Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Используя страдание, наконец, даже освящая и оправдывая его

                  

Философ, как мы понимаем  его, мы, свободные умы: как  человек, несущий
огромнейшую ответственность, обладающий совестью, в которой умещается  общее
развитие человека,  - такой философ будет  пользоваться  религиями для целей
дисциплинирования  и  воспитания   так  же,  как   иными   политическими   и
экономическими состояниями.  Избирательное, дисциплинирующее, т.  е.  всегда
настолько  же разрушающее,  насколько творческое и формирующее, воздействие,
которое  может  быть  оказано  с помощью  религий, многообразно и  различно,
смотря по роду людей, поставленных под их опеку и охрану. Для людей сильных,
независимых, подготовленных и  предназначенных к  повелеванию, воплощающих в
себе   разум  и  искусство  господствующей  расы,  религия  является  лишним
средством   для   того,   чтобы  преодолевать   сопротивление,   чтобы  мочь
господствовать: она служит узами,  связующими  властелина с  подданными, она
предает в его руки их совесть, выдает ему то скрытое,  таящееся в глубине их
души,  что  охотно уклонилось бы от повиновения;  если  же  отдельные натуры
такого знатного  происхождения, вследствие высокого  развития своих духовных
сил,  обладают  склонностью  к более  уединенной  и созерцательной  жизни  и
оставляют за собой только  самый утонченный вид властвования (над избранными
учениками или членами ордена), то религия может даже послужить средством для
ограждения своего покоя от  тревог  и тягот более  грубого правления и своей
чистоты от  необходимой грязи всякого политиканства. Так  смотрели на  дело,
например, брамины:  с  помощью религиозной организации  они  присвоили  себе
власть   назначать  народу  его  царей,  между  тем  как  сами  держались  и
чувствовали  себя  в  стороне  от  правления,  вне  его,  как  люди  высших,
сверхцарственных задач. Между тем  религия дает также некоторой части людей,
подвластных руководство  и  повод  для  подготовки к  будущему господству  и
повелеванию,  -  тем   медленно   возвышающимся,  более  сильным  классам  и
сословиям, в  которых  вследствие благоприятствующего  строя семейной  жизни
постоянно  возрастают сила и возбуждение воли, воли к самообузданию: религия
в  достаточной  степени  побуждает и искушает их  идти стезями,  ведущими  к
высшему развитию духовных  сил, испытать  чувства  великого самопреодоления,
молчания и одиночества;  аскетизм  и пуританизм  почти необходимые  средства
воспитания  и  облагорожения,   если  раса  хочет   возвыситься   над  своим
происхождением из черни и проработать себя для будущего господства. Наконец,
людям обыкновенным, большинству, существующему  для  служения  и  для  общей
пользы  и лишь  постольку  имеющему  право  на  существование, религия  дает
неоценимое  чувство  довольства  своим  положением  и  родом,  многообразное
душевное  спокойствие, облагороженное чувство послушания, сочувствие счастью
и  страданию  себе  подобных;  она  несколько  просветляет,  скрашивает,  до
некоторой степени оправдывает все будничное, все низменное, все полуживотное
убожество  их души.  Религия и  религиозное  значение жизни  озаряет  светом
солнца таких  всегда  угнетенных людей  и делает их сносными для самих себя;
она действует,  как  эпикурейская  философия  на страждущих  высшего  ранга,
укрепляя,  придавая утонченность, как  бы используя страдание, наконец, даже
освящая и оправдывая его.  Быть может, в христианстве и  буддизме нет ничего
столь  достойного уважения,  как их искусство  научать и  самого  низменного
человека становиться путем благочестия на более высокую ступень  иллюзорного
порядка   вещей  и  благодаря  этому  сохранять  довольство   действительным
порядком,  который  для  него  довольно  суров,  -  но  эта-то  суровость  и
необходима!

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar