Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Из "дурного человека" вдруг делался "святой", хороший человек

                  

Всюду, где только до сих пор проявлялся на земле религиозный невроз, мы
встречаем  его  в   связи  с  тремя   опасными  диетическими  предписаниями.
Одиночество, пост и половое воздержание, - причем, однако, невозможно решить
с  уверенностью,  где  здесь причина, где следствие  и есть ли  здесь вообще
связь между  причиной и следствием. На последнее сомнение дает  нам право то
обстоятельство, что как у диких, так  и у  ручных народов к числу постоянных
симптомов  этого   явления  принадлежат   и   внезапные  взрывы  чрезмерного
сладострастия,  которые  затем  так  же  внезапно  превращаются  в  судороги
покаяния и  в  миро-  и волеотрицание: не объясняется  ли,  пожалуй,  и то и
другое как замаскированная эпилепсия? Но здесь больше, чем где-либо, следует
воздержаться  от объяснений: до сих пор ни один тип не расплодил вокруг себя
такой массы вздора  и предрассудков, ни один, по-видимому, в большей степени
не интересовал  людей и даже философов, - кажется,  настало  время несколько
охладеть к этому явлению, научиться осторожности, даже еще лучше:  отвратить
взор,  отойти  от  него.   -  Еще   на  заднем  плане  последней  философии,
шопенгауэровской, стоит,  почти  как самостоятельная проблема, этот страшный
вопрос религиозного кризиса и пробуждения.  Как возможно волеотрицание?  как
возможен святой? - это и был, по-видимому, тот вопрос, с которого Шопенгауэр
начал   свою   философскую   деятельность.  В  том-то  и  сказалась  истинно
шопенгауэровская   последовательность,   что   самый   убежденный   из   его
приверженцев (вместе с тем, может быть, и последний, что касается Германии -
),  именно  Рихард  Вагнер,  завершил   как  раз  на  этом  свою  творческую
деятельность и напоследок еще вывел на сцену  в лице Кундри этот  страшный и
вечный  тип, type vecu, - во всей  его  осязаемости;  между тем как в  то же
время психиатры почти всех стран Европы имели случай изучать  его на близком
расстоянии всюду, где религиозный невроз - или, как я называю это, "сущность
религиозности" - проявил себя в  последней  эпидемической вспышке  под видом
"армии спасения".  -  Если  же мы спросим  себя, что, собственно, так сильно
интересовало людей всех  рас  и  времен,  а также  и  философов  в  феномене
святого,  - так это, без сомнения, связанная с ним  видимость чуда,  именно,
непосредственная   последовательность   противоположностей,   противоположно
ценимых в моральном отношении душевных состояний: считалось  очевидным,  что
тут  из  "дурного человека" вдруг делался "святой", хороший человек. Прежняя
психология  потерпела на этом месте  крушение: не  произошло  ли это главным
образом оттого, что она подчинилась господству морали, что она сама верила в
моральные  противоположности ценностей и всмотрела,  вчитала, втолковала эти
противоположности в текст и в сущность дела? -  Как? "Чудо" - только  ошибка
толкования? Недостаток филологии? -

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar