Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Хищное и змеиное в человеке, так же способствует возвышению вида "человек"

                  

Нужно  ли  мне  добавлять  еще  после  всего  этого, что  и  они  будут
свободными, очень  свободными умами, эти  философы будущего,  -  несомненно,
кроме того, и то, что  это  будут не только свободные  умы, а нечто большее,
высшее и  иное в основе, чего нельзя будет не узнать и смешать с другим. Но,
говоря это, я чувствую почти настолько же по отношению к ним самим, как и по
отношению  к нам,  их  герольдам  и  предтечам,  к  нам, свободным  умам!  -
повинность  отогнать  от  нас  старый  глупый предрассудок  и недоразумение,
которое слишком  долго, подобно туману,  непроницаемо  заволакивало  понятие
"свободный ум". Во всех странах Европы, а также и в Америке есть нынче нечто
злоупотребляющее  этим   именем,   некий  род  очень  узких,   ограниченных,
посаженных  на цепь умов, которые хотят  почти точь-в-точь  противоположного
тому, что лежит в наших намерениях и инстинктах, -  не говоря уже о том, что
по отношению  к  этим будущим  новым философам они должны представлять собою
только  наглухо закрытые окна и запертые  на засов двери. Одним словом,  они
принадлежат к числу нивелировщиков, эти ложно названные "свободные умы", как
словоохотливые и борзопишущие рабы демократического вкуса и его "современных
идей":  всё  это   люди  без  одиночества,  без  собственного   одиночества,
неотесанные, бравые  ребята, которым нельзя  отказать  ни  в мужестве,  ни в
почтенных нравах, - только они до смешного  поверхностны, прежде всего  с их
коренной склонностью  видеть в прежнем, старом общественном строе более  или
менее  причину  всех  людских  бедствий и  неудач; причем  истине приходится
благополучно  стоять  вверх ногами!  То,  чего им  хотелось бы  всеми силами
достигнуть,  есть  общее стадное  счастье  зеленых  пастбищ,  соединенное  с
обеспеченностью,   безопасностью,   привольностью,   облегчением  жизни  для
каждого; обе их несчетное число раз пропетые песни, оба их учения называются
"равенство прав"  и "сочувствие  всему страждущему", -  и само страдание они
считают   за  нечто  такое,   что  должно  быть   устранено.   Мы  же,  люди
противоположных  взглядов, внимательно и добросовестно отнесшиеся к вопросу,
- где и как до сих пор растение "человек" наиболее мощно взрастало в вышину,
-  полагаем, что это случалось всегда  при обратных условиях,  что для этого
опасность  его  положения  сперва  должна  была   разрастись  до  чудовищных
размеров,  сила его  изобретательности и притворства (его "ум")  должна была
развиться под долгим гнетом и принуждением до тонкости и неустрашимости, его
воля к жизни  должна была возвыситься до степени  безусловной воли к власти:
мы полагаем, что суровость, насилие, рабство, опасность на улице и в сердце,
скрытность, стоицизм, хитрость искусителя и чертовщина всякого рода, что всё
злое, ужасное, тираническое, хищное и змеиное в человеке так же способствует
возвышению вида "человек", как и его противоположность. - Говоря только это,
мы говорим  далеко еще не всё и во  всяком случае  находимся со всеми нашими
словами  и  всем  нашим  молчанием  на  другом конце современной идеологии и
стадной  желательности: как ее антиподы, быть может? Что же  удивительного в
том, если мы, "свободные  умы", не самые общительные умы, если мы  не всегда
желаем  открывать, от чего может  освободиться ум  и куда,  пожалуй, в таком
случае направится  его путь? И что означает опасная формула  "по ту  сторону
добра и зла", которою  мы, по меньшей мере, предохраняем себя,  чтобы нас не
путали  с  другими:  мы суть нечто иное, нежели  "libres-penseurs",  "liberi
pensatori", "свободомыслящие" и  как там  ещё  ни называют  себя эти  бравые
ходатаи "современных  идей". Мы были как дома или, по крайней  мере, гостили
во многих областях духа; мы постоянно вновь покидали глухие приятные уголки,
где,  казалось,  нас  держала  пристрастная  любовь и  ненависть  -  юность,
происхождение, случайные люди и книги или даже  усталость странников; полные
злобы  к  приманкам  зависимости,  скрытым  в  почестях,  или  деньгах,  или
должностях,  или в воспламенении  чувств; благодарные  даже нужде и чреватой
переменами  болезни, потому что она всегда освобождала  нас от какого-нибудь
правила и его "предрассудка"; благодарные скрытому в нас Богу, дьяволу, овце
и червю; любопытные  до  порока, исследователи  до  жестокости,  с пальцами,
способными   схватывать   неуловимое,  с   зубами   и   желудками,  могущими
перерабатывать самое неудобоваримое;  готовые  на всякий промысел, требующий
острого ума и острых  чувств; готовые  на всякий риск благодаря  чрезмерному
избытку  "свободной  воли";  с  передними  и  задними  душами,  в  последние
намерения которых не так-то легко проникнуть; с передними и задними планами,
которых ни одна нога не посмела бы пройти  до  конца;  сокрытые под мантиями
света; покорители, хотя  и имеющие вид наследников и расточителей; с утра до
вечера занятые  упорядочиванием собранного; скряги  нашего богатства и наших
битком набитых ящиков; экономные  в  учении  и забывании; изобретательные  в
схемах; порой  гордящиеся таблицами  категорий, порой педанты;  порой ночные
совы  труда даже  и среди  белого дня, а при случае - а  нынче  как  раз тот
случай  -  даже  пугала:  именно,  поскольку  мы  прирождённые,  неизменные,
ревнивые друзья  одиночества, нашего собственного, глубочайшего, полночного,
полдневного одиночества, - вот  какого сорта  мы  люди, мы, свободные умы! И
может быть, и вы тоже представляете собою нечто подобное, вы, нарождающиеся,
- вы, новые философы?

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar