- 05.11.2013
- 726 Просмотров
- Обсудить
Различие между людьми сказывается не только в различии скрижалей их
благ, стало быть, не только в том, что они считают вполне желанными
различные блага и вместе с тем не сходятся в сравнительной оценке, в
установлении табели о рангах общепризнанных благ, - оно сказывается еще
более в том, что считается ими за действительное обладание и владение
каким-нибудь благом. По отношению к женщине, например, более скромному в
своих требованиях человеку уже право располагать ее телом и удовлетворение
полового чувства кажутся достаточным и удовлетворяющим его признаком
обладания и владения; другой человек, со своей более недоверчивой и более
притязательной алчностью к владению, видит в таком обладании "вопросительный
знак", видит только его призрачность и хочет более тонких доказательств
прежде всего, чтобы знать, только ли женщина отдается ему, или же она готова
бросить ради него все, что имеет или чем очень дорожит, - лишь это и значит
для него "владеть". Но третий и тут не останавливается в своем недоверии и
жажде обладания; если женщина всем для него жертвует, то он спрашивает себя,
не делает ли она этого ради фантома, созданного ее воображением: чтобы быть
вообще любимым, он хочет прежде быть основательно, до глубочайших недр своих
узнанным, - он отваживается дать разгадать себя. - Лишь тогда чувствует он,
что вполне обладает своей возлюбленной, когда она уже не обманывается на его
счет, когда она любит его так же сильно за его зло и скрытую ненасытность,
как и за его доброту, терпение и умственное развитие. Один хотел бы владеть
народом - и все высшие ухищрения Калиостро и Катилины годны в его глазах для
этой цели. Другой, наделенный более утонченной жаждой владения, говорит
себе: "нельзя обманывать там, где хочешь владеть", - его раздражает и
беспокоит мысль, что сердцем народа владеет его маска: "итак, я должен дать
узнать себя, прежде же должен сам узнать себя!" У людей тароватых на помощь
и благодетельных мы встречаем почти регулярно то грубое лукавство, которое
заведомо подгоняет к их желаниям того, кому нужно помочь: как если бы
последний, например, "заслуживал" помощи, желал именно их помощи и за всякую
помощь был им глубоко благодарен, признателен и предан; с такими фантазиями
они распоряжаются нуждающимся как собственностью, так как именно стремление
к собственности и заставляет их быть благодетельными и готовыми на помощь
людьми. Они становятся ревнивыми, когда другие пересекают им путь
благодетельствования или упреждают их в помощи. Родители невольно делают из
ребенка нечто себе подобное - они называют это "воспитанием", - ни одна мать
не сомневается в глубине души, что рожденный ею ребенок составляет ее
собственность, ни один отец не подвергает сомнению своего права подчинить
его своим понятиям и правилам. А некогда отцам даже казалось справедливым
распоряжаться жизнью и смертью новорожденного по своему благоусмотрению (как
у древних германцев). И как отец, так в наше время еще и учитель, сословие,
пастор, князь видят в каждом новом человеке несомненный повод к новому
владению. Откуда следует...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.