами трагедии и монологом "Быть или не быть". Мы слышим здесь о той же усталости от жизни и о тех же бедах, которые превращают ...

Психиатрия (3)
Монолог (речь в виде монолога) – непрерывная речь в пространство. Высказывания могут быть обращены к собеседнику, но нет потребности в обмене мнениями, ...

Актеры. (17)
...в многих фильмах: "Мачеха" и "Монолог", "Факт биографии" и "Пламя", "Наш бронепоезд" и "Кооператив "Политбюро". В последние годы Леонид Неведомский снимается в малых дозах в сериалах: "...Цвет белого снега"), и драматические ("Монолог"), и комедийные ("Дамы приглашают кавалеров"). НЕМОЛЯЕВА Анастасия Николаевна 30.06.1969 Племянница популярной актрисы Светланы Немоляевой.

Александр Петрович Межиров (3)
...видя проку, Он создал грубый монолог О возвращении к истоку: Итак, мы прощаемся. Я приобрел вертикальную стену И за сходную цену поддержанный реквизит, Ботфорты и бриджи ... Однако этот монолог Ему не только не помог, Но даже повредил вначале. Его собратья по перу Сочли все это за игру И не ...

Логос (715)
...авансцену перед опущенным занавесом, произносил монолог в виде личного обращения к зрителям. У Шекспира в роли П. выступает то хор, то (в «Генрихе IV») «молва», вся покрытая нарисованными языками. Характер монологаимеют также П.

Александр Сергеевич Пушкин. (348)
...открывается как драматическое произведение внутренним монологом Онегина. Из этого короткого монолога сразу же выступают отличительные черты его характера. Это человек острой и трезвой мысли, эгоист, скептик, ...

Шекспир Уильям
...обогатил характеры персонажей, создал поэтические монологи, раскрывающие внутренние переживания главных героев, таким образом преобразив ординарное произведение в ренессансную поэму о любви.... Знаменитый монологШейлока о тождестве еврея и любого другого человека «Да разве у жида нет глаз?..» (акт III, сцена 1) признаётся некоторыми ...

Логос (464)
...первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», предвещающее «Думу». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днем, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без ... В «Монологе» изображаются «дети севера», их «пасмурная жизнь», «пустые бури», без «любви» и «дружбы сладкой». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и ...

МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. — так наз. обращенного М. (Du-monolog), как напр. речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам М. являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах. По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. обр. изучение М. должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения данного стиля. В самых общих и условных чертах приходится наметить следующие моменты развития монолога.
       Исходная и первоначальная задача М. — информация публики о тех обстоятельствах действия, к-рые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии М. последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее — у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.
       Рационалистическая драматургия классицизма, исходя из учения о liaison des scenes (логической увязке сцен), впервые, пожалуй, разработала на практике и в теории целую систему использования М., подчеркнув его коммуникативно-логические и эмоционально-мобилизующие функции. Буржуазная драма XVIII в. использовала гл. обр. коммуникативные функции М. Он выполнял здесь задачи идеологически организующего элемента драматургии, суммировал философскую или социально-политическую установку произведения и неоднократно выдвигался в качестве самоценного актуального идеологического высказывания (монолог Фигаро о цензуре и т. д.), где буржуазная драма XVIII века продолжает традицию раннебуржуазного драматического М., используемого как прямое орудие пропаганды и нападения. Романтический театр XIX века приносит с собой эпоху нового расцвета М. Пропагандистский М. революционной буржуазии XVIII в. сменяется здесь М. эмоциональным, отражающим раздвоенность и рефлективность мелкобуржуазного «романтического» сознания.
       Натуралистическая драматургия в теории (Золя) и на практике выступает против М. как условной и психологически неоправданной формы драматургического текста; в эту эпоху монолог живет преимущественно в драматургии «малых» жанров (шкволь, скэтч и т. д.). Развивавшееся в нач. XX в. учение о монодраме (см.) Евреинова исходило из своего рода драматургического соллипсизма, превращая М. в некую универсальную форму драматургии и являясь выражением крайнего упадка и предельной индивидуализации буржуазной психики (см. монодраматические моменты у Л. Пиранделло и Ю. О’Нейля).
       В советской драматургии до недавнего времени скрещивались разные традиции драматургического использования М. В настоящее время в ряде пьес пролетарской драматургии намечается качественно новое использование М. (преимущественно обращенного) как диалектического момента в разрешении идеологической проблемы пьесы.
Библиография:
Варнеке Б. В., Техника Островского, II. Монологи, «Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. III, кн. I, Л., 1930; Grimm J., uber den Personenwechsel in der Rede, «Kleine Schriften», 1855, III; Dusel F., Der dramatische Monolog in der Poetik des 17 und 18 Jhs und in den Dramen Lessings, 1897; Lignis A., Der Monolog bei Kleist, 1902; Kilian E., Der Shakespearische Monolog und seine Spielweise, «Snakespearisches Jahrbuch», 1903, XXXIX; Flatau L., Dahlberg, Der Wert des Monologs im realistisch-naturalistischen Drama der Gegenwart, 1907; Leo F., Der Monolog im Drama, 1908; Franz R., Der Monolog und der Ibsen, 1908; Lott B., Der Monolog im englischen Drama vor Shakespeare, 1909; Keiditch O., Der Monolog bei Kalderon, 1911; Busse A., Der Monolog in Schillers Trauerspielen, 1912; Sprink W., Der Monolog in den Dramen Hebbels, 1914; Bamberg W., Die Verwendung des Monologs in Goethes Dramen, 1914; Grussendorf H., Der Monolog im Drama des Sturms und Drangs, 1914; Knuppelholz P., Der Monolog in den Dramen des Andreas Gryphius, 1914; Fernan H., Der Monolog bei Hans Sachs, 1923; Schadewaldt W., Monolog und Selbstgesprach, 1926.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

монолог (греч. monos – один и logos – слово, речь), развёрнутое и тематически обособленное высказывание персонажа в эпосе или драме, а также героя лирики. В драме часты монологи условные (обращённые к зрителям). В эпосе – как внешние (обращения к собеседникам персонажа), так и внутренние (обращения героя к самому себе, воспроизводящие перед читателями работу его сознания). Все произведения лирики являются, по существу, монологами лирического героя. В принципе, любой монолог (независимо от рода произведения) содержит элементы скрытого диалога, проявляющиеся в виде риторических вопросов (в монологе Гамлета «Быть или не быть?..») или риторических обращений (в элегии А. С. Пушкина «К морю»).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

МОНОЛОГ. 
Монологом называется речь — ряд предложений — одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр-репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной драматической сцены. По динамической своей структуре хорошо написанный монолог, развивающийся в виде отдельной сцены, есть тот же диалог — только с незримым партнером. Это — либо обращение к отсутствующему: «Ты заснешь надолго, Моцарт...» (Пушкин — «Моцарт и Сальери»); либо обращение к силам природы, к богу, к судьбе и т. п., как напр., тирады короля Лира в степи, взывающие к ветрам и т. п. — или восклицания Карла Моора («Разбойники» — Шиллера): «О ты, триединый бог» и т. д.; либо репетиция воображаемого диалога; как, напр., мечты Хлестакова в «Ревизоре» и «К дочери какой-нибудь хорошенькой подойдешь... Сударыня, как я... и т. п.», либо монолог есть борьба с самим собой — воздействия на самого себя. Таковы, напр., монологи Гамлета: «Что ей Гекуба...» «А я»... и т. п. — самоподхлестывание, самовозбуждение воли. — В виде монологов развиваются часто сцены παθος'а (термин Аристотеля), сцены бурного страдания, следующие за катастрофой. Длительное общение с незримыми партнерами или с самим собой (раздвоение воли) неестественно для человека нормального; целая пьеса, построенная в виде монолога, изображает, обычно, человека ненормального (напр., инсценировка «Записок сумасшедшего» Гоголя). В последние годы появился новый тип пьес, построенных в виде разговора по телефону (напр., «Беглец» Витфогеля). Такую пьесу нельзя счесть монологом; здесь партнер неслышен для зрителей, но говорящий по телефону своего партнера воспринимает конкретно. Здесь прямой диалог, изображенный автором односторонне: весьма трудная и эффектная сценическая задача.
В. Волькенштейн. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

 

 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar