Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

Действительное обладание и владение каким-нибудь благом

                  

Различие между  людьми  сказывается не  только  в различии скрижалей их
благ,  стало  быть, не  только  в том,  что  они  считают  вполне  желанными
различные  блага  и  вместе  с  тем  не  сходятся в  сравнительной оценке, в
установлении  табели  о  рангах  общепризнанных благ, -  оно сказывается еще
более  в  том, что  считается  ими за  действительное  обладание  и владение
каким-нибудь благом.  По  отношению  к женщине,  например, более скромному в
своих  требованиях человеку уже право располагать ее телом  и удовлетворение
полового  чувства   кажутся  достаточным  и  удовлетворяющим  его  признаком
обладания и владения;  другой человек, со  своей  более недоверчивой и более
притязательной алчностью к владению, видит в таком обладании "вопросительный
знак",  видит  только  его  призрачность и хочет более тонких  доказательств
прежде всего, чтобы знать, только ли женщина отдается ему, или же она готова
бросить ради  него все, что имеет или чем очень дорожит, - лишь это и значит
для него "владеть". Но  третий и тут не останавливается в  своем недоверии и
жажде обладания; если женщина всем для него жертвует, то он спрашивает себя,
не делает ли она этого ради фантома, созданного ее  воображением: чтобы быть
вообще любимым, он хочет прежде быть основательно, до глубочайших недр своих
узнанным, - он отваживается дать разгадать себя. - Лишь тогда чувствует  он,
что вполне обладает своей возлюбленной, когда она уже не обманывается на его
счет, когда она любит  его так же сильно  за его зло и скрытую ненасытность,
как  и за его доброту, терпение и умственное развитие. Один хотел бы владеть
народом - и все высшие ухищрения Калиостро и Катилины годны в его глазах для
этой  цели.  Другой, наделенный  более утонченной жаждой  владения,  говорит
себе:  "нельзя  обманывать там,  где  хочешь владеть",  - его  раздражает  и
беспокоит мысль, что сердцем  народа владеет его маска: "итак, я должен дать
узнать себя, прежде же должен сам узнать себя!" У людей тароватых  на помощь
и благодетельных  мы встречаем почти регулярно  то грубое лукавство, которое
заведомо  подгоняет  к  их  желаниям того, кому  нужно  помочь:  как если бы
последний, например, "заслуживал" помощи, желал именно их помощи и за всякую
помощь был им глубоко благодарен,  признателен и предан; с такими фантазиями
они распоряжаются нуждающимся как собственностью,  так как именно стремление
к собственности и заставляет  их  быть благодетельными и готовыми  на помощь
людьми.  Они  становятся  ревнивыми,   когда  другие   пересекают  им   путь
благодетельствования или упреждают их  в помощи. Родители невольно делают из
ребенка нечто себе подобное - они называют это "воспитанием", - ни одна мать
не сомневается  в  глубине  души,  что  рожденный ею  ребенок составляет  ее
собственность,  ни один  отец не подвергает сомнению своего  права подчинить
его своим понятиям  и правилам.  А некогда отцам даже казалось  справедливым
распоряжаться жизнью и смертью новорожденного по своему благоусмотрению (как
у  древних германцев). И как отец, так в наше время еще и учитель, сословие,
пастор, князь  видят в  каждом новом  человеке  несомненный повод  к  новому
владению. Откуда следует...

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar