Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 18

Психология (6)

 
Концепция социально-генетической психологии
...в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. N 4, 1980, с. 79–89; Рубцов В.В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения.... Совместная деятельность как проблема генетическойпсихологии // Психологический журнал. N 3, 1989, с. 7–16; Рубцов В.В. Основы социально–генетической психологии. М.–Воронеж, 1996.

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 80
Традиционная психология, отражавшая по преимуществу психологию рефлектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнениями, борьбой мотивов, выдвигала в качестве ядра волевого акта именно ...
 
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.
ВОСПРИЯТИЕ
В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ. Восприятие отличается от ощущений также и тем, что 1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений и 2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения. Пример изменения восприятия при неизменности стимулов дают т.н. "двойственные изображения". Хорошо известен рисунок, на котором два черных профиля образуют контур белой вазы. Если воспринимается ваза - профили кажутся просто "фоном"; если "фигурой" выступают профили - "фоном" становится ваза. Пример того, как разные ощущения вызывают одинаковое восприятие, - транспозиция в музыке: мы слышим одну и ту же мелодию независимо от того, в какой тональности она звучит. Оба феномена - как сдвиг, так и постоянство (константность) в восприятии структур - объясняются законами гештальтов восприятия. К ним же относятся: близость (сгруппированные стимулы, скажем, группы музыкальных нот, ритмические звуки типа постукивания или сгруппированные физические объекты, воспринимаются как связанные между собой); сходство (сходные по какому-нибудь признаку объекты объединяются в общую группу, например высокие тона, перемежающиеся низкими); и завершение (добавление недостающих частей стимулов, как в случае нарисованных пунктиром букв или цифр). При восприятии глубины мозг реагирует на ключевые раздражители, к которым относятся несовпадение проекций на сетчатке левого и правого глаза, аккомодация хрусталиков и т.н. конвергенция (поступление сигналов, идущих по первичным нейронам от нескольких рецепторов, на один и тот же вторичный нейрон), а также пространственная и линейная перспектива. Как это свойственно для восприятия вообще, такие ключевые раздражители становятся значимыми - т.е. распознаваемыми - в результате научения и опыта. Например, наблюдая в линейной перспективе параллельные прямые, мы воспринимаем их зримое сближение (по мере удаления) как кажущееся; такое восприятие не является "автоматическим", доступным младенцу, но зависит от сформировавшегося в результате приобретенного опыта представления об этом явлении. Сходным образом зависит от научения и соответствие, устанавливаемое между величиной объекта и его удаленностью; чем крупнее выглядит объект (например, летящий самолет), тем ближе он кажется, чем мельче - тем он кажется дальше.
Восприятие окружающих. Социальные психологи заметили, что наше первоначальное восприятие других людей определяется личностными и социальными установками. Например, в современной западной культуре высоко ценится красота. Внешне привлекательные люди нравятся больше, их воспринимают как более чутких, уравновешенных, добрых, интересных, общительных и т.д. Стереотипное восприятие "ангельского личика" ребенка формируется рано: дети от 3 до 6 лет предпочитают иметь друзей с приятным лицом. При восприятии человека человеком ожиданий иногда вполне достаточно, чтобы принять желаемое за действительное. Школьным учителям, возлагающим особые надежды на некоторых учеников, часто кажется, что те делают успехи. Когда известный психиатр, представляя пациента своим коллегам, характеризует его как "психотическую личность", большинство из них так его и воспринимают, даже вопреки очевидности.
Восприятие самого себя: образ тела. У любого индивида имеется "концептуализированное" восприятие не только других, но и себя самого. Субъективное восприятие собственного тела называют образом тела. Внешнее выражение этого феномена можно наблюдать, когда кто-либо смотрится в зеркало и видит собственный образ, пристально всматривающийся в него же. Некоторые, смущенные таким восприятием самих себя, отворачиваются, поскольку возникает впечатление, будто всматриваешься в чьи-то глаза, в то время как "этот другой" пристально смотрит в твои. Но это иллюзия. Образ в зеркале - просто изображение, которое даже не является "объективным", ибо восприятие его субъективно, т.е. зависит от восприятия человеком самого себя. Образ тела важен потому, что через ожидания субъекта влияет на его поведение. Если индивид воспринимает свое тело слабым, он склонен действовать как слабый человек, если же считает себя уродливым - склонен вести себя робко.
ЭМОЦИИ
Психологи всегда интересовались природой и объяснением эмоциональных переживаний. Хотя не многие теории выдержали испытание временем, некоторые все еще представляют определенный интерес.
Теория Джемса - Ланге. Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса - Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют "десензитизирующую терапию", поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.
Теория Кеннона - Барда. Неудовлетворенный теорией Джемса - Ланге, физиолог У.Кеннон предложил свою собственную "нейральную" теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса - Ланге, Кеннон отметил прежде всего тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны. Теория Кеннона - Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса - Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.
Атрибутивная теория эмоций. Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал "холодной эмоцией" - "как бы эмоцией". Испытуемые говорили: "Я чувствовал, как будто я был испуган" или "Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье". В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.
Когнитивная теория эмоций. Адреналин вызывает многие из тех физиологических изменений, которые сопровождают эмоции. В экспериментах с введением адреналина было показано, что на фоне одинакового физиологического действия препарата на всех испытуемых эмоциональный эффект был неоднозначным и зависел от специфики познавательных процессов испытуемых, т.е. от того, как они интерпретировали свое состояние. Испытуемые, которым заранее сообщили о введении именно адреналина и о характере его действия, не поддавались эмоциональному влиянию; те же, которые думали, что получают витаминный препарат с каким-то побочным эффектом, вели себя так же, как и специальные "подсадные утки", включенные в эксперимент в качестве контрольной группы. В результате испытуемые, находящиеся рядом с теми "утками", которые демонстрировали эйфоричное поведение, вели себя таким же образом, тогда как находящиеся вблизи тех, кто выражал негодование, тоже становились агрессивными. Следовательно, то, что мы чувствуем (или думаем, что чувствуем), во многом связано, во-первых, с нашим пониманием того, что мы делаем, и ситуации, в которой находимся, а во-вторых, с тем, как другие ведут себя в той же ситуации. По этой причине люди иногда пьянеют от безалкогольного напитка, если принимают его за алкогольный, особенно в пьяной компании.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Мозговые центры. Хотя в современной психологии имеется тенденция отвергать представление о специфических мозговых структурах, "ответственных" за память, сексуальное влечение, удовольствие и т.п., многие психологи все же считают, что такие центры существуют. С помощью электродов, вживленных в мозг крыс, удалось показать, что стимуляция определенных областей мозга вызывает удовольствие. Однако неизвестно, почему стимуляция одних центров вызывает удовольствие, а стимуляция других - нет. Описаны также другие специфические центры мозга. Нейрофизиолог Х.Дельгадо останавливал нападающего быка с помощью электрода, вживленного в центр торможения. Нейрофизиолог У.Пенфилд обнаружил, что электростимуляция определенных центров мозга заставляет испытуемых вновь пережить прошлое. Давно забытые впечатления, в том числе и песни, вспоминались во всех подробностях. Психологи обнаружили также центры мозга, отвечающие за голод, жажду и сексуальное возбуждение. Один исследователь сообщил о локализации центра насыщения вдоль средней линии коры мозга. Испытуемый перестает есть, когда эта область стимулируется, и испытывает постоянный голод, если она повреждена. Возможно, чрезмерный аппетит у людей, страдающих ожирением, связан именно с таким повреждением. Имеются данные, что в гипоталамусе находятся центры, регулирующие сексуальное влечение. Электрическая либо химическая стимуляция этих центров вызывает сексуальное возбуждение. Психиатры тоже проявляют интерес к мозговым центрам. Разработано несколько типов воздействий на мозг, включая хирургические и электрические, которые приводят к поведенческим и личностным изменениям. Примером может служить лоботомия - хирургическая операция, производимая на фронтальных отделах мозга с целью устранения определенных аномалий психики. Хирургическое лечение психических болезней (психохирургия) основывается на предположении, что психопатология является следствием нарушений структуры мозговой ткани. Многие психологи отвергают такое лечение, поскольку оно может приводить к состояниям типа "зомби" (утрате долговременной памяти) и другим негативным эффектам.
Поведенческая психофармакология. С развитием этой отрасли знания психологов-теоретиков все больше интересуют уже не представления о мозговых центрах, а новые данные о нейрохимических путях, проходящих через мозг. Нервная система состоит из нейронов, т.е. отдельных нервных клеток. При проведении нервного импульса нейроны воспринимают и передают информацию через специальные образования, т.н. синапсы. Нервные импульсы как таковые не пересекают синапсы, а передаются через них химическим путем посредством нейромедиаторов
(см. ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА;
НЕЙРОМЕДИАТОРЫ).
Ряду исследователей удалось картировать нервные тракты, в которых в качестве нейромедиаторов используются дофамин и норадреналин. Существует предположение, что шизофрения объясняется избытком дофамина в мозгу, т.е. ее причина - не нарушение какого-то мозгового центра, а аномалии в передаче информации по нейрохимическим путям (см. ниже раздел Патопсихология: Шизофрения). Расщепленный мозг. Левое полушарие мозга управляет правой стороной тела, а правое полушарие - левой. Это означает, что ощущения, возникающие с одной стороны тела, передаются на противоположную сторону мозга. У человека, в отличие от животных, функции каждого полушария специализированы. Речь и праворукость, например, контролируются левым полушарием, тогда как восприятие формы и пространства - правым. Таким образом, кем является человек - "правшой" или "левшой", определяется его мозгом, а не способностью руки. Если разъединить полушария мозга, каждое будет функционировать независимо и информация от одного полушария не сможет поступать в другое. Такую операцию - перерезку мозолистого тела, соединяющего большие полушария, - производят, чтобы облегчить симптомы некоторых расстройств, прежде всего тяжелой эпилепсии. Оказалось, что в дальнейшем больные с расщепленным мозгом испытывают трудности в обучении новым видам деятельности, требующим участия обеих сторон тела. Кроме того, поскольку центр речи находится в левом полушарии, они неспособны, например, назвать то, что находится в левой части их поля зрения или что они взяли, не глядя, в левую руку.
Биологическая обратная связь. Нервная система человека включает два отдела, или две нервные системы: соматическую, или "высший мозг", и автономную (вегетативную), или "низший мозг". Соматическая нервная система находится под произвольным контролем и обеспечивает взаимодействие организма с внешним миром. К ней относятся различные органы чувств. Через нее человек управляет своими произвольными движениями: если он хочет поднять руки, организм реагирует соответствующим образом; если хочет повернуть голову, ему подчиняются органы, имеющие к этому отношение. С автономной нервной системой, контролирующей внутреннюю среду организма, дело обстоит иначе. По-видимому, она работает автоматически, сама по себе, т.е. автономно. Кровяное давление, частота сердечных сокращений, эмоциональные реакции и функционирование желез внутренней секреции находятся, по-видимому, под ее контролем. Однако уверенность в ее автономности была поколеблена экспериментами с обратной связью, проведенными Н.Миллером и другими учеными, которые показали, что люди и даже животные могут контролировать автономную нервную систему. Бабуины, например, произвольно повышали свое кровяное давление, когда получали за это вознаграждение; при сходном режиме подкрепления крысы регулировали частоту сердцебиений; люди также способны достигать удивительного контроля над своим телом и эмоциями, казалось бы совершенно непроизвольными. Биологическая обратная связь основана на том принципе, что освоение новых навыков ускоряется, когда результаты процесса известны субъекту (что и создает обратную связь). За управлением внутренними органами и мышцами можно следить с помощью электронного оборудования, обеспечивающего мониторинг (непрерывную запись) физиологических показателей. Это позволяет получать информацию о малейших изменениях сердечного ритма, мышечного напряжения и т.п., а следовательно, немедленно отмечать правильные реакции. Если ответные реакции субъекта являются желательными, электронный контроль сообщает об этом, и субъект может продолжать действовать таким же образом. В противном случае он соответствующим образом изменяет свои действия. Необходимо помнить, что обратная связь приводит не только к научению индивида как разумного существа. Его тело тоже научается - оно приобретает способность подчиняться указаниям ("висцеральное научение"). Некоторые исследователи считают, что обучение с раннего детства приемам обратной связи могло бы предотвратить многие эмоциональные и психосоматические расстройства у взрослых. Хотя изначально психология занималась изучением психической реальности, в 20 в. бихевиористы попытались исключить психику и сознание из психологии. Эксперименты с биологической обратной связью помогли возвратить психику в психологию, показав, что сознание способно воздействовать на телесные функции и даже контролировать их, включая "автономную" нервную систему. Более того, с помощью положительного и отрицательного подкрепления можно вызвать состояние повышенной активности гипоталамуса, что в свою очередь приводит к стимуляции нейромедиаторов, ответственных за передачу нервных импульсов через синапсы. Нейромедиаторы влияют на белок синаптических мембран, который меняется таким образом, что делает синаптическую передачу более эффективной, и тем самым прокладываются пути для освоения новой информации. Следовательно, даже мозг косвенным образом находится под произвольным контролем сознания. Из этой формулировки вытекает, что сознание - это нечто большее, чем порождающие его физико-химические составляющие, подобно тому как картина художника - это нечто большее, чем нанесенные на холст краски. Сознание контролирует работу всех частей мозга, потому что является самым высоким уровнем организации психики. Так решает современная нейропсихология вопрос о взаимоотношении души и тела.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Восприятие людьми друг друга, уже рассмотренное нами, принадлежит к области социальной психологии. Социальные психологи имеют дело также с теорией социального сравнения, теорией когнитивного диссонанса, факторами привлекательности и симпатий, измерением социальных позиций, конформностью, феноменом подчинения власти, социальной фасилитацией. Социальное сравнение и когнитивный диссонанс. У человека существует не только потребность узнать, почему другие ведут себя так, а не иначе, но и стремление осмыслить и понять происходящее, обрести уверенность в правильности его представлений об окружающем мире. Для этого он постоянно проверяет свои впечатления, сравнивая их с объективными данными; Фрейд называл эти действия "испытанием реальностью". В отсутствие объективных критериев люди проверяют свои убеждения, сравнивая их с аналогичными представлениями, имеющимися у других людей. Совпадение с этими представлениями вызывает такое же "субъективное чувство правильности", как и испытание реальностью. Мнения окружающих используются человеком в качестве социальных мерок и критериев. Для "разрешения диссонанса" личная точка зрения приводится в соответствие с позицией большинства и координируется с поведением. Люди, испытывающие "когнитивный диссонанс", либо меняют убеждения, так чтобы они не противоречили поведению, либо изменяют поведение, чтобы оно соответствовало убеждениям. Например, в одном из экспериментов было показано, что люди, вынужденные причинять ущерб другим, склонны считать, что те сами этого заслужили.
Привлекательность и симпатии. Теория диссонанса основывается на потребности индивида в конформном поведении. Одно из следствий этой потребности состоит в следующем: чем больше усилий требует достижение цели, тем более привлекательной она становится. Если студенты проходят трудные испытания, чтобы попасть в желаемую группу, они считают ее значительно более привлекательной, чем те группы, членство в которых не предполагает соревнования. К числу факторов, определяющих привлекательность для индивида тех или иных лиц или предметов в его окружении, относятся также сходство между ним и "другими", частые контакты, а также его осведомленность о предмете. Значение сходства иллюстрирует поговорка "враг моего врага - мой друг". Другой пример: мы испытываем симпатию к людям, оказывающимся в сходной затруднительной ситуации. Роль частых контактов и осведомленности о предмете широко известна. Так, школьники, вначале недолюбливающие новичка, со временем и увеличением частоты контактов начинают испытывать к нему дружеские чувства. Регулярно рекламируемая на уличных щитах и с экранов телевизоров продукция со временем становится популярной среди потребителей.
Социальная позиция, ее измерение. Этот фактор межличностного общения определяется взглядами, представлениями и установками личности. Социальные психологи уделяют ему чрезвычайно большое внимание. Разработана техника измерения социальных позиций, основанная на применении различных шкал их оценки. Например, для определения позиций людей по спорным вопросам используется шкала Лайкерта, которая помещает позиции в следующей последовательности: 1) решительное одобрение, 2) одобрение, 3) нейтральное отношение, 4) неодобрение, 5) решительное неодобрение. Социальные позиции характеризуются как позитивные и негативные. Их изменение представляет собой движение от негативных к позитивным или наоборот и часто зависит от образа собственного "Я". Например, когда фабричные рабочие получают повышение и становятся управляющими, их отношение к работе резко меняется. Рядовые служащие, становясь менеджерами, меняют свое отношение к управлению. Воздействие на позицию людей требует учета целого ряда факторов. Как правило, люди, придерживающиеся определенной позиции, становятся менее решительными, если приоткрываются ее отрицательные стороны. Но, обращаясь к людям, изначально противостоящим той или иной позиции, политик имеет большие шансы на успех, если осветит обе стороны медали. Если представители малообразованных слоев населения более восприимчивы к тем точкам зрения, которые сходны с их собственными, то людям более образованным необходимо привести аргументы как "за", так и "против". В соответствии с "эффектом популярности", если имя человека связано с неблагоприятным отношением к нему в средствах массовой информации, через некоторое время люди будут помнить лишь его имя, но не саму негативную информацию; другими словами, позиция населения сдвигаются в сторону, благоприятную для индивида.
Конформность и подчинение власти. Поразительный ответ на вопрос о том, насколько велико влияние власти на установки индивида, был получен в эксперименте психолога С.Милгрема. Он показал, что большинство людей, поставленные перед соответствующим выбором, скорее согласятся мучить других, чем не подчиниться власти. Другой случай конформности, известный под названием эксперимента "один против всех", показывает, что людям свойственно скорее согласиться, чем не согласиться с мнением окружающих, даже если их глаза и уши свидетельствуют о противоположном. Социальная фасилитация (англ. facilitate - облегчать) - феномен, связанный со взаимодействием людей. На активность индивида при выполнении того или иного задания, как правило, благоприятно влияет присутствие других людей, вовлеченных в ту же деятельность. Людям больше нравиться посещать театры, когда они полны, обедать, когда другие тоже едят, и бегать, соревнуясь с другими, а не в одиночестве. В основе данного феномена лежит тот факт, что поведение одного человека влияет на поведение другого.
ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 27
Затем следует стадия наивной психологии в применении памяти, стадия, которую удается экспериментально проследить с чрезвычайной ясностью и которая заключается в том, что ребенок, один раз ... Уже давно в психологии было отмечено, что язык, по выражению Г. Компейрэ, есть мнемотехническое оружие, что он вносит существенные изменения в процессы запоминания, потому ...

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 21
...которые господствовали и в тогдашней психологии. Представление о мозге как совокупности или мозаике отдельных центров, соединенных между собой ассоциационными путями, отражало концепцию ассоциативной психологии, из которой, по существу, и ...

Психология. (15)
В психологии — предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира....другие науки, в том числе психологию, обретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе связи обратной. Представление о том, что каждая система стремится ...

Ремонт квартир Иваново.Психология интерьера.ГиперИнфо
...не каждому доступна консультация по психологии интерьера у специалиста или по планировке жилья у мастера фэн шуй. Тем не менее освоить и применить на практике основы ... С точки зрения психологии такая структуризация имеет первостепенное значение. Фактически она задает ритм жизни в доме и нередко диктует конкретные модели отношений его обитателей ...

Социальная психология. (45)
...справа)} «Ни в чем социальная психология не расходится так сильно с общественным сознанием, — отмечает Филип Брикман, — как в своем понимании того, каким образом внешние обстоятельства становятся ... Помните, что основная цель социальной психологии — не поиск различий, а выявление универсальных принципов поведения. Нашей целью является то, что психолог Уолтер Лоннер, специалист по кросс культурной ...

Психология. (109)
...обратный ожидаемому; наблюдается преимущественно в психологии пропаганды и психологии педагогической. Как правило, он возникает, если: 1) подорвано доверие к источнику информации; 2) передаваемая информация долгое время ...

Майерс Д. Социальная психология. (9)
Мы изучаем психологию человека. На самом деле, Ваше Высочество, Вы — Эдвард Белчер. Вы живете в Нью Йорке, на Лонг Айленде.... У защитников социальной психологии есть все основания говорить о том, что профессора, устраивающие экзамены и переэкзаменовки, нервируют и огорчают своих студентов значительно сильнее, чем ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (10)
...лишь перемещением его в область психологии; следствием этого является повышение коллективной культуры и вместе с тем понижение культуры индивидуальной. Как порабощение массы было открытой раной античного ...времени, но и в субъективной психологии Шиллера. Вместе со своею современностью и он искал корень зла не там, где следовало; и это потому, что варварство вовсе ...

Карл Густав ЮНГ. Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ (6)
Соучастие характеризует первобытную психологию, т. е. психологический уровень, на котором отсутствует осознанное различие между субъектом и объектом. Общее бессознательное, конечно, совершенно недопустимо в ситуации ...бессознательные фантазии, которые искажают всю психологию. Они страдают кошмарами, паникуют, не умеют адаптироваться в нормальных ситуациях, когда дело касается любви, брака и т. д.

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (13)
...моих работах "Строение бессознательного" и "Психология бессознательных процессов" читатель найдет дальнейшие соображения для разъяснения этой столь сложной проблемы, при разрешении которой основное значение принадлежит самому способу ...себя стоящим даже выше собственной психологии. Морально гигиеническая точка зрения нашего времени такова, что она хочет знать о каждой отдельной вещи, вредна она или полезна, правильна ...

Психология. (10)
В психологии XIX в. влечение половое считалось чисто инстинктивным и объяснялось как проявление потребности в продолжении рода, либо как стремление снять физиологическое ... ВЛИЯНИЕ — в психологии — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним.

Психология. (36)
Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению ... ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНАЯ (личность преступника) — в психологии юридической — совокупность психологических свойств, характерных для лиц, совершающих преступления. Изучение личности преступной включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, ...

Психология. (90)
Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости ( геронтопсихология).... Ее методы широко применяются впсихологии для обнаружения «статистически значимых» связей психических и поведенческих явлений с иными факторами, рассматриваемыми как их причины или следствия.

Психология. (1)
Изучение автоматизмов ведется как в психологии общей (при исследовании формирования навыков), так и в психологии прикладной. АВТОРИТАРНОСТЬ (автократичность) — Социально психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (15)
Его психология ориентируется на влечении и ощущении. Поэтому он всецело зависит от реальных раздражений. То обстоятельство, что Ницше особенно выделяет, с одной ...показательным для его собственной, личной психологии. Его следовало бы признать интуитивным типом, но со склонностью в сторону интроверсии. В пользу первого говорит его преимущественно интуитивно художественный ...

ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 28
Путаница в детской психологии возникла потому, что психологи не могли отличить развитие речи от развития мышления — вот самый важный вывод, с которого начинается теоретическое ...опыты, например опыты Келера, посвященныепсихологии животных. Эти опыты устанавливают доречевые корни мышления. В области развития ребенка есть исследования других авторов, например опыты Тудор Гарт и ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (14)
История и психология учат нас тому, что следует строго различать басню поэтическую и прозаическую. Начнем с Лессинга. Он прямо говорит, что басня относилась ...анализы и относятся больше к психологии логического мышления, чем к психологии искусства. Уже благодаря установлению этого можно было бы произвести формальный отвод одного и другого мнения, ...

Психология. (63)
...используемая как символ для обозначения психологии. ПСИХАСТЕНИЯ — болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к идеям навязчивым. Психастеникам присущи общие астенические свойства — повышенная чувствительность ...из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически).

Карл Густав ЮНГ. Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ (3)
В психологии бессознательного есть типичные фигуры, имеющие свою собственную определенную жизнь. К примеру, анима и анимус. В основе объяснительной части лежит факт ... Если вы изучали психологию брака, вы знаете, что все неприятности происходят от этих хитроумных «изобретений», которые не имеют под собой никакого основания. Рис.

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (25)
...вынесенным из практики нашей аналитической психологии: когда в сновидениях появляется символ, то он по всем вышеприведенным основаниям отвергается и вызывает даже обратную реакцию, соответствующую вторжению Бегемота....в более обширную область нормальной психологии, потому что неуравновешенное душевное состояние дает исследователю лишь особенно благоприятную возможность наблюдения некоторых психических феноменов, выступающих с почти чрезмерной отчетливостью, ...

Атомистическая психология
Атомистическая психология (от греч. atоmоs – неделимый и psyche – душа + logos – учение) — направления в психологии. Здесь делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, ...

Клиническая психология
Клиническая психология (от греч. kline – постель, койка) — раздел психологии, посвященный психологическим отклонениям и психологическим особенностям людей, включенных в лечебный процесс.

Социальная психология. (75)
Социальная психология в моей работе Когда я училась в аспирантуре и преподавала, у меня было немало возможностей наблюдать социальную психологию в действии.

Социальная психология. (84)
Социальная психология в моей жизни Имея хорошую подготовку по социальной психологии, я смог не только разобраться в ситуации на Ближнем Востоке (благодаря ...

Социальная психология. (131)
Социальная психология в моей работе Я стала социальным психологом в тот самый день, когда появилась в Беркли и начала учиться в колледже, ... Изучая социальную психологию, я открыла для себя совершенно уникальную область этой науки и попыталась именно в ней найти ответы на эти вопросы.

Детская психология
Детская психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в ... В детской психологии постулируется, что решающее значение в психическом развитии детей имеет усвоение ими исторически сложившихся форм человеческой деятельности, происходящее на основе постепенно ...

Дифференциальная психология
Дифференциальная психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном.

Космическая психология
Космическая психология — раздел психологии труда, посвященный исследованию психическойдеятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологиивыделяют прежде всего проблему формирование ...

Дескриптивная психология
...logos – учение) — ряд направлений объяснительной психологии. В противоположность экспериментальной психологии, здесь делалась попытка описать и понять психологические феномены сами по себе, не редуцируя их к внепсихологическим ...

Деятельностный подход в психологии
...подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л.

Сушков Игорь Рудольфович. Психология взаимоотношений групп в социальной системе (2)
...ранее подробно не рассматривались социальной психологией как относительно самостоятельная область изучения, важно уточнить объект, предмет и методологические принципы исследования. Анализ истории социально психологических исследований, показал, что ... Отражение их психологией социальных групп составляет суть межгрупповых отношений, затрагиваемых в диссертационной работе. "Применительно к социально психологическим межгрупповым отношениям речь идет о субъективных ...

Иностранная психология
...с практическими разработками в области психологии и смежных наук за рубежом. Статьи, прежде всего переводные, организованы по рубрикам: тематическое ядро, объединяющее ряд статей по какой–либо одной проблеме, специальные области психологии, методики, психологические центры, обзоры и ...

Интроспективная психология
Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина,Г.И. Челпанова.

Социальная психология. (151)
...Прямой способ убеждения Психологическое консультирование Психология здоровья Психотерапия Публичный ответ Р Равноправный контакт Развод альтернативы общие представления о Разрешение конфликта Разъединение Расизм культурный Расовая категоризация Расовые ...поддержка и физическая привлекательность Социальная психология и убеждения и биология и психология личности и социология материализма определение Социальная среда и агрессия Социальная фасилитация и боязнь оценки ...

Психология. (98)
ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ (психология слепых) — раздел психологии специальной, изучающий закономерности развития деятельности психической индивида с полностью или частично нарушенным зрением: 1) развитие психическое слепых ...

ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 31
Без такого различения, нам кажется, психология вообще не могла бы найти путь к исследованию высших форм поведения человека и установить ту принципиальную разницу, которая существует между ... Как мы уже говорили,психология долгое время придавала слишком большое значение именно таким установившимся, стереотипным формам развития, которые сами являлись результатом уже сложившихся и отстоявшихся, ...

Психология. (53)
Известный термин психологии интроспективной, отражающий ее атомистическую направленность. ОЩУЩЕНИЕ — построение образов отдельных свойств предметов внешнего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними.... Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между ...

Психология. (23)
...задатках стали накапливаться в отечественной психологии благодаря изучению врожденных свойств системы нервной и их значения для различий индивидуально психологических (школа Б. М. Теплова).... ЗАКОН БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ — в психологии — перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э.

Психология. (60)
...использования достижений различных психологических дисциплин: психологии социальной, психологии труда, психологии медицинской и педагогической, и пр. Объекты их деятельности таковы: 1) коллектив предприятия — организация как таковая; 2) ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (27)
16/ О психологии этого стремления к абстрагированию Воррингер говорит: "Каковы же психические предпосылки такого стремления к абстрагированию? Нам следует искать их в мирочувствии ... Поэтому его психология естьпсихология угнетенного человека, тогда как эмпатирующий подходит к объекту с априористической уверенностью, потому что объект, вследствие своей неоживленности, неопасен.

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (24)
...в противоречии понимание, выработанное аналитической психологией, ибо ей присуще такое понятие о душе, которое не совпадает с совокупностью психических функций. Дело в том, что мы определяем ... Но так как аналитическаяпсихология занимается действительным человеком, а не таким, каким он должен бы быть, согласно известным воззрениям, то и выходит, что те феномены, ...

Психология. (34)
В психологии часто — некая числовая величина, отражающая степень выраженности, развитости определенного психологического качества, характеристики. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (коэффициент интеллекта, коэффициент и ителлектуального развития, (... КРИЗИС — в психологии — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (= кризис возрастной). КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ — особые, относительно непродолжительные (до ...

Социальная психология. (73)
...лекции по вводному курсу в психологию в зале, вмещающем 2000 зрителей, на собственном опыте убедились в справедливости этого утверждения. Если бы количество слушателей не превышало 100 ...присутствия посторонних — простейший вопрос социальной психологии. Результаты некоторых ранних исследований этой проблемы свидетельствовали о том, что в присутствии наблюдателей или соисполнителей люди работают лучше.

Социальная психология. (60)
...роль, подвигла специалистов в области психологии личности обратиться к изучению обстоятельств, при которых они все таки прогнозируют поведение. Результаты их исследования подтвердили принцип, о котором мы ...рассказано выше, специалисты в области психологии личности проясняют связь между тем, кто мы такие, и тем, что мы делаем, подтверждая существование этой связи.

Социальная психология. (35)
Изучение установок близко существу социальной психологии и было одним из первых объектов ее внимания. Исследователей всегда интересовало, в какой мере наши установки влияют на наши поступки....наиболее существенный вклад в социальную психологию (Gerard, 1994), пришел к следующему выводу: свидетельства в пользу того, что изменение установок приводит к изменению поведения, отсутствуют .

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (12)
...вернее сказать, что наша собственная психология варварски переоценивает одну из функций и дает увлечь и поглотить себя ею. Правда, этот порыв (impetus) тоже есть часть природы; ... Прежде чем глубже проникнуть впсихологию этой мысли, удостоверимся в том, как Шиллер понимал сущность и возникновение символа. "Предмет чувственного влечения называется жизнью в самом обширном ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (50)
Здесь путь от «психологии» к «философии», изнутри – наружу, от ощущения к мировосприятию: глубоко художественная символическая черта. Расстройство времени сперва, прежде всего – «психология», ощущение Гамлета после общения с ...

Социальная психология. (68)
Социальная психология в моей работе Жизнь полна сюрпризов, а события порой приобретают совершенно неожиданный оборот. Изучая социальную психологию по этому учебнику, я и ...







РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )



ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar