Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 6

Инстинкт самовосстановления воспретил мне философию нищеты и уныния


            

Если  исключить,  что я decadent,  я еще  и его  противоположность. Мое
доказательство, между  прочим,  состоит  в том,  что  я  всегда инстинктивно
выбирал  верные средства против болезненных  состояний:  тогда  как decadent
всегда выбирает вредные для себя средства. Как summa summarum, я был здоров;
как частность, как специальный случай, я был decadent. Энергия к абсолютному
одиночеству, отказ от  привычных  условий  жизни, усилие  над  собою,  чтобы
больше не заботиться о себе, не служить себе и не позволять себе лечиться, -
все это обнаруживает безусловный инстинкт-уверенность в понимании, что  было
тогда  прежде  всего необходимо. Я сам взял себя в  руки, я сам  сделал себя
наново здоровым: условие для  этого  -  всякий физиолог  согласится с этим -
быть  в  основе  здоровым.  Существо типически  болезненное не  может  стать
здоровым, и еще меньше может сделать себя здоровым; для типически здорового,
напротив, болезнь может даже быть энергичным стимулом  к жизни, к  продлению
жизни. Так  фактически представляется мне теперь этот долгий период болезни:
я  как  бы вновь  открыл жизнь, включил себя  в нее, я находил вкус во  всех
хороших  и  даже  незначительных  вещах, тогда  как  другие  не легко  могут
находить в них  вкус, -  я сделал из  моей воли  к здоровью,  к  жизни,  мою
философию... Потому что - и это надо отметить -  я перестал быть пессимистом
в годы моей  наименьшей  витальности: инстинкт самовосстановления  воспретил
мне философию нищеты и уныния... А в чём проявляется в сущности удачность! В
том,  что удачный человек приятен нашим внешним  чувствам, что он вырезан из
дерева твёрдого, нежного и  вместе с тем благоухающего. Ему  нравится только
то, что  ему полезно;  его  удовольствие, его  желание  прекращается,  когда
переступается   мера  полезного.  Он  угадывает  целебные   средства  против
повреждений, он  обращает в  свою  пользу  вредные  случайности;  что его не
губит, делает  его сильнее.  Он инстинктивно собирает  из всего, что  видит,
слышит,  переживает,  свою сумму:  он  сам есть принцип  отбора,  он  многое
пропускает мимо. Он всегда в своём обществе, окружён  ли  он книгами, людьми
или  ландшафтами;  он  удостаивает чести,  выбирая,  допуская,  доверяя.  Он
реагирует на всякого рода раздражения медленно, с тою медленностью,  которую
выработали в нём долгая осторожность и намеренная гордость,  - он испытывает
раздражение, которое приходит к  нему, но он  далёк от того,  чтобы идти ему
навстречу. Он  не  верит  ни  в "несчастье",  ни  в "вину"; он справляется с
собою,  с  другими, он  умеет забывать,  -  он достаточно силён,  чтобы  всё
обращать себе на благо. Ну что ж, я есмь  противоположность decadent: ибо  я
только что описал себя.

Фридрих Ницше"Ecce Homo, как становятся самим собой"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar