Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 17

АТРИБУТИВНЫЙ



















 
    ПОНЯТИЕ



А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (66)
Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины "личность" и "безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности ...между субстанциальным пониманием личности и атрибутивным ее пониманием. То, что мы выше назвали природной, или материальной, личностью, и личностью идеальной, это, как мы сейчас условимся говорить, ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (191)
...уже не просто мифологичны, но атрибутивно мифологичны. Также возникало и представление об элементах, то есть о том, что видно и слышно и даже вполне одушевленно, вполне ...шла здесь покамест только об атрибутивном мифологизме. В свете этого последнего, очевидно, надо понимать и такое заявление Энопида, Диогена и Клеанфа (Энопид, фрг.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (99)
...досократическая философия уже понимает ум атрибутивно. Он окажется атрибутом материальных субстанций. Но эта его атрибутивность как раз и сыграет положительную роль в тогдашней прогрессирующей философии, с ...объединиться с элементами уже не атрибутивно, но диалектически субстанциально. §2. Ранняя классика 1. Общее а) Как анализировать раннюю классику в смысле терминологии, в этом мы уже ...

Атрибут (от лат. attributio — приписывание, признак):
Атрибут — в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний).
Атрибут — в мифологии и иконографии предмет, служащий постоянным устойчивым знаком и отличительным признаком мифологического или реального персонажа или аллегорической персонификации какого-либо понятия (молнии Зевса, весы и повязка Фемиды).
Атрибут — в некоторых файловых системах одно из свойств файла.
Атрибут — иное название для поля класса в объектно-ориентированном программировании.
Атрибут, поле — в реляционных базах данных элемент данных в кортеже.
Атрибут — в языках программирования платформы Microsoft .NET средство реализации декларативности.
Атрибут — в SGML, HTML, XML и подобных языках часть тега.
Атрибут — в лингвистике — то же, что и определение.
Атрибут — характеристика способностей персонажа в RPG.
Атрибуция
...сложившееся направление социально психологических исследований атрибутивных процессов связаны, прежде всего, с именем Ф. Хайдера. При этом, если в самом начале атрибуция рассматривалась как некий феномен, ограничивающийся ...содержательно ключевой в рамках исследования атрибутивных процессов в целом. Сам факт пристального внимания психологов экспериментаторов и психологов практиков к изучению каузальной атрибуции в решающей степени обусловлен ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (183)
Атрибутивно мифологический человек Чтобы правильно понять новую роль человека, полученную им в период классики, необходимо помнить, что мифология в течение всей ... Эту мифологию мы называематрибутивной, поскольку соответствующее латинское слово указывает на приписанное свойство, на то или иное смысловое, или мыслительное, построение вещи, а не на ...

И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (36)
...открыто явление, получившее название "фундаментальной атрибутивной ошибки", жертвой которой нередко становятся даже профессиональные психологи: тенденция недооценивать влияние ситуативных (объективных) и переоценивать влияние диспозиционных (субъективных) детерминант поведения. Вторая типичная атрибутивная ошибка – эгоцентрическая атрибуция или феномен "...

Психология. (62)
...классическая, или защитная; 2) проекция атрибутивная; 3) проекция аутистическая. 2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти ...проекция классическая (защитная); 2) проекция атрибутивная; 3) проекция аутистическая; 4) проекция рациональная. Известны и другие подходы. При классификации можно выделить два «измерения» проекции: первое относится к ...

ОТРАЖЕНИЕ
выделяются две концепции: функциональная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции О. утверждают, что в неорганических объектах есть лишь предпосылки свойства О., но не его активное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на всеобщности свойства ...

ЭТИКА
...древнегреческой натурфилософии) для фиксации комплекса атрибутивных качеств: от "этоса праэлементов" у Эмпедокла до расширительного употребления термина "Э." в философской традиции: "Э.... по своей природе атрибутивно метафизична (см. Метафизика ): роковым вопросом для Э. стал вопрос о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого содержания морали, и несмотря на ...

ИНФОРМАЦИЯ
— атрибутивная и функциональная. Атрибутивная концепция трактует И. как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (51)
...но по преимуществу акциденциально, или атрибутивно. Существует сама субстанция, но существуют и ее признаки, существенные или несущественные. Всю эту область признаков субстанции нужно называть уже не ... А это значит, что атрибутивное общение с самой субстанцией, взятое само по себе, уже не субстанциально, а только познавательно. И вот почему гносис выдвигался здесь ...

ПОСТМОДЕРНИЗМ
...качестве монолитного, характеризуясь не только атрибутивной, но и программной плюральностью, объективирующейся в широком веере разнообразных (как по критерию моделируемой предметности, так и с точки зрения используемой ...недоверие к метаповествованиям", Джеймисон усматривает атрибутивную характеристику П. в ориентации на специфическую пародийность (см. Пастиш ) и т.п. Вместе с тем, несмотря на сказанное, применительно к ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (190)
Атрибутивный мифологизм а) Латинское слово, лежащее в основе употребляемого нами здесь прилагательного, как раз указывает не на вещь и не на ...не просто метафорической, но именно атрибутивной. Космос в период ранней классики не отрицает богов, демонов и героев, но пользуется ими только атрибутивно, так что и сам ...

НАРРАТИВ
Важнейшей атрибутивной характеристикой Н. является его самодостаточность и самоценность: как отмечает Р.Барт, процессуальность повествования разворачивается "ради самого рассказа, а не ради ...Атрибутивной характеристикой Н. выступает в этом контексте "leggerezza" — легкость, которую "нарративное воображение может вдохнуть в pezantezza — тяжеловесную действительность" (И.Кальвино, 1998).

ХЮБРИС
...так и в смысле его атрибутивного качества стихийно катастрофической внутренней активности ("кипение", "бурление") — с другой. Понятие X. используется в различных концептуальных контекстах, объединенных (при достаточно широком ... в качестве его атрибутивной характеристики: "действие, каковым бы ни было его специфическое содержание, всегда ... имеет внутреннюю тенденцию разрывать все ограничения и пресекать все границы".

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (144)
...приходит к выводу, что "основание атрибутивно сущего есть его "середина" в дедуктивном заключении", но и в то же время это есть среднее такого сущего, которое имеет ...в качестве середины сущего ватрибутивной логической дедукции. Однако есть вещи, которые несут свою причину сами в себе. "Причина одних [вещей] – в чем то ином, [причина] ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (83)
...о метафорическом и не об атрибутивном приписывании образа бытия самому бытию, но о прямом отождествлении образа бытия с самим бытием, об их субстанциальном тождестве, тогда это ...субстанциальном, а не только в атрибутивном и не только в подражательном смысле. Это была крайняя степень имманентизма, которая как раз и была специфична для неоплатонизма.

МАТЕРИЯ
, равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у ...них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств — массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества ("начало", "элементы", "...

КУЛЬТУРА
...категории, которые фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого сознания и носят универсальный характер, поскольку любые ... Их атрибутивные характеристики фиксируются в категориях пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.д.

СКЛАДКА
...осмыслении и языке; у них атрибутивно отсутствует исходный смысл — они сами его продуцируют, элиминируя из собственной системы интеллектуальных предпочтений предзаданный приоритет осознанного смысла перед бессмыслицей (см....отличие от "сгиба" — процедуры с атрибутивной ей внутренней энергетикой. Динамическая, силовая модель С. подразумевает наличие определенного противостояния, противоборства сил сгибания, сгиба. Форма в контексте парадигмы С.

КОРЕНЬ
...постмодернистская номадология конституирует принципиально новый (атрибутивно гетерогенный) тип целостности, каковой "является именно таким пересечением нескольких измерений в множестве, которое обязательно меняется по мере того, как увеличивается ... Линейность является атрибутивным параметром западного стиля мышления, характерного для западной культуры построения текстов и т.п. (см. Сюжет ).

ИТЕРАТИВНОСТЬ
...повторение постулировалось как имманентно и атрибутивно предполагающее тождественность и самотождественность повторяемого, фундированное аксиомой тождественности и самотождественности присутствия. И. как единое означающее содержит в себе (в традиционной ...

АБСУРД
" стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит.

ПЛОТЬ МИРА
...обладает "активно функционирующим телом", наделенным атрибутивным свойством "касаемости в се бе" (франц. tangible en soi), которое выступает условием возможности и всякого иного (вовне ориентированного) касания.

ДВИЖЕНИЕ
, последнее трактуется в качестве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой познание природы"). В рамках материализма Д.

АПЕЙРОН
...Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его ...

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
...в обществе и природе статуса атрибутивных для реальности как таковой (трактовка движения как атрибута материи и понимание его как "изменения вообще"); "вечных" истин, как и абсолютных ...

ЛЮБОВЬ
Атрибутивным аспектом Л. является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душевном подъеме и радостной окрашенности мировосприятия. Л.

ИГРА СТРУКТУРЫ
...конфигурирования которой выступают принципиально не атрибутивными в содержательном смысле и принципиально нон финальными и преходящими — в смысле своего статуса (диссипативные структуры в синергетике, например).

Кентавры
...связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным. Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую ...

БОГ
...в социальном контексте как его атрибутивно онтологических свойств (обручальное кольцо, монаршья корона, гербовая печать и т.п.); при артикуляции этих свойств как сверхъестественных фетишизм формирует практику ...

И.С.Кон ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ (34)
...предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (обычно люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в ...

Бог
...в социальном контексте как его атрибутивно онтологических свойств (обручальное кольцо, монаршья корона, гербовая печать и т.п.); при артикуляции этих свойств как сверхъестественных фетишизм формирует практику ...

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ
...специфическим признаком которого является наличие атрибутивного комплекса психологических моментов, может быть обозначено как СП. Эволюция СП. характеризуется наличием разнокачественных состояний, которые могут быть интерпретированы как три ...

ХРОНОС (в постмодернизме)
трактуется им как атрибутивно неупорядоченная (см. Хаос ) и нестабильная среда (функционально аналогичная неравновесным средам, рассматриваемым синергетикой — см. Нелинейных динамик теория ), обладающая внутренним потенциалом самоорганизации (...

ТЕКСТ
...этого опыта (Хайдеггер, Гадамер), как атрибутивном способе существования самого жизненного мира человека (Рикер). Статус Т. как одного из центральных философских концептов наиболее последовательно и развернуто утверждается ...

МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон
, атрибутивной частью гносеологии психологию познания и теорию предметов. Последняя, согласно М., являет собой "совершенно новую философскую дисциплину" — учение о чистом предмете ...

БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин
...привходящих свойств, все его свойства атрибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" — это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, ...

ШТЕЙН (Stein) Лоренц фон
Реально, любое общество атрибутивно делится на классы, каждый класс стремится овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах. Государство, по схеме Ш.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (203)
...и может мыслиться акциденциально, или атрибутивно. Другими словами, идея и материя могут сливаться как в одну и нераздельную вещь, так и могут сливаться, становясь только взаимными ...

ПРИГОЖИН (Prigogine) Илья Романович
...макроструктуры); в) любой сложной системе атрибутивно присуща альтернативность сценариев ее развития в контексте наличия известной инерционно исторической предопределенности ее изменений в точках бифуркации (ветвления); г) целое ...

БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо
— носитель такого атрибутивного свойства как "всеобщий ум", универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием "мировая душа". Согласно Б.

МАРКЕС Габриэль Гарсиа
...отличавшая уроженцев плоскогорья"); 4) их атрибутивная склонность к антиправовым и силовым процедурам разрешения внутриполитических и общественных конфликтов — в том числе и внутри собственного окружения ("...

СЮЖЕТ
Лоджу, атрибутивной характеристикой постмодернистских текстов является их способность вызывать у читателя чувство "неуверенности" в отношении развития повествования (см. Нарратив ).

ВОЛЯ
как финально автохтонного феномена, атрибутивной характеристикой которого выступает самодостаточная свобода (см. Свобода воли ) и который определяет сущность бытия и формирует его, что задает в истории ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (84)
...субстанциальном смысле, но только в атрибутивном, то есть в формальном смысле античные мыслители вполне доходили здесь до понятия личности; но по своему содержанию, по своей духовной ...

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
...порядка является в эсхатологических мифах атрибутивным признаком конца бытия, — в силу этого, как правило, счет В. ("ведение" его) являлся функцией жрецов, а календарь мыслился как земной ...

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
...порядка является в эсхатологических мифах атрибутивным признаком конца бытия, — в силу этого, как правило, счет В. ("ведение" его) являлся функцией жрецов, а календарь мыслился как земной ...

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
...сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека. Корректное определение Б. психического, исследование его, создание учения о Б.

ГОББС (Hobbes) Томас
...продукт труда и как последний атрибутивна человеческой природе. Воля человека (в отличие от его поступков, обусловленных лишь природой людей) достаточно жестко детерминирована универсальной причинностью.

АТРИБУТ (от лат. attribuo — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство объекта. Напр., А. материальных вещей — протяженность, вес, цвет и т.п. Уже Аристотель отличал постоянные А. от акциденций — случайных, преходящих состояний. В дальнейшем под А. понималось: то, что необходимым образом присуще духовной или материальной субстанции; то, что выражает природу вещи; то, без чего данную вещь нельзя помыслить. А. подразумевает необходимое отношение к некоторой субстанции, но он сам не может быть субстанцией или существовать без нее. Р. Декарт считал протяженность и мышление двумя исходными и основными А. реальности. Обычно термин «А.» использовался в фил ос. системах, предполагавших материальную или духовную субстанцию. После Д. Юма и И. Канта понятие субстанции существенным образом изменилось и под А. стали иметь в виду необходимое, неотъемлемое свойство любого объекта. 
Понятие А. достаточно широко используется и в современной философии — обычно для обозначения необходимо присущих свойств. Выделяются, напр., пять А. реальности: энергия (источник движения), пространство (протяженность), время (изменение), сознание (активное отображение) и форма (организация, структура). 
В логике А. называется то, что утверждается или отрицается относительно предмета, о котором идет речь в высказывании; А. может быть существенным или несущественным, необходимым или случайным.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

аттрибут (от лат. attribuo — придаю, наделяю), необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Напр., А. материи — движение. Термин «А.» встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный А. от случайных, преходящих состояний, т. е. акциденций.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

АТРИБУТ (от лат. attribuo – наделять) 
признак, примета, существенное свойство.
Философский энциклопедический словарь. 2010.

 АТРИБУТ, аттрибут (лат. attributio— свойство, сказуемое) — предикат (качество, признак) субстанции, достаточный для ее идентификации (узнавания, распознавания) и необходимый для ее существования. Говоря иначе, атрибут—это то, что в традиционной логике называют отличительным признаком вещи (differentiae), с той, однако, разницей, что, говоря об атрибутах вещи, подразумевают не видовое, а субстанциальное отличие: "любая разница, созданная какими угодно отличиями, составляет инаковость; но нечто другое получается только в том случае, когда две вещи разделены субстанциальным отличием” (Боэций. "Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990, с. 79). Такое различение, конечно, принципиально, если под субстанциями понимать только индивиды (как учил Аристотель, см. Индивиду ация). Но оно непринципиально, если мыслить субстанцию как инвариантный аспект любой сущности, в том числе и абстрактной (см. Абстрактный объект), включая роды и виды (как учил Платон). В последнем случае понятие "атрибут” является классификационным понятием и, т. о., относительным, а не абсолютным в том его метафизическом толковании, которое ему нередко придавали в средневековой и новой философии. Напр., по отношению к виду "треугольник” предикат "иметь три стороны” является атрибутом, а равенство суммы углов двум прямым атрибутом не является. Но по отношению к виду "треугольник в евклидовом пространстве” ситуация по существу иная — как раз равенство суммы углов двум прямым является отличительным признаком вида "плоский треугольник”, хотя этот признак и не входит в определение общего понятия "треугольник”. С современной т. зр. классификационное значение термина "атрибут” следует, по-видимому, считать основным, а те значения, которые ему придавались в историческом контексте различных философских теорий,—периферическими. К такому выводу приводит, в частности, текстологический анализ эволюции и "понижения ранга” этих значений — от схоластических представлений об атрибутах как предикатах исключительно божественной субстанции к почти современным представлениям о них в философии Декарта и особенно в философии Лейбница (как свойствах par excellence). M. M. Новоселов

АТРИБУТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражается гл. о. терминами "*исм” (имя), "сифа” (качество), "васф” (описание). Различаются два аспекта проблемы атрибутов в средневековой арабо-мусульманской философии. С одной стороны, вопрос об атрибутах первоначала мироздания, которое в разных философских направлениях могло именоваться Богом, Первой Вещью, Первым Разумом, Светом Светов. В данном аспекте проблема атрибутов предстает как проблема описания первоначала и его связи с порождаемым им миром. С другой стороны, вопрос об атрибутах тещей мира. В этом плане проблема атрибутов сближается с вопросом о категориях (макулат) и предикатах (махмулат; см. Универсалии), ав некоторых философских направлениях, прежде всего арабоязычном перипатетизме и исмашизме, растворяется в нем.
    Грамматически атрибуты могут выражаться именами существительным и прилагательным, а также действительным причастием. Что касается соотношения с десятью аристотелевскими категориями, то, как сообщает аш-Шахрастанй в "Китаб ал-милал ва-н-нихал” ("Книга о религиях и сектах”), в качестве атрибутов могут выступать количество, качество, когда, где и положение. Кроме того, к числу атрибутов вещи, как правило, причислялось существование, тогда как утвержденность (субут) могла не считаться атрибутом там, где существование и утвержденность различались (напр., ал-Кирмани). Истоки постановки вопроса об атрибутах первоначала обнаруживаются в Коране и сунне. Коран неоднократно упоминает о "прекрасных именах” (асма' хусна) Бога, а, как утверждается в одном из хадисов, у Бога 99 имен, сотое же—"Бог”, и кто перечислит их все, войдет в рай. В исламском вероучении был принят тезис о буквальном понимании всех атрибутов Бога без их исследования, направленный против как утверждавших сходство Бога с творением (мушаббиха) вследствие сходства атрибутов, так и отрицавших понимание атрибутов Бога в прямом смысле (му'аттила) для того, чтобы сохранить тезис об отличии Бога от всего сотворенного. В мутазилизме атрибуты Бога разделялись на "атрибуты самости” (сифат аз-зат) и "атрибуты действия” (сифат ал-фи'л): первые не имеют противоположности (напр., живой, знающий), вторые зависят от совершаемого Богом действия и могут быть противоположными (напр., оживляющий—умерщвляющий). Одни атрибуты понимались как "истинные” (хакйка), как это предполагается теорией указания на смысл, другие перетолковывались как иносказательные (маджаз) или исключались из философского рассмотрения. Истинные атрибуты с этой т. зр. понимались как конфигурация действие —действующее — претерпевающее, напр. , знание — познающий — познаваемое. Среди "истинных” атрибутов особое значение мутазилиты придавали четырем: знанию, могуществу, воле и жизни. Первые три объясняли связь между первоначалом и мирозданием, а жизнь понималась как необходимый атрибут действователя, поскольку действовать в истинном смысле может только живое. Вопрос об истинных атрибутах Бога был поставлен в мутазилизме как проблема тождества субъекта атрибутов: если "знающий” и "желающий” предполагают действительно различные "знание” и "воление”, то как субъект этих атрибутов может быть одним и тем же? Среди предложенных решений проблемы было отождествление соответствующих действий (знание, воление и т. д.) с самостью Бога. Мутазилиты, как правило, не различали термины "васф” и "сифа”, отождествляя их с понятием "смысл” (ма'нан), и говорили, чтовещь может быть описана (мавсуфф) как имеющая некоторый атрибут благодаря наличию в ней соответствующего "смысла”. Так же считал ал-Аш'ари, относивший к атрибуту (васф, сифа) всякий "несамостоятельный смысл”. Однако большинство ашаритов закрепили за термином "сифа” (качество) онтологический, а за "васф” (описание)— гносеологический аспекты понятия атрибутов. Напр., "чернота” именуется первым как находящаяся в теле, а вторым—как фигурирующая в высказывании о теле; "знающий” в высказывании "Зейд знающий” является "качеством” (сифа) говорящего, поскольку "имеется” (кийам) в нем, и "описанием” (васф) для Зейда, поскольку представляет собой сообщение о нем. Что касается атрибутов Бога, то ашариты различали атрибуты самости (вещь, сущий, самость), атрибуты, имеющиеся благодаря некоторому "смыслу” (живой, знающий, могущественный, желающий), и атрибуты действия (творец, прощающий), причем последние не считали вечными.
    В арабоязычном перипатетизме первоначало считалось совершенно лишенным атрибутов, что Ибн Си на доказывает, исходя из понятия необходимости первоначала и его существования. Вместе с тем Первое характеризуется Авиценной как "уразумевающее себя” и "уразумеваемое собой”, что не влечет его множественности. В исмаилизме (ал-Кирманй), где функция первоначала расщепляется между Богом и Первым Разумом, Бог считается лишенным всяких атрибутов, в т. ч. атрибутов существования, тогда как Первый Разум, в котором атрибут и носитель атрибутов, хотя и различаемы номинально, едины, наделяется рядом атрибутов: жизнь, действие, могущество, знание, разумение, вечность, совершенство, полнота, единство, существование, истинность, которые вкупе составляют некое единство и описывают самость Первого Разума в целом. Наряду с понятиями "атрибут” (сифа) и "описанное атрибутом” (мавсуф), употребляются понятия "хамил” ("носитель”, субъект) и "махмул” ("несомое”, предикат), и проблема атрибутов рассматривается как проблема предикации. Ас-Сухравардч различает атрибуты, которые существуют и в вещах, и в уме (напр., чернота), и те, которые существуют только в уме (существование, возможность, субстанциальность, вещность, цветность), причем от атрибутов могут быть образованы соответствующие предикаты (асвадиййа—чернотность, от савад—чернота; мумкин— возможное, от имкан— возможность), которые в любом случае являются существующими в уме. Что касается первоначала, то в ишракизме Свет Светов совершенно лишен атрибутов. В суфизме понятие атрибута переосмысливается в свете основных философских тезисов этого течения как характеристика, которой равно наделяются как Бог, так и вещи мира либо мир в целом. Исключение составляет атрибут "необходимое само по себе существование”, которое составляет исключительный атрибут Бога, но не творения. Термин "сифа” (атрибут) в суфизме употребляется как синонимичный с "'исм” (имя) и понимается как универсалия ('амр куллийй), которая может предицироваться вещам.  А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Синонимы: аксессуар, власяница, качество, определение, особенность, признак, принадлежность, присущность, причиндалы, реквизит, свойство, черта, штрих

 
 


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar