Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 19

СОЗНАНИЕ (6)




ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ






















     СОЗНАНИЕ

 

Социальная психология. (100)
Формирование массового сознания В дискуссии о том, чьи права приоритетны — личности или общества, люди, живущие в большинстве западных стран, солидаризируются с теми, кто ...высказываются в пользу «воспитания массовогосознания» как альтернативы цензуре. Вспомните, что исследователи, изучавшие влияние порнографии, успешно развенчали в глазах участников своих экспериментов мифы, внушенные им масс ...

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (13)
...нам, все же религиозное его сознание было ограничено, сдавлено, неполно. Мало в нем духа пророческого. Хомяков отрицал догматическое развитие Церкви, не видел в Церкви богочеловеческого процесса....же они принадлежали старому религиозному сознанию. Новое религиозное сознание, загорающееся в новую космическую эпоху, не изменяет незыблемой святыне православной Церкви, но оно признает не только священство, ...


Сознание — это один из способов, которым объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Щербатых Ю. В. Общая психология. — Санкт-Петербург: Питер, 2008.
Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания // Вестник Академии Наук СССР. — 1991. — №  2. — С. 62-67.

Предсознание — Термин психоанализа, обозначающий те мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания. Другими словами это то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время еще не осознано.
Предсознание - разновидность бессознательного, относящаяся к подпороговому восприятию. Это информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания, вызывающая слабые подпороговые ощущения. При повышении внимательности эта информация может быть воспринята осознанно.
К предсознанию относятся воспоминания: я их не помню, но если постараюсь вспомнить, то они в моем сознании появятся.
Предсознательное или предсознание — в классическом психоанализе Зигмунда Фрейда одна из трех систем психики человека (бессознательное — предсознание — сознание), основным отличительным признаком которой выступает наличие в ней информации и процессов, не являющихся сознательными душевными актами (например, воспоминаний, неактуализированных знаний и т. д.), но способных стать сознательными (осознанными) при совпадении определенных условий. Для предсознательного также характерно наличие в нем преимущественно «связанной» энергии и вторичных процессов. В общем предсознательное существенно отличается от бессознательного и сознания по содержанию ( в том числе возможности и мере осознанности-неосознанности), форме энергии, типу процессов, характеру и форме информации и функциям. Как система психики предсознательное обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие сознания и бессознательного.

ПРЕДСОЗНАНИЕ

...О таких терминах, как сознание и бессознательное, давно уже наслышаны даже те, кто не является профессиональными психоаналитиками. Практически всем интересующимся известно, что сознание - это логика, интеллект и вообще всё то, что подчиняется осознанному контролю. Бессознательное - это рефлексы, инстинкты, эмоции, чувства и тому подобные вещи, сознательно управлять которыми практически невозможно. И все проблемы, которые базируются в бессознательном, зачастую не решаются как раз потому, что не поддаются осознанию и как следствие - логическому осмыслению. Именно поэтому одна из основных задач психоанализа - помочь клиенту вывести неосознаваемые проблемы в область сознания,  дабы потом уже работать над ними "с помощью головы".
Однако нередко еще говорят и о такой вещи, как предсознание - то есть о некоей промежуточной станции между бессознательным и сознанием (точнее, между бессознательным и цензурой). Что это такое? И не наличием ли этого промежуточного звена, не проблемами ли именно в его области иногда объясняется тот факт, что человек видит, наблюдает какие-то не совсем положительные для себя явления или процессы (в том числе происходящие с ним самим), какие-то возможные проблемы в своей жизни - и ничего не предпринимает, словно отказываясь это видеть? Может быть, в том, что он этого не осознает, "виновато" в том числе и его предсознание?

Строго говоря, наличие предсознания - довольно неоднозначный факт, и не все психоаналитические школы его признают. Хотя его наличие частично может объяснять некоторые вещи и в других теориях, в частности, в рациональной психотерапии.

Словарь по психоанализу:

"ПРЕДСОЗНАНИЕ - система психического аппарата, четко отличная от системы бессознательного: но ее содержания и действия не входят в актуальное поле сознания и потому являются бессознательными в "описательном" смысле слова, но отличаются от содержаний системы бессознательного, поскольку остаются доступными сознанию…
система предсознания отделена от системы бессознательного цензурой, которая допускает бессознательные содержания и процессы в предсознание лишь в преобразованном виде.
Во второй фрейдовской топике термин "предсознательное" употребляется только как прилагательное для обозначения того, что ускользает от актуального сознания, но не является бессознательным в узком смысле слова…" 

То есть, наверное, можно сказать, что проблемы, гнездящиеся в "глубинном бессознательном", обычно описываются как "не могу понять, почему я…", или вообще "с чего бы это?" А если источник проблемы в предсознании - то получается, у человека стоит другое препятствие (именно что до конца неосознанное) - "я не хочу или не могу знать, что я…" Получается, что задача психоаналитика - не только вывести источники проблем из "глубинного бессознательного" клиента, но еще и провести их через предсознание без искажений, минуя цензуру. А также "вычистить" то, что с искажениями держится в предсознании. Ибо там, судя по определению, может быть не только "не хочу знать, что", но еще и "я думаю, что это в моем восприятии вот так, и это мне не нравится, и именно это не хочу знать". Опять же это все делается неосознанно, вернее - не осознаваемо.

С одной стороны, психоаналитику вроде бы легче работать с предсознанием, чем с бессознательным, но с другой стороны -  неизвестно, каким образом исказила пришедшие из бессознательного в предсознание понятия и действия личная цензура клиента. С той же позиции понятно, почему нередко клиент на рациональной психотерапии вполне логично анализирует часть своих проблем вместе с терапевтом, а в других каких-то ее аспектах становится совершено "нелогичным": скорее всего, "пред- осознаваемые" представления, пришедшие из бессознательного через цензуру, частью своей искажены. И особенно сложно, когда клиент логически воспринимает и принимает лишь часть проблематики, потому что иные ее аспекты ему могут быть неприятны, пугающи и т.п. Именно они и пребывают в предсознании - если принять его наличие; то есть могут быть осознаны в принципе, и выводить с помощью психоаналитических техник из "глубинного бессознательного" их уже не надо; но опять же - кто знает, в каком виде они пришли в предсознание после цензуры? И во-вторых, по выводу из предсознания в сознание у клиента может быть еще одно сопротивление - "не хочу этого знать", о чем я еще скажу ниже. 

"…Если понимать бессознательное в том смысле, который Фрейд называет "описательным", - как то, что находится за пределами сознания, то граница между предсознательным и бессознательным стирается". 

Понятно - как если бы мы с точки зрения того же русского языка отбросили бы разницу между "не может осознать" и "не хочет осознать", и констатировали бы просто - "не осознаёт". 

"Согласно концепции, изложенной в Толковании сновидений (1900), предсознательное расположено между бессознательным и сознанием; от бессознательного оно отделено цензурой, не допускающей бессознательные содержания в предсознание и в сознание, а доступ к сознанию и двигательным реакциям контролируется самим предсознательным… переход от предсознания к сознанию обусловлен, по Фрейду, действием "второй цензуры"; она отлична от цензуры в собственном смысле слова (или цензуры между бессознательным и предсознанием) тем, что не столько искажает, сколько отбирает; ее роль, по сути, заключается в том, чтобы преградить тревожным мыслям доступ в сознание…" 

Вот оно - своего рода "второе сопротивление": если сопротивление при работе непосредственно с бессознательным больше связано с подспудными же страхами "увидеть то, что на самом деле у меня внутри моей души - ой, сколько же там всего нехорошего…", то сопротивление при выводе представлений из предсознания связано с "полусознательным", что ли, нежеланием клиента принять то, относительно чего он "что-то подозревает" и по поводу чего у него идет активное вытеснение. 

И получается, что одна из тонкостей, сложностей и профессионально-этических проблем психоаналитика - в том, что не сразу можно однозначно разобраться: действительно ли у клиента "этого нет" и врач ему навязывает то или иное ощущение или факт, или как раз сам клиент не пропускает те или иные факты через свое предсознание, именно потому, что сам уже подозревает то, что говорит терапевт, и именно возможный факт этого неприятен, и потому сознание клиента этот факт активно вытесняет и отказывается принимать.

"Фрейд всегда объяснял отличие между предсознанием и бессознательным тем фактом, что предсознательные представления соотнесены со словесным языком, со "словесными представлениями". 

Вот, кстати, и еще причина, почему я не работаю с клиентом по переписке: он вполне последовательно может изложить суть проблемы, вернее - на письме выйдет наружу вся "нелогичность" проблематики и ее острые углы, но как раз из-за подвоха предсознания человек чаще всего может "в упор не видеть", что он такое написал. Когда есть несколько участников дискуссии в письменной форме - в том же Мастер-классе - тогда ситуация иная: идет некое "многовзглядовое" обсуждение, более объективное. Но и то порой возникают сложности с тем, что человек выдает признак за признаком той или иной нарастающей проблемы и говорит "У меня этого нет": словно отказываясь видеть даже первые ранние симптомы. А может быть, они у него в предсознании давно наличествуют, но во-первых, в искаженном виде (и потому он реальных признаков проблемы может и вправду не оценивать во всей их серьезности), а во-вторых, опять-таки работает "сопротивление № 2": "Мне это осознавать неприятно, поэтому я это осознавать не буду ни за что; пойду на конфликт, обзову всех и обвиню; поссорюсь, в конце концов, со всеми - чтобы иметь повод уйти от этого обсуждения. Но - не буду осознавать!" 

И еще тонкость работы психотерапевта-психоаналитика: поди разбери - действительно ли клиент нередко идет на конфликт с аналитиком и прекращает работу потому, что недоволен им как врачом, или клиенту просто нужен повод, чтобы уйти от самого процесса анализа. Чтобы врач наконец прекратил вскрывать для клиента его же предсознание, потому что клиенту это неприятно - даже если это делается именно для решения проблемы, клиентом заявленной.

"Каково место предсознательного в переживаниях субъекта и, в частности, в опыте психоаналитического лечения? Чаще всего здесь приводят в пример воспоминания, которые непосредственно не осознаются, но могут быть оживлены в памяти. В более общем смысле предсознательное есть то, что неявно и неосознанно присутствует в психике…
Динамическое подтверждение этого топического разграничения происходит во время лечения… если признание предсознательных содержаний может привести к умолчаниям, которые требуется устранить ходом свободных ассоциаций, то признание бессознательных элементов сталкивается со столь же бессознательными сопротивлениями, которые требуется постепенно истолковывать и преодолевать в анализе (хотя, конечно, и умолчания нередко основываются на сопротивлениях)…" 

И так бывает очень и очень часто - почему и нужен непосредственный диалог при работе, когда уточнениями, повторами, и даже провокациями и отвлечениями удается получить некую информацию из предсознания, о которой клиент умалчивал, но которая как раз-то и важна для анализа проблемы и поиска вариантов решения.
Уточню здесь, что клиент-то умалчивает неосознанно, не со зла и не желая усложнить работу врача специально.

Кстати, при использовании современных "узконаправленных" психоаналитических методик - например, розен-терапии - подобные умолчания вскрываются быстрее. Потому что зажимы в мышцах, провоцируемые неосознаваемой проблематикой, чаще всего возникают тоже из-за наличия "блокировки на уровне предсознания": так как большей частью зажимы создаются "социально неодобряемыми или неприятными проблемами". 

Скажем, вам хочется "кому-то дать под зад коленом": но это желание проходит через цензуру в предсознание с большим ярлыком "это неприлично". И в сознание, в разумную часть, оно скорее всего допущено не будет. Или например, женщина, "живущая по общепринято-списочному счастью вполне ничего себе", на самом деле ощущает, что опереться ей в жизни не на что. Сама она в принципе боится это осознать, и в результате все уходит в напряжения тех же ног и частично отдельных мышц спины. И так далее, и тому подобное. 

То есть получается: бессознательное посылает в сознание те или иные сигналы - пожелания, ощущения, потребности, а до сознания они не доходят: остаются в предсознании. Потому что либо неприятны самому человеку, либо "заклеймены" его цензурой. А порой и то и другое вместе. И нереализованные запросы бессознательного как бы возвращаются ему обратно, и тогда оно находит иной способ реализовать свои потребности - через зажимы мышц. Ибо физиология - это уже полностью его, "глубинного бессознательного", ведомство.
И скорее всего, ощущение легкости и свободы, которое бывает иногда после сеанса телесно-ориентированного психоанализа, связано как раз с отработкой и последующим расслаблением прежних внутренних зажимов. 

Возвращаясь к разговору о предсознании - получается, что психоаналитику необходимо преодолевать целых два сопротивления: перед работой клиента с бессознательным и перед раскрытием собственно предсознания. Вот почему опять же так важно, чтобы у клиента было хотя бы на уровне сознания сформулировано собствненое желание работать со своей проблематикой. Именно по системе "нас трое - врач, больной и болезнь". А тут и вообще - терапевт, клиент, проблема клиента и аж два его сопротивления! 

Итак, сам человек не в состоянии "увидеть" то, что творится в предсознании. И потому часто не понимает и не осознаёт каких-то вещей, которые ему уже доставляют неудобства. Самое интересное, что некоторые реакции отслеживать можно: более того, если это реакции соматические - те же мышечные напряжения - они сами через какое-то время вылезут в виде того же напряжения мышц ног или шейного отдела, к примеру. Но вот понять, то есть вывести из предсознания в сознание - увы, самому чаще всего очень и очень сложно (говорю "чаще всего" - потому что стараюсь ничего не утверждать категорично). Причем нередко не то что микро - макросигналы подает предсознание человеку вкупе со всем остальным "глубинным бессознательным": прямо, извините за банальный пример, ручкой граблей в лоб - и все равно!  Не понимает человек: откуда взялись эти грабли, как они тут появились, да и грабли ли это вообще?..
Тут надо просто "снимать препятствие", ту самую вторую цензуру, которую ставит вам предсознание. Конечно, если этого захочет сам клиент - без этого ничего не выйдет.

Но если возникновение каких-то внутренних желаний практически не доставляет затянувшегося неудобства - значит, и нет проблемы для психоанализа. Человек все эти свои реакции и желания может вообще не замечать, и тем не менее реализует "нужные бессознательному действия" чуть ли не автоматически - причем социально приемлемыми методами. И не получает за это никаких неприятностей. Если же получает - значит, реализует не самыми адекватными методами. Ведь кроме того, что "не могу понять, в чем причина, хотя вот это и это знаю", есть еще "я все делаю вроде бы так, а у меня все равно неприятности". И здесь тоже полезно было бы разобраться со всякими неосознаваемыми моментами, с личной цензурой человека и т.п. Причем какие-то социальные нормы тоже могут быть у человека в предсознании: он их знает, но принять и выполнять не может!

Предсознательных блоков у человека может быть разное количество. Тут нет прямой корреляции: "один-два во многих областях или много разных, на каждую область по одному". Скажем так, количество запретов может вообще не соответствовать количеству проблемных областей (особенно с учетом того, что эти области тоже подразделяются условно). И строго говоря, любое содержание "того или иного бессознательного" ощущается как проблема в основном тогда, когда оно либо срабатывает там, где не надо, либо не срабатывает там, где надо.

Вообще внутренних запретов (а точнее - не только запретов, но и, скажем, каких-то неосознаваемых штампов, измененных восприятий и т.п.) у большинствоа людей много. И вот тут как раз могу предположить некую корреляцию: чем выше интеллект человека, тем больше "всякого" у него в предсознании. Ведь для того, чтобы что-то осознать, человеку требуется выяснить причинно-следственную связь (или связи). Так вот, у личности с высоким интеллектом (а может быть, точнее будет сказать - с пытливым умом?) более высокая потребность в узнавании этих истинных связей, но при этом более высокая критичность к их логичности. И те нелогичные искажения, которые продуцирует его предсознание, у него в сознании не умещаются. Он не понимает, почему это и зачем - и не осознает.

А тот, кто всем своим интеллектом привержен общественным установкам и дальше них ничего видеть не намерен - с легкостью посчитает для себя достаточной причинно-следственную связь типа "Это нужно делать потому, что все это делают, или это происходит вот так, потому что так надо". В результате большинство искажений из предсознания переходят в его сознание - причем с минимальной коррекцией, а то и без таковой.

И еще по поводу "снятия предсознательных запретов". 
Вот, скажем, пришел клиент с жалобами на ту же застенчивость или неуверенность в себе, невозможность никак создать семью и т.п.
Начинаем анализировать ситуацию - и выясняется, что пока у человека есть тот самый "контролер", о котором говорилось в материале о Застенчивости - например, жена или мама - человек так и будет застенчивым, неуверенным и одиноким.
И очень сложно довести до сознания клиента тот факт, что проблема его решится в том числе при условии, если он от этого контролера перестанет зависеть. Потому что зачастую над человеком довлеет установка типа "Ну мама же плохого не посоветует", "Ну как же я могу уйти от мамы (жены)", "да вы лучше мне помогите избавиться от застенчивости!"
И вот пока подобные запреты осознания не снимутся, работать дальше будет невозможно. И без толку. 

Но собственно говоря, данная статья написана во многом затем, чтобы дать подобным личностям информацию о возможном коварстве предсознания. Если изначально не будет таких "лишних в работе запретов" (или будут хотя бы сведения о такой возможности, и готовность "запреты" видеть и преодолевать) - тогда работа будет куда более эффективной.
Нарицын Николай Николаевич,
врач-психотерапевт, психоаналитик

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман
...реального мира независимо от чистого сознания" (так как идеи Гуссерля "не требуют обязательного истолкования в духе идеализма и вовсе не обязательно к нему ведут....реальный мир как независимый от сознания и, тем самым, по своему бытию автономный, может быть сохранена"). Далее, по И., необходимо провести анализ формы и способа его (...

Л. С. Выготский. Методика рефлексологического и психологического исследования (2)
Занимает человека более всего его сознание, муки его сознания. И сам Павлов признает, что оставить их (психические явления) без внимания нельзя, потому что они теснейшим образом ...

Подсознание (англ. subconsciousness) — устаревший термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации. Позже он развил его в медицинской диссертации «Психический мир истериков» («L'état mental des hystériques» 1892).

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное» (англ. the unconscious), предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно — социально неодобряемого). Последователи Фрейда, например, Жак Лакан, в описании психической жизни полностью отказались от описаний позиции «над-/под-».
Выделилось в отдельное понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious), обозначающее фактический синоним бессознательного, однако характеризующий автоматические (в том числе — и рефлекторные) действия (И. П. Павлов, Д. Н. Узнадзе), не контролируемые сознанием.
Карл Густав Юнг вновь обратился к термину подсознание для описания архаичной сути человеческой психики (архетипов).
Термин «подсознание» также ранее использовался в когнитивной психологии для обозначения области быстрой памяти, куда мозг записывает автоматические мысли, то есть мысли, которые часто повторяются или человек придаёт им особую важность. В этом случае, мозг не тратит много времени на повторное медленное обдумывание этой мысли, а принимает решение мгновенно, исходя из предыдущего алгоритма, записанного в «быстрой» памяти. Такая «автоматизация» мыслей может быть полезной, когда надо быстро принять решение (например, быстро отдёрнуть руку от горячей сковороды), но может навредить, когда автоматизируется неправильная или нелогичная мысль, поэтому одной из задач когнитивной психотерапии является распознать такие автоматические мысли, вернуть их из области быстрой памяти опять в область медленного переосмысления, с тем чтобы удалить из бессознательного неверные суждения, и перезаписать их правильными контраргументами.

Юнг К. Г., К вопросу о подсознании // Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М., 1997.
↑ Бек А., Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство. 

АГНИ-ЙОГА (11)
...но не понимают нужной степени сознания, которое дает воле полномочие действия, и можно сказать все дозволено. Кому же можно дозволить все достояние?... Тому, кто крепок сознанием. Тому, кто знает Учение. Как многие похваляются знанием Учения и не знают его. Им скучно перечесть знакомые слова.

Логос (870)
...характера душевной жизни, как жизни сознания. Жизнь сознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности. 1) наше ясное сознание узко: в один момент времени мы можем ...

Владимир Сергеевич Соловьев (74)
Сознание нравственного долга, пробудившееся в человеке, выхватывает его из потока природной жизни и оставляет его беспомощным и одиноким.... Сознание долга само по себе ещё не даёт силы его исполнить — в этом вся трудность нравственного вопроса.

Дежавю (фр. déjà vu, МФА (фр.): [deʒa vy] — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком[en] (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques).
Аналогичные явления — фр. déjà vécu («уже пережитое»), фр. déjà entendu («уже слышанное»), фр. déjà baisée («уже от-пробованное»).
Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.

Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Вы не можете вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и в этом месте.
Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удаётся восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.
Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.
Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.
Также существует мнение, что возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В этой связи ощущается отрыв от реальности.
Сегодня дежавю исследуют не только на западе, но и в России. В одной из немногих работ на эту тему «Феномен дежа вю» автор Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А. Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков.
В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей.

Курган А. А. Феномен «дежавю». — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-86007-653-2

«На кончике языка» («вертится на языке») — феномен, который заключается в неспособности вспомнить какое-либо хорошо знакомое слово, при этом в памяти всплывает определенное количество информации о забытом слове. Возникает ощущение, что забытое слово будет найдено прямо сейчас и что его очень легко вспомнить, но, тем не менее, оно не вспоминается. Это состояние может быть мучительным и даже навязчивым. Феномен сопровождается интенсивным ощущением фрустрации, из-за неспособности вспомнить хорошо знакомое слово. В англоязычной научной литературе это явление обозначается термином «TOT-phenomenon» или «ТОТ-state», от английского выражения «tip-of-the-tongue», которое означает, что забытое слово «вертится на кончике языка». Один из исследователей феномена, Беннет Шварц, иллюстрирует это явление на примере рассказа Чехова «Лошадиная фамилия»: герой этого рассказа не может вспомнить фамилию, но, тем не менее, он уверен, что забытая фамилия имеет какое-то отношение к лошадям[4]. Этот феномен является иллюстрацией того, что в сознании может временно существовать значение слова без его знаковой формы. Иногда это явление обозначается термином «пресквю» (или «прескевю») (фр. presque vu — почти увиденное), который был создан по аналогии с терминами дежавю и жамевю.

Сходные выражения существуют во многих языках, например:
в итальянском языке: «sulla punta della lingua» («на кончике языка»);
в эстонском языке: «keele otsa peal» («на кончике языка»);
на языке шайеннов : «navonotootse’a» («я потерял это на моем языке»);
на ирландском языке: «ar flaen fy nhafod» («на передней части языка»);
на языке маратхи: «jeebhewar» («на языке»);
в кантонском диалекте Китая и в cевернокитайском языке, а также в языках хинди, хауса и игбо используется выражение «во рту»;
в японском языке используется выражение «в горле»;
в корейском языке аналогичным выражением является «Hyeu kkedu-te mam-dol-da» («искрится на кончике языка».
Критерии феномена
возможность довольно точно описать объект, которому соответствует забытое слово;
возможность дать ответы, которые по каким-то признаками приближаются к забытому слову (по смыслу или по звучанию);
ощущение того, что слово хорошо знакомо, и что его легко будет вспомнить, если будет дана подсказка;
слово действительно легко вспоминается, если дана подсказка.

Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. — Москва: Олма Медиа Групп, 2007.
Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. — Москва: АСТ, 2008. — 409 с. — ISBN 978-5-17-055694-6
Tip of the Tongue Phenomenon. — 1966.
Brown A. S. A review of the tip-of-the-tongue experience // Psychological Bulletin, 109(2). — 1991. — P. 204–223.
James W. The Principles of psychology / William James. — Vol. 1.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного. — Москва: Просвещение, 1990. — ISBN 5-09-003787-6.
Coué É. La Maîtrise de soi-même par l’autosuggestion consciente (фр.) / Émile Coué. — 1926.
Brown R. & McNeill D. The "tip of the tongue" phenomenon // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 5. — 1966. — С. 325–337.
Корниевская С. И. Экспериментальные исследования стратегии лексического поиска при продуцировании речи в ситуации учебного двуязычия: результаты эксперимента // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». — Тверь: Тверской государственный университет, 2012. — В. 2. — № 10.
Schwartz B. L. Tip-of-the-tongue States: Phenomenology, Mechanism, and Lexical Retrieval / Bennett L. Schwartz. — Psychology Press, 2001. — 192 p. — ISBN 978-0805834451
Abrams L. Tip-of-the-Tongue States Yield Language Insights / Lise Abrams // American Scientist. — 2008. — Vol. 96. — № 3. — DOI:10.1511/2008.71.3626

Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (27)
Я — оно в моем сознании. Однако, так я в своем сознании, как если бы был отделен от него. Я / [Image 119][168] / не во втором ...

Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (40)
...РЕЛИГИЯ Дух, знающий духа, есть сознание себя самого, и для себя он есть в форме предметного; он есть и в то же время он есть для ...и притом вопреки стороне своего сознания, или стороне соотнесения себя с собою как предметом. В его сознании есть противоположение и тем самым определенность формообразования, в котором ...

Александр Лурия. Психология как историческая наука
...о том, что основные законы сознания человека всегда остаются неизменными, что в их основе лежат определенные, четко фиксированные процессы ассоциаций, или логические отношения, структура которых не ...о внеисторическом характере основных законов сознания оставалась неизменной. Однако в конкретных психологических исследованиях накапливалось все больше фактов, показывавших, что строение сознания изменяется с историей и что ...

С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. 4
...первичность материи и рассматривает психику, сознание, дух, идею как нечто производное; идеализм разных видов и толков, наоборот, утверждает первенство и независимость идеи, духа, сознания, психики.

Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (3)
Можно было бы сказать, что сознание Бога как личности предшествовало сознанию человека как личности. Поэтому совершенно непонятно, что, например, Карсавин отрицает существование человеческой личности и признает ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (47)
...при котором новое содержание навязывается сознанию извне (через органы чувств) или изнутри (из бессознательного) и до известной степени принудительно завладевает вниманием и восприятием....бессознательного фантазирования, которые доходят до сознания. Качество образа является тогда архаическим, когда образ имеет несомненные мифологические параллели. Архаическими являются ассоциации по аналогии, создаваемые бессознательной фантазией, так ...

Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (11)
...осмысленно поддерживать и развивать это сознание с тем, чтобы не бесцельно прожить жизнь и почувствовать, что выделяешься из массы. В античной истории и в обрядах современных ...раз призывают заступиться за эго —сознание перед лицом приближающегося растворения в смерти. Эти критические периоды требуют большего осмысления и духовных усилий, чем в юности.

С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (27)
...видении этого и состоит метафизическое сознание, по сравнению с которым всякое эмпирически рациональное знание, всякое интеллектуальное обладание чем либо как определенным и ограниченнымбытием есть лишь производный, ...метафизического жизнечувствия состоит ведь в сознании, что мы стоим на краю некой бездны, готовой ежемгновенно поглотить нас, или даже, точнее, висим над этой бездной.

Юнг Карл Густав. Воспоминания, сновидения, размышления. (20)
...определявшие течение некоторых скрытых от сознания процессов, названия которым мы смогли дать лишь сегодня. Верхним пределом знания, доступного мертвым, является, на мой взгляд, тот уровень сознания, который уже был некогда достигнут.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
...стихийно спонтанного процесса трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции С.Фрейда таким модельным образцом является семья (прежде всего, родители); Т....самооценку: контроль проникает внутрь индивидуального сознания, "физиологический организм превращается в рефлексирующее сознание, Я" (Мид). Позднее Фуко назовет этого мифологического субъекта паноптического контроля "отсутствующим господином", проникающим в ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (35)
...а в невидимые силы экстравертное сознание не в состоянии верить. Такое недоразумение является характерным событием в жизни этого типа и обычно регистрируется как важный аргумент, свидетельствующий ...бессознательных образов, но легко относится сознанием к эго, вследствие чего это влияние ложно истолковывается в смысле личной тирании. Но если бессознательный субъект отождествляется с эго, тогда ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (24)
...возвращается его "антропоморфность", то есть "сознание", "душа" (которых философия теперь уже не боится, ибо ими овладела), космос теперь снова становится личностно социальным бытием, то есть мифом (...первоосновы сущего, которым теперь возвращено сознание, душа и ум, целевая структура, очевидно, являются уже богами. Если раньше были числа и формы, то теперь, в новой интерпретации, ...

Юнг Карл Густав Работы по психиатрии (25)
...безумие это сновидение, сменившее нормальное сознание. Утверждение, что безумие это сновидение, ставшее реальностью, не является метафорой. Феноменология сновидения и феноменология шизофрении почти идентичны; небольшое отличие заключается ...к нормальному выключению и разложению сознания во сне, является нормальной функцией, которая почти подчиняется нашей воле. При шизофрении кажется, что эта функция служит для создания подобного ...

АГНИ-ЙОГА (6)
Смутное сознание есть наследие животного состояния. Кому нужны неясные помыслы? Никто не желает получить столь же смутный ответ. Нужно очистить провод духа....человек от связи с Высшим Сознанием. Причем не ценны случайные полеты сознания, нужна несмолкаемая полетов песнь. Вина не всегда звучит явно, но лад ее всегда строен.

Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (48)
...в своей критике идеологически заинтересованного сознания, создавая тем не менее сам такого же рода сознание, о том же говорит и Ницше ("сумерки идолов."), и психоанализ З.

Психология. (14)
...переживанию этих спонтанно возникших в сознании образов как объективной реальности. ГАЛЛЮЦИНОГЕН психоделик. ГЕДОНИЗМ — античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало ...не в бессознательном, а в сознании. При этом следует четко различать символы, соотносящиеся с сознательными представлениями, и стереотипы, соотносящиеся с бессознательными представлениями.

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (15)
...порожденная нашим изолированным и изолирующим сознанием, все еще находит остатки символов в наших перцепционных образах и стремится переместить нас в без образный мир, воспринимаемый только посредством ...математиков воспринимают эти символические абстракции сознания, как нечто сверхъестественное; эмоциональный фактор в субъекте, ранее принципиально изгнанный из научного исследования, снова возникает «так сказать, в объекте.

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (9)
Сознание ему лишь присуще, как и бессознательное. Первично "я", погруженное в существование, а совсем не сознание, как думают многие философы.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (11)
Мифология образовывалась на заре человеческого сознания, когда дух был погружен в природу, когда природный мир не был еще таким затверделым и границы двух миров не были ... Человек жил в дремотном сознании, и трезвый день сознания еще не наступил. Наш язык, наши идеи носят печать этого первичного мифологического сознания.

Ф. ЭНГЕЛЬС (2)
...издания широкое распространение в общественном сознании научных кругов и рабочего класса — и притом во всех цивилизованных странах мира. Лондон, 23 мая 1894 г. Ф.

Философия (9)
В процессе представления сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием ...

Маркс К. (112)
...в конкуренции и в обыденном сознании самих агентов производства. Стоимость всякого капиталистически произведенного товара (W) выражается формулой: W = с + v + т.

Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (14)
...наука только лишь должна предполагать сознание и не может еще раз рассматривать его наряду со своими внешними предметами, так и практическое исследование души вдеятельности, ограничивающееся внутренней ...

Владимир Сергеевич Соловьев (90)
...своими собственными силами и своим сознанием. Существенное и коренное отличие нашей религии от других восточных, в особенности от мусульманской, состоит в том, что христианство как религия ...

Алексей Федорович Лосев. ДИАЛЕКТИКА МИФА (22)
Антиномия сознания и бытия синтезируется в творчество . Чтобы творить, надо, очевидно, как то затратить сознание вообще или какие нибудь его стороны, но ...

Юнг Карл Густав. Воспоминания, сновидения, размышления. (21)
...обнаружились первые признаки последующей трансформации сознания. С тех пор тревога и сомнения росли, и к концу второго тысячелетия образ вселенской катастрофы предстал перед нами со всей ...мании величия, своего рода заносчивости сознания: "нет ничего выше человека и дел человеческих". Таким образом, трансцендентность христианского мифа была утрачена, а вместе с ней и христианское ...

Адорно Т. Негативная диалектика. (41)
...должен быть фундирован в субъективном сознании; он ненадежен в том случае, если "в себе" есть мнимое сознание вообще; если "в себе" совершенно дистанцируется от всякого живого ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (52)
...подавлении антитезиса, даже тогда, когда сознание не отдает себе отчета в этом. Если же имеется налицо полное равенство и равноправие противоположностей, засвидетельствованное безусловной причастностью эго и ...есть при застое и бездейственности сознания возникает активность бессознательного, где все дифференцированные функции имеют свой общий архаический корень, где живет та смешанность содержаний, многочисленные остатки которой ...

Психология. (72)
...связанные с антропогенезом, становлением человеческого сознания и изучением общего и различного в деятельности психической человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека)....общественной жизни, членораздельной речи и сознания. Сравнительно психологический анализ строится на сопоставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии. В его задачи входит: 1) выявление ...

Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (20)
...не раскрыт еще ни в сознании святоотеческом, ни в сознании старых мистиков. Творческий опыт, творческий экстаз или совсем отрицается религиозным сознанием как «мирское» и страстное, или ...

Пол Феррис. Зигмунд Фрейд (29)
...от людей в состоянии измененного сознания, в том числе провидцев и шизофреников, которые, предположительно, имели больший доступ к этим универсальным мифам.

Карл Густав Юнг. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов (6)
[«Определенный уровень затемнения сознания» (фр.).]). В нашем случае видение осложняется тем, что происходит в состоянии сна, особенности которого мы будем рассматривать ниже....в области расщепления памяти и сознания. В приведенных случаях второе состояние всегда отделено от первого амнестическим расщеплением, и изменение характера каждый раз сопровождается разрывом в непрерывности ...

Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (9)
...рассудка, для которого как для сознания простого "внутреннего" всеобщее в себе единство есть то, что истинно. Поэтому он, напротив, должен свести эти многие законы к одному ...в само сверхчувственное; но наше сознание из "внутреннего" как предмета перешло на другую сторону – в рассудок и в нем находит смену.

Ф. ЭНГЕЛЬС (57)
...является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим. ОПУЩЕННОЕ ИЗ «ФЕЙЕРБАХА»[370] [ Вульгаризаторы, взявшие на себя в пятидесятых годах в Германии роль ...

Философия (12)
...исчезнувшее в действительности живет в сознании. Важнейшие системы философии истории: — теологическая философия истории (движущая сила истории — Бог); — метафизическая философия истории (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т. е.

Ф. ЭНГЕЛЬС (8)
...борьбы за существование среди лишенных сознания растений и среди кротких травоядных заранее исключена: «В строго определенном смысле слова борьба за существование имеет место в зверином мире ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (24)
...Заратустры», именно тем, что там сознание поэта принимало большее участие при создании смысла символа и вследствие этого мифологическое нагромождение в «Фаусте» и идейное нагромождение в «Заратустре» ...

 





























 











РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar